| |||
Реферат: Упрощенная система налогообложенияСОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ: ВВЕДЕНИЕ. 2 ВВЕДЕНИЕ. В настоящее время Россия стоит на пути создания и развития рыночной
экономики. Это невозможно без развития малого бизнеса в стране. Следовательно, как показывает опыт стран с высокоразвитой экономикой,
малый бизнес - это базовая составляющая рыночного хозяйства. Малый бизнес состоит из совокупности малых предприятий. Формы их организации весьма разнообразны. Они различаются по форме собственности, по организационно-правовой форме, по размерам, по территориальной принадлежности, по отношению к закону, по используемым технологиям, по отраслям. Основным критерием выделения малого предприятия в нашей стране является численность работников в отраслевом разрезе, т.е. от 30 до 100 человек. Важная роль малого бизнеса заключается в том, что он обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды крупных предприятий, выпускает специальные товары и услуги. В России сегодня насчитывается около 1 млн малых предприятий. Но основное их количество сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге - соответственно 22 и 11%. 40% малых предприятий работает в сфере общественного питания и розничной торговли, 16% - в строительстве , 15% - в промышленности. Создана правовая основа малого бизнеса - ряд законов, указов, статей кодексов, документов министерств. С 1996 г. существует Фонд поддержки малого предпринимательства. Целью моей курсовой работы является рассмотрение особенностей налогообложения субъектов малого предпринимательства в России по упрощенной системе налогообложения. В своей работе я постаралась осветить все достоинства и недостатки данной системы налогообложения. Также постаралась высказать предложения по совершенствованию системы. Выполнение поставленной цели достигается путем: 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
В Российской Федерации упрощенная система налогообложения, учета и
отчетности для субъектов малого предпринимательства введена Федеральным
законом №222-ФЗ от 29.12.95г. «Об упрощенной системе налогообложения, учета
и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (принят ГД ФС РФ В Сахалинской области действует Закон № 88 от 22 октября 1988 года «Об
упрощенной система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства в Сахалинской области», принятый Сахалинской Думой Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для
субъектов малого предпринимательства - организаций и индивидуальных
предпринимателей применяется наряду с принятой ранее системой
налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством 1.1 СУЩНОСТЬ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности
организациями, подпадающими под действие настоящего Федерального закона,
предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Учитывая изложенное и согласно Закону Российской Федерации от 27.12.91 N - налог на добавленную стоимость; - налог на операции с ценными бумагами; - отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, зачисляемые в специальный внебюджетный фонд Российской Федерации; - платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный
бюджет, в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации,
в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной
области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в
порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Российской - подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий; - налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации; - сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний; - налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте. 2. Региональных налогов, к которым относятся следующие налоги: - налог на имущество предприятий; - лесной доход; - плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем; От местных налогов, к которым, в частности, относятся: - налог с продаж; - налог на рекламу; - земельный налог; - налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Не уплачиваются малыми предприятиями, перешедшими на упрощенную
систему налогообложения, налоги, установленные ст.9 Закона Российской - доходов в виде дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим предприятию-акционеру и удовлетворяющим право владельцами этих ценных бумаг
на участие в распределении прибыли предприятия-эмитента, а также доходов в
