| |||
Реферат: Союз России и Белоруссии. Военно-политическое значение, перспективы развитияВведение. В мае 1997 г. состоялось подписание договора об объединении Что же представляет собой с военно-политической точки зрения объединение двух государств — России и Белоруссии? Если отбросить политическую подоплеку договора, можно констатировать
следующие факты: после отмежевания Белоруссии от России в Белоруссии
осталась часть российских вооружений, в том числе уникальная система
противоракетной обороны (в бывшем СССР она прикрывала все северо-западное
направление, в т.ч. и Москву), РЛС и база связи с российскими подводными
лодками; объединение России с Белоруссией представляет собой и объединение Учитывая вышеперечисленные факты, можно с уверенностью говорить о
том, что какое-то сотрудничество России с Белоруссией просто необходимо. Экономическое состояние Белоруссии и России на период заключения договора. Разрушение белорусской экономики, начавшееся в 1992 г. еще при
правительстве Кебича, при Лукашенко продолжилось и приняло драматические
формы. Сам президент в июле 1996 г. говорил, что экономика находится в Глубокая экономическая депрессия, отбросившая страну на 116 место по уровню
платежеспособности — дальше Казахстана, Украины и Узбекистана, — имеет
объективные и субъективные причины. Объективные заключаются прежде всего в
полной зависимости от иностранных (т.е. российских) поставок энергии, цены
на которые Москва (с некоторыми послаблениями для Минска) подняла до
мирового уровня, и которые Белоруссия не в состоянии оплачивать (см. схему [pic] Схема 1. Расходы на энергоносители в Белоруссии (% от ВНП). Кроме того, Белоруссия имела специализацию «советского сборочного
цеха» и в высшей степени была включена в систему разделения труда между
республиками СССР. Как следствие, после установления таможенных границ
между странами СНГ белорусский экспорт в Россию резко сократился с более
чем 80% в 1991 г. до 53% в 1996 г., и заключенный позднее таможенный союз с В результате этих, а также иных неблагоприятных факторов можно
проследить на непрерывном ухудшении экономических показателей[1] (см. схему Еще один впечатляющий пример распада экономики — взаимные
задолженности предприятий, которые к концу 1995 г. достигли 57% ВНП. [pic] Схема 2. Основные экономические показатели Беларуси (в % от 1990 г.) Поскольку дотации промышленности и сельскому хозяйству так сильно
обременяли бюджет, что он превысил установленный международными финансовыми
организациями верхний предел, МВФ весной 1996 г. сторнировал второй транш
своей программы помощи Белоруссии на более чем $200 млн. В свою очередь, и Вместо этого Лукашенко все ставит на карту «реинтеграции с Россией» в
надежде, что Москва предоставит Белоруссии льготные тарифы на энергию и по
мере постепенного перехода к конфедерации и затем к федерации вернет Исходя из этих данных, можно говорить о том, что объединение двух государств в одно федеральное государство в настоящее время невозможно, ибо неизбежно Россия должна будет производить крупные «вливания» в белорусскую экономику для уравновешивания уровня жизни и экономического развития в обеих государствах, чего и добивается Лукашенко. Однако, если в Белоруссии будет проводиться политика реформ, приватизация (более 80% собственности государства не приватизировано), поддержка малого бизнеса, открытая демократическая политика, в скором времени Белоруссия может выйти на один уровень с Россией, что автоматически подготавливает Белоруссию к интеграции. Военно-политические аспекты объединения. С точки зрения определенных военно-политических кругов в российском руководстве объединение России с Белоруссией представляет собой адекватный ответ на запланированное расширение НАТО на восток и предоставляет в распоряжение России военно-стратегическое предполье на западе. Правда, это осложняет формирование особых отношений между Россией и НАТО: при выдвижении российских войск, возможно, с ядерными компонентами, к белорусско-польской границе под вопросом окажутся обязательства НАТО не размещать на территории стран–кандидатов на вступление ядерное оружие и иностранные войска, т.