| |||
Реферат: ПерестройкаВведение: А виноваты ли демократы ? Многие говорят, что в наших бедах - развале экономики, страны и многого другого виноваты демократические силы которые находясь у власти последнее время позволяют при себе все эти безобразия, но мне хотелось бы отметить что на Руси всегда воровали и разбазаривали все доступное, как то: нефть, лес, золото, художественные ценности... Начали это делать именно коммунисты. Многие говорят: что в “застое” было лучше, мол колбаса на прилавках была, а об инакомыслии в психушке, железном занавесе, торговле нефтью за зерно по демпинговым ценам, продажей ценностей из Эрмитажа никто вспомнить не хочет. Я думаю, что изменения были необходимы, плохо ли, хорошо, но нужно было менять Систему, ее устройство и т. д. Другой вопрос: были ли они до конца проведены и могли ли они быть
произведены, в виду сложного общего положения вещей в международной
политике и на “внутренних фронтах”. Мне самому было очень интересно узнать
ответ на вопрос: ”А с чего все началось?” И по этом у я попытался
раскрыть тему первых попыток внесения изменений в привычный ход истории: ИСТОКИ И ПРИЧИНЫ ПЕРЕСТРОЙКИ. К началу 80-х годов советская система хозяйствования исчерпала
возможности к развитию, вышла за границы своего исторического времени. Экономическая база страны перестала соответствовать положению великой мировой державы и нуждалась в срочном обновлении. Одновременно громадный рост образованности и информированности народа
за послевоенный период, появление поколения, не знающего голода и
репрессий, сформировали более высокий уровень материапьных и духовных
потребностей людей, поставили под сомнение сами принципы, положенные в
основу советской тоталитарной системы. Потерпела крах сама идея плановой
экономики. Все чаще государственные планы не выполнялись и непрерывно
перекраивались, пропорции в отраслях народного хозяйства нарушались. Стихийное перерождение системы изменило весь жизненный уклад советского общества: перераспределились права руководителей и предприятий, усилилась ведомственность, социальное неравенство. Изменился характер производственных отношений внутри предприятий, начала падать трудовая дисциплина, массовыми стали апатия и безразличие, воровство, неуважение к честному труду, зависть к тем, кто больше зарабатывает. В то же время в стране сохранялось внеэкономическое принуждение к труду. Советский человек, отчужденный от распределения произведенного продукта, превратился в исполнителя, работающего не по совести, а по принуждению. Выработанная в послереволюционные годы идейная мотивация труда слабела вместе с верой в близкое торжество коммунистических идеалов. В начале 80-х годов все без исключения слои советского общества испытывали психологический дискомфорт. В общественном сознании зрело понимание необходимости глубоких перемен, но заинтересованность в них была различной. Числено выросшей и более информированной советской интеллигенции все труднее было мириться с подавлением свободного развития культуры, изолированностью страны от внешнего цивилизованного мира. Она остро ощущала на себе пагубность ядерной конфронтации с Западом и последствия афганской войны. Интеллигенция хотела подлинной демократии и индивидуальной свободы. Большинство рабочих и служащих необходимость перемен связывали с лучшей организацией и оплатой труда, более справедливым распределением общественного богатства. Часть крестьянства рассчитывала стать подлинными хозяевами своей земли и своего труда. Однако в конечном счете совсем другие силы определили направление и
характер реформирования советской системы. Их предопределили экономические
интересы номенклатуры -- советского правящего класса. Его эволюция к началу Таким образом, к началу 80-х годов советская тоталитарная система фактически лишается поддержки значительной части обществе. В условиях монопольного господства в обществе одной партии -- КПСС,
наличия мощного репрессивного аппарата перемены могли начаться только Своевременно не решались даже самые назревшие проблемы. Вместо принятия
каких- либо мер по оздоровлению экономики в качестве панацеи предлагались
все новые трудовые почины, новые формы “социалистического соревнования”. Смерть в ноябре 1982 г. Л. И. Брежнева и приход к власти более здравомыслящего политика Ю. В. Андропова пробудили в обществе надежды на возможное изменение жизни к лучшему. Ю. В. Андропов, много лет возглавлявший КГБ, яснее других видел
катастрофическое состояние советской экономики, коррупцию и разложение в
обществе. От многих политических деятелей своего поколения он отличался
более высоким уровнем культуры, политическим реализмом. Андропов стремился
видеть общество в реальной динамике со всеми его возможностями и нуждами. Лозунгом дня стало наведение элементарного порядка. Были сняты с работы
некоторые высокопоставленные взяточники и казнокрады, включая министра
внутренних дел Щелокова и первого секретаря Краснодарского крайкома Далеко идущие последствия имела кадровая политика нового руководства. В
