| |||
Реферат: Вооруженные силы Республики УзбекистанВооруженные силы Республики Узбекистан Военная безопасность Узбекистана до 1999 года понималась как обеспечение защиты страны от внешней агрессии. В настоящее время на первый план вышли так называемые «новые измерения безопасности» (политический экстремизм, терроризм, организованная преступность транснационального характера, нелегальная торговля оружием и наркотиками, миграция) Изменение восприятия угроз и переосмысление характера современных
военных конфликтов получили отражение в официальных документах Республики Формируя военно-политический курс, Узбекистан исходит из возможности развязывания в Центральной Азии региональных, локальных войн и вооруженных конфликтов. При этом как наиболее вероятный рассматривается военный конфликт ограниченного и среднего масштаба, сопровождаемый диверсионными и террористическими формами и методами ведения борьбы. В официальных документах указывается, что Узбекистан может подвергнуться силовому давлению с использованием существующих и потенциальных конфликтов в регионе и вблизи его границ. Отмечается возможность развязывания партизанской войны с целью создания повода для внешней агрессии или же вмешательства в конфликт внерегиональных сил. При этом вероятны попытки создания очагов конфликта в нескольких стратегически важных зонах, искусственное провоцирование масштабных чрезвычайных ситуаций, в том числе трансграничных. Согласно Конституции Республики Узбекистан Верховным главнокомандующим В 2000 году в ходе реформирования Вооруженных сил Республики Узбекистан на основе Генерального штаба был образован Объединенный штаб Вооруженных сил (начальник – Т. Касымов) – единый командный орган по выработке и реализации решений в области вооруженной защиты суверенитета и территориальной целостности страны. Руководство повседневной деятельностью Вооруженных сил осуществляют руководители министерств, государственных комитетов и ведомств, имеющие в своем подчинении воинские формирования, входящие в состав Вооруженных сил. Структура и численность Армия Узбекистана сформирована на базе дивизий и полков бывшего Вооруженные силы Республики Узбекистан начали формироваться в начале 90-
х годов прошлого столетия на базе бывшего Туркестанского военного округа,
упраздненного 30 июня 1992 года в связи с распадом СССР. И хотя Узбекистан
не избежал проблем, связанных с «советским наследством», руководство
республики, ориентированное на становление Узбекистана как государства,
способного стать региональным лидером, изначально придавало большое
значение созданию национальных Вооруженных сил. Узбекистан добился
наибольшего успеха среди стран Центральной Азии в сохранении жизнеспособных По заявлениям президента И. Каримова, основным принципом строительства К числу военно-силовых и военизированных структур Узбекистана могут
быть отнесены: подразделения Министерства обороны (министр – К. Гулямов), Подразделения Министерства обороны. В настоящее время подразделения Численность Войск противовоздушной обороны и Военно-воздушных сил В ходе военной реформы Узбекистан был разделен на четыре военных особых
округа – Юго-Западный (штаб в Карши), Восточный (Фергана), Центральный Основные силы Министерства обороны локализованы в районе Ташкента и Силы специального назначения. После распада СССР Вооруженным силам Внутренние войска МВД. Численность внутренних войск МВД составляет в
настоящее время от 17 до 19 тыс. человек. Серьезную роль в обеспечении
военной безопасности играет Управление по борьбе с терроризмом МВД Подразделения Службы национальной безопасности. Служба национальной
безопасности Республики Узбекистан оценивается как достаточно эффективная. Комплектование и подготовка кадров Вооруженные силы Республики Узбекистан строятся на принципах кадровой
регулярной армии. Срок службы рядового и сержантского состава – 18 месяцев Как и в других государствах Центральной Азии, в Узбекистане комплектование Вооруженных сил осуществляется призывниками, имеющими слабое состояние здоровья, морально и физически не подготовленными к воинской службе. Падает образовательный уровень призывного контингента. Однако в численном отношении проблем с призывом нет. Отток из республики офицеров Советской армии в конце 80-х – начале 90-х
годов прошлого века создал проблему комплектования офицерских кадров Однако Узбекистан смог использовать имеющиеся на его территории учебно-
тренировочные объекты, а также создать новые учебные заведения для обучения
и подготовки национальных военных кадров. В 1995 году была образована Подготовка военных кадров осуществляется также на базах зарубежных
учебных центров и при участии иностранных специалистов. Особенно большое
участие иностранные специалисты принимают в подготовке подразделений
специального назначения. С конца 90-х годов в этих целях были приглашены
инструкторы из США. В 2000 году, в ходе создания Антитеррористического
центра СНГ, когда предполагалось, что спецслужбы и подразделения
специального назначения Узбекистана будут участвовать в его деятельности,
они проходили подготовку с участием сотрудников российского подразделения Военно-экономическое обеспечение Оборонный бюджет Республики Узбекистан формируется с учетом экономических возможностей страны и реальных потребностей и исходит из принципа соответствия уровня военно-экономического обеспечения потребностям безопасности страны в военной сфере. Расходы Республики Узбекистан на оборону постоянно возрастают и составили в 2001 году 1,8 млрд. долл. (при бюджете 207 млн. долл.), то есть 2,6 проц. ВВП. По сравнению с 2000-м расходы на оборону увеличились на 2,8 проц. На 2002 год бюджетом предусмотрены оборонные расходы в 106 млн. долл. В обеспечении военной безопасности Узбекистана существенное значение имеет фрагментарность его военно-промышленной базы и ее несоответствие потребностям обороны. Промышленные предприятия, производящие продукцию военного назначения, являлись частью различных компонентов военно- промышленного комплекса СССР, зависели от партнеров за пределами республики и не были взаимосвязаны между собой. Самостоятельно производить вооружение и военную технику в большинстве случаев они не в состоянии. В связи с этим техническая оснащенность Вооруженных сил Узбекистана находится в полной зависимости от других государств. Международное военное и военно-техническое сотрудничество Партнерские отношения в области обеспечения военной безопасности СНГ. В 1999 году Узбекистан отказался продлить свое участие в Договоре о коллективной безопасности стран–участниц СНГ, мотивируя это его неэффективностью. Специфичную позицию Узбекистан занимает в работе созданного в июне 2000 года Антитеррористического центра СНГ, предназначенного для координации взаимодействия органов государств Содружества в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Узбекистан участвует в проводимых Центром учениях (например, «Юг-Антитеррор-2001»), в то же время не принимая участия в его финансировании и в работе оперативной группы Центра в Бишкеке. Особая позиция у Узбекистана и по отношению к Координационному комитету
по вопросам ПВО при Совете министров обороны государств–участников СНГ. Из
всех коллективных структур Содружества этот орган считается наиболее
действенным. Начиная с 1995 года почти ежегодно проводятся учения и
командно-штабные тренировки сил и средств ПВО стран СНГ. В 2001-м Шанхайская организация сотрудничества. Участие в работе Шанхайской организации сотрудничества позволяет Узбекистану активизировать свою региональную политику, снять с себя обвинение в отказе от участия в коллективных системах безопасности в регионе, а также осуществлять не только маневрирование между интересами России и Китая, но и хотя бы косвенный контроль и влияние на их политику в регионе. Участие в организации сразу двух региональных держав позволяет снять риск, что форум будет проводить интересы и обеспечивать доминирование в регионе какого- нибудь внерегионального центра силы. НАТО. Сотрудничество Узбекистана с НАТО осуществляется через Программу До октября 2001 года деятельность НАТО в Узбекистане, как и в После начала военной операции США в Афганистане страны–участницы НАТО
начали подготовку ряда проектов по оказанию Узбекистану помощи в военно-
технической сфере. Основное внимание при этом уделяется борьбе с
терроризмом и распространением наркотиков, подготовке подразделений сил
