| |||
Реферат: Проблемы общественного сознанияДоклад по политологии студента группы ИУ 4-42 Ефимова Алексея на тему: “Проблемы общественного сознания”. Москва 1998г. План доклада 1) Введение 2) Значение общественного сознания 3) Различие общественного сознания в различных слоях общества 4) Люди прошлого 5) Люди настоящего 6) Люди будущего 7) Резюме 8) Постскриптум Нам выпало жить в очень непростое время, помимо проблем в экономике, бардака в политике, существует еще одна проблема, по значимости не уступающая, а может быть даже превосходящая другие. Это проблема общественного сознания. Перестройка, период предшествующий ей, а главное все те события,
которые произошли после, не могли не повлиять на внутренний мир людей, а,
вместе с тем и на здоровье общества в целом. Произошло сильное расслоение
общества на слои, если раньше в нашей стране было принято говорить об
интеллигенции, рабочих, крестьянах и производных от этих понятий, типа Прежде чем переходить непосредственно к проблеме общественного сознания, я бы хотел разделить общество как минимум на три части. Первая часть – это люди, чье общественное сознание сформировалось в годы расцвета коммунистического общества и социалистического сознания. Вторая группа – люди, чье воспитание начала старая система, продолжила перестройка и демократизация страны, а закончила грубая рыночная экономика. И, наконец, третья группа – поколение, выросшее на новых идеалах, а вернее на их отсутствии. И всех этих трех групп есть свои проблемы, на которых я бы и хотел задержать Ваше внимание. Итак, первая группа, назовем их «люди прошлого», я отнюдь не хочу сказать, что они и вся их жизнь в прошлом, просто в прошлом их лучшие воспоминания о жизни в России. Итак, они обладали наиболее четкими представлениями о целях жизни, задачах, которые нужно в ней решать. Работа идеологической машины в нашем государстве была поставлена на очень высокий уровень, и эта машина сформировала определенный тип общественного сознания, она приучила людей к мысли, что главным в жизни является работа на благо государства, и в том случае, если человек будет работать и жить по правилам игры, определенным государством, то у него не будет никаких проблем, что, в общем, было недалеко от истины. Государство многое отбирало у людей, но и многое давало взамен. Оно отбирало свободу мысли и слова, свободу жить, как заблагорассудится, но давало гарантированный заработок, уверенность в завтрашнем дне, спокойствие за свою жизнь и жизнь своих детей, разумеется, в том случае, если Вы не шли против его воли. Так вот, «люди прошлого» - это те, кого вполне устраивала такая жизнь, те, кто работал за достаточную для него зарплату, и кому было по большому счету наплевать на свободу слова. Этим людям была не нужна шикарная жизнь. И что они получили сейчас, весь тот комплекс правил, моральных принципов, идей оказался выброшенным на свалку истории. Государство обмануло их, списало со счетов, поставило перед выбором: или Вы выживаете, или вообще не живете. Если добавить к этому неблагополучие детей, преступность, неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие хоть какой-нибудь идеологической модели. То можно представить, что творится внутри у «людей прошлого». Теперь вторая группа, назовем их для единообразия «людьми настоящего. Рассмотрим теперь, что получили «люди настоящего», те мечты, те
надежды, которые они связывали в период перестройки обратились в прах. И, наконец, последняя группа - «люди будущего». Они не изведали прелестей и недостатков социалистического строя, они выросли в период отсутствия общегосударственных идеалов, в то время, когда даже десять библейских истин более не стали обязательными для общества. «Люди будущего» выросли в окружении «людей прошлого и настоящего», они впитали в себя все те проблемы и горести, которые заботили родителей, бабушек, дедушек. И какой же «люди будущего» могли сделать вывод, а вывод прост: «В этой жизни ничего не дается просто так, все нужно вырывать у нее. Государству наплевать на всех, оно поддерживает лишь интересы тех, кто им управляет. В этой жизни главное – деньги. Если имеешь деньги, то можешь жить припеваючи». Однако, несмотря на огромное различие в общественном сознании у данных трех групп, есть вещи, которые их объединяют: 1) Недоверие и нелюбовь государству 2) Ненависть к власти 3) Ностальгия по прежнему величию и могуществу СССР 4) Нелюбовь к «новым русским» и «черной пене», заполнившим не только Москву, но и всю Россию 5) Ненависть к генералам, положившим стольких наших ребят в Чечне, а теперь жмущим руки их убийцам. Большая нелюбовь, если не сказать большего, к чеченцам и прибалтам. Как видно объединяет эти три группы не общая любовь, а общая ненависть. Возможно, я несколько сгустил краски, но тут сыграло роль мое текущее настроение. Сразу хотелось бы сказать, что подобное деление на группы весьма условно, и носит своей целью представить наиболее характерные аспекты жизни разных слоев общества. Резюмируя, хотел бы сказать, что общественное сознание является общим для всего общество только тогда, когда это затрагивает национальное сознание. Все вышеизложенное, является исключительно моим видением проблемы и совпадение с какими-либо литературными источниками является чистой случайностью. Эти мысли могут быть субъективными, ошибочными, далекими от реальности, но это мои мысли. |
|