| |||
Реферат: Языческие верования древних славян« ЯЗЫЧЕСКАЯ ВЕРА ДРЕВНИХ СЛАВЯН »
Введение. В славянских сказках встречается множество волшебных персонажей – то ужасных и грозных, то таинственных и непонятных, то добрых и готовых помочь. Современным людям они кажутся причудливым вымыслом , но в старину на Руси свято верили, что в чаще леса стоит изба Бабы Яги, в суровых каменных горах обитает змей, похищающий красавиц, считали, что девушка может выйти замуж за медведя, а конь умеет говорить человеческим голосом. Такая вера получила название язычество, т.е. «народная вера». Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с
различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг. Из-за разрозненности языческих верования, так и не достигших
своего расцвета, сохранилось очень мало сведений о язычестве, да и то
довольно скупых. Собственно славянские мифологические тексты не
сохранились: религиозно-мифологическая целостность язычества была разрушена
в период христианизации славян. Возможна лишь реконструкция основных
элементов славянской мифологии на базе вторичных письменных, фольклорных и
вещественных источников. Главный источник сведений по раннеславянской
мифологии — средневековые хроники, анналы, написанные посторонними
наблюдателями на немецком или латинском языках и славянскими авторами ГЛАВА 1 Градация славянских языческих божеств. По функциям, языческих божеств, по характеру их связей с коллективом, по степени индивидуализированного воплощения, по особенностям их временных характеристик и по степени их актуальности для человека можно выделить несколько уровней. Высший уровень характеризуется наиболее обобщенным типом функций
богов (ритуально-юридическая, военная, хозяйственно-природная), их связью с
официальным культом (вплоть до раннегосударственных пантеонов). К высшему
уровню славянской мифологии относились два праславянских божества, чьи
имена достоверно реконструируются как Perunъ (Перун) и Velesъ (Велес), а
так же увязываемый с ними женский персонаж, праславянское имя которого
остается неясным. Эти божества воплощают военную и хозяйственно-природную
функции. Они связаны между собой как участники грозового мифа: бог грозы К более низкому уровню могли относиться божества, связанные с хозяйственными циклами и сезонными обрядами, а также боги, воплощавшие целостность замкнутых небольших коллективов: Род, Чур у восточных славян и т.п. Возможно, что к этому уровню относилось и большинство женских божеств, обнаруживающих близкие связи с коллективом, иногда менее уподобленных человеку, чем боги высшего уровня. Элементы следующего уровня характеризуются наибольшей
абстрагированностью функций. С обозначением доли, удачи, счастья, вероятно,
было связано и общеславянское Бог: можно сравнить богатый (имеющий бога,
долю) — убогий (не имеющий бога, долю), в украинском языке — небог, небога К низшему уровню относятся разные классы неиндивидуализированной ГЛАВА 2 Звериные божества. В далекую эпоху, когда основным занятием славян была охота , а не
земледелие, они верили, что дикие животные – их прародители. Славяне
считали их могущественными божествами, которым следует поклоняться. У
каждого племени был свой тотем, т.е. священное животное, которому племя
поклонялось. Несколько племен своим предком считали Волка и почитали его
как божество. Имя этого зверя было священным, его запрещалось произносить
вслух, поэтому вместо “волк” говорили лютый, а себя называли “лютичи”. Во
время зимнего солнцестояния мужчины этих племен надевали волчьи шкуры, что
символизировало превращение в волков. Так они общались со звериными
предками, у которых просили силы и мудрости. Волк считался могущественным
защитником племени, пожирателем злых духов. Языческий жрец, совершавший
охранительные обряды, также одевался в звериную шкуру. С принятием
христианства отношение к языческим жрецам изменилось, и потому словом Хозяином языческого леса был медведь – самый сильный зверь. Он
считался защитником от всякого зла и покровителем плодородия – именно с
весенним пробуждением медведя древние славяне связывали наступление весны. Миф о Медведе - хозяине леса и могущественном божестве – сохранился
в русских сказках. Истинное название этого зверя-божества было столь
священным, что не произносилось в слух и поэтому не дошло до нас. Медведь-
это прозвище зверя ,означающее «недоед » , в слове «берлога» сохранился и