специальных операций, поисково-разведывательных и горных подразделений. В
марте 2002 года был подписан Меморандум о военном и военно-техническом
сотрудничестве с Турцией, в июне – Соглашение о военном сотрудничестве с Россия. До 1999 года отношения между двумя государствами во многом
определялись процессами внутри СНГ и их позицией по вопросам урегулирования
в Таджикистане. Ташкент достаточно жестко реагировал на любое усиление
позиций России в этой стране. Однако активизация в 1999–2000 годах действий
незаконных вооруженных формирований на границах между Киргизией, Ташкент не ставит под сомнение необходимость развития отношений с В феврале 1999 года Узбекистан принял решение о выходе из Договора о коллективной безопасности стран–участниц СНГ, однако уже осенью, после визита В. Путина в Ташкент, с Россией был подписан Договор о дальнейшем углублении всестороннего сотрудничества в военной и военно-технической областях. Летом 2000-го, на саммите глав государств–участников СНГ президент В марте 2001 года между Москвой и Ташкентом были достигнуты
договоренности о поставках из России артиллерийских систем, вертолетов (в
том числе – Ка-50-2 «Черная акула»), средств ПВО и боеприпасов. Была также
достигнута договоренность об увеличении квоты Узбекистана в российских
военных вузах, особенно в летных училищах и академиях. А во время визита в Что произошло в отношениях между Москвой и Ташкентом после 11 сентября, хорошо известно и в дополнительных комментариях не нуждается. Помимо политических сложностей, в отношениях России и Узбекистана
имеются и сложности технические. Например, задерживается реализация
совместного производства военно-транспортных самолетов Ил-76МФ на базе США. В соответствии с программой международного военного образования и
подготовки в 1995–2000 годах в США обучались 150 офицеров узбекской армии. На тот период США не были готовы выступить в Центральной Азии в качестве гаранта безопасности, так как рассматривали регион в лучшем случае как объект второстепенного интереса, производного от более широкого понимания безопасности, связанного с Россией, Китаем, Южной Азией и совокупностью глобальных проблем, таких как терроризм, распространение оружия массового поражения и наркотики. Ситуация изменилась после начала военной операции в Афганистане 7
октября 2001 года. Президент И. Каримов одним из первых поддержал действия 7 октября Узбекистан и США подписали соглашение о предоставлении
последним воздушного пространства Узбекистана, а также необходимой
инфраструктуры одного из аэродромов. Соглашение не определяло сроки
военного присутствия США и касалось использования авиабазы только в рамках
антитеррористической операции в Афганистане. При этом было заявлено, что «с
территории Узбекистана не допускается осуществление боевых наземных
операций против Афганистана», а также «не разрешается осуществление бомбово-
штурмовых операций». Было определено, что боевые самолеты могут
осуществлять посадку на аэродромах Узбекистана («Ханабад», «Кокайды» и В соответствии с Соглашением вооруженным силам США была передана авиабаза «Ханабад», которая используется в гуманитарных целях, а также для поисково-спасательных операций и разведывательной деятельности. По словам президента И. Каримова, на базе дислоцируется около 1,5 тысячи военнослужащих США. По данным Международного института стратегических исследований – около 1200 (в рамках операции Enduring Freedom). Предполагается, что на авиабазе дислоцируются отряды 720-й тактической
группы Командования сил специальных операций ВВС США, подразделения 10-й
горной дивизии, военнослужащие которой участвовали в учениях «Центразбат- В обмен на американское присутствие в Узбекистане США предоставляют Помимо операции в Афганистане, США продолжают уделять внимание вопросам нераспространения. Так, в октябре 2001 года между США и Узбекистаном было подписано соглашение, по которому американцы обязались уничтожить биологическое оружие, захороненное на острове Возрождения в Аральском море. В марте 2002 года в ходе визита президента И. Каримова в США были подписаны американо-узбекская Декларация о стратегическом партнерстве и сотрудничестве в политической, экономической и юридической областях, а также в сфере безопасности и Соглашение о сотрудничестве в нераспространении ядерных технологий. Однако для самого Узбекистана наиболее важным является вопрос,
останутся ли войска США в Узбекистане, и если останутся, то как долго? Будни узбекской армии словами Министра обороны Гуломова
Глава Узбекистана не устает говорить о мощной, высокоорганизованной и профессионально подготовленной узбекской армии, в которой, благодаря проводимым реформам, должна сократиться численность личного состава, повыситься мобильность и боеспособность частей, их оснащенность современным оружием и техникой. Так, выступая в парламенте в конце августа 2002 года, Ислам Каримов подчеркнул, что сегодня в армии "повысилась боеспособность. Вместо прежних крупных подразделений созданы взводы, группы и бригады, способные оперативно действовать в любой - даже самой сложной - обстановке". По его мнению, страна должна гордиться уровнем профессиональной подготовки солдат и офицеров армии Узбекистана. В то же время, как сообщил источник, присутствовавший на состоявшемся недавно закрытом заседании Совета национальной безопасности, министр обороны Узбекистана Кадыр Гуломов подверг резкой критике боеспособность и состояние воинской дисциплины в узбекской армии. "Боевая подготовка в войсках не отвечает требованиям времени. Личный состав не обучен и зачастую не знает элементарных вещей", - сказал он.
Еще одним свидетельством плачевного состояния дел в Вооруженных силах В январе 2000 года на заводе "Ташцветмет" при разгрузке машины с цветным
металлом произошел взрыв. Оказалось, что вместе с цветным металлическим
ломом в машину были погружены боевые донные бомбы АТК-ЭБ, а также патроны
от авиационной пушки ГШ -30. На протяжении последних двух лет на заводе На неогороженных и необозначенных предупредительными знаками полигонах По словам министра обороны Гуломова, причиной всех бед в узбекской армии являются "вопиющая неисполнительность и безответственность со стороны командиров и начальников всех уровней". На совещании Совета национальной безопасности, прошедшем в августе, военными экспертами было отмечено, что в этом году в армии заметно возросло количество правонарушений - 30 против 12-ти за аналогичный период прошлого года. Наиболее частыми являются правонарушения, совершаемые "на почве злоупотребления властью" и связанные с хищениями. Эксперты подтверждают, что в войсках не прекращаются факты хищения военного и государственного имущества, о чем свидетельствуют материалы военной прокуратуры. Так, в одной из частей центрального военного округа были выявлены факты хищения химических веществ, обмундирования и бытовых принадлежностей на сумму свыше 7-ми миллионов узбекских сумов (около 7 тысяч долларов США). За последние 20 месяцев удалось возместить ущерб в размере 23-х миллионов сумов (порядка 23 тысяч долларов), нанесенный государству финансовым мошенничеством в армии. Подписанные министром обороны приказы и распоряжения, призванные способствовать оздоровлению обстановки в армии, не возымели никакого действия. Военнослужащие утверждают, что армия уже давно живет по своим собственным законам, изменить которые возможно только действенными мерами, а не изданием новых приказов. Судьба подобных документов - быть сданными в архив после того, как их зачитают солдатам и офицерам. Гражданское население о них, равно как и о тех документах, в которых вскрываются факты беспорядков в армии, никогда не узнает, а руководство страны будет по-прежнему уверять узбекский народ, что его армия - самая лучшая Новый призыв. Как рассказал председатель постоянной комиссии по вопросам обороны и безопасности парламента Ахаш Турсунов, отныне рядовые солдаты и сержанты будут призываться на 12-месячную, а выпускники института - на 9-месячную воинскую службу. Выпускники военных кафедр высших учебных заведений облачатся в военную форму также на 9 месяцев. Такой Закон был принят в связи с тем, что в республике возросло число молодежи от 18 до 20 лет, годной к действительной воинской службе. Согласно новому Закону первые сроки для солдат и сержантов, прошедших воинскую службу по контракту, составляют 3 года, а для офицеров - 5 лет. На должности рядовых солдат и сержантов по контракту могут быть приняты и женщины до 30 лет. Вооруженные Силы - неотъемлемая часть общества. Реформы, проводимые в нашей стране коснулись и армии. Поэтапная