короткое время было смещено 18 союзных министров, 37 первых секретарей
обкомов. Андроповская “команда” собиралась им заново из самых разных мест: Меры по укреплению дисциплины и порядка дали лишь краткосрочный
результат в виде незначительного повышения производительности труда в
промышленности. В целом же в народном хозяйстве мало что изменилось. В короткий период с февраля 1984 г. по март 1985 г. правоконсервативные
силы в руководстве страны, приведшие к власти престарелого К. К Черненко,
попытались вернуть страну к прежним брежневским порядкам. Предложенная от
имени нового Генерального секретаря ЦК КПСС программа действий была лишена
каких-либо новых подходов. Были свернуты немногочисленные начинания Ю. В. Избранием в марте 1985 г. М. С. Горбачева на пост Генерального
секретаря ЦК КПСС была наконец прервана порочная традиция последних лет. По-своему в реформировании советской системы были заинтересованы технократы, интеллигенция. Совпадение во времени внутренних и внешних факторов требовало коренным образом изменить условия производства и методы управления. Родившийся в 1931 г., М. С. Горбачев принадлежал к поколению, которое
называло себя “детьми ХХ съезда”. Образованный человек и опытный партийный
работник, Горбачев продолжил начатый Андроповым анализ состояния страны и
поиск путей выхода из создавшейся ситуации. Идеи глубоких реформ родились
не на пустом месте. Из-за закрытости советского общества, статистических
подтасовок для большинства советских людей кризисные явления были
малозаметны. Однако у экономистов, политологов, хозяйственников большое
беспокойство вызывало увеличивающееся технологическое отставание Советского Различные варианты реформы обсуждались и в научных кругах, и в недрах
партийного аппарата. Однако целостной концепции перестройки экономики к Уже первые выступления нового Генерального секретаря ЦК КПСС показали
его решимость приступить к обновлению страны. Весной 1985 г. перестройка и ее “архитектору”, и ее “прорабам” виделась как возвращение к ленинской концепции социализма, соединение социализма с демократией. М. С. Горбачев был убежден, что после реформы, проведенной “сверху”, страна обретет второе дыхание. Первый этап преобразований (1985 -1988) начался в русле прежних традиционных административно-организационных мер, которые должны были укрепить порядок и дисциплину, и самое главное -- активизировать “человеческий фактор” (т. е. разбудить человека, сделать его по-настоящему активным и заинтересованным), восстановить общественную мотивацию трудовой деятельности. Ядром экономических преобразований стала концепция ускорения социально-
экономического развития страны на основе использования новейших достижений
научно-технического прогресса, которая была предложена М. С. Горбачевым на Вскоре после Пленума ЦК был обнародован пакет” правительственных
документов о реорганизации центральных экономических органов, перестройке
банковской системы и финансового механизма, переменах в сфере снабжения. Один за другим были отстранены наиболее консервативные члены партийной
верхушки. Чистка коснулась также среднего и нижнего звена партноменклатуры. Попыткой реальной поддержки снизу политики ускорения стало принятие закона о создании Советов трудовых коллективов, которые наделялись широкими полномочиями, начиная от выборов руководителей предприятий и кончая регулированием заработной платы. Несмотря на провозглашение курса ускорения, 12-й пятилетний план, принятый XXVII съездом КПСС, был составлен на основе методов и подходов прошлого. Резкое повышение темпов экономического роста, заложенное в новый пятилетний план, оказалось очередной утопией и лишь усилило разбалансированность экономики. Этот процесс усугубили противоречивые бюрократические методы реализации плана, типичным примером которых может служить введенная вместо ведомственного контроля государственная приемка промышленной продукции. Ее введение в итоге привело к сокращению выпуска промышленной и продовольственной продукции. Импульс “ускорения” 1986 -- 1987 гг. вызвал перенапряжение в производстве энергии, сырья и конструкционных материалов. В 1988 г. оно привело к сокращению выпуска базовых ресурсов. Ответной реакцией экономики стало быстрое накопление запасов во всех ее секторах. Индустрия начала работать “на склад”. Минимальный результат дала и переориентация импорта с ширпотреба на закупку новейшей техники за рубежом. Закупленные на валюту поточные линии простаивали из-за неправильной эксплуатации, отсутствия запчастей, нужного качества сырья. В качестве мер по укреплению дисциплины наибольшую известность получило
постановление ЦК КПСС “0 мерах по преодолению пьянства и алкоголизма”, в
результате которого была развернута масштабная антиалкогольная кампания,
вначале активно поддерживаемая населением. Благие намерения руководства,
однако, обернулись громадным ущербом для бюджета (поступления в казну от
продажи спиртных напитков в течение трех лет сократились на 37 млрд.
