| |||
Реферат: ИудаизмИудаизм и его основные направления ПЛАН Введение Основные принципы вероучения в иудаизме основные периоды развития иудаизма Основные направления современного иудаизма
Заключение Литература Введение Иудаизм - современное название древнейшей монотеистической религии
мира. Название происходит от греческого слова “иудаисмос”, которым в начале
новой эры обозначали религию еврейского народа. Это слово в свою очередь
происходит от еврейского слова “иехуда” (призванный восхвалять Б-га). Этот
термин появляется во второй книге Маккавеев и в послании Галатам апостола О мировом значении этой религии нельзя сказать выразительнее и лучше русского мыслителя Н.Я. Данилевского: “среди него (еврейства) выработалось то религиозное миросозерцание, которое подчинило себе самые высокие развитые цивилизации и которому суждено было сделаться религиею всех народов, единою, вечною и непреходящую ее формой (Н.Я. Данилевский, Россия и Европа. СПб, 1995. С.402). Более того, он полагал, что иудаизм является основой особой еврейской цивилизации. Естественно, что говоря о “всех народах”, автор имел ввиду единоверных ему приверженцев христианства, которое зародилось в иудаизме и в значительной степени прямо переняло его религиозную традицию. Эту мысль продолжает великий русский религиозный философ В. Соловьев, подчеркнув, что только у евреев религия принимает форму Союза или Завета между Б-гом и человеком как между существами, “хотя и неравносильными, но нравственно однородными” (В. С. Соловьев. Еврейство и христианский вопрос// Тайна Израиля. СПб, 1993 С.40) 1. Основные принципы вероучения в иудаизме Главным и незыблемым принципом веры в иудаизме является признание Более детально основополагающие идеи иудаизма изложены в Десяти
заповедях, дарованных согласно традиции, Б-гом на горе Синай (XIII в. до.
н. э.) через пророка Моисея еврейскому народу, называемому также народом 1. Я, Господь Б-г твой, который вывел тебя из Египта, из дома рабства. 2. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и того, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им, ибо я Господь Б-г твой - Б-г ревнитель, наказывающий детей за грехи отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милости тысячам родов любящим меня и соблюдающим заповеди Мои. 3. Не произноси имени Господа, Б-га твоего напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно. 4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу Б-гу твоему; не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в седьмой день почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его. 5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Б-г твой дает тебе. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Этими заповедями закреплялся особый договор - “Завет” - между Б-гом и
еврейским народом, ставшим благодаря этому акту “избранным” в смысле
первообладателя Священного учения - Торы. Именно народу Израиля завещано
возвестить слово Б-жие всем народам Земли. Первые четыре заповеди посвящены
отношениям Б-га и человека а остальные шесть отношениям людей между собой. 1. Идолопоклонства 2. Разврата и прелюбодеяния 3. Кровопролития 4. Поругания имени Б-жьего 5. Несправедливости и беззакония 6. Грабежа 7. Жестоких, бесчеловечных поступков, в частности, жестокого обращения с животными. Однако в рамках общих положений иудаизм допускает большую свободу
мысли в их толковании и осмыслении. Ввиду этого известны различные способы
догматического определения его сущности. Например, великий законоучитель 2. основные периоды развития иудаизма Авраам рассматривается в еврейской традиции не только как
родоначальник еврейского народа, но и как основоположник иудаистического
монотеизма. Послебиблейская еврейская национально-религиозная традиция
приписывает ему открытие существования Единого Бога - творца неба и земли. Возникновение монотеистических представлений стало мощным фактором этногенеза еврейского народа. Этноним "евреи", по одной из версий, произошел от древнесемитского наименования "ибири" - так первоначально назывались кочевые семьи, выделившиеся из крупных племенных объединений. Переселение около 1900 г. до н. э. племени Авраама из окрестностей города Ура Халдейского в Месопотамии за реку Евфрат положило начало исторической жизни евреев - почитателей Единого Бога. Отсюда возникла другая версия происхождения наименования "евреи" - от древнесемитского слова "эвер" (другая сторона), что означает "живущие на другой стороне реки". Этноним "жид" ("жидовин") впервые фиксируется в русских письменных
