| |||
Реферат: Миротворческая деятельность Вооруженных Сил РФ. Операции ООН по поддержанию мираГосударственный комитет РФ по образованию Реферат по ОБЖ на тему: “Миротворческая деятельность Вооруженных Сил РФ. Операции ООН по поддержанию мира. ” ученицы 11б класса школы 1952 Хрисановой Марии Москва, 2001 г. Содержание: Введение. В наше время состояние отношений между ведущими государствами рождает
некоторый оптимизм в малой вероятности возникновения глобального ядерного
конфликта и очередной мировой войны. Однако постоянно возникающие малые и
крупные военные конфликты в Европе и Азии, странах “третьего мира”,
претензии многих из них на владение ядерным оружием, неустойчивость
политических систем во многих из этих государств не исключают возможности
развития событий по непредсказуемому сценарию, в том числе и крупной
военной трагедии. Неразрешенные споры и противоречия, а также возникающие
на их основе вооруженные конфликты затрагивают жизненные интересы каждого
государства и представляют реальную угрозу международному миру и
безопасности. В ходе конфликтов, нередко переходящих в гражданские войны,
совершаются массовые тяжкие преступления в отношении мирных жителей,
уничтожение сел и разрушение городов, являющиеся грубейшим нарушением
международных конвенций. По официальным данным ООН, к середине 90-х годов,
в ходе крупных послевоенных конфликтов, число погибших превысило 20
миллионов человек, более 6 миллионов искалеченных, 17 миллионов беженцев, Из вышесказанного видно, что на современном этапе мировое сообщество столкнулось с серьезной опасностью быть втянутым в стихию многочисленных, непредсказуемых по своим последствиям, трудно контролируемых вооруженных конфликтов на различной основе, что является дестабилизирующим фактором прогресса общества и требует дополнительных усилий государств в области внутренней и внешней политики, т. к. любой конфликт, по своей сути, несет угрозу любым государствам и народам. В этой связи международная миротворческая деятельность выдвинулась в последние годы в ряд приоритетных направлений внешней и внутренней политики многих государств. Все сказанное заставляет думать о мерах, обеспечивающих гарантию защиты общества от военных посягательств извне. История развития человечества знает немало примеров создания
межгосударственных организаций, одна из задач которых - поддержание
международного мира и безопасности. Особое внимание решению этой задачи,
как показала практика, уделялось после окончания крупномасштабных войн. Что же касается России, то она никогда не была и никогда не будет Следует заметить, что важнейшим условием обороноспособности государства является готовность граждан защищать интересы своего государства. Главной гарантией этой защиты является достигнутый баланс в ядерных силах, военное могущество государства, которое складывается из общегосударственной и военной обороноспособности и готовности граждан защищать интересы своего государства, в том числе и с оружием в руках. Таким образом ясно видна необходимость понимания всеми членами общества, и особенно представителями молодого поколения, всей важности овладения военными знаниями, способами вооруженной защиты, их подготовленность к выполнению задач защиты интересов государства, в том числе и службой в Вооруженных Силах. Первые советские миротворцы. Они появились четверть века назад. Сегодня участие российских военнослужащих в миротворческих операциях В Генштабе генерал армии Николай Огарков, тогда еще заместитель
начальника Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, провел инструктаж,
заметив, что наступивший после окончания арабо-израильской войны 1973 г.
мир довольно хрупок и что на нашей группе лежит особая ответственность, т.
