| |||
Реферат: Политическая идеологияМинистерство образования Республики Беларусь Брестский государственный технический университет Кафедра исторических и социально-политических наук Реферат по политологии Политические идеологии Выполнил студент Э.Ф. гр. Ма-10 Садовский А.В. Проверила Бодак М.С. Брест 2001 Содержание Введение……………………………………………………………………….… 1. Либерализм……………………………………………………………………. 2. Либеральный реформизм………………………………………………….… 3. Социалистическая идеология………………………………………………. 4. Марксизм как идеология пролетариата…………………………………… 5. Демократический социализм……………………………………………….. 6. Консерватизм………………………………………………………………….. 7. Неоконсерватизм………………………………………………………………. Введение. Политическая идеология - "система идей, представлений, понятий,
выраженная в различных формах общественного сознания (в философии,
политических взглядах, праве, морали, искусстве, религии). Идеология
является отражением общественного бытия в сознании людей и, раз возникнув,
в свою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя ему Политическая наука, идеология и психология отражают политическое бытие во всем его многообразии, но делают это по-разному выполняют при этом раличную социальную роль. Политические теории и политические идеологии существенно отличаются друг от друга. Политические теории не претендуют на создание законченных систем, раз и навсегда постигших истину. Они открыты для новых идей и решений, отличаются критичностью к своим выводам. Идеологии же подчинены диктату определенных целей и политических мотивов, претендуют на завершенность и социальную истинность. Политологи-исследователи, говоря словами Макиавелли, исходят из действительной правды вещей, а не воображаемой. Идеологи вполне могут поступиться истиной и отдать приоритет руководящим принципам, поступиться действительным ради должного. 1. Сущность политической идеологии. Термин "идеология" появился почти двести лет тому назад. Впервые его ввел в научный оборот в начале XIX века французский философ Дестют де Траси в своем труде «Элементы идеологии». В XIX веке преобладало негативное отношение к идеологиям. Революционные потрясения девятнадцатого столетия хорошо показали, как теории мыслителей превращаются в ценности, а затем и в символы веры, и в политических битвах происходит заклание живых людей на алтарях идеологических абстракций. Трактовка идеологий в тот период связывалась с оторванной от действительности игрой мысли, спекулятивными умозрительными конструкциями. К.Маркс и Ф.Энгельс также использовали термин идеология для обозначения
извращенного сознания, т.е. такого сознания, когда знание об обществе и
социальных конфликтах преломляется сквозь призму каких-либо интересов. Маркс и Энгельс не считали свое учение идеологией. Марксистское учение
характеризовалось ими как наука, а не идеология. Свою задачу они видели в
освобождении познания социального бытия от идеологических познавательных
установок. В.И.Ленин видоизменил подход к марксизму в этом отношении. Он
показал, что марксизм тоже является идеологией - идеологией пролетариата. Однако было бы серьезной ошибкой считать идеологию просто ложным
сознанием и иллюзией социальных слоев о самих себе, ибо слишком велика роль
идеологий в политике. В идеологиях происходит тесное переплетение
достоверного знания об обществе с социальными интересами. Современное
общество отличается сложной дифференциацией и стратификацией. И пока люди
делятся на социальные слои с различными, подчас несовпадающими интересами,
возникают и устойчивые представления о жизни, ценностях, социальном идеале,
путях его достижения. На этой основе и возникает как бы мыслительная В идеологиях фиксируются те общественно значимые ситуации, которые
возникают в жизни и требуют сознательного выбора. В процессе выработки
активного решения и его последовательного воплощения, оформляются и
социальные идеалы как стратегические устремления того или иного слоя. Но идеология - это не просто теоретически оформленное осознание социальным слоем своего бытия и тенденций его развития. Система ценностей, которые закрепляются в идеологии, создает ориентиры для социального действия. Эти ориентиры мобилизуют людей, руководят их общественной активностью и определяют ее. Отражая социальные конфликты и доводя их до конца в идеальной, теоретической форме, любая идеология выходит на человека как на общественное существо, способствуя его социальной, политической, национальной самоидентификащии. Идеологические ценности придают смысл социальному действию и оправдывают его. Основным содержанием политической идеологии является политическая влдасть, ее трактовка, отношение к различным политическим институтам, представления о наилучшем государственном устройстве, методах и средствах социальных преобразований. В политической идеологии фиксируется отношение к партиям, массовым движениям, устанавливаются ориентиры в сфере международных отношеений, определяются принципы решения национального вопроса. Политическая идеология формирует общественные идеалы и обосновывает их как значимые для всего общества. Политические идеологии конкретизируются в политических доктринах, в программных документах партий, в заявлениях различных политических сил. В политических программах и заявлениях идеологии приобретают четкость, ярко выраженную направленность на конкретную ситуацию, в них уточняются меры, эффективные в достижении определенных целей, делается непосредственный выход на властные механизмы преобразований. Особую роль идеологии приобретают в период революционных потрясений;,
