| |||
Реферат: Политическая система РФСодержание:
Современная теория политической системы сформировалась под
воздействием достижении в биологии, кибернетике и новых открытий в
политике. В 50-е годы стала складываться общая теория систем. Осмысление связанности всех элементов власти так или иначе было
свойственно всем временам. Однако четкое выражение этого осознания
произошло в XX в. Первое осмысление проблемы системности политической
власти связано с авторами классической теории элиты (П. Моска, В. Парето),
теории бюрократии и бюрократизации (М. Вебер, Р. Михельс) и теорией замены
старой власти новой (В. Ленин). Власть виделась как соединение воли Современное понимание политической системы, куда более широкое и
глубокое, является итогом преодоления ограниченности субстанционального
подхода к власти. При таком подходе власть анализируется как сила или
капитал, отчужденные от человека, но которыми можно выгодно пользоваться. Изучение политической системы не сводится к исследованию только внутренних механизмов властеотношений. Выделяется среда ее обитания: внутренняя, или “своя”, и внешняя, международная, “чужая”. К своей среде относятся Другие подсистемы общества: экономическая, социальная, культурная, демографическая, а также географическая среда, сложившаяся биосфера и система личности. Без знания этой среды анализ политической системы может быть только формальным. В России влияние избирателя на власть — явление, скорее, исключительное, чем типичное, поведение же избирателя не отличается ни жесткой прагматичностью, ни закономерностью. Поэтому в России при демократических выборах возможно огромное влияние эмоционального начала, настроений. Одновременно при любой власти велико пространство безвластия, слабости контроля, неисполняемости, беспредела. И. Ильин искал истоки русской державности в материальных условиях бытия России—в географических и природных факторах. Россия виделась им как единый живой организм. Русский народ рос на равнине, которая имеет только условное деление и отовсюду открыта. Никогда не было ограждающих рубежей, и страна издревле была проходным двором. Через нее “валили” переселяющиеся народы. Россия не могла опираться на естественные границы. Русские стояли перед выбором: или погибать от вечных набегов, или “замирить равнину оружием и осваивать ее”. Тезис Ильина об органичности сильного военизированного государства противостоит мифу о русском империализме, под гнетом которого народы страдали и против которого они боролись. Для понимания огромной роли социальной среды в функционировании
политической системы обратимся к одной из тем современных политических
споров в России — перспективе восстановления монархии. Эти споры с точки
зрения политологической не имеют под собой фундаментальных предпосылок. В. Разрушение самодержавия совпало с распространением мифологемы, что у нас два наследства, две России, две культуры. Во-вторых, русское самодержавие существовало как православная государственность. И восстановление русского монархизма—проблема всеобщности православной религиозности. Уже поэтому монархизм в России не более реален, чем возрождение православия как основы жизни всего русского народа. В-третьих, монархизм в России существовал только как русская государственная власть, способная учесть культурные особенности не русских народов, не мешать им и не навязывать во всем единого порядка. Но прежде всего русская власть. Обрусевшие этнически иерусские находили свое место в русской культуре и политической системе. В наши дни подъема и обострения этнического самосознания многих малых
народов России возрождение монархизма означало бы или исключение их из
политической жизни или признание ими над собой власти “белого русского
царя” с политическим отделением от монархической системы, со своим
устройством (президентским или парламентским). Нереальность таких изменений
очевидна. Слишком далеко интеллектуально, этнически, социально ушла
полиэтническая Россия, чтобы возрождать основные условия монархизма. Монархизм зижделся на представлении о государстве с обязательным
живым воплощением, символом-монархом. В. Ключевский так оценивал результаты
прекращения в русском государстве династии Рюриковичей: “Государство
оказалось ничьим, люди растерялись, перестали 'понимать, что они такое и
где находятся, пришли в брожение, в состояние анархии. Они даже как будто
почувствовали себя анархистами поневоле, по какой-то обязанности,
печальной, но неизбежной: поскольку некому стало повиноваться—стало быть,
надо бунтовать”. Для действительного монархиста избранники народа