более древний корень – « бер, т.е. «бурый» (берлога – логово бера). Из травоядных животных в охотничью эпоху наиболее почиталась Небесные богини – Оленихи – посылали на землю новорожденных оленят, сыпавшихся, подобно дождю, из туч. Среди домашних животных славяне более всего почитали Коня, ведь некогда предки большинства народов Евразии вели кочевой образ жизни, и в облике золотого ко ня, бегущего по небу, им представлялось солнце. Позднее возник миф о боге солнца, едущем по небу на колеснице. Образ Солнца-коня сохранился в убранстве русской избы, увенчанной коньком, изображением одной или двух конских голов. Амулет с изображением конской головы или просто подкова, подобно другим солнечным символам считались могучим оберегом. ГЛАВА 3 Человекоподобные божества. С течением времени человек все больше освобождался от страха перед
миром животных, и звериные черты в образах божеств постепенно начали
уступать место человеческим. Хозяин леса из медведя превратился в
косматого лешего с рогами и лапами, но все же напоминающего человека. Божествами влаги и плодородия у славян были русалки и вилы, выливающие на поля росу из волшебных рогов. О них говорили, то как о девушках лебедях, прилетающих с небес, то как о хозяйках колодцев и ручьев, то как о мавках-утопленницах, то как о полудницах, бегающих в полдень по хлебным полям и придающим силу колосу. По народным поверьям, в короткие летние ночи русалки выходят из своих подводных убежищ, качаются на ветвях, а если встретят мужчину, могут защекотать до смерти либо увлечь за собой на дно озера. ГЛАВА 4 Домашние божества. Духи населяли не только леса и воды. Известно немало домашних
божеств – доброхотов и доброжилов, во главе которых стол домовой, живший
либо в подпечье, либо в лапте, повешенном для него на печь. В новый дом
домового переносили в горшке с углями из старой печи, повторяя при этом: « Домовой покровительствовал хозяйству: если хозяева были старательны, об к
благу прибавлял благо, а за лень наказывал бедой. Считалось, что с
особенным вниманием домовой относился к скотине: по ночам расчесывал гривы
и хвосты коней (а если сердился, то наоборот спутывал шерсть животных в
колтуны) он мог отнять молоко у коров, а мог сделать удой обильным, он имел
власть над жизнью и здоровьем новорожденных домашних животных. Потому
домового старались задобрить. При переезде в новый дом накануне переезда
брали 2 фунта белой муки, 2 яйца, 2 столовых ложки сахара, 0,5 фунта масла Вера в домового тесно переплеталась с верой в то, что умершие родичи помогают живым. В сознании людей это подтверждается связью домового с печью. В древности многие верили, что именно через дымоход в семью приходит душа новорожденного и также через дымоход уходит дух усопшего. Изображения домовых вырезали из дерева и представляли собой
бородатого мужика в шапке. Такие фигурки назывались чурами и одновременно
символизировали умерших предков. Выражение «Чур меня!» означало просьбу В некоторых северных русских селах бытовали поверия о том, что о
хозяйстве кроме домового заботятся также дворовой, скотник и кутной бог Совершенно иные божества обитали в бане, которая в языческие
времена считалась нечистым местом. Банник был злым духом, пугавшим людей. В бане также оставляли жертвы навьям – злым душам тех, кто умер насильственной смертью. Навьи представлялись в виде огромных птиц без оперения, летающих по ночам, в бурю, дождь. Эти птицы кричали как голодные ястребы и их крик предвещал смерть. Чтобы уберечься от гнева навий, с собой всегда носили головку чеснока, иголку без ушка или серебряный амулет. Культ «малых» божеств не исчез с приходом христианства. Поверья сохранились по двум причинам. Во-первых, почитание «малых» божеств было менее явным, чем культ богов неба, земли и грозы. «Малым» божествам не строили святилищ, обряды в их честь совершались дома, в кругу семьи. Во- вторых, люди считали, что малые божества живут рядом и человек общается с ними ежедневно, поэтому, несмотря на церковные запреты продолжали почитать добрых и злых духов, тем самым обеспечивая себе благополучие и безопасность. ГЛАВА 5 Божества – чудовища. Самым грозным считался владыка подземного и подводноми мира – Северные славяне поклонялись Змею – владыке подземных вод – и называли его Ящер. Святилище Ящера располагалось на болотах, берегах озер и рек. Береговые святилища Ящера имели идеально круглую форму - как символ совершенства, порядка противопоставлялся разрушительной силе этого бога. В качестве жертв Ящеру кидали в болото черных кур, а также молодых девушек, что отразилось во многих поверьях. Все славянские племена, поклонявшиеся Ящеру, считали его поглотителем солнца, ежедневно вечернее светило опускается за пределы мира и подземной рекой плывет на восток. Река эта течет внутри двуглавого Ящера, проглатывающего солнце своей западной пастью и изрыгающего из восточной. О древности мифа говорит то, что Ящер