| |||
Реферат: Конфликт в организации М И Н И С Т Е Р С Т В О О Б Р А З О В А Н И Я Р Ф ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А По дисциплине СОЦИОЛОГИЯ На тему КОНФЛИКТ В ОРГАНИЗАЦИИ Выполнила студентка 2 курса, группы 01-ЗНН БАБИЙ О. Ю. Проверил ГЮЛАМИРЯН Г. А. СОЧИ, 2003 г. Содержание. Введение. 3 1. 1.1 Структура, распределение ролей и коммуникации в организациях. 4 1.2 Основные причины социальных конфликтов в организациях. 9 1.3 Типы конфликтов в организациях и их функциональные и дисфункциональные последствия. 11 2. Управление конфликтами в современных организациях. 15 2.1 Стратегии поведения руководителя в ходе конфликта. 15 2.2 Характеристики этапов управления конфликтами в организационных структурах. 21 2.3 Стратегии и методы разрешения социальных конфликтов в организациях. 25 3. Типичные конфликты в студенческих организациях РУДН. 35 3.1 Структура студенческих общественных организаций РУДН. 35 3.2 Конфликтные ситуации при создании студенческих общественных организаций. 38 3.3 Типичная конфликтная ситуация при работе студенческой общественной организации. 42 3.4 Методические рекомендации по профилактике и решению конфликтов в сфере студенческого самоуправления. 44 Заключение. 48 Список литературы. 50 Введение. Актуальность данной темы как теоретическая, так и практическая весьма
велика. В настоящее время наблюдается определенный дефицит теоретических
исследований в области социологии конфликта. При большом количестве
публикаций, посвященных конкретно-прикладным аспектам конфликтологии,
практически нет работ, в которых бы анализировались глубинные причины
конфликтов и их влияние на жизни общества в целом и индивида и частности. С практической точки зрения актуальность работы не менее значительна. Однако встает вопрос – смогут ли органы студенческого самоуправления справится с поставленной задачей? Сформированы ли они как целостная структура, способная на партнерство с администрацией вуза или нет? В настоящее время процесс формирования студенческих общественных организаций во многом зависит от конкретных личностей, создающих в вузах студенческое самоуправление «с нуля». Насколько оправданы конфликтные ситуации и всегда ли необходимы, я и пытаюсь рассмотреть в своей работе. 1. Конфликтные ситуации в современных организациях. 1.1 Структура, распределение ролей и коммуникации в организациях. Поскольку практически весь трудовой процесс происходит в организациях, то они могут быть рассмотрены как важнейший элемент внешнего воздействия на рабочее поведение. В большинстве случаев люди объединяют усилия и организуются для достижения каких-либо физических, личных или экономических преимуществ. Люди организуются под влиянием убеждения, что это есть наилучший путь для достижения их целей. Организация - это система скоординированного поведения. Правила, регуляторы, стандартные процедуры и т.п., это всего лишь механизмы скоординированного поведения. Также важным является тот факт, что люди в процессе вхождения в организацию жертвуют частью своей свободы и делают это с целью достижения личных и организационных целей. Организации образуются для достижения поставленных целей. В действительности, существует множество таких целей. При этом, организация стремится к достижению не только своих формализованных целей, но и личных целей своих членов, причем этим последним придается не меньшее значение, чем первым. Если бы организация оказалась неспособна удовлетворять цели своих членов, то она быстро бы их лишилась. Кроме того, что цели организации побуждают людей членов вступать в нее и оставаться в ней, они выполняют еще две другие функции. Во-первых, они служат для управления поведением и стимулирования трудовых усилий. Во-вторых, они служат эталоном измерения. Когда цели не достигаются, эффективность работы организации ставится под сомнение. Управление организацией включает в себя координацию человеческих и
материальных ресурсов для достижения формальных целей организации. Организационная структура - это общая сумма методов, которыми организация разделяет свой трудовой процесс на отдельные задания и, затем, добивается координации между этими заданиями. Ни одна пара организаций не имеет одинаковой структуры, но каждая организация имеет какую-то свою структуру. Рассмотрим элементы этой структуры. Горизонтальная дифференциация. Горизонтальная дифференциация относится к способу, которым различные задания, выполняемые в организации, разделяются и группируются в отдельные единицы. Существуют различные виды горизонтальной дифференциации: по выполняемой работе, по производимому продукту, по потребительским группам и по месторасположению. В реальности большинство организаций разделено на основании нескольких критериев, то есть, например, сначала на основании продукта, а потом на основании месторасположения. Такая дифференциация может привести к конфликту интересов, поскольку группы, сформированные на основании различных критериев, преследуют различные цели. Вертикальная дифференциация. В дополнение к горизонтальной дифференциации, организации также разделены вертикально. Вертикальная дифференциация определяется количеством уровней власти в организации. Это