| |||
Реферат: Психология Среди различных учебных дисциплин, изучаемых в первом семестре
студентами юридического факультета Поморского государственного университета
им.М.В.Ломоносова, психология и педагогика профессиональной деятельности
занимает особое место. В постоянном развитии науки то одна, то другая ее
отрасль выступает в качестве фаворита. Так было с механикой, кибернетикой и
социологией. В последнее десятилетие фаворитом стала психология. В
обращении к ней заинтересованы юристы, врачи, менеджеры, политики. Эта
учебная дисциплина создаёт базу для изучения юридической психологии,
криминологии, судебной психиатрии, философии, культурологии, социологии,
что определяет особую значимость глубокого её изучения, и в то же время
сложность познавательного процесса, так как у студентов-первокурсников
подчас выявляется дефицит фундаментальных гуманитарных знаний, а также
практических навыков по конспектированию лекций, работе с литературными
источниками. Дефицит печатных изданий, их большая стоимость также В обыденном мышлении обучение нередко трактуется как процесс передачи знаний, передать знания в готовом виде нельзя, ибо это... не подарок ко дню рождения. Кафедра уголовного права ориентируется на создание таких условий, при которых студент сознательно, активно и упорно усваивает учебный материал. Нельзя отрицать того, что прочность усвоения может быть достигнута многократностью повторения. Проще сказать, зубрежкой. Мы полагаем, что гораздо конструктивнее усвоение, которое становится результатом активной мыслительной деятельности студентов, понимания реальной связи обучения с жизнью, жизненным самоопределением, профессиональным выбором, самоактуализацией личности. В наше время, когда фонды наук обновляются весьма стремительно,
трансляция знаний с акцентом на память во многом утрачивает свой смысл. Настоящие файлы подготовлены в соответствии с "Государственными
требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и
уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу "Общие гуманитарные и
социально-экономические дисциплины". Содержание дидактических единиц этих
требований раскрывается на основании психолого-юридического прочтения
трудов В.И.Слободчикова, Е.И.Исаева, А.А.Радугина, а также других
отечественных и зарубежных учёных М.Г.Ярошевского, С.Л.Рубинштейна, Электронная версия конспекта лекций подготовлена профессором кафедры уголовного права, доктором медицинских наук Б.А.Спасенниковым. КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ "ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ" План 1. Человек как природное явление Что есть человек? Какова человеческая сущность? Каково место и назначение человека в мире? В чем смысл жизни человека? Что есть человеческое в человеке? Эти вопросы можно отнести к разряду вечных. Каждое новое поколение людей, каждый человек заново открывает их, формулирует для себя, пытается дать свой вариант ответа. Без образа человека, без понимания его сущности невозможна осмысленная гуманитарная практика. Первое, что можно отметить, описывая феномен человека, это многообразие
его свойств. Человек - существо многостороннее, многомерное, сложно
организованное. Ряд свойств человека доступен непосредственному восприятию. Известно выражение о человеке как венце природы. В нем подчеркивается, что человек - это часть природы. Человек - живое существо и как всякое животное имеет организм, тело, находится во взаимосвязи с природным миром, подчиняется его законам. В том, что человек - органическое существо, каждый из нас убеждается ежедневно, переживая так называемые органические потребности: в воде, в пище, в тепле, в отдыхе и т.д. Наше психическое самочувствие находится в зависимости от природных явлений: оно одного качества в теплый июньский солнечный день, другого - в октябрьский день пасмурный и холодный. Атмосферные явления влияют на наше состояние, настроение, работоспособность, продуктивность деятельности. Публикуемые регулярно в печати сведения о неблагополучных для людей днях основаны на явлениях метеозависимости человека. Человеческое тело - его форма, строение, функционирование есть продолжение эволюционного ряда; оно во многом сходно с организмом высших приматов. В то же время человек качественно отличается от всех других живых существ. "Человек, - писал Н.А.Бердяев, - есть принципиальная новизна в природе". Тело человека - культурное тело, оно одухотворено и подчинено высшим целям человека. "Форма человеческого тела, лицо человека духовно". Человеческие органические потребности принципиально отличаются от потребностей животных. Они удовлетворяются иными предметами, иными способами, а главное - культурно обусловлены. Но принципиальное отличие человека состоит в свободном отношении к переживаниям органических потребностей. С помощью воли человек может блокировать ощущение голода и жажды, преодолевать чувство страха и боли, если это необходимо для достижения личностно значимых целей. 2. Общественная форма жизни человека Человек - общественное существо, живет в сообществе себе подобных. Он включен в систему связей и отношений с другими людьми, занимает в ней собственную позицию, имеет определенный статус, играет различные социальные роли. Именно совместная жизнь с другими людьми приводит к появлению личности как интегральной характеристики человека. Личность - это способ жизни и действования, проявляющийся в свободном и творческом определении своего места в сообществе, в самостоятельных поступках, в принятии ответственности за последствия своих социальных деяний. Личность - это всегда определенная позиция. Сугубо человеческой формой жизни является такая общность, как семья. Еще одной, специфически человеческой формой общности являются различные
общественные объединения. Это добровольное и желанное объединение людей по
интересам. Там люди предстают друг перед другом как равноправные личности. Способом жизни человеческого общества является общение. "Человеческая сущность, - писал немецкий философ Л.Фейербах, - налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты". Человек живет в мире культуры, которая, по образному выражению
философов, составляет его вторую природу. Поведение человека с самого
раннего возраста регулируется принятыми в данной культуре ценностями,
нормами, традициями, правилами. Особо подчеркнем, что слова "культура" и Наряду с образованием, культура включает в себя такие формы человеческой деятельности, как наука, философия, искусство, религия, этика, политика, экономика и др. Все эти формы человеческой деятельности составляют содержание материальной и духовной культуры. Любая из форм культуры является выражением "собственно человеческого в человеке". Занятия философией и наукой отчетливо проявляют разумность человека, его способность в принципе постигать сущность предметов мира и самого себя. Искусство строится на способности человека к эстетическому наслаждению прекрасным, на неутилитарном восприятии окружающего мира. Л.Фейербах писал, что лишь человеку "бесцельное созерцание звезд дает небесную отраду, лишь он при виде блеска благородных камней, зеркала вод, красок цветов и бабочек упивается одной негой зрения; лишь его ухо восторгается голосами птиц, звоном металлов, лепетом ручейков, шелестом ветра...". Этика раскрывает не оформляемые в специальном кодексе отношения человека к человеку. Высшим принципом нравственного отношения человека к человеку является сформулированный философом И.Кантом категорический императив: поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку как к цели и никогда - только как к средству. Великий писатель-гуманист Ф.М.Достоевский предельно остро выразил эту мысль в "Братьях Карамазовых", отвергнув саму возможность достижения всеобщего счастья, если ради этого будет пролита хоть одна слеза ребенка. Безусловный приоритет ценности конкретного человека перед любыми
абстрактными идеями присущ христианскому мировоззрению. Человек -
единственное существо на земле, у которого есть идея Бога, который верит в
высшее, нежели он сам, начало, в божественное происхождение мира. Еще Во всех указанных формах культуры мы находим стержневую характеристику человека - его деятельную, преобразовательно-созидающую сущность.