когда в массовое политическое действие вовлекаютсян огромные слои
населения. Движение Реформации в XVI веке. Английская (1642-1649 гг.) и Многие исследователи видят в идеологии не только социально значимые,
теоретически оформленные взгляды, но и верования. Английский историк Положение, что идеология – это "внутренняя религия" современного государства, не следует абсолютизировать. Важно понять, что в идеологиях цели движения обычно отождествляются с торжеством некоей идеи. Идеи же, проникнув в массы, переосмысливаются и переистолковываются применительно к уровню обыденного сознания. Кроме того, сами идеи начинают жить как бы самостоятельной жизнью, становятся самоценными, превращаются в символы веры, конституирующие реальность. Разность между политическими идеологиями заключается лишь в том, что одни идеологии нацелены на решение эмпирических очевидных проблем, другие – на осуществление доктриально выверенных проектов переделки мира, насаждающих сверху новые рациональные формы жизни. 2. Функции политической идеологии. Важнейшей функцией политической идеологии является легитимация власти определенных политических сил и режимов. Контридеологии также выполняют эту функцию, ибо они легитимируют право на государственную власть оппозиционных сил. Идеологии выполняют мобилизующую и интеграционную функции, объединяющие
людей в социальное целое. Они поднимают, направляют социальные слои и
классы на определенные действия, воодушевляют на борьбу за свои интересы. Идеологии несут в себе критическую функцию. Они обладают критическим зарядом осмысления действительности и ниспровержения иных идеологических кумиров. Когнитивная функция политической идеологии связана с тем, что будучи
отражением породившего ее общества, идеология неизбежно несет в себе
реальные противоречия жизни, проблемы, связанные с характером социальной
структуры, уровнем экономического развития, социокультурной традицией. Конструктивная функция политической идеологии проявляется наиболее
четко при принятии политической программы действий, которая реализуется на
практике. Конструктивная функция может проявляться и опосредованно, когда
политические идеалы мотивируют действие отдельных индивидов, социальных
групп, вдохновляют их на активное участие в политическом процессе. Политическая идеология выполняет нормативную функцию. В ней фиксируется определенный политико-идеологический императив, с которым сверяются практические проекты, содержатся политические ориентиры-нормы, которых следует придерживаться. В переходные периоды реформ, революций нормативный компонент несет особую нагрузку. Различными идеологическими течениями создается целый спектр таких нормативных ориентиров, несущих долженствование. Политические идеологии не только наделяют действия смыслом, придают им социальную значимость, но выполняют и компенсаторную функцию, вселяя надежду на благополучное изменение социального бытия, как бы компенсируя социальную неудовлетворенность, дискомфорт в наличном бытии. Политические идеологии обладают большим потенциалом, с помощью которого можно манипулировать общественным сознанием. Они облегчают коммуникационное воздействие, ибо определенные социальные слои, по образному выражение американского политолога Р.Макридиса, смотрят на мир как бы в одинаковые бинокли. Таким образом, пока существует глубоко социально-стратифицированное общество, сохранятся и идеологии как систематизированный, теоретически оформленный способ социально-группового мышления. И в политике идеологии останутся элементом властеотношений, легитимируя власть определенных социальных сил и гарантируя социальное и государственное единство на основе идеологической идентичности. 3. Современные политические идеологии. Идеологическое пространство всегда плюралистично. В обществе
одновременно существуют самые разнообразные идеологические теории. Основные современные идеологии - либерализм, социализм, национализм -
возникли в условиях становления и развития западноевропейской цивилизации. Либерализм. В политической истории Запада возникновение либерализма связано с
развитием капиталистического общества и совпадает по времени с периодом
