| |||
Реферат: Памятники победы русского народа в Отечественной войне 1812 года в МосквеМосковский Департамент Образования Школа 1222 с углублённым изучением немецкого языка Юго-Восточного Административного округа Реферат по москвоведению Москве.» Ученик : 11 «А» Учитель: Самаренко Лариса Павловна Москва, 2002 год План I. Москва - культурный и исторический центр России. II. Памятники подвигам русского народа в войне 1812 года. . Триумфальная арка. . Манеж. . Георгиевский зал. . Обелиск " Братская могила 300 воинов-героев Отечественной войны 1812 года". . Мемориальная доска на Хамовнических казармах. . Музей-панорама " Бородинская битва". . " Кутузовская изба". . Памятник " М.И. Кутузову, славным сынам русского народа, одержавшим победу в Отечественной войне 1812 года". . Мемориальная доска на доме, где жил герой-партизан Денис Давыдов. . Арсенал. . Бородинский мост-памятник и Киевский вокзал. III. Грандиозная победа русского народа в Отечественной войне 1812 года нашла отражение в не менее грандиозных памятниках. Ныне Москва-столица одного из самых больших государств, крупнейший политический , экономический и культурный центр. С именем Москвы неразрывно связаны история героической борьбы народа против социального гнета, за свободу и независимость Родины. Растет и хорошеет Москва, меняется ее облик, но, возводя вокруг старого ядра столицы новые жилые массивы, современные корпуса научных институтов, вузов, учреждений, ежедневно изменяя и украшая облик города, труженики Москвы никогда не забывают тех, кто вставал на ее защиту в грозные годы Отечественных войн, кто поднимал ее из руин, кто не жалел сил ради ее величия и славы. Свидетельство тому - бережное отношение москвичей к историческим и художественным ценностям и памятным местам, связанным с героическими событиями прошлого. В этом одно из выражений неразрывной связи времен и поколений. Подвигов прошлого и героики настоящего. Пойдем по Москве, и мы увидим замечательные архитектурные ансамбли, памятники и обелиски, из надписей которых узнаем имена, которые напомнят нам о подвигах русского народа в 1812 году. У Поклонной горы, где " напрасно ждал Наполеон, последним счастьем
упоенный, Москвы коленопреклоненной с ключами старого кремля", высится Неразрывная патриотическая связь поколений рождает в сердцах живущих стремление быть достойными преемниками боевой славы отцов и прадедов. "Герой", служащий Отечеству, никогда не умирает и оживает в потомстве", Нас и сегодня волнует каждая судьба, каждое имя, связанное с Триумфальная арка. В середине 1814 г., к торжественной встрече возвращавшихся из Западной Торжественная закладка арки состоялась 17 августа того же года. В
основание будущего памятника была вмурована бронзовая доска с надписью: Постройка Триумфальных ворот - первого и единственного в Москве памятника арочного типа, сооруженного после войны 1812 года, - растянулась на пять лет из-за недостатка денежных средств и безразличия со стороны городских властей. Только 20 сентября 1834 года состоялось открытие этого замечательного памятника, отражающего военную мощь, славу и величие России, героизм ее воинов победителей. Бове создал яркий, выразитель- ный образ непокоренной Москвы, восставшей " из пепла и развалин", как говорилось в одной из надписей на арке. У Тверской заставы Триумфальные ворота простояли 102 года. В 1936 году
площадь у Белорусского вокзала, на которой возвышалась арка, решили
перепланировать и расширить для разгрузки транспортной магистрали улица В 1966 году началось восстановление Триумфальной арки на новом месте. Наиболее подходящим местом была признана нынешняя площадь Победы. 6 ноября 1968 года замечательное творение Бове обрело вторую жизнь. Триумфальная арка теперь стоит на площади Победы, недалеко от Поклонной горы, образуя единый историко-мемориальныи комплекс вместе с музеем- панорамой " Бородинская битва", " Кутузовской избой" и расположенными рядом с ними памятниками. Лицевой стороной арка обращена к въезду в столицу. Размещая ее таким
