| |||
Реферат: Народная педагогика План. 1.Формирование концепции народной педагогики и её характерные особенности. 2.Пословицы и поговорки – народные педагогические миниатюры. 1. Сущность, приёмы и методы воспитания. 2. Трудовое воспитание – сердцевина народной педагогики. 3. Умственное и физическое воспитание. Введение. Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной
культуры народа. Слова великого русского педагога К. Д. Ушинского о том,
что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько
существует сам народ», целиком относятся ко всем другим народам. Вместе с
тем они предполагают, что народная педагогика возникла в глубокой
древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла
на её ранние формы. Анализ истории древней педагогической мысли народов Исследователи древнерусской педагогической мысли убедительно показали
взаимовлияние и взаимообусловленность официальной и народной педагогики,
которые дополняют и обогащают друг друга. Если в официальной педагогики
всегда ощущалась влияние церкви и идеологии господствующих классов, то
народная педагогика, хоты и в известной мере подвергалась этим влияниям, в
целом выражала думы и чаяния народа, его представление и воспитании и
обучении молодого поколения. Аналогичную картину преемственности мы
наблюдаем и в истории педагогической мысли народов Средней Азии и Анализ наследия Ибн Сины ( Авиценны ), Бируни, Джами, Хорезми, Эти учёные выражали идеи гуманизма, подчёркивали необходимость привития
молодому поколению высоких нравственных качеств, воспитания их в духе любви
к труду, уважения к старшим, дружбы и товарищества, правдивости и
честности. Прогрессивные демократические идеи великих ученых и поэтов
перекликаются по форме и содержанию с идеями народной мудрости, поэтому они
оказывали большое влияние на формирование педагогической культуры народов Народная мудрость о воспитании является выражением многовековой педагогической культуры и опыта семейного воспитания народа. В сложных взаимоотношениях с официальной педагогической доктриной народное воззрение пробивало себе дорогу, выражая мысли и чаяния народа об обучении и воспитании детей – самого дорогого своего достояния. На путях исторического развития народ преодолел косность ложных представлений и понятий о воспитании. Основы народных воззрений на воспитание и обучение связаны своим происхождением не религии, не магии, не обряду, а трудовой производственной деятельности и житейской практике самого народа. Если сделать сопоставительный анализ творчества великих мыслителей и народного взгляда на воспитание, то можно увидеть полное их единство, преимущественно в виде легко запоминающихся афоризмов. Образное слово, выполняя, с одной стороны, изобразительно-выразительную, с другой – информационно-коммуникативную функцию, служила в известной мере связывающим звеном между назиданиями мыслителей и богатейшими афоризмами народа. Народная педагогика – совокупное педагогическое знание и воспитательный опыт народа. Формирование концепции Народная педагогика и ее характерные особенности. Историография научных исследований проблем народной педагогики свидетельствуют, что изучение народного опыта воспитания как социально- исторического феномена на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего. Великий чешский педагог Я.А. Коменский обосновал идею «материнской школы», опираясь именно на опыт семейного воспитания. Знаменитый швейцарский педагог Г. Песталоцци свою «Книгу для матерей» создал, обобщив опыт швейцарской народной педагогики. Он был убежден, что природосообразное воспитание, начатое в семье, должно затем продолжаться в школе. Великий русский педагог К.Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях…» Он глубоко верил в принцип «народ без народности – тело без души» и, опираясь на этот принцип, обосновал идею народности. Хорошо зная народные обычаи, обряды, традиции, он пришел к выводу, что «мудрость предков – зеркало для потомков», и потому ратовал за народное воспитание, ибо оно является живым образцом в процессе народного развития. Принцип народности воспитания осуществляется в раннем детстве, в процессе овладения родной речью. Н.К. Крупская большое значение придавала развитию речи детей в семье, особенно в процессе общения матери с ребенком, она обращала внимание на то, что «материнский язык служит ему орудием выражения себя, своих мыслей, своих настроений». А.С. Макаренко на собственном многолетнем опыте народного учителя убедился, что педагогика рождается в живых движениях людей, в традициях и реакциях реального коллектива. Он подчеркивал, что «семейная, трудовая подготовка имеет самое важное значение для будущей квалификации человека». В.А. Сухомлинский подчеркивал необходимость и важность изучения нравственных идей и вытекающих из них педагогических взглядов народа. Он считал, что, несмотря на богатство и огромное практическое значение народной педагогики, она в должной мере не изучается, глубокие исследования по этим проблемам не проводятся. « О народной педагогике никто до сих пор серьезно на думал, и по- видимому, это принесло много бед педагогике, - писал он. - Я уверен, что народная педагогика – это средоточие духовной жизни народа. В народной педагогике раскрываются особенности национального характера, лицо народа! Характер народа, лицо народа, его думы и чаяния, нравственные идеалы особенно ярко проявляются в созданных им сказках, былинах, легендах, эпосах, поговорках и пословицах. В середине XIX века ряд ученых, педагогов и мыслителей стали