буржуазных революций ХVIII-ХIХ вв. Теоретики классического либерализма Центральное место среди идей либерализма занимает идея индивидуальной свободы. Либерализм отстаивал самоценность человеческой личности и ее право на самостоятельное преследование личного интереса. Индивидуализм в понимании эпохи Просвещения - это способность утвердить себя как носителя разума, способность преобразовать реальность в согласии с требованиями разума, сделать ее достойной природы человека. Либеральная доктрина естественных прав человека на жизнь, свободу, собственность требовала от общества предоставления личности максимальной свободы для самореализации. Естественным и единственным ограничением такой свободы являлась свобода другого индивида. Либеральная теория "общественного договора" обосновывала суверенность народа как источника власти и формирование государства как договора между народом и правительством. Охрана личной безопасности и прав собственности была первопричиной для социального договора, согласно которому объединение людей в содружество и подчинение правительству и есть защита их безопасности и собственности. Правительство - лишь опекун общественных прав. Если правительство не сумело защитить права граждан, значит, не оправдало их доверия и, следовательно, не может больше претендовать на подчинение со стороны граждан. Идея сопротивления деспотической власти занимала важнейшее место в
идеологии и политической борьбе ХVII-ХVIII веков. Мнения либералов в
основном расходились в вопросе о способах сопротивления власти, превышающей
свои полномочия. В целом же либерализм признавал право на революционное
сопротивление деспотизму и оправдывал не только революции в Англии и Кроме принципа управления с согласия граждан, либерализм обосновывал и
принцип управления на основе закона. Целью государства является обеспечение
торжества права, требованиям которого оно само должно подчиняться. В экономической области либералы защищали принцип свободного рыночного
обмена, личной предпринимательской инициативы, конкуренции, осуждали
протекционизм, политическое вмешательство в экономику. Основную функцию
государства либералы того времени видели в охране частной собственности,
установлении общих рамок свободной конкуренции, охране порядка и контроле
за законопослушанием граждан, а также в защите внешнеполитического
суверенитета страны. Государство - это всего лишь "ночной сторож". Лозунг Наиболее последовательную концепцию либеральной демократии и конституционализма сформулировал один из ведущих идеологов американской буржуазной революции Т.Пейн. Пейн считал государство необходимым злом: чем оно меньше, тем лучше для общества. Наделенные неотъемлемыми правами, свободные и равные от природы индивиды предшествуют государству как в прошлом, так и в настоящем и будущем. Государство считается законным и цивилизованным лишь в том случае, если оно образовано на основе активного согласия граждан, конституционно оформлено и зафиксировано с помощью парламентских представительных механизмов. Такое представительство и такое правительство не имеют каких-либо особых прав, они имеют только обязанности перед своими гражданами. В демократическом представительном правлении либералы видели достаточно
эффективный механизм защиты интересов личности и общества. Теоретики
либерализма, в частности, Дж.Локк и особенно последователи Ш.-Л.Монтескье,
обосновали принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и
судебную, которые должны сдерживать и уравновешивать друг друга. Система
сдержек и противовесов рассматривалась как препятствие к узурпации власти
кем бы тони было, будь то личность, партия, ветвь власти или большинство. В духовной сфере либерализм склонялся к терпимости и компромиссу. Либерализм сыграл огромную роль в разрушении страх идеологических ценностей традиционного общества. Он утвердил новый демократический символ веры: - индивидуализм, который видит основную задачу общества и государства в обеспечении каждому индивиду возможностей для развития его способностей; - свобода, которая должна обеспечиваться в рамках закона в максимально возможных пределах для каждого индивида; - равенство, как утверждение того, что все люди равны от природы и имею равные права и возможности; - братство, понимаемое как сотрудничество людей в создании благополучного общества и отказ от использования своей свободы во зло другим. Либеральный реформизм Идеология классического либерализма начала видоизменяться в XIX веке. Либерализм эволюционировал в сторону либерального реформизма. Одним из первых среди идеологов либерализма, увидевшим необходимость и перспективность этой стратегии, был Дж.Ст.Милль (1806-1877 гг.), который уже в середине XIX века указывал на необходимость гибкой социальной политики, направленной на сглаживание тех неровностей, которыми судьба несправедливо наделила человечество, но в рамках ныне существующего общественного порядка. Под сомнение был поставлен и принцип невмешательства государства в сферу рыночной экономики. Государственное регулирование экономики и реформы стали рассматриваться как необходимое условие совершенствования общества и разрешение его противоречий. Тенденция развития бурного реформизма становится заметной с 70-х годов Огромный вклад в формирование доктрины либерального реформизма внес английский экономист Дж.