образом, архитекторы соблюдали старую традицию, по которой триумфальные
ворота и арки всегда были обращены главным фасадом к въезжающим в город. Композиция построена мастерски. Впечатление движения усилено созданием
пространственной глубины. Фигуры на переднем плане и в глубине рельефа
различны по размерам. И несмотря на то, что ближайшие фигуры являются почти
самостоятельными скульптурами, горельеф удачно вписывается в плоскость
стены Триумфальной арки. Условность и реальность слиты здесь воедино. Другой горельеф - " Освобожденная Москва" - выполнен в более спокойной
манере. Полулежащая русская красавица, опирающаяся левой рукой на щит с
древним московским гербом. Ее фигура облачена в сарафан и мантию, голову
украшает небольшая корона . Правую руку она протягивает императору Традиционные фигуры трубящих о Славе парят в простенках над изгибами арки. А по всему периметру сильно выступающего карниза помещены 48 гербов административных районов России, население которых участвовало в борьбе с агрессором. Над карнизом застыли в спокойных позах аллегорические статуи Побед. У ног Побед сложены военные трофеи. В руках богинь венки и скипетры как символы властвующей победы. Арку венчает колесница Славы, словно летящая над аттиком. Шестерка коней, выступая мерным -шагом, влечет колесницу. В колеснице гордо стоит крылатая богиня Победы. Высоко поднят в правой руке лавровый венок, она венчает им победителей. Взгляд древнегреческой богини обращен к въезжающим в столицу. Она словно стремится сообщить им радостную весть о победе русского оружия. Интересно заметить, что московский митрополит отказался освятить В центре аттика, над проезжей частью, по обеим сторонам арки помещены
мемориальные доски с надписями. Та из них, что смотрит на город, составлена
из слов М.И. Кутузова, обращенных в 1812 году к русским воинам. На главном
фасаде повторен макет закладной доски. И, читая эти строки, мы словно
теряем ощущение времени и как бы встаем рядом с теми, кто сражался у стен Стены арки облицованы белым камнем. Умелое сочетание в одном монументальном сооружении разнообразных материалов, контрастных цветов - черного чугунного литья и белого камня -усиливает художественную выразительность памятника. Архитектурный и скульптурный замыслы в нем в полном единстве. Виртуозно задуманная и выполненная постановка скульптуры арки прекрасно учитывала игру света и тени ее частей. В этом легко убедиться, если обойти арку при восходе или закате солнца. То есть при максимальной ее освещенности. За счет того что колонны и стоящие между ними фигуры воинов не примыкают к стене арки, свет словно обтекает их и, отражаясь от белых стен, дополнительно подсвечивает черные фигуры сзади и с боков. Великолепно было найдено создателями и решения стройных архитектурных пропорций всех элементов Архитектурной арки. Идею ясного и спокойного создания победы Бове помогли выразить талантливые русские скульптуры И.П. Витали и И. Т. Тимофеев. Они выполнили большинство работ по рисункам архитектора. В работах Витали и Тимофеева чувствуется стремление к простоте и правдивости. Их произведения отличаются сдержанностью и величавым спокойствием. Совершенная красота формы, жизненность лепки, твердость линии говорят о глубоком понимании скульптурами сущности античного искусства и появлении в их работах реалистических мотивов. Заслуга Витали и Тимофеева является то, что в композиции Триумфальной арки монументальная скульптура удачно сочетается с массивными архитектурными формами. Имена создателей, истории сооружения и возобновлении Триумфальной арки записаны на памятной чугунной доске, установленной под сводом арки. Триумфальная арка - это прекрасный, проникнутый идеей торжества