обращаться к проблемам народной педагогики. В 1861 году В.И. Водовозов
написал статью о книгах, изданных для народного чтения, назвав ее «Русская
народная педагогика». В 1890 году впервые в более широком аспекте Д. Народная педагогика тесно связана с этнографией и языкознанием. В советский период одним из первых к проблемам народной педагогики
обратился известных этнограф и педагог Г.С. Виноградов, давший описание
сущности этого явления как составной части педагогической культуры народа,
утверждавший право существования термина и понятия «народная педагогика». Вопросы народной педагогики были предметам исследования ряда ученых: Исходя из исследований этих ученых, мы пришли к выводу, что объектом и предметом народной педагогики является процесс воспитания и процесс обучения, а главным элементом народной педагогики является совокупность эмпирических знаний, сведений, накопленных народом о человеке и его воспитании, и практическая деятельность трудящихся по воспитанию молодого поколения. Народная педагогика, будучи предшественником научной педагогики, в гносеологическом, историческом, логическом, структурном отношении имеет некоторые своеобразные и характерные особенности. Анализируя содержания и формы памятников народной педагогике, можно выделить ее отличительные черты. Народная педагогика исторически сложилась в глубокой древности. Она существует столько времени, сколько существует сам народ. В эпоху среднеазиатской античности (III век н.э.) уже были известны образцы художественного народного творчества. Искусство слова, родившееся в глубокой древности, прежде всего воплотилось в художественном народном творчестве – в сказках, легендах, эпосе, поговорках, пословицах и других памятниках народной педагогики. Великим педагогом разных времен и народов в своих произведениях развивали идеи народности, природосообразности воспитания, широко использовали примеры из народной педагогики как выражение народной мудрости. Поскольку в основе народной педагогики лежат эмпирические знания, она наряду с практически достоверными ценными, полезными знаниями, сведениями содержит искаженные, неточные, а порой под влиянием религии и господствующей идеологии ошибочные и даже вредные идеи. Например, некоторые пословицы и поговорки выражают пренебрежительное отношение к женщине, покорность к проявлениям социальной несправедливости, рекомендуют применять физические наказания в семье и.т.д. Как известно, основой народной педагогики является наивно-
реалистическое и стихийно-материалистическое воззрение народной философии. Присутствие в памятниках народной педагогики элементов атеизма – свидетельство стихийно-материалистического воззрения народа. Народ выражал крайне отрицательное отношение к служителям культа. Например , «Хоть у муллы чалма белая, да нутро черное». Народ имел свое представление о роли среды в воспитании, не верил в фатальную наследственность. Люди логически рассуждали: «И от плохого рождается хороший, и от хорошего рождается плохой человек». Народ пристально наблюдал и знал психологические особенности детей: Как и другие произведения фольклора, памятникам народной педагогики
присуща также черта синкретизма. В народной педагогике четких и
определенных законов, систематизированных знаний, точных научных терминов. Большая сила убедительности, образности, конкретности, эмоциональности достигается не только при помощи эпитетов, гипербол, аллегорий, риторических вопросов и восклицаний, но и всех средств лексики, синтаксиса, морфологии и фонетики языка. Все это объединяется средствами композиции, ритмики, а в песенных жанрах – и мелодии. Следующая характерная черта народной педагогики – это коллективность
ее творческих основ. Еще В.Г. Белинский писал, что «автором русской
