| |||
Реферат: Тестовые заданияПлан Введение 1. Виды контроля знаний и умений учащихся. 1. Цели контроля знаний и умений учащихся. 2. Функции контроля знаний и умений учащихся. 3. Формы контроля знаний и умений учащихся. 4. Место контроля знаний и умений учащихся в процессе обучения биологии 5. Отметки и оценки на контрольных этапах. 2. Контрольные мероприятия при изучении темы «Тип Простейшие». 2.1 Содержание знаний и умений учащихся по теме «Простейшие». 2.2 Цели изучения темы «Простейшие». 2.3 Циклы усвоения знаний. Календарный план. 2.4 Контроль знаний и умений учащихся в конце каждого цикла усвоения знаний. 2.5 Итоговый контроль по теме «Тип Простейшие». 3. Тестирование 3.1 Тестирование как метод педагогического контроля. 3.2 Формирование оценочной шкалы тестового контроля. 3.3 Требования, предъявляемые к преподавателю при составлении тестовых заданий. 3.4 Достоинства и недостатки тестирования. 3.5 Нетрадиционные тесты и диктанты, применяемые на уроках биологии. 3.6 Нетрадиционные методы активизации урока. 4. Организация самостоятельной работы учащихся для успешной подготовки к различным видам контроля. 5. Заключение 6. Литература Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать. Гёте. Проблема активизации урока, форм опроса и контроля заинтересовала меня ещё во время институтской практики. Работу по данной проблеме я начал, придя в школу, уже первые годы работы показали, что существующие формы и методы контроля не дают желаемых результатов, не делают учащихся субъектами данного процесса. Школьники малоактивны и воспринимают контроль как проверку, необходимую учителю, но ни как не деятельность, необходимую им самим. В связи с этим я решил изучить уже существующие формы и методы контроля, усовершенствовать их. - Методы обучения в их традиционных вариантах иногда подразделены на методы преподавания, методы учения и методы контроля. Педагогический контроль выполняет целый ряд функций в педагогическом процессе: оценочную, стимулирующую, развивающую, обучающую, диагностическую, воспитательную и др. Процесс контроля – это одна из наиболее трудоёмких и ответственных операций в обучении, связанная с острыми психологическими ситуациями как для учащихся, так и для преподавателя. С другой стороны, его правильная постановка способствует улучшению качества обучения учащихся. В сложившемся педагогическом процессе различают несколько видов контроля: предварительный, текущий, тематический, рубежный, итоговый и выпускной. Систему контроля образуют экзамены и зачёты, устный опрос, контрольные
работы, рефераты, семинары, лабораторные работы, отчёты по летним заданиям. Известные методы диагностирования успеваемости учащихся имеет определённые недостатки. Рассмотрим некоторые из них. 1) Могут возникать трудности, связанные с особенностями преподавательской работы: - довольно часто проявляются несовпадения требований разных преподавателей, отличия в их уровне строгости при оценке одного и того же ответа; - при организации текущих проверок знаний большого числа учащихся, когда оценивание проводится, главным образом, лишь по формальным критериям, наблюдается загруженность учителя рутиной мало творческой работой, связанной с большим объёмом информации, которую требуется подготовить, обработать и проанализировать за относительно короткий промежуток времени; - возможная не беспристрастность учителя (по психологическим и иным причинам) к оценке ответов некоторых учащихся. - иногда оценки, выставляемые учащимся оказываются недостоверными из-за опасения учителя, что они будут использованы для оценивания работы самого учителя. 2) Трудности, связанные со спецификой традиционной формы проверки знаний. Такие, как отсутствие чётко сформулированных стандартов знаний и конкретно очерченных объемов умений, достаточных для каждой положительной оценки (часто учитель мучается вопросом: «Какую оценку поставить – «неуд.» или всё же можно оценить как «удовлетворительно»?») 3) Трудности связанные с учащимися: использование «шпаргалок, списывание, взаимопомощь» на уроке, что искажает достоверность оценки знаний учащихся и мешает учителю объективно взглянуть на качество своей педагогической работы. 4) Отсутствие объективных критериев оценки и эффективных механизмов сравнения результатов обучения по данной дисциплине в разных школах, что особенно актуально для выработки верной стратегии обучения учащихся. Принятая, преимущественно, методика приёма экзаменов по 3-4 вопросам в билете не позволяет оценить полноту освоения материала и провоцирует списывание. Исходя из вышесказанного, детально изучив данный вопрос, я разработал свою систему контроля, и, таким образом, постарался найти решения существующих проблем. В данной работе я опирался на труды ученых- методистов, учителей-новаторов таких как Ю. К. Бабанский, В. Ф. Шаталов, И. М. Суслов, Е. В. Ильин, Ш. А. Амонашвили, У. Древс. Изучая труды этих поистине талантливых людей, я понял, что совершенствование контроля знаний, умений и навыков следует осуществлять на фоне оптимального психологического контакта в системе «учитель-ученик», в направлении активизации познавательной деятельности учащихся на данном этапе обучения. Решения были найдены разные, а следовательно, результаты и эффективность контроля также получились различными. Меня заинтересовали вопросы: какими критериями руководствуются учителя, планируя контрольные этапы, на какие задания надо опираться, чтобы составить и провести эффективный контроль знаний и умений учащихся? Ответ на эти вопросы, а также разработка контрольных мероприятий по теме «Тип Простейшие» и составляют цель моей работы. Для достижения этой цели я поставил перед собой следующие задачи: 1. Виды контроля умений учащихся. 1. Цели контроля знаний и умений учащихся o учитель должен знать чему научил, учащийся чему научился. Е. Н. Ильин. Контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса,