Специфической особенностью человека является наличие у него как бы
двойной жизни: внешней, непосредственно наблюдаемой, и внутренней, скрытой
от посторонних глаз. Во внутренней жизни человек мыслит, планирует, ведет
внутренний диалог с самим собой. Внутренняя жизнь человека - это особый
мир: мир мыслей, переживаний, отношений, желаний, стремлений и пр. Человеческий субъективный мир - это мир сознания и самосознания. В
сознании человек способен познавать сущность предметного мира, понимать его
и одновременно знать о том, что он знает или не знает. Предметом сознания
может стать сам человек, его собственное поведение и внутренние
переживания. Сознание здесь принимает форму самосознания. Но предметом
сознания может стать и самосознание, его схемы, механизмы, понятия и т.п. В своем сознании человек открывает смысл своих действий, поступков,
поведения, своей жизни. Человеческая жизнь, по определению, осмысленна. Со смысловой сферой личности связана совесть человека. Совесть - это
внутренний судья человека, указывающий на подлинный мотив того или иного
поступка человека, его смысл. И если поступок, совершенный человеком,
расходится с его нравственными принципами, с его представлением о должном,
человек испытывает муки совести. Смысл жизни, высшие ценности, нравственные
чувства и переживания, совесть есть проявления духовности человека. Представленный нами образ человека далеко не полон. Но и в своем неполном образе он предстает перед нами разноликим: как существо природное, телесное, как социальный индивид, как участник культурной жизни общества, как субъект творческой и сознательной деятельности. Реально же мы всегда имеем дело с конкретным живым человеком и на житейском уровне соединяем его различные проявления в целостное представление, строим свое мнение о нем. Истоки проблемы целостного и частичного описания психологии человека
лежат в практике работы с человеком. В реальности межличностных
отношений человек предстает как целое, как уникальный живой субъект, во
всем многообразии своих индивидуально-неповторимых проявлений и свойств. Для психологического понимания человека указанное обстоятельство имеет особый смысл. Субъективную реальность человека совсем не случайно обозначают как его внутренний мир. Это действительно сложно организованный, согласованный внутри себя, развивающийся цельный мир. И если, к примеру, юрист строит свои действия и отношения с конкретным обвиняемым на основе выделения лишь отдельных сторон его субъективности, то тем самым он вступает с ним в обезличенно-формальные, утилитарно-прагматические отношения. Продуктивная деятельность юриста нуждается в опоре на целостное представление о психологии человека. Возможна ли юридическая практика, удерживающая целостность человека? Научное знание в принципе не дает целостного представления о человеке. Другая причина трудности целостного научного познания человека состоит в том, что наука ориентирована на построение идеальных моделей, выявление общих закономерностей, описание типов, а человек есть существо уникальное и неповторимое. Правда, в полной мере это ограничение свойственно естественнонаучной парадигме в изучении человека. Но в человекознании существует и гуманитарная парадигма, которая стремится преодолеть односторонность естествознания и ориентируется на целостность и уникальность человека. Только человек способен сделать самого себя, свой внутренний мир
предметом сознания. Рефлексия не только отличает человека от животного, она
делает его иным по сравнению с ним. "Рефлексия, - писал П.Тейяр де Шарден, Появление рефлексии знаменует возникновение у человека внутренней жизни, противостоящей жизни внешней, появление своего рода центра управления своими состояниями и влечениями т.е. появление воли, а значит, свободы выбора. Рефлектирующий человек не привязан к собственным влечениям, он относится к окружающему миру, как бы возвышаясь над ним, свободен по отношению к нему. Человек становится субъектом (хозяином, руководителем, автором) своей жизни. Рефлексия составляет родовую особенность человека; она есть иное измерение мира. Понятие общества фиксирует факт включенности человека в систему связей и отношений с другими людьми, момент всеобщности межчеловеческих социальных связей и отношений. Вне совместного общественного бытия собственно человеческая жизнь немыслима; вне включения человека в общность невозможно его становление как человеческого индивида и личности. В процессе совместной жизнедеятельности люди вырабатывают общественно
поддерживаемые и воспроизводимые образцы материальной и духовной культуры,
ценности и нормы отношений человека к человеку, к основным условиям жизни. Исторически первой формой психологии является учение о душе. То, что впоследствии было обозначено термином "психология", сначала представляло собой совокупность знаний о душевных силах человека: разуме, чувствах, желаниях, воле и т.п. С развитием психологии, с ее оформлением в качестве самостоятельной дисциплины (психология выделилась из медицины и философии) изменился ее предмет. Психология стала пониматься как наука о психике, о законах ее становления, функционирования, изменения, развития. Психика в общей психологии определяется как свойство высокоорганизованной материи, проявляющееся в способности отражать окружающий мир и обеспечивающее построение образа мира для регуляции индивидом своего поведения. Итак, предметом традиционной психологии является психика. Психика как
особый "функциональный орган" присуща и человеку, и животным. Каждый человек вне изучения психологической науки имеет представление о человеческой психологии, владеет знаниями житейской психологии. В чем же отличие знаний житейской психологии от понятий научной психологии? Почему юристу необходима научная психология человека? 4. Феноменология внутреннего мира человека Внутренний мир называют также субъективным, подчеркивая тем самым его принадлежность конкретному субъекту, так как воспринимает, мыслит, переживает всегда определенный человек. Существует еще одно обозначение внутреннего, субъективного мира человека Для осознающего себя человека наличие внутренней жизни - первичная и самоочевидная реальность. Мысли о внешнем мире, переживание событий своей жизни, самоощущение, внутреннее чувство выступают для человека прямым и непосредственным доказательством его существования в мире. Например, знаменитое "Cogito erqo sum" французского философа Рене де Карта указывает, что мышление - единственный критерий достоверности собственного существования. Мир явлений внутренней жизни человека чрезвычайно богат и многообразен. Но образ мира у человека отличается от образа мира, созданного в
естествознании и обществоведении. И не потому, что у данного индивида он