народной поэзии является сам русский народ, а не отдельные лица». А.Н. В памятниках народной педагогики неизвестны имена их творцов. В коллективном характере народного творчества непосредственно выражается подлинная народность. Именно поэтому все богатство фольклора, в том числе все народные афоризмы в воспитании, - это «коллективное творчество всего народа, а не личное мышление одного человека». (А.М. Горький) На произведениях лежит печать многовековой духовной жизни народа, потому что их автор – народ. Народная педагогика имеет чрезвычайно широкую аудиторию. Самой действенной чертой народной педагогики является связь с жизнью, с практикой обучения и воспитания молодого поколения. Народной педагогике не было и нет необходимости заботится об укреплении связи с жизнью, ибо она сама жизнь; не было необходимости внедрять и распространять свои достижения среди масс, она сама педагогика масс, педагогика большинства, педагогика народа, созданная народом – для народа. Не случайно во многих семьях, куда раньше не доходили даже азы научной педагогики, народ воспитывал свое молодое поколение в духе трудолюбия, высокой нравственности и благородства. Народная педагогика, как и все другие проявления духовной культуры, подвержена взаимовлиянию и взаимообогащению. Одинаковые условия жизни, сходные обычаи и традиции оказывают взаимное влияние, порождают близкие по форме и содержанию сказки, афоризмы. Пословицы и поговорки – народные педагогические миниатюры. Поговорки и пословицы – один из самых активных и широко
распространенных памятников устного народного поэтического творчества. В
них народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт. Как
правило, они имеют афористическую форму и поучительное содержание, выражают
думы и чаяния народа, его взгляды на явления общественной жизни, его
эмпирически сложившееся представление о воспитании молодого поколения. В.И. Ленин писал: «Бывают такие крылатые слова, которые с удивительной меткостью выражают сущность довольно сложных явлений». Именно такими словами являются многие народные поговорки и пословицы, в которых синтезируются самые сокровенные мысли народа о человеке, о воспитании, о формировании личности. На поговорках, пословицах, изречениях училось и воспитывалось не одно поколение людей, более того, некоторые пословицы стали девизом в жизни великих людей. Народ высоко ценит пословицы и поговорки потому что «в полой воде нет рыбы, в пословице нет лжи». В понимании народов поговорки и пословицы выступают как источник разума, как пример для подражания, как добрый советник и первый наставник, как поучительное наследие прежних поколений и как пример образного мышления. Народные афоризмы не просто выражают ту или иную воспитательную идею, они созданы, отшлифованы, имеют как бы определенную воспитательную задачу, дидактические цели, диктуемые педагогической интуицией народа, принципом целесообразности. Прежде всего афоризмы предельно сжаты, лаконичны, малословны, назидательны, легко запоминаются и служат молодежи девизом в жизни. Весьма характерны, например, пословицы о трудолюбии и трудовом воспитании. «Будешь трудится – поешь», - говорят казахи. «Потрудишься – добро получишь», - советуют киргизы. Краткость, лаконичность пословиц особенно важны для запоминания нравственных норм и правил. И народ позаботился об этом: «Конец терпения – золото», «Доброе слово слаще меда». Кратко и образно выражают афоризмы народные мысли о воспитании, формировании личности человека. Педагогический гений народа продуманно, сознательно создал не только однострочные, но и двух строчные, в ряде случаев многострочные, даже многоступенчатые афоризмы, наделенные поэтическими рифмами. Большинство миниатюр народ слагал однострочными: «Без еды не будет беседы», «В торговле дружбы нет», «Беда голова от уст». В двух строчных афоризмах вторая половина обычно путём сопоставления
усиливает главную смысловую нагрузку и общую воспитательную идею пословицы. Ступенчатые многострочные афоризмы путём повторения сосредоточивает внимание слушателя на главной идее пословицы : «где много зелёной травы, там быки жирны, где много тяжб – судьи жирны, где много покойников – муллы жирны» или другая – «Если женятся двое хороших – будет счастье, если женятся хороший и дурной – будет беда, если женятся двое дурных – будет война». В этих пословицах народ путём повторения и сопоставления стремился укрепить в сознании слушателей чувство меры, справедливости, умение верно оценить людей и.т. д. Всё это свидетельствует о том, что народ свои педагогические рекомендации сложил и выразил руководствуясь потребностями жизни, реагируя на разнообразные проявления условий материальной жизни общества. Эту мысль очень хорошо выразил П. Лафарг : « Обиходные выражения и пословицы показывают, быть может, ещё яснее, чем отдельные слова, те нити, которые связывают язык с явлениями окружающей жизни. Таким образом, в самом композиционном построении афоризмов видна их педагогическая целесообразность, рассчитанная не просто на усвоении истин, но и на то, чтобы они стали не писаными законами жизни, оказывали прямое воздействие на воспитание и формирование личности. В целях усиления воспитательного воздействия педагогических миниатюр народ также проявил заботу также о том, чтобы художественно оформить своё творение, используя для этого разнообразные средства поэтической образности, словесной ритмики, добиваясь таким образом яркого интонационного - смыслового звучания афоризмов. Анализ народных афоризмов показывает, что в них находит своё выражение смысловой параллелизм а противопоставление, когда мысль, выраженная в одной части пословицы, усиливается путём противопоставления в другой её части. Имеют место примеры смешанного параллелизма, когда в общих чертах сопоставляются разные предметы, явления и понятия. Эмоциональность народной поэтической речи усиливается и намеренно подчеркивается также постановкой риторических вопросов. Подчеркивая дидактическое значение практики, казахи задают риторический вопрос : « Разве слышанное сравнить с виденным ? ». Изречение зовёт к тому, чтобы человек слышанное закреплял виденным, т.