| |||
Реферат: Анализ альтернативных подходов к формированию структуры организацииГосударственный комитет РФ по высшему образованию Омский государственный университет Кафедра экономики и управления производством АНАЛИЗ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ СТРУКТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ Курсовая работа по теории управления студента III-го курса группы Э-301 Близинцева С.Ю. Научный руководитель Безрук А.А. Омск - 1995 Содержание. Стр. Введение............................................................... Глава 1. Исторические корни "Оригинальной методики анализа альтернативных подходов к формированию структуры
организации"................................................................ 1.1. Математический подход к управлению.............................3 1.2. Теории мотивации .............................................................4 1.3. О системном анализе..........................................................5 1.4. Резюме................................................................. ................6 Глава 2. Три источника (три составных части) "Оригинальной методики анализа альтернативных подходов к формированию структуры организации" ......................7 2.1. Основы моделирования экономических процессов..........7 2.2. Особенности мотивации к труду банковского персонала........................................................ ...........................9 2.3. Теория обоснования решений..........................................10 2.4. Резюме................................................................. ..............11 Глава 3. "Оригинальная методика анализа альтернативных подходов к формированию структуры организации"......................14 3.1. Немного рекламы..............................................................14 3.2. Пролог................................................................. ..............14 3.3. Собственно методика........................................................14 3.4. Обоснование............................................................ ..........15 3.5. Резюме................................................................. ...............16 Заключение............................................................. Литература............................................................. Введение. Эта курсовая работа посвящена изложению "Оригинальной методики
анализа альтернативных подходов к формированию структуры организации" Тема, обозначенная на титульном листе, была сознательно сужена до конкретной методики, применявшейся на практике и в разработке которой автор курсовой работы принимал непосредственное участие. Структура организации понималась как вся внутренняя среда организации (в широком смысле). Изложение теоретических сведений управленческой науки было подчинено ограничению объема курсовой работы и желанию изложить конкретную методику. Цель работы: упорядочить знания автора курсовой работы о системном
и математическом подходах к управлению и продемонстрировать изящество Основные задачи: во-первых, раскрыть тему, придерживаясь структуры требований к
курсовым работам по "Теории управления"; во-вторых, к изложению материала применить принципы системного подхода Наличие развернутого плана позволяет не приводить аннотацию работы. Глава 1. Исторические корни "Оригинальной методики анализа альтернативных подходов к формированию структуры организации". 1.1. Математический подход к управлению. Исторические корни математического подхода к управлению можно найти
уже в открытиях Архимеда и работах Рене Декарта ("Геометрия", 1637 год). Основы современного понимания математического подхода к управлению (в рамках сформировавшегося на сегодняшний день предмета "Теории управления") заложили Черчмен, Марч, Саймон, Форрестр и Райф, применяя методы исследования операций, моделирования, теорию решений, математические модели, на фоне роста размеров корпораций, "холодной войны", спада производства и развития военно-промышленного комплекса. Индустрия математического подхода к управлению выдавала методы и практические методики в соответствии с эволюцией теории и практики менеджмента, которая выдвигала на первый план то одни, то другие проблемы: в 50-60-е годы в центре внимания стояла организационная структура управления; в 60-70-е годы возникает стратегическое планирование; 80-е годы ознаменованы переходом передовых западных фирм от стратегического планирования к стратегическому управлению. В ходе эволюции в рамках науки управления произошло слияние методов различных направлений (например, системный и математический подходы почти поглотили друг друга). Резкому скачку популярности математического подхода к управлению в последние десятилетия способствовал прогресс в оргтехнике - от скоросшивателя и счетов к компьютеру. Возрастание значения информатики вызвало появление новой профессии - информационного менеджера. "То, что происходит сегодня в теории и практике управления, называют 1.2. Теории мотивации. "Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации" [13]. Важность вопроса мотивации вполне соответствуют тому вниманию, которое было ему уделено теоретиками научного управления. В наибольшей мере требованиям практиков отвечала теория мотивации (иерархии потребностей), разработанная в 40-е годы Абрахамом Маслоу [10]. Согласно этой теории цели индивидуума ранжируются по степени важности следующим образом: физиологическая потребность; потребность в безопасности; потребность в принадлежности к социальной группе; потребность в уважении к себе; потребность в самоутверждении. Потребности первого порядка - это так называемые базисные потребности, которые связаны с обеспечением выживания (пища, одежда, жилье и т.д.). После того как эти потребности успешно удовлетворены, доминирующее значение, приобретают потребности следующего уровня, т.