Кейнс (1883-1946 гг.). Его программа, сформулированная под воздействием мирового экономического кризиса, включала в себя активное вмешательство государства в социально-экономическую сферу, в частности, всемерное увеличение расходов государства, расширение общественных работ, инфляционную и цикличную налоговую политику, цикличное балансирование бюджета, достижение баланса "спроса" и "полной занятости" и др. Свое политическое воплощение либеральный реформизм по Кейнсу получил в новом курсе президента Ф.Д.Рузвельта, благодаря чему США вышли из экономического кризиса и успешно осуществили глубокую экономическую перестройку общества. "Звездный час" либерального реформизма в США приходится на 60-е годы ХХ
века, на период правления администрации Дж.Кеннедии и Л.Джонсона. Социальный либерализм действительно сумел разрешить многие вопросы,
связанные с образованием, медицинским обслуживанием, социальным
страхованием занятостью, правами меньшинства, расширением участия граждан в
политическом процессе. Но безработица и бедность остались, хотя в размерах,
не сравнимых с XIX веком. Социальный либерализм породил и новые проблемы. Несмотря на существенные отличия, либеральный реформизм не порвал идеологической связи с классическим либерализмом. Мостом между старым и новым либерализмом стала приверженность индивидуальной свободе, социальному прогрессу, политическому плюрализму и демократии. Только теперь достижение всего этого признавалось невозможным без государственного вмешательства, так как только государство, являясь, с точки зрения либералов, органом надклассовым, способно выступить беспристрастным посредником между социальными интересами и действовать ради общего блага и во имя свободы каждого. Заслуга либеральной идеологии в том, что она утверждала индивидуально- личностное начало бытия. Эта идеология сумела донести в качестве универсальных, общецивилизованных по своей сути ценностей – демократию, свободу и самоценность человеческого Я. Либерализм изменил политическую практику и политический язык, привил новую правовую культуру, новое правосознание, служил делу создания гражданского общества и правового государства. Таким образом, либеральная идеология представляет собой достаточно цельную теоретическую конструкцию, имеющую ряд признаков. В экономике - это обоснование экономической свободы и права собственности; в социальных отношениях - равенство возможностей; в политике - защита представительной, плюралистической демократии; в духовной жизни - свобода мысли и слова; в религии - антиклерикализм; в морали - индивидуализм. Современный либерализм является выразителем интересов среднего класса. Как идеология современный либерализм, подобно классическому либерализму, выступает за динамичное, ориентированное на социальный прогресс общество, в котором личностный фактор, личные заслуги и результаты находились бы на первом плане. Эта идеология требует от личности максимальной реализации своих способностей, желания брать на себя ответственность за собственную судьбу, не рассчитывая на благотворительность и гарантии государства-покровителя. Социалистическая идеология Социалистическая идеология имеет длительную историю. Однако термин Идеи, которые позже стали называть социалистическими, появились в XVI
веке. Они отражали стихийный протест эксплуатируемых слоев периода
первоначального накопления капитала. Эти теории об идеальном общественном
строе, который соответствует природе человека, устраняет эксплуатацию,
поднимает благосостояние низшего класса и ликвидирует частную
собственность, стали называть утопическим социализмом. Его
основоположниками являются англичанин Томас Мор (1478-1535 гг.), автор
книги "Утопия" и итальянец Томмазо Кампанелла (1568-1639 гг.), написавший На протяжении ХVII-ХIХ вв. много теоретиков пытались открыть формулу
идеального общества, так как капитализм, создав мир, переполненный
богатством, все-таки изобиловал нищетой. Наибольший вклад в разработку
социалистических концепций утопической направленности внесли французы А.Сен- В этот период возникает и крайнее проявление социализма - коммунистическая идеология. Коммунистическая идеология была более последовательной в стремлении преобразовать общество на основе равенства посредством установления общественной собственности на средства производства, а иногда и на предметы потребления. Теоретики утопического социализма сформулировали основные принципы
организации будущего справедливого общества: от каждого по его
способностям, каждой способности по ее делам; всестороннего и
гармонического развития личности; ликвидации различий между городом и
деревней; разнообразия и смены физического и духовного труда; свободного