от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В
методической литературе принято считать, что контроль является так
называемой "обратной связью" между учителем и учеником, тем этапом учебного
процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения
предмету. Согласно этому выделяют следующие цели контроля знаний и умений
учащихся: Внимательно посмотрев на изложенные выше цели контроля знаний и умений
учащихся, можно увидеть, что это есть цели учителя при проведении
контрольных мероприятий. Однако главным действующим лицом в процессе
обучения какому-либо предмету является ученик, сам процесс обучения - это
приобретение знаний и умений учащайся, следовательно, все происходящее на
урокам включая и контрольные мероприятия, должно соответствовать целям
самого ученика, должно быть для него личностно важным. Контроль должен
восприниматься учащимися не как что-то, нужное лишь учителю, а как этап, на
котором ученик может ориентироваться насчет имеющихся у него знаний,
убедиться, что его знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям. Может показаться, что изменение целей контроля знаний и умений учащихся -подготовить учащихся, убедившихся в том, что усвоенные ими новые биологические знания и умения отвечают предъявляемым требованиям; -получить информацию о том, усвоены или нет каждым учащимся
биологические знания, указанные в образовательной цели изучения темы (цикла
знаний); научились ли учащиеся видам деятельности, указанным в цели по
развитию изучения темы (цикла знаний). 1.2. Функции контроля знаний и умении учащихся. Знание и понимание функций контроля поможет учителю грамотно, с меньшей
затратой времени и сил планировать и проводить контрольные мероприятия,
достигать должного эффекта Контролирующая: функция считается одной из основных функций контроля. Ее
сущность состоят в выявлении состояния знаний, умений и навыков учащихся,
предусмотренных программой, на данном этапе обучения. Ориентирующая функция проверки состоит в ориентации учащихся и учителя по результатам их труда, снабжении учителя информацией о достижении целей обучения отдельными учениками и классом в целом. Результаты контрольных мероприятий помогают учителю направлять деятельность учащихся на преодоление недочетов и пробелов в их знаниях, а учащимся - выявить и исправить собственные ошибки. Кроме того, результаты проверки информируют дирекцию школы и родителей об успешности учебного процесса. Диагностическая функция, иногда выделяемая как самостоятельная, близка ориентировочной. Она состоит в том, что учитель может не только проконтролировать уровень знаний и умений учащихся, но еще и выяснить причины обнаруженных пробелов, чтобы впоследствии их устранить. Воспитывающая функция проверки реализуется в воспитании чувства ответственности, собранности, дисциплины учащихся; помогает организовать наилучшим образом свое время. Функции контрольного этапа, по моему мнению, должны отвечать стимулированным задачам контроля. Определив задачу как только лишь диагностирование знаний и умений учащихся, полученных ими в течение изучения данной темы (цикла знаний), я полагаю, что функциями контроля должны быть контролирующая и ориентирующая. Сюда можно добавить еще и воспитывающую функцию, т.к. любой вид деятельности влияет тем или иным образом на наш характер, а контроль, действительно, приучает нас к лучшей организации своей деятельности, к дисциплине и ответственности. Что касается обучающей функции контроля, то здесь я приведу те же
замечания, что и при рассмотрении корректирования званий как одной из целей
контрольного этапа. Цель контроля состоит в диагностировании знаний и
умений учащихся, и не следует пытаться ее расширить. Если учащиеся осознают
свою цель на данном уроке как выяснение соответствия их знаний и умений
предъявляемым требованиям, то и деятельность их будет направлена на
достижение поставленной цели. Вряд ли они будут совершенствовать или
систематизировать полученные знания. Я не отрицаю всей важности этапа
систематизации знаний, полученных при изучении данной темы, а также
исправления недочетов в этих знаниях, но эта деятельность имеет место на
других этапах обучения и не должна считаться частью контрольного этапа. - Активизация учебной деятельности достигается различными формами контроля и их правильным сочетанием. Ю. К. Бабанский. 1.3. Формы контроля знаний и умений учащихся. Формы контроля знаний и умений учащихся - многочисленные, разнообразные
виды деятельности учащихся при выполнении контрольных заданий. Форм
контроля очень много, т.к. каждый учитель вправе придумать и провести
собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания. Государственный стандарт биологического образования обозначил обязательные требования к