к. советские военнослужащие впервые участвуют в миротворческих операциях В Каире высшие должностные лица Египта оказывали нам пристальное
внимание. Оно объяснялось очередной вспышкой напряженности в арабо-
израильских отношениях. В их урегулировании многое зависело от Москвы. Серьезное внимание уделяли знакомству с новым регионом, историей страны. в один из ноябрьских дней, а именно 25 числа состоялась торжественная церемония вручения нам голубых беретов и голубых шарфов - непременного атрибута формы одежды военнослужащих ООН. каждый из нас получил специальное удостоверение, подтверждающее статус военных наблюдателей ООН. День церемонии можно считать исходной датой начала участия советских военнослужащих в миротворческих операциях ООН. Вскоре часть офицеров отбыла в Сирию. Остальным предстояло нести
службу в Египте. Стоит отметить, что в соответствии с принятой советом Особенно запомнились первые месяцы 1974 г. Они для нас выдались
самыми трудными. Нам пришлось участвовать в ряде серьезнейших
миротворческих операций. Одна из них - “Омега” - проводилась с 5 февраля по Не могу не сказать, что мои боевые товарищи ни в чем не уступали
опытным “голубым беретам” из батальонов миротворческих сил других
государств. Мы не только сообща несли службу, но и дружили, проявляя самый
настоящий интернационализм, который был необходим для поддержания мира.
Югославии и государств-участников СНГ. Практическое участие России (СССР) в операциях ООН по поддержанию мира началось с октября 1973 г., когда на Ближний Восток была направлена первая группа военных наблюдателей ООН. Начиная с 1991 года участие России в этих операциях активизировалось:
в апреле, после окончания войны в Персидском заливе, направлена группа
российских военных наблюдателей (РВН) ООН в район ирако-кувейтской границы,
а в сентябре - в Западную Сахару. С начала 1992 г. сфера деятельности наших
военных наблюдателей распространилась на Югославию, Камбоджу и Мозамбик, а
в январе 1994 г. - на Руанду. В октябре 1994 г. направлена группа РВН ООН в В настоящее время в операциях по поддержанию мира, проводимых под
эгидой ООН, участвуют десять групп российских военных наблюдателей и
офицеров штабов ООН общей численностью до 70 человек. Российских военных
наблюдателей можно встретить на Ближнем Востоке (Ливан), на ирако-
кувейтской границе, в Западной Сахаре, в бывшей Югославии, в Грузии, в Основными задачами военных наблюдателей являются наблюдение за выполнением соглашений о перемирии, прекращении огня между враждующими сторонами, а также предотвращение, путем своего присутствия без права применения силы, возможных нарушений принятых соглашений и договоренностей конфликтующих сторон. Подбор кандидатов в военные наблюдатели ООН на добровольной основе осуществляется из числа офицеров, владеющих иностранными языками (в большинстве миссий ООН это английский), знающих правила ведения стандартных ооновских документов и имеющих опыт вождения автомобиля. Особенности службы военного наблюдателя ООН, требующие от него наличие качеств, позволяющих принимать компромиссные решения в самых неожиданных ситуациях и в кратчайшие сроки, определяет особый порядок отбора и подготовки этих офицеров. Требования, предъявляемые ООН к офицеру-кандидату в военные наблюдатели, очень высоки. Подготовка военных наблюдателей ООН для участия в операциях ООН по
поддержанию мира с 1974 года проводится на базе бывших 1 Высших офицерских
курсов «Выстрел», в настоящее время это - Учебный центр переподготовки и
повышения квалификации офицерского состава Общевойсковой академии. Кроме подготовки военных наблюдателей, офицеров штабов и военных полицейских ООН (организована с 1992 года) курсы активно участвовали в выполнении положений Договора по ограничению вооруженных сил и обычных вооружений в Европе. В 1990-1991 годах на курсах подготовлено более 250 офицеров-инспекторов по контролю за сокращением вооруженных сил и обычных вооружений в Европе. Практика участия российских офицеров в миссиях ООН показала, что по уровню профессиональной подготовки, морально-психологическому состоянию, умению в экстремальных ситуациях принять наиболее целесообразное решение они вполне соответствуют предъявляемым требованиям. А опыт, накопленный российскими военными наблюдателями, активно используется при организации работы по подготовке к участию в новых миротворческих операциях