е. протест России против продвижения военной инфраструктуры НАТО на восток стал бы менее убедителен, если бы Москва продвинула свою военную инфраструктуру на запад. Для Белоруссии объединение с Россией в военно-политическом плане означает следующее: Россия берет на себя обслуживание и уничтожение оружия, находящегося на территории Беларуси; обеспечивает демонтаж и вывод российского ядерного оружия и стратегических ракетных вооружений с территории Белоруссии; Россия становится мощной силовой поддержкой в случае конфликтных ситуаций и др. У стран–непосредственных соседей Белоруссии на двустороннем уровне
растет недоверие к новому объединению. Симптоматичен в этом смысле
необычный шаг президентов Польши, Литвы и Украины — заявление от 20 ноября С военно-политической точки зрения объединение России и Белоруссии представляет собой крупный шаг вперед и оказывает сдерживающее влияние на вход европейских стран в блок НАТО. В некоторой степени это объединение сказалось на заключении договора между Россией и НАТО, касающегося неразмещении ядерного оружия и войск блока на территории стран-участниц. Перспективы развития договора об объединении. Российские политики с оптимизмом смотрят на будущее расширение союза
двух государств. Однако, по мнению большинства российских политиков, это
будет возможно лишь после введения общей денежной единицы, эмитентом
которой должна стать Россия, т.к. валюта России более стабильна и выше
уровень жизни. В будущем предполагается объединение двух государств в
единое федеративное государство. Важными факторами образования единого
федеративного государства являются единая валюта, единая банковская система
и единство в бюджетной и налоговой политике. Но из-за амбиций Лукашенко
создание единого федеративного государства в настоящее время невозможно. Сейчас прошло уже 8 месяцев после заключения договора об объединении. Полное объединение — прежде всего вопрос стратегической политики наших государств. Россия четко высказывает свою позицию в отношении объединения бывших республик СССР, и сейчас многое зависит от того, готова ли Белоруссия реально объединиться или идея объединения будет и впредь оставаться лишь средством политической игры. Заключение. В начале апреля 1997 года Лукашенко едва не удалось осуществить
переворот: лишь перед самой ратификацией был изменен текст договора между После серии напряженных переговоров либерально–демократическим силам в органах исполнительной власти, Государственной Думе и СМИ удалось буквально в последнюю минуту убедить Ельцина отказаться от полномасштабного варианта договора и взамен подписать краткий, по которому не создается наднационального органа и на Россию не взваливается дополнительное финансовое бремя. Из Устава вычеркнуты особенно те пассажи, которые придавали новому образованию наднациональный характер. Такой обратный ход был, без сомнения, облегчен тем, что содержание договора однозначно противоречило ельцинскому пониманию интеграции, в соответствии с которым задача России — интегрировать вокруг себя страны «ближнего зарубежья», а не отказываться самой от части своего суверенитета. Подписанный в мае договор также оказался далеко не столь радикальным, как предполагалось ранее. Представители либерально–демократического течения в политической
элите России, как и большинство антилукашенковской оппозиции в Минске, ни в
коей мере не являются противниками объединения двух славянских государств Успех либерально–демократических сил в российской исполнительной
власти представляет собой лишь промежуточный результат. Российскому
руководству еще долго придется преодолевать последствия того, что в ноябре С точки зрения Запада политика долгосрочного объединения России и
1. Тиммерманн Х. На пути к авторитаризму? Мировая экономика и международные отношения. 1997 г., №7. с. 82–94. Морозов П. Политические грабли. Аргументы и факты, 41 (866), 1997 г., с. Виркунен В. Чем «грозит» союз? Аргументы и факты, 22 (867), 1997 г., с. 5. Угланов А. Союз умер, да здравствует Союз! Аргументы и факты, 22 (867), -----------------------
|
|