форме и содержанию контрольных мероприятий на уроках биологии. Проверка
соответствия учебной подготовки школьников требованиям стандарта проводится
с помощью специально разработанной системы измерителей достижения стандарта
биологического образования.... Система измерителей должна быть
содержательно валидна (т.е. должна полностью соответствовать требованиям
стандарта), надежна (т.е. обеспечивать воспроизводимость полученных при
проверке результатов) и объективна (т.е. не должна зависеть от личности
проверяющего). Ниже я постараюсь ответить на вопрос, какая именно деятельность
скрывается за тем или иным названием формы контроля знаний и умений
учащихся, а также дам собственную оценку целесообразности использования
данных форм на различных этапах обучения. 1. Биологический диктант - форма
письменного контроля знаний и умений учащихся. Он представляет собой
перечень вопросов, на которые учащиеся должны дать незамедлительные и
краткие ответы. Время на каждый ответ строго регламентировано и достаточно
мало, поэтому сформулированные вопросы должны быть четкими и требовать
однозначных, не требующих долгого размышления, ответов. Именно краткость
ответов диктанта отличает его от остальных форм контроля. С помощью
биологических диктантов можно проверить ограниченную область знаний
учащихся: Именно эти знания могут быть проверены в быстрых и кратких ответах учащихся. Биологический диктант не позволяет проверить умения, которыми овладели учащиеся при, изучении той или иной темы. Таким образом, быстрота проведения биологического диктанта является одновременно как сто достоинством, так и недостатком, т.к. ограничивает область проверяемых знаний. Однако эта форма контроля знаний и умений учащихся снимает часть нагрузки с остальных форм, а также, как будет показано ниже, может быть с успехом применена в сочетании с другими формами контроля. 2. Тестовые задания. Здесь учащимся предлагается несколько, обычно 2-3, варианта ответов на вопрос, из которых надо выбрать правильный. Эта форма контроля тоже имеет свои преимущества, неслучайно это одна из наиболее распространенных форм контроля во всей системе образования. Учащиеся не теряют времени на формулировку ответов и их запись, что позволяет охватить большее количество материала за то же время. Наряду со всеми знаниями, усвоение которых учащимися можно проверить с помощью биологического диктанта, появляется возможность проверить умения учащихся, связанные с распознаванием биологических явлений и ситуаций, соответствующих научным фактам. Несмотря на все очевидные достоинства, тестовые задания имеют ряд недостатков. Главный из них - это трудность формулирования вариантов ответов на вопросы при их составлении. Если ответы подобраны учителем без достаточного логического обоснования, большинство учащихся очень легко выбирают требуемый ответ, исходя не из имеющихся у них знании, а только лишь из простейших логических умозаключений и жизненного опыта Поэтому учителю бывает трудно или даже невозможно составить удачный тест без теоретической подготовки. Рассмотрев работы учителей и методистов по созданию тестов по биологии, я сделал вывод, что идеология составления подобных заданий примерно одинакова у разных авторов: "на каждый вопрос приведено от двух до пяти ответов, среди которых один (реже два) являются правильными, а остальные - неполные, неточные или неверные, большая часть неверных ответов - типичные или вероятные ошибки учащихся". Однако, существуют тестовые задания, отличающиеся от привычной схемы их построения, например: составить текст из фрагментов, рассудить спор на уроке биологии Последнее задание мне показалось наиболее интересным, т.к. ученик, прослеживая доводы разных учеников в споре и пытаясь выяснить, кто прав, а кто ошибается, сам проводит похожие рассуждения. Трудность состоит в том, что доводы обеих сторон достаточно правдоподобны здесь тоже прослеживается общая идея составления тестов, следовательно найти ошибку в рассуждениях подчас бывает очень нелегко. Следует однако отметить, что тестовые задания дают возможность проверить
ограниченную область знаний и умений учащихся, оставляя в стороне
деятельность по созданию биологических объектов, воспроизведению конкретных
ситуаций, соответствующих научным фактам и экологическим явлениям и т.п. По
результатам выполнения тестов учитель не может проверить умения учащихся
решать комбинированные задачи, способности построения логически связанного
ответа в устной форме. - творческие задания ТРИЗ, составляющие проверочной работы, могут быть
разными по сложности: это позволит учителю проверить, насколько полно
учащиеся усвоили изучаемые знания, а если кто-то не справился с заданием
целиком, то обладает ли он необходимым минимумом знаний по этой теме или на
каком уровне он усвоил материал темы; 1. на зачет отводится не более 2 уроков; 2. подготовка к зачету ведется заблаговременно, учитель уже в начале изучения темы сообщает дату проведения зачета и перечень теоретических вопросов, которые войдут в билеты; 3. теоретических вопросов должно быть не более 20; 4. принимая во внимание сложность такой формы контроля рекомендуется проведение зачетов только в старших, 10-11 классах. 5. Также дисциплинирует учащихся наличие специальных зачетных книжек. 1.4. Место контроля знаний и умений учащихся в процессе обучения биологии. Место, в которое целесообразно поместить проверку в процессе обучения, определяется ее целями. Как было установлено, основная цель проверки как для учащихся, так и