профессионализация армии, формирование ее на уровне требований времени
является одной из важных задач, стоящих перед правительством. Военная
доктрина, разработанная по инициативе Президента нашей страны, Верховного Пресс-конференция, проходившая в пресс-службе Президента Республики В большинстве стран мира происходит процесс профессионализации армии. По сведениям министра обороны, недавно в нашей армии закончился учебный год. За этот период полностью выполнены задания по военной, физической и тактической подготовке. В ходе этих мероприятий совершенствовалась моральная и физическая подготовка военнослужащих. Проведенные занятия и учебные тренировки показывают готовность Вооруженных Сил к защите Родины. В уничтожении террористических группировок, вторгшихся в этом году в некоторые приграничные районы Узбекистана, принимали активное участие и подразделения Министерства обороны. В борьбе с врагом они проявили оперативность, мужество и патриотизм. Отважные действия наших солдат и офицеров свидетельствуют о том, что они всегда готовы к защите Родины. Как сказал министр, закончился процесс передислокации некоторых частей. Министр обороны К.Гулямов, недавно побывавший в США, встретился в В вооруженных силах США хорошо поставлена работа с личным составом, его обучение. В частности, возможно использование в нашей армии достижений американцев по подготовке младшего командного состава, сказал министр обороны нашей страны. Ведь младшие командиры работают непосредственно с солдатами, хорошо осведомлены об их проблемах и делах. Армия создается как важнейшая сила, противостоящая существующим
угрозам. По словам министра обороны, при реформировании армии Узбекистана
учитываются эти особенности. В частности, сделав выводы из событий в На одной из сессий Олий Мажлиса было обращено внимание на то, что некоторые призывники оказываются непригодными к военной службе. В эти дни проходит очередной призыв в Вооруженные Силы, и этот вопрос приобретает особую актуальность. Как отметил министр обороны, во время призыва уделяется особое внимание тщательному проведению медосмотров. В частности, министерства обороны и здравоохранения разрабатывают план более тесного сотрудничества в этом направлении. Интерьвю с И.А.Каримовым после визита в США Сегодня, еще раз окинув мысленным взором состоявшиеся во время визита делегации Узбекистана в США встречи, переговоры, в ходе которых были подписаны важные документы, в целом касающиеся официального визита, можно дать объективную оценку достигнутым результатам. Хочу подчеркнуть, что, конечно, каждый визит преследует свои особые,
всегда конкретные цели. Четкие цели, которые признаются политическими
лидерами этого сильнейшего государства мира, имел и мой визит в Соединенные Она продолжалась на протяжении почти трех месяцев. За это время мы составили серьезные планы по достижению намеченных целей. Возникает естественный вопрос: добились ли мы поставленных целей или нет? Я попробую оценить итоги визита именно с политической точки зрения. Если рассматривать вопрос с этой точки зрения, то у нас есть все основания быть удовлетворенными итогами визита. На чем основана такая оценка? Во-первых, это ярко проявилось в уважении и теплоте, в той дружественной обстановке, в какой принимали представителей Узбекистана. Я считаю, что мы должны обратить особое внимание на такое отношение, дать ему высокую оценку. Если говорить об итогах визита, мне как руководителю делегации нужно, прежде всего, ответить на вопросы: как прошли намеченные встречи и будут ли выгодны Узбекистану их итоги? прибавит ли это авторитет нашей Родине? Мне хотелось бы довести до народа свое мнение по данному вопросу. Президент Соединенных Штатов Америки господин Буш принял делегацию Чтобы получить более полное представление о нашем новом визите, хочу
привести некоторые факты. Когда мы готовились к приему у Президента Джорджа Вот как объяснил причину такого уважения и почтения к нам сам господин Что касается беседы с Президентом Соединенных Штатов Америки, то,
сравнивая ее с другими встречами, могу сказать, что благодаря тщательной
подготовке мы не заметили, как прошли отведенные на нее пятьдесят минут. Теперь несколько слов о том, какие вопросы рассматривались на встрече с Во-первых, еще в самом начале беседы господин Буш высказал такое
мнение: “Мы очень высоко ценим, что Узбекистан четко выразил свое отношение
к трагическим событиям, произошедшим 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне,
без колебаний поддержав Соединенные Штаты Америки в столь напряженный,
сложный момент. Знайте и обязательно передайте вашему народу: как Президент Господин Буш очень высоко оценил нашу твердую позицию, наше
сопереживание семьям погибших и отметил, что за искреннюю поддержку Хочу продолжить эту мысль. Есть большой смысл в словах Президента США: Это очень высокая оценка нашей позиции. Значит, нам можно опираться на Еще один момент. Президент США особо интересовался проводимой нами политикой, сегодняшней ситуацией в Узбекистане, его связями с государствами, расположенными в Средней Азии, их взаимоотношениями, проблемами в экономическом развитии. Этот интерес американского Президента, его стремление узнать о положении нашей экономики, думаю, свидетельствует о внимательном отношении к нашей стране. Пользуясь моментом, я попытался многое разъяснить. Я сказал, что помощь, предоставляемая Узбекистану Соединенными Штатами Америки, будет способствовать развитию страны на протяжении двух лет, и выразил благодарность за то, что в 2002 году нам была оказана помощь в размере 160 млн долларов. Господин Буш правильно понял мое пожелание и подчеркнул, что было бы хорошо, если бы помощь на таком уровне сохранилась и в последующие годы. Он сказал, что в Правительстве США рассматриваются планы на 2003 год, и американская сторона постарается учесть поднятый мной вопрос о бюджетных расходах. Еще один вопрос, который обсуждался во время беседы, касается наших
отношений с соседними государствами. Мы обменялись мнениями и по этому
поводу. Президент США подчеркнул: "...пусть теперь и другие государства
примут во внимание то обстоятельство, что Узбекистан стал стратегическим
партнером США, и уже с учетом новых реалий строят свою политику". Меня
очень порадовали эти слова. Ибо получение такой гарантии в отношении
безопасности, неприкосновенности наших границ, сохранения мира и
спокойствия для нашего народа в сложных геополитических условиях Большое значение имеет и твердое заявление господина Буша о том, что сколько бы он ни пробыл на посту Президента, сколько бы времени его администрация ни возглавляла страну, отношение Америки к Узбекистану не изменится. Высказывание таких мнений, такие гарантии, я думаю, — прекрасное основание для того, чтобы наш народ спокойно жил и трудился. Такое ясное толкование руководителем США взаимоотношений, проблем военно-политического, экономического и культурного сотрудничества с мощной сверхдержавой — Америкой — вселяет уверенность и воодушевляет. Я много раз повторял: Узбекистану нужен мир. Считаю своим долгом предупредить некоторые политические силы, которые пытаются помешать нашему развитию, завидуют нам: знайте — мы не одиноки. Есть такое мощное государство, как США, ставшее нашим стратегическим партнером, оно будет оказывать помощь в случае грозящей нам опасности, не подпустит беду к нашему порогу. Что касается других встреч во время этой поездки, то впечатляющими были беседы с министром сельского хозяйства, министром финансов, работниками банков. Министр финансов США господин Пол О’Нил — это очень уважаемая личность, пользующаяся большим авторитетом во всем финансовом мире. Он хорошо понимает нашу обстановку. Его уважение к Узбекистану проявляется в поддержке идей всестороннего сотрудничества с нашей страной. Во взаимоотношениях с Международным валютным фондом, Японским банком, Весьма серьезной будет роль Министерства финансов Соединенных Штатов В Государственном департаменте нас очень тепло принял Государственный секретарь США Колин Пауэлл. Было подписано шесть документов. Самый важный из них — Декларация о стратегическом партнерстве и основах сотрудничества между Соединенными Штатами Америки и Узбекистаном. Этот документ будет способствовать укреплению международных связей, росту авторитета нашей страны в мировом сообществе. Ибо Декларация определяет не только связи между двумя государствами, но и способствует повышению интереса международной общественности, других развитых государств к Узбекистану, росту авторитета нашей страны. Чтобы вы глубже поняли суть вопроса, я поясню свою мысль. В сегодняшнем политическом мире не секрет: то, как поступают С министром обороны США господином Дональдом Рамсфельдом мы обсудили