не враждебен солнцу: он возвращает светило добровольно. Обычай приносить в жертву подводному богу человека очень долго существовал на севере в преобразованном виде: так, на Онеге еще в начале ХХ в. старики делали чучело и в дырявой лодке отправляли в озеро, где оно и тонуло. Другой жертвой, приносимой Ящеру, был конь, которого сначала выкармливали всей деревней, а потом топили. С переходом к земледелию многие мифы и религиозные представления охотничьей эпохи видоизменялись или забывались, жесткость древних обрядов смягчалась: жертвоприношение человека сменялось на жертвоприношение коня, а позднее чучела. Славянские боги земледельческой поры более светлы и добры к человеку. ГЛАВА 6 Древний пантеон. Древнейшим верховным мужским божеством славян был Род. В христианских поучениях против язычества XII – XIII вв. о Роде пишут как о боге, которому покланялись все народы. Род был богом неба, грозы, плодородия. О нем говорили, что он едет
на облаке, мечет на землю дождь, и от этого рождаются дети. Род –
повелитель земли и всего живого, он – языческий бог-творец. Имя Рода
восходит к иранскому корню со значением божества и света, а в славянских
языках корень “род” означает родство и рождение, воду (родник), прибыль (
урожай), такое понятие как народ и родина, кроме того, красный цвет- Много общего с Родом имеют Стрибог и Сварог. «Стрибог» означает бог-
отец. Бог зимы и ветров. Также известен как рассеиватель богатства. Стрибог Сварог - обозначает Единый Бог Вселенной, также известен как - Спутницами Рода были Рожаницы - безымянные богини плодородия,
изобилия, благополучия. Образ их восходит еще к древним Оленихам, однако, В честь Рода и Рожаниц устраивались ритуальные пиры во время осеннего праздника урожая и на зимнее солнцестояние. Приношения богам состояли из хлеба, меда, творога, пирогов. ГЛАВА 7 Древние святилища. Сложной системе языческих верований славян соответствовала не менее сложная система культов. «Малые» божества не имели ни жрецов, ни святилищ, им молились либо поодиночке, либо семьей, либо поселком или племенем. Для почитания высоких богов собиралось несколько племен, для этого создавались храмовые комплексы, формировалось жреческое сословие. Издревле местом общеплеменных молений были горы, особенно «лысые»,
т.е. с безлесой вершиной. На вершине холма находилось «капище» – место,
где стоял капь – идол. Вокруг капища шел подковообразный насыпной вал, на
вершине которого горели крады – священные костры. Второй вал был внешней
границей святилища. Пространство между двумя валами носило название требище Славянских идолов сохранилось крайне мало. Это объясняется не столько гонениями на язычество, сколько тем, что идолы, в своем большинстве были деревянными. Использование дерева, а не камня для изображения богов, объяснялось не дороговизной камня, а верой в магическую силу дерева – идол, таким образом соединял в себе священную силу дерева, и божества. ГЛАВА 8 Жрецы . Языческие жрецы – волхвы – совершали обряды в святилищах, изготавливали идолов и священные предметы, используя магические заклинания, они просили богов об обильном урожае. Славяне долго хранили веру в волков- облакогонителей, которые превращались в волков, в таком облике поднимались на небо и призывали дождь или разгоняли тучи. Другим магическим воздействием на погоду было – «чародейство»- заклинательные действия с чарой (чашей), наполненной водой. Водой из этих сосудов окропляли посевы, чтобы увеличить урожай. Волхвы также изготавливали амулеты – женские и мужские украшения, покрытые заклинательными символами. ГЛАВА 9 Погребальные обряды. Говоря о языческом культе, нельзя не упомянуть о погребальных обрядах древних славян. Еще со времен пастушеского быта и вплоть до принятия христианства наиболее распространенной формой погребения было курганное. Хороня умерших, славяне клали с мужчиной оружие, конскую упряжь, убитых коней, собак, с женщиной клали серпы, сосуды, зерно, убитую скотину и домашнюю птицу. Тела умерших возлагали на краду (костер ), веря, что с пламенем их души попадут сразу в небесный мир. Когда хоронили знатного человека, вместе с ним убивали несколько его