е. практикой. Пословицы и поговорки с риторическими вопросами сосредоточивают внимание человека на главной, смысловой стороне изречения, побуждают его задуматься над поставленным вопросом, попытаться ответить на него, тем самым достигается более эффективное эмоциональное воздействие афоризмов на сознание и поведение молодого человека. Таким путём народная мудрость эффективно выполняет свою воспитательную функцию. Риторические восклицания имеют определённую дидактическую задачу. В целях эмоционального воздействия на молодое поколение народ разумно пользовался и богатствами звуковой формы, обращал внимание на музыкальность и мелодичность афоризмов, используя для этого сравнения, антитезы, гиперболы, метафоры, иронию, аллегорию и. т. д. Особенно часто народ прибегает к иронии, поскольку она даёт возможность в мягкой форме осмеять негативные явления, повторно облекая мысль в иносказательную форму, когда комическое и смешное намеренно подаются с серьёзным видом. Тонкая ирония и мягкий юмор содержатся в афоризмах, в которых народ высмеивает отцов, которые не радуются рождению ребёнка, видя в этом обузу для себя : Ослу принесли добрую весть : «У тебя родился сынок !» Осёл ответил : «Значит корма у меня поубавилось, а груза прибавилось ! » . Таким образом, используя иронию в афоризмах, народ, соблюдая определённый педагогический такт, обращает внимание на людские слабости, пороки, недостатки, пробуждает желание и стремление устранить эти недостатки. Воспитательный потенциал афоризмов народ стремился повысить путем
применения гипербол, намеренно увеличивая и подчеркивая особенное значение
тех или иных жизненных ситуаций: «Каков в девять лет, таков и в девяносто» Метафора как форма иносказательной образности, основанной на
сходстве двух явлений, также встречается в структуре народной мудрости: Педагогический анализ показывает, что в целях усиления эмоционального воспитательного воздействия афоризмов на человека народ стремился поэтическую речь сделать мелодичной, музыкальной, используя для этого ритмические звуковые формы, повторы, тавтологии, олицетворения и.т.д. Все это вместе взятое, позволяет говорить о пословицах и поговорках как народных педагогических миниатюрах, в которых в известной степени нашло свое выражение народное представление о дидактических принципах воспитания и обучения человека. Лаконичность и краткость афоризмов создают условие для осуществления принципа доступности, обилие элементов ритмики и поэтической речи придает афоризмам образность, тем самым составляет основу наглядности; композиционное строение афоризмов, применение повторов, риторических вопросов и восклицаний способствуют реализации принципа прочности, систематичности и последовательности. И наконец, все афоризмы, отражающие условия материальной жизни общества, сокровенные чувства, мысли, чаяния народа, создают условия для обеспечения связи воспитания с жизнью. Главное в народной педагогике - это процесс воспитания и обучения молодого поколения. Большой научно – педагогический интерес представляют вопросы о том, как народ понимает сущность воспитания, какими приёмами и методами пользуется в процессе воспитания , каково представление народа о трудовом, нравственном, умственном, физическом и эстетическом воспитании. Народ всегда верно представлял себе сущность воспитания подрастающего поколения, его трудности, радости и благородство конечной цели. В народе говорят : «Воспитание – бесценное богатство». Трудное дело – воспитать человека, оно требует заботливого и внимательного отношения, определённых знаний и умений. В народе существует много изречений, касающихся этих трудностей, но все их можно выразить одним выводом : «Кто не закалит своего сердца, тот не воспитает ребёнка». В народе с древнейших времён было известно, что воспитание возникает
вместе с появлением человека. Воспитание – вечная категория, она существует
и развивается вместе с развитием человеческого общества. Если время для
начала воспитания упущено или воспитание велось неправильно, приходится
перевоспитывать, а это задача более трудная. Недаром в народе говорится : Самовоспитание в народном представлении имеет большое значение в
жизни человека. Народный афоризм прямо нацеливает юношей и девушек : Педагоги, чьи имена известны всему миру, указывали на огромную роль
воспитания в раннем детстве. К.Д. Ушинский писал, что «Характер человека
более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в
характер в эти годы, - ложится прочно, становится второй натурой человека. Результаты воспитания в раннем детстве дают о себе знать в последующие годы, а отсюда предсказание : « Привычки трёхлетнего сохраняются до восьмидесяти лет ». и. др. Житейский опыт воспитания детей в семье, естественно не обходится
