| |||
Реферат: История возникновения представлений о психикеМинистерство высшего и среднего образования РФ Ульяновский Государственный Технический Университет Кафедра «Политологии и Социологии» Реферат на тему: “История возникновения представлений о психике” Выполнил студент гр. ПГСд-41: Строганов Я.С. Проверила: Тарханова Ульяновск 2001 Содержание Введение Возникновение представлений о психике в античную эпоху Древнегреческая философия в досократовский период Новые подходы в объяснении природы психического Представление о психике в эпоху Возрождения Представление о психике в эпоху Нового времени Развитие психологических взглядов в XVIII – XX веках Возникновение представлений о психике в рамках психологических школ и направлений Заключение Литература Введение В настоящее время роль психологии в решении практических задач на производстве, в системе здравоохранения и народного образования постоянно возрастает, всё более актуальными становятся и исторические аспекты развития психологической науки. Назрела необходимость обращения к прошлому психологии для того, чтобы более адекватно оценить возможности этой науки на современном этапе и в будущем в осуществлении различных задач. Особое положение истории психологии заключается в том, что она представляет такую систему знаний, которая охватывает собою вопросы философии и методологии, вопросы естественнонаучных основ психических явлений и структуру собственно психологических знаний. История психологии выполняет функцию междисциплинарных связей, раскрывающую процесс взаимного влияния психологии и других наук в ходе их развития. История возникновения представлений о психике имеет большое значение для развития самой психологической науки, являясь её как бы самосознанием и рефлексией, аппаратом самоконтроля и самопознания. Изучения истории можно рассматривать как лучшую школу теоретического мышления. Без истории возникновения представлений о психике не может быть создана какая-либо строгая психологическая теория. История возникновения психологии как науки является основой для формирования у психолога системы оценочных суждений, основанием для создания эталонной шкалы, служащей мерой и точкой отсчёта при оценке различных течений, направлений и взглядов в психологии. Вполне очевидно образовательное и воспитательное значение изучения эволюции взглядов о душе. Оно способствует формированию у человека общего взгляда на мир и отношение к нему, расширяет его общий и профессиональный кругозор. Заключая краткую характеристику значения истории возникновения представлений о психике необходимо подчеркнуть, что направление и степень полноты, с которой могут быть реализованы перечисленные выше функции историко-психологического значения, определяется в первую очередь научными приёмами описания, интерпретации и оценки развития науки. Возникновение представлений о психике в античную эпоху Древнегреческая философия в досократовский период Появление древних представлений об окружающем мире связано с анимумом Обычно начало научного миросозерцания связывают с Милетской школой,
существовавшей в VII-VI вв. до н.э. Её представителями были Фалес, Революцией в умах стал переход от анимизма к гиноизму (от греческого слова “Hyle”, означающего вещество, материя и “zoe” – жизнь). Космос мыслился отныне изначально живым. Границы между живым, неживым и психическим не проводилось. Гилозоизм впервые поставил душу под общие законы естества. Гилозоисту Гераклиту космос явился в образе “вечно живого огня”, а душа – это образ его искорки. Гераклитом было дано не только общее представление о “психике” и её природе, он также попытался выделить и охарактеризовать отдельные стороны души (познавательные и побудительные силы, влечение, потребности, чувства). Вопросы о природе души, её внешней обусловленности ставились в древнее время также представителями медицины. Крупнейший врач и философ античной эпохи Алкмеон (VI – V вв. до н.э.) первым связал психику с работой головного мозга и первой системы в целом (принцип первизма). Алкмен предположил наличие психики у человека и животных. От животных человек отличается разумом, а анотомически – объёмом и строением мозга и органов чувств. Эмпедокл (490-430 гг. до н.э.), крупный философ и врач древности, в качестве носителя душевных, психических функций, рассматривал кровь, а органом души считал сердце, а не мозг. Афинский философ Анасагор (500-428 гг. до н.э.) за основу мира принимал не стихии, а дробные частицы. Это уже предпосылка зарождения анатомического направления в философии и психологии. Анаксагор продолжил изучение восприятия и ощущения, начатое Алкмеоном и Элепедоклом, однако он выдвигает не закон подобия, а принцип противоположности. Древнегреческий врач Гиппократ (460 – 377 гг. до н.э.) вошёл в историю как основоположник дифференциально-психологического подхода к изучению людей, выделил четыре типа темперамента и характера. Причиной такой дифференциации Гиппократ считал пропорцию, в которой смешаны в организме различные “соки” (кровь, желчь, слизь). Подлинным основателем атомистического направления принято считать Новые подходы в объяснении природы психического В V-VII вв. до н.э. материалистическому направлению в древнегреческой