и совершенствовании методики их обучения. Высокий уровень подготовки офицеров ВС РФ для участия в миротворческих операциях ООН, стройность программ обучения и богатый опыт совершенствовании учебного процесса на курсах военных наблюдателей ООН вызывают интерес со стороны зарубежных специалистов и организаций. С 1996 г. на курсах проводится обучение иностранных военнослужащих. В В октябре 1999 г. на курсах обучались 5 иностранных слушателей Учебные сборы по подготовке военных наблюдателей ООН проводятся три раза в год по двухмесячной программе. Сроки проведения сборов согласованы с графиком замены специалистов, принимающих участие в операциях по поддержанию мира (ОПМ) ООН. Годовым учебным планом также предусматривается один месячный сбор по подготовке офицеров штабов ОПМ ООН. Плановые занятия по программе подготовки ВН ООН проводятся с привлечением преподавателей основных циклов учебного центра, а также прикомандированных офицеров-инструкторов, имеющих практический опыт участия в миротворческих операциях ООН. Обучение иностранных военнослужащих проводится по одномесячной программе совместно с российскими военнослужащими, начиная со второго месяца каждого учебного сбора. Преподавание тактико-специальных и военно-технических дисциплин ведется на русском языке с помощью переводчика. Занятия по специальной подготовке, на английском языке, проводят офицеры-инструкторы. Учебно-материальная база, предоставляемая учебным центром для проведения учебных сборов военных наблюдателей ООН, включает: - оборудованные учебные классы; - автомобильную и другую технику; - технические средства обучения; - полигон; - гостиницу для проживания слушателей. Имеющаяся учебно-материальная база позволяет обучать на английском языке следующие категории специалистов для участия в ОПМ ООН: - военные наблюдатели ООН; - офицеры штабов миротворческих сил (МС) ООН; - командиры тыловых и технических служб МС ООН; - офицеры военной полиции ООН; - офицеры гражданской полиции ООН. В апреле 1992 г., впервые в истории миротворческой деятельности В соответствии с политическим решением российского руководства часть сил российского контингента сил ООН в феврале 1994 г. была передислоцирована в район г. Сараево и преобразована после соответствующего усиления во второй батальон (численностью до 500 человек). Основной задачей этого батальона было обеспечить разъединение сторон (боснийские сербы и мусульмане) и осуществлять контроль за соблюдением соглашения по прекращению огня. В связи с передачей полномочий от ООН к НАТО в Боснии и Герцеговине батальон сектора «Сараево» в январе 1996 г. прекратил выполнение миротворческих задач и выведен на территорию России. В соответствии с решением Совета Безопасности ООН о завершении с 15 января 1998 г. миссии ООН в Восточной Славонии, российский пехотный батальон (до 950 чел), выполнявший задачи по разъединению сторон (сербы и хорваты), выведен в январе с. г. из Хорватии на территорию России. В июне 1995 г. российское миротворческое подразделение появляется на
африканском континенте. Для решения задач по авиационному обеспечению В марте 1999 г. российская авиационная группа Миссии наблюдателей ООН в Анголе (МНООНА) выведена в Российскую Федерацию в связи с прекращением деятельности миссии ООН. В августе 2000 года на африканский континент вновь было направлено
российское авиационное подразделение, в состав миротворческой миссии ООН в Однако основные материальные затраты Россия несет при участии специального воинского контингента ВС РФ в деятельности по поддержанию международного мира и безопасности в зонах вооруженных конфликтов на территории бывшей Югославии и государств - участников СНГ. Бывшая Югославия. Вооруженные Силы РФ участвуют в операции
многонациональных сил с апреля 1992 г. в соответствии с Резолюциями СБ ООН - предотвращение возобновления боевых действий; - создание условий безопасности для возвращения беженцев и перемещенных лиц; - обеспечение общественной безопасности; - осуществление надзора за разминированием; - поддержка, при необходимости, международного гражданского присутствия; - выполнение, по мере необходимости, обязанностей по осуществлению пограничного контроля; - обеспечение защиты и свободы передвижения своих сил, международного гражданского присутствия и персонала других международных организаций. Приднестровский регион Республики Молдова. Воинский контингент введен