рублей), ростом самогоноварения, токсикоманией, разгулом преступности. Уже
к концу 1986 г. экономическая ситуация в стране вновь стала ухудшаться. В
январе 1987 г. наступил спад производства, что явилось началом
экономического кризиса. Не последнюю роль в этом сыграла страшная Первые три года перестройки показали, что попытки в рамках старой системы провести преобразование экономики, активизировать “человеческий фактор” обречены на провал. Неудачи первого этапа перестройки заставили искать новые пути
продвижения вперед, поставили на повестку дня вопрос о комплексной реформе
общества. Стратегия реформ была провозглашена М. С. Горбачевым на Пленуме Ухудшение экономической ситуации заставило руководство страны обратить серьезное внимание на ход и направление экономических реформ. Летом 1987 г. правительство страны во главе с Н. И. Рыжковым совместно с учеными- экономистами подготовило и представило на июньском Пленуме ЦК КПСС план реформ. К этому времени стало очевидным, что без преодоления тотального огосударствления экономики невозможно пробудить инициативу людей. Для этого предлагалось передать трудовым коллективам право реального распоряжения средствами предприятий, развивать арендные отношения и индивидуально- трудовую деятельность, восстановить в правах кооперацию. В июне 1987 г. Верховный Совет СССР принял закон о государственном
предприятии (объединении). Новый закон предусматривал расширение
самостоятельности предприятий и демократизацию хозяйственной жизни. Первую брешь в государственной системе собственности пробили кооперативы. Решения о развитии кооперации были приняты еще в 1986 г., а в июле 1988 г. увидел свет закон о кооперации. В нем формально было зафиксировано равноправие кооперативного и государственного сектора экономики. Он предусматривал возможность создания различных кооперативов, в том числе на базе государственных предприятий. Кооперативный сектор развился гораздо быстрее, чем ожидалось. Только за 1988 г. количество кооперативов в СССР увеличилось в 6 раз. У государственной промышленности и сферы услуг по явился конкурент. Партийно-государственная элита боялась расширения неподконтрольного ей негосударственного сектора, поэтому попыталась сразу поставить кооперативы в определенные ограничительные рамки. Сильный удар по частному производству нанесли решения центральных и местных властей о борьбе с нетрудовыми доходами, запретах вывозить продукты личного подсобного хозяйства за пределы краев и областей. Эти меры подорвали развитие новых форм хозяйствования. Таким образом, существовавшие в 1987 -- 1990 гг. относительно
благоприятные возможности для постепенного разгосударствления,
восстановления рыночных отношений, изменения отношений собственности в
формах и способах, стимулирующих экономический рост, были упущены. Первые шаги перестройки поддерживали разные слои населения. Пробуждение общественного сознания ПОЛЯРИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ СИЛ. Три года потребовалось “перестройке”, чтобы превратиться из революции
сверху в широкое народное движение. В апреле 1985 г. советское общество
объективно было готово к революционным переменам, но социальные силы еще не
были достаточно дифференцированы и находились по одну сторону “баррикад”. Исторический урок всех предыдущих попыток реформирования советской экономики заключался в том, что они не сопровождались реформами политическими, по этой причине они были обречены. М. С. Горбачев и его единомышленники пошли на демократизацию политических структур. Главным ее инструментом становится гласность -- открытое обсуждение
острых проблем экономики и политики, нашедшее широкую поддержку в обществе. В рамках политики гласности были сняты многие цензурные запреты, стали
издаваться новые газеты и журналы, был пересмотрен перечень статистических
данных, ранее не подлежащих публикации. Стали более доступными для
исследователей ранее закрытые архивные и библиотечные фонды. На страницах Важной вехой в развитии демократического процесса стало критическое
переосмысление истории советского периода. В газетных и журнальных
публикациях, в сборниках статей -- “Иного не дано”, “Историки спорят” --