философии начинает противостоять идеалистическое течение, родоначальником
которого является Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) и Платон (427 – 347 гг. до
н.э.). Сократ полагал, что природа, человек и его душа даны от бога. По
сравнению с животными бог дал человеку более совершеннейшее строение и
душевные способности. В основе душевной деятельности лежат не ощущения и
восприятие, навязываемые человеку извне, а понимание, выражающееся в
пробуждении, оживлении и припоминании знаний, изначально заложенных в самой
душе. Для успешного приобретения знаний человек должен обладать известными
способностями (быстрота схватывания, прочность запоминания и интерес). В более развёрнутом виде идеи Сократа были представлены у его ближайшего ученика и последователя Платона. Основное положение Платона заключается в признании в качестве истинного бытия не материального мира, а мира идей. Душа человека, по его мнению, не зависит от тела. Она бессмертна и может переселяться из одного тела в другое. Покидая смертное тело, души не всех людей полностью освобождаются от телесных элементов, поэтому существует целая иерархия различных по уму людей. У человека Платон выделял два уровня души – высший и низший. Высший уровень представлен разумной частью души, её временным пристанищем является головной мозг. Низшая душа, в свою очередь, представлена двумя частями – низшая благородная часть и низкая возделеющая душа. Первая помещается в области сердца; с ней связаны воля, мужество, храбрость и т.п. Локализация второй в печени; она включает сферу потребностей, влечений и страстей. Люди различались Платоном по признаку преобладания у них той или другой части души. Служившиеся трудности и противоречия в понимании природы
психического, которые вытекали, с одной стороны, из представлений о душе Аристотелем было открыто и изучено множество конкретных психических явлений. Ощущения и восприятия он выделил как исходные формы познавательной деятельности, на основе которых вырастают более сложные формы психологического. Аристотель указал пять основных вида чувствительности: зрение, вкус, слух, обоняние и осязание. Близким к учению Аристотеля являются взгляды стоиков (III в. до н.э. Известный древнеримский мыслитель, видный представитель древней медицины Гален (130 – 200 гг. до н.э.) считал, что все функции души, начиная от ощущений и, кончая индивидуальным разумом, темпераментом и характером, имеют в своей основе гуморально-мозговые процессы. Его психофизиология оставалась последним словом науки вплоть до Нового времени. Итак, заключая раздел о развитии представлений о психике в античную эпоху, отметим, что древние мыслители сумели высказать множество догадок, выдвинуть большой ряд принципиальных идей, которые оказали огромное влияние на последующие открытия в психологии. Представление о психике в эпоху Возрождения В период Средневековья философия и психология целиком находилась под влиянием церкви и идеи божественного происхождения. В эпоху Возрождения, с началом капиталистических отношений, психологическая мысль развивалась в направлении религиозного раскрепощения и разработки и формулирования новых принципов и подходов объяснения психики и поведения человека. Среди крупных мыслителей Возрождения можно выделить Л. Вилла (1407 – Почти никому из мыслителей эпохи Возрождения не удалось полностью преодолеть традиции средневековой схоластики и богословия. Однако в целом их взгляды подготавливали непосредственную почву для зарождения в Европе эмперической, интроспективной, ассоциативной психологии. Представление о психике в эпоху Нового времени Наметившийся коренной перелом в развитии естествознания и сопровождавшие его многочисленные грандиозные открытия Нового времени выдвинули на первый план потребность обращения к основным психическим способностям и функциям человека. При выборе методологии и методов познания учёные разделились на два течения – эмпирическое и рациональное. Основатели эмпирического направления Ф. Бэкон (1561 – 1626 гг.), Т. Гоббс (1588 – 1679 гг.), Д. Локк (1632 – 1704 гг.) и их последователи полагали, что источником всех знаний является чувственный опыт и общие понятия имеют опытное происхождение. Представители рационалистического течения, пионерами которого выступали Р. Декарт (1596 – 1650 гг.) и Г. Лейбниц (1646 – 1716 гг.), считали, что источник знаний заключён в самом разуме, а всеобщие понятия имеют априорное происхождение, т.е. выводились из самого ума и врождённых интеллектуальных способностей. По–прежнему существовало и два других непримиримых лагеря – материализм и идеализм. По Р. Декару собственно психическим является только то, что