е. потребность быть уверенным в том, что базисные потребности будут и впредь удовлетворяться. Потребность в принадлежности к социальной группе - это потребность объединяться с другими людьми. Потребность в самоуважении должна удовлетворять самолюбие человека, а потребность в самореализации - это потребность самовыражения и осуществления желаемого. Наряду с теорией мотивации и иерархией потребностей Абрахама Маслоу в литературе выделяют еще ряд теорий. Так, в середине 50-х годов Ф.Херцберг разработал свою модель мотивации, основанную на потребностях. Согласно его теории все мотивы к труду делятся на гигиенические факторы, связанные с окружающей средой, в которой осуществляется работа (сюда входят условия труда, его оплата и другие факторы, связанные с физиологическими потребностями человека), и непосредственно мотивации - факторы, связанные с характером и сущностью работы. Причем Херцберг считал, что гигиенические факторы не являются мотивами, но при их необеспечении возникает неудовлетворенность работой. Другой теоретик в области мотивации - Дэвид Макклелланд считал, что гигиенические факторы вообще не стоит учитывать, так как вопрос удовлетворения физиологических потребностей уже решен (вероятно, с этим можно согласиться, учитывая высокий уровень жизнеобеспечения в экономически развитых странах), то все внимание следует уделить лишь трем человеческим потребностям: власти, успеху и причастности (потребности людей в круге знакомых, дружеских отношениях, оказании помощи). Теории, непосредственно связанные с потребностями, получили название содержательных теорий мотивации и в целом ориентированы на две группы потребностей: первичных - связанных с физиологическими факторами и вторичных - являющихся по своей природе психологическими. Несколько другой подход к рассматриваемой проблеме предлагают процессуальные теории мотивации. Так, Виктором Врумом была разработана теория, по которой мотивация зависит от трех факторов: ожидания возможного результата, ожидания вознаграждения от этого результата и ожидаемой ценности вознаграждения. Иное объяснение мотивации дает теория справедливости, которая утверждает, что люди субъективно оценивают справедливость вознаграждения за затрачиваемые ими усилия и сопоставляют его с вознаграждением других людей. Если не удовлетворенного в получаемом вознаграждении человека своевременно не мотивировать, он значительно снизит интенсивность и качество труда. Лайман Портер и Эдвард Лоллер разработали модель мотивации,
объединившую теорию ожидания и теорию справедливости. Согласно модели Различные теории мотивации в основном не противоречат друг другу, а взаимодополняют друг друга, отражая многогранность и нестандартность самого процесса мотивации и предопределяя необходимость комплексного подхода к решению этой сложной проблемы. 1.3. О системном анализе. Системный анализ можно считать дальнейшим развитием исследования операций , охватывающего совокупность методов, предназначенных для отыскания наилучшего способа достижения четко сформулированной цели. Некоторые принципы, лежащие в основе методологии системного анализа, были выдвинуты в начале XX века русскими учеными [18]. В их работах содержались важные теоретические положения, относящиеся к рациональному использованию ресурсов. В частности, было отмечено, что по мере развития общества все большую важность для него приобретают организационные задачи интеграции деятельности социальной системы в целом. Чтобы на основе "строгой научной планомерности" координировать деятельность всех членов общества по использованию средств производства для достижения определенных целей, предлагалось создать универсальную организационную науку. Появление сложных плановых и организационно-управленческих задач стимулировало разработку методов, которые позволяли бы обосновывать решения [9],[14]. Сформировались научные дисциплины, предметом изучения которых стали методы количественного обоснования решений: исследование операций; теория статистических решений и т.п. Получили дальнейшее развитие системные исследования и, прежде всего, системный анализ. 1.4. Резюме. В Главе 1 изложены истоки вопроса курсовой работы. Были выделены три веточки могучего дерева истории менеджмента: - история математического подхода к управлению; - развитие теорий мотивации; - история возникновения системного анализа. Отметим, что "Оригинальная методика анализа альтернативных подходов к
формированию структуры организации" стала венцом взаимодействия направлений Глава 2. Три источника (три составных части) "Оригинальной методики анализа альтернативных подходов к формированию структуры организации". 2.1. Основы моделирования экономических процессов. "Допустим, что целью является совершенствование или разработка
эффективной системы управления предприятием. Нужно ли для этого знать
фамилии и размеры получаемой зарплаты всех работников предприятия? Нет,
так как эти данные в определенной мере и влияют на режим управления, но не
являются наиболее важными. Выделим существенные системные признаки. К ним
относятся: число наименований выпускаемой продукции, потребности в ней
народного хозяйства, производственные мощности предприятия по выпуску
продукции различных наименований, обеспеченность материальными, трудовыми
ресурсами, общий фонд заработной платы и условия его использования и
т.д. Особо следует выделить “узкие места”. К ним относятся факторы и
условия, сдерживающие повышение эффективности производства. Сущностью
системы управления предприятием с точки зрения отражения условий
управляемости последним является установление и описание взаимосвязей и
взаимозависимостей между наиболее существенными факторами характеристиками
предприятия. Еще раз подчеркнем, что речь идет о предприятии как
производственно-экономической системе с точки зрения управляемости им, т.е.
