| |||
Реферат: Девиантное поведение. СамоубийстваМОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА РЯЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По курсу: «СОЦИОЛОГИЯ» Тема: “Девиантное поведение. Самоубийства.” Проверил: к. ф. н. доцент Г. А. Ананьев Рязань 2002 г. План Введение 3
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………20 Литература 20 Введение Жизнь людей проходит в общении друг с другом. Любую потребность – в
пище, одежде, работе, образовании, дружбе, любви – человек может получить
лишь при взаимодействии с другими людьми. Главным условием организованной
социальной жизни является наличие между людьми неких соглашений, которые
называются нормами. Реальные поступки некоторых людей нередко выходят за
рамки того, что другие рассматривают как допустимое поведение. Cамоубийство, суицид – умышленное лишение себя жизни. Не признается самоубийством лишение себя жизни лицом, не осознающим смысл своих действий или их последствий (невменяемые, дети в возрасте до пяти лет). Под самоубийством понимаются два разнопорядковых явления: во-первых, индивидуальный акт, лишение себя жизни конкретным человеком; во-вторых, относительно массовое, статистически устойчивое социальное явление, заключающееся в том, что некоторое количество людей добровольно уходят из жизни. Как индивидуальный поступок самоубийство служит предметом психологии, этики, медицины; как социальное явление - предметом социологии, социальной психологии. Как “продукт состояния общества”, самоубийства, точнее их уровень и
динамика, служат наравне с убийствами одним из важнейших индикаторов
социальной, экономической, политической ситуации и ее изменений, Сейчас самоубийцы законом не преследуются, но проблема суицидов никуда не исчезла. Вот, в частности, почему так важно изучать и постоянно отслеживать (мониторинг) динамику суицидальных проявлений, изменений в половом, возрастном и социальном составе суицидентов и т.п. 1. Социальные факторы самоубийств. Теория аномии Э.Дюркгейма. «Самоубийством называется всякий случай смерти, который непосредственно или опосредовано является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах». Э. Дюркгейм В самом широком смысле самоубийство - вид саморазрушительного, поведения Э.Дюркгейм, автор первого фундаментального социологического труда,
посвященного самоубийствам “Самоубийство: Социологический этюд”, различал
их по причинам: эгоистические (как результат недостаточной интеграции
общества, ослабления связей между индивидом и обществом); альтруистические Воспроизводство относительно постоянного (статистически устойчивого) для каждого конкретного общества числа добровольных смертей, динамика количества и уровня самоубийств в зависимости от экономических, политических, социальных изменений свидетельствуют о социальной природе этого феномена. В мире животных суицидальное поведение либо не наблюдается вовсе, либо ограничивается редкими нетипичными актами, носящими не осознанный, а инстинктивный характер (так, можно весьма условно расценивать как “самоубийство” самопожертвование самки ради спасения детенышей). Не случайно Ж.-П.Сартр усматривал отличие человека от животного в том, что человек может покончить жизнь самоубийством. Социальная природа самоубийства не вызывала сомнений у Э.Дюркгейма. Количество и уровень (обычно в расчете на 100 тыс. населения)
самоубийств, как показал Дюркгейм, находятся в обратной зависимости от
степени интеграции, сплоченности общества. Поэтому, по Дюркгейму, уровень
самоубийств в католических странах ниже, чем в протестантских. И в наши дни
наблюдается более низкий уровень самоубийств в странах с господством
католицизма (Италия, 1992 - 7,9; Испания, 1992 - 9,6; Португалия, 1994 - По той же причине во время войн снижается уровень самоубийств (сплочение общества перед лицом общей опасности, общего врага). Об этом свидетельствует динамика суицида во время войн. Уровень самоубийств повышается в годы экономических кризисов, депрессий и роста безработицы. Так, на протяжении почти всего ХХ столетия уровень самоубийств в США был весьма стабилен: 10-12 на 100 тыс. населения. И лишь в годы Великой депрессии этот уровень увеличился до 17,5 (1932).[2] Как все виды социальных девиаций, самоубийства чутко реагируют на степень социальной и экономической дифференциации населения и темпы ее изменения. Чем выше степень дифференциации, тем выше показатели суицидального поведения. Особенно “самоубийственно” резкое снижение социального статуса. Поэтому относительно высок уровень самоубийств в первые месяцы у солдат срочной службы (до 70% всех самоубийств в армии приходятся на первый год службы), среди демобилизованных офицеров, у лиц, взятых под стражу (60% всех самоубийств в течение первых трех месяцев и в последние месяцы перед освобождением). Будучи в конечном счете следствием отсутствия или утраты смысла жизни, самоубийства растут в годы идеологических кризисов, “смены вех”. На уровень самоубийств влияет историко-культурологический фактор:
