| |||
Реферат: Экологическое воспитание учащихся начальных классов сельской школы в процессе кружковой работыМИЧУРИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Студентка V курса факультета биологии Елена Ивановна Саблина Экологическое воспитание учащихся начальных классов сельской школы в процессе кружковой работы Дипломная работа Руководитель: к.п.н., доцент Бобылева Людмила Дмитриевна Мичуринск, 1999 ОГЛАВЛЕНИЕ
1.1 Экологическое воспитание приоритетное направление в работе со школьниками. 7 Глава II. Опыт организации кружковой работы с младшими школьниками. 30 2.1. Кружковая работа в системе экологического воспитания младших школьников. 30 Заключение. 57
Введение. Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса. На межправительственной конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 году были поставлены задачи среди которых важнейшими являются: (принятие практических первоочередных мер по выходу из кризиса; (воспитание экологической культуры подрастающего поколения с целью предотвращения повторения сложившейся ситуации. Эти задачи нашли отражение и в Постановлении Правительства Российской Методические основы формирования экологической культуры школьников разработана в трудах академика Н.Н. Моисеева. Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются. Психологи (А.Н. Леонтьев) отмечают, что у детей младшего школьного возраста может быть сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой. Она включает: эмоциональную сторону ( восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально- положительное отношение к ее объектам, мотивам поведения, деловую готовность ( возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных и внеучебных ситуациях, желание участвовать в альтруистической деятельности, зачатки «внутренних» мотивов поведения как предпосылки бескорыстия и эмпатии (чувства сопереживания, сочувствия); интеллектуальную готовность ( определенный уровень информированности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры. Известно, что в педагогическом процессе взаимодействуют три главных компонента: «знания- отношения-поведения». При этом более актуальными для младших школьников являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектом природы, а также разнообразная деятельность в ней. Особенности формирования у младших школьников любви и бережного
отношения к природе раскрыты в работах Т.А. Бобылевой, Л.Д. Бобылевой, А.В. Проблемы экологического воспитания разработаны в работах И.Д. Характеристику средств, форм и методов экологического находим в работах А.Н. Захлебного, Н.А. Городецкой, Н.В. Добрецовой, А.В. Миронова. Психолого-педагогическое обоснование нашей проблемы отражено в
работах Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, А.П. Сидельковского, О значении краеведческого материала в воспитательной работе писали в своих трудах Т.А. Бабакова, Л.П. Салеева и другие. Однако, несмотря на обилие, достаточное освещение в литературе проблем экологического воспитания учащихся начальных классов, использование возможностей кружковой работы являются недостаточно разработанной. Поэтому мы поставили своей целью разработку программы работы экологического кружка для младших школьников. Нашей проблемой стало выяснение педагогических условий формирования экологической культуры младших школьников в ходе работы кружка «Юный эколог». Нами была выдвинута гипотеза: систематическая работа с младшими школьниками по экологическому воспитанию в рамках кружка «Юный эколог» способствует: -формированию экологической и общей культуры учащихся начальных классов; -повышению уровня знаний младших школьников; -углублению мотивации и активизации деятельности учащихся в природе. Нами определены следующие задачи исследования: 1. Анализ научной и методической литературы по проблеме. 2. Проведение педагогического эксперимента. 3. Разработка программы работы кружка «Юный эколог» для младших школьников. 4. Разработка пакета методического обеспечения для реализации плана работы кружка. В ходе работы использованы следующие методы: ( анализ научной, методической и популярной литературы; ( обобщение и анализ опыта работы учителей; ( анкетирование; ( статистическая обработка данных. Исследование проводилось в 2 этапа: 1) 1997-98 учебный год. Определение проблемы, гипотезы, изучение литературы, разработка и проведение констатирующего эксперимента. 2) 1998-99 учебный год. Разработка программы работы кружка «Юный эколог» для младших школьников в условиях сельской школы, проведение формирующего эксперимента и литературное оформление дипломной работы. Исследование проводилось в Перехвальской средней школе Данковского района Липецкой области. Глава I. Теоретические основы экологического воспитания младших школьников.
Для глубокого и прочного осознания экологических понятий, сложных глобальных, региональных и локальных природоохранных проблем особенно важен их исторический аспект. Известно, что современная острота экологических ситуаций имеет исторические корни, обусловлена потерей лучших народных традиций, утрат нравственных основ гуманизма, любви, сострадания, бережного отношения к родной земле. По мнению Б.Т. Лихачева1, экология личности ( проблема, выдвинутая реалиями конца xx в., принявшими глобальный, угрожающий жизни на земле характер. Но ее истоки ( в давней, уходящей глубокими корнями в историю человечества, представлениях о смысле бытия, обязанностей и правах человека. В истории философских и педагогических идей, в системах образования и воспитания неоднократно предпринимались попытки построить содержание образования с позиции космоземного всеединства. Начиная с Я.А. Коменского, официальный статус получает принцип
природосообразности. Но однозначного его понимания не было. Я.А. Каменский
рассматривал человека как органическую часть природы, живущую по ее
законам, развивающеюся согласно циклам времен года. Ж.Ж. Руссо усматривал в
человеке совершенное творение Бога. Чтобы сохраниться таковым, человек
должен вернуться в природу, к чистоте и непосредственности ее отношений. Он
первый понял опасность цивилизации и призвал: «Назад, к природе!» общество
восприняло это как недомыслие и чудачество. И.Г. Песталоцци видел в
человеке сущностные силы, которые успешно развиваются лишь в условиях,
максимально приближенных к природе к принципу природосообразности. А. В настоящее время работа над проблемами экологического воспитания продолжается. Ряд исследователей, отмечает, что нередко экологическое воспитание осуществляется не комплексно, а односторонне, без использования всех возможностей. В настоящее время необходимо говорить о формировании экологической культуры, как социально необходимого нравственного качества личности. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. считают, что экологическая культура Экологическая культура проявляется в ответственном отношении к
природе как к всеобщему условию и предпосылки материального производства, к
объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека. Экологическая культура по мнению А.Н. Захлебного ( это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей. Л.П. Печко считает, что экологическая культура включает: ( культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных, в том числе и эстетических, переживаний. Успешность этой деятельности обусловлена развитием нравственных черт личности по отношению к природной среде на основе формирования умений принимать альтернативные решения; ( культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования; ( культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы. Экологическая культура, указывает Л.Д. Бобылева, включает следующие основные компоненты: ( интерес к природе; ( знания о природе и ее охране; ( эстетические и нравственные чувства к природе; ( позитивная деятельность в природе; ( мотивы, определяющие поступки детей в природе. Экологическая культура как качество личности должна формироваться в системе непрерывного экологического воспитания, основными звеньями которой, оказывающими существенное влияние на ребенка в младшем школьном возрасте, являются: ( семья; ( детские дошкольные учреждения; ( школа; ( внешкольные воспитательные учреждения; ( средства массовой информации; ( самовоспитание. Ведущую роль в воспитании ребенка младшего школьного возраста играет
школа, организующая прогресс формирования экологической культуры,
включающий в себя две стороны: учебную и внеучебную работу. Компонентами