для учителя, - выяснить, усвоили ли учащиеся необходимые знания и умения по
данной теме или разделу. Основной функцией здесь является контролирующая. Итак, при анализе целей проведения контрольных мероприятий, выявляются 2 вида контроля, текущий и итоговый, каждый из них имеет свое место в процессе обучения биологии и выполняет определенные задачи обучения. 1.5. Отметки и оценки на контрольных этапах. Мотивы учения – это 50% от мотивов отметки. Ш. А. Амонашвили. Методисты различают понятия «оценка» и «отметка». Оценка - это слова, с
помощью которых учитель «оценивает», анализирует успехи ученика, хвалит или
порицает его, обращает внимание на полноту или недостаточность его знаний. Роль оценок и отметок огромна. Они не только служат для учета успеваемости учащихся, помогая тем самым учителю ориентироваться в успешности обучения учащихся, но и помогают самому ученику, и эта их главная функция, судить о своих знаниях, выявлять собственные пробелы и исправлять их. Правильно поставленная отметка, вместе с оценкой учителем работы ученика, ободряет, спекулирует его к дальнейшему обучению, либо, наоборот, заставляет задуматься и насторожиться по поводу какого-то неуспеха. Именно поэтому отметки и оценки должны быть объективными - это главнейшее требование к ним. Только тогда они будут серьезно рассматриваться учениками, ребята будут верить и уважать мнение своего учителя. Недопустимо занижение или завышение оценок, нельзя использовать отметки как средство наказания ученика за нарушение дисциплины. При проставлении отметки надо руководствоваться многими факторами. Во- первых, это, конечно требования к знаниям учащихся в процессе изучения темы, исходящие из целей обучения данной теме. Во-вторых, учитывается полнота охвата материала, сложность и новизна заданий, предлагаемых учащимся, самостоятельность их выполнения. В устных и письменных ответах необходимо учитывать логичность изложения, обоснованность утверждений, культуру речи. Эти требования повышаются с увеличением возраста учащихся. Существует множество методов проставления, исправления отметок: каждый учитель может предложить свое. Однако, мне кажется, что т.к. отметки отражают работу ученика по данной теме, его знания, они всегда должны быть доступны для исправления и улучшения. Эта возможность стимулирует учащихся к восполнению собственных пробелов в знаниях и, следовательно, их улучшению. Окончательными же являются лишь итоговый отметки, т.е. отметки, полученные за итоговые контрольные мероприятия, т.к. они ставятся по окончании изучения всей темы и отражают всю проделанную учащимися работу. Выводы по главе 1. В главе 1 я рассмотрел сложившееся на сегодняшний день понимание
контроля, а также сформулировал некоторые свои замечания по этой проблеме.
Естественно предположить, что глава 2 этой работы будет посвящена достижению оставшихся целей, т.е. разработки контрольных мероприятий непосредственно для темы «Тип Простейшие». 2. Контрольные мероприятия при изучении темы «Тип Простейшие» на основе деятельности теории обучения. Прежде чем проводить текущий или итоговый контроль, каждый учитель должен ответить на вопрос: какие именно знания и умения учащихся целесообразно проверить на данном этапе. Ответ очевиден: следует проверить те знания и умения учащихся, которые изучались ими в данной теме или в течение конкретного цикла усвоения знаний и которые, следовательно, были сформулированы в целях изучения темы или этого цикла знаний. К такому выводу приходят все учителя и методисты, а следовательно есть необходимость сформулировать цели изучения темы, указывающие те знания и умения учащихся, которыми они должны овладеть на данном этапе обучения. Указанные в целях знания и умения учащихся должны, в свою очередь
соответствовать установленной образовательной программе по изучаемому
предмету. При изучение темы решаются следующие задачи: Образовательные: добиваться усвоения учащимися знаний об особенностях строения жизнедеятельности одноклеточных животных, их взаимосвязях со средой обитания, сходстве с одноклеточными водорослями, о значение простейших в природе, жизни человека; Воспитательные: продолжать формирование научно-материалистического мировоззрения на основе знаний о взаимосвязях одноклеточных животных со средой обитания, показа познаваемости биологии паразитических простейших и использование этих знаний для профилактике заболеваний; осуществлять патриотическое воспитание (на примере раскрытия достижений биологической науки нашей страны в борьбе с болезнями, вызываемыми паразитическими простейшими); Развивающие: совершенствовать умения работать с микроскопом,
распознавать изученных простейших на рисунках, таблицах, сравнивать их
между собой, составлять общую характеристику группы одноклеточных животных,
продолжать формирование умений работать с учебником, ориентироваться в нем,
находить в тексте главные мысли, составлять план частей параграфа, знать
необходимые сведения необходимые сведения для ответов на вопросы. Календарный план. Как уже говорилось ранее, текущий контроль знаний и умений
учащихся проводится после каждого цикла усвоения знаний. Следовательно,