пронизывается разумом или осознаётся мыслящей субстанцией. Воображение,
представления, память, чувства и аффекты есть не более, чем простые
телесные движения, “не просветление” мышлением, единственно составляющим
суть духовной субстанции.[2] Поскольку же мышление – единственный атрибут
души, она всегда мыслит, всегда знает о своих психических содержаниях,
зримых изнутри (бессознательной психики не существует). В дальнейшем это Все последующие концепции были поглощены пересмотром декартовой теории. Б. Спиноза утверждал, что человек – целостное телесно-духовное существо и главные побудительные силы человеческого поведения, это: влечение, радость и печаль. Основанием единства телесного и психологического Г. Лейбницу считал
духовное начало. Мир по Лейбницу состоит из бесконечного множества монод Т. Гоббс начисто отверг думу как особую сущность. Материальные вещи
способны вызывать ощущения, из которых появляются представления, влекущие
за собой цепи мыслей. Такая связь получила впоследствии имя ассоциации. За основу познания были принят опыт. Д. Локк в самом опыте выделил два источника: ощущение и рефлексию. Соответственно, явления сознания порождают два опыта – внешний, который исходит от органов чувств, и внутренний, накапливаемый собственным разумом индивида. XVIII век радикально преобразовал объяснительные принципы прежних веков. Понятия о рефлексе, ощущении, представлении, ассоциации вошли в основной фонд научных знаний. Развитие психологических взглядов в XVIII – XX веках Эмпиризм Ф. Бэкона в XVII в. заменил представление о ней как совокупности психических явлений. Для этого и более позднего периода характерно обособление или отрыв психического от физического, сведения мира психических явлений к замкнутой системе фактов сознания, недоступных объективному наблюдению. В начале XIX века стали складываться новые подходы к психике. Концепция психологического параллелизма, согласно которой,
психическое и психологическое рассматривались как два независимых, но
функционально соответствующих ряда явлений, но функционально
соответствующих ряда явлений, стала основой построения экспериментальной
психологии на Западе, одним из создателей которой являлся В. Вунд (1832 – Великий русский физиолог И.М. Сеченов (1829 – 1905 гг.) указал на сходство в строении психического и рефлекторного акта, открыл центральное торможение, показал тем самым, что мышца является не только органом движения, но и познания. С рождением экспериментальной психологии излюбленной темой её
изучения стали ассоциации. Если раньше своеобразие интеллектуальных
процессов следствием идей, мыслей, умственных операций (как актов
сознания), то психолог Э. Торндайк (1874 – 1949 гг.) на основе опытов
выделил их в виде независимых от сознания двигательных реакций организма. Кузен Дарвина Ф. Гальтон (1822 – 1911 гг.) доказывает, основываясь на множество факторов, что выдающиеся способности передаются по наследству; он впервые вводит понятие “тест”. Задачей диагностики индивидуальных различий между людьми, касающихся приобретение знаний и выполнение сложных форм деятельности, занялся А. Бине (1857 – 1911 гг.). Его “коэффициент интеллекта” соотносил “умственный” возраст с хронологическим. Таким образом, предметом анализа стали уже не элементы и акты сознания, никому не неведомые кроме как субъекту, изощрившему своё внутреннее зрение, а телесные реакции, изучаемые объективным методом. Возникновение представлений о психике в рамках психологических школ и направлений В начале XIX столетия в психологии существовало множество конкурирующих концепций и школ, которые, отстаивая свой собственный предмет, создали новые теоретические конструкции и произвели революционные сдвиги по всему факту психологических исследований. У истоков функционализма в США стоял Уильям Джеймс (1842 – 1910 гг.), который указывал не служебную роль сознания во взаимоотношении организма со средой. Согласно его концепции, первичными являются изменения в мышечной и сосудистой системах, вторичными – вызванные ими эмоциональные состояния. И.П. Павлов (1859 – 1963 гг.) и В.