вопросы дальнейшего усиления военного и военно-технического сотрудничества. Реформы в армии мы ведем уже на протяжении трех лет, и американцы
оказывают нам помощь в решении этих вопросов. Если будет нужно, Если наша молодежь, стремясь к самоутверждению, изберет своей профессией военное дело, если будет относиться к ней, как к самой престижной и почетной профессии, если в армии будут воспитываться лучшие из парней, то исполнится моя самая большая мечта об Узбекистане как о стране с великим будущим. Когда армия бывает сильной? Наряду с современным оснащением, армия сильна своими воинами, которые горячо любят свою страну, верят в свои силы и сознают, во имя чего они служат. Если каждый солдат и офицер задаст себе вопрос — для чего он служит, если будет проявлять патриотизм не на словах, а на деле, если все свои действия направит на это, если посвятит свою жизнь защите Родины, ее свободе и неприкосновенности, то такая армия и будет настоящей, современной армией. Она, бесспорно, станет настоящей школой закалки и мужества. Мы придаем большое значение школе сержантов. Ведь когда мы говорим Теперь у нас открываются новые возможности. Скоро наша армия станет совершенно иной — профессиональной. Ведь если в сержантскую школу поступают выпускники вузов, значит, они уже выбрали свою будущую профессию кадрового военного. Еще раз подчеркиваю: в нашей армии должна быть такая обстановка, чтобы юноши служили в ней с удовольствием. Мы должны создать необходимые условия для реализации их устремлений. Я не могу точно сказать, сколько потребуется для этого времени, но мы обязательно достигнем этих рубежей. Хочу назвать одну цифру. Для реализации этих реформ в армии Узбекистана
мы получили в 2002 году официальную финансовую помощь в размере 43 млн
долларов США. Кроме того, нам оказывают помощь в подготовке наших юношей в
учебных заведениях и повышении их мастерства. Очень важное значение имеет
для нас и содействие в обучении новым предметам в Академии Вооруженных Сил Вы были очевидцами и того, с каким уважением нас приняли в Американо- Когда мы посетили Конгресс США, нашу делегацию встретил председатель Конечно, уже само такое отношение воодушевило нас. Хочу рассказать о
добром отношении к Узбекистану, которое выразил принявший нас сенатор Сэм Я хочу рассказать еще об одном интересном событии. Так сложились обстоятельства, что во время нашей поездки в США работы у членов Сената оказалось очень много, а времени — мало, и поэтому они намеревались приходить к нам на беседу по одному, в свободное время. Это не понравилось господину Браунбэку. Он заявил: “Я должен рассказать о Вас, о Вашем прибытии в Сенат, познакомить Вас с сенаторами”, — с этими словами он повел меня наверх. В Большом зале за большим столом сидели человек 60—70 и вели деловые
переговоры даже во время обеда. Улучив момент, господин Браунбэк обратился
к ним: “Простите, я отниму у вас немного времени. Я хочу представить вам
прибывшего сегодня к нам в гости Президента Узбекистана”. Не успел он
договорить, как все встали со своих мест, приветствуя нас аплодисментами. Как мне хотелось, чтобы наш народ услышал раздавшиеся здесь аплодисменты авторитетных деятелей Америки в честь Узбекистана! Ведь такие моменты в истории бывают нечасто. Еще раз повторяю: если бы живущие вдалеке отсюда узбекистанские труженики услышали эти приветствия, они бы возликовали. То, что все встали со своих мест, услышав, что приехал Президент Узбекистана, — одно это обстоятельство уже на многое указывает. Я думаю, это и есть прямое выражение чувства уважения к нашему народу. Я испытывал чувство гордости от того, что исполнились наши мечты, что
наши действия и старания не пропали зря. То, что узбекский народ, наш Бесспорно, как и у всякого развивающегося государства, у нас есть свои
друзья и недруги — это естественно. Я бы хотел, чтобы оказанное нам большое
уважение оценили и почувствовали и наши друзья, и те, кого я пока к друзьям
отнести не могу. Ведь не всем выражают такое признание. Я был счастлив —
ведь такой прием является ярким свидетельством глубокого уважения к Обратите внимание на такой момент. Известный во всем мире
государственный и общественный деятель, бывший Госсекретарь США Генри Хочу сказать, что перед Узбекистаном стоят такие глобальные цели и задачи, как достижение экономического уровня развитых стран, стремление к процветанию, к свободе и благополучию всех граждан, стремление к высокому уровню жизни, не уступающему другим странам. Для этого нам надо жить в мире, дружбе и партнерстве с государствами, идущими по пути развития. Конечно, нельзя добиться этого за один год, трудно достичь таких вершин
даже за несколько лет. Однако есть благородная цель, есть задачи, которые
мы ставим перед собой. Десять лет назад мы встали на самостоятельный путь
развития, и на сегодняшнем этапе мы удостоены большого признания и
уважения. Я считаю, что это является признанием политики нашей страны Мы спокойно смотрим в будущее — оно светлое, и это не просто слова, а
уверенность, основанная на примерах крепнущего сотрудничества с крупнейшими
государствами мира. Наша цель — создать у себя в стране такой уровень
жизни, которого достигли сегодня самые развитые страны мира. Примером для
нас станут те страны, будь то просвещенная Европа или благополучная По телевизору мы видели, что осталось от центра Манхеттена после варварского террористического акта, совершенного 11 сентября. Мы видели гибель около четырех тысяч безвинных людей. Справа и слева от развалин висела одежда погибших, были сложены их вещи. Человек, увидевший это, конечно, поймет многое, особенно непреходящую ценность мира и человеческой жизни. Конечно, есть немало трудностей на пути, который ведет к поставленной нами цели. Мы можем столкнуться со многими противостоящими нам, противоборствующими злыми силами. Из всего сказанного и увиденного следует сделать вывод, что нам, конечно, нелегко будет добиться прогресса, к которому мы стремимся. Но посмотрите, после каких потерь и жертв Нью-Йорк вновь восстановил
свою былую славу, значит, строительство идет, жизнь продолжается. Во всех
отношениях жизнь Нью-Йорка возвращается в свое прежнее русло. Во время
встречи новый мэр Нью-Йорка господин Майкл Блумберг сказал, что деловой мир
этого мегаполиса тоже намерен внести свой весомый вклад в экономическое
сотрудничество с Узбекистаном. Когда жители Нью-Йорка, переживая черные
дни, узнали о том, что мы скорбим вместе с ними и сочувствуем родственникам
погибших, они говорили, что никогда не забудут поддержку узбекского народа
в дни скорби и боли — это мы услышали во время нашей беседы с мэром Нью- Доверие американского руководства и граждан Америки к нам большое. Рассказывая узбекистанцам о том, что мы видели во время официального
визита в Соединенные Штаты Америки, обобщая выводы, которые мы сделали,
исходя из отношения к нам во время поездки, хочу еще раз подчеркнуть, что
мы живем в очень сложный период, но будущее у нас светлое. Все действия
парламента и правительства страны направлены к одной цели — процветанию Известные события 11-го сентября 2001 года в городах США – С чем же подходят к возможно-ожидаемым событиям Армия и Вооруженные …В 1991 году, после развала Советского Союза, Узбекистан, в военном
отношении, оказался самым мощным государством в Средней Азии. В В чем же причина такого “нежелания” служить у кадровых офицеров,
имеющих за плечами огромный опыт службы? Самая первая и главная причина
это: низкая заработная плата офицеров Армии Узбекистана. Месячная зарплата
узбекского офицера в среднем составляет 35-45 долларов США. А призванные же
из запаса, т.е. те, кто не являются кадровыми офицерами, пришли
служить в Армию в большинстве своем, из-за отсутствия работы на Тяжелое материальное положение военнослужащих способствует и росту
преступности в рядах Вооруженных Сил Республики - воровству, взятничеству,
служебному подлогу. Военнослужащие, чтобы как-то облегчить свое
материальное положение, продают все, на что находится покупатель. К