процесса экологического воспитания являются: Основным компонентом любого процесса является целеполагание. А.Н. (формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека; ( развитие умений воспринимать окружающий мир посредством орган чувств и направленного интереса и способности к причинному объяснению при анализе факторов и явлений окружающей действительности; ( обучение младших школьников методам познания окружающего мира; ( воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали. В системе экологического воспитания Л.В. Моисеева2 выделяет ряд основополагающих принципов: 1. Междисциплинарность: ( экологизации предметов, т.е. внедрение экологических идей в содержание и методы обучения отдельных предметов; ( интегрированные экологические модули. Комплексные межпредметные знания экологического содержания. 2. Единство познания, переживания и действия: ( целостные ориентации личности; ( мотивы деятельности; ( природоохранная деятельность. 3. Педагогическое целенаправленное общение школьников с окружающей средой (природой). 4. Взаимосвязь глобального, национального и локального (краеведческого) уровней экологических проблем. 5. Принцип альтернативности и прогностичности. Исходя из цели и руководствуясь принципами, воспитатели ставят перед собой задачи, основной из которых являются преодоление у учащихся утилитарно-потребительского отношения к природе, в формировании естественного отношения к ней в связи со сферами сознания: научной, идеологической, художественной, нравственной, которые составляют основу научного мировоззрения. И.Т. Суравегина, В.М. Сенкевич, Т.В. Кучер1 считают, что цель экологического образования достигается по мере решения следующих задач в их единстве: обучения-формирования системы об экологических проблемах современности и путях их решения; развития системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценка состояния и улучшению окружающей среды своей местности; воспитания-формирования мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; стремления к активной деятельности по охране окружающей среды; интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как универсальной ценности), нравственного(воли и настойчивости, ответственности) развития личности. А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина1 считают, что формирование ответственного отношения к природной среде связано с решением ряда образовательных и воспитательных задач. Последние предполагают формирование потребности общения с живой природой, интереса к познанию ее законов; формирование установок и мотивов деятельности, направленных на осознание универсальной ценности природы; формирование убеждений в необходимости сбережения природы, заботы о сохранении своего здоровья и здоровья других людей как общественной ценности; потребности участия в труде по изучению и охране природы, пропаганде экологических идей. Воспитательные задачи тесно связаны с образовательными, которые включают формирование: 1. Системы научных знаний о единстве человека, общества и природопользования как материальной основы научно-технического прогресса. 2. Системы идеологических, нравственных и эстетических ценностных экологических ориентаций. 3. Умений использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила экологически грамотного отношения к окружающей природе в реальном поведении. 4. Умений использовать знания о способах охраны природы и бережного к ней отношения в трудовой, общественно полезной и пропагандистской деятельности. И.Д. Зверев2 считает, что основной задачей экологического образования является теоретическое освоение школьниками знаний о природе, ее особенностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения в производстве, быту, в процессе отдыха. Б.Т. Лихачев1 методы и формы экологического образования и воспитания условно разделяет на несколько групп. Это: школьные и внешкольные методы формирования сознания и развития мышления, научение умениям и навыкам практически направленной деятельности, развитие нравственно-правовой ответственности, эстетического отношения к действительности, нравственного самосовершенствования. А.Н. Захлебный2 считает, что при разработке экологической программы особое значение приобретает изучение школьника как личности, факторов его обучения и воспитания. По существу, это предполагает построение модели экологического
образования. Развитие свойств личности, характеризующих ее отношение к
общественным явлениям, имеет аналоги и в формировании свойств, которые
определяют отношение человека к природе, что показано в схеме 1. Модель состоит из четырех блоков. И первом — названы важнейшие
факторы, которые определяют формирование свойств личности, ее
мировоззренческие взгляды, убеждения, поступки. Исследованиями психологов
установлено, что любому действию человека должно предшествовать образование
двух психологических феноменов — готовности и способности действовать. Понятие «ответственность» предполагает необходимость за что-то отвечать. Это делает необходимым в воспитательном процессе последовательно развивать аксиологические знания о тех объектах и процессах в окружающей природной среде, которые требуют ответственного отношения . По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений выступает в качестве предметных ценностей или объектов ценностного отношения. Для решения задач экологического образования особое значение приобретают ценности: экологическое качество окружающей человека среды (естественной, преобразовательной, искусственной), природные ресурсы и изделия из них; эталоны и уникальные объекты естественной природы; памятники культуры. Все эти объекты окружающей Среды являются ценностями, удовлетворяющие разнообразные потребности человека (и общества): практические, познавательные, эстетические, нравственные. Вторым фактором, определяющим готовность человека к деятельности,
является его идеал отношения (и поведения) к природной среде. Идеал
выступает как образ цели поведения или деятельности человека. Идеал
отношения к природе — это поведение, при котором гармонически сочетаются
общественные и личные интересы. Гуманизм — характерная черта идеала
поведения в природной среде. Он определяет уважение к человеку, к
общественным потребностям. Из идеала выводятся требования общества к
личности, на их основе вырабатываются критерии оценки ее поступков. Автор обращает внимание на то, что во втором блоке рассматриваемой модели показано проявление свойств личности ученика в конкретных видах деятельности и поведения. Об ответственном отношении свидетельствует: — культура индивидуального поведения в природном окружении; — активное участие в общественно полезном труде по защите, уходу и улучшению окружающей Среды, в пропаганде идей охраны природы. В третьем блоке модели А.Н. Захлебный показывает «каналы», через которые педагог воздействует на личность ученика, его чувства и интеллект. Используя социальный опыт человечества, который закреплен в научных знаниях, педагог постепенно развивает интеллектуальные способности личности, формирует ее мировоззрение, видение научной картины мира. Именно в результате интеллектуального развития формируется представление об исторической неизбежности возникновения проблем охраны природы и установлении гармонического взаимодействия с природой. Сочетание эмоционального, интеллектуального и эстетического восприятия окружающей природной Среды — основа научного понимания многообразной ценности природы, что формирует необходимую мировоззренческую позицию личности. В четвертый блок модели автором включены педагогические средства, с
помощью которых осуществляется природоохранительное образование личности. Модель факторов, определяющих формирование у школьников ответственного отношения к природе представлена в приложении. 1.2 Педагогические основы формирования экологической культуры. В своей статье “Экология личности” Б.Т. Лихачев1 раскрывает содержание понятия “Экология личности и культуры общества”, которое может быть рассмотрено единство соответственно развитых сознания, эмоционально- психических состояний. Ядром такого сознания особым образом ориентированная умственная аналитико-синтезирующая способность человека, гарантирующая научно обоснованное включение в природу, жизнь общества, имел в виду сохранения их равновесия. Эстетическое воспитание обеспечивает познание природы во всей ее естественной и эстетической целостности. Воображение выступает как психический прогресс предвидения последствий вмешательства в жизнь природы и общества. Чувствование основано на созидательно- бессознательном стремлении единению с природой. В содержание экологического сознания включается и утилитарно-практическое поведение. Должным образом направленная воля предполагает способность к решительному отказу от намеченных действий в случае возможности непредсказуемых последствий. Экологическая культура человека органично связана с личностью в
целом, ее различными сторонами и качествами, она возникает как новое
психическое образование. Естественнонаучная образованность обеспечивает
познание закономерностей природы, связей между нею и человеком. Философская Такое широкое понимание культуры личности, продиктованное реалиями