русского народа символ победившей Москвы, это главный памятник Свидетельствует Манеж. Осенью 1817 года Москва готовилась торжественно отметить 5-ую годовщину победы в Отечественной войне. Для смотра и парада войск было приказано построить " экзерциргауз" - манеж, в котором мог бы развернуться пехотный полк, то есть почти две тысячи солдат. За разработку проекта манежа взялся талантливый инженер-механик генерал А.А. Бетанкур. Строительство манежа он поручил генералу А.Л. Карбонье, который в зоне
парадной застройке города для возведения здания выбрал Моховую площадь Открытый 30 ноября 1817 года манеж стал чудом инженерного искусства
своего времени. Замкнутое в нем пространство в 7424,67 м2 перекрывалось
общей кровлей, лежавшей на деревянных стропилах, длиной 44,86 м каждая, и
не имевшей каких-либо промежуточных опор. Такое удивительно смелое решение
было применено впервые в мировой строительной практике и потребовало от Прямоугольное в плане одноэтажное здание имеет и по нынешним временам
значительные размеры - длину 166,42 м, ширину -44,81 м, высоту - около 15
метров. Величественный вид манежа подчеркивается и его внешним оформлением. Одно из лучших созданий послепожарной Москвы, манеж является своеобразным памятником героям Отечественной войны 1812 года. В нем состоялись чествование и праздничный парад по случаю пятилетия победы русского оружия в этой войне. Из-за того, что с постройкой манежа очень спешили, через год после открытия кровля дала осадку и была поправлена Карбо-нье. Однако продолжающееся оседание стропил вынудило Бетанкура 1819 году выступить с предложением о серьезной перестройке кровли. Но осуществлена она была только четыре года спустя, в 1823-1824 годах, по проекту и под руководством военного инженера полковника P.P. Баусса, при активном участии Кашперова как основного исполнителя работ по сборке и установке заново сделанных стропил. В это время к работам по украшению манежа был привлечен замечательный архитектор и градостроитель О.И. Бове. Глубоко прочувствовав и правильно поняв роль и значение манежа как
здания-памятника в ансамбле народной застройки центра Москвы, Бове
предложил поместить на фасадах лепные украшения, прославляющие военную мощь Произведенные под руководством и по чертежам Бове штукатурные и лепные работы еще более подчеркнули торжественный характер манежа в целом. Искусно вкрапленный в архитектурный облик монументального здания декор из небольших строгих ритмических рельефов предал законченность всему сооружению - одному из лучших произведений классицизма в России. Здание манежа без особых внешних изменений сохранилось до наших дней. Георгиевский зал. Около 5 часов вечера в понедельник 2 сентября 1812 года отряды
наполеоновской армии заняли Кремль. В Кремлевском дворце, построенном
известным архитектором В.В. Растрелли в 1749-1753 годах, Наполеон занял
парадные покои русских императоров, выходившие окнами на реку с видом на Главный фасад двухэтажного здания дворца, сохранившегося до наших дней, обращен к Москве-реке. Главный вход, беломраморный вестибюль первого этажа, широкая парадная лестница и голубой аванзал 2-ого этажа ведут к парадным залам дворца, посвященным высшим русским военным орденам. Благодаря этим залам дворец стал не столько императорской резиденцией, сколько памятником ратным подвигам сынам России. Самый значимый по величине и самый роскошный по убранству - Георгиевский зал. Длина его 61 метр , ширина - 20,5 метра и высота - 17,5 метра. Белизна стен и потолков, а также обилие света делают зал нарядным и
торжественным. Продольные стены его прорезаны глубокими нишами с окнами,
выходящими на Соборную площадь Кремля. На торцевых стенах зала, почти под
самым потолком, - изваяние конной фигуры Георгия Победоносца, поражающего
копьем дракона, выполненные известным скульптором П.К. Клодтом. Зал
перекрыт цилиндрическим сводом, обильно украшенным лепкой. Лепные знаки
ордена в форме креста помещены и на стенах. В простенках между оконными
