| |||
Реферат: Даосизм, Синтоизм, Конфуцианство. Религия КитаяМинистерство Образования Украины Одесский Государственный Политехнический Университет Контрольная работа по теме Выполнил: Ст. гр. РТ-971 Чечельницкий Е. В. Одесса 1998 [pic] Конфуцианство Конфуций (Кун-цзы, 551479г. До н. э.) родился и жил в эпоху больших
социальных и политических потрясений, когда чжоуский Китай находился в
состоянии тяжелого внутреннего кризиса. Власть чжоуского правителя – вана
давно ослабла, Разрушались патриархально-родовые нормы, в междоусобицах
гибла родовая аристократия. Крушение древних устоев семейно-планового быта,
междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и
страдания простого народа – все это вызывало резкую критику ревнителей
старины. Выступив с критикой своего века и высока ставя века минувшие, Чувство долга, как правило, обусловлено знанием и высшими принципами, но не расчетом. “Благородный человек думает о долге, низкий человек заботится о выгоде,” – учил Конфуций. Он также разработал и ряд других понятий, включая верность и искренность (чжэн), благопристойность и соблюдение церемоний и обрядов (ли). Следование всем этим принципам было обязанностью благородного цзюнь- цзы, и, таким образом, “благородный человек” Конфуция – это умозрительный социальный идеал, назидательный комплекс добродетелей. Этот идеал становился обязательным для подражания, приблизится к нему было делом чести и социального престижа особенно для тех, представителей высшего сословия ученых-чиновников, профессиональных бюрократов-администраторов, которые с эпохи Хань (III в. До н. э.) стали управлять китайской конфуциальной интерией. Конфуций стремился создать идеал рыцаря добродетели, боровшегося за
высокую мораль, против царившей вокруг несправедливости. Но с превращением
его учения в официальную догму на передний план выступила не суть, а
внешняя форма, проявлявшаяся в демонстрации преданности старине уважения к
старым, напускной скромности и добродетели. В средневековом Китае
постепенно сложились и были канонизированы определенные нормы и стереотипы
поведения каждого человека в зависимости от занимаемого места в социально-
чиновничьей иерархии. В любой момент жизни, на любой случай, при рождении и
смерти, поступлении в школу и при назначении на службу – всегда и во всем
существовали строго факсированые и обязательные для всех правила поведения. Конфуций, отталкиваясь от сконструированного им социального идеала, сформулировал основы того социального порядка который хотел бы видеть в поднебесной: “Пусть отец будет отцом, сын – сыном, государь – государем, чиновник – чиновником,” т.е. все станет на свои места, все будут знать свои права и обязательства и делать то, что им положено. Упорядоченное таким образом общество должно состоять из двух основных категорий, верхов и низов – тех, кто думает и управляет и тех, кто трудится и повинуется. Критерием разделения общества на верхи и низы должны были служить не знатность происхождения и не богатство, а степень близости человека к идеалу цзюнь- цзы. Формально этот критерий открывал путь наверх для любого намного сложнее: сословие чиновников было отделено от простого народа “стеной иероглифов” – грамотность. Уже в Лицзы было специально оговорено, что церимониалы и обряды не имеют отношения к простотонародью и что грубые телесные наказани не применяются к грамотным. Конечной и и высшей целью управления Конфуций провозглашал интересы народа. Одна при этом они были убеждены, что самому народу его интересы непонятны и недоступны и без опеки образованных конфуцианцев – управителей он обойтись никак не может: “Народ следует заставлять идти должным путем, но не нужно объяснять, почему.” Одной из важных основ социального порядка, по Конфуцию, было строгое повиновение старшим. Слепое повиновение его воле, слову, желанию – это элементарная норма для младшего, подчиненного, подданного как в рамках государства в целом, так и в рядах клана, семьи. Конфуций напоминал, что государство – это большая семья, а семья малое государство. Конфуцианство придало культу предков глубокий смысл символа спец. Конфуцианский культ предков и нормы сяо способствовал расцвету культа семьи и клана. Семья считалась сердцевиной общества, интересы семьи намного превосходили интересы отдельной личности. Отсюда и постоянная тенденция к росту семьи. При благоприятных экономических возможностях стремлении к совместному проживанию близких родственников резко преобладало над сепаратистскими наклонностями. Возникал мощный разветвленный клан и родичей, державшихся друг за друга и населявших порой целую деревню. И в семье и в обществе в целом любой, в том числе влиятельный глава семьи, важный чиновник императора, представлял собой прежде всего социальную единицы, вписанную в строгие рамки конфуцианских традиций, выйти за пределы которых было невозможно: это означало бы “потерять лицо”, а потеря лица для китайца равносильно гражданской смерти. Отклонения от нормы не допускались, и никакой экстравагантности, оригинальности ума или высшего облика китайские конфуцианство не поощряло: строгие нормы культа предков и соответствующего воспитания подавляли эгоистические наклонности с детства. Человек с детства привыкал к тому, что личное, эмоциональное, свое на шкале ценностей несоизмеримо с общим, принятым, рационально обусловленным и обязательным для всех. Конфуцианство сумело занять ведущие позиции в китайском обществе,