конца xx столетия, предполагает развитие ряда смежных научных направлений. Педагоги отмечают, что экологическая культура личности немыслима вне ее практического отношения к действительности, которое формируется на основе совместных усилий учителей и учащихся. Речь идет о создании надежной психологической установки на экологически обоснованное включение в природу, ноосферу, в жизнь общества. Это должно быть связанно с развитием природы самого ребенка, его способностей, физических и интеллектуальных сил, с воспитанием трудолюбия, бережного отношения, предприимчивости и хозяйственности. Важно умения и навыки охранительной и защитительной, психо- и физиотерапевтической деятельности (лесоводства, садоводства, огородничества и др.), в области зоотерапии, аутотренинга, налаживания оздоровительного общения. Естественной основой процесса такого воспитания являются объективно складывающиеся в различные возрастные периоды отношения ребенка с окружающей средой. У детей дошкольного и младшего школьного возраста они реализуются на бессознательной основе. Малыши, не отдавая себе отчета, не отделяются от внешней среды, ощущают себя естественной частью природы. Между детьми, животными и растениями устанавливаются интуитивное взаимоощущение и даже взаимопонимание. Ребенок открыт, чтобы воспринимать и присваивать экологические правила этих отношений, превращать их в свои привычки. Таким образом, экологическая культура в современных условиях является одним из ведущих компонентов личности. Она может рассматриваться как главный системообразующий фактор, способствующий образованию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности. 1.3 Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. Результатом краеведческого подхода в экологическом образовании младших школьников является осознание детьми разнообразия связей между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими в своем крае, многопланового значения природы, потребность общения с родной природой, бережное отношение к живому. Комплексный характер взаимодействия человека с природой в условиях
родного края и возникающих при этом экологических проблем определяют
объекты эколого-краеведческой работы со школьниками. К ним относятся:
природа, хозяйство, население, история, искусство края, рассматриваемые с
точки зрения взаимодействия общества и природы. Эти объекты можно
конкретизировать следующим образом: природа — типичные и редкие виды
организмов, типичные природные сообщества; охраняемые территории, памятники
природы, природные ресурсы края; хозяйство — местные промышленные
предприятия, использующие природные ресурсы и влияющие на окружающую среду;
предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию, службы
благоустройства; население — особенности экологической культуры местного
населения, отношение к окружающей природной среде учащихся школы; искусство Конечно, перечень конкретных объектов экологического краеведения может быть значительно шире, здесь важно показать их разнообразие, а это, в свою очередь, оживит эколого-краеведческую работу с учениками начальной школы, обеспечит комплексный подход в деле. Т.А. Бабакова1 считает, что школьное краеведение имеет две взаимосвязанные стороны — краепознание и краестроительство (последнее, к сожалению, часто упускается). При проведении эколого-краеведческой работы необходимо помнить оба эти условия, так как только в процессе практической деятельности по сохранению и улучшению окружающей Среды формируется бережное отношение, а затем и ответственное отношение к природе. Взаимосвязь двух сторон краеведения осуществляется при организации
различных видов деятельности учащихся — познавательной, ценностно-
ориентационной, коммуникативной, художественно-эстетитечской, трудовой — в
их совокупности. Т.А. Бабакова рекомендует познавательную деятельность
связывать приобретением и совершенствованием знаний, получаемых учащимися
от учителей в виде информации, выполнение опытов и наблюдений, чтение
краеведческой литературы, выполнение заданий учителя на применение знаний. По мнению педагогов коммуникативная деятельность предполагает активность самих учеников, что проявляется, например, при подготовке и выполнении сообщений в классе; при коллективном планировании и обсуждении результатов практических природоохранных дел. Художественно-эстетическая деятельность заключается в восприятии эстетических свойств природных объектов и произведений искусства (изобразительного, музыкального, литературного, декоративно-прикладного, зодчества, Устного народного творчества), а также в создании художественных образов, связанных с природными объектами и отношением людей к природе. Разнообразны и формы художественного творчества учащихся: выполнение рисунков, плакатов, сочинений, посвященных природе родного края и отдельным ее объектам; сочинение и оформление экологических сказок; участие в подготовке спектаклей экологического содержания; изготовление поделок из природного материала и др. При этом желательно использовать произведения искусства местных авторов, однако можно применять и работы других мастеров, если в них отражены изучаемые объекты природы. Трудовая природоохранная деятельность связана с сохранением и
улучшением окружающей среды. Реально возможности такой деятельности,
несмотря на кажущееся разнообразие конкретных проявлений, ограничены
преимущественно благоустройством своего класса и школы, ее территории. Сюда
входят: озеленение класса и разведение комнатных растений, уход за ними,
уборка территории школы, перекопка газонов, посев семян цветочных и
древесно-кустарниковых пород, уход за растениями на пришкольном участке Включение учеников в различные виды деятельности в процессе эколого- краеведческой работы соответствует деятельностно-личностному подходу в образовании и воспитании, причем следует иметь в виду, что при выделении отдельных видов деятельности есть некоторая условность. Так, познавательная деятельность является инвариантной стороной любой деятельности; усвоение учениками тех или иных знаний (познание) осуществляется в процессе общения с учителем и т.п. Осознание специфики каждого деятельности и их взаимосвязи позволяют учителю более эффективно осуществлять эколого-краеведческую работу с учащимися. 1.4. Внеклассная работа по формированию экологической культуры младших школьников. Экологическое образование обладает такими особенностями, как
актуализация идеи К. Маркса о неразрывной связи физической и духовной жизни
человека с природой; рассмотрение экологических проблем в системе
глобальных проблем современности; направленность на цели охраны природы:
сбережение генофонда биосферы, сохранение гигиенических и эстетических
достоинств окружающей Среды, рациональное использование природных ресурсов. Внеклассная работа определяется педагогами как та деятельность, которая выполняется во внеурочное время и на основе интереса и самодеятельности учащихся. При определении содержания внеклассной работы необходимо исходить из таких принципов, как связь с жизнью, с проблемами, которые решает страна, область, район; соответствие содержания внеклассной работы возрасту учащихся, особенностями их умственного развития и интересов. Краеведческий принцип во внеклассной работе по формированию экологической культуры младших школьников является ведущим. Исследование школьниками реальной жизни в процессе внеклассной работы, экологическое краеведение дает материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций в природной среде, особенно поведения людей, где результат не соответствует желанному. Это позволяет школьникам извлекать уроки на будущее, изменять цели своей деятельности, принимать решение в соответствии с убеждениями. Естественнонаучные знания при этом обосновывают оптимальные способы поведения и действий в окружающей среде. Внеклассная работа создает условия для приобретения опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний и в соответствии со сформированными ценностями подходами и ориентациями: как и где проложить тропу, оборудовать стоянку; стоит ли украшать машины дикорастущими растениями; как ходить по лугу, лесу, как относиться к их живым обитателям; как вести себя в природе, если встретится дикое животное. Велика роль внеклассной работы в приобщении школьников к самостоятельной работе, которую они могут проводить в соответствии с той скоростью усвоения, которая им более свойственна, что делает более продуктивным процесс становления личности. При этом ученик может обратиться к эксперименту, кратковременному и долговременному наблюдению, исследованию связей человека с природой в течении длительного срока с фиксацией на фотопленке, в рисунках, схемах и других документах. Все это делает исследования природной Среды и ее охраны привлекательными и интересными. Формирование экологической культуры младших школьников возможно только при условии взаимосвязи различных типов и видов внеклассной деятельности. Разнообразная деятельность дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы. Разнообразная деятельность учащихся реализуется во всех типах внеклассных занятий: индивидуальных, групповых, массовых. Индивидуальные занятия предполагают выполнение учащимися наблюдений как отдельных видов растений, животных, грибов и т.д., так и природных сообществ, расположенных в окрестностях школы, о взаимном влиянии человека и живой природы. В индивидуальных занятиях наиболее ценны те наблюдения, которые приводят школьника к выводам о значении живых организмов в жизни человека, оценке их состояния на обследуемой территории и порождают желание своим трудом улучшить окружающую человека среду: озеленить улицу, очистить участок леса от сушняка, подкормить птиц зимой. Индивидуальная работа тесно связана с приобщением младших школьников к чтению и обсуждению книг и статей в журналах об охране природы. Групповая внеклассная работа наиболее успешно протекает в кружках. В них занимаются школьники, проявляющие наибольший интерес к изучению взаимосвязей человека с живой природой. В формировании экологической культуры младших школьников огромную роль играют массовые внеклассные занятия: праздники, утренники, ролевые игры на экологические темы. Выводы по I главе:
Глава II. Опыт организации кружковой работы с младшими школьниками.