источниках с XII века и представляет собой результат длительной
фонетической трансформации еврейского этнонима "йехуди". Долгое время
этноним "жид" считался нормативным, однако с XIX века стал приобретать
уничижительно-оскорбительный оттенок, постепенно перейдя в лексикон
антисемитизма. Древние евреи явились первой этнической общностью, в судьбе
которой генезис монотеизма сыграл особую роль. Понятие единого всемогущего Монотеистические представления древних евреев складывались в течение
достаточно продолжительного исторического периода (XIX - II века до н. э.),
получившего наименование библейского и включившего в себя так называемую
эпоху патриархов (праотцев) еврейского народа - Авраама, Исаака и Иакова Религиозные воззрения патриархов основывались на идее, согласно которой глава рода устанавливает личную связь (завет) с Богом своих отцов - покровителем рода (генотеизм). Уникальными в подобных воззрениях были понимание особой близости между Богом и человеком и требование исполнять все заповеди, данные Богом отцов. На этой религиозной основе сложился союз родственных племен, именуемый "Вене Исраэль" ("Сыны Израиля"). Согласно Библии первоначально в данный союз входило 12 колен Результатом этого завета стали Десять Заповедей, записанные на
скрижалях (каменных досках), которые согласно Библии были переданы Моисею Достигнутый уровень религиозно-этнического единства древних евреев
позволил им около 1200 г. до н. э. под руководством преемника Моисея - Пережив внутренние смуты, приведшие около 928 г. до н. э. к распаду
древнееврейского государства на два самостоятельных царства - Израильское и Под влиянием учения и проповеди древнееврейских пророков - небиим Формирование иудаистического монотеизма происходило в условиях непрекращающейся борьбы с языческими культами, получившими большое распространение вследствие ассирийского и вавилонского культурного влияния в Палестине. В связи с этим огромное значение для утверждения иудаистического
монотеизма имела религиозная реформа иудейского царя Иосии (правил в 639 - В послевавилонскую эпоху в итоге деятельности законоучителей Ездры и В результате Маккавейских войн в 165 г. до н. э. древнееврейская
государственность была восстановлена и в различных формах просуществовала
вплоть до Иудейской войны с Римом (67 -73 гг. н. э.). По словам протоирея Письменное оформление талмудической традиции первоначально совершалось
иерусалимскими книжниками - продолжателями Ездры, а с конца 1 века нашей
эры, после разрушения Иерусалима - таннаями (законоучителями) и амораями Ведущую роль после этого стала играть еврейская община в Месопотамии,
существовавшая со времен "Вавилонского пленения", которая с III века при
сасанидских правителях Ирана получила внутреннюю автономию. Непререкаемый
авторитет в вопросах иудейского вероучения приобрели вавилонские гаоны После арабского завоевания Месопотамии гаонат Вавилонии не только
сохранил свое значение, но и сделался высшим духовным авторитетом для всех
евреев Арабского халифата. Как отмечал в этой связи еврейский историк С. Период истории иудаизма VI - XVIII веков именуется раввинистическим. На существование еврейских национально-религиозных общин постоянное воздействие оказывал фактор антисемитизма - враждебного отношения к евреям как к низшей и порочной расе, способной лишь к нанесению ущерба народам, среди которых она живет. Зародившись еще в Древнем Риме, антисемитизм в средневековой Европе принял религиозную форму: утверждалась враждебность иудейской религии христианству и христианской цивилизации. Антисемитизм активно использовался различными слоями средневекового общества для подавления экономических конкурентов и в целях политической борьбы. Результатом антисемитизма явилось постоянное перемещение значительных масс еврейского населения, уничтожение в результате преследований иудейских общин в одних странах и возникновение их там, где обстановка была более благоприятна. Крупнейший еврейский культурно-религиозный центр сложился в Испании
после завоевания ее арабами в 711 г. Однако после Реконкисты (отвоевания