несравнимо менее полон, менее адекватен и расчленен. Человеческие образы,
представления и мысли, по выражению отечественного психолога А.Н.Леонтьева,
пристрастны, они пронизаны эмоциями, чувствами, переживаниями. В выражении В судебной психиатрии описано состояние пациентов, образно названное Именно наличие высших чувств - стыда, раскаяния, совести, любви и т.д. - отличает человека от животного. Интересно, что пристрастность разума человека стала непреодолимой преградой на пути создания искусственного интеллекта, воспроизводящего мышление человека. "Умные" машины могут многое: быстро считать, перебирать множество вариантов и находить оптимальные, реализовать сложнейшие программы, но они неспособны чувствовать и переживать. Но разум и чувства не исчерпывают всего внутреннего мира человека. Внутренняя жизнь человека осознанна. Человек отдает себе отчет о своих мыслях, чувствах, целях, поступках. В сознательном волевом поведении он осуществляет власть над собой, подчиняет одни мотивы другим, ставит должное выше желаемого. В сознании человека представлены другие люди, он сам, его место в сообществе. Но человек сталкивается и с такими действиями, о которых он не может дать себе ясного отчета, движущие причины которых не представлены в его самосознании. Психологический мир человека включает в себя и бессознательные явления. К их числу относятся влечения, автоматизмы, привычки, интуиция. Каждый из нас в той или иной мере задумывался над действиями, побудительная причина которых нам недостаточно ясна. Все отмеченные выше явления составляют психологическое содержание жизни человека. Каждый из психических процессов вносит свой вклад в богатство внутреннего мира, определяет специфику проявлений человеческой субъективности. Психологический мир отдельного человека уникален и неповторим, он дан ему в непосредственном опыте переживаний. Внутренняя жизнь есть то, что пережито человеком, что составляет его личный субъективный опыт. Но, может быть, психологический мир замкнут в себе, является лишь совокупностью явлений сознания, не видимых другим? Тогда опытом чего является внутренняя жизнь человека? Откуда он возникает? Как складывается человеческая субъективность? 5. Внутренний мир человека в житейской психологии Пронизанность обыденной жизни человека множеством психологических связей и отношений с другими людьми представляет собой основу для возникновения так называемой житейской психологии. Житейскую психологию называют также донаучной, подчеркивая тем самым, что она предшествует психологии как науке. Тем не менее обе они существуют одновременно. Носителями житейской психологии являются конкретные люди; каждый из нас своего рода житейский психолог. Конечно же, все люди различаются в плане психологической зоркости и житейской мудрости. Одни весьма проницательны, способны по едва уловимым нюансам (выражению глаз, лица, позе) проникнуть в настроение, состояние, намерения человека. Другие не отличаются такими способностями, менее чувствительны к внутреннему состоянию собеседника; их психологический опыт не столь богат. Замечено, что нет жесткой зависимости между психологической прозорливостью и возрастом человека: есть дети, хорошо ориентирующиеся в субъективных свойствах сверстников, родителей, педагогов, и есть взрослые, плохо понимающие внутренние состояния других людей. Основу житейской психологии составляют совместная деятельность, общение,
реальные взаимоотношения людей. Источником житейской психологии всегда
являются те люди, с которыми мы непосредственно соприкасаемся. Первоначально знания житейской психологии существуют неотрывно от деятельности и поведения человека, конкретное психологическое знание как бы вплетено в живую ткань действия и поступка. В последующем и способы практического действия, и субъективные состояния получают свое отражение, начинают существовать в человеческой речи, фиксируются в языке. В языковых значениях происходит объективация внутреннего мира человека. В слове субъективные переживания как бы отделяются от их носителя и становятся доступными анализу и осмыслению. С данной особенностью житейской психологии мы сталкиваемся ежедневно. Наш язык содержит большое количество слов, обозначающих психические факты и явления. Многие из этих слов составляют понятийный строй научной психологии. Конечно, содержание терминов житейской психологии и психологической науки существенно расходится. Но тем не менее человек, начинающий осваивать науку психологию, имеет, как правило, свое, сложившееся в жизненном опыте представление о психологии, свой образ человека. Содержание житейской психологии находит свое воплощение в народных обрядах, традициях, поверьях, в устном народном творчестве, в сказках, пословицах, поговорках, притчах, песнях и т.п. Например, обряд инициации, связанный с изменением социального статуса Богатый психологический опыт накоплен в сказках. Во многих из них
действуют одни и те же герои: Иванушка-дурачок, Прекрасная царевна, Баба Психолог М.С.Роговин отмечает, что в письменных источниках донаучная или
житейская психология прямо отражена в двух жанрах - в характерологических
сочинениях (трактат Теофраста "Этические характеры", работа Аристотеля 6. Различия житейской и научной психологии Существование житейской психологии ставит вопрос о ее взаимоотношениях с научной психологией. Этот вопрос, помимо академического интереса, имеет и практический смысл. Объективно наша жизнь пронизана психологическими связями и отношениями. Если существует в специфических формах житейская психология, а мы являемся ее живыми носителями, то вполне возможно допустить, что психологами мы становимся (или не становимся), усваивая психологические уроки обыденной жизни. Ведь называем же мы психологом человека, который владеет искусством понимать другого человека, способного оказывать на других психологическое воздействие, хотя хорошо знаем - психологического образования он не имеет. Нередко знатоки человеческой природы вовсе не знакомы ни с теоретическими основами, ни с практическими методами психологии. Особый смысл вопрос о взаимоотношениях житейской и научной психологии приобретает в антроповедческих профессиях. Тот или иной уровень психологической культуры юриста сказывается на физическом и психическом здоровье, продуктивности деятельности многих людей. В юридической литературе постоянно отмечается, что талантливый юрист отличается от своих коллег, в первую очередь, психологической компетентностью. Так можно ли стать мастером юридической деятельности, уповая на свои житейские психологические знания? Ответить на этот вопрос можно лишь зафиксировав различия между житейской и научной психологией. Существуют различия в объекте житейской и научной психологии, т.е.