необходимо данную тему «Тип Простейшие» разбить на логические циклы
усвоения знаний и умений учащихся. Я предлагаю три цикла усвоения знаний: Данную тему можно провести за 4 урока. Календарный план темы будет выглядеть следующим образом: Урок 1. Обыкновенная амеба. Особенности строения и жизнедеятельности. Урок 2. Многообразие одноклеточных животных. Зеленая эвглена, вольвокс. Урок 3. Инфузория – туфелька. Лабораторная работа «Наблюдение за строением и передвижением инфузории – туфельки». Урок 4. Итоговый урок. Многообразие, значение и общая характеристика одноклеточных животных. Из предложенного календарного плана видно, что на каждый цикл усвоения знаний приходится по одному уроку и, следовательно, текущий контроль целесообразно проводить в конце 1-го, 2-го и 3-го урока. Место итогового контроля – на 4-ом итоговом, уроке. В этом параграфе мне предстоит определить оптимальную форму и
содержание контрольного этапа в конце каждого цикла усвоения знаний темы Проанализировав, таким образом, формы текущего контроля применительно к конкретной теме, учитель может выбрать оптимальную для каждого класса форму. Я собираюсь предложить примеры всех трех форм контроля знаний и умений учащихся, каждая из которых будет идей после своего цикла усвоения знаний. Достоинство биологического диктанта, односложные краткие ответы, наиболее важно в младших седьмых классах, где ребята медленно пишут и с трудом формируют свои мысли. Поэтому многие учителя, возможно, отдают предпочтение именно такой форме контроля знаний и умений учащихся. Из приведенной выше таблицы видно, что биологический диктант целесообразнее всего проводить после 1 цикла усвоения знаний, т.к. в этом цикле он позволяет охватить все знания из образовательной цели, а также оставляет без внимания наименьшее количество умений учащихся. Можно предложить следующий пример подобного биологического диктанта: Пример биологического диктанта при проверке 1-го цикла усвоения знаний. Цели проведения биологического диктанта: 1) подготовить учащихся, убедившись в том, что усвоенными ими новые биологические знания и умения отвечают предъявляемым требованиям; 2) получить информацию о том, усвоены или нет каждым учащимся биологические знания, указанные в образовательной цели; научились учащиеся видам деятельности, указанным в цели по развитию. Содержание биологического диктанта. На этот биологический диктант уйдет не более 5 минут, учитывая организацию деятельности учащихся и переход к другой деятельности после его окончания. За эти 5 минут можно проверить все знания из образовательной цели цикла усвоения знаний. В данном биологическом диктанте проверяются известные факты, что не требует отдельного размышления, поэтому оцениваться он должен с максимальной строгостью как наиболее легкая форма работы. После 2-го цикла усвоения знаний учащимся можно предложить тест. Тестом можно проверить умение сравнивать амебу и эвглену, таким образом, проверить многочисленные умения по распознаванию конкретных ситуаций соответствующих полученным знаниям. Такой объем материала наилучшим образом и с минимальной затратой времени сможет охватить и проверить именно тест. Пример тестового задания при проверке 2-го цикла усвоения знаний. Цели учителя при проведении теста: Содержание теста: А – амеба; Э – эвглена Ключ: 1 – Э; 2 – А; 3 – А; 4 – А, Э; 5 – Э; 6 – А; 7 – А, Э; 8 – Э; 9 – А, Э; 10 – А, Э; 12 – А, Э; 13 – Э; 14 – Э; 15 – А, Э. Критерии оценок: 15 правильных ответов - «5» 13 – 14 правильных ответов - «4» 12 – 8 правильных ответов - «3» 7 – 0 правильных ответов - «2» Следует отметить, что хотя задания, представленные в данном тесте, являются более сложными, нежели в биологическом диктанте т.к. требуют анализа ответов и самостоятельного размышления, они соответствуют целям данного цикла усвоения знаний. Пример кратковременной лабораторной работы при проверке 3-го цикла усвоения знаний. Цели работы: показать особенности строения и процессов жизнедеятельности инфузории – туфельки, как более сложно организованного простейшего по сравнению с обыкновенной амебой, продолжить формулирование умений работать с микроскопом и наблюдать за живыми объектами. Содержание работы: (заостренный) концы тела, предротовое углубление. Эта кратковременная самостоятельная работа займет около 20 минут – значительное время на уроке, но она позволяет проверить и знания, и умения, усвоенные в данном цикле знаний. Как и в случае биологического диктанта и теста, задания данной работы не новы, а поэтому легки для учащихся. Я считаю, что и эту работу следует оценивать с максимальной строгостью. При планировании итогового контрольного мероприятия по данной теме первоначальная наша задача состоит в выборе оптимальной формы контроля, в этом основная трудоемкость таких мероприятий. Здесь однако, выбор сделать намного легче, действуя методом исключения. В распоряжении учителя четыре основные формы итогового контроля: письменная, проверочная работа, устный зачет, лабораторная работа и тестовые задания. Однако, устный зачет, как отмечалось ранее, проводится в основном в старших, 10 – 11 классах; тестовые задания, по моему мнению, не в состоянии охватить требуемого количества материала: необходимо проверить виды деятельности, связанные с воспроизведением знаний в конкретных ситуациях; лабораторная работа как отдельная самостоятельная форма контроля также не подходит, т.