Для групповой экологической работы с учащимися начальных классов наиболее целесообразной является кружковая работа. Программа экологического кружка должна отражать все аспекты содержания экологического образования: ( научно-познавательного; ( ценностного; ( нормативного; ( практически-деятельностного. Научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, может быть представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними. Трудно вычленить какие-то отдельные вопросы, развивающие научно познавательный аспект содержания: для младших школьников весь комплекс знаний об окружающей среде окрашен интересом, что очень важно в деле формирования отношения детей к своему дому ( природно-социальному окружению. Ценностный аспект содержания призван раскрыть детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. До сих пор в практике обучения младших школьников нередко преобладала трактовка ценности с утилитарно-практических позиций, что обедняло отношение детей к окружающему, снижало их любознательность, эстетическую отзывчивость, милосердие, сочувствие, сопереживание Нормативный аспект содержания экологического образования ( это
правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в
природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали Традиционное представление о ребенке младшего школьного возраста, слепо повторяющего поведение взрослого человека, в последнее время претерпевает существенные изменения. Ребенок этого возраста ( не только объект воздействия взрослых, но и деятельный субъект воспитания. Поэтому при разработке нормативного аспекта содержания важно учитывать, что младший школьник должен понимать, осознавать правила своего поведения в отношениях с окружающей средой, чтобы самому определить необходимость соответствующих действий в конкретной ситуации. Практически ( деятельностный аспект содержания играет не менее важную роль в экологическом образовании, чем нормативный аспект. Практическая деятельность ( конечный результат формирующихся отношений, критерий развивающего сознания и чувств. В то же время в деятельности формируются и закладываются сами отношения человека с окружающим миром. Однако младший школьник в силу ограниченных физических возможностей мало вовлечен в деятельность природоохранительного характера. Опыт показывает, что объем и содержание практического участия детей в защите и благоустройстве окружающей среды своего села может быть значительно шире: это уборка школьного помещения, уход за собой, за домашними животными, живущими в живых уголках школы, практические дела в естественных и искусственных сообществах (прополка сорняков, полив растений, очистка от мусора) и много других важных дел. Следует учитывать, что организация практической деятельности в младшем школьном возрасте имеет свои особенности: детей надо научить, что и как делать. Например, как экологически грамотно подкармливать зимующих птиц, собирать грибы, ягоды, лекарственные растения, соблюдать правила личной гигиены при уходе за кошками и собаками. В содержании экологического образования в начальной школе должны найти отражение материалы из различных отделов экологии. Наибольшие возможности для этого имеет раздел по экологии биологических систем. Особый интерес у младших школьников вызывает материал об отношениях живых организмов со средой обитания. Содержание этого раздела близко и понятно детям: оно дает представление о многообразии обитателей природы, о том, как они приспосабливаются к условиям жизни (к сезонным изменениям, к условиям обитания, к взаимоотношениям собой и человеком), где живут, какое влияние оказывает на них человек и его деятельность и как уменьшить вредное воздействие этой деятельности на сохранение многообразия видов растений и животных. Естественно, в содержании должны найти отражение знания о местах обитания живых организмов: о их домах ( природных сообществах, в которых протекает их жизнедеятельность и которые тысячами нитей связаны с жизнью человека. В содержании экологического образования многоаспектно должны быть представлены знания о человеке и обществе и их связях с окружающей средой. Младших школьников нужно подвести к выводу, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, а поэтому оберегать эстетические, экологические, санитарно-гигиенические качества окружающей среды ( значит заботиться о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности. На начальном этапе обучения имеется возможность познакомить детей с предметами, созданными трудом человека, со средой населенных мест, что позволит показать роль труда в преобразовании природного окружения, как с положительной так и с отрицательной сторон, и на основании этого наметить пути гармонизации (оптимизации) отношений человека с природным и социальным окружением. Несмотря на то, что младшие школьники, естественно, не знают достаточно глубоко промышленного и сельскохозяйственного производства, не могут судить в полном объеме о физическом и химическом загрязнении окружающей среды, отдельные вкрапления таких знаний должны иметь место в занятиях кружковой работы по экологическому воспитанию, Например, при знакомстве с дорогами и транспортом в селе есть возможность показать, что дороги сокращают места обитания растений и животных, что транспорт отрицательно влияет на здоровье людей; при изучении природных сообществ можно раскрыть влияние на них деятельности людей, при изучении водоемов ( влияние деятельности человека на чистоту вод и меры по их защите. Факты о загрязнении и оскудении вод, воздуха сельской сферы, в
которой живут дети, вызывает у них тревогу и стремление сохранить их
красоту и качества, важные для жизни организмов, в том числе и человека. ( человек ( природное существо и член общества; ( многообразие природного и социо-культурного окружения человека; ( экологические взаимодействия живых организмов с окружающей средой; ( труд и поведение человека в окружающей среде. Успех работы кружка зависит от того, как учитель сочетает деятельность учащихся в стенах школы с изучением природной среды в окрестностях школы или села. Так, органической составной частью кружковой работы по теме «Экология села» может стать прокладка экологической тропинки. Прокладка тропинки связана с изучением окружающей школу природы: поиск точек обзора эстетически привлекательных ландшафтов, выбор информационно емких экскурсионных объектов, связанных с взаимодействием общества и природы, разработка схемы маршрута, составление плана местности. Кружковая работа позволяет использовать большое многообразие форм и методов работы. Одним из важнейших средств является игра. В игре в наибольшей степени школьник психологически готовится к реальным экологическим ситуациям, учится понимать отношение к природе людей, выполняющих различные роли в зависимости от профессии и должности, овладевает приемами общения со сверстниками. Младшие школьники с удовольствием исполняют «роли» охраняемых видов животных, растений или грибов, при этом каждый вид устами школьника рассказывает о значении его в природе и жизни человека и обосновывает необходимость его сохранения. Разнообразные виды внеклассной работы в экологическом кружке взаимно дополняют друг друга, обогащая процесс обучения и воспитания младших школьников. Для выявления уровня экологической культуры младших школьников в Детям были предложены вопросы анкеты. При этом метод анкетирования использовался в сочетании с методом интервью. Анкета 1. Что такое природа? 2. Что природа дает человеку? 3. Назовите охраняемые растения нашей местности. 4. Какие животные занесены в Красную книгу нашей страны? 5. Какие насекомые появляются весной первыми? 6. Что такое «фотоохота»? 7. Назовите лекарственные растения. 8. Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности? 9. Как человек разрушает природу? 10. Что могут сделать дети для охраны природы? Данные полученные в ходе анкетирования, представляют в графиках и диаграммах.(Приложение № 4-10) Ответы учащихся 2 класса на вопрос «Что такое природа?» Как видно из
графика (приложение № 1), большинство учащихся не имеют полного
представления, о том что такое природа. Среди компонентов природы учащиеся