нишами попарно поставлены 18 витых колонн, отлитых из цинка Крумбюгелем и Гимном славы русскому оружию являются беломраморные мемориальные доски За наименованиями прославленных частей, выбитыми золотом на мемориальных досках, стоят имена тысяч безвестных героев Отечественной войны. Это за их нелегкий ратный труд увековечены полки русской армии, награжденные георгиевскими знаменами и трубами. Среди награжденных георгиевскими знаменами и трубами полков такие, как лейб-гвардии Литовский полк, лейб-гвардии гренадерский, лейб-гвардии конный, Малороссийский, лейб- гвардии гусарский, лейб-гвардии кирасирский полки. Георгиевский зал ставший памятником героям-победителям, связан и с важнейшими политическими событиями современности. Он принимал и участников парада Победы в 1945 году, и покорителей космоса. В стенах Георгиевского зала вручаются правительственные награды крупнейшим деятелям науки и культуры. Здесь были подписаны важные международные акты и соглашения, направленные на дальнейшую разрядку международной напряженности. В последние годы в Большом Кремлевском дворце проведены значительные реставрационные работы. Восстановлены уникальные полы, обновлена лепка, бронза, мебель. Все во дворце и его залах сохраняется в первозданном виде. Обелиск "Братская могила". Еще гремела артиллерийская канонада на Бородинском поле, по Смоленской
дороге потянулись к Москве обозы, увозившие раненых. Тяжелораненые солдаты
тряслись в крестьянских телегах, умоляя возниц не гнать на ухабах. Устало
плелись раненые и возле телег, заботясь, по возможности, о стонущих на
соломе товарищах. Нередко стоны и слова молитвы застывали на устах
раненого, и он затихал навсегда. Умерших хоронили на придорожных кладбищах. Приближаясь к Москве, останавливались обозы с ранеными недалеко от 128 лет только скромное надгробие указывало место захоронения воинов. В К тридцатому году своего существования памятник на единственной
солдатской могиле героев Двенадцатого года заметно постарел: осел в землю,
дал трещины. Специалисты и реставраторы разобрали обелиск до основания,
укрепили фундамент, заменили разрушившиеся плиты, вставили для прочности
свинцовые прокладки, подновили надпись. Ни близость музея-панорамы " Московскому ополчению. В 1812 году на защиту отечества от завоевателей поднялся весь народ. Запись добровольцев в " Московскую военную силу" была обставлена празднично. В разных местах столицы - на Новинском бульваре, в Марьиной роще и др. - стояли большие красочные шатры. Внутри стены их были украшены рисунками на военные темы, оружием, атрибутами военного снаряжения. В центре шатра стоял покрытый ярким сукном стол, на котором лежала книга, обтянутая пунцовым бархатом. В нее вносились имена ополченцев. К середине августа сбор ратников был в основном закончен. В Московское ополчение вступали и представители передовой интеллигенции. Ополченцами стали известные поэты В.А. Жуковских и П.А. Вяземский. В Москве центром формирования "военной силы" стали Хамов-нические
казармы. Здесь размещался сборный пункт Московского народного ополчения. Об
этом рассказывает мемориальная доска из дымчатого ямцевского гранита работы
архитектора К.В. Кудря-шова. Она была открыта 18 сентября 1962 года на
центральном здании казарм у бывшего парадного входа. Хамовнические казармы
не только интересный архитектурный памятник (проект здания разработан сыном
замечательного русского зодчего архитектором М.М. Казаковым), но и памятник
героическому прошлому столицы и мужеству ее защитников. Московское
ополчение, насчитывающее 34000 человек, прошло славный боевой путь. Полки История сохранила нам ничтожно малое количество имен этих доблестных
защитников отечества. Об их подвигах напоминает лишь небольшая мемориальная
доска на Хамовнических казармах. Им, солдатам, ополченцам, партизанам -
рядовым титанической борьбы с полчищами Наполеона, Россия была обязана
своей независимостью, как и Европа своим освобождением. Они стали
олицетворением поднявшегося на борьбу отечества, дав тем самым войне имя Музей-панорама "Бородинская битва". Это внушительного вида, необычной архитектуры здание из стекла, металла