без ошибок с педагогической точки зрения. Здесь часто опрометчивые
поступки и педагогические ошибки родителей имеют общий корень. Очень
интересны в этом отношении приводимые в учебно-методических разработках
примеры о характере педагогических ошибок родителей. При опросе родителей К этим ошибкам следует добавить еще и то обстоятельство, что во многих семьях нет распределения обязанностей по воспитанию детей. В одном исследование на вопрос: «На ком лежит основная забота по воспитанию детей в вашей семье?» - группа родителей ответила: на матери – 50%, на отце –7%, на матери и отце в равной степени – 42%, на других членах семьи -1% Следовательно, в половине из числа опрошенных семей основную нагрузку по воспитанию детей несут матери, что вызывает много нареканий в семье и, естественно, снижает общий воспитательный потенциал семей. Эти вопросы должны привлечь внимание всей родительской общественности. Рассмотрим теперь методы воспитания народной педагогики. Вековой опыт позволил народу выработать определенные дидактические приёмы и правила воспитания детей. В житейской практике бытуют также методы воспитательного воздействия на детей, как разъяснение, приучение, поощрение, одобрение, убеждение, личный пример, показ упражнения, намёк, укор, осуждение, наказание и. т. д. Разъяснения и убеждения применялись с целью формирования у детей
положительного отношения к труду, достойного поведения в семье и обществе. Назидание – наиболее распространенный приём в семейной педагогике. В памятниках старой педагогики встречается кодекс назиданий старшего - младшему, учителя – ученику, народного мудреца – молодёжи, отца – сыну. Характерно, что народные воспитатели позаботились, чтобы в свои
афоризмы включить различные педагогические категории : наставление,
предупреждение, упрёк, даже определённые педагогические условия, при
соблюдении которых можно рассчитывать на успех в любом деле. Эти условия
обычно детерминируются словом «если». Казахи считают «Если возвратился из
путешествия шестилетний, его должен навестить шестидесятилетний». Распространённым методом народной педагогики является приучение. Убеждение как метод воспитания содержит в себе разъяснение Поощрение и одобрение как метод воспитания широко применялись в
практике семейного воспитания. Ребёнок всегда испытывал потребность в
оценке своего поведения, игры, труда. Устная похвала и одобрение родителей Учитывая воспитательную силу и эффективность намёка, народ создал свои поучительные сказки . Как верно замечает Г.Н. Волков, «педагогическая ценность намёка в том, что о недостатках поведения того или иного мальчика они позволяют говорить в безобидном тоне». Можно смело сказать, что в намёке выразился педагогический такт народа, его интуиция. Личный пример (особенно родителей) – это самый радикальный, самый действенный метод народного воспитания. Нравственный облик родителей, их труд, общественная деятельность, взаимоотношения в семье, отношение к окружающим людям, отношение к вещам, искусству – всё это служит примером для детей и оказывает влияние на формирование их личности. Народная мудрость говорит о том, что в воспитании следует использовать положительный пример : «Если у тебя взрослый сын - веди дружбу со скромным человеком, если у тебя взрослая дочь – веди дружбу с мастерицей» Самой поэтической формой воспитательного воздействия на детей было
родительское благославление. «Пусть будет благословлен твой дом, живи до
свадьбы детей своих », - скажет народ человеку, создающему молодую семью. Итак, народные афоризмы рассматривают воспитание как «бесценное богатство » человека. Народ имеет определённое представление о целях, задачах, приёмах, методах и навыках воспитания детей с учётом их возрастных и психологических особенностей. Особое значение придаётся воспитанию в раннем детстве; отмечается важность игровой деятельности детей. Народ эмпирическим путём определял причины детской лени и капризов, с пониманием относился к трудностям воспитания в переходном возрасте, особое внимание придавал воспитанию девочки – подростка. Эмпирически определив, практически проверив, народ широко применял в условиях семейного воспитания самые разнообразные приёмы и методы воспитания : приучение, показ, поощрение, порицание, личный пример, благославление и другие, не противоречащие , а совпадающие с принципами научной педагогики. Трудовое воспитание – сердцевина народной педагогики. Трудно переоценить значение трудового воспитания в общей системе народной педагогики, оно действительно является её сердцевиной. С древнейших времён трудовое воспитание детей и молодёжи являлось важнейшей обязанностью родителей, а затем и учебных заведений и других общественных институтов. Труд в условиях Средней Азии и Казахстана был связан прежде всего с
животноводством, садоводством, шелководством, народными промыслами. Народ всегда заботился о том, чтобы молодое поколение овладевало