называли растения, животных, почву, человека; в то же время не были названы Ответы учащихся 2 класса на вопрос «Что природа дает человеку?». Следующая диаграмма иллюстрирует ответы учащихся на вопрос «Назовите охраняемые растения нашей местности». Данные диаграммы (приложение № 3) свидетельствуют о недостаточной осведомленности учащихся об охраняемых растениях своей местности. Среди ответов учащихся следует отметить значительное количество неверных (например: одуванчик, подорожник и другие).60 % учащихся не смогли ответить на поставленный вопрос. Ответы учащихся 2 класса на вопрос «Какие животные занесены в Красную книгу нашей страны?». Как видно из графика (приложение № 4), большинство учащихся не имеют представление об охраняемых животных нашей страны. Были названы охраняемые животные такие, как бобр, беркут, олень и в то же время многие учащиеся не дали полных и точных ответов. Ответы учащихся на вопрос «Какие насекомые появляются весной первыми?». Как показывают результаты анкетирования (приложение № 5), учащиеся не смогли ответить на этот вопрос, так как целенаправленные фенологические наблюдения под руководством учителя ими не проводятся. Ответы учащихся 2 класса на вопрос «Что такое Ответы учащихся 2 класса на вопрос: «Как вы оцениваете состояние
окружающей среды в вашей местности?». Как видно из графика (приложение № Ответы учащихся 2 класса на вопрос: «Как человек разрушает природу?» Ответы учащихся на вопрос: «Что могут сделать дети для охраны природы?» Как видно из графика (приложение № 10), не все учащиеся знают, что они могут сделать для охраны природы. Большинство школьников отмечают ограждение муравейников, посадка деревьев, что связано с положением школы в лесу. Анализ полученных данных убедило нас в том, что уровень экологической культуры младших школьников, особенно такого его компонента, как экологические знания очень низок. В связи с этим нами было сделано предположение о том, что целенаправленная систематическая работа по формированию экологической культуры школьников может повысить эффективность формирования у школьников бережного отношения к природе. 2.2. Опыт организации кружка «Юный эколог» в Перехвальской средней школе Проанализировав теорию и опыт, накопленный в области экологического образования, мы разработали и предлагаем программу экологического воспитания младших школьников в рамках кружка «Юный эколог». Программа составлена из расчета один раз в неделю. При построении авторской программы кружковой работы мы сочли целесообразным заострить внимание на четырех основных направлениях работы: ( познавательном; ( познавательно-развлекательном; ( практическом; ( исследовательском. Программа кружка «Юный эколог»
|1 |2 |3 |4 |5 | Познавательное направление работы кружка включало цикл познавательных мероприятий (использовались следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствовали более глубокому расширению экологических знаний младших школьников. Познавательно-развлекательное направление работы ставило целью знакомства учащихся начальных классов с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это ( тетрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры- путешествия. Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (практическое направление работы кружка «Юный эколог») ( посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса, охраной муравейников, подкормкой птиц, способствовало привитию бережного отношения младших школьников к родной природе. Исследовательское направление работы кружка осуществляется в рамках следующих мероприятий: экскурсий, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов. Программа может быть реализована при проведении внеучебной воспитательной работы, в рамках кружка; программа рассчитана на младших школьников. Предлагаемая программа обеспечена пакетом методических разработок. Ее апробация проводилась на базе 2 класса Перехвальской средней школы. В ходе работы кружка нами был использован проект «Мое дерево» Н.А.Рыжовой.1 Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников
любого возраста, в том числе и младших, играет практическая,
исследовательская работа в природных условиях. Теоретические знания,
полученные учеником на уроках, должны стать базой для самостоятельной
оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения
собственных исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих
наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы
и собственного здоровья поведению. Часто дети изучают природу только по
книгам, могут определить названия растений, животных, изображенных на
картинках, но не узнают их в природе. Хотя бы частному решению проблемы,
считает может помочь исследовательская работа младших школьников в рамках
экологических проектов. Учащиеся младших классов с удовольствием и большим
интересом участвуют в такой работе, естественно, на доступном для них
уровне. Проект «Мое дерево» подразумевает выполнение детьми
исследовательской работы, проведения наблюдений, обобщение результатов
исследований в самой разнообразной форме и составление рекомендации по
проблеме. В качестве объекта исследований детей выбрано дерево. Деревья
играют большую роль в нашей жизни. Они окружают нас постоянно, однако
большинство детей и взрослых не обращают на них внимание. Опыт показывает,
что дети младшего возраста часто не воспринимают деревья как живые объекты. Проект включает три этапа работы. Первый этап ( подготовительный. На этом этапе объясняется цель , задачи проекта , проводятся беседы, дискуссии, экскурсии; определяется объект исследований. Каждый ученик выбирает дерево, которое ему нравится. Одно из условий ( дерево должно находиться в доступном для ребенка месте, чтобы обеспечить возможность регулярных наблюдений. Кроме того, оно должно расти в безопасном месте, вдали от проезжей части, чтобы ребенок мог приходить к нему сам. Многие школьники выбирают для исследований деревья, которые, видны из окон их домов, растут во дворе дома. У большинства детей сформировано представления о том, что главное дерево нашей страны ( береза. Однако для сравнения результатов важно проводить наблюдения за разными деревьями. В результате среди объектов наблюдений оказались рябина, яблоня, черемуха, груша, вишня, ива. Важной задачей работы в рамках проекта ( воспитание эмоционального
отношения к деревьям, общение с ними на равных. Поскольку дерево ( друг,
ребенок сам выбирает для него имя. Анализ детских работ показал, что все
придуманные имена деревьев можно разделить на несколько групп. Первая (
обычные, «человеческие» имена ( Саша, Аннушка, Аленушка и т.п. Возможно, в
этом случае детям хотелось, чтобы у их деревьев были такие же имена, как у
них самих или у их друзей. Тем самым они подчеркивают свое отношение к
дереву, как к другу. Вторая группа имен ( это придуманные слова, отражающие
определенную характеристику дерева: дерево по имени «Среднекан» названо так
потому, что оно и не великан, и не малыш, а нечто среднее между ними. В
третьей группе имена деревьев отражают их особенности, но при этом дети
использовали уже существующие слова: Красавица, Белянка (береза) Ежик Экологический проект «Мое дерево» может стать семейным проектом. Для этого необходимо познакомить родителей с целями и задачами работы по проекту. Родители могут помочь ребенку выбрать дерево, ухаживать за ним, рассказать историю его появления. Подготовительный этап включает оформление специальной тетради «Мое дерево», в которую ученики заносят результаты своих наблюдений не только в виде кратких записей, но и в виде рисунков. Например, они рисуют портрет своего дерева в разное время года. Исследовательский этап состоит из ряда заданий: «Знакомство с деревом», «Изучение кроны, листьев», «Изучение коры, ствола», «Изучение плодов, семян», «Изучение животных, связанных с деревом» и др. Каждое задание, в свою очередь, состоит из комплекса вопросов. Ниже приводится пример одного из заданий ( «Изучение ствола, коры». 1. Найди место, где ствол дерева шире (уже) всего. 2. Погладь кору дерева. Какая она: твердая, мокрая, сухая? Есть ли на ней трещины? В каком месте их больше всего? Может ли кто-нибудь жить в этих трещинах? Примечание. При ответе на эти вопросы школьники даже отмечали, как изменяется кора после дождя. Некоторые дети, считали, что кора их дерева «средняя», так как она «не шершавая и не гладкая».Ответы ребят показали, что исследования дети проводили с большим интересом и на детальном уровне, в разное время года. 3. Понюхай кору. Что напоминает тебе это запах? Всегда ли одинаково пахнет кора дерева? Примечание. Школьники отмечали запах коры в разное время года, при
разных погодных условиях. Ответы были следующими: «лимоном», «подсолнечным
маслом и грибами», «апельсином», «травой», «лесом», «листвой», «яблоками», 4. Есть ли дупла на деревьях? Может кто-нибудь в них жить? 5. Есть ли на коре дерева мхи, лишайники? Много их или мало? Рассмотри их внимательно и постарайся нарисовать в тетради. 6. Есть ли на стволе грибы? 7. Есть ли на коре дерева следы, оставленные человеком: ободранная кора, царапина от ножа и т.п. Как вы считаете, смогло дерево залечить эти раны? Помимо чисто исследовательских заданий, ребята выполняли ряд