слуг, причем только единоверцев – славян, а не иноземцев, и одну из его жен Похороны завершались стравой – пиром-поминками и тризной – воинскими состязаниями. И то и другое символизировало расцвет жизни, противопоставляло живых – умершим. Обычай обильного угощения на поминках дожил до наших дней. ГЛАВА 10 Боги земледельческой эпохи. С переходом славян к земледелию важную роль в их верованиях стали играть солнечные (солярные) боги. Многое в культе славян заимствовано у соседних восточных кочевых племен, имена божеств также имеют скифские корни. Несколько столетий одним из самых почитаемых на Руси был Дажьбог При ежедневном появлении, Даждьбог очень похож на красивого молодого князя с серебряной бородой и золотыми усами. По мере того, как день развивается, он постепенно старится, но каждое утро снова омолаживается. Даждьбог летает по небу в отделанной алмазами золотой колеснице, которую тянут дюжина белых лошадей с золотыми гривами, дышащими огнем. Даждьбог находится в браке с Месяцем. Красивая молодая девица появляется в начале лета, стареет с каждым днем и оставляет Даждьбога зимой. Говорят, что землетрясения — знак плохого настроения пары. Юный и прекрасный языческий бог, податель всевозможных благ в
сознании древних людей был как бы дополнением, своим, русским вариантом
образа Христа, на ритуальных диадемах древнерусских княгинь в центре
изображался или Дажьбог или Христос. Со временем древнее значение имени Русские люди почитали Дажьбога как своего защитника, называя себя его внуками. О Дажьбоге – Солнце – говорили как о первом правителе, учредителе календарного счета дней, законодателе. Дажьбог изображался летящим на колеснице, в которую запряжены грифоны - собаки с птичьими крыльями, спутники богов плодородия, в руках бога – ритуальные жезлы с изображением листьев папоротника. Даждьбогу прислуживают четыре девы исключительной красоты. Зоря Дажьбог был богом солнечного света, но отнюдь не самого светила. Хорс, чьё имя означает «солнце», «круг», воплощал в себе
движущееся по небу светило. Это очень древнее божество, не имевшее
человеческого облика и представлявшееся просто золотым диском. С культом Спутником богов солнца и плодородия был Семаргл (Симорг) – крылатый пёс, охранитель посевов, бог корней, семян, ростков. Символ – Мировое дерево. О древности его говорит звериный облик; представление о Семаргле – защитнике посевов – как о чудесной собаке легко объяснимо: реальные псы оберегали поля от диких косуль и коз. Хорс и Семаргл – божества скифского происхождения, их культ пришёл
от восточных кочевников, поэтому оба этих бога широко почитались только в Женскими божествами плодородия, благополучия, весеннего расцвета жизни были Лада и Леля. Они подобны безымянным Рожаницам – спутницам Рода; сопоставление с мифологией других народов позволяет утверждать, что богини были матерью и дочерью. Лада – богиня брака , изобилия , времени созревания урожая. Ее культ прослеживается у поляков вплоть до XV в.; в древности он был распространен у всех славян, а также балтов. К богине обращались с мольбами поздней весной и в течение лета, приносили в жертву белого петуха (белый цвет символизировал благо). Ее имя повторялось в припевах песен: "Ой, Ладо!». Образ Лады как богини урожая и свадеб ярче всего отражен в народной
игре «а мы просо сеяли», где сначала перечислялся весь цикл земледельческих
работ, а затем одна из групп играющих «сваталась» к другой, и заканчивалась
игра-обряд «свадьбой» – переходом одной из девушек в другую группу. Эта
игра сопровождалась песней, каждая строфа которой заканчивалась припевом Ладу называли «матерью Лелевой». Леля – богиня незамужних девушек,
богиня весны и первой зелени. Ее имя встречается в словах связанных с
детством: “ляля”, “лялька” - кукла и обращение к девочке; “люлька”; К древнейшему земледельческому культу Матери-земли восходит общеславянское почитание Макоши (Мокши) – богини земли, урожая, женской судьбы, великой матери всего живого. Макошь как богиня плодородия тесно связана с Семарглом и грифонами, с русалками, орошающими поля, с водой вообще – Макоши поклонялись у родников, в качестве жертвы девушки кидали ей пряжу в колодцы. Макошь была также богиней женских работ, чудесной пряхой. Священным днем Макоши считалась пятница; особо праздновались
двенадцать пятниц в году (каждый месяц), из них наиболее важны девятая и
десятая (конец октября – ноябрь), когда заканчивались все работы в поле и
начинались женские посиделки, где пряли, ткали, шили. На эти пятницы
девушки приглашали парней, угощали их, пели песни, загадывали загадки. В
честь девятой пятницы девушки ткали «обыденную пелену» (т.е. ткань,
сделанную за один день): собравшись в месте они за этот день проделывали
весь годовой цикл работ – теребили лен, пряли, ткали, белили; эту ткань
приносили жертву богине. В северных русских вышивках часто встречается