есть степень разделенности управленческих специальностей. В общем, с ростом организации, в ней возникает все больше иерархических уровней. Чем больше людей входят в организацию, тем больше усилий требуется для координации их поведения. Однако и при равной численной величине организаций в них бывает разное количество иерархических уровней. При этом, те организации, в которых иерархических уровней больше, называются «длинными» организациями, а те, в которых иерархических уровней меньше, называются «плоскими» организациями. Степень вертикальной дифференциации организации оказывает заметное влияние на удовлетворенность работой членов организации. Например, высшие управляющие в «длинных» организациях более удовлетворены работой, чем в «плоских». И наоборот, те, кто занимают низшие должности в «плоских» организациях более удовлетворены работой, чем их коллеги в «длинных» организациях. В большинстве организаций, управленческая деятельность подчинена
строгой иерархической структуре, так что каждый управляющий имеет только
одного начальника. Это называется «скалярной цепью подчинения». Те
организации, которые отходят от этого правила, имеют то, что называется Чем меньше та группа людей, которая принимает основополагающие решения о деятельности организации, тем выше в ней уровень централизации. Если же полномочия по принятию решений делегированы нижним иерархическим уровням, то организация является децентрализованной. Степень централизации влияет на удовлетворенность работой так же, как степень «длины» организации. Понимание ролей дает нам возможность узнать о том, как люди осознают,
что они должны делать в какой-то конкретной ситуации. Роль - это набор
ожидаемых поведенческих установок субъекта, обладающего данной позицией. Роли также помогают нам разобраться в проблемах, с которыми
сталкивается организация. Ролевой конфликт возникает, когда два или более
ожиданий оказываются несовместимыми. Существует четыре различных типа
ролевого конфликта. Они различаются по источнику возникновения
несовместимых ожиданий. Первый тип известен как внутриролевой конфликт и
возникает, когда один и тот же член ролевого набора дает два или более
несовместимых задания. Второй тип конфликта называется межролевым
внутриличностный конфликтом. Он появляется, когда две или более роли,
выполняемые индивидуумом, содержат несовместимые требования. Еще один тип
конфликта называется межролевой конфликт. Он имеет место тогда, когда два
или более субъектов социального отношения имеют несовместимые ожидания. Ролевая неопределенность просто означает, что исполнитель роли не точно знает, что именно от него требуется. При этом исполнитель роли может либо не знать целей, которые должны быть достигнуты, либо путей достижения этих целей. Корни ролевой неопределенности следует искать в ролевом наборе, когда ожидания, формируемые этим набором, недостаточно ясны (тогда как в случае возникновения ролевого конфликта они ясны, но несовместимы). Признавая отрицательное воздействие как ролевого конфликта, так и ролевой неопределенности, необходимо задаться вопросом, а какая проблема является более серьезной. Ответ зависит от положения, занимаемого исполнителем роли. Ролевой конфликт является более серьезной проблемой на низших уровнях, тогда как ролевая неопределенность - на высших. Ролевая перегрузка возникает, когда ожидания и требования роли превышают способности ее исполнителя. Как правило, причиной такой ситуации также является неопределенность. Проблемы, вызываемые ролевым конфликтом, неопределенностью и перезагрузкой чрезвычайно серьезны и их воздействие на людей и организации огромно. Для избавления от них используются так способы. Одной из причин возникновения конфликтных ситуаций в организациях является неадекватное восприятие информации. Порядка 80 процентов рабочего времени у человека проходит во взаимодействии с другими людьми. Около 50 процентов всей передаваемой информации воспринимается неправильно. При этом возможны три различные ситуации: информация, отправленная А, никогда не достигает Б; информация искажается отправителем или лицом, передающим ее; получатель неправильно воспринимает то, что ему передано. Одним из факторов, могущих усложнить процесс взаимодействия, является большой размер и сложность организации, где на пути сообщения могут возникнуть огромные препятствия (потерянная почта, выброшенные телефонограммы). Часть этой проблемы заключается в том, что в процессе горизонтальной дифференциации и роста организации ее подразделения все более обосабливаются друг от друга, занимаясь все более специфической работой, это обособление принимает формы территориального разделения, так что они оказываются в разных зданиях, городах, а иногда и странах. Таким образом исчезает возможность личного общения и суживаются другие каналы взаимодействия. Коммуникационные проблемы также тесно связаны с количеством
иерархических уровней в организации. Как уже упоминалось, при передаче
информации через уровни, на каждом из них она подвергается пересмотру и
коррекции. При этом могут возникать различного рода искажения, когда,
например, важная информация признается неважной и выбрасывается. Заметим,