коренным населением захваченных арабами территорий) положение евреев в С IX века значительный центр еврейской национально-религиозной жизни складывался в Германии, но в XI-XII веках германские иудейские общины подвергались разгрому в период трех первых крестовых походов, сопровождавшихся вспышками религиозного фанатизма. Дальнейшее ухудшение положения германских евреев, поставленных в условия принудительной изоляции от христианского населения (так называемый режим гетто), привел к их миграции в XIII -XV веках на территорию Восточной Европы (Польша, Литва, западнорусские земли). Существенно лучше было положение иудейских общин в мусульманских странах благодаря традиционной веротерпимости исламских владык. Однако и здесь иудеи страдали от многочисленных войн, особенно во время восстаний христианского населения Турции. Несмотря на то, что диктуемые объективными обстоятельствами случаи
ренегатства иногда имели место, в целом в Европе до конца XVII века для
евреев была характерна крайне малая подверженность ассимиляции, в
экстремальных ситуациях доходившая до готовности скорее погибнуть, чем
отречься от своей веры и своего народа. Так произошло, в частности, с
марранами - крещеными испанскими евреями, сохранившими тайную
приверженность иудаизму и подвергшимися за это жесточайшим преследованиям
инквизиции. Новый период истории еврейства и иудаизма наступил в конце В еврейской среде зародилось движение за приобщение евреев к
достижениям европейской цивилизации, получившее название хаскалы С XIX века еврейство Западной Европы, а затем и США захватили процессы
секуляризации и эмансипации: история иудаизма и история евреев, ранее
неразделимые, начали расходиться. Стала фактом национальная
самоидентификация евреев вне религиозных рамок. В то же время евреев К концу XIX века наряду с движениями, ведущими к ассимиляции евреев,
сформировалось национально-политическое течение, ставящее целью воссоздание
еврейского государства на исторической родине еврейского народа - в В 1897 г. состоялся 1 Всемирный сионистский конгресс, проходивший в В XX веке процесс ассимиляции евреев получил наибольшее развитие в
странах Западной Европы и на территории СССР. Но в итоге Холокоста Гитлеровский геноцид и вызванный им массовый психический шок не
сломили, однако, еврейского национального духа. Напротив, фактами
послевоенной истории мирового еврейства стали прорыв в неразрешимой ранее
проблеме возвращения евреев в Палестину (образование в 1948 г. государства 3. Основные направления современного иудаизма Основные направления современного иудаизма - ортодоксальное, реформистское и консервативное. Они в свою очередь делятся на различные течения. 3.1. Реформизм Реформистское направление в иудаизме возникло в Германии в начале XIX
в. На его становление оказали с одной стороны идеи европейского Ее сущность заключается в том, что огромная совокупность обрядов и
ритуалов, налагаемых на верующего еврея талмудическим иудаизмом, является
только исторически преходящим фактором, не отражающим подлинного духа
религии. Отсюда делался вывод о необходимости радикального реформирования
иудейского культа. Эти идеи стали претворяться в жизнь после оккупации Один из первых идеологов реформизма Израиль Якобсон в 1808 г. основал в Касселе (Вестфалия) еврейскую школу, где наряду с еврейскими преподавались светские науки, а также молитвенный дом с отправлением службы не на еврейском языке Священного Писания а на немецком. Затем его последователь Э. Клей в 1818 г. основал реформистскую синагогу в Гамбурге, названную Тампль (Храм). Наряду с введением богослужения на немецком языке и аккомпанементом на органе, из текстов молитв были выброшено упоминание о пришествии Мессии, одно из главных положений традиционного иудаизма. С появлением раввинов, получивших образование в европейских университетах, количество сторонников реформистского иудаизма резко возросло. Их главным идеологом стал Авраам Гейгер (1810 - 1874 гг.), выдающийся ученый и глава еврейской общины г.Бреслау (Вроцлав). По его представлениям, иудаизм - это только религия, евреи не являются единым народом. Концентрированная доктрина реформизма нашла свое выражение в
декларации участников съезда его сторонников, прошедшего в г. Франкфурт-на- . мы признаем за религией Моисея возможность бесконечного развития; . Талмуд не имеет для нас никакого авторитета ни с догматической, ни с практической точки зрения; . Мессии, который бы вернул евреев в Палестину мы не ждем и не желаем, мы не признаем никакого другого отечества, кроме того, к которому мы принадлежим по рождению и по гражданству. Радикальному изменению подвергся и ритуал богослужения: вся служба велась на немецком языке, отменено трубление в ритуальный рог (шофар), ношение во время молитвы ритуального облачения (талес), во всех религиозных вопросах женщины были уравнены в правах с мужчинами. Однако наибольшего успеха реформизм добился в США, куда эмигрировали