рядом профессий, каждый становился «мастером на все руки». У всех народов
существует единое мнение: «Лишнее мастерство голову не кружит», «Молодому
мало и семидесяти ремёсел». История сохранила для нас бесценный опыт
вооружения молодого поколения разнообразными трудовыми умениями и навыками. Если сформулировать отношение народа к трудовому воспитанию в современных терминах, то можно сказать, что он стоял за всеобщее трудовое воспитание , за добросовестный, систематический и разумный общественно полезный труд. Честный и добросовестный труд прославляется в волшебных народных сказках; в них же с нескрываемой иронией и сарказмом осмеиваются лентяи, лодыри, бездельники. Сказки как известно идеализируют силу и возможности героев, но в их основе – народная вера в человека, в его разум, готовность преодолевать любые трудности для достижения намеченной цели. Вопросам трудового воспитания детей в семье уделял много внимания Во – первых, учитывать, что семья должна готовить ребёнка к труду, не только и несколько для нужд самой семьи, но, прежде всего для труда в общественном коллективе. Во – вторых, прилагать все усилия к тому, чтобы труд ребёнка не был принудительным, т.е. носил творческий характер, трудился с интересом, любовью, без боязни «трудового пота». В – третьих, необходимо в процессе труда воспитывать в ребёнке определенные нравственные качества : любовь и уважение к трудовому человеку, нетерпимость к проявлениям тунеядства, лени, попыткам увильнуть от труда. В – четвёртых, трудовое воспитание должно стать средством не только В – пятых, важно учитывать , что трудовая подготовка в семье имеет большое значение в личной жизни человека, в определении его будущей профессии и квалификации. Весьма созвучны народным взглядам мысли А.С. Макаренко о том, что
родители должны воспитать у ребёнка способность терпеливо и «без хныканья»
исполнять неприятные работы. Только такое воспитание может уберечь детей в
дальнейшем от неправильного отношения к выбору профессии по принципу : Анализ трудов крупнейших педагогов, посвятивших свои исследования
проблемам трудового воспитания, свидетельствуют о том, что они, безусловно
опирались на знания народной педагогики, относились с глубоким пониманием к
народным традициям, опыту народа по воспитанию молодого поколения в духе
любви и уважения к разнообразной трудовой деятельности человека. В
современных условиях, когда трудовая подготовка учащихся является фактором
их развития и вместе с тем удовлетворение потребностей народного хозяйства,
уделяется особое внимание этой важной педагогической проблеме. Трудовому
воспитанию принадлежит значительная роль и во всестороннем развитии
личности. Для осуществления целей развивающего трудового образования
необходима его вариативность, выборность, сменность видов трудовой
деятельности, что позволит включать в её рамки сферу социальной помощи,
охрану природы и памятников культуры и т.д. К этому должны быть
подготовлены не только учителя, но и родители. Умственное и физическое воспитание Происходящая сегодня перестройка содержания образования
преследует цель создать условия для достижения личностью высокого уровня
интеллектуального, нравственного, эстетического и физического. Именно это
сможет повысить интеллектуальный потенциал государства, усилит влияние
гуманистических идей и престиж государства, и духовных ценностей. В
содержании образования важно отразить традиции и социально - культурные
ценности народа. Изучение истории, литературы, родного языка, занятия
различными видами искусства должны помочь молодому поколению глубоко
проникнуть в духовный мир своего народа, понять истоки культуры, истории,
образа жизни, стать продолжателем прогрессивных национальных традиций. В представлении народа только умный человек может овладеть глубокими
знаниями. Основным источником знаний всегда были книги и чтение. «Нет больше наслаждения, чем читать книги, нет дела важнее, чем учить сына» - говорится в народных афоризмах. О значении книги как друга, советчика человека, как источника знаний говорится и в таких афоризмах : «прочтёшь незнакомую книгу, словно обретёшь хорошего друга, перечитаешь книгу, словно встретишь старого знакомого », «Книга - ключ к знанию ». Знание языка народа рассматривает как важное средство расширения
познания мира. Узбекский народ отмечает : «Знание языка открывает путь к
сердцу», «Знание ста языков, что сто умов », - заключает пословица. И
здесь родной язык выступает важнейшим фактором умственного воспитания
детей, как великий народный педагог. В духовном сокровище народа родной
язык является самым близким и сокровенным. С первого родного слова матери,
впервые услышав собственное имя, ребёнок начинает познание мира; из нежных
колыбельных песен он впервые узнаёт родную мелодию и на всю жизнь её