и камня выросло возле уже сложившегося ансамбля памятников героям Здание музея, расположенного на площади Победы, было создано специально
для экспонирования уникального произведения русского изобразительного
искусства - панорамы " Бородинская битва". Она была написана крупнейшим
мастером панорамной живописи академиком Ф.А. Рубой является художественно-
историческим памятником героическим событиям 1812 года. Над созданием
панорамы Рубо трудился с 1909 по 1912 год. К этому времени он был известен
далеко за пределами России как автор панорам " Штурм аула Ахульного" и " Здание, в котором впервые демонстрировалась панорама, было построено на Здание, в котором располагается музей, покоряет композиционным
единством всех своих частей. В центре его - сооружение цилиндрической
формы, напоминающее барабан, из стекла и алюминия высотой около 23 и
диаметром 42 м. Два невысоких прямоугольных крыла, примыкающих к центральной части
здания, украшены мозаичными панно " Народное ополчение и пожар Москвы" и " Героико-патриотическую тему мозаики словно продолжают уложенные на
каменные ступени цоколя трофейные орудийные стволы. Все эти 68 орудий
принадлежали разным государствам Европы, чьи войска входили в состав армии |Мозаичное панно на здании музея | Пятьдесят имен и фамилий героев Отечественной войны 1812 года, представители всех слоев населения России, вставших плечо к плечу в 1-ой шеренге мужественных борцов, украшают здание-памятник. Не все они были участниками Бородинской битвы, но все они храбро бились с врагом ради общей победы. И своей победой в Двенадцатом они победили время ... Через отделанный камнем вестибюль музея-панорамы мы попадаем в 2 небольших прямоугольных зала, расположенных в боковых крыльях здания. Их экспонаты знакомят с событиями Отечественной войны до и после Бородинского сражения. Широкие беломраморные ступени ведут в небольшой круглый зал, посвященный творчеству Ф.А. Рубо. С замиранием сердца поднимаемся по винтовой лестнице в центральную
часть здания. И вот мы на смотровой площадке, в гуще Бородинского сражения. Деревня горит, враг усилил обстрел, но Дохтуров спокойно руководит боем
на своем участке. Мимо него проходят солдаты Московского и Астраханского
гренадерских полков. Напротив, за Семеновским оврагом, французские орудия,
выстроившись в линию, ведут огонь по русским позициям. Переходя Семеновский
ручей, гренадеры контратакуют врага. Бросая в бой резервы, Наполеон
пытается прорвать оборону русских войск в центре. Здесь, на южных скатах Два полководца - Кутузов у деревни Горки и Наполеон от Ше-вардинского редута - наблюдают за ходом сражения. Мы видим их на заднем плане панорамы друг против друга. Наполеон нервничает и спешит. Спокоен и полон уверенности Кутузов. Он стоит в шинели, накинутой на плечи. Взгляд его устремлен в долину реки Колоча, где решается исход боя. И хотя в этот момент еще атакуют наполеоновские солдаты, мы чувствуем, с какой непоколебимой стойкостью, с каким героическим энтузиазмом сражаются русские, и они не могут не победить. Панорама написана с большой реалистической силой. Она прославляет героизм простого солдата, отстаивающего свободу своего отечества. " Кутузовская изба". На шестой день после Бородинского сражения русская армия по Можайскому
тракту подошла к пригородам Москвы и расположилась лагерем вдоль ее
западной границы. Правый фланг армии развернулся перед деревней Фили, центр Много думал об этом и главнокомандующий русскими войсками М.И. Кутузов. В это время деревня Фили насчитывала только 7 изб. Здесь, в избе