виде процентов, полученных владельцами государственных ценных бумаг - доходов от долевого участия в других предприятиях, созданных на территории Российской Федерации; - доходов по иным ценным бумагам. Это означает, что эти виды доходов включаются в состав валовой выручки малого предприятия и облагаются единым налогом в порядке, установленном действующим законодательством. Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, лицензионных сборов, ЕСН. Кроме того, плательщики единого налога, обязаны вносить в бюджет арендную плату за землю и за имущество, находящиеся в государственной собственности. Данные обязательные платежи не включаются в перечень расходов при определении совокупного дохода субъекта упрощенной системы. Понятие "таможенные платежи" означает все виды платежей, контроль за взиманием которых возложен на таможенные органы, и включает налог на добавленную стоимость по импортным товарам и услугам, акцизы на импортную подакцизную продукцию, ввозные и вывозные таможенные пошлины, все другие обязательные сборы, взимаемые таможенными органами. 1.1.2 ДОКУМЕНТАЦИЯ Организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности. Упрощенная форма первичных документов бухгалтерской отчетности и
ведения книги учета доходов и расходов устанавливается Министерством
финансов Российской Федерации и является единой на всей территории Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и представления необходимой статистической отчетности. Малые предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, счета - фактуры оформлять не должны. 1.1.3 УСЛОВИЯ ПЕРЕХОДА НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ Условием перехода на упрощенную систему является соответствие
требованиям закона РФ №222 от 29.12.95г., а именно: 14 человек); -общее число работников не превышает предельной численности; -организация не имеет просроченной задолженности; -если сданы все декларации и бухгалтерская отчетность. Для перехода на упрощенную систему, кроме вышеперечисленных условий,
необходимо подать заявление на выдачу патента в установленной форме не
позднее, чем за один месяц до начала очередного квартала, в тот налоговый
орган, в котором организация или предприниматель зарегистрированы как
налогоплательщик. Патент выдается на один календарный год. При получении
патента организация или предприниматель должны также представить книгу
учета доходов и расходов, в которой указываются наименование организации Отказ от применения упрощенной системы и переход к принятой ранее, может осуществляться малыми предприятиями и предпринимателями, только с начала очередного календарного года, при условии подачи заявления в налоговый орган, в срок не позднее, чем за 15 дней до завершения года. Можно также перейти на обычную систему учета, если не подать заявление на выдачу патента на очередной календарный год в установленный законом срок, тогда субъект малого предпринимательства утрачивает право на применение упрощенной системы автоматически. И еще, если предприятие хочет отказаться от упрощенной системы в середине года, то достаточно в отчете за очередной квартал показать среднесписочную численность сотрудников в количестве 15 человек и более (организацию лишат патента). Объектом налогообложения организаций в упрощенной системе является совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), или выручка, полученная за отчетный период. Согласно п.3 ст.3 Федерального закона от 29.12.95 N 222-ФЗ валовая
выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров, Совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой
и строго установленными расходами (затратами). Перечень затрат, исключаемых
при определении совокупного дохода организаций, применяющих упрощенную
систему налогообложения, определен п.2 ст.3 Федерального закона от 29.12.95 Годовая стоимость патента для предпринимателей устанавливается в зависимости от вида деятельности в следующих размерах: - преподавательская, научная, культурно-массовая деятельность, осуществление выставок-продаж авторских художественных работ (произведений живописи, графики, акварели, блиц портретов) – 15 МРОТ - торговая, посредническая деятельность – 400 МРОТ - оказание юридических услуг - 300 МРОТ - рекламная, оформительская, аудиторская деятельность – 40 МРОТ - прочие виды деятельности – 50 МРОТ Если в патенте указаны виды деятельности, имеющие различный размер
годовой стоимости патента, оплата патента производится по тому виду
деятельности, которому соответствует максимальная стоимость. Выплата
стоимости патента осуществляется ежеквартально до 15 числа первого месяца
квартала, следующего за отчетным, в размере 25% от стоимости патента. Доходы предпринимателей, полученные от не указанных в патенте видов деятельности, облагаются подоходным налогом в установленном порядке. Для малых предприятий, применяющих упрощенную систему, Федеральным законом РФ №222-ФЗ от 29.12.95г. установлены следующие ставки единого налога на совокупный доход: - 10% от совокупного дохода – в федеральный бюджет - не более 20% от совокупного дохода - в суммарном размере в бюджет субъекта РФ и местный бюджет. В случае, когда объектом налогообложения является валовая выручка, устанавливаются следующие ставки: - 3,33% от валовой выручки - в федеральный бюджет В Сахалинской области региональная ставка для организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, устанавливается ставка единого налога в размере 10 процентов от суммы валовой выручки за отчетный период, подлежащего зачислению: - в федеральный бюджет - 3,33 процента от валовой выручки; - в областной бюджет - 3 процента от валовой выручки; - в местные бюджеты - 3,67 процента от валовой выручки. 1.2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЕДЕНИЕ УЧЕТА ПРИ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ Существуют следующие требования по организации и ведению учета, а также