в зону конфликта с 23.7 по 31.8.1992 г. на основании Молдавско-российского
соглашения о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Основная задача - наблюдение за соблюдением условий перемирия и содействие поддержанию законности и правопорядка. Южная Осетия. Воинский контингент введен в зону конфликта 9.7.1992 г. на основании Грузино-российского Дагомысского соглашения от 24.6. 1992 г. по урегулированию грузино-осетинского конфликта. Основная задача - обеспечение контроля за прекращением огня, выводом вооруженных формирований, роспуском сил самообороны и обеспечением режима безопасности в зоне контроля. Абхазия. Воинский контингент введен в зону грузино-абхазского конфликта 23 июня 1994 г. на основании Соглашения о прекращении огня и разъединения сил от 14 мая 1994 г. Основные задачи - блокирование района конфликта, наблюдение за выводом войск и их разоружением, охрана важных объектов и коммуникаций, сопровождение гуманитарных грузов и другие. Таджикистан. 201 мед со средствами усиления вошла в октябре 1993 года
в состав Коллективных миротворческих сил СНГ на основании Договора между Основные задачи - содействие в нормализации обстановки на таджикско-
афганской границе, охрана жизненно важных объектов и другие. ООН. Правовой статус военнослужащих, принимающих участие в миротворческих операциях ООН имеет сложный характер. Он регулируется комплексом юридических принципов и норм, принадлежащих к различным правовым системам и имеющих различную юридическую природу. В правовом статусе военнослужащих отражена его специфика прежде всего как составного звена функционального межгосударственного механизма - международной организации. Главной правовой основой регулирования деятельности международных организаций и их служащих является международно- правовая основа, формой - международно-правовые принципы и нормы. В связи с этим статус персонала носит прежде всего международный характер и ограничен функциональными рамками. Особенностью правового статуса военнослужащих, принимающих участие в
миротворческих операциях ООН, является то, что они не поступают на службу в После прикомандирования граждан одного государства на службу в орган международной организации, находящийся на территории другого государства, соответственно остаются и возникают юридические отношения между служащими и этими государствами. Военнослужащие остаются и становятся участниками правоотношений, которые регулируются нормами соответствующих национальных правовых систем. Кроме того, международная организация, деятельность которой подчинена воле государств-членов, для достижения своих целей наделяется государствами- членами и известной самостоятельностью. Самостоятельность организации воплощена в функциональной правосубъектности и материализуется через функциональную компетенцию, в частности, по созданию норм права, в том числе и регулирующих деятельность персонала. Эти нормы имеют безусловную юридическую обязательность, однако, они не являются международно-правовыми, у них особая юридическая природа и источники. Из сказанного следует, что все нормы и принципы, регулирующие правовой статус персонала, могут быть разделены по характеру своих источников и принадлежат: 1) к нормам международного права, содержащимся в уставах ООН и ее специализированных учреждений, в специальных соглашениях, в актах организаций и других международно-правовых актах; 2) к нормам, имеющим внутригосударственный характер источников, содержащимся в актах тех или иных внутригосударственных органов страны пребывания, транзита, командировки, и т.п. 3) к нормам так называемого внутреннего права ООН, созданным и применяемым внутри организации; 4) к нормам, имеющим внутригосударственный характер источников, содержащимся в актах тех или иных внутригосударственных органов. Неоднородный характер правового регулирования статуса военнослужащих, принимающих участие в операциях ООН по поддержанию мира, отражает специфику правового положения таких военнослужащих как особой категории участников международных правоотношений. Эта специфика и обусловила определение источников норм о правовом статусе персонала и тем самым особенностей его регулирования в различных правовых сферах. В настоящее время активное участие граждан России в миротворческих усилиях мирового сообщества требует разработки “Статуса участника