различия в том, кто и что становится источником психологических знаний. Отсюда следует и другое различие житейской и научной психологии -
различие в уровне обобщенности знаний. Знания житейской психологии
приурочены к конкретным ситуациям и к конкретным людям, а потому мало
обобщены и ситуативны. Зачастую они выражаются образно, метафорически. Житейские и научные психологические знания различаются также и в
способах их получения. Житейские знания о психологии человека приобретаются
путем непосредственного наблюдения за другими людьми и самонаблюдения. Многообразие методов получения знаний научной психологии приводит к еще одному существенному ее отличию от житейской психологии - к наличию обширного, разнообразного материала, отражающего психологические аспекты многогранной жизнедеятельности человека. Этот материал обобщен, систематизирован, представлен в логически непротиворечивых конструкциях, понятиях, теориях. Психологической науке свойственна осознанная тенденция к расчлененному описанию психологической реальности. Знания житейской психологии несистематизированы, фрагментарны, зачастую противоречат друг другу. Существенно различны пути и способы передачи знаний житейской и научной психологии. Возможности трансляции обыденных психологических знаний от одного человека к другому, от старших к младшим весьма ограничены. Здесь как нельзя лучше применимо правило: каждый учится на своем собственном опыте и на своих ошибках. С одной стороны, существуют трудности вербализации индивидуального психологического опыта, выражения субъективных переживаний в языке для их передачи, а с другой - присутствует определенного рода недоверие к истинности сообщаемых сведений. Сказанное легко иллюстрируется извечной проблемой отцов и детей, старших и младших, когда подрастающее поколение не признает общезначимости ценностей, норм взаимоотношений, накопленного опыта старшего поколения. Научно-психологические знания выверены и упорядочены в научных теориях, описаны в научных трудах. Существуют социально отработанные и закрепленные способы и формы пополнения и сохранения, воспроизводства и передачи научно- психологических знаний: исследовательские институты, учебные заведения, научная литература и др. Сопоставление возможностей житейской и научной психологии показывает существенные преимущества последней для человековедческих профессий. Для продуктивного взаимодействия с другими нужны фундаментальные психологические знания, которые обобщали бы соответствующий опыт всего человеческого сообщества, а не только личный опыт встреч с другими и с самим собой. Вместе с тем недопустимо пренебрежительное отношение к житейской психологии. Обобщенный и научно выраженный опыт совместной жизнедеятельности людей получает свою значимость, когда он "пропущен" через внутренний опыт, когда он превратился в личное достояние. Понимание другого возможно, если человек способен вообразить себя другим, пережить его состояние как свое. Не случайно говорят, что хорошие родители и педагоги те, кто помнят свое детство и свои детские переживания, и потому способны представить себя в ребенке. Продуктивная юридическая деятельность необходимо основывается на научной психологии, но юрист, помимо этого, должен быть хорошим житейским психологом, следующим своей интуиции, своему внутреннему опыту. Различные формы вненаучного психологического знания - народная мудрость, художественные произведения и т.д. - обладают одним несомненным достоинством - они достоверно и образно отражают реальные жизненные ситуации, целостность человеческой жизни, затрагивают глубинные слои души человека, наводят на размышления о себе, о своей душевной и духовной жизни. Понятия и концепции научной психологии влияют на житейские представления
людей о своей психической жизни. В разговорный язык проникают научные
понятия психологии, и люди начинают выражать свои субъективные состояния
через эти понятия. В первую очередь, это те понятия, которые описывают
динамику и напряженность психической жизни, такие, как "комплекс", 7. Субъективность как предмет психологии человека В предшествующих разделах была представлена история поиска предмета Попробуйте проанализировать какое-либо свое психическое состояние, например огорчение, страх, плохое настроение, и постарайтесь найти его причину. В результате внутреннего сосредоточения вы можете прийти к выводу, что причина вашего настроения или огорчения лежит вне вас, в окружающем мире, в отношениях с другими людьми, в особенностях вашей деятельности или поведения. Этот факт демонстрирует существенную особенность всех явлений
внутреннего мира человека - их связь с внешним миром, неотторжимость от
него. Всякое психическое явление получает свою определенность и свое
содержание через связи и отношения человека с окружающей действительностью. Это положение имеет принципиальное значение для понимания субъективной
реальности. Иное ее понимание исходит из представления о замкнутом в самом
себе внутреннем мире человека. Субъекту доступны только явления его
сознания, которые он может воспринимать посредством самонаблюдения. Они
недоступны для внешнего наблюдения и закрыты для объективного познания. Разумеется, психология не отождествляет субъективный образ с тем объективным предметом, который находится в реальности, вне сознания человека. Психический образ не зеркальное отображение предмета, но в то же время он и не только продукт мозговой деятельности. О психике мы говорим тогда, когда объективный мир предстает перед нами как мир, воспринятый нами. "Всякий психический факт, - писал отечественный психолог С. Л. Первичным является реальная, объективная форма существования психического. Психические процессы и явления - это прежде всего реальные свойства человека, включенные в действительные процессы его жизни, выполняющие реальные функции в его жизнедеятельности. Вторичным является субъективная форма существования психического, его существование в форме переживания, самосознания. Только на определенном этапе своего развития человек становится способным к восприятию и осознанию своего собственного психического мира. Психологический, внутренний мир человека, мир его сознания есть одновременное выражение субъекта и отражение объекта. Человеческая психика имеет сугубо свою специфику; ее природа целиком и полностью определяется характером собственно человеческого способа существования в мире. Поэтому ее понимание и возможности изучения требуют особого понятийного оформления. В качестве исходной категории, которую необходимо положить в основание психологии человека, выступает субъективность. Субъективность - это категория в психологии, которая выражает сущность внутреннего мира человека. Близкими по своему содержанию и смыслу являются понятия "субъективный дух", "индивидуальный дух", "душа", "человеческое в человеке", "внутренний мир" и др. Субъективный - подлежащий, т.е. лежащий в основе. Субъективность - это