М. Бехтерев (1857 – 1927 гг.) в рамках рефлексологии вводят понятие условного рефлекса. Это означает, что организм приобретает и изменяет программу своих действий в зависимости от условий – внешних и внутренних. Павлов на основе опытов открыл законы высшей нервной деятельности, разработал понятие о сигнале, временной связи, подкреплении, торможении, дифференцировке, управлении и др. “Отцом” направления бихевиоризма (от английского “бихевиор” – поведение) принято считать Д. Уотсана, который предлагал, исключив сознание, по экспериментальным данным объяснять любые естественные формы поведения людей. Основой всего бихевиористы считали законы научения. Психоанализ во главе с З. Фрейдом (1856 – 1939 гг.) обнаружил за покровом сознания мощные пласты неосознаваемых субъектом психических сил, процессов и механизмов. Главной среди этих процессов была признана имеющая сексуальную природу энергия влечения. Со времён детства она определяет мотивационный ресурс личности. Нововведением ученика З. Фрейда К. Юнга (1875 – 1961 гг.) было понятие о “коллективном бессознательном” – дарованных предками психических явлений. Юнг выделил два человеческих типа – экставертивный (обращённый вовне) и интравертивный (обращённый вовнутрь). А.Адлер (1870 – 1937 гг.), ещё один последователь Фрейда, выделил как
фактор развития личности чувство неполноценности, в котором скрывается
источник неврозов: ОНО (слепые иррациональные влечения), Я (эго) и сверх Я Французская школа утверждала созидающий характер взаимодействия индивида с окружающей средой. П. Жане (1859 – 1947 гг.) ключевым принципом человеческого поведения считал общение, в глубинах которого рождаются воля, память, мышление и другие функции. В этой концепции прорисовывается изначальная социальность личности. Гештальтизм (от “гешатальт” – форма, структура) утверждал приоритет
целостности структуры сознания, созидаемого динамикой познавательных
структур. Группа молодых учёных: М. Вертгеймер (1880 – 1943 гг.), В. Кёлер К. Левин (1890 – 1947 гг.) развил “теорию поля”, изображая личность как “систему напряжений”. Личность перемещается в среде, одни районы которой её притягивают, другие – отталкивают. Если радикальный бихевиоризм утверждает формулу “стимул – реакция”,
то формула поведения необихевиоризма выглядит следующим образом: стимул Создателем наиболее глубокой и влиятельной теории развития интеллекта стал швейцарец Ж. Пиаже (1896 – 1980 гг.). Он открыл принцип эгоцентризма, который царит над мыслью дошкольника; выделил 4 стадии в эволюции детской мысли. Исходным моментом в развитии детской психики Пиаже признал реальные внешние действия ребёнка. Лидером неофрейдизма принято считать К. Хорки (1885 – 1953 гг.), который доказал, что все конфликты, возникающие в детстве, порождаются отношениями ребёнка с родителями. Невроз – ничто иное как реакция на тревожность, извращения и огрессивность есть результат невроза, а не причина его (по Фрейду). Неофрейдизм был ориентирован на социокультурные факторы взамен биологическим. К.Н. Карнилов (1879 – 1957 гг.) в рамках реактологии предложил основным элементом психики считать реакцию, в которой объективное и субъективное неразделимы. Л.С. Высотский (1896 – 1934 гг.) в структуре высших психических
функций (внимание, памяти, мышления и др.) ввёл особые регуляторы, а именно М.Я. Босов (1892 – 1931 гг.) предложил считать деятельность особой
структурой, состоящей из отдельных актов и механизмов. Психический образ, к
чему стремятся люди, подчиняет себе отдельные действия и переживания людей. Предельно сосредотачиваясь на одном из блоков психологии, различные школы и направления создали огромную область научных знаний о психике. Заключение Подводя общие итоги, нужно отметить, что движение и развитие психологической мысли определялось прежде всего социально-экономическими условиями, которые обусловливали специфику представлений о психике на каждом историческом этапе, придавали своеобразие содержанию, направлению и формам решения коренных вопросов психологии. Часто влияние социально- экономических перемен было не прямым, а через призму идеологии, политики, права, морали, религии. Многие теоретические и методологические вопросы истории возникновения представлений о психике не могут быть в настоящее время решены вследствие неполноты сведений о состоянии психологических знаний в отдельные конкретные периоды их развития (доантичная и средневековая психология, психологии эпохи Возрождения). Полное становление психологии как науки ещё не завершено. Многие её разделы продолжают оставаться на стадии понимания и описания. Поэтому эволюция представлений о психике продолжается – возникают новые направления и теории, изменяются старые. Литература 1. Немов Р.С. Психология: учебник для ВУЗов. В 2 кн – М.: Просвещение : Владое, 1994 – 576 стр. “Академия”, 1995 – 496 стр. Михайлова В.А., 1998 – 376 стр.
|
|