составлению отчетности при применении упрощенной системы: 1.2.1. ВЕДЕНИЕ КНИГИ УЧЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ Форма книги доходов и расходов и порядок ее ведения утверждены приказом Книга учета доходов и расходов открывается организацией на один календарный год и должна быть прошита и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписью руководителя организации и оттиском печати налогового органа. Порядок заполнения Книги учета доходов и расходов утвержден Приказом Книга учета доходов и расходов ведется в хронологической последовательности, в ней на основе первичных документов позиционным способом отражаются хозяйственные операции, осуществленные в отчетном периоде. Все поступления субъекту выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов в виде денежных средств, ценных бумаг и иного имущества отражаются в графе 4 разд.I "Доходы и расходы" Книги. При расчете единого налога в графе 5 "В том числе не принимаемые для расчета налога" Книги отражаются доходы, которые не должны учитываться при расчете базы налогообложения. Например, суммы авансов и предоплат учитываются в указанной Книге по графам 4 и 5. По мере отпуска продукции (оказания услуг) производится уменьшение сумм по графе 5 (то есть, со знаком ) . Аналогично, в случае осуществления действий по договорам поручения
или комиссии налогоплательщик может отразить в графе 4 "Доходы - всего"
весь объем товарооборота, а в графе 5 "В том числе не принимаемые для
расчета налога" - стоимость товара, принадлежащего доверителю или
комитенту. (При расчете налогооблагаемой базы выручкой для поверенного или
комиссионера является разница между итогами граф 4 и 5 (в рассматриваемом
случае - сумма вознаграждения). Это подтверждено Письмом Министерства В графе 6 этой Книги отражается сумма всех расходов, произведенных за отчетный период, как учитываемых, так и не учитываемых при исчислении единого налога. Расходы, не указанные в п.2 ст.3 Федерального закона от 29.12.95 N Так, расходы по приобретению товаров, не реализованных на отчетную дату, для целей налогообложения из валовой выручки организации не исключаются, а отражаются по графе 7 Книги учета доходов и расходов. Списание на расходы сырья и материалов производится на основании акта выполненных работ. Расходы по приобретению товаров для целей налогообложения учитываются в следующем порядке. Например, предприятие приобрело 100 компьютеров, реализовало 80, осталось 20. В этом случае в графе 6 "расходы всего" Книги учета доходов и расходов отражаются расходы от приобретения 100 компьютеров, в графе 7 "в т.ч. не принимаемые для расчета налога" отражаются расходы от приобретения 20 компьютеров. В графе 7 показываются, в частности: расходы на оплату труда, амортизационные отчисления по основным средствам, нематериальным активам и малоценным и быстроизнашивающимся предметам, расходы на приобретение основных средств (балансовая или остаточная стоимость), а также расходы, связанные с их реализацией. Исправления в книгу учета доходов и расходов, так как это отчетный
документ, вносятся по правилам внесение дополнений и изменений в
отчетность, то есть в книге: 1.2.2 УЧЕТ ДОХОДОВ Доходами признаются все поступления субъекту выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов в виде денежных средств, ценных бумаг и иного имущества. Поступления, которые не являются выручкой (доходами), не должны учитываться при расчете базы налогообложения. К таким поступлениям, в частности относятся: - суммы, полученные за продукцию, отгруженную до перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, если предприятие до перехода на упрощенную систему налогообложения учитывало при налогообложении выручку от реализации товаров (работ, услуг) по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов; - полученные суммы авансов и предоплат (при этом суммы авансов и предоплат, в счет которых отгрузка товаров или оказание услуг так и не были произведены, следует рассматривать как кредиторскую задолженность, которую по истечении срока исковой давности следует включить в налогооблагаемую базу); - суммы, поступающие организации по полученным ссудам (займам); - стоимость товара, принадлежащего доверителю или комитенту, от имени или за счет которых совершались определенные действия. 1.2.3 УЧЕТ РАСХОДОВ К расходам, принимаемым для налогообложения, относятся: - стоимость использованных в процессе производства товаров (работ, услуг) сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива стоимость формируется исходя из цен их приобретения без учета налога на добавленную стоимость). - эксплуатационные расходы (К эксплуатационным расходам следует относить расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и других рабочих мест, зданий и сооружений, помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности). Ни Федеральный закон, ни Порядок детально не раскрывают понятие - текущий ремонт (затраты на текущий ремонт оборудования и других рабочих мест, зданий и сооружений, помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности); - затраты на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности, - затраты на аренду транспортных средств, - расходы на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков (в