примеру, в сентябре месяце 2001 года, военнослужащий одной из воинских
частей г. Ферганы своровал контейнер для наземного оборудования самолета На базарах города Коканда продают веревки и канаты выполненные из высококачественных материалов. Поинтересовавшись данным вопросом мы выяснили, что это стропы парашютов из воинских частей. Офицерами тыла открыто, большими партиями продается вещевое имущество воинских частей гражданскому населению, в то врпемя как сами военнослужащие не всегда вовремя обеспечиваются этим имуществом. Солдаты срочной службы выносят на продажу местному населению все,
что удается выкрасть: начиная с хлеба, масла, картошки из солдатской
столовой и кончая кремом для сапог. В большинстве случаев, такого
рода преступные деяния военнослужащие всех рангов совершают с
молчаливого согласия, чаще даже и по указанию командиров. Несогласные с
подобными безобразиями военнослужащие попадают под давление
командиров и начальников. Те, кто хоть как-то старается бороться с
негативными явлениями, в конце концов, уволняются “по собственному
рапорту”, но с формулировкой “по служебному несоответствию”(?!). Если они
и дальше продолжают бороться с несправедливостью и беззаконием, то в
отношении их может быть возбуждено “уголовное дело” на самом высоком
армейском уровне. Примером этого может послужить история с бывшим
военным летчиком, командиром эскадрильи тяжелых самолетов майором Аминовым Еще одной существенной причиной нежелания офицеров продолжать службу
в рядах Армии Узбекистана является неопределенность их статуса, т.е. Таких офицеров, как А.К. Далимов в Узбекистане сотни. Как правило, члены их семей, пока глава семьи не уволен и проходит службу в ВС, вынуждены жить без гражданства, не имея при этом возможности выезжать с постоянного места жительства, не говоря уже об устройстве на работу или поступления в ВУЗы… Резервисты В нашей стране более половины населения составляет молодежь. К каждому
призыву все больше парней достигает призывного возраста - от 18 до 27 лет. Служба в мобилизационном призывном резерве проходит по территориальному признаку и предусматривает внесение призывниками денежных взносов на специальный счет Министерства обороны. Постановлением Кабинета Министров их сумма определена в 25 минимальных размеров заработной платы. Эти средства в целевом порядке направляются на увеличение размеров денежного довольствия и содержания военнослужащих срочной службы, а также проведения военных сборов самих граждан, зачисленных в мобилизационный призывной резерв. Такие сборы могут проходить ежегодно. В случае возникновения чрезвычайных ситуаций или военной агрессии против нашей родины эти граждане призываются на действительную военную службу. Достигнув 27-летнего возраста, в мирное время они зачисляются в резерв. Служба в резерве установлена для военнообязанных из числа рядовых, сержантов и офицеров, уже прошедших действительную военную службу или службу в мобилизационном призывном резерве. При необходимости резервистами будут комплектоваться соединения, части и подразделения Вооруженных Сил до штатов военного времени, а также при развертывании формирований военного времени. Резервисты в составе соединений и частей могут быть использованы по боевому
предназначению. Как в военное, так и в мирное время при возникновении
угрозы вооруженной агрессии против нашего государства и его безопасности,
при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в соответствии с Указом Резервисты - это, как правило, люди, знающие и смысл ратного труда, и основы воинской специальности. Они сознательно поступают на действительную военную службу, заключая контракт с государством через министерства, госкомитеты и ведомства, где предусмотрены военные формирования. Они проходят службу на должностях рядового, сержантского и офицерского состава в течение времени, оговоренного соглашением. При этом первоначальный срок службы рядового и сержантского состава определяется в три года, для офицеров - пять лет. При поступлении абитуриента в в высшие военно-образовательные учреждения с ним заключается контракт на срок обучения с условием последующего обязательного прохождения военной службы на офицерских должностях не менее пяти лет. По его истечении контракт может быть продлен. Альтернативная служба - это исполнение всеобщей воинской обязанности вместо армейской службы по призыву. Оно связано с выполнением малоквалифицированных работ в различных отраслях экономики, социальной сферы, а также участием в в ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Такое право имеют юноши от 18 до 27 лет, только состоящие в зарегистрированных религиозных организациях, вероучение которых не допускает использование оружия и и службу в Вооруженных Силах. Для исполнения такой воинской обязанности Законом определен срок в 24 месяца, а лицам с высшим образованием - восемнадцать. Гражданам, проходящим альтернативную службу, выплачивается 80 процентов заработной платы. Они привлекаются на сборы по военной подготовке для приобретения военно-учетной специальности, не связанной с использованием оружия и принимают Военную присягу. Лица, призванную на альтернативную службу, не могут занимать руководящие или выборные должности, участвовать в предпринимательской деятельности, поступать на учебу в образовательные учреждения. Зато, уволившись со службы, вправе вернуться на прежнюю или равноценную работу, восстановиться в учебном заведении, где занимались до призыва. Досрочное увольнение с альтернативной службы может происходить в связи с изменением семейного положения, которое дает право на отсрочку или освобождение от призыва на срочную военную службу или службу в мобилизационном призыве. Решением районной призывной комиссии отсрочка может быть предоставлена по семейным обстоятельствам, состоянию здоровья, для продолжения образования до окончания средней школы, академического лицея или профессионального колледжа, а также вуза по очной форме обучения. По семейным обстоятельствам отсрочка предоставляется сыну нетрудоспособных родителей, если у них нет другого несовершеннолетнего сына, обязанного их содержать; сыну одиноких трудоспособных матери и отца с двумя или более детьми в возрасте от 16 лет, если кроме нет несовершеннолетнего трудоспособного сына, обязанного их содержать. Отсрочка предоставляется гражданину, если его родной брат проходит срочную армейскую службу, а также отцу двух или более детей или несовершеннолетнего ребенка, воспитываемого без матери, призывнику, имеющему жену-инвалида первой или второй групп. В мирное время вовсе освобождают от службы всех, признанных негодными для ее прохождения по состоянию здоровья. Не призываются граждане, если их ближайший родственник (брат, сестра) погиб или умер в связи с прохождением военной службы. Хотя по личной просьбе эта категория призывников может стать в армейский строй. От призыва освобождаются священнослужители, имеющие духовный сан зарегистрированной религиозной организации. Не подлежат призыву граждане, привлеченные к уголовной ответственности, а также имеющие непогашенную или неснятую судимость. Современная ситуация в Азии Сегодня Узбекистан стоит перед реальной угрозой вторжения на свою
территорию со стороны Афганистана вооруженных формирований движения Талибан Для талибов, не имеющих достаточно мощного оружия, способного
остановить атаки американцев и их союзников, подрывная партизанская война
против государств, оказавающих помощь коалиции, является не только
логичной, но и единственно возможным ответом. Надеясь, что такие
ассиметричные действия приведут к необходимости США оказать военную помощь
таким государствам, талибы имеют своей целью не только запугать мировое
сообщество. Но и втянуть в широкомасштабную сухопутную операцию, где бы они
себя чувствовали весьма уверенно. С одной стороны, Узбекистан
небезосновательно надеется на помощь американской военной машины ведь и его
вклад в антитеррористическую кампанию сегодня наиболее весомый по сравнению
с другими государствами бывшего СССР, согласившимися в лучшеми случае
предоставить воздушный коридор для союзников. Кроме того, несмотря на
развивающуюся дружбу Киева и Ташкента, а также присоединение последнего к Все же прямая военная помощь со стороны Киева представляется
маловероятной. Напомним, именно Украина в 2000 г. пошла на попятную с
созданием миротворческого батальона в составе ГУУАМ, хотя в конце 1999 г.