к. при изучении темы встречается всего одна лабораторная работа «Наблюдение за строением и передвижением инфузории – туфельки», она занимает немного времени и ее целесообразно включать в текущий контроль как очередное задание. Остается последняя форма – урок, где комбинируются все формы контроля, в том числе и нетрадиционные, игровые. Я предлагаю видоизменить эту форму итоговой проверки и сделать ее более похожей на большую (на целый урок) самостоятельную работу, различные задания которой будут проверять различные знания и умения учащихся. Виды деятельности можно сделать разнообразными и не очень утомительными для ребят, а сами задания достаточно интересными. Несмотря на это, трудность логически верно изложить свои мысли на бумаге является, наверное, основной при выполнении письменных заданий учащимися седьмых классов, и поэтому учителю придется либо закрывать глаза на речевые и логические ошибки ребят, либо искать новые формы или способы итогового контроля. Примером итогового контроля по теме «Тип Простейшие» может служить урок – аукцион знаний, где скомбинированы все формы контроля, в том числе и нетрадиционные. Обобщающий урок по теме «Простейшие» (аукцион знаний) Тема: «Многообразие, значение и общая характеристика одноклеточных животных». Цели: - обобщить и закрепить знания о типе Простейшие, об отдельных
его представителях (обыкновенная амеба, эвглена зеленая, вольвокс,
инфузория – туфелька, паразитические и морские простейшие); Оборудование: набор таблиц «Простейшие», цветные мелки, сигнальные карточки, музыкальный инструмент, клубки с нитками. Ход урока. I Приветствие класса (10 сек.) Начинается урок Точно, вовремя и в срок. Все готовы отвечать и «пятерки» получать? Сели правильно, красиво, Чтоб на урок хватило силы. А теперь, работы ради, Открывайте-ка тетради! II Запись темы урока (10 сек.) Сообщение целей и плана урока. III План П – 60 сек. интересной информации. Р – Игра «Подними карточку». О – Биологические раскраски. С – Игра «Закончи фразу». Т – Музыкальные загадки. Е – «Клубок знаний». Й – Разминка «С песней – в предмет». Ш – Тест. И – Закрепление. Е – Д/з §§ 3; 4; 5; 6 (кроссворд). П – 60 секунд интересной информации. Р – Игра «Подними карточку». Каждый ряд – команда. 3 команды: «Эвглены», «Амебы», «Туфельки». Участники команд должны поднять карточки, когда говорится о животном, название которого носит команда. Помощник на доске отмечает штрафные баллы. (инфузум) – Т. О – Биологическая раскраска. На доске – изображение амебы. Ученик должен раскрасить цветными
мелками органоиды, слушая стихотворные подсказки, остальные учащиеся
выполняют эту работу в тетрадях. Амеба Пищеварительная вакуоль, Зеленой ей побыть изволь. Станет синее ядро, В нем хроматин и в нем темно. Станет желтой вакуоль, Запомнить это ты изволь. Лишь цитоплазма с оболочкой Бесцветны, и на этом – точка! С – Игра «Закончи фразу». (хором отвечают) - Вспомним туфельку. Она на туфельку похожа, Обитает в грязных … (лужах) Передвигается по водичке Помогают ей … (реснички) Огромную играет роль Сократительная … (вакуоль) И так, как от ладони пальцы, Отходят от нее … (канальцы) Припомнить нам уже пора, Она имеет два … (ядра) И вдруг, на удивленье нам, Вмиг разделилась … (пополам) Т – Музыкальные загадки. (на мелодию песни «Как упоительны в России вечера») Необходимо отгадать о каком животном идет речь. 1. Под микроскопом я увидел их вчера, Одни животные, расправив ложноножки, Хватили пищу ими словно мышек кошки Под микроскопом я увидел их вчера. (амебы). 2. В пруду родилась клеточка, В пруду она росла. И как простая веточка Зеленою была. (эвглена зеленая). 3. (На мелодию песни «Ковыляй потихонечку») Ранним солнечным утречком На воде все круги. Я увидел животное С отпечаток ноги. Вся покрыта ресничками Я таких не видал. 7 «а» рассмотрел ее И тихонько сказал: «Инфузория – туфелька, Нам тебя не забыть, Ты плыви потихонечку, Нам уроки учить». 2 человека у доски. Каждому задаются одинаковые вопросы. Когда один отвечает, другой слушает музыку в наушниках. В руках – по клубку ниток. При правильном ответе, наматывается нитка на клубок. 1. Сколько секунд проходит между сокращениями вакуолей у инфузории – туфельки? (20 – 25 сек.) 2. Каким свойством обусловлено то, что туфельки собираются в каплю воды, где много пищи? (раздражимость). 3. Сколько видов инфузорий насчитывается? (7000). 4. Чем соединены между собой клетки колонии вольвокс? (цитоплазматические мостики). 5. Вырост цитоплазмы на переднем конце тела эвглены называется? (жгутик). Раз, два, три, четыре, есть у туфли оболочка. Раз, два, три, четыре, есть у туфли вакуоль. Раз, два, три, четыре, есть у туфли цитоплазма. Раз, два, три, четыре, есть у туфельки ядро. Раз, два, три, четыре, есть у туфельки реснички. Раз, два, три, четыре, все похожи, как сестрички. Раз, два, три, четыре, есть у туфельки ядро. Раз, два, три, четыре, даже два, а не одно. А – амеба. Т – инфузория – туфелька. Э – эвглена зеленая. П – Простейшие. 1. Имеет жгутик. 2. Не имеет постоянной формы тела. 3. Сверху покрыта оболочкой. 4. Имеет постоянную форму тела. 5. Может питаться как растение и как животное. 6. Дышит кислородом. 7. Размножается делением пополам. 8. Имеет отверстие «порошица». 