женская фигура среди растительного орнамента. Предполагается что это – Мужским божеством плодородия, связанным с нижним миром, был Велес Волос также имеет другую сторону. Он — защита всех прирученных зверей. Волос появляется в обличие бородатого пастуха. Волос — бог – покровитель доспехов. Его образ и культ существенно отличались от образа и культа Рода – небесного бога плодородия. Имя Велеса восходит к древнейшему корню “vel” со значением «мертвый»; Велес – владыка мира мертвых. Но поскольку с миром мертвых связывались представления о магической силе,, обладатель которой подчиняет себе людей. Нисхождение в иной мир приносит герою мифа всеведение, особую мудрость, нередко связанную с поэтическими способностями, поэтому Велес – одновременно бог мудрости и поэзии. Хозяин иного мира – божество-прародитель имеет облик животного, и образ Велеса восходит к образу Медведя как могущественного божества, бог долго сохраняет черты зверя, представляется мохнатым. Соединение этих представлений о боге дает ключ к пониманию слова»волхв» – это языческий жрец, облаченный в звериную шкуру мехом наружу, он общается с иным миром, наделен великой мудростью и поэтическим даром, - он могущественный маг и возможно пророк. С переходом к скотоводству Велес превратился в покровителя домашних животных С развитием у славян Земледелия Велес становится богом урожая, оставаясь по прежнему богом мертвых . Еще со времен скотоводческого образа жизни славяне почитали Велеса как бога богатства. В древней Руси Велес был покровителем купцов. Во многом схожа с Велесом Морена ( Марена) – богиня мира мертвых (
ее имя имеет общий корень со словом смерть и мор) и плодородия земли. След
ее культа у славян прослеживались до недавнего времени: Марой или Мареной
называли соломенное чучело – олицетворение зимней стужи, которое на Белбог - бог Добра .Также известен как - Белый Бог. Символ - Белая статуэтка . Белбог представляет все хорошее. Богатство и хорошее состояние приписываются ему, он же связывается со светом и днем. Он диаметрально противопоставляется Чернобогу. Белбог возникает в виде почтенного старого человека с белой бородой, одетого в белом. То, что он помогает заблудившимся путешественникам найти дорогу из леса, его помощь крестьянам в поле — только некоторые его добрые дела. ГЛАВА 11 Боги – воины. Среди общеславянских богов плодородия особое место занимают
воинственные боги, которым приносили кровавые жертвы – Ярило и Перун. Ярило – бог весны и веселья. Символ- гирлянда или корона из диких цветов. Священные животные и растения- пшеница, зерно. Веселый Ярило — покровитель весенних растений. Ярило носит белый плащ и корону из диких цветов и владеет связками пшеницы и шкивами зерна. Он представлен соломенным идолом. Мати-Сыра-Земля — его жена. Бог зерна, умирающего в земле, чтобы возродиться колосом, он был одновременно и прекрасным и жестоким. Язычникам он представлялся юношей на белом коне, в белой одежде, в венке из полевых цветов, со снопом ржи в одной руке и отрубленной человеческой головой в другой. Яриле, как богу смерти и воскрешения приносилась в жертву молодая овца, кровью которой окроплялась пашня, дабы сделать урожай более обильным. Славянским громовержцем был Перун. Символ – скрещенные топор и молот. Его культ является одним из древнейших и восходит еще к Ш тысячелетию до н.э., когда воинственные пастухи на боевых колесницах, обладавшие бронзовым оружием, подчиняли себе соседние племена. Перун был в большей степени богом-воином, чем воплощением оплодотворяющих землю весенних гроз, поэтому не удивительно, что вплоть до Х века – времени военных походов киевлян – его культ не занимал центрального места, а в некоторых областях славянского мира был вообще не известен. Основной миф о Перуне повествует о сражении бога со Змеем- похитителем скота, вод, иногда светил и жены громовержца. Перун –змееборец, обладатель молнии-молота, тесно связан с образом магического кузнеца. Кузнечное ремесло осознавалось как волшебство. Имя легендарного основателя города Киева Кий – означает молот. Возвышение культа Перуна, превращение его в верховного языческого
бога начинается с военными походами провозглашает Перуна верховным богом У Перуна — серебряная голова и золотая борода. Летя на своей пылающей колеснице по небу, он пользуется луком, чтобы прокалывать облака вспышками молнии подобно Сварогу в древности. Он может вызывать дождь и гром. Топор и молот — его любимые виды оружия. В дубовых рощах или на холмах под открытым небом веселятся его
поклонники. Они поддерживают огонь, полученный из веток дуба, рядом с
чучелом Перуна и смертельно боятся допустить его исчезновения. К настоящему