исходное начало в человеке, то, что лежит в основе его бытия. В специальных словарях "субъективность" определяется двояко - негативно и позитивно. Субъективность (субъективное) - это личное отношение к чему- либо, свойственное данному лицу; и в то же время - это отсутствие объективности, односторонность, пристрастность. Очевидно, что в этих двух определениях субъективности неявным образом отразились естественнонаучная и общегуманитарная установки в понимании человеческой субъективности. Причем в традиционной научной психологии была сохранена только негативная характеристика субъективности, подчеркивающая ее своеобразную ущербность в сравнении с объективностью. Наша задача - в преодолении двойственного позитивно-негативного понимания субъективности, в преодолении ее ущербности. Прежде всего, еще раз подчеркнем, что субъективность есть факт объективной реальности, она входит в состав реальных жизненных процессов человека, а потому субъективное само и есть объективное. Внутренний мир человека, его сознание, его субъективность исходно выступает не как отношение к действительности, а как отношение в самой действительности. Разум, желание, чувства, воля реализуют практические отношения человека в мире, обеспечивают ему возможность постановки и достижения сознательно поставленных целей. Человеческая субъективность есть форма практического освоения мира. Само возникновение и существование субъективности обусловлено реализацией именно практических отношений человека к другому человеку, миру, обществу, истории, самому себе, овладением и сознательной регуляцией этих отношений. Как таковое субъективное не противостоит объективному, оно принадлежит
объективному, реально-практическому способу жизни человека. Человеческая
субъективность противоположна объектности, овеществленности; субъективность Приведенные выше теоретические положения о человеческой субъективности имеют и научный, и конкретно-практический смысл: человеческая психология пронизывает всю нашу реальную жизнь, все наше бытие; живые человеческие связи и отношения наполнены психологическим содержанием. И поэтому человеческая субъективность - как объективная реальность (а не только феномен нашего сознания) - становится подлинным предметом психологии человека. Такие символы человеческой реальности, как внутренний мир, индивидуальность, субъективность, самость являются ключом в поиске оснований и условий духовного становления человека в пределах его индивидуальной жизни. Именно поэтому феномен субъективности поставлен в самый центр всей психологической проблематики человека. Субъективность в природе человека есть настоящий факт, а не умозрительная конструкция. Это действительно реальность, а не иллюзия человеческих представлений о себе. Более того, из всех фактов, с какими имеет дело человекознание, ни один не является столь кардинальным для понимания сути человека. Категория субъективности - это та основа, которая позволяет развернуть и панораму, и перспективу наших представлений о человеке, становящемся и определяющемся в мире; о человеке, обретающем образ человеческий во времени не только личной биографии, но и мировой истории, в пространстве не только наличной цивилизации, но и универсального мира культуры. Субъективность, являясь внутренним, сущностным свойством реально- практического способа жизни человека, сама есть объективное явление, входящее в состав процессов мира. И граница между субъективностью и объектностью (предметностью) проходит не по линии разъединения человека и мира, духовного и телесного, психологического и физиологического, а внутри самого человека как целого, граница эта проходит по линии противоположности человека как объекта и его же как субъекта. Субъективность составляет родовую специфику человека и принципиально отличает собственно человеческий способ жизни от всякого другого. Субъективность принципиально отличает человеческий способ существования от всякого другого. Развиваясь и преобразуясь в процессе становления человека, субъективность оформляется и дифференцируется на многообразные человеческие способности. Интегральным способом бытия субъективности выступает сознание, развивающееся по ступеням: бытийное сознание - самосознание - рефлексивное сознание - трансцендирующее сознание. Субъективность оживляет телесное бытие индивида, одушевляет человека и превращает его в субъекта действия, одухотворяет личную, индивидуальную и универсальную жизнь человека в мире. Во всех помыслах, чувствах, поступках человека мы находим проявление человеческой субъективности. 8.Понятие о методе науки Метод - это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. По своему составу научный метод представляет собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта. Так, метод интроспекции включает одну совокупность операций, а метод эксперимента - совершенно иную. Представление о методе или способе изучения психической реальности исходит из вполне определенного ее понимания. Многообразие же исторических определений предмета психологии приводит к возникновению и сосуществованию многих психологических школ и направлений. Подобное утверждение верно и относительно методов психологии. Метод в его единстве с предметом психологии составляет научный подход к
изучаемой реальности. Существо научного подхода выражается в
методологических принципах, т.е. установках, организующих направление и
характер исследования. Тот или иной научный подход и методологические
принципы реализуются в конкретно-исследовательских методах. В свою очередь, метод психологии конкретизируется в исследовательских методиках. Методика отвечает конкретным целям и задачам исследования, содержит в себе описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных. На основе определенного метода может быть создано множество методик. Например, экспериментальный метод в психологии воплощен в методиках изучения интеллекта, воли, личности и других сторон психологической реальности. Фактом психологической науки является то, что у нее нет однозначного набора исследовательских методов. Существующие методы психологии получают свою интерпретацию в рамках той или иной научной школы. Есть методы, которые используются только представителями данного направления в психологии, и есть методы, используемые в разных направлениях. Учение о методе составляет особую область знания - методологию, которая определяется как система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе. Методология равно относится и к теоретической, и к практической деятельности человека. С этой точки зрения существуют методология юридической деятельности, методология юридической науки и т.п. Методология учит, как надо действовать ученому или практику, чтобы получить истинный результат; исследует внутренние механизмы, логику движения и организации знания, законы его функционирования и изменения, объяснительные схемы науки и т.п. В качестве мировоззренческой основы психологической антропологии может
быть определена философская антропология как учение о целостной
человеческой реальности. Человек понимается как самостоятельное и свободное
существо, творчески воздействующее на объективные сферы бытия. Конкретно-
научное познание человека должно исходить из философского понимания