9. Образует ложноножки. Ключ: 1 – Э; 2 – А; 3 – П; 4 – Э; 5 – Э; 6 – П; 7 – П; 8 – Т; 9 – А; 10 – П; 11 – П; 12 – П; 13 – Э; 14 – Э; 15 – П. И – Закрепление. Продолжите фразы: - на сегодняшнем уроке мне больше всего понравилось … - на сегодняшнем уроке мне больше всего запомнилось … - я никогда не думал, что … - теперь я буду знать, что … - наиболее трудным на уроке было … Как видно из итогового урока, тест является логическим завершением контроля знаний учащихся. Именно тест дает сведения учителю о том, что усвоено и что не усвоено учениками. И, наконец, многие педагоги считают тест универсальным и в тоже время быстрым способом контроля за качеством знаний. Исходя из этого, я счел необходимым изучить подробнее этот способ проверки знаний. 3.1 ТЕСТИРОВАНИЕ – как метод педагогического контроля. Для диагностики успешности обучения разрабатываются специальные методы, которые разными авторами называются тестами учебных достижений, тестами ус- пешности, дидактическими тестами и даже тестами учителя (под последними могут также подразумеваться тесты, предназначенные для диагностики профессиональных качеств педагогов). Как утверждает А. Анастази, по численности этот тип тестов занимает первое место. В литературе встречается следующее определение тестов достижений. Тесты достижений предназначены для того, чтобы оценить успешность овладения конкретными знаниями и даже отдельными разделами учебных дисциплин, и являются более объективным показателем обученности, чем оценка. Тесты достижений отличаются от собственно психологических тестов Во-вторых, различие между тестами определяются целями их применения. Вместе с тем нельзя отрицать, что тесты достижений также могут в определенной степени предсказывать темпы продвижения учащегося в той или иной дисциплине, поскольку имеющийся на момент тестирования высокий или невысокий уровень ов-ладения знаниями не может не отразиться на дальнейшем процессе обучения. Для того, чтобы правильно ответить на вопросы, входящие в тест достижений, необходимы знания конкретных фактов, дат и др. Старательный ученик, обладающий хорошей памятью, без труда может найти правильные ответы в заданиях теста достижений. Наряду с тестами достижений, предназначенными для оценки усвоения знаний по конкретным дисциплинам или их циклам, разрабатываются и более широко ориентированные тесты. Это, например, тесты на оценку отдельных навыков. Еще более широко ориентированными являются тесты для изучения умений, которые могут пригодиться при овладении рядом дисциплин, например, навыки работы с учебником, биологическими таблицами, энциклопедиями и словарями. Существуют также тесты, направленные на оценку влияния обучения на формирование логического мышления, способности рассуждать, строить выводы на основе анализа определенного круга данных и т.д. Эти тесты в наибольшей степени приближаются по своему содержанию к тестам интеллекта и высоко коррелируют с последними. Поскольку тесты достижений предназначены для оценки эффективности обучения по конкретным предметам, то обязательным участником формулирования отдельных заданий должен стать преподаватель. Отдельные тесты достижений можно объединять в тестовые батареи, что позволяет получать профили показателей успешности обучения по разным дисциплинам. Обычно тестовые батареи предназначаются для разных образовательно-возрастных уровней и не всегда дают результаты, которые можно сопоставлять друг с другом для получения целостной картины успешности обучения от курса к курсу. Однако в последнее время созданы батареи, позволяющие получать и такие данные. По форме проведения тесты могут быть индивидуальными и групповыми, устными и письменными, бланковыми, предметными, аппаратурными и компьютерными, вербальными и невербальными. При этом каждый тест имеет несколько составных частей: руководство по работе с тестом, тестовую тетрадь с заданиями и, если необходимо, стимульный материал или аппаратуру, лист ответов (для бланковых методик), шаблоны для обработки данных. В руководстве приводятся данные о целях тестирования, выборке, для
которой тест предназначен, результатах проверки на надежность, способах
обработки и оценки результатов. Задания теста, сгруппированные в субтесты Основным недостатком групповых тестов является снижения возможностей у
экспериментатора добиться взаимопонимания с испытуемым, заинтересовать их. Тестирование широко используется в учебных заведениях для тренировочного, промежуточного и итогового контроля знаний, а также для обучения и самоподготовки учащихся. Как уже указывалось, результаты тестирования могут выступать и как оценка качества преподавания, а также как оценка самих испытательных материалов. Не меньший интерес представляет изучение результатов тестирования для определения качества урока. Например, учитель работает с учащимися, разделенными на группы по успеваемости. В тесте имеется определенное количество теоретических вопросов и практических задач. Каждый вопрос соответствует какой-либо теме. По этой же теме в тесте прилагается практическая задача. Если учащиеся во всех группах плохо справились с каким-либо теоретическим заданием и практической задачей к этому вопросу, следовательно, на уроках не уделено достаточного внимания этой теме, хотя необходимо учитывать, что группы неравномерны по контингенту. После проведения статистических исследований по изучению тестирования