многие его идеологи. В 1885 г. на съезде в Питтсбурге было подтверждено,
что евреи являются не народом а религиозной общиной. Главным принципом было
признано библейское положение “люби ближнего как самого себя”. Ритуалы,
соблюдение субботы, пищевые запреты только мешают этому. Несмотря на
массовую эмиграцию в США из Восточной Европы приверженцев ортодоксального
иудаизма, реформизм и сегодня пользуется там массовой поддержкой. 3.2. Консервативный иудаизм Направление консервативного иудаизма сформировала группа в США умеренных реформистов в ответ на радикальные решения Питтсбургской платформы. В основу своей программы были положены идеи немецко-еврейского ученого З. Френкеля (1801-1875 гг.), полагавшего иудаизм и национальные традиции результатом коллективного творчества еврейского народа и полностью отделившего религию от образа жизни. В связи с этим провозглашалась свобода критического подхода к иудаизму и к еврейской истории. Дальнейшему успеху консервативного иудаизма способствовала деятельность знаменитого гебраиста и раввина С. Шехтера . В настоящее время консерватизм сохраняет сильные позиции среди приверженцев иудаизма, особенно в Америке. Сторонники консервативного иудаизма признают принципы ортодоксального
раввинизма, однако сохранили многие нововведения реформистов. В их
синагогах мужчины и женщины молятся совместно, богослужения совершаются на
английском языке, используется орган. Подобно реформистам они отрицают
воскресение мертвых, но верят в бессмертие души. В рамках консервативного
иудаизма в США возникла направление конструктивистов. Они провозглашают
принцип: “иудаизм для еврейского народа а не еврейский народ для иудаизма”. 3.3. Ортодоксальный иудаизм Ортодоксальный иудаизм решительно возражал против нововведений в
религии, видя в них вредные плоды эпохи распространения среди евреев
европейского просвещения (по - еврейски Гаскала), начало которому положил Заключение Как указывал С. Дубнов, "уже давно скорбный путь еврейской истории измеряется катастрофами. От одного "хурбана " (разрушения) до другого - такова обычная характеристика этапных пунктов на этом пути. Созданные великим трудом еврейские центры разрушаются не вследствие процесса внутреннего разложения, а насильственно, рукою внешнего врага, и в начале каждой историческом эпохи народу-страннику приходится создавать новые центры национальной культуры, новые позиции для армии духа, которая может быть разбита, но не побеждена". Моё мнение заключается в том, что иудаизм как религия является составной частью современной государственной политики, она не отделена от государства и играет важную роль в сферах общественной и личной жизни - от рождения человека до его похорон. Иудаизм сыграл значительную роль в самосохранении евреев как этноса. Национальное и религиозное в душе верующего иудея совпадали, а отход от иудаизма означал выход из еврейства, что для воспитанных столетиями корпоративного быта евреев, в свою очередь, означало смерть: наложение херема - отлучения от синагоги и от еврейства - рассматривалось как самое страшное наказание. Иудаизм не лучше и не хуже других религий, но он нам интересен тем, что это еврейская религия, религия народа, избранного Богом. Однако не только в этом его значение. Из него произошли две другие крупнейшие мировые религии: христианство и ислам. Христианство - это бабочка, вышедшая из кокона иудаизма. Здесь имеется в виду истинно христианская вера, вера апостолов и ранней христианской общины, а не ее религиозные течения, сковывающие живую веру. Вера втискивается религией в жесткую оболочку правил и предписаний. Любая религия - родник, который не утоляет жажды и не спасает. Литература 1. И. Телушкин. Еврейский мир. М. 1992 2. С. М. Пилкингтон. Иудаизм. М. 1999. 3. Тайна Израиля. СПб. 1993. 4. Религии народов современной России. М. 1999. Статьи Иудаизм в России, Иудаизм и сионизм, Иудаистские обряды и ритуалы, Хасидизм, Реформистский иудаизм. 5. Российская цивилизация. Энциклопедический словарь. М. 2001. Статьи Антисемитизм в России, Иудаизм в России, Сионизм. 6. Писманик М. Г. , Вертинский А. В., Демьяненко С. П. и др. Религия в истории и культуре: Учебник для вузов (под ред. проф. Писманика М. Г.) М: «ЮНИТИ», 1998. 7. Вихнович В. Л. Караим Авраам Фиркович. Еврейские рукописи, история, путешествия. СПб 1997. |
|