дополнительных работ, направленных на развитие образного мышления,
эмоционального отношения к природе. Например, им предлагалось определить Третий этап – обобщение материалов – включает написание детьми сочинений о дереве, выполнение ряда рисунков, чтение литературы по теме. Ниже приводятся примеры сочинений учащихся. «Мое дерево дружит с рябиной, которая живет в другом дворе. Каждую
ночь они подходят к забору и разговаривают. Ветра нет, а они качаются. «У меня есть любимые деревья. Это два могучих тополя. Они растут во дворе. Рядом с ними лежит снег, глубина его десять сантиметров. Есть проталины, уже видна трава. Кора у деревьев очень толстая, а запах – прихода весны. Моим деревьям нужна вода, земля, солнце, почва. Им нужен воздух» (Написал Гаджиев Борис) Наблюдения в природе играют особую роль в формировании положительного отношения школьников к природе. Окружающая природа – непосредственный источник, из которого дети черпают свои первые впечатления. Ребенок впервые сталкивается с миром зверей, птиц, насекомых и растений. Он с удивлением и интересом рассматривает жука и бабочку, следит за стремительным полетом птицы и распускающейся веточкой. Наблюдение окружающей действительности оказывают глубокое воздействие
на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка
включены все анализаторы: зрительный – ребенок видит размеры, цвет
исследуемого объекта: слуховой – ребенок слышит шум ветра, плеск воды в
реке, стук капель дождя, шелест листвы, журчанье ручейка – все это приятно
для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различать – сладкий вкус меда и
соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники. Первый этап – подготовительный. Цель его – вызвать у детей интерес к объекту наблюдения. Достигается это различными приемами: краткая беседа ориентирует на новое (что дети узнают о предмете, на что обратить внимание); обращение к имеющемуся личному опыту детей (вспомнить, видел ли предмет, где видел, каким он был тогда, что знает о нем); показ диафильма, иллюстраций, готовящих детей к восприятию объекта. На данном этапе учитель указывает цель и задачи наблюдения и дает задание к предстоящему наблюдению. Этот этап может непосредственно предшествовать началу наблюдения, а иногда – несколько отстоять по времени от начала самого наблюдения. Второй этап. В начале наблюдения произвольное внимание требуется направить и сосредоточить на наблюдательном объекте, поддержать интерес, вызванный еще на первом этапе. Известный прием возбуждения произвольного внимания у младших школьников – использование сюрпризности, загадочности, неожиданности. Но этого не всегда достаточно. Можно применить такие приемы, которые вызвали бы волевые усилия, умственное напряжение и способствовали бы удержанию произвольного внимания в течение определенного времени. Хорошо для этой цели использовать художественный образ, загадку, поговорку, стихотворение, показ и пояснение иллюстраций, вопросы и указания. Все эти приемы направлены в первую очередь, на постановку перед ребенком определенной умственной задачи. Поиски решения этой задачи организуют, направляют и удерживают внимание ребенка на наблюдательном объекте. Третий этап – основной момент всего процесса наблюдения. Он самый
длительный по времени. В результате обследования предмета у ребенка должно
сформироваться точное и четкое представление о нем. Задача данного
наблюдения заключается также в том, чтобы показать детям приемы правильного
последовательного обследования и помочь их усвоить. Этот этап (по своему
содержанию и роли наблюдения) можно условно разграничить на три части. Учитель направляет внимание детей на выделение тех свойств предмета, которые у него были общими с целой группой однородных предметов. Через восприятие одного предмета дети познают свойства, присущие всем предметам такого рода, в результате чего у них формируется обобщенное представление типичного строения, окраски, формы и других признаков предмета. По мере участвования навыков анализа умение наблюдать принимает все более самостоятельный характер. Третья часть – обследование интерпретирующее, раскрывающее те только чувственно воспринимаемые свойства, но и на их основе абстрактные свойства предметов и явлений в их существенных взаимосвязях. Цель этой части наблюдения – отнесение данного предмета к определенной группе однородных предметов, а также установление причинных связей и отношений между наблюдаемыми предметами и явлениями, их частями и свойствами. С этой целью учитель привлекает и использует в наблюдении детей их личный сенсорный опыт, полученными ими ранее (самостоятельно или под руководством учителя). Четвертый этап – заключительный. Цель его – в подведении итогов и закреплении полученных представлений и знаний о предметах и явлениях, а также в оценке тех способов обследования предметов, которыми дети пользовались. Как показывает опыт работы, при однородном восприятии даже однократном восприятии даже обученный ребенок не всегда умеет четко выделить отдельные признаки предмета, его части, их названия. Поэтому необходимо повторное наблюдение, способствующее прохождению нервных импульсов теми же путями, по которым они протекали в процессе первичного восприятия. Правильное построение структуры наблюдения, обучения детей приемам обследования является основой работы по развитию умения наблюдать и воспитанию наблюдательности. Учитель руководит процессом наблюдения и воспитания детей в соответствии с обобщенной схемой обследования предмета. Примерная схема наблюдения животного. В процессе восприятия дети, следуя указанию учителя (или
самостоятельно), отмечают: Выделяют и называют отличительные и сходные признаки внешнего вида наблюдаемого объекта сравнительно с другим хорошо известным им однотипным животным. Результаты работы по программе экологического воспитания младших школьников. Формирующий эксперимент проводимый по нашей программе во 2 классе Ответы учащихся 2 класса на вопрос: Что такое природа? Ответы учащихся 2 класса на вопрос: Что природа дает человеку? Следующая диаграмма иллюстрирует ответы учащихся 2 класса на вопрос: Ответы учащихся 2 класса на вопрос: Какие животные занесены в Красную книгу нашей страны? Как видно из графика (приложение №4), большинство учащихся назвали охраняемых животных. Ответы учащихся 2 класса на вопрос: Какие насекомые появляются весной первыми? Как показывают результаты анкетирования (приложение №5), целенаправленные систематические фенологические наблюдения под руководством учителя способствовали расширению знаний учащихся по данному вопросу. Ответы учащихся 2 класса на вопрос: Что такое «фотоохота»? Ответы учащихся 2 класса на вопрос: Назовите лекарственные растения. Ответы учащихся 2 класса на вопрос: Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности? Как видно из графика (приложение №8), у большинства школьников расширились знания об экологической обстановке в своей местности. Ответы учащихся 2 класса на вопрос: Как человек разрушает природу? Ответы учащихся 2 класса на вопрос: Что могут сделать дети для охраны природы? Как видно из графика (приложение №10), большинство учащихся осознают свою роль в охране и восстановлении природной среды. Приведенные данные свидетельствуют об эффективности практической работы с учащимися в формировании экологической культуры. По результатам анкетирования можно сделать вывод, что работа по программе достигает цели при правильной ее реализации. Изменение отношения школьников к природе выразилось в повышении интереса к проблемам ее охраны. Выводы по II главе:
Заключение. Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводится высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами, вооруженные помимо специальных знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействуя на личность ребенка, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека. Проблема экологического воспитания достаточно освещена в работах известных ученых. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание экологического воспитания. Однако систематическая работа по экологическому воспитанию младших школьников не ведется. Поэтому целью нашего исследования стала разработка программы кружковой работы экологического воспитания младших школьников, позволяющей полнее реализовать возможности экологического воспитания. Проделанная работа привела к следующим выводам: Подготовка дипломной работы убедила меня в большой важности разработки специальной программы, направленной на повышение экологической культуры учащихся начальных классов сельских школ. Литература.