пределах действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской - оказанные услуги (можно применять перечень услуг, включаемых в
себестоимость продукции (работ, услуг), учитываемых при налогообложении
прибыли, согласно Постановлению 552 - ПИСЬМО МФ РФ от 3 июля 1998 г. N 04- - суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные поставщикам, - налог с продаж, уплаченный поставщикам; - ЕСН и другие отчисления в государственные внебюджетные фонды, - уплаченные таможенные платежи, - государственные пошлины и лицензионные сборы. Перечисленные в Федеральном законе расходы принимаются при расчете базы налогообложения только тогда, когда они относятся непосредственно к осуществлению процесса производства, включая затраты на аренду, уплату процентов по кредитам (в том числе связанных с капитальными затратами и просроченных) и стоимость оказанных услуг. Из валовой выручки исключаются произведенные расходы, установленные
законодательством, в фактических суммах затрат. Их не следует распределять
между отгруженной и оплаченной продукцией ( ПИСЬМО МФ РФ от 3 июля 1998 г. Спорным является включение в затраты расходов на приобретение канцтоваров и ряда других, традиционно относимых к общехозяйственным, но напрямую не указанных в перечне. В перечень не включены такие виды расходов, как затраты на капитальные вложения и приобретение нематериальных активов (включая их износ), а также расходы по оплате труда работников в любой форме, арендная плата за землю, командировочные расходы. Затраты, не приведенные в этом перечне, покрываются за счет той части дохода, которая остается в распоряжении организаций. 1.3 ОТЧЕТНОСТЬ И ПОРЯДОК УПЛАТЫ ЕДИНОГО НАЛОГА По итогам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал) организация представляет в налоговый орган в срок до 20-го числа месяца (то есть не позже 19-го), следующего за отчетным периодом, расчет подлежащего уплате единого налога , а также выписку из книги доходов и расходов (по состоянию на последний рабочий день отчетного периода) с указанием совокупного дохода (валовой выручки), полученного за отчетный период. При представлении в налоговый орган указанных документов организация предъявляет для проверки патент, книгу учета доходов и расходов, кассовую книгу, а также платежные поручения об уплате единого налога за отчетный период (с отметкой банка об исполнении платежа). В случае превышения оплаченной суммы патента над суммой единого налога, подлежащего уплате по расчету за отчетный период, сумма этого превышения может быть зачтена в счет последующей уплаты или возвращена плательщику по его заявлению 1.4. ВОЗВРАТ К ПРЕЖНЕЙ (ТРАДИЦИОННОЙ) СИСТЕМЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ При превышении определенной Федеральным законом предельной численности работающих или суммы валовой выручки налогоплательщики переходят на принятую ранее систему налогообложения, учета и отчетности начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором должен быть, представлен отчет. Плательщики единого налога в этих случаях решением территориальной налоговой инспекции переводятся на общепринятую систему налогообложения, учета и отчетности начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором должен быть, представлен отчет. Таким образом, если превышение предельного уровня среднесписочной
численности или размера выручки произошло в I квартале, то возврат на
принятую ранее систему налогообложения осуществляется, начиная с III
квартала. При этом последний отчет по упрощенной системе представляется за 1.5.УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА Отражение выручки (доходов) малым предприятием, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, для целей налогообложения производится только по мере оплаты, то есть кассовым методом. При этом в расчет должны приниматься фактически поступившие средства, отражаемые в Книге учета доходов и расходов. (ПИСЬМО МФ РФ от 29 октября 1997 г. N 04-02-11/1 и другие разъяснения) Что касается включения в состав валовой выручки сумм по сделкам при совершении товарообменных (бартерных операций), то указанные суммы должны учитываться организацией в составе валовой выручки того отчетного периода, в котором осуществлена указанная сделка. При кассовом методе под расходами подразумеваются фактически произведенные затраты по оплате стоимости материалов, товаров, сырья и пр. использованных в производственной деятельности. Соответственно если у предприятия возникает разница во времени между датой приобретения товара и датой их оплаты, то при расчете единого налога стоимость приобретенных товаров, материалов, работ, услуг, использованных в производственной деятельности, будет приниматься, только если она фактически оплачена поставщику. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Предприниматель без образования юридического лица Иванов Андрей Расчеты с покупателями за оказанные услуги ведутся только безналичным
