| |||
Реферат: Экологическое воспитание в этнопедагогикеМосковский городской педагогический университет. Факультет начальных классов. Кафедра педагогики и психологии. Реферат по этнопедагогике. Экологическое воспитание в этнопедагогике. Исполнитель: студентка 5 курса очно- заочной формы обучения Ратникова А. А. Руководитель: Белозёров Г. Д. Москва 2004 Оглавление. Введение. В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры. Интерес к экологической проблематике не случаен. Он обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него. Однако технократическое мышление настолько сильно, что экологический кризис представляется как нечто внешнее по отношению к человеку, а не как то, что заключено в нём самом. Поэтому формирование экологического сознания, экологической культуры и мировоззрения личности в целом должно стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания. Большую роль в этом процессе играет менталитет общества. Вместе с тем в разных регионах страны экологическое воспитание обретает свою специфику под влиянием национальных традиций, особенностей народов, проживающих на данной территории, отношения к природе родного края, реально сложившейся ситуации. Рассмотрим специфику этих национальных традиций. Природа как фактор народного воспитания. Природа – один из важнейших факторов народной педагогики, она – не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа родины имеет неизъяснимую власть над человеком. Природосообразность в народной педагогике порождена естественностью народного воспитания. Поэтому вполне правомерно вести речь об экологии как универсальной заботе человечества – экологии окружающей природы, экологии культуры, экологии человека, экологии этнических образований. И самых маленьких в том числе. Русские говорят о природе человека, о природном уме, и в этом немало смысла, причём, это согласовывается с демократическими, гуманистическими особенностями народной педагогики – с естественностью народностью воспитания. Природа – это и двор отцовского дома, и Вселенная, и мировое космическое пространство. Даже звёзды на небе родины – родные. Достаточно вспомнить их народные названия: «Медведица» (Большая и Малая), «Млечный путь». По звёздам, по их миганию, свечению, цвету предсказывается погода, по их расположению находится дорога к одному дому. Весь традиционный образ жизни определяется родной природой. Её разрушение равносильно разрушению этносферы, следовательно, и самого этноса. Природа оказывает огромное влияние на формирование личности человека. Говоря «на лоне природы», русский народ очень легко определил роль природы в жизни человека. Народ и природа, народность и естественность неразделимы. В их единстве – высшая гармония жизни на земле. Поэтому учащихся, несомненно, нужно знакомить с народными экологическими традициями. Однако, что нужно сделать, Чтобы они не воспринимали их как нечто устаревшее, а как личностно-значимое, как ориентиры в повседневном отношении к природе? Необходим поиск такой системы методических подходов, приёмов, средств и форм работы, которая способствовала бы формированию эколого-гуманитарной культуры молодых людей, включающей бесценный опыт народных традиций. К таким методическим подходам следовало бы отнести: . изучение богатства содержания экологических традиций разных народов; . систематическое, целенаправленное обращение к содержанию народных традиций; . раскрытие содержания нравственных понятий через народные экологические традиции; . интериоризацию учащимися экологических ценностей своего народа; . индивидуальную и коллективную природоохранную деятельность и др. Приведём пример использования традиций народной педагогики для воспитания экологической культуры у учащихся. Педагогические воззрения на экологическое воспитание различных народностей. Экологическое воспитание бурятского народа. С древних времён буряты учили своих детей жить в согласии с природой, тому, что естественная среда обитания человека – это дом, в котором всё находится в соподчинении и взаимодействии. Считалось, что природа выше всего. Она обожествлялась, так как человек каждый, стар и млад, без неё не может существовать. Действительно, без чистого воздуха, воды, диких животных, даров природы и т. д. человек обречён. Воспитание уважительного отношения к окружающей среде проводилось изо
дня в день. Древняя культура бурятского народа, как материальная, так и
духовная, способствовали возникновению определённых требований (табу),
рекомендаций по формированию у ребёнка «щадящих», «дружественных»
определённых отношений с окружающей природой. Значение таких табу огромно. Экологическое воспитание русского народа Патриотизм – это, прежде всего, любовь к родной природе. Эта любовь не
требует шума, крикливости. Как сказал Булат Окуджава, патриотизм – дело
тихое и интимное. Настоящее чувство не бывает напоказ, оно сокровенно, т.
е. задушевно, свято хранимо. Прекрасный рассказ на эту тему написал Виталий Очаровательны в народном творчестве очеловеченные образы родины, родной природы: дуб-батюшка, Волга-матушка, белая черёмуха в девичьем наряде, родник – «журавлиный глаз…» Замечательный ответ на вечный вопрос – что такое Родина, что значит в
жизни ребёнка родная природа – рассказ К. Д, Ушинского «Четыре желания»: Экологическое воспитание чувашского народа. Природа у чувашей называется «светлая погода», что означает средний мир, ибо есть ещё верхний, где обитают боги и души святых, и потусторонний, нижний, тёмный. Опыт чувашского учителя русского языка Аркадия Айдака, почти тридцать
лет возглавлявшего лучший в стране колхоз, представляется уникальным именно
из-за особой его приверженности к народной педагогике: в его хозяйстве
оберегаются языческие храмы природы – вековые дубы, которым поклонялись
предки; восстановлены священные родники, десятки озёр и прудов; созданы в
соответствии с тысячелетними народными традициями заповедные леса и рощи,
определены зоны тишины и покоя. На родину возвратились журавли… Экологическое воспитание в Литве. Природа – великий, мощный фактор народного воспитания. Ничем
незаменимый, фактор многосторонний, многогранный. Народные педагоги по-
разному используют природу как фактор воздействия на личность. Вот,
например, советы истинно народного литовского врача, педагога, психолога К. Поклонитесь низко предкам! Выпрямитесь со светлыми мыслями о будущем! Насыщайте мозг и весь организм живительной струёй кислорода! Выдохните неприязнь и озабоченность! Будьте веселее и активнее! Уберите с лица пыль уныния! Улыбнитесь всепобеждающей жизни и матери- родине! А теперь идите, шагайте смело, радостно и стремительно». Школьной педагогике можно было бы многому поучиться у педагогики
народной, в том числе и в приучении детей к духовному общению с природой. Экологическое воспитание в Германии. В лесном ресторанчике «Монашеский дворик» недалеко от Эльгерсбурга в Заключение. Итак, экологическое воспитание в этнопедагогике имеет гораздо большее
значение, чем было принято считать до сих пор в школьной педагогике. Народная экология содержит в себе большой потенциал для развития
познавательных процессов детей, их трудового и физического воспитания. Рассмотрение потенциальных возможностей экологических традиций народов в воспитании учащихся показывает, что они являются действенным фактором разностороннего развития детей. Литература. 1. Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 168 с. 2. Николаева Е. К. Использование народных экологических традиций как один из аспектов формирования эколого-гуманитарной культуры.//Этнопедагогика – педагогика жизни: Сборник материалов международной конференции, посвящённой 75-летию профессора, доктора педагогических наук, заслуженного деятеля науки Российской Федерации Мукаевой Очир Джогаевны – Элиста: АПП Джангар, 2001. – С. 248-250. 3. Цыремпилон А. Б. Экологические традиции бурятского народа как фактор разностороннего воспитания учащихся.//Этнопедагогика – педагогика жизни: Сборник материалов международной конференции, посвящённой 75- летию профессора, доктора педагогических наук, заслуженного деятеля науки Российской Федерации Мукаевой Очир Джогаевны – Элиста: АПП Джангар, 2001. – С.250-252.
|
|