отвратительны, а избранный царь неприемлем. Россия давно потеряла династию. Внешние системы постоянно влияют на политическую систему. Особенно сильно влияние тех из них, которые показали свое превосходство в материальном преуспевании. Мощный импульс развития русской государственности в Новое время символизирован в ПетреI. Сознание отставания страны обострило в нем традиционное чувство обделенности России выходами в мир. Препятствия к ним идентифицировались с врагом русского государства. В итоге сформировалось русское державное сознание и державная политика. В его основе было понимание необходимости создания державы, то есть сильного государства, и единства народа и монарха, триединства Веры, Царя, Отечества. Некоторыми внешними чертами русский политический синтез схож с имперством. И в отдельные периоды истории, в отдельных проявлениях русская державность перерастала в русский империализм. Однако главным в русской государственности была все же державность, а не империализм. Функционирование политической системы испытывает влияние не только
социоэкономических, социокультурных, но и географических факторов. Характер
границ и масштабы территории, запасы природных ресурсов и количество земли,
пригодной для аграрных целей, климат и масса населения — все это факторы,
влияющие на особенности и политического сообщества, и политической системы. Россия не бедна природными ресурсами. С одной стороны, благодаря
этому здесь долгое время была возможна политика, относительно свободная от
международной рыночной конъюнктуры. Но природные богатства оборачивались
помехой. Отделенная от Европы, не вовлеченная в ускоряющийся процесс
технологических революций, Россия позволяла себе слишком долго развиваться
по экстенсивному пути. Этому пути и соответствующей ему политике
способствовало и другое: территориальная разбросанность богатств,
необходимость освоения больших территорий. Можно высказать гипотезу, что
долгая ориентация на экстенсивность была в значительной мере предопределена географическими и социокультурными . факторами. Модернизация вдогонку,
скачками, опора на авторитарные начала — не только объяснимы, но и во
многом оправданы. Сопоставлять системы, основанные на тоталитаристских или
конституционных принципах, если и допустимо, то с большими оговорками. При
тоталитарном режиме круг целей и средств их достижения очень широк. Основные предпосылки перестройки. Термин "перестройка" появился в нашей политической лексике в 1985
году. Апрель 1985 года положил начало медленным, осторожным реформам,
направленным на частичное обновление существующей системы. Перемены,
происходившие на протяжении примерно трех последующих лет, отдаленно
напоминали ситуацию, сложившуюся в России в конце 50-х годов прошлого века. Но имелось и характерное отличие. В середине прошлого века Энгельс
писал о России следующее: "При существовавших политических условиях в
стране не была возможна никакая иная административная система, кроме
исключительно господствовавшей в ней и доведенной до предела
бюрократической системы. Чтобы заложить основы более подходящей системы, Первым конкретным шагом на пути политической реформы стали решения внеочередной двенадцатой сессии ВС СССР (одиннадцатого созыва), состоявшейся 29 ноября - 1 декабря 1988 г. Эти решения предусматривали изменение структуры высших органов власти и государственного управления страны, наделение вновь учрежденного Съезда народных депутатов и избираемого им ВС СССР реальными властными функциями, а также изменение избирательной системы, прежде всего введение выборов на альтернативной основе. 1989 год стал годом радикальных изменений, особенно в политической
структуре общества. Состоявшимся в 1989 году выборам народных депутатов Когда открылся Первый Съезд народных депутатов, многие возлагали на него свои надежды на лучшую жизнь. Но, как и многим надеждам нашего народа, им не суждено было оправдаться. Первый Съезд называют теперь "игрой в демократию". Ко Второму Съезду интерес людей уже заметно поутих. Реформа избирательной системы являлась делом необходимым, но конкретного, насущного она народу дала немного. Введение президентства. Летом-осенью 1989 года реформаторы в КПСС, не захотевшие избавиться от цепких объятий консерваторов, дали демократам возможность набрать политическую силу и влияние, позволили им представить правоцентристское единство в КПСС как стратегическую линию, а не как временный тактический маневр. Ситуация в стране требовала решительного развития курса на смешанную экономику, на создание правового государства и заключение нового союзного договора. Все это объективно работало на демократов. К зиме 1989/90 года политическая ситуация существенно изменилась. Это было несколько лет назад. Но за прошедшее с тех пор время
ситуация вновь изменилась. Сначала произошел сдвиг "влево" в расстановке
сил на политической арене. В России победу на выборах, хотя и с минимальным
перевесом, одержал блок "Демократическая Россия". Лидером парламента РСФСР
стал Б.Н.Ельцин - неординарный политик: с одной стороны, он символизирует Кризис политической системы: необходимость компромисса. Борьба на политической арене страны шла главным образом вокруг
двух пунктов (на мой взгляд эта борьба продолжается и по сей день). Первый Второй узловой момент: поскольку реформы требуют заведомо
непопулярных мер, то ответственность за их принятие и все связанные с ними
издержки возлагаются, как правило, на политических противников. Чаще всего
в роли "козла отпущения" выступал Центр. Это проявлялось, например, в ходе
