| |||
Реферат: Структурная политика 2Налоги, их виды, сущность, функции и роль в правовом регулировании предпринимательской деятельности I. В странах с развитой рыночной экономикой налоги, кроме выполнения
традиционных фискальных функций становятся все более активным инструментом
государственной социальной и экономической политики. “Налоги“ — это
привычное слово зачастую произносится с тревогой, а иногда и с возмущением
как предпринимателями, так и рядовыми тружениками. Люди с озабоченностью
говорят о возросшей тяжести налогов, об обременительной и непривычной
необходимости представлять в налоговые инспекции декларации о доходах,
горячо обсуждают, какие налоги и когда надо платить, каковы их ставки. II. Государство получает необходимые средства для выполнения своих функций с помощью налогов, то есть путем перераспределения национального дохода. "В налогах,— указывал К.Маркс,— воплощено экономическое выражение существования государства. Чиновники и попы, солдаты и балетные танцовщицы, школьные учителя и полицейские, греческие музеи и готические башни, цивильный лист и табель о рангах,— все эти сказочные создания в зародыше покоятся в одном общем семени — в налогах"[1]. Во всех странах налоги составляют основу доходов государственного бюджета. Во многих странах применяются прямые налоги (подоходный,
поимущественный, поземельный, с наследств и дарений и др.) При прямых
налогах объектами обложения являются непосредственно доходы и имущество
плательщика. Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг При феодализме налоги использовались для поддержки абсолютной монархии
и удовлетворения нужд земельной аристократии. Распределение налогового
бремени отличалось крайней неравномерностью. Дворянство и духовенство как
привилегированные сословия освобождались от налогов. Их платило третье
сословие -- буржуазия, защитником экономических интересов которой стал Большое внимание налоговым вопросам уделяли Адам Смит и Даву Рикардо. 1) подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно получаемому доходу; 2) сумма налога, срок и способ исполнения должны быть точно определены, а не установлены произвольно; 3) каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, которые наиболее удобны для плательщика; 4) взимание налогов должно быть организовано так, чтобы оно было сопряжено с минимальными издержками для государства и было бы наименее обременительным для народа[6]. Смит указывал, что суммы, собранные путем налогов, используются на непроизводительные цели — содержание государя, чиновников, офицеров и др. В связи с этим он отмечал, что налоговая система отрицательно влияет на накопление капитала, ведет к уменьшению фонда, предназначенного для содержания производительных работников. "Налоги.. увеличивают доход государя, редко содержащего других работников, кроме непроизводительных, за счет капитала народа, который содержит лишь производительный труд"[7]. Еще более резко подчеркивал непроизводительное назначение налогов Таким образом, материальные жертвы, приносимые гражданами на основании
закона и в размере, указанном законом, для покрытия государственных
расходов называются налогами. Современное право принципиально признает
равномерное граждан и никакого не исключает из сферы государственных забот
об охране личности и содействия в деле удовлетворения его физических и
моральных потребностей. Точно также принципиально современное публичное
право признает равенство граждан относительно обязанности несет тяготы и
повинности в пользу государства. От верховной власти зависит также проблема
установления единой налоговой системы. Однако по свидетельству Государственная власть, как власть верховная и неограниченная, имеет
право брать налоги непосредственно из вещественного капитала, требовать
взноса части его в пользу государства или налагать на невещественный
капитал служебные повинности в произвольном размере. Государство
ограничивается обложением дохода, получаемого гражданами благодаря
приложению труда к вещественным благам природы или благодаря приложению
своих трудовых способностей на различных поприщах общественной
деятельности, которая не создает непосредственных вещественных ценностей. Таким образом, согласимся с мнением Дмитрия Львова, что "под налогом следует понимать обязательные для граждан платежи известной доли из своего имущества или труда, с целью удовлетворения государственных или общественных потребностей"[12]. Из этого определения налога вытекает: 1) что это есть платеж обязательный, а не добровольный и что его размер устанавливается верховной властью; 2) что его назначение — удовлетворение таких потребностей государства или общества, которые составляют необходимый атрибут культурной жизни гражданина. II. Налоговое регулирование имеет ряд основополагающих черт общественного денежного и производительного капитала, позволяют ему брать под свой контроль практически весь совокупный общественный спрос; 2) возможность использования налогов в качестве универсального
инструмента экономической политики связана с тем, что движение средств В качестве возможных пунктов взимания налогов Мастгрейв выделяет:
пункт 1 — для налогообложения личных доходов населения (например, личный
подоходный налог), пункт 2 — для расходов на потребление (различного рода
налоги на потребление), пункт 3 — для доходов от розничной продажи, пункт 4 3) можно выделить следующие основные группы налогов в рыночном хозяйстве: а) налоги на доходы (налог на заработную плату, подоходный налог, налог на прибыль и т.д.); б) налоги на собственность (налог на имущество, на землю, на прибыль от капитала, в том числе процент, на ипотечную прибыль и т.д.); в) налоги на движение и прирост имущества (налог на наследство, на движение капитала, на покупку земли и т.д.); 2) налоги с оборота ( однофазный, многофазный, брутто- и нетто- налог
с оборота); д) налоги на потребление и специфические формы использования дохода Первые три группы составляют прямые налоги, или налоги на "образование доходов", в то время как последние две группы включают в себя косвенные налоги , представляющие собой налоги на "использование доходов", или налоги на потребление; 4) налоговое регулирование включает: увеличение или снижение совокупных налоговых поступлений, смену форм обложения, изменения налоговой структуры, дифференциальных ставок, введению ил отмену налоговых льгот и скидок, отсрочку платежа налога, аннулирование налоговой задолженности, изменение сферы распространения налогов и другие методы. Важнейшее место среди этих методов занимает система налогообложения прибыли корпораций, представляющая собой гибкий рычаг регулирования со стороны государства процессов воспроизводства индивидуального капитала; 5) к основным институтом инвестиционного стимулирования относятся: а) система специальных амортизационных отчислений, в том числе система ускоренной амортизации; б) дополнительные амортизационные отчисления и свободные инвестиционные суммы; в) налоговые скидки на инвестиции, или так называемый "инвестиционный кредит"; г) различного рода инвестиционные премии, субсидии, инвестиционные фонды; 6) важнейшим методом налогового регулирования является применение дифференцированного подхода в налогообложениях корпораций. Речь идет о введении скидок и льгот для поддержания отдельных отраслей, регионов, предполагающих использование высвобождающихся средств на указанные правительством цели; 7) льготы подоходного налогообложения имеют четко выраженный
социальный характер. Например, налоговое законодательство США
предусматривает многочисленные скидки и вычеты при уплате подоходного
налога. Предусмотрен не облагаемый налогом минимум, который подлежит
индексациям с целью ослабления последствий инфляции для населения. -----------------------
|
|