об этом шаге заявлялось как уже о принятом решении. Что касается военно-
технических проблем Ташкента, то их более чем достаточно. Военные эксперты
считают, что частые ЧП и катастрофы в узбекской армии связаны не столько с
просчетами генералов-руководителей, сколько обусловлены изношенностью
боевой техники и невысоким уровнем подготовки военных специалистов. Уже в октябре прошлого года госкомпания "Укрспецэкспорт" заключила три
контракта с узбекской стороной на поставку различного военного имущества. То есть, мосты с Ташкентом были налажены своевременно. Теперь Киев
сказал свое новое слово. Хотя Украина не готова менять свои экономические
интересы на жизни солдат, и дружба цвета хаки с Узбекистаном, кстати,
официально названным стратегическим партнером Украины, может развиться. ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ В УЗБЕКИСТАНЕ Создание объединенного штаба ВС РУ - конкретный шаг в деле повышения эффективности использования средств, выделяемых на оборону страны Узбекистан первым из всех республик бывшего СССР возвратился к некоторым принципам советской модели управления Вооруженными силами. Это выражается в том, что, как и во времена Советского Союза, все силовые структуры страны объединены единым командованием. Президентским указом создан Объединенный штаб вооруженных сил республики. Что это дает? Во-первых, все силовые структуры страны управляются теперь из одного центра. Значит эффективность их применения возрастает. Во-вторых, увеличивается качество боевой учебы и подготовки военных кадров, поскольку действуют единые и согласованные с другими силовыми ведомствами учебные планы. В-третьих, удешевляется тыловое, медицинское и другое обеспечение войск, поскольку исключается дублирование, создание параллельных снабженческих структур. В России пока всего этого нет. Хотя Генштаб тоже предлагает, чтобы в стране действовала единая система снабжения силовых структур государства и был унифицирован процесс подготовки военных кадров и медицинского обеспечения войск. На законодательном уровне пока это не решено, но в качестве эксперимента в Чечне действует именно единая система управления и обеспечения войск. Теперь дело за малым, чтобы на уровне президента утвердить такую схему на все Вооруженные Силы. Но лишь через месяц намечено очередное заседание Совбеза РФ. Будет ли СБ обсуждать вопросы интеграции силовых структур, неизвестно. Узбекистан здесь действует более динамично. В 1995-1996 гг. узбекское
руководство решило, что в особый период командующие округами становятся
руководителями всех частей и подразделений силовых структур, расположенных
на территории военного округа. Именно такие функции и выполняли летом и
осенью этого года при организации противодействия боевикам-исламистам
командующие Юго-западного особого и Восточного военных округов страны. По утверждению узбекских СМИ, "такое разграничение функций отвечает процессам демократизации и принципам построения сильного гражданского общества и призвано реализовать механизм гражданского контроля за ходом военного строительства в государстве". В том, что в Узбекистане разграничиваются функции Минобороны и Генштаба нет ничего антидемократического, крамольного, однако вряд ли можно согласиться с тем, что придание МО РУ статуса органа административного руководства армией связано с механизмом создания гражданского контроля за ходом военного строительства в государстве. Военное строительство в демократическом обществе должны обеспечивать политические институты, а не само военное ведомство. Они же должны осуществлять гражданский контроль за Минобороны и Генштабом. Концентрация же в одних руках управления всеми силовыми структурами государства, как это сделано в Узбекистане - не очень-то демократическая процедура. В демократическом обществе все силовые структуры существуют независимо и не подчинены единому командованию, поскольку такое положение создает чрезмерную корпоративность военных, что в конце концов может стимулировать возможность военного переворота. По оценкам военных экспертов, именно это обстоятельство служит главным препятствием на пути интеграции силовых структур РФ, на которой настаивает Генштаб. Его специалисты не раз заявляли о необходимости придания ГШ ВС РФ статуса не только координатора всех силовых структур страны, но и главного управленца всеми силовыми министерствами. "Такого никогда не будет" - заявил как-то президент Путин, однако, За годы постсоветского существования в стране созданы военные округа на важнейших операционных направлениях, произведена передислокация войск, налажена система координации и тесного взаимодействия всех воинских формирований и подразделений. Утверждена новая организационно-штатная структура вооруженных сил, которая, по утверждению узбекских специалистов, основана на принципах мобильности, оперативности и самодостаточности воинских подразделений. Все основные модели и механизмы новой организации, отмечают представители МО Узбекистана, были опробованы в ходе многочисленных учений, антитеррористических операций. Итоги первых двух этапов реформ позволили органично перейти к следующему - совершенствованию системы управления вооруженными силами. Как отметил новый министр обороны ВС РУ полковник Кадыр Гуламов "цель этого этапа - создание единой системы управления всеми видами и родами войск, другими воинскими формированиями, обеспечение их тесного взаимодействия и максимально эффективного использования в укреплении безопасности и территориальной целостности государства". Гуламов назначен министром 29 сентября 2000 года по указу Президента РУ Ислама Каримова. Несмотря на свое офицерское звание, он по сути чисто гражданский человек. До своего назначения в В Узбекистане заявляют, что назначение Гуламова связано с тем, что МО По данным "Независимого военного обозрения", "до распада СССР прослойка офицеров-узбеков в Советской армии была невысокой, хотя при этом доля населения Узбекистана в СССР составляла почти 10 %, а доля солдат-узбеков доходила в некоторых подразделений до 60-70 %. Проводя в 1992-1995 гг. военную реформу, руководство Узбекистана не препятствовало оттоку имеющих высокий уровень подготовки офицеров-славян из ВС страны. На их место принимались, как правило, национальные кадры - офицеры-запасники и двухгодичники, не имеющие достаточной военной культуры, а также знаний и умений". По данным "НВО", именно это обстоятельство стало главной причиной низкой дееспособности узбекских войск. За последнее время в стране произошло несколько крупных военных авиакатастроф. Последняя из них произошла в конце сентября близ населенного пункта Сарасия (Сурхандарьинская область). Здесь потерпел катастрофу вертолет Ми-8, перевозивший группу спецназа. 7 военнослужащих Минобороны и экипаж вертолета погибли. (По утверждению очевидцев, именно за это ЧП и были произведены кадровые перестановки в стране и на должность военного министра был назначен полковник Гуламов.) Отмечается, что слабая подготовленность войск стала главной причиной гибели солдат и офицеров в боях с боевиками Исламского движения Узбекистана. (В августе 2000 года в Сурхандарьинской области погибло 12 военнослужащих и 6 милиционеров.) Многие эксперты отсутствие подразделений ПВО ВС РУ на международных учениях на полигоне Ашулук (Ташкент заявил сначала, что примет в них участие) объясняют неподготовленностью узбекских специалистов. По мнению экспертов, на которых ссылается "НВО", нынешний уровень
учебного процесса в ВС РУ не позволяет в стране в должной мере готовить
высококвалифицированных специалистов ПВО и ВВС. Это можно будет сделать
только в вузах Украины или России. Соответствующие договора в республике
готовятся. Ташкент хорошо понимает необходимость военной интеграции с БЕДЫ ВОЕННОЙ РАЗВЕДКИ УЗБЕКИСТАНА Ее фактическая ликвидация оставила вооруженные силы страны без "глаз" и РАСПАД СССР, возникновение на его территории новых суверенных
государств привели и к разделу советских Вооруженных сил, в том числе
органов военной разведки (она подразделялась на оперативную и войсковую). Первоначально оперативная разведка в вооруженных силах Республики Однако по решению Совета по национальной безопасности при президенте
страны в марте 1996 г. Разведывательный центр, Узел спецсвязи, 2-й и 6-й
отделы Разведуправления были расформированы. Большую часть подготовленных
офицеров перевели в Управление разведки Службы национальной безопасности. Основная причина этой акции, как сообщили командному составу указанных
структур, состояла в том, что в их руководстве якобы находилась российская
агентура (действующая и резервная). Но часть офицеров Разведуправления и
подчиненных ему частей считают, что таким образом руководителям Службы
национальной безопасности (генерал-полковник Иноятов, генерал-майор Таким образом, в системе военной разведки ВС РУз осталась лишь
войсковая разведка. Да и ее функции значительно сократились в связи с
новыми задачами, поставленными перед вооруженными силами в соответствии с
принятыми Концепцией национальной безопасности и Оборонной доктриной Возникшая ситуация привела к значительному ослаблению военной разведки,
что явилось одной из причин внезапности вторжения террористических и
диверсионных групп Исламского движения Узбекистана (ИДУ) из Таджикистана и На базе Академии ВС РУз намечалось организовать курсы по подготовке кандидатов в аппараты военных атташе для посольств Узбекистана в иностранных государствах. Была разработана учебная программа, рассчитанная на 30 дней, определен профессорско-преподавательский состав для проведения занятий с подобранными кандидатами в звании от майора до полковника, имеющими высшие военное образование. Выдвигалось предложение о возрождении органов оперативной агентурной
разведки: организация курсов по подготовке офицеров агентурной разведки с
последующим возложением на них функций по формированию Разведывательного
центра (Ташкент) и Разведывательных пунктов (Фергана, Термез, Нукус). Здесь
же планировалось содержать резерв для внеочередного комплектования того или
иного зарубежного аппарата военных атташе и помощников военных атташе. Все эти предложения за подписью министра обороны Гулямова летом 2001 г.