приобрести структурную прочность и обосновать свой крайний консерватизм,
нашедший наивысшее выражение в культе неизменной формы. Соблюсти форму, во
чтобы то ни стало сократить вид, не потерять лицо – всё это стало теперь
играть особо важную роль, ибо рассматривалось как гарантия стабильности. Не будучи религией в полном смысле слова, конфуцианство стало большим, нежели просто религия. Конфуцианство – это так же и политика, и административная система, и верховный регулятор экономических и социальных процессов – словом это основа всего китайского образа жизни, квинтэссенция китайской цивилизации. В течение двух с лишним тысяч лет конфуцианство формировало умы и чувства китайцев влияло на сих убеждения, психологию поведение, мышление, восприятие, на их быт и уклад жизни. Cписок литературы: Васильев Л.С. «История религии востока» Баканурский Г.Л. «История и теория атеизма» [pic] Даосизм Даосизм возник в чжоуском Китае практически почти одновременно с
учением Конфуция в виде самостоятельной философской доктрины. Основателем
философии даосовсчитается философ Лао-Цзы, который современными
исследователями считается фигурой легендарной, т.к. о нем нет достоверных
исторических и биографических сведений. Согласно легенде, он ушел из Китая,
но согласился оставить смотрителю пограничной заставы свое сочинение Дао-дэ-
цзин(IV-III век до н.э.). В этом трактате излагаются основы даосизма,
философия Лао-Цзы. В центре доктрины-учение о великом Дао, всеобщем законе
и абсолюте. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его
никто не создавал, но все происходит от него. Невидимое и неслышимое,
недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и
бесформенное, оно дает начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Из этого видно, что даосизм ставит перед собой цель раскрыть перед человеком тайны мироздания, вечные проблемы жизни и смерти и становится понятно, почему он возник. Ведь за пределами конфуцианства мистическое и иррациональное, не говоря уже о древней мифологии и примитивных предрассудках. А без этого человек чувствует некоторый духовный дискомфорт, некую пустоту, которую требуется заполнить и поэтому все верования и обряды были объединены в рамках религии даосов, сформировавшейся параллельно с конфуцианством. Одним из самых привлекательных пунктов в учении Дао как для простого
народа, так и для знати была проповедь долголетия и бессмертия для людей,
познавших Дао. Эта идея настолько увлекала, что императоры даже снаряжали
экспедиции за эликсирами бессмертия и финансировали работы даосских магов
по их изготовлению. Таким образом даосизм смог выжить и укрепиться в
условиях господства конфуцианства. При этом даосизм довольно сильно
изменился, идея о Дао и Дэ была отодвинута на задний план, а на передний
выдвинулись многочисленные маги, знахари, шаманы, примкнувшие к даосизму,
которые умело синтезировали некоторые идеи даосизма с крестьянскими
суевериями, и таким образом получившие над ними(крестьянами) очень большую
власть. Подтверждением этому стало крестьянское даосское восстание,
произошедшее во время кризиса власти после конца династии Хань, которым
руководил даосский маг Чжан Цзюнэ. Он ставил своей задачей свержение
существующего строя и замену его царством Великого Равенства(Тайпин). Он
объявил год восстания началом эпохи нового ‘’Желтого неба’’, поэтому его
приверженцы носили желтые повязки. Восстание было жестоко подавлено сам Сам акт перевоплощения почитался настолько священным и таинственным,
что его никто не мог зафиксировать. Просто был человек-и нет его. Он не
умер, но исчез, покинул свою телесную оболочку, дематериализовался,
вознесся на небо, стал бессмертным. На протяжении веков даосизм переживал
взлеты и падения, поддержку и гонения, иногда становился официальной
идеологией какой-либо династии. Но тем не менее он был нужен как
образованным верхам, так и необразованным низам китайского общества. Cписок литературы: 1.Васильев Л.С. «История религий Востока» 2.Баканурский Г.Л. «История и теория атеизма» [pic] Синтоизм Синтоизм. В переводе с японского синто обозначает путь богов- религия, возникшая в раннефеодальной Японии не в результате трансформации философской системы ,а из множества родоплеменных культов , на базе анимистических, тотемистических представлений магии, шаманизма ,культа предков. Пантеон синтоизма состоит из большого числа богов и духов. В ходе становления классового общества и государства складывается
идея верховного божества и творческого акта ,в результате которого Синто не имеет церковных канонических книг. В каждом храме есть свои
мифы и обрядовые предписания которые могут быть неизвестны в других храмах. Cписок литературы: Светлов Г.Е. «Религия и политика» Богут И.И. «История философии(перевод с чешского)» Баканурский Г.Л. «История и теория атеизма» |
|