насколько данная культура предлагает, подсказывает суицидальную модель
возможного “разрешения” кризисной ситуации. Может быть, поэтому традиционно
высок уровень самоубийств среди жителей стран угро-финской группы (Венгрия, Наличие семьи - в целом антисуицидальный фактор. Уровень самоубийств
среди несемейных, одиноких обычно выше. С другой стороны, семейные
конфликты могут сами стать поводом трагического выбора. Эта двойственная
роль семьи (без семьи - плохо, плохая семья - еще хуже) проявляется в
мотивации суицидальных актов. По данным А.Амбрумовой и Я.Гилинского, Наконец, неодинаковое распределение самоубийств среди различных социально-демографических групп населения также свидетельствует о социальной природе самоубийств. Среди суицидентов преобладают лица с относительно невысоким образовательным уровнем и относительно низким социальным статусом (рабочие, безработные, неработающие и неучащиеся). Очевидно, наиболее “суицидоопасен” не столько определенный (пусть низкий) статус, сколько его изменение, утрата положения, занимаемого в обществе. Важное место в объяснении причин девиантного поведения занимает теория аномии (разрегулированности). Эмиль Дюркгейм использовал такой подход в своем классическом исследовании сущности, причин самоубийств. Он считал главной причиной самоубийств явление, названное им аномией. “Аномия – общественное состояние, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства.”[3] Э. Дюркгейм подчеркивал, что социальные правила играют основную роль в регулировании жизни людей. “Умственный горизонт низших классов ограничен пределом, поставленным им классами, стоящими выше, и от этого желания их носят более определенный характер. Но те, кто выше себя чувствует уже одно только пустое пространство, невольно в нем теряются при отсутствии той суммы, которая могла бы отодвигать их назад.”[4] “Что бы ни делал человек, но его желания до известной степени должны сообразоваться с его средствами; наличное материальное положение всегда служит в некотором роде исходным пунктом для определения того, что желательно было бы иметь… Чем меньше человек ограничен в своих желаниях, тем тяжелее для него всякое ограничение…” [5] Во время кризисов, войн, радикальных социальных изменений жизненный опыт
мало помогает. Люди испытывают состояние запутанности и
дезорганизованности. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентиры — 2. Динамика самоубийств в современной России. Общественная жизнь в России за последнее десятилетие была яркой и
насыщенной, так что различные социальные группы сполна смогли ощутить на
себе действие многочисленных изменений. В эпоху реформ 90-хх годов, у
людей, внимавших заверениям политиков, вскружилась голова – они грезили
миллионами, дачами, автомобилями и роскошью. Деятельность индивида не
сдерживалась более государством, идеологией, религией, отношением общества. Таким образом, все изложенное выше, по отношению к социальным группам можно охарактеризовать одним определением – аномией, т.е. общим состоянием дезорганизации общества. Теперь же обратимся самым непосредственным образом к рассматриваемой проблеме. Для начала нужно определиться, каков в целом уровень самоубийств в России по отношению к общемировому показателю, насколько часты случаи суицида по сравнению с другими странами. Для этого приведем следующие данные за 1996 год по США и России. В США зарегистрировано 10.8 случаев самоубийств на 100000 жителей; В России - 39.3 случаев самоубийств на 100000 жителей. Суицид есть девятая из ведущих причин смерти в США и шестая из ведущих причин смерти в России. Таким образом, как следует из приведенных данных, процент самоубийств в Россия занимает одно из ведущих мест по числу самоубийств. Сохранились