появились новые, порой спорные оценки Октябрьской революции, гражданской и Процесс переосмысления затронул и другие науки: философию,
политэкономию. Важную роль в этом сыграли впервые изданные в СССР труды Н. Публикация “Реквиема” А. Ахматовой, “Котлована” А. Платонова, “Жизни и
судьбы” В. Гроссмана определила в целом пульс духовной жизни советского
общества в начале “перестройки”, так же как и возвращение в литературу
произведений Нобелевских лауреатов А. Солженицына, И. Бродского и Б. Гласность позволила миллионам граждан страны сформировать собственную позицию по ключевым вопросам жизни общества. В общественных дискуссиях о причинах кризисных явлений все чаще поднимался вопрос о неэффективности однопартийной системы, о допустимости частной собственности, о расширении гласности. К осени 1987 г. в стране быстро нарастали процессы размежевания, поляризации политических сил. В ряде союзных и автономных республик оформлялись и начали активно действовать народные фронты. Первый из них возник в Эстонии, затем аналогичные массовые движения
появляются в Латвии, Молдавии, Литве, Грузии, на Украине (РУХ), в Огромный резонанс в стране вызвали первые шаги Б. Н. Ельцина, в качестве руководителя Московской городской партийной организации начавшего борьбу с привилегиями партноменклатуры, с бюрократизмом партийного и государственного аппарата. Разные взгляды на обновление КПСС, на темпы и методы перестройки отчетливо обнаружились на Пленуме ЦК КПСС в октябре 1987 г. Критика Б. Н. Ельциным Генерального секретаря, не допущенная, правда, на страницы печати, его стремление гласно разобраться в причинах пробуксовки перестройки, на практике реализовать провозглашенный партией плюрализм мнений были расценены консервативным большинством ЦК КПСС как политическая ошибка, как желание побороться с ЦК. Попытки руководства компартии устранить Ельцина из политической жизни привели к обратному результату. Его популярность в народе резко выросла. Попыткой объединить все консервативные элементы, сформулировать единую
платформу стала публикация 13 марта 1988 г. газетой “Советская Россия”
письма преподавателя Ленинградского технологического института Нины Весной -- летом 1988 г. наступил критический момент в развитии На дальнейшее развитие событий существенное влияние оказала Х1Х
партконференция КПСС, проходившая в конце июня -- начале июля 1988 г. В повестку дня был поставлен вопрос об изменении политической структуры. В условиях гласности стала очевидной абсурдность политической системы, в которой Советы народных депутатов служили лишь декорацией, а подлинная власть, в соответствии с 6-й статьей Конституции СССР принадлежала КПСС. На Х1Х партконференции политической целью перестройки была
провозглашена передача власти Советам, народу. Первым практическим шагом в
этом направлении стало выдвижение на конференции идеи построения в нашей
стране правового государства -- единственно возможного ненасильственного
способа перехода от тоталитарной формы правления к демократической. Вместе с тем конференция не смогла придать процессам перестройки
необратимый характер. Не нашли поддержки у большинства делегатов
конференции предложения Б. Н. Ельцина избрать высшее государственное и
партийное руководство на всеобщих, прямых и тайных выборах. Стремлением сохранить контроль аппарата КПСС были продиктованы изложенные в докладе М. С. Горбачева предложения избрать на съезд треть народных депутатов от общественных организаций, включая КПСС, комсомол, профсоюзы, минуя народное голосование, а также совместить посты первых секретарей партийных комитетов всех уровней, начиная от Генсека, с учреждаемыми постами председателей Советов. Накануне и после конференции персональный состав партийных органов существенно обновился, но почти неизменным остался безальтернативный способ их формирования. КПСС так и не смогла по-настоящему начать перестройку внутри партии. Она оттягивала собственную демократизацию, постепенно утрачивала политическую инициативу. После конференции идейно-политическая и общественная атмосфера в стране заметно изменилась. Нарастают процессы объединения как радикалов, так и консерваторов. Еще весной 1988 г. наиболее радикально настроенные неформалы объявляют