383с. 1993. – 412с. – С.30-32. Начальная школа. – 1993. - №9. – С. 16-17. С.56-58. – С.77-83. Биология в школе. – 1996. - №3. – С. 57-59. М.: Педагогика, 1983. – 232с. – 184с. 12. - №1. – С.9-11. М., 1980. – 24с. Краеведческая работа в школе – М., 1974. – С.3-10. 1990. №10. – С. 27-30. Воронеж, 1972. – 49с. С.1-4. Екатеринбург, 1993. – 148с. И.Т. – М.: Педагогика, 1988. – 128с. Советская педагогика. – 1987. - №3. – С.29-32. С.87-96. Топикал, 1994. – С.132-184. 1997. - №4. – С.48-52. 42. 3. – С.36-41. //Советская педагогика. – 1988. - №9. – С.31-34. М.: Новая школа, 1994. – 126с. №11. – С.49-52. 28. 43. Приложение. Диаграмма 1 [pic] Диаграмма 2 [pic] Диаграмма 3 [pic] Диаграмма 4 [pic] Диаграмма 5 [pic] Диаграмма 6 [pic] Диаграмма 7 [pic] Диаграмма 8 [pic] Диаграмма 9 [pic] Диаграмма 10 [pic] Утренник «Мир вокруг нас» Цель: познакомить учащихся с правилами поведения в природе, с воздушным,
водным океанами, с зеленой страничкой жизни – живой природой, с влиянием
человека на воздух, воду, растения, животных и сохранением нашей планеты
чистой и здоровой. Ход занятия. Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем. (Воздух) Выше леса, выше гор Расстилается ковер Он всегда, всегда раскинут Над тобой и надо мной, То он серый, то он синий, То он ярко-голубой. – наш человечек будет улыбаться! Непременно каждым утром Я включаю телевизор, И, конечно, репродуктор, И еще магнитофон. (Ответы детей)
им не нравится, потому что шумно и неприятно. Шум в наше время является
загрязнителем окружающей среды, так как современные машины – грузовики,
самолеты и т.д. издают такие сильные звуки, от которых люди могут заболеть. (Ответы детей) Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтоб щечки краснели, Чтоб глазки блестели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок? (Ответы детей) (Ответы детей) Жить в зеленом мире этом Хорошо зимой и летом. Жизнь летает мотыльком, Шустрым бегает зверьком, В облаках кружится птицей, Скачет по ветвям куницей. Жизнь прекрасна, жизнь вокруг Человек природе друг! Появляется плакат. Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их. Если я сорву цветок Если ты сорвешь цветок, Если все: и я, и ты Дружно соберем цветы, Опустеют все поляны – И не будет красоты. Просьба. Н.А. Заболоцкий. - Ребята, некоторые виды растений, птиц и зверей исчезли с нашей планеты или находятся на грани исчезновения. Такие редкие виды занесены в Красную книгу нашей страны. Красную книгу нашей страны? (Ответы детей) Тема: Игра – путешествие «По лесным тропинкам». 56-58. -№11. – С. 49-52 Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою? Что там шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи, Ты же видишь, мы свои! Команда «Березка». Команде, Елочка. Команде “Березка” В бурых листьях у дорожки? Встала шапка из травы - Нет под шапкой головы. Что это? (Ответы детей) И скорее в путь дорожку Разбежались по полянке, Мухоморы и поганки, Рыжики, боровики, Чтобы сбить тебя с пути. Команде “Елочка” Команде “Березка”. На свете нужны И мошки не меньше Нужны, чем слоны Нельзя обойтись без Чудных, нелепых, И даже без хищников, Злых и свирепых. Нужны все на свете, Нужны все подряд Кто делает мед И кто делает яд! Команды в это время составляют из предложенных букв названия животных. Болельщики в это время показывают сценки из жизни животных, из жизни леса. Например, сценка “На лесной опушке” В. Рождественский. Лапы елок прикрыли избушку, Где живет дядя Вася - лесник. Приходите к нему на опушку - Всех приветливо встретит старик. Дядя Вася про птиц нам расскажет, Вспомнит, как подстерег он лису, Самый лучший малинник покажет И грибные местечки в лесу. Дядя Вася (Выходит и садится на пенек. Дети подходят к нему и, присев на корточки, слушают его). Лес не только для нашей забавы, Он - богатство Российской страны. Все деревья в нем, ягоды, травы Нам на пользу, друзья, взращены Каждый куст берегите, ребята! Где росток ты увидишь простой, Может вырасти дуб в три обхвата, Березняк иль малинник густой А уж сколько орехов и ягод! Так, пожалуй, считать - не сосчитаешь! Сердцу любо, коль знаешь, что за год В сосняке разрослась молодежь. Хорошо здесь, в избушке просторной, Дядя Вася гостям своим рад. На ветках птицы распевают Увидеть леса красоту Пернатые нам помогают. Записать 5 зимующих птиц. Каждая команда готовит интересные сообщения о природе из жизни животных Команда “Елочка” Команде “Березка” Тема. Путешествие на родину комнатных растений. Уход за комнатными растениями. Ход занятия. - Большинство комнатных растений зимой, как и в другие времена года, бывают зеленые. Некоторые даже цветут зимой. Почти все комнатные растения привезены к нам из теплых стран, где не бывает зимы - это тропические и субтропические леса и горные районы Южной Америки, Африки, Азии (Эти страны учитель показывает по карте) Поэтому комнатные растения весь год держат в теплых помещениях. Почти у всех комнатных растений названия экзотические и с первого раза не всегда запоминаются. И поэтому нередко придумывают названия, которые напоминали бы уже известные дикие и садовые растения. Есть такое комнатное растение - абутилон. Вероятно, под этим именем знают его немногие. Листья у него похожи на кленовые. Конечно же, это комнатный клен. - А у нас в классе есть такое растение? (Дети находят это растение на подоконнике). - А что такое пеларгония? А это, оказывается, одно из самых распространенных и красивых растений - герань. Амариллис знаком многим. Я вам сейчас его опишу, и вы найдете это растение у нас. Это растение с яркими красными цветками. Имеет крупную мясистую луковицу наполовину спрятанную в землю, а от нее отходят большие ремневидные, блестящие кожистые листья. Мощная цветочная стрелка без листьев, а на конце ее зонтики собраны от двух до четырех крупных цветков. - Найдите такое растение у нас в классе? (Дети находят растение) - Сегодня мы поговорим еще об одном очень распространенном комнатном