что «фильтрация» информации происходит как на пути вверх по уровням, так и
на пути вниз, при этом фильтрация может быть либо намеренной, либо
ненамеренной. Ненамеренная фильтрация имеет место тогда, когда кусочки
информации уничтожаются без ведома того, кто эту информацию передает. Даже когда информация, посланная А, успешно достигает Б, остается
возможность того, что эта информация искажена. Это искажение может быть
вызвано не только фильтрацией передающих ее людей, но и самим отправителем. Получатель информации также может служить источником искажения в том
смысле, что он может неправильно истолковать смысл, заложенный в сообщении. Существует некоторое количество средств как на индивидуальном, так и
на организационном уровне, помогающих преодолеть эти проблемы. На
индивидуальном уровне необходимо использовать язык четкий, краткий и в
наибольшей степени приложимый к теме сообщения. Также необходимо
устанавливать доверие. Сообщение должно быть не только понято, но и
принято. Необходимо избегать использования штампов и ненужных
классификаций, нужно сообщать как можно больше фактической информации. Многое может быть сделано и на организационном уровне. Например, это может быть установление организацией каналов обратной связи, или внедрение компьютерной технологии передачи данных. Организация также может обучать своих работников искусству общения. Тренировки могут включать в себя различные типы ролевых игр и служат для улучшения способностей говорить, писать или слушать, а главное - понимать чужую точку зрения. И хотя такие тренировки не всегда оказываются очень эффективными, часто они помогают. 1.2 Основные причины социальных конфликтов в организациях. Перечислить все возможные причины возникновения конфликта в
организациях не представляется возможным. Основными из них являются
ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий,
различия в целях, различия в представленных ценностях, различия в манере
поведения, в уровне образования, а также плохие коммуникации,
несбалансированность рабочих мест, недостаточная мотивация и т. д. В
организации ресурсы всегда ограничены. Руководство должно решить, как
распределить материалы, информацию, людские ресурсы и финансы между разными
группами, чтобы наиболее эффективным образом достигнуть целей организации. Плохая передача информации является и следствием конфликта. Так, между его участниками снижается уровень коммуникаций, начинают формироваться неверные представления друг о друге, развиваются враждебные отношения - все это приводит к усилению и продолжению конфликта. Если у большинства сотрудников возникает ощущение, что стиль и методы управления не отвечают практическим потребностям, то это может послужить причиной возникновения конфликтной ситуации. Неудовлетворенность уровнем деловой или управленческой компетенции руководителя имеет большой демотивирующий потенциал. Очевидно, важно знать, чего ждет персонал от своих руководителей, и делать из этого надлежащие выводы. Если удается добиться совпадения потребителей индивидов с потребностями организации, очевидно, что персонал будет выкладываться ради удовлетворения этих потребностей, чего не обеспечит никакое принуждение. Говоря о последовательности технологических действий в условиях
конфликта, следует, в первую очередь, указать на необходимость его
институциализации, то есть установления норм и правил разрешения конфликта. Отношения конфликтующих сторон включают в себя такие этапы, как
информационное противоборство (измерение собственного потенциала в
сравнении с возможностями соперника) и энергетическое противоборство Р. Л. Кричевский указывает три группы причин конфликтных отношений:
обусловленные трудовым процессом, психологическими особенностями
человеческих взаимоотношений, личностным своеобразием членов группы. 1.3 Типы конфликтов в организациях и их функциональные и дисфункциональные последствия. Источником обострения конфликтов между большими группами является
накопление неудовлетворенности существующим положением дел, возрастанием
притязаний, радикальное изменение самосознания и социального самочувствия. В рамках социально-конфликтологического анализа интересно рассмотреть взаимосвязи людей в рамках их отношений в производственном коллективе. Во- первых, это взаимосвязи функционального характера, определенные совместной трудовой деятельностью. Данные взаимосвязи носят как непосредственный, так и опосредованный характер. Во-вторых, это взаимосвязи, вытекающие из принадлежности работников к одному производственному коллективу. В-третьих, это взаимосвязи психологического характера, вызванные потребностями людей в общении. Исходя из указанных взаимосвязей, которые в норме должны иметь согласованный характер, выделены следующие основные типы конфликтов, нарушающих успешное осуществление соответствующей связи: - конфликты, представляющие собой реакцию на препятствия достижению основных целей трудовой деятельности; - конфликты, возникающие как реакция на препятствия достижению личных целей работников в рамках их совместной трудовой деятельности; - конфликты, вытекающие из восприятия поведения членов коллектива как несоответствующего принятым социальным нормам совместной трудовой деятельности; - сугубо личные конфликты между работникам, обусловленные несовместимостью индивидуальных психологических характеристик - резкими различиями потребностей, интересов, ценностных ориентаций, уровня культуры в целом. В реальной деятельности коллективов чаще встречаются конфликты, представляющие собой сочетания нескольких из указанных типов. По направлению конфликты делятся на горизонтальные (в которых не