развитие каждого как условия свободного развития всех. Социалисты-утописты
считали, что либо все люди должны быть счастливы, либо никто. Представители утопического социализма и коммунизма по-разному относились к методам реализации своих идей. Сен-Симон и Фурье считали, что главный путь - реформы, и святое дело бедных - это и дело богатых. Другие, например, Мабли, Мелье, Бабеф призывали трудящихся к революции. Марксизм как идеология пролетариата В 40-е годы XIX века возникает марксизм как теоретическое выражение пролетарского движения. К.Маркс (1818-1883 гг.) и Ф.Энгельс (1820-1895 гг.) создали философскую, экономическую и социально-политическую теорию, которая оказала огромное влияние на историю человечества второй половины XIX и ХX веков. Марксизм и коммунистическая идеология стали синонимами. Коммунистическое общество в марксистском понимании - это не открытая
идеальная модель счастливого строя, в закономерный результат прогресса
цивилизации. Капитализм сам создает предпосылки для социальной революции,
ликвидации частной собственности и перехода к социализму. Главное
противоречие, которое взрывает капитализм изнутри - это противоречие между
общественным характером труда, сформированным промышленностью и рынком, и
частной собственностью на средства производства. Капитализм, как считали
марксисты, создает и своего социального могильщика - пролетариат. Развитие коммунистической формации проходит, считали Маркс и Энгельс, ряд этапов: переходной период, социализм и собственно коммунизм. Это длительный процесс пересоздания жизни общества на подлинно гуманистических началах, когда человек становится высшим существом для человека. Коммунизм в своем высшем развитии - это общество свободных сознательных тружеников, где установится общественное самоуправление, а государство отомрет, где не будет классов, и социальное равенство достигнет воплощения в принципе "От каждого по способностям, каждому - по потребностям". В марксистской трактовке коммунизма есть движение к безграничному расцвету личности в условиях свободы от эксплуатации, это начало подлинной истории человечества. Революционный пафос марксизма нашел свое воплощение в теории и практике
ленинизма, который стал теоретической основой пролетарской революции в Несмотря на серьезные поражения, вызванные распадом Советского Союза, ликвидацией Восточного блока социалистических государств, ортодоксальный марксизм сохраняет значительное влияние на отдельные социальные группы в постсоветском обществе. Это обусловлено притягательностью идей социального равенства, справедливости и социальных гарантий со стороны государства на труд, бесплатное образование, медицинское обслуживание, жилье. Одновременно с революционным направлением в социалистической мысли формировалось и другое направление, которое тоже опиралось на марксизм, но пыталось приспособиться к новым историческим реалиям не путем форсированной революционности, а путем социальных реформ. В XX веке это направление стало называться социал-демократическим в противовес коммунистическому. Демократический социализм Идеология современной социал-демократии своими корнями восходит к реформистскому течению во II Интернационале (1889-1914 гг.), представленному Э.Бернштейном, Вандервельде, Фольмаром, Жоресом и др., к воззрениям теоретиков Рабочего Социалистического Интернационала, существовавшего в межвоенный период; концепциям либерального реформизма, среди которых особое место принадлежит кейнсианству. Особенностью идеологии социал-демократов является реформизм,
обоснование политики регулирования и перераспределения доходов в эффективно
работающей рыночной экономике. Один из крупнейших теоретиков II Современная концепция "демократического социализма" в основных своих
чертах была создана в 50-е годы в результате принятия Декларации принципов Социал-демократы одинаковое значение придают как принципу личной свободы, так и принципам солидарности и справедливости. Традиционная формула: "Социализм = обобществление + плановая экономика", по мнению теоретиков социал-демократии, должна быть окончательно отброшена. Критерий различия между капитализмом и социализмом заключается не в принципах организации экономики, а в том положении, которое человек занимает в обществе, в его свободе, праве на участие в принятии решений, значимых для государства, возможности реализовать себя в различных сферах общественной жизни. Составными частями концепции "демократического социализма" являются политическая, экономическая и социальная демократия. Идея политической демократии основывается на принципах свободы и равенства. Социал-демократы признают возможность существования различных форм демократии, однако в любом случае основополагающими требованиями политической демократии должны быть: наличие свободных выборов; предоставление гражданам действительного выбора между различными политическими альтернативами; возможность смены правительства мирными средствами; гарантия прав личности