предприятие рассматривается как объект управления. Именно исходя из этого
мы и определим существенные признаки объекта. При изменении цели другими
могут стать как существенные признаки, так и связи с внешней средой. Из вышеприведенного примера следует, что для выделения системы требуется наличие: а) цели, для реализации которой формируется система; б) объекта исследования, состоящего из множества элементов, связанных в одно целое важными, с точки зрения цели, системными признаками; в) субъекта исследования ("наблюдателя"), формирующего систему; г) характеристик внешней среды по отношению к системе и отражения ее взаимосвязи с системой. Наличие субъекта исследования и некоторая неоднозначность, субъективность при выделении существенных системных признаков вызывают значительные трудности для однозначного выделения системы и, соответственно, ее универсального определения. Поэтому необходим более подробный анализ, который приведен в [11]. Изложенный выше содержательный подход дает возможность определить
систему как упорядоченное представление об объекте исследования с точки
зрения поставленной цели. Упорядоченность заключается в целенаправленном
выделении системообразующих элементов, установлении их существенных
признаков, характеристик взаимосвязей между собой и внешней средой. Система суть понятие формальное. Когда система однозначно выделена, наступает черед моделирования. Именно модель системы даст ответ на вопрос о том, как достичь цели, для реализации которой формировалась исходная система. Модели систем можно различать по ряду признаков: характеру
моделируемых объектов, сферам приложения, глубине моделирования. По этому признаку методы моделирования делятся на две группы: материальное (предметное) и идеальное моделирование. Материальное моделирование, основывающееся на материальной аналогии моделируемого объекта и модели, осуществляется с помощью воспроизведения основных геометрических, физических, других функциональных характеристик изучаемого объекта. Частным случаем материального моделирования является физическое моделирование, по отношению к которому, в свою очередь, частным случаем является аналоговое моделирование. Оно основано на аналогии явлений имеющих различную физическую природу, но описываемых одинаковыми математическими соотношениями. Пример аналогового моделирования - изучение механических колебаний с помощью электрической системы. Так как эксперименты с электрической системой обычно проще и дешевле, она исследуется в качестве аналога механической системы (например, при изучении колебаний мостов). Идеальное моделирование отличается от материального принципиально. Оно основано на идеальной, или мыслимой, аналогии. В экономических исследованиях это основной вид моделирования. Идеальное моделирование в свою очередь, разбивается на два подкласса: знаковое (формализованное) и интуитивное моделирование. При знаковом моделировании моделями служат схемы, графики, чертежи, формулы. Важнейшим видом знакового моделирования является математическое моделирование, осуществляемое средствами логико-математических построений. Интуитивное моделирование встречается в тех областях науки, где познавательный процесс находится на начальной стадии или имеют место очень сложные системные взаимосвязи. Такие исследования называют мысленным экспериментом. В экономике, в основном, применяется интуитивное моделирование. 2.2. Особенности мотивации к труду банковского персонала. С позиции стратегии, направленной но формирование сильного банка, центральным вопросом является вопрос о мотивации к труду, заинтересованности банковского персонала в эффективной работе. Менеджмент и маркетинг, высоко производительный труд могут состояться на деле только тогда, когда решен именно этот вопрос. Известны здесь два пути: мотивация через принуждение, страх и
внутренняя убежденность. По поводу первого направления рассказывают такую
историю. В связи с совершеннолетием своей дочери шах, очень богатый
человек, владеющий нефтеносными землями, собрал 200 юношей и предложил им
переплыть бассейн, который кишел аллигаторами. "Кто переплывет бассейн, -
сказал шах, - тот может выбирать: или получить один миллион долларов,
или, если захочет, может взять в жены мою дочь наследницу имущества". Не