сущности человека, из выявления основной структуры человеческого бытия, из
фундаментальных свойств человеческого способа существования. Одним из
постулатов этой методологии является положение о бесконечности человека и о
принципиальной незавершенности его бытия. Поэтому невозможно окончательно
познать и определить человека. Следует различать познание абстрактного
человека в специальных науках и понимание его духовной сути, выявление 9. Естественнонаучная и гуманитарная парадигма в науках о человеке и обществе Наука представляет собой особую сферу человеческой деятельности,
функцией которой является выработка и теоретическая систематизация
объективных знаний о действительном мире. Как сфера человеческой
деятельности наука сложилась в эпоху Просвещения, а первой системой
научного знания стало естествознание. Две установки характерны для
классического естествознания: ценность объективного и предметного знания Объективность познания мира, согласно положениям естествознания,
достижима при условии, если из описания и объяснения исключается все, что
относится к исследователю и процедурам его познавательной деятельности. Научное познание природного мира строилось при помощи наблюдения и
экспериментирования с объектами природы. Исследователь занимал по отношению
к объекту познания позицию извне, позицию незаинтересованного,
беспристрастного субъекта. Центральное место в естествознании отводилось
индуктивному методу: достаточное количество сходных единичных наблюдений
или экспериментальных данных служило основанием для утверждения причинной
связи в изучаемом объекте, условием формулирования общего правила. Важным способом построения знания в естествознании является гипотеза, состоящая в выдвижении предположения об устройстве объекта, с ее последующей проверкой в эксперименте. Формулирование гипотез и их последующая опытная проверка составляет неотъемлемый атрибут естествознания. Проверяемость и воспроизводимость результатов научного исследования и есть критерии его истинности. Буквальное значение слова "гуманитарный" - относящийся к познанию
человека. Различают широкое и узкое понимание термина "гуманитарный". Специальное понимание термина "гуманитарный" связано со знанием собственно человеческого в человеке, с познанием человеческой субъективности. Гуманитарное познание ориентировано на индивидуальность, обращено к духовному миру человека, к его личностным ценностям и смыслам жизни. Гуманитарная парадигма в науке представляет собой познание природы,
общества, самого человека с человековедческой позиции; она вносит Гуманитарное знание включает в себя ценностное отношение к изучаемой
действительности; объект познания оценивается с позиций нравственных,
культурных, религиозных, эстетических и т.п. Содержание гуманитарного
знания связано с вопросами смысла человеческого существования; оно
предполагает переход от факта к смыслу, от вещи к ценности, от объяснения к
пониманию. Гуманитарное познание представляет собой ценностно-смысловое
освоение человеческого бытия. Прибегать к ценностным оценкам явлений
природы бессмысленно, так как вещи и явления природы не добры и не злы. Объекты гуманитарного знания - общество, человек - постоянно развиваются во времени истории и в пространстве культуры. В отличие от естествознания, утверждающего единственность истины ("точность" науки), в гуманитарных науках, как правило, на одну проблему могут существовать разные точки зрения. Понимание социальных явлений, продуктов культуры, самого человека исторически изменчиво, меняется от эпохи к эпохе. Гуманитарное познание объекта никогда не может быть окончательным и единственно верным. Продукты деятельности и сам человек оцениваются новыми поколениями заново, переосмысливаются, наполняются новым значением и смыслом. Одним из основных способов познания человека и его "второй природы" является понимание. Понимание исторического события, произведения культуры, внутреннего состояния другого человека предполагает пристрастное, заинтересованное отношение субъекта познания, своеобразное его вживание в изучаемую реальность. Понимание - это не только знание, но и соучастие, сопереживание, сочувствие другому. Неотъемлемым моментом понимания является личный опыт исследователя, его нравственные, мировоззренческие установки, ценностные ориентации, его отношение к познаваемому. 10. Методы психологии Основными исследовательскими методами в психологии - как и в естествознании в целом - являются наблюдение и эксперимент. В психологии каждый из этих общих методов выступает в различных формах; существуют разные виды наблюдения и эксперимента. К специфическим научно- исследовательским методам психологии относятся методы тестирования, опроса, анализа продуктов деятельности. Широкое применение в психологии нашли также методы математического моделирования, статистический анализ и др. Метод наблюдения - это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения. Объективное наблюдение в психологии направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание; здесь внешняя сторона деятельности лишь исходный материал наблюдения, который должен получить свою психологическую интерпретацию и быть осмыслен в рамках определенной теории. Успешность наблюдения и объяснения его результатов в конечном счете зависит от состояния знаний в исследуемой области. На основе определенного понимания природы изучаемого явления выдвигается гипотеза о его зависимости от конкретных факторов, от их проявления во внешнем поведении. Гипотеза проверяется в ходе наблюдения и может подтверждаться, уточняться, опровергаться. Наблюдение как научный метод должно отвечать ряду требований. Оно должно быть избирательным, т.е. исходить из четко поставленной цели, выделять определенный фрагмент изучаемой реальности. Наблюдение должно быть плановым и систематическим, т.е. строиться на основе плана и проводиться на протяжении определенного периода времени. Важно как можно более подробно зафиксировать изучаемое поведение, т.е. необходима полнота наблюдения. Объективность метода наблюдения повышается, если исследователь использует технические средства, например видеомагнитофон. В таком наблюдении исследователь целиком занимает позицию извне, а то и вовсе устраняется из ситуации. Не случайно идеальным вариантом метода наблюдения в психологии считалось наблюдение с использованием "зеркала Гезелла", пропускающего свет в одну сторону: исследователь мог видеть все происходящее, сам оставаясь невидимым. Подобного же эффекта можно достичь с использованием видеомагнитофона. Иначе говоря, ставится специальная задача добиться эффекта отсутствия исследователя, сделать так, чтобы испытуемые не знали, что за ними наблюдают, и вели себя естественно, как в обычных условиях. Принципиальная трудность объективного наблюдения в психологии связана с
однозначностью понимания, истолкования, объяснения внешних факторов
поведения в психологических понятиях. На результатах наблюдения в