как метода педагогического контроля, было выявлено, что в тесте должно быть Задания предлагаются, как правило, с ответами в «закрытой форме»,
когда нужно вставить пропущенное слово. В этом случае, когда ответ
однозначен, он оценивается по двухбальной системе – 1 или 0, ели задание
имеет несколько правильных ответов, возможны три оценки – 0; 0,5; 1. Анализ полученных результатов показал, что в течение четверти у учащихся, способных к обучению от теста к тесту увеличивается число полных ответов на задания с многовариантными ответами. Можно, конечно, вместо одного задания с многовариантным ответом дать несколько с альтернативным, но это значительно увеличит число заданий в тесте и позволит проверить только уровень знаний, но не будет способствовать использованию тестов для развития навыков. По мнению исследователей такой методики раздел курса считается проработанным, если выполнено 70% заданий. 2. Формирование оценочной шкалы тестового контроля. При создании тестов возникают определенные трудности в части формирования шкалы оценок правильности выполнения заданий учащимися. Оценка знаний – один из существенных показателей, определяющих степень
усвоения учащимися учебного материала, развития мышления,
самостоятельности. В существующих системах тестирования предлагается, что учитель заранее
выбирает определенную шкалу оценок, т.е. устанавливает, например, что
испытуемый набирает то 31 до 50 баллов, то он получает оценку «отлично», от Очевидно, что при формировании такой шкалы оценок велика доля субъективизма, поскольку здесь многое будет зависеть от опыта, интуиции, компетентности, профессионализма учителя. Кроме того, требования, предъявляемые разными учителями уровню знаний учащихся, колеблются в очень широких пределах. На сегодня еще часто встречается метод «проб и ошибок» при формировании шкалы оценок. Поэтому реальные знания учащегося не получают объективного отражения. 3.3 Требования, предъявляемые к преподавателю при составлении тестовых заданий. При составлении заданий теста следует соблюдать ряд правил,
необходимых для создания надежного, сбалансированного инструмента оценки
успешности овладения определенными учебными дисциплинами или их разделами. Варианты ответов на каждое задание должны подбираться таким образом, чтобы исключались возможности простой догадки или отбрасывания заведомо неподходящего ответа. Важно выбирать наиболее приемлемую форму ответов на задания. Учитывая, что задаваемый вопрос должен быть сформулирован коротко, желательно также кратко и однозначно формулировать ответы. Например, удобна альтернативная форма ответов, когда учащийся должен подчеркнуть одно из перечисленных решений "да-нет", "верно-неверно". Задачи для тестов должны быть информативными, отрабатывать одно или несколько понятий формулы, определения и т.д. При этом тестовые задачи не могут быть слишком громоздкими или слишком простыми. Это не задачи для устного счета. Вариантов ответов на задачу должно быть, по возможности, не менее пяти. В качестве неверных ответов желательно использовать наиболее типичные ошибки. 3.4. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ТЕСТИРОВАНИЯ. Одним из недостатков тестового метода контроля знаний учащихся является то, что создание тестов, их унификация и анализ - это большая кропотливая работа. Чтобы довести тест до полной готовности к применению необходимо несколько лет собирать статистические данные. Возможно возникновение и других трудностей. Довольно часто встречается значительный субъективизм в формировании содержания самих тестов, в отборе и формулировке тестовых вопросов, многое также зависит от конкретной тестовой системы, от того, сколько времени отводится на контроль знаний, от структуры включенных в тестовое задание вопросов и т.д. Но не смотря на указанные недостатки тестирования, как метода педагогического контроля, его положительные качества во многом говорят о целесообразности использования такой технологии в курсе изучения биологии. К достоинствам следует отнести: - как было сказано, большая объективность и, как следствие, большее позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность учащегося; - исключается воздействие негативного влияния на результаты тестирования таких факторов как настроение, уровень квалификации и др. характеристики конкретного преподавателя; - ориентированность на современные технические средства на использование в среде компьютерных (автоматизированных) обучающих систем; - универсальность, охват всех стадий процесса обучения. Отметим другие достоинства. Тестированный опрос многофункционален. Он позволяет быстрее понять, как дальше работать с данным учеником. В итоге следует заметить, что использование с 5 класса тестирования учащихся поможет объективно провести аттестацию школы, которая проводится с целью установления соответствия содержания, уровня и качества подготовки учащихся требованиям государственных образовательных программ. Систематическое проведение контрольных мероприятий с помощью составленных на высшем уровне инструментов контроля позволяет школам формировать подготовленных учеников в различных областях знаний, готовых применять накопленный багаж знаний в любую минуту. Именно в таких выпускниках и в настоящее время, и в будущем нуждается наша страна, чтобы с их помощью провести быстрое оздоровление экономики.
|
|