растении - бегонии. Это растение было привезено также из тропических лесов В настоящее время известно более двух тысяч различных видов бегонии. Подробно поговорим еще об одном очень известном комнатном растение - Как называется это растение? (Ответы детей) - Конечно, растение это - кактус. Когда-то давно в эволюции растений на Земле произошло маленькое чудо - возник далекий предок кактусов. И совершенно независимо от других растений появилось удивительное количество просто фантастических форм (показ рисунков различных видов кактусов), часто совершенно непохожих друг на друга. Основное отличие кактусов от всех остальных растений - опушенные пятнышки, равномерно распределенные по стеблю (показ на живом растении). Именно на них растут колючки, а у большинства видов появляются бутоны и отростки. Распространено мнение, что кактусы растут в пустынях. Это верно лишь отчасти. Только небольшая часть видов действительно приспособилась к суровым условиям американских пустынь. Остальные же встречаются в степях, лесах, горах, прибрежных зонах. Необычное разнообразны размеры, форма стебля, окраска, цветки этих растений. - А как же человек должен заботиться о комнатных растениях, чтобы они радовали нас буйным цветением и всю долгую зиму напоминали нам яркую зелень жаркого лета? Рассказ учителя сопровождается показом. - Расставляя комнатные растения, надо следить, чтобы они были хорошо освещены. Высокие растения не должны загораживать от света низкие. Лучше всего комнатные растения ставить на специальные подставки или помещать в подвесные кашпо на некотором удалении от окна. Не рекомендуется ставить эти растения на окне, так как они не пропускают в помещение часть света. Да и самому растению это не всегда полезно. Весной и летом они будут страдать от солнечных ожогов. В солнечные дни будут сильно нагреваться цветочные горшки, а значит и почва в них. Это ухудшит жизнь корней. Осенью и зимой, наоборот, растения будут страдать от холода. Сильно страдают они и от сквозняков. Если растения приходится ставить на подоконник, то их устанавливают на деревянные подставки. Между окном и цветочным горшком укрепляют дощечку или фанерку. Эта преграда уменьшает зимой охлаждение почвы в горшке, а летом - ее перегревание. Как ухаживать за комнатными растениями (с показом учителя) Комнатные растения удивительны не только своей красотой. На некоторых из них можно вырастить плоды. Так, у многих цветоводов плоды созревают на комнатных лимонах. Вкусные плоды можно вырастить на комнатном инжире. - В помещениях часто выращивают растения, похожее на крапиву. Его так и зовут - крапивка, а научное название - плентрантус. Утверждают, что это растение выделяет запах, изгоняющий из помещений моль и мух. - А вот еще одно интересное растение - пеларгония душистая (Показ картинки). Листья этого растения выделяют душистые вещества, которые освежают воздух в комнатах, очищают его от вредных примесей. - Ребята, а какое еще значение имеют комнатные растения в жизни человека? (Ответы детей). - Комнатные растения выделяют кислород, радуют нас яркой зеленью и прекрасным цветением удивительно красивых цветков. Тема. Экологическая тропинка для младших школьников кружка “Юный эколог” Для проведения экскурсии “Экологическая тропинка для младших школьников” была разработана схема маршрута. Схема представлена ниже. Первая остановка - Руку дружбы - природе. Это начало тропы, и здесь помещен информационный щит №1 (аллея парка). Проводится вводная беседа, где коротко рассказывается, что такое природная тропинка, о чем дети узнают, пройдя по ней. - Прочитайте текст на щите, а в последующей беседе выясняется, насколько он им понятен. Содержание первого текста таково: Р. Рыленков. Очень дружные сестрички Ходят в рыженьких беретах. Осень в лес приносит лето. (Лисички) Столпились тесной кучкой? И держат зонтики в руках, Застегнутые тучкой. (Опенки) Я, братцы, попроще Расту я обычно В березовой роще. (Подберезовик) Среди корней осиновых Меня увидишь за версту,- Зовусь я - … (Подосиновик) Растения дают человеку пищу, кров, обогащают воздух кислородом, летом укрывают о жары, а зимой спасают от холода. А человек должен охранять леса и парки, растить новые леса и аллеи! Вторая остановка. У истоков старины глубокой. Посещение В 1483 году в устье реки Перехвалки образовалось селение Романцево, в
котором была маленькая деревянная церковь, а служил в ней поп Иван. Но
вскоре жители этого села переехали через вал и образовали село Перехваль. В Третья остановка. (Ответы детей). Пчела ужалила медведя прямо в нос. Ой- ой –ей –ей! Взревел медведь. Сел на пчелу и начал петь: «Землю обмотали, землю обмотали. Тоненькие нити, тоненькие нити. Из зеленых рек, из зеленых рек Совершите чудо, совершите чудо, Четвертая остановка. Природа дает человеку все необходимое для его жизни: пищу, жилище,
одежду. За эти бесценные лары мы отдаем природе свою любовь и защиту. Не убивай змей, лягушек, жаб они приносят пользу. Мы находимся на берегу маленькой речушки Перехвалки. По берегам нашей
речки растет рогоз (показываю учащимся). Это травянистое многолетнее
растение с толстым горизонтальным корневищем. Его цветки собраны в початки
и располагаются на побеге, отличаются черновато-бурым цветом. Такие початки
мы часто используем для украшения в букеты. А вы знаете, что рогозовый В отдельных местах поверхность водоема заросла ряской (показываю). Научное название кувшинки или белой лилии - нимфея. Одна из легенд
говорит, что в белый цветок кувшинки превратилась молодая прекрасная нимфа. Очень красива и ближайшая родственница кувшинки - кубышка. Ее желтые цветки служат украшением водоема. - А сейчас послушаем прекрасные стихи о белой кувшинке. Мы не будем срывать эти прекрасные цветы! Пусть они цветут и благоухают, радуют людей своим запахом и ярким нарядом. Пятая остановка. Защитим пернатое племя. (Обращаю внимание на скворечник,
прикрепленный к стволу дерева). Рассказ учителя. Прилет скворцов - верный признак весны. После прилета скворцы начинают устраивать свои гнезда. Скворцы даже предпочитают скворечники больше, чем естественные дупла. Свое гнездо скворцы устилают былинками и мягкой подстилкой. Сидя на сучке дерева скворец распевает по утрам и вечерам свои звонкие песни. Каких только звуков не услышишь в скворцовой песне! Скворцы умело подражают голосам многих птиц. То вдруг пустит скворец соловьиную звонкую трель, то закрякает дикой уткой. Работа над информационным щитом. Летом оберегайте птиц, сидящих на гнездах, не шумите вблизи их гнезд, не разоряйте птичьих гнезд. Шестая остановка. В лесу родилась елочка. Информационный щит: Седьмая остановка. Золотой луг. Мы по ковру идем с тобой, Его никто не ткал, Он разостлался сам с собой, Лежит у речки голубой, И желт, и синь, и ал! Все. Одуванчик. Колокольчик. Ромашка. Лекарственных растений очень много. Вот некоторые из них: зверобой, душица, липа, береза, одуванчик, календула, ромашка, валериана и другие. И сады, и реки Все живое береги Ты на этом свете. Ты природу полюби, Каждую травинку, С птицами давай дружи, Береги былинку. Мусор, друг, не оставляй В лесу на полянке, Реки ты не засоряй, Бой объявим склянке. Не неси домой ежа, Бабочку не трогай, Школьник, помни ты всегда – Их не так уж много. 1 Лихачев Б.Т. Экология личности//Педагогика.-1993.-№2.-С.19-21. 1 Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика.-1993.-№2.-С.19-21
|
|