политического скандала, который разразился в Верховном Совете России, когда
союзное правительство обнародовало решение о введении договорных цен на ряд
товаров (в ноябре 1990 года). А между тем это решение было согласовано и с К концу 1990 года установилась патовая ситуация: ни коммунисты- реформаторы, ни либералы уже не могли, каждые в отдельности, добиться позитивных сдвигов в экономике, политике, социальной сфере. Главное - они не могли поодиночке противостоять угрозе всеобщей анархии. Первые - потому что в значительной степени утратили поддержку народа, вторые - потому что после своих первых побед успели подрастерять многих своих приверженцев. Понимание необходимости политического компромисса наблюдалось как в одном, так и в другом лагере. Коммунисты-реформаторы (и даже коммунисты- консерваторы в лице ЦК КП РСФСР) в своих документах второй половины 1990 года призывали к гражданскому согласию, выражали готовность создать не просто блок сил "социалистической ориентации", но пойти на союз со всеми демократическими партиями и движениями. Их оппоненты, хлебнув лиха в решении практических вопросов, с которыми они столкнулись, придя к власти на местном, а кое-где и на республиканском уровне, похоже, также были внутренне готовы к сотрудничеству. Идея компромисса с частью аппарата и центром и создания сильной исполнительной власти - такой, например, лейтмотив декабрьской программной статьи Г.Х.Попова, озаглавленной не без претензии: "Что делать?". ("Огонек", 1990, NN 50,51). Идея гражданского согласия путем приостановки действия иди полного роспуска всех политических партий стала к концу 1990 года популярной и замелькала на разных флангах либерально-демократического движения. Об этом говорили и А.А.Собчак, и лидер либерально-демократической партии России В.В.Жириновский. Либералы, по всей видимости, поняли, что их время истекает, так и не начавшись. Роза политических ветров перестройки изменилась в очередной раз. Каждая политическая сила стремилась искать собственный выход из этого кризиса. Болезненнее всего на него реагировали "государственные сословия" - те слои, само существование которых было поставлено сейчас на карту. Они все энергичнее подталкивали Президента и Верховный Совет СССР к установлении, авторитарного президентского режима при номинальной советской власти. Горбачев, хотя и не без колебаний, вынужден был идти на это. Он нуждался в поддержке, но получить же ее было ниоткуда больше не мог : КПСС утратила мобилизационные способности, а с либералами сотрудничество не сложилось - сказалась инерция конфронтации. Впрочем, если бы оно и сложилось - авторитарной трансформации режима едва ли удалось избежать. Ибо либералы - во всяком случае, те из них, кто делает погоду на политическом небосклоне, рассматривали ( и рассматривают) усиление исполнительной власти, авторитарные методы перехода к рыночному хозяйству как нечто долговременное, а не как временную тактическую меру, поэтому, строго говоря, не только демократами, но и либералами они являлись разве что в кавычках. Достаточно было прочесть проект Конституции России, чтобы увидеть: тоталитарный режим предполагается заменить не всеобщей демократией, но авторитарной властью. При этом, однако, в отличие от коммунистов-реформаторов, либералы нацеливались (и нацеливаются) на изменение фундамента политической системы, на трансформацию советской власти в парламентскую республику. И все же определенный шанс предотвратить окончательную Не реформаторы и не либералы, а только демократические,
самодеятельные общественные организации трудящихся могут воспрепятствовать
замыслам консервативных сил, которые пытаются спровоцировать народный
бунт против грядущего рынка, антирыночную, тоталитарную контрреволюцию. Для раскрытия всех особенностей политических систем, соответствующих новой информационной стадии социального развития, политическая наука не имеет достаточного материала. Но некоторые элементы нового состояния политической системы проявляются. Тоталитаризм не только потерял привлекательность, но и осужден. Остается открытым вопрос: будет ли у демократии конституционализма другой политический оппонент или демократия станет основной общецивилизационной формой политической системы? В западных странах падает значение сложившихся партийных систем, но в политической жизни возрастает роль СМИ. Превращение среднего класса в основу политической жизни означает, что классовые различия потеряли свою роль, но, возможно, возрастет значение национальных и региональных различий. А это означает, что проблема типов политических систем не относится к окончательно разработанной. Список используемой литературы: 1. Международный ежегодник: политика и экономика, 1991 2. "Московский комсомолец", выборочно 1990-1991 3. "Аргументы и факты", выборочно 1990-1991 4. "Перспективы", апрель 1991 5. "Деловые люди", октябрь 1990, январь 1991 6. Материалы XVII Съезда КПСС 7. "Страницы истории советского общества", 1989 8. Н. Верт "История Советского Государства" 9. “Кентавр”, 1995, №2 |
|