были отправлены в адрес Совета по национальной безопасности при президенте
республики, где их заблокировали. На практике это означает, что фактически США ОБ АРМИЯХ СНГ и Узбекистана в часности ВАШИНГТОН. Хотя всем пяти государствам бывшей советской Средней Азии со
времени обретения независимости удалось создать собственные вооруженные
силы, они не в состоянии выполнить главную задачу - обеспечить национальную
безопасность. Такой вывод содержится в докладе, подготовленном
вашингтонским Центром стратегических и международных исследований в рамках
серии "Постсоветские перспективы". Его автор - подполковник армии США Дайэн Отсутствие "подготовленных кадров, учебных объектов, оборудования, запасных частей, промышленной базы и финансовых ресурсов" - главная причина того, что вооруженные силы республик Средней Азии развиваются медленно, говорится в докладе. Большинство этих государств "больше заинтересовано в том, чтобы сохранить то, что осталось после Советской Армии, нежели в том, чтобы создавать нечто новое"; ни в одном из них финансирование вооруженных сил не носит приоритетного характера. Немаловажную роль играет и то, что внешние границы этих стран относительно обезопасены. "У США нет жизненно важных интересов в Средней Азии, но интересам
национальной безопасности США отвечает развитие вооруженных сил государств
этого региона посредством военного обучения и подготовки, соблюдения
договорных обязательств и конверсии оборонных отраслей промышленности, -
говорится в докладе. - Нет ничего изначально порочного в том, чтобы
использовать СНГ как инструмент коллективной безопасности в Средней Азии. ... Узбекистан добился наибольшего успеха в создании жизнеспособных
вооруженных сил и в качестве такового разработал наиболее независимую
политику в области безопасности в Средней Азии. Из всех южных республик Узбекистан располагает 15-тысячной группировкой внутренних войск и
жестко подавляет политическое и религиозное инакомыслие с тех пор, как
начались проблемы в Душанбе. На ранних этапах независимости Ташкент был
решительным сторонником и союзником России, однако затем начал
дистанцироваться от Москвы. Влияние России, утерявшей статус супердержавы,
начало уменьшаться. Узбекистан отказался поддержать Москву в вопросе
расширения НАТО и начал активно участвовать в программе НАТО "Партнерство
во имя мира". Он недавно отсрочил подписание торгово-экономических
соглашений с Россией и занялся разработкой транспортных маршрутов в обход Ташкент готовится у отпору «Я прошу, передайте России, нас не надо защищать. Не надо за нас проливать кровь. Узбеки способны сами ответить ударом на удар. У нас уже сегодня самая сильная армия в Средней Азии». Из интервью президента Узбекистана Ислама Каримова корреспонденту московского радио в июне 2000 года. Слова узбекского президента напрямую связаны с обстановкой на юге республики. После заявления российских политиков в мае сего года о намерении нанести превентивные удары по афганским лагерям чеченских боевиков, командование движения «Талибан» начало концентрировать свои соединения на границе с Узбекистаном. Три бригады развернулись на высотах у города Хайратон, к которому выходит мост через Аму-Дарью, начинающийся у узбекского областного центра Термеза. По данным российских спецслужб, здесь же и в Мазари-Шарифе (центре
провинции Балх ) находятся 6 отрядов исламского движения Узбекистана (ИДУ),
которые готовятся к прорыву на узбекскую территорию. Эти отряды, обученные
в диверсионно-террористических школах Афганистана, Пакистана и Чечни,
насчитывают до 300 боевиков, значительная часть которых обладает
практическим опытом участия в военных действиях на территории Таджикистана. До прошлого года был у Ташкента еще один щит - воевавший в Афганистане
корпус генерала Рашида Дустума. Он был укомплектован афганскими узбеками и
оснащен оружием из арсеналов Узбекистана. Но в конце 1998 года этот корпус
был разгромлен бригадами талибов, которые захватили города Мазари-Шариф, Совершенно очевидно, что, осваивая таким образом северные провинции,
талибы готовят цлацдармы для продвижения дальше, в Среднюю Азию. Они и не
скрывают этого, их лидеры прямо говорят , что «правильный» ислам должен
распространиться во всей Средней Азии, если не мирным путем, то с помощью
джихада. И если до сих пор их бригады не сделали попыток форсировать Аму- Но хотя талибы так и не реализовали своих угроз перенести «исламскую
революцию» в республики Средней Азии, сегодня воочию наблюдается новый
всплеск их агрессивных устремлений. Это и подтолкнуло президента А ведь одно время взаимоотношения этих стран были весьма прохладными; Однако вскоре события заставили президента Каримова сменить ориентацию. В августе 1999 года отряд Джумы Намангани развернул активные боевые
действия на юге Киргизии, у границ узбекской части Ферганской долины. Этот
отряд перебазировался сюда из Таджикистана, где в Горном Бадахшане
расположены базы полевых командиров ИДУ - того же Намангани, Азизбека, По данным узбекского Комитета национальной безопасности в настоящее
время на территории Горного Бадахшана сосредоточено 40 различных
бандформирований - более 3 тысяч боевиков-ваххабитов. Они вооружены, в
основном, стрелковым оружием, противотанковыми гранатометами, переносными
зенитными ракетами и имеют современные средства связи. Все это приобретено
на деньги не только бин Ладена. Свою долю вложили и клерикальные деятели, и
нефтепромышленники стран Персидского залива, в первую очередь - Саудовской Существующий в условиях крайней нестабильности режим Душанбе
практически неспособен что-либо предпринять для ликвидации баз узбекских
ваххабитов. В республике власть постепенно переходит в руки религиозной
оппозиции, по духу весьма близкой установкам фундаментального ислама. По
данным агентуры узбекского КНБ, отряды ваххабитов имеют четкую задачу:
используя экономические, этнические и религиозные противоречия, столкнуть
между собой три республики, соседствующие в Ферганской долине. Задача
облегчается тем, что население этой долины, в котором преобладают узбеки, в
значительной мере исповедует ислам ваххабистского толка. Но прежде всего этим отрядам надо выйти, так сказать, на оперативный
простор - спуститься в долину с гор. В августе их выдвижение из Горного Действия полевых командиров и боевиков свидетельствуют об их солидном
боевом опыте. Отряды умело закрепились в труднодоступном горном районе,
взорвали мосты и тем самым лишили киргизские подразделения возможности
подтянуть в зону боевых действий тяжелую технику. А у Киргизии вообще мало
войск, регулярных и внутренних, почти нет боевой авиации, ударных
вертолетов. И тогда президент Узбекистана Ислам Каримов выделил на разгром
исламистов группу войск и авиаполк, дислоцированный в Коканде. Отряд Джумы Однако не все его бойцы ушли в Горный Бадахшан. 15 ноября отряд курбаши Но, конечно же, в Ташкенте больше всего и вполне обоснованно опасаются
регулярной армии талибов. Даже если известное заявление их лидера муллы Вооруженные силы Узбекистана, действительно, самые крупные по