и меньшинства; существование независимой судебной системы, основанной на верховенстве закона. Демократия в интерпретации социал-демократов представляется в качестве абсолютной ценности, имеющей надклассовый характер. Выступая за "чистую" демократию, социал-демократы понимают государство как верховный социальный институт, в рамках которого регулируются и примиряются противостоящие социальные интересы. Государство выступает в качестве главного органа общественных изменений и прогрессивного развития. Давая обоснование экономической демократии, социал-демократы подчеркивали в своих официальных документах, что выступают за общественную собственность, но в рамках смешанной экономики. Частная собственность доступна в определенных секторах экономики. Многообразие форм собственности должно работать на эффективность производства. Коллективная собственность не является просто самоцелью, а должна служить инструментом повышения благосостояния общества. Приоритет в своей экономической стратегии социал-демократы отдают
рыночным отношениям. Государство, в свою очередь, должно регулировать
рынок: не допускать доминирования на нем только большого бизнеса,
добиваться, чтобы технологии использовались на благо всего общества. Достижения экономической демократии увязываются и с развитием Термином "социальная демократий' обозначается качественная сторона образа жизни людей, которая комплексно характеризует степень социальной свободы человека, условия и содержание его трудовой деятельности, доступность системы образования и духовных ценностей, состояние окружающей среды, бытовые условия. Борьба за социальную демократию - это прежде всего борьба за более высокое качество жизни. Социал-демократы в западных странах, находясь у власти или оказывая влияние на власть, во многом содействовали демократизации общества, расширению и закреплению прав и свобод трудящихся. Их реальная политика была близка практике либерального реформизма, но отличалась большей социальной направленностью и борьбой за социальную справедливость. Укрепление позиций социал-демократов связано и с тем, что авторитарный коммунизм оказался путем, усеянным огромными жертвами и вымощенным экономическими и социальными неудачами. Социал-демократия продолжает искать равновесие между свободой и социальной справедливостью и стремится к социальному государству, в котором устранена опасность буйного расцвета бюрократии, перспективное планирование не связывает общество по рукам и ногам и личная ответственность всех членов общества ставится на первый план. Социалистическая идеология и в революционной, и в реформистской модификации оказывала и оказывает серьезное влияние на людей труда, особенно тех, кто работает по найму. Влияние этой идеологии обусловлено тем, что она нацелена на справедливое общество, без эксплуатации, с равным социальным статусом граждан. Социализм впервые связал возможность осуществления высоких гуманистических идеалов с необходимостью отменить частную собственность и уничтожить эксплуататорское государство. В идеологическом отношении главное противостояние XX века - борьба либеральных и социалистических идей. Крах Восточного блока социалистических государств заставил социалистическую идеологию перейти к обороне. Но социализм, понимаемый как гуманное, демократическое общество, по-прежнему остается "открытым вопросом", интеллектуальной и практической задачей, решения которой сторонники социалистической идеологии пока не имеют. Общей тенденцией развития социалистической идеологии в конце XX столетия является либерализация социализма, хотя сохраняют влияние и радикальные формы - коммунизм и необольшевизм. Консерватизм Консерватизм возник в конце XVIII века как реакция на французское Интеллектуальная консервативная традиция была разработана англичанином Оптимистическому взгляду либералов на природу человека, разум и воля которого в состоянии преобразовать общество на началах свободы, консерваторы противопоставили идею об изначальном несовершенстве человеческой природы, в силу чего прекрасные проекты радикального переустройства общества обречены на неудачу, поскольку нарушают веками установленный порядок. Подлинной "природе" человека, считали консерваторы, вообще чуждо понятие "свобода". Смысл имеют только конкретно-исторические свободы, добытые предками, проверенные традициями и принимаемые как исторической наследие. Важнейшим принципом консервативной идеологии является нравственный
абсолютизм, признание существования незыблемых нравственных идеалов и
ценностей. Эти нравственные идеалы и ценности личности должны формироваться
всеми способами общественного и государственного воздействия и обуздывать Другим важнейшим принципом консерватизма является традиционализм. Традиционализм консервативной идеологии теснейшим образом связан с
политическим реализмом. Консерватизму чужд доктринерский подход. Консерватизм, особенно современный, позитивно относится к идее