способом. Хозяйственные средства образуются за счет собственных и заемных средств. 2.2. ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПБОЮЛ ИВАНОВА А.К. ПО УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЕ Предприниматель без образования юридического лица Иванов А.К. попадает
под действие Федерального Закона «Об упрощенной система налогообложения,
учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Все необходимые расчеты по налогам и бухгалтерская отчетность сдавались и сдаются в налоговые органы своевременно. Все условия для перехода на упрощенную систему налогообложения соблюдены. Предприниматель подал заявление на выдачу патента в I квартале При получении патента в налоговом органе ПБОЮЛ Иванов А.К. предъявил для регистрации книгу учета доходов и расходов (далее- Книга), в которой указывается имя, место нахождения, номера расчетных и иных счетов, открытых в учреждениях банка. Налоговый орган на первой странице Книги фиксирует регистрационный номер патента и дату его выдачи (АС-65 895598, приложение 3). При выдаче патента заполняется его дубликат, который хранится в налоговом органе и выдается решение о выдаче патента (приложение 4). В патенте указывается годовая стоимость патента, сроки ее уплаты. В
нашем случае годовая стоимость патента составила 15000 рублей. Годовая
стоимость патента для индивидуальных предпринимателей устанавливается 30% от годовой стоимости патента погашается сразу при его получении Согласно закона «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства Сахалинской области», принятого Сахалинской Думой 22 октября 1998 года объектом налогообложения единым налогом устанавливается валовая выручка, полученная за отчетный период (квартал). Предприятие же по итогам хозяйственной деятельности за отчетный квартал предоставляет в налоговый орган в срок до 20 числа, следующего за отчетным периодом, расчет подлежащего к уплате единого налога с учетом оплаченной стоимости патента, а так же выписку из книги доходов и расходов (по состоянию на последний рабочий день отчетного периода с указанием валовой выручки, полученной за отчетный период). Расчеты составляются нарастающим итогом с начала года. Для индивидуальных предпринимателей уплачиваемая годовая стоимость патента является фиксированным платежом и отчетность не предусмотрена, но ведение книги учета доходов и расходов у предпринимателя обязательно должно присутствовать. (Приложение 5). Если валовая выручка, как в моей случае составила 215 005-80, то по
установленной ставке 10%, сумма единого налога составит 21 500 рублей,
которая подлежит зачислению в федеральный бюджет 3,33%, в областной бюджет ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В последнее время много говорится о необходимости снижения налогового бремени на малый бизнес. Вот уже и правительство взялось за подготовку нового законопроекта, призванного привести к реальному сокращению взимаемых налогов. Что ж, подождем - увидим. Сейчас же я хочу еще раз окинуть критическим взором упрощенную систему налогообложения малого бизнеса, выделить ее недостатки и подчеркнуть достоинства. ПРЕИМУЩЕСТВА: По процедуре ведения 1. Максимально упрощается ведение бухгалтерского учета: отменяются способ
двойной записи, обязательность применения плана счетов и множество других
требований, усложняющих работу. То есть весь бухучет сводится к ведению 2. Облегчается документооборот за счет значительного сокращения форм отчетности. 3. Упрощается порядок отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов. Они фиксируются по мере совершения в хронологической последовательности на основе первичных документов. В сфере налогообложения 1. Юридические лица (далее юрлица.) платят один налог вместо совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Размер налога определяется по результатам хозяйственной деятельности организации за отчетный период. 2. Индивидуальные предприниматели (далее ИП) не платят налог на доходы физлиц (п. 3 ст. 1 ФЗ № 222 от 29.12.95). Для них уплата налога на доходы физлиц заменяется стоимостью патента на занятие предпринимательской деятельностью, в которой уже заложена ставка единого налога (размер зависит от вида деятельности). 