времени, руководство пантеона оспаривается последователями Свантовита и Перуну помогают советом и силой свита мощных друзей. И хотя Волос Перуна называли « княжьим богом», поскольку он был покровителем князей, символизировал их власть. Такой бог был чужд большинству общинных славян-земледельцев, и это равнодушие народа к богу, объявленного верховным, неоднократно наводило ученых на мысль, что Перун – неславянское божество, заимствованное у варягов. Однако имя бога исконно славянского происхождения. Свантовит - бог процветания и войны, также известен как- Сильный. Символ- рог изобилия. И хотя Даждьбог повелевает солнцем, он не настолько влиятелен, как Свантовит. Неизбежно, Свантовит рассчитывал на верховную власть, но о том же думал и Перун. Поэтому теперь в пантеоне нет ясного лидера. Напротив, трон делят две постоянно спорящие силы, каждая из которых желает, чтобы другая освободила свое место. Четыре головы Свантовита наблюдают за вселенной во всех направлениях. Он может предсказать процветание урожая, определяя его количеством вина в роге своего святого быка. Скача на белой лошади на битву, он берет с собой лук или огромную саблю .Свантовиту поклоняются в богато разукрашенных храмах, охраняемых воинами. Там содержится белая лошадь священника, всегда готовая мчаться на сражение. Сварожич- бог силы и чести. Также известен как- палящий. Символ: Черная голова бизона или двухсторонний топор. Сварожич — сын Сварога, и то, что он управляет пантеоном совместно с Триглав - бог чумы и войны. Также известен как-Тройной Бог. Триглав появляется в виде трехголового человека, носящего
золотую вуаль над каждым из его лиц. Его головы представляют небо, землю и
более низкие области, и в борьбе он едет верхом на черной лошади. Триглав —
хитрый и злобный бог; его зависть к Свантовиту легендарна. И хотя он вечно
скрежещет зубами над своей неудачной попыткой взять трон, когда у него был
шанс, он ядовито посмеивается над распрями среди добрых богов, которым он
очень старательно способствовал. Некоторые верят, что наиболее бесчестное
дело Триглава состояло в том, что он посеял семя недовольства над местом Триглав может быть гением и может рассмотреть Вселенную, как не
может никто другой, за исключением его фаворитов, которые делает всю
грязную работу Триглава за него. Когда Сварожич боролся за свое право быть
принятым на место Сварога после его ухода с трона, фавориты Триглава
постарались выполнить очень сложную схему. Триглав надеялся, что наиболее
воинствующие последователи Сварога будут поклоняться его фаворитам и что
тем самым Триглав станет наиболее популярным военным богом. К фаворитам Чернобог - бог Зла .Также известен как- Черный Бог. Символ: Черная
статуэтка. Она приносит неудачи и несчастье; она — причина всех бедствий. ГЛАВА 12 Языческий пантеон князя Владимира. Владимир Святославович создал тщательно продуманный пантеон
богов. В летописи сообщается: «Начал княжить Владимир в Киеве единолично. И
поставил идолы на холме вне двора теремного: Перуна деревянного, а глава
его серебряна, а ус злат, А Хорса, и Дажьбога, и Стрибога, и Семаргла, и Стоящий во главе всех богов Перун – бог дружинников – знаменовал
военную мощь молодого государства. Языческая триада Стрибог - Дажьбог – В Киеве стоял и идол Велеса, но не близ княжеского двора, а в слободах простого люда: культ этого полузвериного бога нижнего мира был сочтен слишком «диким» и простонародным, чтобы равнять его с княжескими богами и показывать иноземцам. С принятием христианства все идолы были изрублены, кроме Перуна -
к нему, даже поверженному, Владимир проявил уважение: идол был спущен в В эпоху двоеверия христианство и язычество не столько боролись друг
с другом в народном сознании, сколько взаимодополнялись. Со временем
христианские святые вытеснили языческих богов. Перуна заменил Илья-Пророк,
который, по народным поверьям, проносился на колеснице по небу во время
грозы. Праздник Перуна совпал с днем почитания Ильи. Велеса заменил. Велеса
заменил Николай Угодник – один из наиболее почитаемых на Руси святых, а
так же св. Георгий. Культ Рожениц слился с Богородичным, образ Дажьбога - с ГЛАВА 13 Календарь. Наиболее ярко двоеверие отразилось в крестьянском земледельческом календаре, где почитание христианских святых тесно переплелось с языческими поверьями и обрядами. Со временем многие важнейшие для язычника ритуалы воспринимались все менее серьезно и постепенно превращались в детские игры. Вот как проходил год русского крестьянина. В день зимнего
солнцестояния (25 декабря) надо было помочь солнцу набрать силу – потому
крестьяне жгли костры, катали горящие колоса, символизирующие светило. 1 января и в ближайшие к Новому году дни старались одеться во все
новое, угощали друг друга, ходили в гости, поскольку верили, что как