запоминает. Наряду с умственным воспитанием народ выработал свои нормы, методы и средства физического воспитания молодого поколения. Ухудшение природной среды обитания человека, распространение таких отрицательных воздействий на детей, как алкоголизм, курение, наркомания, очень остро ставят сегодня вопрос о физическом здоровье молодого поколения. Физическое воспитание, физическая культура становятся неотъемлемыми компонентами разностороннего, гармоничного развития личности. Забота о здоровье ребёнка и его нормальном физическом развитии,
воспитание выносливости, ловкости, сноровки – всё это всегда было предметом
неустанной заботы народа. Физическое воспитание детей и подростков находило
свое выражение в детских играх, национальных видах борьбы, спортивных
соревнованиях. Народ имел определённое представление о функциях
человеческого организма, об экзогенных и эндогенных факторах физического
развития. Было понимание того, что чистый воздух – важнейший элемент
здоровья : «Лучше дышать свежим воздухом чем пить лекарство». Народ
понимал, что залог здоровья - физическое воспитание . Порою молодёжь
беззаботно относится к своему здоровью. Народ не только знал факторы физического воспитания, но и
эмпирически выработал ряд разумных методов лечения. Общепринято народное
изречение : «Держи голову в холоде, а ноги в тепле ». Простудившемуся
человеку в народе говорят : « Пропотеешь – и жар пройдёт». Народ понимает
силу внушения и разумно предупреждал : «От мнительности можно и заболеть». Центральное место в системе физического воспитания занимали детские игры. В народном представлении игры не только развлечение, но и средства физического, нравственного воспитания детей. Через игры реализуется самодеятельность детей : детские тайные языки, считалки, жеребьёвки, декламации, хороводы и т. д. Особое значение народ придавал национальным играм – как важному фактору физического развития и воспитания. По поводу характера национальных игр В.Б. Шкловский верно заметил : «все люди похожи друг на друга; они одинаково смеются, одинаково плачут. В сходстве игр мы видим сходство человеческих сознаний. Играя в игры разных народов, будем узнавать друг друга ». Таким образом идеалом физического воспитания, в представлении народа, было воспитание молодой смены – здоровой, жизнерадостной, сильной, отважной. Комплекс мер, включающий в себя народную медицину, разумное питание, использование природных факторов, игры, спортивные соревнования и праздники, обеспечивал нормальное физическое развитие детей. Заключение. Опираясь на народные методы воспитания педагоги – теоретики и практики создали современные концепции воспитания всесторонне развитой личности, которые постоянно совершенствуются и обновляются в соответствии с требованиями жизни. Однако ядро народной мудрости всегда присутствует в любой воспитательной теории. В современных условиях трудовые традиции развиваются, совершенствуются и обогащаются. Это и есть проявление народной педагогики в действии, в жизни. Народ всегда стремился привить молодому поколению любовь к Родине, правдивость, честность, скромность, коллективизм, чувства дружбы, товарищества. Исследования проблем народной педагогики позволяют утверждать что концепция народной педагогики сложилась. Установлен предмет народной педагогики, определены её источники, принципы, методы, характерные особенности. Концепция народной педагогики рассматривает педагогические воззрения народа как выражение практической народной философии, как сгусток веками накопленного коллективного опыта народных масс по воспитанию и обучению молодого поколения, гениально воплощённых в разнообразных памятниках устного народного творчества. Народную педагогику создал народ, педагогическая теория её только изучала, взаимодействовала с ней и синтезировала её. Народная педагогика до сих пор не заняла подобающего ей места в общей системе педагогических исследований. Между тем и сегодня в любой семье воспитание происходит, прежде всего на основе накопленного житейского воспитательного опыта данной семьи. В памятниках народной педагогики воплощён характер народа, представление о будущем, о прекрасном. Народная педагогика заслуживает самого внимательного отношения, глубокого и пристального изучения, творческого использования. Народное воспитание – это общественное воспитание. На протяжении всей истории человек был и остаётся объектом и субъектом воспитания. Накопленный веками опыт воспитания в сочетании с эмпирическими знаниями, проверенными на практике, составляет ядро народной педагогики. Следует однако принять во внимание, что педагогическое воззрение народа, сложившиеся без профессиональной педагогической подготовки, на основе лишь эмпирических знаний, носило в известной мере стихийный характер. Сам процесс воспитания, повседневный педагогический контакт в детьми не всегда был осознанным. В этих условиях поражает умение народа по крупицам отобрать всё лучшее, разумное, отвечающее народному идеалу в воспитании настоящего человека. С этих позиций народную педагогику можно рассматривать как синтез всенародного педагогического эксперимента. Современная теория педагогики, обогащённая народным опытом воспитания, даёт возможность