успел шах обнародовать эти условия, как один юноша мигом оказался в воде
и, к удивлению всех присутствующих, благополучно оказался на другой
стороне бассейна. "Выбирай, - сказал шах, - хочешь один миллион долларов?" Действительно, страх способен сделать свое дело, дать определенный результат, но при этом он порождает другие желания, совсем не совпадающие с желаниями других. Вопрос, однако, состоит в том, чтобы желание достичь конечного результата было всеобщим. Как же сделать так, чтобы без принуждения, без страха банковский коллектив был единым в своем желании достичь более эффективной работы? Попытка решить эту проблему посредством моральных стимулов не оправдала себя. Прожект, как известно, не состоялся высшая производительность труда не была достигнута. Остается одно мотивация к труду через надежду получить высокую выгоду. Нужно сказать, что там, где этот принцип применяется последовательно, результаты не заставляют себя ждать. Когда трудятся ради результата, от которого лично и заметно выигрывает каждый и весь коллектив, когда каждый чувствует себя сопричастным с этим результатом, доход приходит незамедлительно. Существуют десятки приемов, реализующих эту идею. Банки, например,
практикуют акционирование своего капитала, разрабатывают высокоэффективную
систему премирования, предоставляют разнообразные льготы своим сотрудникам Плохо с позиции стратегии, однако, для тех банков, которые повышают
оклады своим сотрудникам без реального улучшения содержания их труда. 2.3. Теория обоснования решений. В современных условиях даже очень опытный руководитель не всегда
оказывается в состоянии без применения специальных средств и методов
объективно сопоставить преимущества и недостатки вариантов решения и
выбрать из них наилучший. Как добиться того, чтобы решения, принимаемые
руководителями во всех отраслевых и территориальных звеньях народного
хозяйства, были наилучшими? Частично ответить на этот вопрос нам поможет В последние годы в нашей стране и за рубежом у некоторой части
хозяйственных руководителей и специалистов увлечение экономико-
математическими методами сменилось некоторым скептицизмом по отношению к
ним. Они считают, что применение количественных методов при обосновании
решения сложных проблем не всегда способствует повышению качества решений. Принятие решения - это процесс, в результате которого из ограниченного числа предварительно отобранных вариантов руководитель выбирает один, по его мнению наилучший, или одобряет предложенный специалистами единственный вариант. В ходе обоснования решения специалисты отсеивают неэффективные Теория обоснования решений указывает некоторые общие принципы подготовки и обоснования решений: - комплексный подход к анализу проблемы (предполагает учет всех факторов, прямо или косвенно влияющих на решение проблемы); - системный подход к оценке ее возможных решений (системный подход, на основе системного анализа, ориентирует на выбор такого решения которое в наибольшей степени соответствует целям, стоящим перед системой, благодаря этому может быть обеспечено соответствие всех решений по частным вопросам общим целям). Основное назначение системного анализа - представлять сущность проблем, стоящих перед руководителями, по возможности в более простом, обозримом виде, не предлагая при этом окончательных решений. Одна из целей применения системного анализа при исследовании той или иной проблемы - получить количественные характеристики преимуществ и недостатков возможных вариантов решения. Количественный анализ помогает лицу, принимающему решение, более объективно сравнивать варианты решения и выбирать из них наилучший. Значительным резервом повышения эффективности управления является широкое использование для выработки решений математических моделей хозяйственных процессов, реализованных на ЭВМ, создание автоматизированных систем управления. В настоящее время разработано множество экономико- математических моделей различного назначения, на основе которых составлены алгоритмы и программы решения задач на ЭВМ [8],[11]. 2.4. Резюме. Системный подход, формирование систем позволяют выделить наиболее
существенное в исследуемых объектах и явлениях, игнорирование
второстепенного упрощает, упорядочивает в целом изучаемые процессы. Для
анализа многих сложных ситуаций такой подход важен сам по себе
|
|