встретишь праздник – таков будет и весь будущий год. Во время Новогодних и Древнейшей формой новогоднего общения с миром мертвых было переодевание в шкуры животных – мифических предков. Этот обычай сохранился до настоящего времени, превратившись в новогодний карнавал или Рождество с ряжеными. Любимым развлечением молодежи в Сочельник накануне Рождества Других календарных праздников до весны было не много, однако веселье в деревнях не затихало, ведь зима – это пора свадеб. А те девушки у которых еще не было женихов, устраивали посиделки – собирались у какой- нибудь старухи, приносили прялки, вышивание, шитье проводили за рукоделием долгие зимние вечера, чтобы не было скучно, пели песни, рассказывали сказки, иногда готовили угощение и приглашали в гости парней. В конце февраля – начале марта (за 50 дней до Пасхи) праздновали проводы зимы – Масленицу. Это торжество длилось целую неделю. На Масленицу пекли блины, катали зажженные колеса, жгли костры – все это символизировало солнце, набирающее силу. На Масленицу молодожены катались по селу в расписных санях, целовались на глазах у всех – их молодая и горячая любовь должна была наполнить жизненной силой всю природу. Ту же магическую цель преследовал и весь масленичный ритуал – обильные пиры, веселые игры, катание с гор. В последний день праздника устраивал проводы Масленицы – соломенной куклы в женском костюме, которую сначала величали, потом разрывали и разбрасывали по полям, чтобы урожай был богатым. Весной было несколько праздников, посвященных птицам, - считалось, что птицы приносят весну. Поэтому крестьянки пекли из теста «жаворонков», выпускали птиц из клеток, тем самым как бы освобождая жизненные силы природы от зимнего плена. Пасха на Руси включала в себя многие черты древнего праздника наступившей весны. Пасхальные яйца были символом возрождения жизни, поэтому часть яиц скармливали скоту, чтобы он хорошо плодился. На Пасху обязательно качались на качелях – чем выше качели взлетали, тем выше должны были вырасти колосья и травы. В этот день водили хороводы, распевая песни о любви, - это тоже некогда было магическим обрядом, обеспечивающим благополучие и плодородие. В день Егория вешнего (св. Георгия) – 6 мая – впервые после зимы
выгоняли скот на пастбища, стегали его вербой. Верба – растение, которое
первым оживает по весне, и ее прикосновение должно было увеличить
плодовитость скота. Вокруг животных проводили топором по земле круг, чтобы
оградить их от бед, - топор был символом небесного оружия (молнии) и
считался магическим предметом, обряд совершался ночью либо рано утром, в
нем принимала участие вся семья. Чтобы скотина давала обильный приплод, на В мае – начале июня было уже не до веселья: крестьяне сажали овощи, сеяли хлеб и лен. Однако песни все равно не стихали, потому что по обычаю необходимо было совершать различные магические действия, например водить хороводы, чтобы капуста уродилась большой, прославлять дождь, чтобы колос был тяжелым, и лен чтобы вырос длинным. На это же время приходился праздник Троицы, ставший в народе проводами весны и встречей лета, прославлением зеленеющей земли. Подобно тому как на Масленицу чествовали, а потом уничтожали чучело зимы, на Троицу срубали березку, украшали ее лентами, с пением носили по селу, а затем обламывали с нее ветви и разбрасывали по полям, чтобы земля была более плодородной. На Троицу девушки плели венки, дарили друг другу, желая при этом счастливой жизни и скорого замужества. Возможно, это следы языческого праздника в честь Лели – покровительницы девушек. В языческие времена главным летним праздником был день летнего солнцестояния (21 или 22 июня). Многие поверья и ритуалы, связанные с ним, оказались потом приуроченными к дню Ивана Купалы (7 июня). Крестьяне верили, что в ночь на Ивана Купалу деревья и животные разговаривают, травы наполняются особой живительной силой, поэтому знахари торопились их собирать. В самую короткую ночь в году совершается великое чудо – огненным цветом расцветает папоротник, и если человек сумеет сорвать этот цветок, то найдет клад. Однако искать Жар-цвет опасно, ибо в эту ночь в лесу веселится нечистая сила, которая может погубить человека. Как и другие праздники, посвященные солнцу, на Ивана Купалу катали горящие колоса. В этот день избавлялись от всякой скверны. Жгли сорочки больных детей, чтобы уничтожить болезнь, умывались росой, чтобы хворь не приставала, разжигали костры и прыгали через них, чтобы священный огонь очистил человека от всякой порчи. Девушки в купальную ночь гадали о суженом: плели венки, ставили в них несколько зажженных свечей и пускали по воде – по народному поверью, в середине венка должно привидеться лицо жениха. В конце июля начиналась жатва. Первый сноп считался целебным, его украшали цветами и лентами, с