существенной степени сказывается уровень опыта и квалификация наблюдателя. Метод эксперимента является одним из основных методом психологии. С.Л.Рубинштейн выделяет четыре основные особенности эксперимента. Во- первых, в эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление в отличие от наблюдения, при котором наблюдатель не может активно вмешиваться в ситуацию. Во-вторых, экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса. В-третьих, в эксперименте возможно попеременное исключение отдельных условий (переменных), с тем чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс. В- четвертых, эксперимент позволяет варьировать также и количественное соотношение условий, допускает математическую обработку полученных в исследовании данных. Рассмотрим два вида психологического эксперимента: лабораторный и естественный. Лабораторный психологический эксперимент протекает в специально создаваемых и контролируемых условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры и приборов. Первоначальным объектом лабораторного эксперимента в психологии выступили элементарные психические процессы: ощущения, восприятия, скорость реакции. Отличительной особенностью эксперимента в лаборатории является строгое соблюдение условий исследования и точность получаемых данных. Большого совершенства в использовании лабораторного эксперимента достигла когнитивная психология, изучающая познавательные процессы человека. Познавательные процессы составили основную область лабораторных исследований психологии человека. Научную объективность и практическую значимость получаемых в
лабораторном эксперименте данных снижает искусственность создаваемых
условий. Это связано как с отдаленностью решаемых в эксперименте задач от
реальных жизненных условий испытуемого, так и с невозможностью фиксировать
характер влияния экспериментатора на испытуемого в ходе исследования. Естественный психологический эксперимент снимает отмеченные ограничения
лабораторного эксперимента. Основное его отличие заключается в сочетании
экспериментальности исследования с естественностью условий проведения. К объективным методам психологии относится также тестирование,
используемое для целей психологической диагностики, для распознавания или
оценки состояний, особенностей, характеристик конкретного человека, группы
людей, той или иной психической функции и т.д. В этом отношении тест
подобен эксперименту. Объединяет их также то, что оба метода представляют
собой систему заданий, предлагаемых исследователем испытуемому. Подлинное
же родство эксперимента и теста состоит в том что тест вырастает из
эксперимента, создается на его основе. Существует особая область психологии Метод опроса используется в психологии в двух формах: анкетирования и беседы (интервью). Источником информации в опросе являются письменные или устные суждения индивида. Метод опроса часто подвергается критике: выражается сомнение в достоверности информации, полученной из непосредственных ответов испытуемых. Для получения более достоверной информации создаются специальные опросники, позволяющие получить ту информацию, которая соответствует определенной гипотезе, и эта информация должна быть максимально надежной. В психологии разработаны специальные правила составления вопросов, расположения их в нужном порядке, группировки в отдельные блоки и т.д. Если опрос проводится письменно с использованием анкеты, то говорят о методе анкетирования, преимущество которого состоит в том, что в нем одновременно может участвовать группа лиц. Полученные в ходе анкетирования данные могут быть статистически обработаны. В юридической практике анкеты применяются достаточно широко, но необходимо помнить, что получение надежных и достоверных фактов требует профессиональных знаний от составителей анкет. Плохо составленная анкета не только не дает достоверной информации, но и компрометирует сам метод. Оценивая в целом метод анкетирования, можно отметить, что он представляет собой средство первичной ориентировки, предварительной разведки. Полученные при анкетировании данные намечают направления дальнейшего изучения личности или группы. Получение информации в процессе непосредственного общения исследователя с опрашиваемым характерно для метода беседы (интервью). Беседа является более "психологичной" формой опроса, так как в ней имеет место взаимодействие субъектов, подчиненное определенным социально- психологическим закономерностям. Важнейшее условие успешности беседы состоит в установлении контакта исследователя с респондентом, в создании доверительной атмосферы общения. Исследователь должен расположить к себе опрашиваемого, вызвать его на откровенность. Метод анализа результатов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних форм поведения и деятельности. Изучая объективные продукты деятельности, можно делать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов. Правомерность использования метода анализа продуктов деятельности не вызывает сомнений. О силе таланта и личности писателя мы судим на основе его произведений. Л.Н.Толстой писал, что он весь в своих творениях. В психолингвистике разработан вариант метода анализа продуктов деятельности - контент-анализ, позволяющий выявлять и оценивать специфические характеристики литературных, научных, публицистических текстов и на их основе определять психологические характеристики их автора. Метод контент- анализа широко использует математические модели исследования текстовой информации с использованием ЭВМ. Специфической формой метода анализа результатов деятельности выступает графология. Психологи установили, что характеристики почерка связаны с определенными психологическими свойствами автора письма; ими были разработаны нормы и приемы психологического анализа почерка. Контент-анализ и графология представляют собой научно обоснованные, формализованные и стандартизованные формы метода анализа результатов деятельности. Пользование этими методами предполагает специальную подготовку исследователя, психологическую практику их использования. Математические методы в психологии используются как средство повышения надежности, объективности, точности получаемых данных. Основное применение эти методы находят на этапе постановки гипотезы и ее обоснования, а также при обработке полученных в исследовании данных. Надо подчеркнуть, что математические методы используются в психологии не в качестве самостоятельных, а включаются как вспомогательные на определенных этапах эксперимента или тестового обследования. Трудно или невозможно представить наши собственные психологические знания без метода самонаблюдения. С.Л.Рубинштейн отмечал, что "данные сознания фактически всегда используются в физических науках в каждом исследовании внешнего мира". Тем большее значение данные самонаблюдения имеют для психологии как науки о внутреннем мире человека. Высоко оценивая самонаблюдение и субъективное познание, американский
психолог К.Роджерс писал, что "один из важных путей познания идет через
формирование внутренних гипотез, которые мы проверяем, обращаясь к
внутреннему опыту", однако "этому типу познания уделяется мало внимания,