крестьянина Фролова, и расположилась штаб-квартира Кутузова. Рубленная изба Еще несколько лет после Отечественной войны семья крестьянина Фролова жила в знаменитой избе. В 1850 году обветшавший дом починили, снаружи обшили досками, соломенную кровлю заменили тесовой и покрасили. Памятную избу, получившую название " Кутузовская", окружили невысоким земляным валом и обсадили деревьями. С каждым годом росло число посетителей этого исторического места. В той половине избы, где происходил военный совет, был образован своеобразный музей. Здесь сохранились длинный дубовый стол и лавки, за которыми сидели участники военного совета, иконы в красном углу и скамейка, на которой в тот день, склонив в глубоком раздумье седую израненную голову, сидел полководец. Стены украшали портреты участников совета. Тут же лежали несколько изданных описаний военных событий 1812 года и книга, в которую вписывались имена посетителей. В другой комнате избы жил отставной солдат-инвалид, выполнявший обязанности сторожа, дворника и смотрителя за мизерную плату, получаемую от здешнего помещика Нарышкина. Но 1867 году старика-ветерана помещик лишил содержания, и инвалид вынужден был искать пристанище в других краях. Избу заколотили и оставили без всякого присмотра. 7 июня 1868 года заброшенная изба внезапно загорелась. Прибежавшие на
пожар крестьяне успели вынести из огня лишь иконы и лавку, на которой
сидели участники совета. 3 августа 1887 года, к 75-летней годовщины Изба, заново отстроенная на прежнем месте, состояла из двух комнат,
разделенных сенями, и в плане повторяла старую избу Фроловых. В левой
комнате, выходящей окнами на улицу, разместился небольшой музей, в котором
были собраны спасенные от пожара реликвии и другие предметы, напоминающие о В правой от сеней, или задней, комнате поселились четыре отставных
солдата Псковского пехотного имени фельдмаршала Кутузова полка, В 1928 году музей был закрыт. Большая часть собранных в нем экспонатов
была безвозвратно утрачена. Только подлинная скамейка и походные дрожки, на
которых Кутузов в августе 1812 года прибыл в действующую армию и на которых
он разъезжал в походах 1812-1813 годах, сохранились и были переданы в В 1938 году здание было реставрировано, и в нем открылся филиал В 1962 году был создан музей-панорама " Бородинская битва", и " Перед " Кутузовской избой" стоит каменный обелиск, потемневший от
времени, покрытый сеткой мелких трещин. На гранях его прикреплены две
мемориальные доски. На одной из них были выбиты слова, сказанные Кутузовым
при закрытии военного совета, а на другой рассказана история создания этого
необычного памятника: " На месте этом находилась изба, принадлежавшая
крестьянину деревни Фили Фролову, где 1 сентября 1812 года был создан
военный совет под председательством фельдмаршала князя Кутузова, решивший
участь Москвы и России. Изба сгорела в 1868 году. Офицеры Гренадерского
корпуса, бывшие на полевой военной поездке в 1883 году в окрестностях Так старый верстовой столб стал памятным обелиском. А через 4 года
возле него отстроилась новая " Кутузовская изба". В 1958 году, в 145-летнюю
годовщину со дня кончины выдающегося полководца М.И. Кутузова, у " Здесь на военном совете в Филях, когда решалась участь Москвы и судьба " Славным сынам народа". |Памятник М.И. Кутузову, героям | Почти 30 лет, начиная с 1944 года, работал скульптор Над монументальной группой из 26 фигур возвышается бронзовая конная
статуя Кутузова. На постаменте из серого гранита надпись: " Михаилу Каждая из фигур в монументальной группе воплощает образ конкретного
исторического лица, им приданы черты портретного сходства с героями 1812
года. Здесь изображены талантливые полководцы: Багратион, Барклай де Толли, Фрагменты памятника героям Отечественной войны 1812 года. Конкретные образы русских солдат, включенные в ансамбль памятника, в то же время являются безусловно собирательными, ибо тысячям русских воинов, самоотверженно боровшимся за независимость Родины, были свойственны беззаветная любовь к Отечеству и беспримерная храбрость, готовность к самопожертвованию ради общего дела и взаимовыручка в бою, жгучая ненависть к поработителям и безграничная преданность героям-командирам. Создатель памятника славным сынам отечества Н.