равенства людей перед богом. Равенство существует в области морали и
добродетели, возможно даже политическое равенство. Но все формы
консервативной идеологии не приемлют социального равенства, являются
антиэгалитарными. Никакое общество немыслимо без иерархии и, следовательно,
неравенства. Именно в этом основа порядка, соответствующего "природе". Неоконсерватизм Объективной основой появления неоконсерватизма явился структурный кризис капиталистической экономики. Прежние средства, применявшиеся для выхода из кризисных ситуаций и обоснованные идеологией либерального реформизма, оказались недостаточными. Требовались более радикальные средства. Рухнула вера в то, что научно-технический прогресс в силу своего рационального механизма разрешит социальные проблемы. Оказалось, что для стабилизации общества необходимо прочное моральное подкрепление и дополнительные средства легитимации. Неоконсерватизм был ответом на "вызов" кризисного состояния научно-технической цивилизации и ослабление ее духовно- нравственных устоев. Он оказался более результативным, чем другие идеологии. Неоконсервативная идеология сильнее стимулировала индивидуальные достижения, а неоконсервативная политика нашла достаточно эффективные средства решения экономических и социальных проблем. В мировоззренческом плане неоконсерватизм выступает за приоритетность
принципа свободы над принципом равенства. Равенство возможно только как
равенство возможностей, но не как равенство условий и результатов. В экономической области неоконсерватизм выступает за ограничение вмешательства государства в рыночную экономику. Государство обязано содействовать частной инициативе, а не душить ее. Это содействие возможно с помощью предоставления налоговых льгот, стимулирования частных инвестиций и предложения на рынке. Будучи противниками патронажного регулирования экономики, неоконсерваторы делают ставку на личностный фактор: личная инициатива, личная заинтересованность, личные возможности и личная ответственность - вот важнейшие и незыблемые ценности эффективно функционирующей экономики. Социальная политика неоконсерваторов тесно связана с экономической. Три основных принципа составляют суть неоконсервативной социальной доктрины: принцип солидарности, основанный на представлении о единстве труда и капитала; принцип справедливости, т.е. "справедливое распределение доходов и собственности", "справедливая заработная плата", "справедливая налоговая политика" и другие; принцип субси-диарности - помощь для содействия самопомощи и частной инициативе. В соответствии с этими принципами личности и небольшие сообщества должна сами решать свои социально-экономические проблемы, а государству передоверять только те вопросы, которые невозможно решить подобным образом. Суть социально-экономической политики неоконсерваторов заключается в создании условий, позволяющих рабочим делать сбережения, приобретать собственность, обретать финансовую самостоятельность и независимость от государственного "социального попечительства". Неоконсерваторы считают, что предоставлять социальные блага бесплатно следует действительно тем, кто в них нуждается, и сам не в состоянии себя обеспечить. Все остальные граждане должны платить за все услуги, в которых они имеют необходимость и которыми они пользуются, но получать их в том виде и такого качества, которого они желают и которое позволяет их материальный достаток. Социальное рыночное хозяйство - вот формула неоконсерваторов. В политической сфере неоконсерваторы верны старой консервативной
традиции - демократия должна быть вертикальной, элитарной. Политическая
деятельность - не привилегия и не монополия одной социальной группы, а
именно профессия, доступная каждому, но лишь при наличии у него
соответствующих способностей, призвания и специального образования. Неоконсерватизм впитал в себя принципы классического либерализма, прежде всего принцип индивидуальной свободы, но сумел увязывать их с традиционными ценностями, такими как религия, семья, закон и порядок, децентрализация и самоуправление, этнокультурное многообразие. Органическая концепция общества, которую сохранил неоконсерватизм, способствовала восприятию социума как целостности, где поведение индивидов с их страстями и эгоизмом подчинено сложившимся структурам, ценностям, традициям. Благодаря этому общество сохраняет устойчивость и обеспечивает преемственность развития, связь прошлого с будущим. Заключение В заключении реферата хотелось бы отметить, что все современные
политические идеологии, отражая конфликты социального бытия, находятся в
постоянном развитии. Идеологии приобретают новые исторические формы,
заимствуя друг у друга ценностные ориентиры, которые лучше выполняют роль
мобилизации, организации определенных социальных слоев, направляют их
социальное действие. Так либерализм становится "социалистичнее", а
социализм - "либеральнее". Консерватизм усваивает ценности либерализма. Список литературы
|
|