миротворческих операций”, отвечающего международным правовым нормам, который бы определял юридические права и обязанности и обеспечивал социальные гарантии всех участников этого процесса. Операции ООН по поддержанию мира. Региональные войны и вооруженные конфликты в целом ряде районов все больше угрожают миру и стабильности, приобретают характер затяжных и трудно урегулируемых. Ответственность за их предупреждение, локализацию и прекращение возложила на себя Организация Объединенных Наций. Что представляют собой операции Организации Объединенных Наций по поддержанию мира? В 1998 году операциям Организации Объединенных Наций по поддержанию мира исполнилось пятьдесят лет. Организация Объединенных Наций стала пионером в проведении операций по поддержанию мира, используя их как одно из средств поддержания международного мира и безопасности. В основном миротворцы Организации Объединенных Наций, которых часто называют «голубыми касками»,- это военнослужащие, предоставленные на добровольной основе правительствами их стран для того, чтобы, используя военную дисциплину и выучку, решать задачи восстановления и поддержания мира. В знак признания их заслуг в 1988 году миротворцы Организации Объединенных Наций были удостоены Нобелевской премии мира. Правительства государств все чаще обращаются к Организации К выполняющим функции миротворцев Организации Объединенных Наций
военнослужащим присоединились сотрудники гражданской полиции, наблюдатели
за проведением выборов, наблюдатели за соблюдением прав человека и другие
гражданские специалисты. Диапазон их задач широк — от обеспечения охраны
при доставке гуманитарной помощи и самой ее доставки, до оказания бывшим
противникам помощи в осуществлении сложных по своему характеру мирных
соглашений. Миротворцев Организации Объединенных Наций привлекают к решению
таких задач, как оказание помощи в разоружении и демобилизации бывших
комбатантов, содействие в подготовке гражданских полицейских, наблюдение за
их деятельностью, помощь в организации выборов и наблюдение за их
проведением. Работая совместно с учреждениями Организации Объединенных Как правило, операции по поддержанию мира учреждает Совет Успех операций по поддержанию мира зависит от четкости и практической осуществимости их мандата, эффективности командования из Центральных учреждений и на местах, наличия постоянной политической и финансовой поддержки со стороны государств-членов и, что, возможно, наиболее важно, сотрудничества сторон в конфликте. Миссия учреждается с согласия правительства страны, где она
разворачивается, и, как правило, других вовлеченных сторон, и она никоим
образом не может использоваться для поддержки одной стороны в ущерб другой. Военнослужащие, входящие в состав операций Организации Объединенных Миротворцы Организации Объединенных Нации не могут навязывать мир в
тех случаях, когда этого мира нет. Тем не менее, когда стороны в конфликте
стремятся к мирному урегулированию своих разногласий, операция Организации Операции Организации Объединенных Наций по поддержанию мира следует
отличать от других форм многонационального военного вмешательства, включая Каковы масштабы операций Организации Объединенных Наций по
поддержанию мира? С 1948 года Организация Объединенных Наций провела 48
операций по поддержанию мира. Тридцать пять операций по поддержанию мира
были учреждены Советом Безопасности в период с 1988 по 1998 год. В
настоящее время осуществляется 16 операций, в которых участвуют примерно 14 Наиболее значимыми из специальных миссий и операций по поддержанию
мира являются: специальная миссия в Афганистане, контрольная миссия в Кто обеспечивает руководство? Миротворческие миссии учреждают и их
задачи определяют пятнадцать государств - членов Совета Безопасности, а не Военный и гражданский полицейский персонал операций по поддержанию
мира остается в составе своих национальных формирований, однако служит под
оперативным управлением Организации Объединенных Наций, и он обязан вести
себя с учетом сугубо международного характера своих задач. Участники миссий
носят форменную одежду своих стран, а на их принадлежность к миротворцам Во что это обходится? Смета расходов на проведение операций Какую компенсацию получают миротворцы? Военнослужащие сил по
поддержанию мира оплачиваются правительствами своих стран в соответствии с