российские тенденции, относящиеся к способу ухода из жизни: на первом месте Чрезвычайно высок показатель самоубийств среди мужчин, при низком
показателе среди женщин. По последним данным, свыше 80% самоубийств
приходится на долю мужчин. Чем объяснить такой высокий показатель у мужчин? Максимальные показатели смертности от самоубийств зафиксированы на Кроме того, что эти районы характеризуются более суровыми климатическими условиями, а северный климат, как недавно было доказано учеными, действительно влияет на показатель самоубийств в сторону увеличения, негативное воздействие оказывает и остро ощущаемый во всех этих районах дефицит мужского населения. |ПРИЧИНЫ СМЕРТИ |1991-1992 |1996-1997 |Рост | Приведенная таблица причин смерти для Мурманской области показывает, что за 1991-1997 рост числа самоубийств составил почти 50%. Парадокс заключается в том, что мужчин – власть имущих нисколько не интересует проблема неуклонно сокращающегося мужского населения (особенно в нынешних условиях отрицательного прироста населения). Давайте посмотрим, как менялось число самоубийств по годам, начиная с |Характеристики |1992г |1993г |1994г |1995г |1996г |1997г | Из представленной таблицы видно, что пиковой показатель приходится на Более наглядно динамику самоубийств можно проследить с помощью диаграмм: Нельзя не обратить внимание на то, что диаграммы не идентичны, несмотря на то, что они отражают одно и тот же явление. Общее число самоубийств безусловно несколько сокращается, начиная с 1995 года, но при этом также происходит и сокращение населения России, чем и объясняется небольшая не стыковка величин. Как только что было сказано выше, больше всего самоубийств было зафиксировано в 1994 году. В 1994 году Россия вышла на второе место по уровню смертей от самоубийств. Если обратиться к внешним причинам, которые повлияли на людей в решении свести счеты с жизнью, то можно не затрудняясь найти объяснение данному факту. В первую очередь, 94-й год был ознаменован пиком инфляции, что означало
понижение благосостояния и уровня жизни населения, но и не только это: с В результате, все вышеперечисленное неизбежно привело к повышению числа
суицидов в 1994г., вслед за чем, ввиду некоторых объективных причин Наконец, необходимо проследить изменения, произошедшие за последние два года (т.е. за 1998-99 гг.). Распределение умерших по причинам смерти. | |Январь-сентябрь |Справочно | В данной таблице в первую очередь интересует строка смертности в
результате самоубийства. За последний год число самоубийств увеличилось на В августе 1998 года разразился финансовый кризис, который опять изрядно потрепал нервы и материальные сбережения граждан. Заметное повышение цен, увеличение безработицы и банкротство ряда крупных компаний, внесли свою лепту в повышение склонности к суициду среди различных слоев населения. Теперь целесообразно будет упомянуть также и о возрастном характере самоубийства. В последнее время заметна явная тенденция к "омоложению" суицида, причем
это характерно для всех стран, не только для России. Однако в России, а
особенно в таких крупных городах, как Москва и Санкт-Петербург увеличение
случаев подростковых самоубийств проявляется особенно значительно (в Причины этого явления по сути своей те же, что и у взрослого населения: отсутствие механизмов воздействия общества на индивида, алкоголизм. Из разряда личностных можно отметить: чувство неприкаянности, банальную антипатию к существующей жизни. По данным государственной статистики количество детей и подростков,
покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от
неестественных причин. За последние пять лет самоубийством покончили жизнь Моральное и физическое насилие, порочные методы воспитания, унижение
человеческого достоинства сопутствуют жизни многих детей и подростков в
семье, дошкольных учреждений, школах, детских дошкольных интернатах. Статистика сообщает, что в России каждый десятый выпускник детского дома заканчивает жизнь самоубийством (любопытно при этом, что каждый пятый становится преступником, а каждый четвертый – бомжем). Проблема здесь не только в воспитании и малой озабоченностью воспитателей о судьбах детишек, но также и в предрасположенности сирот к самоубийствам и противозаконным действиям. Кроме того, для обитателей детских домов характерны различные психические отклонения (в результате наследственности или общей атмосферы детского дома, интерната или колонии для малолетних). Все это вместе способно объяснить большое число самоубийств. Давно было замечено, что суицидальное поведение служит важным и тонким
