| |||
Реферат: Антимонопольное законодательство Российской ФедерацииОглавление Введение 3 Введение Конкуренция стимулирует технический прогресс, способствует развитию экономики, продвижению отечественных товаров на мировой рынок. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое. Антимонопольное законодательство - комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции. Монополии существуют во всем мире. Своеобразной монополией в бывшем Советской экономике была свойственна непропорционально высокая доля
крупных и крупнейших предприятий и чрезвычайно малая доля мелких и средних
по сравнению с развитыми странами. В СССР в 1987 г. на одно промышленное
предприятие приходилось в среднем 813 рабочих мест, в Венгрии - 186, в Особенности российского монополизма Монополистическая деятельность в РФ – это противоречащие антимонопольному законодательству действия или бездействие хозяйствующих субъектов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю. Предприятие признается монополистом, если занимает господствующее Доминирующим считается положение предприятия, если его доля на рынке
определенного товара не менее 65%. Из этого правила есть исключения: Если же доля предприятия на рынке определенного товара не превышает Антимонопольная политика РФ Антимонопольное законодательство включает в себя законы Федерации" от 3 июля 1991 г., Сегодня, спустя восемь лет после начала рыночных реформ, антимонопольное законодательство необходимо совершенствовать, преимущественно на основе обобщения правоприменительной практики. Предстоит так обновить правовую базу, чтобы она позволяла надежнее пресекать злоупотребления рыночной властью, ущемление интересов хозяйствующих субъектов, применять штрафные санкции к юридическим и физическим лицам, включая должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления, лучше регулировать безопасность и качество товаров и услуг. Нужен закон "О защите конкуренции в сфере финансовых услуг". Для реализации антимонопольной политики, поддержки рыночных структур и предпринимательства, государственного регулирования тарифов в сфере естественных монополий, пресечения монополизма на товарных рынках, создания условий для здоровой конкуренции был создан Государственный комитет по антимонопольной политике, имеющий территориальные управления. Позднее его преобразовали в Государственный антимонопольный комитет (ГАК). Следует признать, что ему не удалось достичь ощутимых успехов в создании полноценной конкурентной среды. В 1999 г. на его базе создано Министерство по антимонопольной политике
и поддержке предпринимательства (МАП). В него вошли также Федеральная
служба России по регулированию естественных монополий на транспорте Специалисты называют несколько причин этого: во-первых, приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия; во-вторых, принудительная реорганизация (реструктуризация) предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов; в-третьих, малый бизнес так и не получил должного развития. Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для испытания венчурных технологических и экономических проектов. У него больше возможностей маневрировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам фирмы и заинтересованность в ее успехе. Даже в условиях повышенного риска малые предприятия охотно берутся за новации, которые они затем могут передать на тиражирование промышленным гигантам. Как показывает зарубежный опыт, чем выше доля малых предприятий в общем числе хозяйствующих субъектов и численности занятых, тем меньше безработица и выше конкуренция. Однако сегодня темпы роста числа этих предприятий замедлились, занимаются они в основном торговлей и посреднической деятельностью. Для развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты и льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, технопарков, бизнесинкубаторов, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, а также вовлечение малых предприятий в новые сферы деятельности, международные программы сотрудничества. Пока же все это остается благим пожеланием из-за скудости госбюджета, недостатка политической воли у властей, противодействия чиновников, настроенных против рыночных реформ. Для демонополизации экономики и развития конкуренции специалисты
предлагают: Методы антимонопольной политики а) Ограничительные меры Они предусмотрены законом "О конкуренции" и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции. Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичным (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства. Например, Самарское территориальное управление ГАК рассмотрело дело о
нарушении закона "О конкуренции" акционерным обществом "Связьинформ". Его
филиал - Самарская городская телефонная сеть потребовала с абонентов плату
за переключение их телефонов на новую электронную АТС. Но согласно Довольно часто встречаются такие нарушения, как навязывание контрагенту невыгодных условий договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше трети предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги. Закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие
цены, изымать товар из обращения с тем, чтобы создавать или поддерживать
дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора,
невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в
договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное
положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на
рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента
отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями Монопольно высокая цена: ее устанавливает доминирующий на рынке данного товара хозяйствующий субъект (производитель), чтобы компенсировать необоснованные затраты, вызванные недоиспользованием производственных мощностей, и (или) получить дополнительную прибыль за счет снижения качества товара. Монопольно низкая цена: цена приобретаемого товара, установленная доминирующим на рынке данного товара покупателем с целью получить дополнительную прибыль и (или) компенсировать за счет продавца свои необоснованные затраты; цена, сознательно установленная доминирующим на рынке данного товара продавцом на уровне, приносящем убытки от продажи, для того чтобы вытеснить конкурентов с рынка. Наиболее стабильно действует запрет на установление монопольных цен, хотя и здесь немало проблем. В частности, "Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен" от 21 апреля 1994 г. предлагают одновременно использовать концепцию ограничения прибыли и концепцию сравнения рынка. Применение первой концепции осложняется тем, что производственные затраты необходимо устанавливать с учетом того, что производственные мощности могут быть исчерпаны. Но при общем спаде производства в России это нереально. Так же нереально выяснить действительную себестоимость, прибыль и рентабельность предприятия в условиях господства бартера и "черного нала". Поэтому предпочтительной оказывается концепция сравнения рынков, в рамках которой антимонопольному ведомству не нужно проверять производственные показатели предприятия-монополиста, достаточно на основе внешних факторов выявить монопольно высокие или монопольно низкие цены. Сейчас в России чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией - монопольно низкие, иногда даже демпинговые. Российский монополизм проявляет свое антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря перекрестному субсидированию за счет прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные группы. Среди ограничивающих конкуренцию следует выделить, во-первых, соглашения, которые препятствуют доступу других предприятий на рынок; во- вторых, отказы от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями; в-третьих, соглашения по разделу рынка по территориальному признаку или ассортименту реализуемой продукции, по кругу продавцов или покупателей; в-четвертых, ценовые соглашения. б) Контроль за усилением экономической концентрации. Наряду с запретами на заключение вредных для конкуренции соглашений и
на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением
конкуренции применяется контроль за экономической концентрацией. Она
возникает: Предварительно контролируются, во-первых, создание, слияние и
присоединение коммерческих организаций, объединений, союзов и ассоциаций,
если их активы превышают 100 тыс. МРОТ; во-вторых, ликвидация и разделение Кроме этого, предварительное согласие требуется, когда: лицо (группа лиц) приобретает акции (доли) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, если оно (она) получает право распоряжаться более чем 20% таких акций. Это требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании; одно предприятие (группа лиц) получает в собственность или пользование основные производственные средства либо нематериальные активы другого предприятия и балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10% балансовой стоимости этих средств и активов предприятия, отчуждающего имущество; лицо (группа лиц) приобретает права, позволяющие определять условия ведения предпринимательской деятельности предприятия или функции его исполнительного органа. В этих трех случаях предварительное согласие нужно, если суммарная
балансовая стоимость активов лиц, участвующих в сделках, превышает 100 тыс. При создании нового хозяйствующего субъекта учредители освобождены от предварительного контроля, однако они должны уведомить антимонопольный орган о создании предприятия в 15-дневный срок после регистрации. В случае, если создание новой фирмы ведет к ограничению конкуренции, МАП может потребовать от учредителей восстановить первоначальные условия. Если же они опасаются антиконкурентных последствий своих действий, то могут обратиться в МАП до регистрации и получить соответствующее заключение. Новое для российского антимонопольного законодательства понятие Российское антимонопольное законодательство не разрешает действия или сделки, в результате которых возможно установление или расширение рыночной власти коммерческой организации, если негативные антиконкурентные последствия не компенсируются повышением ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Поэтому контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмами. Создание, слияние, присоединение или ликвидация коммерческих
организаций и приобретение акций нередко проходят с нарушением
антимонопольного законодательства. Например, администрация Кировской
области создала унитарное государственное предприятие "Кировфармация",
включив в него ранее самостоятельные аптеки, магазины "Оптика",
фармацевтическую фабрику, аптечную базу и контрольно-аналитическую
лабораторию. "Кировфармация" была наделена функциями государственного
управления, контроля и надзора за деятельностью аптечных учреждений
независимо от их форм собственности. ГАК усмотрел в этом нарушение закона В целом контрольная деятельность антимонопольного ведомства пока
недостаточно эффективна. Оно не привлекает отраслевые министерства к
проведению конкурентной политики в отраслях, не имеет следственных
полномочий (в отличие, например, от японской Комиссии по добросовестной
торговле), ему трудно получать требуемые сведения. Соглашение между ГАК и в) Запрет на недобросовестную конкуренцию. Под ней понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации. Речь идет о распространении ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб, введении потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств и качества товара, а также о некорректном сравнении собственного товара с аналогичной продукцией конкурентов. К недобросовестной конкуренции также относится получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия владельца. Растет интерес предпринимателей к защите деловой репутации предприятия
и правовой охране товарных знаков от их незаконного использования. Так,
швейцарская фармацевтическая компания "Мерк, Шарп и Доум Идеа" обратилась в Запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию. Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных органов власти в деятельность предприятий. Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан. Однако власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления допускают многочисленные нарушения, в частности необоснованно предоставляют льготы, ограничивают создание предприятий, вводят запреты на их деятельность, продажу или покупку товаров, указывают на приоритетность некоторых договоров, произвольно устанавливают размеры регистрационного сбора, препятствуют выходу на рынок товаров и услуг "иногородних" предприятий и т.