ибо он считается небезошибочным, не ведущим к широко признанным знаниям. Самонаблюдению открываются собственные переживания, чувства, мысли, отношения, образы, представления, желания, волевые процессы и т.п. Однако требуется особая внутренняя работа по их осмыслению, истолкованию, пониманию, расчленению. Не все люди одинаково способны к такого рода работе. Различия между людьми в этом отношении заключаются в уровне их самосознания и рефлексии. Самонаблюдение тесно связано с методом внешнего наблюдения. Показания самонаблюдения соотносятся человеком с внешним миром, с фактами собственного поведения, проверяются оценками других людей. Напомним отмеченную ранее особенность психического - внутренний субъективный мир есть объективная реальность. В самонаблюдении мы находим мысли, образы, переживания, связывающие нас с окружающей действительностью. Интроспекция не замыкает нас во внутреннем мире сознания, а, напротив, выводит нас на внешний - природный и социальный - мир. Метод самоотчета непосредственно вытекает из метода интроспекции. Культурно оформленными видами самоотчета являются письма, автобиографии, исповеди, дневники. Важными достоинствами самоотчета как метода гуманитарной психологии является то, что в самоотчете представлена уникальность внутреннего мира человека в единстве переживания, понимания, отношения, его отраженность в самосознании автора. В самоотчете человек предстает на определенном отрезке своей жизни, часто достаточно значительном. В психологии отмечается, что самоотчету бывают свойственны ошибки, одна из которых - склонность автора представлять себя перед другими в возможно более выгодном свете. Однако такое стремление само по себе интересно с психологической точки зрения, так как показывает, что более всего ценится автором самоотчета в его представлении перед другими. Большинству же писем, автобиографий, дневников, исповедей свойственно стремление обнажать самые интимные переживания и мысли их авторов, описывать внутренние мотивы поступков в реальных жизненных ситуациях. Замечательным примером здесь может служить "Исповедь" Л.Н.Толстого. Включенное наблюдение представляет собой специфическую форму наблюдения. Эмпатическое слушание как метод гуманитарной психологии основан на способности человека понять собеседника в сопереживании ему - переживании исследователем тех же эмоциональных состояний, которые испытывает собеседник, через отождествление с ним. Эмпатическое слушание обосновал и использовал в своей психотерапевтической практике К.Роджерс. Как способ общения с собеседником и его познания, эмпатическое слушание
представляет собой определенную технику поведения субъекта-исследователя Идентификация как метод понимания другого представляет собой способность человека мысленно поставить себя на место другого, как бы воплотиться в другом. В отличие от эмоционального сопереживания (эмпатии), идентификация использует интеллектуальные, логические операции: сравнение, анализ, рассуждение и т.п. Биографический метод как способ познания человека основан на изучении
психологии человека в контексте его истории, через описание его биографии. Использование биографического метода сопряжено с применением ряда частных методик: опросников, интервью, тестов, автобиографий, свидетельств очевидцев (близких людей, современников), с изучением продуктов деятельности и т.д. Интуиция определяется как знание, возникающее без осознания путей и
условий его получения, в силу этого субъект имеет знания как результат Интерпретация внутреннего мира другого человека основана на
использовании субъектом совокупности внутренних психологических средств,
своего психологического опыта. Понимание чужой душевной жизни
осуществляется по механизму аналогии. "Внутреннее восприятие, - писал Среди психокоррекционных методов можно выделить различные психотерапевтические методики (аутогенную тренировку, рациональную психотерапию, групповые формы и т.д.). Наибольшую популярность в современной психотерапии завоевали групповые
формы терапии и коррекции. Существует различное наименование таких групп: Психокоррекционными группами называют небольшие временные объединения людей, обычно имеющие тренера-руководителя, общую цель межличностного исследования, личностного научения и роста. Потенциальное преимущество групповой терапии перед индивидуальной состоит в возможности получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие проблемы или переживания с конкретными участниками группы. В процессе группового взаимодействия происходит принятие ценностей и потребностей других. В группе человек чувствует себя принятым и принимающим, пользующимся доверием и доверяющим, окруженным заботой и заботящимся, получающим помощь и помогающим. Реакции членов группы друг на друга облегчают разрешение межличностных конфликтов вне группы. В поддерживающей и контролируемой обстановке человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров. Психодрама - это терапевтический групповой процесс, в котором
используется метод драматической импровизации для изучения внутреннего
мира. Психодрама отражает актуальные проблемы клиента, которые становятся
содержанием разыгрываемых сцен. Психодрама основывается на предположении,
что изучение чувств, формирование новых отношений и моделей поведения более
эффективно при использовании действий, реально приближенных к жизни по
сравнению со словесным обсуждением проблем. Основателем психодрамы является Группы телесной терапии ориентируют на знакомство участников с
собственным телом, на расширение сферы сознания индивидуума глубинными
телесными ощущениями, на исследование того, как потребности, желания и
чувства кодируются в разных телесных состояниях, на обучение разрешению
конфликтов в этой области. Ключевым понятием телесной терапии является
понятие энергии: тело здесь воспринимается через протекающие в нем
энергетические процессы. Для участников группы оптимальное отношение к телу
означает развитие спонтанного течения энергии, охватывающего весь организм. В группах танцевальной терапии танец служит коммуникацией посредством движения. Назначение танцевальной терапии многопланово: использование возможностей тела для повышения физического и эмоционального здоровья, повышение самооценки путем развития более положительного образа тела, совершенствование посредством группового опыта социальных умений, в первую очередь коммуникативных, терапевтическое освобождение сдерживаемых чувств, приобретение опыта групповой работы. Танцевальный терапевт создает в группе благоприятную эмоциональную среду для исследования себя и других и работает над отражением спонтанных движений членов группы и расширением репертуара движений. Терапевт применяет специальные упражнения на расслабление, дыхание, размещение, управление и движение в пространстве. Фундаментальным для танцевальной терапии являются взаимоотношения между телом и разумом, спонтанными движениями и сознанием, а также убежденность в том, что движение отражает личность. Психотерапия искусством как метод основывается на предположении, что
внутренние переживания, трудности, конфликты человека имеют
представительство на образном, символическом уровне и могут получить
выражение в изобразительном искусстве: рисовании, лепке, аппликации и т.п.
|
|