индикатором социального, экономического, политического состояния общества. Проблемы, организационный аспекты. социальной работы по профилактике самоубийств в России: экономический, семейно-бытовой, идеологический Для профилактики самоубийств важное значение имеет выяснение состояния эмоционально-волевой сферы человека, покончившего с собой, его психическое отношение к предстоящему суициду. Поскольку самоубийство - деяние умышленное, то, прежде чем говорить об их предупреждении, необходимо рассмотреть мотивы и причины самоубийств: 1. Лично-семейные конфликты, в том числе семейные конфликты, развод; болезнь, смерть близких; одиночество; неудачная любовь; оскорбления со стороны окружающих; половая несостоятельность. 2. Состояние здоровья, в том числе психические заболевания; соматические заболевания; уродства. 3. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента, в том числе опасение уголовной ответственности; боязнь иного наказания или позора. 4. Материально-бытовые трудности. 5. Конфликты, связанные с работой или учебой, в том числе конфликты на работе; неуспехи в учебе. 6. Другие мотивы. Большинство людей, помышляющих о самоубийстве, не хочет умирать. Их переполняет чувство безнадежности, гнева на окружающих; они убеждают себя, что их проблемы никогда не будут решены. Находясь в таком состоянии, они могут делать неопределенные заявления о том, что намерены совершить самоубийство. Это попытка найти помощь и поддержку у окружающих. Оставшись один, такой человек может стать жертвой собственных действий и, напротив, ориентированный на лечение, он быстро понимает, что самоубийство - не выход из сложившейся ситуации. Методами профилактики предотвращения самоубийств являются постоянные наблюдения за лицами с суицидальными настроениями, наличие телефонов доверия и анонимных психологических консультаций, а в известной ситуации - незамедлительная помощь психиатра. В России сегодня появился ряд суицидологических центров и кабинетов социально- психологической помощи, где люди оказавшиеся в критической ситуации могут получить профессиональную помощь. Исключительно ответственным этапом профилактики самоубийств выступает
оказание помощи суициденту со стороны социального работника. Как показывает
практика, существует три основных способа помощи человеку, думающему о
суициде: "Вы не можете убить себя, потому что..."; делайте все от вас зависящее, но не берите на себя персональную ответственность за чужую жизнь. Центральной частью преодоления кризисного состояния человека и определения путей его выхода из трудных ситуаций является индивидуальная профилактическая беседа с суицидентом. Разумеется, она имеет свою специфику, которая проявляется в следующем: Ни в коем случае нельзя приглашать человека на беседу через третьих лиц, приглашение необходимо сделать обязательно лично (лучше сначала встретиться как бы невзначай, обратиться с какой-либо несложной просьбой или поручением, чтобы был повод для встречи). При выборе места беседы главное - отсутствие посторонних лиц (никто не должен прерывать разговора, сколько бы он не продолжался). Желательно спланировать беседу не в рабочее время, когда каждый занят своими делами. В процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не
посматривать на часы и тем более не выполнять какие-либо "попутные" дела. Профилактическая беседа, как правило, должна, включать в себя 4 этапа. Начальный этап - установление эмоционального контакта с собеседником,
взаимоотношений "сопереживающего партнерства". На этом этапе беседы
рекомендуется использовать такие психологические приемы, как: Второй этап - главное: а) установить последовательность событий, которые привели к кризису; б) снять ощущение безысходности ситуации. С этой целью целесообразно
применение следующих приемов: "преодоление исключительности ситуации": Третий этап - совместное планирование деятельности по преодолению
кризисной ситуации. Здесь желательно использовать такие приемы, как: Завершающий этап - его главная задача: окончательное формулирование
плана деятельности, активная психологическая поддержка суицидента. В этих