3. Субъектам федерации предоставляется право выбора объекта налогообложения 4. Юрлица не платят НДС и налог с продаж (основание: п. 2 ст. 1 ФЗ № 222 от НЕДОСТАТКИ: По процедуре ведения: 1. Ведение бухучета усложняется, если: а) организация (ИП) занимается несколькими видами деятельности (например, производством и торговлей) и ведет их раздельный учет, а это сложно отображать в Книге доходов и расходов; б) необходимо отражать хозяйственные операции, возникшие до перехода на упрощенную систему (к примеру, авансы, полученные от покупателей), но нет определенной ясности, как это сделать, так как отражение подобных операций в упрощенной системе не предусмотрено; в) необходимо перейти к традиционному учету. Возникают сложности в отображении множества хозяйственных операций, которые в упрощенной системе не фиксируются, но необходимы при обычном ведении. К тому же сложно просчитать, насколько эффективно работает компания, так как упрощенная система учета не дает представления об основных показателях финансовой деятельности, которые лежат в основе оценки. 2. Нет конкретных инструкций отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов. В законе четко прописан только перечень расходов, тогда как состав доходов не уточнен. В сфере налогообложения: Для юрлиц: 1. Отсутствует перечень налогов, замененных единым налогом с совокупного дохода (валовой выручки). 2. Никакие расходы не уменьшают налогооблагаемую базу в том случае, если в качестве объекта налогообложения выбрана валовая выручка. 3. Сумма НДС, включенная в цену товара поставщика, не предъявляется к возмещению из бюджета, а относится на издержки. 4. На практике партнерам часто не выгодно работать с организацией,
применяющей упрощенную систему налогообложения. Они вынуждены платить весь 5. Утрачивается право применять льготы к выплатам в пользу работников, произведенным за счет средств, остающихся после уплаты налога на прибыль. Для физлиц: 1. Происходит ущемление прав ИП, которые, в отличие от юрлиц, вынуждены платить НДС (основание: п. 3 ст. 1 ФЗ № 222 от 29.12.95). В Законе говорится о замене уплаты налога на доходы физлиц стоимостью патента. Но в то же время это противоречит принципу "недопущения дискриминации налогоплательщиков" (п. 1.2 ст. 3 НК), согласно которому не допускается различное применение одного налогового режима (в нашем случае - упрощенной системы) в зависимости от организационно-правовой формы его участников (то есть для ИП и юрлиц). 2. Увеличивается налоговое бремя на ИП. Он платит ЕСН как с выплат в пользу работников, так и с дохода от предпринимательской деятельности, исходя из стоимости патента (п. 3 ст. 236 НК). ПРЕДЛОЖЕНИЯ Как показала моя практика, многочисленные достоинства упрощенной системы
налогообложения сводятся на нет одним существенным недостатком, а именно -
малые предприятия, использующие упрощенную систему налогообложения стали
невыгодными партнерами для прочих контрагентов. Происходит это потому, что
покупатели продукции малых предприятий не могут принять к зачету НДС,
уплаченный малым предприятием поставщику. Кроме этого контрагенты субъекта
малого предпринимательства вообще не получают никакого зачета НДС поскольку
последний не является плательщиком НДС. Субъекты малого предпринимательства, не становясь плательщиками НДС,
рассчитывают специальную часть единого налога в размере 20% от валовой
выручки с отнесением полученной суммы на цену реализации продукции. Таким образом, сохраняется действительно единый налог для субъектов малого предпринимательства и в то же время в упрощенную систему налогообложения органично вписывается действительно упрощенный механизм расчета НДС. Кроме этого, было бы неплохо дать возможность налогоплательщику выбирать в качестве налогооблагаемой базы, как совокупный доход, так и валовую выручку. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Вопрос о налогообложении малого бизнеса приобрел особую актуальность в переходной экономике России. Наличие малоэффективных производств, снижение занятости, социальные и, как следствие, политические проблемы делают жизненно необходимым создание условий для деятельности в независимых от государства и крупного капитала сферах самостоятельной и инициативной, но не имеющей стартового капитала, части населения страны. Эта задача в сложившейся ситуации является не менее важной, чем извлечение дополнительных доходов бюджета. Создание простого и ясного налогового режима, сопровождающегося снижением издержек по ведению учета и предоставлению отчетности, а также налогового бремени, позволило бы разрешить ряд проблем, стоящих в настоящее перед российским обществом. В то же время, предоставление возможности использовать особый режим для малого бизнеса следует рассматривать как льготу, которая не должна быть использована крупными предприятиями. [pic] СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Малые предприятия. Субъекты малого предпринимательства. - М.: “Ось-89”,
|
|