п. Например, Ассоциация пользователей услуг транспорта обратилась в ГАК с заявлением о нарушении закона "О конкуренции" со стороны МПС, которое обязало собственников грузовых вагонов, не относящихся к парку МПС, приобретать новые узлы для ремонта вагонов за счет собственных средств, несмотря на единые правила планового ремонта подвижного состава для всех предприятий и организаций независимо от отраслевой принадлежности и форм собственности. Это решение МПС, создавшее дискриминирующие условия для предприятий, имевших собственный вагонный парк, было отменено. Подобные действия органов власти имеют экономическую подоплеку, желание угодить "своим" предприятиям или тем, кто обещает финансовую поддержку на выборах. Между тем законодательство запрещает должностным лицам государственной власти и управления, во-первых, заниматься предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия; во-вторых, самостоятельно или через представителей голосовать посредством принадлежащих им акций (вкладов, паев, долей) на общих собраниях акционеров; в-третьих, совмещать функции органов исполнительной власти и местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделять их функциями и правами этих органов. Кроме того, не разрешается создавать министерства, госкомитеты и т.п. для монополизации производства или реализации товаров, а также наделять уже существующие органы полномочиями, способными ограничить конкуренцию. Поэтому решения исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и ликвидации предприятий или предоставления льгот должны согласовываться с антимонопольным ведомством. Реестр как инструмент антимонопольного контроля. По результатам анализа состояния товарного рынка и доли предприятий на
нем (более или менее 35%) они включаются либо исключаются из
государственного реестра. Делает это МАП, если речь идет о российском рынке
в целом, или его территориальные управления в случае региональных рынков. В реестр обязательно попадают предприятия, являющиеся единственными
производителями в России отдельных видов продукции. В него включены,
например, Брянский машиностроительный завод (вагоны изотермические), Количество включенных в реестр предприятий зависит от границ товарного рынка, на котором определяется их доля. Чем детальнее рассматривается номенклатура продукции, тем больше предприятий может быть включено в реестр. Антимонопольные органы выявляют предприятия, имеющие значительную долю лишь в производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей и социально значимой продукции. Но внесение предприятия в реестр еще не говорит о том, что оно является монополистом и к нему следует применить ограничительные меры - скажем, по ценам, ибо само наличие крупных предприятий не означает, что они злоупотребляют своим доминирующим положением. Более того, их монополистическая деятельность невозможна, если на рынке ограничен платежеспособный спрос или ресурсы для развития производства. Монопольное поведение предприятия и меры по пресечению злоупотреблений доминирующим положением строго регламентированы статьями 5-8 закона "О конкуренции", причем расширительное применение термина "монополист" не допускается. Типы товарных рынков и естественная монополия Все товарные рынки можно, с оговорками, разделить на три типа: с развитой конкуренцией - рынки основных видов продовольствия, зерна, растительного масла, а также рынки транспортного, строительного и машиностроительного комплексов; олигополистические с небольшим числом производителей - рынки отдельных товаров длительного пользования (автомобили, компьютеры, бытовая техника). Они особенно трудно поддаются демонополизации, потому что при формальном отсутствии доминирования какого-либо из производителей создаются благоприятные возможности для монополистического сговора, который юридически доказать довольно сложно; монополизированные, в том числе рынки естественных монополий. Структура товарных рынков, характер и уровень монополизации экономики меняются в результате приватизации, либерализации цен, открытия внутреннего рынка для международной конкуренции, банкротства и санации убыточных предприятий, регулирования естественных монополий. Естественная монополия - компания, чье производство транспортировка) из-за естественных технологических особенностей всегда прибыльнее, чем аналогичное производство двух или более фирм. Например, компания, построившая одну мощную ЛЭП, будет нести меньшие затраты, чем две, протянувшие конкурирующие линии. Единственная платная дорога к какому-нибудь населенному пункту
позволяет ее владельцам получать монопольную прибыль от сборов за проезд. В России к естественным монополиям относят прежде всего РАО "ЕЭС Интеграционные процессы в свете антимонопольного законодательства Интеграция - это, прежде всего, объединение и более эффективное использование имеющихся на данной конкретной территории земельных, материальных и трудовых ресурсов. Без сомнения, для того чтобы воплотить идею интеграции в жизнь, необходимо руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации. Остановимся только на одной из отраслей права, а именно антимонопольном законодательстве, требования которого необходимо соблюдать при осуществлении интеграционных процессов. Интеграционные объединения - это, как правило, новые юридические лица,
создаваемые другими юридическими и физическими лицами. В соответствии с Уведомление, поданное в Антимонопольные органы, должно соответствовать требованиям, установленным законодательством, к нему должен быть приложен пакет необходимых документов, предусмотренных Приказом МАП РФ № 276 от 13 августа 1999 года. Процесс интеграции происходит не только путем создания новых юридических лиц, он может происходить также путем продажи акций, долей с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества или получением в собственность или пользование одним хозяйствующим субъектом основных производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта. При совершении указанных сделок необходимо также соблюдать требования антимонопольного законодательства. В соответствии со ст. 18 Закона РФ «О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках» необходимо получить
предварительное согласие Антимонопольного органа на основании ходатайства,
если осуществляется приобретение лицом (группой лиц) акций (долей) с правом
голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо Нарушение требований антимонопольного законодательства является основанием для гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности. Библиографический список 1. Камаев В.Д. и др. Учебник по основам экономической теории (экономика). – М.: Владос, 1994. – 386 с. 2. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.:Юристъ, 2002. – 896 с. 3. Самуэльсон П.А. Нордхаус В.Д. Экономика/Пер. с англ., М., 1997. |
|