В. Томский подчеркивал, что это не только памятник одному из величайших российских полководцев, но и памятник пламенному патриотизму народа. Введение в него галереи скульптурных портретов реальных героев двенадцатого года придает памятнику подлинную историчность . Среди героев и генералы, и солдаты, и ополченцы, и партизаны. Здесь и лучшие представители дворянства, из среды которого вышли декабристы. И крестьяне-патриоты. Все они - воплощение немеркнущей славы народа, воплощение подвига, совершенного им в то далекое время. Герою-партизану. 18 сентября 1962 года на фасаде дома № 17 по Кропоткинской улице (ныне Мемориальная доска на доме № 17 по улице Пречистенке стала еще одним памятником знаменитому москвичу. Денис Васильевич Давыдов родился в Москве 16 июля 1784 года. 28 сентября 1801 года Давыдов начал военную службу эстан-дарт-юнкером. Уже через 11 лет Давыдов был произведен в подполковники и назначен командиром 1- го батальона Ахтырского гусарского полка. Во время Отечественной войны 1812 года будучи командиром гусарского полка и партизанского отряда успешно действовал в тылу врага. Денис Давыдов был награжден за компанию 1812 года орденами 3-й степени и Георгия 4-го класса. Отличный организатор, талантливый военачальник, решительный воин. Денис 22 апреля 1839 года генерал-лейтенант Дениса Давыдова не стало. Имя Дениса Давыдова было присвоено Ахтырскому гусарскому полку, с которым связаны наиболее яркие страницы его боевой биографии. Горячий патриот, мужественный и непоколебимый воин, военный теоретик и
талантливый поэт, Давыдов навсегда сроднился с Москвой. Здесь он родился и
жил. На территории Новодевичьего монастыря покоится его прах. В 1955 году
над могилой поэта-партизана был установлен бюст, выполненный скульптором На вечные времена. У стен кремлевского арсенала сгрудились наполеоновские орудия Отбитое орудие являлось дорогим трофеем, приравнивавшимся к захваченному знамени, так как артиллерийские части в начале XIX века не имели своих знамен, в отличие от кавалерийских и пехотных частей. Не случайно это редчайшее собрание артиллерийских трофеев первой четверти XIX века вот уже более 180 лет хранится в Московском Кремле. Еще в 1701 году Петр I распорядился построить вдоль стены, соединяющей К 1812 году кремлевский Арсенал в Москве являлся одной из крупнейших
баз, где хранились десятки тысяч различных образцов в основном
отечественного оружия и боеприпасов. Во время нахождения наполеоновской
армии в Москве здание Арсенала было взорвано. В полуразрушенном состоянии К 100-летнему юбилею Отечественной войны в здании кремлевского Арсенала намечалось открыть музей 1812 года. Но из-за недостатка средств и из-за начавшейся первой мировой войны музей открыт не был. До наших дней на фасаде здания частично сохранились лепные украшения в виде военных атрибутов - следы начавшейся отделки кремлевского Арсенала под музей. О музейном предназначении здания напоминают и стволы трофейных орудий армий всех государств Европы, втянутых Наполеоном в нашествие на Россию. В 1812 году был издан императорский рескрипт, в котором говорилось о создании столпа из вражеских орудий. Памятник этот вначале предполагалось установить у Тверских ворот (ныне пушкинская площадь), но вскоре местом для него была избрана сенатская площадь, напротив здания арсенала. Многие известные архитекторы начали работу над проектом памятника победы. Одним из первых был ведущий архитектор Москвы конца XVIII века М.Ф. Казаков. Однако ни один из многочисленных проектов так и не был осуществлен. К 1819 году у стен арсенала было собрано 875 трофейных орудийных стволов. В 1830-х годах, когда первоначальная идея создания памятника была оставлена, они были размещены на ступенчатых каменных постаментах вдоль главного фасада кремлевского Арсенала, от Троицких до Никольских ворот. У южной стены арсенала выросли пирамиды трофейных ядер из 207 зарядных ящиков, брошенных французами в Москве. В середине XX века в связи с начавшимися в Кремле строительными
работами по сооружению Дворца съездов и сноса старого здания Оружейной