условиях целесообразно использовать следующие психологические приемы: Если в ходе беседы человек активно высказывал суицидальные мысли то его необходимо немедленно направить в ближайшее лечебное учреждение. Сегодня существует Международная ассоциация по предотвращению самоубийств, по рекомендации которой во многих городах мира и нашей страны были созданы службы предупреждения самоубийств. Это новая форма организации медицинской и социально-психологической помощи людям, нуждающимся в квалифицированном совете или медикаментозном лечении. Службы ориентированы на широкие круги населения и, в первую очередь, на лиц, испытывающих состояние психологического кризиса, людей, подверженных влиянию стрессогенных факторов и являющихся потенциально суицидоопасными. Одним из главных принципов деятельности служб является их анонимность. Службы могут быть укомплектованы как добровольцами, так и специалистами- психотерапевтами. Главное преимущество службы состоит в том, что ее основные звенья действуют не автономно, а объединены в систему. Структурные подразделения - “телефон доверия”, кабинеты социально-психологической помощи, кризисные стационары - имеют преемственную связь и координируются центром. Цель телефонной службы - стремление предложить любому человеку,
находящемуся в кризисной ситуации и помышляющему о самоубийстве, телефонный
контакт с сотрудником, готовым выслушать его как друг, способным помочь
абоненту преодолеть кризисную ситуацию, с которой он столкнулся. Среди
принципов службы особое место занимает доверительность, абсолютная
секретность, запрет требовать вознаграждения за услуги и запрет оказания
любого давления. Принципы работников служб - “не судить, не критиковать и
даже не удивляться”, а помочь абоненту самостоятельно прийти к правильному
решению. Население широко информируется о наличии “телефонов доверия”, но
самоубийства при этом не упоминаются, сообщается только, что оказывается Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин
самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой По данным республиканского комитета государственной статистики и Проведенные факты свидетельствуют о заметном снижении воспитательных функций учреждений образования, когда подростки, оставаясь наедине со своими проблемами и попадая в острые конфликты, в условия социально- правовой незащищенности, не в состоянии самостоятельно найти выход из кризисной ситуации, адекватно и критически ее оценить, оставаясь предоставленными сами себе, ищут выход в самоубийстве. Серьезное беспокойство вызывает и то, что органы системы профилактики не
всегда ориентируется на интересы конкретного ребенка или подростка,
допускают формализм, волокиту, не выясняют причины и условия, побудившие
подростка расстаться с жизнью, а значит, детально не анализируют каждый
такой конкретный факт и, в силу этого, не могут разработать надлежащую
систему мер предотвращения и профилактики подобных трагических событий. В ряде территорий не обеспечивается должный уровень государственного контроля за условиями содержания и воспитания детей подростков в образовательных учреждениях. Между тем, нередки случаи рукоприкладства педагогов и других антипедагогических воздействий на несовершеннолетних, преступлений в отношении детей в стенах учебных заведений. Учитывая изложенное, остроту и важность проблемы, а также в целях предупреждения и профилактики нарушений прав обучающихся и воспитанников, в том числе проявления неуважения к их человеческому достоинству, применения методов физического и психического насилия по отношению к ним, Министерство образования Российской Федерации рекомендует: 1. Включать в планы работы инспекционные проверки государственных и
муниципальных образовательных учреждений по исполнению норм
законодательства Российской Федерации, предусмотрев контроль за исполнением
пункта 6 статьи 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции 2. При проведении аттестации образовательных учреждений, аттестации педагогических и руководящих работников учитывать результаты инспекционных проверок по обеспечению и реализации прав и законных интересов обучающихся и воспитанников, норм действующего законодательства, а также материалов изучения: - стиля педагогического общения (системы отношений ученик-учитель- руководитель), - наличия и характера конфликтных ситуаций, жалоб. 3. В целях исключения случаев назначения на должность руководителя образовательного учреждения случайных лиц, не отвечающих квалификационным требованиям, а также в целях развития и укрепления демократического характера управления в системе образования: утверждать на должность руководителя только лиц, прошедших соответствующую профессиональную аттестацию; предусмотреть при назначении руководителя возможность конкурсного отбора с учетом мнения педагогической общественности. 4. В соответствии с Федеральным законом "Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.99 номер 120- 5. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации
номер 736-Ф3 от 10.05.99 по итогам 1998,1999 годов провести до 1 апреля 6. Предусмотреть создание и развитие по месту жительства системы помощи молодежи, системы социально-педагогической помощи семье, используя систему внешкольного образования молодежи, спортивную работу, медико- психологическую службу, систему консультаций и помощи по воспитанию детей и подростков. 7. Инициировать вопросы сотрудничества и осуществления социального партнерства с общественными объединениями, религиозными и другими организациями, заинтересованными структурами и ведомствами, отвечающими за воспитание, образование и здоровье детей и подростков, с целью обеспечения права на образование, развития детей и подростков, формирования ответственной и способной к жизни в обществе личности. 8. Усилить контроль за результативностью деятельности психологических служб, психологов в образовательных укреплениях и ориентировать их деятельность на необходимость изучения проблем семьи, подростковой и молодежной среды. Ориентировать образовательную деятельность на формирование у молодых людей способности к адекватной самооценке и критической оценке действительности.[7] В «Концепции демографической политики Российской Федерации» - системе
определений важнейших целей, задач и приоритетов воздействия на
демографическое развитие сформулированы важнейшие направления
государственной политики Российской Федерации в области народонаселения до В результате проводимой работы, направленной на улучшение демографической ситуации, должна стабилизироваться численность населения за счет увеличения средней продолжительности жизни, повышения в перспективе показателей рождаемости, снижения показателей смертности населения. Тем не менее проблемы не решаются сам собой. Многолетний опыт
свидетельствует о том, что оснований для самоуспокоения чрезвычайно мало. Заключение Как же можно охарактеризовать в целом для России положение со
смертностью в результате самоубийств? Российская Федерация - страна со
средневысоким показателем самоубийств. Наша страна, безусловно, не
нуждается в каких либо специальных мерах для стабилизации этого показателя. Итак, рассмотрев проблему суицидов, можно прийти к выводу, что это явление является крайней формой отклоняющегося поведения личности, ее социально-психологической адаптации. Совершаются самоубийства по различным мотивам и поводам, но всегда вытекают из конфликта либо внутри личности, либо личности и окружающей среды, когда индивид не может разрешить такой конфликт иным, более позитивным путем. Из приведенных в работе данных можно сделать вывод, что на уровень самоубийств влияют как объективные, так и чисто субъективные факторы. И хотя мною были рассмотрены далеко не все пласты данного явления, все же очевидно, что самоубийства - явление негативное и необходимо разрабатывать способы борьбы с ним или хотя бы искать возможности снизить его уровень. Лучше всего было бы суметь обеспечить лицу помощь в разрешении конфликта на пресуицидальной стадии, не доводя дело до самоубийства. Приложение. Карта 1. Стандартизованные показатели смертности От самоубийств и самоповреждений мужского населения в возрасте 0-64 лет по территориям России в 1996 г. (на 100000 соответствующего населения) Карта 2. Стандартизованные показатели смертности От самоубийств и самоповреждений женского населения в возрасте 0-64 лет по территориям России в 1996 г. (на 100000 соответствующего населения) Литература
Социологические исследования №5, 2002. Социология: Учебник. – М.: Гардарики, 2000. // Социология в России / Ред. В.А.Ядов. 2-е изд. М., 1998. 2. Т. 4. 1997. Минобразования России от 26.01.2000 №22-06-86. 2015 года” / Экономика и жизнь, №24, 2000. [6] Гилинский Я.И. Девиантное поведение в Санкт-Петербурге: На фоне
российской действительности эпохи постперестройки // Мир России. 1995. № 2. [7] “О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков” / Письмо |
|