значительно повысить педагогическую культуру народа, убедиться в том, что народные массы играют активную роль в развитии педагогической мысли как составной части общечеловеческой культуры. Рассмотренные нами памятники народной педагогики позволяют сделать чисто педагогические выводы. Приводимые поговорки, пословицы и сказки пробуждают чувство оптимизма, они стремятся привить людям, и прежде всего молодому поколению, самые лучшие человеческие качества. Для того чтобы наиболее успешно решать эти благородные задачи, опираясь на народную мудрость, следует принимать во внимание следующие обстоятельства. Житейские правила и приёмы воспитания – это первые законы, с которыми человек встречается в своей жизни. И они рождаются в семье. Многие поговорки и пословицы, народные сказки по существу стали не писаными законами воспитания, своего рода моральным кодексом семьи. В народных поговорках, пословицах, сказках выкристаллизован вековой опыт воспитания молодого поколения. Доступные и близкие людям по содержанию, краткие и законченные по форме, удобные в обращении, народные сказки и афоризмы несут в себе бесценную народную мудрость. Учителя, читающие в школе курс «Этика и психология семейной жизни», имеют возможность в пределах программных требований подобрать соответствующие примеры и приводить их на уроках, провести беседы и диспуты по тем или иным вопросам, практиковать домашние сочинения на основе наиболее выразительных народных изречений и афоризмов. В процессе внеклассной и внешкольной работы целесообразно привлечь самих учащихся собирать и записывать примеры устного народного творчества, создавать сборники и журналы пословиц и поговорок. Поговорки, пословицы и сказки оказывают воспитательное воздействие не сами по себе, а при условии, если родители личным примером соблюдают, поддерживают принципы выраженные в них. Каждая пословица и поговорка, каждое любимое изречение, сказка, если они разумны и к месту звучат, соответствуют духу и традициям семьи, выражают её истинные стремления, если они понятны и близки к сердцу детей, становятся прекрасным, поучительным нравственным уроком в семье. Как примеры кратких и метких выражений поговорки и пословицы можно использовать и в целях развития речи детей, приучая их запомнить и использовать как эпиграфы в сочинениях, примеры в логических доказательствах. Ни одна из приведённых пословиц и поговорок и народных сказок о воспитании вообще, о трудовом, нравственном, умственном, эстетическом воспитании в частности по своей идее и содержанию не противоречит данным научной педагогики. Более того, будучи бесценным творением гения своего народа, они имеют весьма широкое распространение среди масс. Общедоступность - характерная черта поговорок и пословиц. Недаром в пословице говорится , что «без углов дом не строится, без пословиц речь не молвится». Важно, чтобы учителя и родители чаще стремились в общении с детьми использовать эти образные выражения, поясняя их смысл и значение с точки зрения современных задач. Устное народное творчество содержит различные явления языка, логические единицы, художественные миниатюры, поэтические образные обобщения социально – исторического опыта. Они выражают нравственные, этические и эстетические взгляды народа. В силу этого они представляют реальную основу для изучения народной психологии. Педагогические воззрения народа должны стать предметом дальнейшего изучения в школах и других учебных заведениях. В действующих учебных программах общеобразовательных школ подчёркивается воспитательное значение народного творчества. «Материалы устного творчества, - говорится в программе, - имеют большое воспитательное значение. Идеи народного творчества способствуют патриотическому, нравственному воспитанию, формированию этических понятий ». И действительно, в программах по родной литературе важное место занимает изучение устного народного творчества, как памятников народной педагогики. Например, загадки изучаются в IVи VII классах, сказки в V и VIII, пословицы и поговорки – в VI и VIII классах. Центральное место отводится изучению народных героических эпосов. Многие народные песни можно изучать в курсе музыки и пения. Национальные виды спорта и развлечения следует использовать во внеклассной работе по физическому воспитанию. Литература. 1. А.Э Измайлов. Народная педагогика. Москва. «Педагогика» 1991г. 2. Сенигов И. Народные воззрения на учение и воспитание. 3. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск ,1926 г. 4. Волков Г.Н. Этнопедагогика, Чебоксары, 1956 г. 5. Лазутин С.Г. О морфологическом аспекте в изучении языка народной поэзии // Русская литература, 1956 г. №3 6. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа, Москва, 1969 г. 7. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.41, с.337 8. Макаренко А.С. О воспитании в семье. Москва, 1955 г. с 124 9. Толстой А.Н. Полное собрание сочинений. Т.41 М. 1928, с. 179 10. Образцов С.В. «Золотое дерево» // Эстетическое воспитание в семье. Москва, 1966 г. с.18.
|
|