палаты вдоль главного и южного фасадов Арсенала было помещено 40 старинных
орудий XVI-XVII веков на декоративных лафетах. Для этого пришлось убрать
часть трофейных орудий 1812 года и изменить их размещение. Еще раньше, в В 1974 году была произведена расчистка этих исторических орудий, освобождение их от различных наслоений. У Дорогомиловской заставы. Известие о решении М.И. Кутузова оставить Москву без боя быстро
распространилось в войсках. Войска покидали Москву двумя колоннами, одна из
которых шла через Дорогомиловскую заставу и Москву-реку. В ней находился и В августе 1837 года Россия отмечала 25-летие бородинского сражения. В 1868 году деревянный Бородинский мост был заменен железным на двух
высоких каменных быках с ледорезами. Строительным чудом называли новый мост
москвичи. Проезжая часть его длиной 139 м и шириной 15 м была перекрыта
верхними металлическими фермами. При въездах стояли каменные арки с
декоративными башенками на углах. Мост был сооружен по проекту инженера В таком виде мост просуществовал до 1909 года, когда началось его
перестройка по проекту архитектора Р.И. Клейна и инженера Н.И. Оскалкова. Открытие моста состоялось в 1913 году. Продуманным архитектурным оформлением Клейн превратил Бородинский мост в своеобразный памятник русским воинам, стоявшим насмерть на Бородинском поле. В 1938 году мост был частично реконструирован. Вторичной реконструкции
он повергся в 1950-1952 годах. Бородинский мост был значительно расширен и
удлинен. Под его съездами устроены арочные проезды, открывающие путь по
набережной под мостом. Архитектурный облик моста-памятника сохранен. Со
стороны Большой Дорогомиловской улицы по обеим сторонам въезда на мост
высятся серые гранитные обелиски. Своей формой они напоминают те старые
каменные столбы, которыми был когда-то обозначен въезд в Москву со стороны К постаментам стройных четырехгранных обелисков прикреплены чугунные
доски с именами героев. На четырех памятных досках левого обелиска
перечислены выдающиеся полководцы и военачальники. На трех досках правого
обелиска, обрамленных рельефными изображениями военных доспехов. Начертаны
имена прославленных партизан. Надпись на четвертой доске этого обелиска
обращенной к Киевскому вокзалу, коротко повествуется об истории моста: " Простые русские имена и фамилии без титулов и званий. Все они в равной степени связаны неразрывно и навечно с Двенадцатым годом. В память об этих замечательных людях высятся гранитные обелиски моста. Торжественные мотивы оформления Бородинского моста с его обелисками и
колоннадами были подхвачены архитектором И. И. Рербергом при сооружении Этот ансамбль является одним из самых замечательных для своего времени. Мощь и непобедимость России, сохранившей свою независимость в суровые дни Отечественной войны 1812 года, символизируют оба эти сооружения. Грандиозная победа, достигнутая в Двенадцатом году в результате
титанических усилий всех народов России требовала своего отражения в не
менее грандиозных и разнообразных памятниках. И будь то название улицы,
обелиск, триумфальная арка, мемориальная надпись на доме, напоминающая о
подвигах героев Отечественной войны 1812 года, - это прекрасное воплощение
преемственности традиций поколений, это отражение признательности потомков. В преемственности славных дел поколений - залог роста культуры и патриотизма русского - человека. Это подтверждение того, что завтрашняя история берет начало сегодня. Только человек, выросший в условиях нашей действительности, человек с широким кругозором способен по-настоящему понять и оценить великий подвиг своих предков, увековечив его в камне, в металле, воздвигая все новые и новые свидетельства безграничного уважения людей к памяти героев, отдавших жизнь за Родину. Список литературы 1. А. С. Смирнов . «Москва – героям 1812 года.» Путеводитель, 1996 год 2. Сборник «Старая Москва» , изд. Дрофа, Москва 1998 год 3. История Москвы – учебные пособия , изд. «Международный дом Сотрудничества», 1996 год |
|