пением вносили в дом и ставили в красный угол. Зернами этого снопа кормили заболевших людей и птицу, соломой – слабую скотину. Многие древние обряды сохранились в праздновании дня Ильи К концу августа жатва заканчивалась, женщины заплетали последние несжатые колоски «Велесу на бородку», молили землю вернуть уставшим крестьянам силу. Последний сноп, так же как и первый, считался магическим, его сохраняли до Нового года, он символизировал благополучие дома. Окончание жатвы – большой праздник: крестьяне в складчину устраивали пир, веселились, славили свою работу. Сжатый хлеб перед молотьбой просушивался в овинах – специальных срубах, в которых снопы помещали в верхней части на жердях, а в низу разводили костер. К несчастью овины часто сгорали вместе с урожаем, эта беда считалась делом рук овинника. Крестьяне пытались умилостивить духа, принося ему жертвы. День Рождества Богородицы (21 декабря) был окончанием всех полевых работ, хлебосольным праздником урожая. В языческие времена торжество было посвящено Роду и Роженицам. В этот день не только готовили изобильное пиршество, но и совершали обряд «обновление огня» : везде гасили старый огонь, а новый добывали трением двух деревянных брусков. Уже с октября начинались девичьи посиделки. Осенью девушки особенно охотно приглашали парней, играли с ними в различные игры, в которых изображалась свадьба. Во время таких часто завязывались серьезные отношения между молодыми людьми, и той же зимой они справляли свадьбу. Несколько октябрьских и ноябрьских праздников были посвящены Цикл земледельческих работ завершался осенним Егорьевым ( Юрьевым днем) - 9 декабря. До конца ХУ1 в. крестьянин в этот день мог уйти от своего господина. ГЛАВА 14 Языческая символика. С древнейших времен человек, охраняя себя от злых сил, покрывал одежду и жилище изображениями-оберегами, сплетая охранительную символику в единый образ мироздания. Именно таковы головные уборы древнерусских княгинь времен двоеверия и изображения на фасадах русских изб, сохранившиеся на Севере до нашего времени Головной убор княгини символизировал небо и увенчивался диадемой
с изображением главнейших небесных сил, в центре находился Дажьбог или На фасаде русской избы изображались небеса и ход солнца. Небо представлялось двухслойным, состоявшим из тверди и хлябей. Хляби изображались волнистыми линиями. На тверди, располагавшейся ниже хлябей, было показано положение солнца в трех позициях – утром, в полдень и вечером, чтобы подчеркнуть, что оно движется ниже хлябей, изображения светила помещали на деревянных полотенцах, спускавшихся с крыши. Особенно богато украшалось узором центральное полотенце, символизирующее полдень, - там ярко светящее солнце иногда изображалось несколько раз. На центральном полотенце часто помещали громовой знак ( круг, разделенный на 6 секторов) – символ Рода или Перуна, оберегавшим дом от попадания в него молнии. Неизменность языческой символики на протяжении многих столетий,
говорит о том, что русский народ, будучи крещенным, долго сохранял многие
черты исконной религии, которые касались обыденной жизни человека. Выводы. Введение христианства в славянских землях (с 9 века) положило
конец официальному существованию языческих богов, персонажи которых стали
рассматриваться как отрицательные, если только не отождествлялись с
христианскими святыми, как Перун — со святым Ильей, Велес — со святым Сохранилась, прежде всего, демонология: вера в лешего, водяного. Вместе с тем древние традиции находили отражение в целом ряде таких памятников, в которых при использовании некоторых терминов и ключевых понятий христианской мифологии представлен и комплекс основных категорий славянской мифологии. Одним из наиболее характерных жанров у восточных славян являются духовные стихи, по форме и музыкальному исполнению продолжающие общеславянскую традицию пения эпических песен. Так в древнерусской "Голубиной книге" содержатся представления о соотношение человека и вселенной, микро- и макрокосмоса, соответствующие ведийскому гимну о Пуруше и восходящие к обществу с ним индоевропейскому мифу о творении мира из тела человека. Христианство у славян в значительной степени усвоило старый
мифологический словарь и обрядовые формулы, восходящие еще к
индоевропейским источникам: "бог", "спас", "святой", "пророк", "молитва", СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Карамзин Н.М. Предания веков. Москва, 1988 2. История России с древнейших времен до конца ХХ века. Москва,1996 3. Рыбаков Б.А Язычество древних славян . Москва, 1981 4. Рыбаков Б.А Древняя Русь: сказания, былины, летописи. Москва ,1963 5. Религии мира . Москва, 1996
|
|