о создании оппозиционной КПСС партии Демократический союз во главе с В. Летом 1988 г. произошли положительные сдвиги в отношениях государства и церкви. В связи с празднованием тысячелетия христианства на Руси верующим различных конфессий были возвращены многие храмы, монастыри, молельные дома. В стране возрождаются различные религиозно ориентированные партии и организации. В Российской Федерации на базе нескольких групп, отколовшихся от общества Память”, возникли народно-православное движение, Российское христианское демократическое движение (РХДД), Христианско-патриотический союз. Беспрецедентную общественную активность вызвала предвыборная кампания в
марте 1989 г. по выборам народных депутатов СССР по новому избирательному
закону. В Российской Федерации благодаря поддержке народного фронта в число
народных депутатов вошли многие демократические лидеры, включая А. Впервые народными депутатами были избраны 7 религиозных деятелей. В депутатском корпусе оказались представлены практически все группы и слои населения, увеличилось представительство более молодых и радикально настроенных депутатов. Борис Ельцин получил 85% голосов избирателей Москвы, в то время как многие высокопоставленные партийные и государственные чиновники в Москве, Ленинграде, Свердловске потерпели неожиданное для них поражение. Тринадцать дней, с 25 мая по 9 июня 1989 г., вся страна по телевидению
следила за дебатами депутатов первого съезда. Слишком много проблем
накопилось в обществе, в стране. Следовало оценить участие СССР в войне в Съезд сформировал первый в истории страны профессионально работающий
парламент -- двухпалатный Верховный Совет СССР, избрал М. С. Горбачева Принципиально новым шагом в развитии парламентаризма в стране стало создание демократическими депутатами независимой Межрегиональной депутатской группы (МДГ), призванной выполнять роль конструктивной оппозиции. Перелом в политическую жизнь страны внесла мощная волна забастовочного движения. Трудовые конфликты на шахтах в Кемеровской области начались еще в марте -- апреле 1989 г. Тяжелый труд, высокий травматизм, плохие условия труда заставили шахтеров обратиться к давно забытой форме выражения социального протеста. В июле бастовали практически все угольные бассейны: Кузбасс, Донбасс, Работники других отраслей также предъявили государству свои претензии. Правительство Н. И. Рыжкова удовлетворило большинство экономических
требований шахтеров, но отказалось вести переговоры по политическим
требованиям (включая отмену 6-й статьи Конституции). С этого момента
забастовочное движение набирает силу, становится более радикальным. К забастовкам прибегают работники здравоохранения, детских учреждений. Таким образом, летом 1989 г. перестройка перешагнула важный рубеж. Она стала делом миллионов и в этом качестве приобрела новых лидеров, новые цели и задачи. Впервые было сказано в полный голос слово “демократия”. Руководство столкнулось с кризисом доверия. Народ на митингах открыто выражал недовольство реформаторским правительством, недовольство ходом перестройки, нерешительностью и непоследовательностью правительства Н. И. Рыжкова в проведении реформ, неспособностью власти контролировать обстановку в стране. Непосредственной причиной падения авторитета власти стали пустые прилавки магазинов, рост преступности, политической нестабильности. Другая, более веская причина -- глубокий перелом в общественном
сознании за годы перестройки, кризис веры во всесилие руководителей. Мы — Граждане!” - такие слова прозвучали на одном из митингов в Несмотря на все изменения, у власти по прежнему оставалась омертвевшая тоталитарная машина КПСС . Просвет демократии был еще за довольно таки толстой стеной однопартийной системы. Будет еще отмена 6 статьи конституции, окончит свой жизненный путь академик Д. Сахаров — совесть нации, постепенный развал союза, путч и многое другое но по моему мне удалось показать что, коммунистическая система действительно изжила себя сама, не желая изменятся в угоду прогрессу мировой общественной мысли. |
|