численности в среднеазиатских республиках. На 1 января 2000 года, по данным Честно говоря, не уверен, что такое соотношение послужит на пользу... Но еще большие сомнения вызывает техническое состояние вооружения. Все
оно перешло к узбекской армии из арсеналов окружного боекомплекта ТуркВО и
изготовлено не позже начала 80-х годов. Президент Каримов прекрасно об этом
осведомлен и понимает, что только Россия способна модернизировать и
обновить системы вооружения, изготовленные ее промышленностью. Судя по
всему, именно эта проблема являлась одной из главных во время майского
визита президента Путина. Подписанный в декабре прошлого года Договор о
военном и военно-техническом сотрудничестве был конкретизирован 28
отдельными проектами. А в начале июля с.г. в Москву прибыла делегация во
главе с министром обороны Узбекистана генерал-лейтенантом Юрием Агзамовым. Эти соглашения, кроме оперативных мероприятий, предусматривают ремонт и
модернизацию боевой техники узбекской армии на предприятиях российского В июле началось совместное дежурство средств ПВО России и Узбекистана. Своевременно, если даже и не с опозданием. Потому что опасность
концентрической атаки агрессивного ислама нарастает с каждым днем. А что
это сулит республике наглядно демонстрируют соседние Афганистан и Если же исламские фанатики с помощью афганских талибов разожгут в ИСЛАМ КАРИМОВ: МЫ БУДЕМ ВОЕВАТЬ ПО-НОВОМУ Европейская пресса серьезно восприняла неоднократно повторенную Ислам Абдуганиевич, в России есть мнение, что опять русские солдаты будут сражаться в Азии... - Некоторые депутаты российской Госдумы волнуются: "Мы будем защищать
узбеков от исламских террористов". Нам этого не надо. Я прошу, передайте Однако есть сведения, что ПВО Среднеазиатского региона, в том числе и - Мы намерены защищать совместными силами только свое воздушное пространство, и эта договоренность уже зафиксирована. А насчет сухопутных сил вопрос даже не обсуждался. В октябре 1999 года вы впервые сказали о возможных ударах по лагерям
террористов, в мае 2000 года эта возможность стала более реальной? - Что касается так называемых превентивных ударов по лагерям талибов в Подписанный в декабре 1999 года во время первого визита Владимира - У нас есть, например, зенитные ракетные комплексы. Не такой мощности,
как С-300, которыми некоторые хвалятся (комплексами С-300 из всех соседей И есть несколько комплексов "Точка". Все это хорошее оружие, но уже требует сегодня переаттестации. Чтобы ракета была надежной, ее надо периодически аттестовывать. Необходимо также пополнить боезапас наших ракетных комплексов. Следующий из 28 проектов российско-узбекского военного сотрудничества связан с вертолетами. У нас боевые вертолеты, естественно, российского образца. Их надо ремонтировать. Мы намерены создать совместное предприятие для восстановления авиатехники, а также наладить через него поставку запчастей. Третий проект - связь. Нам нужны совершенно новые принципы организации радиосвязи через спутник и т. д. Военная техника все же находится в руках солдата. Узбекские солдаты
будут теперь служить в армии, базирующейся на совершенно новых принципах. - Для новой узбекской армии мы избрали одним из принципов: "Беречь жизнь солдата пуще глаза". Поэтому мы намерены многократно усилить огневую мощь пехоты, и в этом я вижу пример российской армии в Чечне. Вот как они там воюют: сначала огнем артиллерии накрывают площадь, а уже потом идут солдаты. А не как раньше: ура, вперед за Родину и еще за кое-кого. Мы тоже теперь не будем разъезжать на танках и кричать "ура!", мы будем воевать по- новому. Нужно иметь в виду, что мы бесплатно ничего не просим. Если бы Россия дала нам хоть один артиллерийский снаряд бесплатно, то некоторые российские генералы родили бы от натуги... Программа российско-узбекского военного сотрудничества - лишь часть программы модернизации узбекской армии? - Мы намерены полностью отказаться от "советской" системы
комплектования и организации войск. Теперь основу узбекской армии
составляет боевая группа из 14 человек, три группы сводятся во взвод,
которому придается артиллерия, в том числе самоходки, танки и огнеметчики. Я два года работал над этой реформой. У нас уже сегодня самая сильная армия в Средней Азии, теперь она будет еще сильнее. Это будет армия спецчастей, армия малочисленная, но мощная. Ударная армия. Впрочем, это не значит, что мы намерены воевать за пределами своих границ. Я как президент говорю: наши солдаты в Кабуле воевать не будут. Но России на юге нужен сильный союзник, и он у нее есть. С УЧЕТОМ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ Прошло уже восемь лет с тех пор, как был принят ныне действующий Закон - В целом работа над законопроектом складывалась из нескольких этапов. Словом, учитывалось буквально все. А исходили мы из национальных интересов страны, военно-политической обстановки в мире и регионе, характера современных войн и вооруженных конфликтов. Анализ существующих и потенциальных угроз в оборонной сфере обусловил необходимость раскрытия направлений и способов организации деятельности государства, общества и граждан по укреплению обороноспособности; формирования мобильных самодостаточных и хорошо оснащенных Вооруженных Сил, способных эффективно и надежно защищать мир и спокойствие нашей страны; совершенствования структуры организации и управления Вооруженными Силами, начиная с низовых и кончая верхними эшелонами; преобразования всей системы организации духовно-нравственного воспитания, профессиональной подготовки и переподготовки военнослужащих. Многое из перечисленного нашло свое отражение в ряде нормативно-
правовых актов, которые были приняты за годы независимости, в том числе и в
нынешнем году. Именно в 2000 году были приняты Оборонная доктрина На основе проработки вышеперечисленных документов и был разработан концептуальный подход к определению структуры и содержательной направленности проекта новой редакции закона, что позволило сформулировать, в свою очередь, цели, определить основные принципы, методы, способы и приемы их реализации в конкретных нормах (статьях) проекта закона. - Какова же структура законопроекта и кто принимал участие в его разработке? - Проект новой редакции закона состоит из 25-ти статей и 5-ти разделов. При определении содержания основных понятий, используемых в проекте закона, учитывались не только общепринятые в Министерстве обороны, специальной и общенаучной литературе определения, но и основные понятия и термины, используемые в процессе взаимодействия по вопросам коллективной безопасности государств-участников СНГ, а также в международно-правовых документах. При разработке проекта использовались конвенции и международные
договоры, а также практика законодательства в области обороны Казахстана, В разработке и обсуждении проекта новой редакции закона принимали
участие специалисты силовых министерств и ведомств, а также других
республиканских министерств. Таким образом новая редакция Закона Республики |
|