их рантом и шкалой окладов в национальных вооруженных силах. Расходы стран,
добровольно предоставляющих персонал для операций по поддержанию мира,
возмещаются Организацией Объединенных Наций по единой ставке, составляющей
примерно 1000 долл. США на одного военнослужащего в месяц. Организация Кто предоставляет персонал и имущество? Ответственность за
поддержание международного мира и безопасности несут все государства-члены. Почему операции Организации Объединенных Наций по поддержанию мира продолжают иметь важное значение? Вооруженные конфликты по-прежнему возникают в силу самых разных причин: неадекватные политические структуры в странах распадаются или оказываются неспособными обеспечить упорядоченную передачу власти; разочарованное население выступает, часто по принципу этической принадлежности, на стороне все более мелких групп, которые не всегда уважают национальные границы; борьба за контроль над скудными ресурсами обостряется по мере озлобления и разочарования населения, оказавшегося в тисках нищеты. Эти факторы создают благоприятную почву для насилия в пределах одного
государства или в отношениях между ними, Насилие подпитывается огромным
количеством оружия практически любых типов, легко доступного во всем мире. Многие сегодняшние конфликты могут показаться чем-то далеким для тех,
кто не находится непосредственно на линии огня. Однако государства мира
должны сопоставлять риски, с которыми связаны действия, с очевидными
опасностями бездействия. Неспособность международного сообщества принимать
меры по обузданию конфликтов и их мирному урегулированию могут привести к
расширению конфликтов и увеличению круга их участников. Недавние события
показали, насколько быстро гражданские войны между сторонами в одной стране
могут дестабилизировать соседние страны и распространяться на целые
регионы. Лишь немногие современные конфликты можно считать подлинно Для стран, в которых производится развертывание операций Организации Для международного сообщества в более широком плане операции Заключение. Подведя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что в современных условиях наибольшую угрозу международному миру и безопасности как на региональном уровне, так и в мировом масштабе представляют вооруженные конфликты, которые должны разрешаться в первую очередь политическими средствами и лишь, как крайняя мера - проведением операций по поддержанию мира. Однако, необходимо отметить, что ни одна миротворческая акция не принесет желаемого результата, если не будет политической воли и желания противоборствующих сторон разрешить возникшие противоречия самим. Что же касается перспектив участия России в миротворческой деятельности, то о них красноречиво говорит тот факт, что если за первые 40 лет своего существования ООН было проведено 13 операций по поддержанию мира, то начиная с 1988 года было инициированно проведение28 новых операций. Следует особо отметить организацию миротворческой деятельности со странами-участниками СНГ. Собружество как региональная организация, взявшая на себя функции обеспечения международного мира и безопасности, открываер новые горизонты развития миротворчества. Для вновь образованных государств, вышедших из бывшего СССР,
миротворчество становится одной из основных форм политики урегулирования
конфликтов на постсоветском пространстве.Нерешенные национальные,
территориальные и другие проблемы, взаимные претензии, дезинтегрированные
процессы привели к развитию известных событий в Приднепровье, Абхазии, В этих сложных условиях именно обращение к опыту ООН и других международных и региональных организаций (таких как ОБСЕ) по разрешению межгосударственных и иных споров и конфликтов может послужить основой для формирования в странах СНГ(при активном участии России) собственной концепции миротворческой деятельности. Извлечет ли мир уроки из своего многовекового прошлого или подтвердит известный афоризм Гегеля: "Народы и правительства никогда ничему не научились из истории и не действовали согласно поучениям, которые можно было бы извлечь из нее"... По крайней мере надо им в этом помочь. Список литературы: 1. Основы безопасности жизнедеятельности: Московский учебник Часть II 10- 11 / Под ред. В.Я. Сюнькова. - М., 1998; Содружества Независимых Государств - Сборник документов и теоретических материалов по миротворческой деятельности в Содружестве Независимых Государств. - М., 1995;
|
|