задействованы лица, находящиеся в подчинении друг друга), вертикальные (в
которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого) и
смешанные (представленные и «вертикальные», и «горизонтальные»
составляющие). Конфликты, имеющие «вертикальный» характер, наиболее
нежелательны для руководителя, так как его действия рассматриваются всеми
сотрудниками через призму этого конфликта. И даже в случае полной
объективности руководителя в любом его шаге будут видеть происки по
отношению к его оппонентам. А поскольку подчиненным часто недостает
информационности или компетентности, чтобы квалифицированно оценить
действия руководства, то недопонимание компенсируется обычно домыслами. По значению для организации конфликты делятся на конструктивные и
деструктивные. Конструктивный конфликт возникает, когда оппоненты не
выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Деструктивный конфликт возникает когда одна из сторон жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны или всей организации в целом либо когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера. Последствия такого конфликта являются дисфункциональными и приводят к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Внутриличностный конфликт выражается в форме борьбы мотивов внутри человека, сопровождаемой эмоциональной напряженностью. Одна из самых распространенных форм – ролевой конфликт: когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Внутриличностный конфликт возникает и в результате того, что требования не согласуются с личными ценностями, а также является ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Последнее связано с низкой степенью удовлетворенности работой. Межличностный конфликт, самый распространенный, возникает там, где сталкиваются разные школы, манеры поведения, их может питать и желание получить что-то, неподкрепленное соответствующими возможностями. В организации межличностный конфликт – это чаще всего борьба руководителя за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта; эта борьба за власть, привилегии; это столкновение различных точек зрения в решениях проблем, различных приоритетов. Конфликт между личностью и группой может возникнуть, если личность
займет позицию, отличающуюся от позиции группы. В процессе функционирования
группы вырабатываются групповые нормы, стандартные правила поведения,
которых придерживаются ее участники, но в организации люди взаимодействуют
непосредственно друг с другом не только как функционеры организации. Конфликты способствуют развитию и изменению в организации, так как открывают недостатки в организации, выявляют противоречия. Конфликт вносит вклад в структурирование организации, определяя положение различных подгрупп внутри системы, их функции и распределяя позиции власти между ними. Они помогают снизить сопротивление изменениям, способствуют поддержанию динамического равновесия и общественной стабильности. Причины вскрываются, а не уходят вглубь, где еще более усиливаются и разрушающее действуют на организацию. Конфликты могут также уменьшить возможности группового мышления и синдрома покорности, способствуют становлению групповой солидарности, что позволяет искоренить причины внутреннего разобщения и восстановить единство. Но необходимо отменить, что такое воздействие оказывают конфликты, затрагивающие только такие цели, ценности и интересы, которые не противоречат основам внутригрупповых отношений. В тенденции такие конфликты содействуют изменению внутригрупповых норм и отношений в соответствие с насущными потребностями отдельных индивидов или подгрупп. Также среди функциональных последствий конфликта следует указать получение новой информации об оппоненте, сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом, стимулирование к изменениям и развитию в межличностных отношениях в организации в целом. Если не найти эффективного способа управления конфликтом, могут
образоваться следующие дисфункциональные последствия, т. е. условия,
мешающие достижению целей. Повышение эмоциональной и психологической
напряженности в коллективе. Неудовлетворенность, плохое состояние духа и,
как результат, рост текучести кадров и снижение производительности. Конфликт внутри группы может способствовать ее сплочению или восстановлению внутреннего единства в том случае, если последнему угрожает вражда или антагонизм членов группы. Вместе с тем далеко не все разновидности конфликта благоприятны для внутригрупповой структуры, равно как не во всякой группе могут найти применение объединяющие функции конфликта. Та или иная роль конфликта во внутригрупповой адаптации зависит от характера проблем и разногласий, составляющих предмет спора, а также от типа социальной структуры, в рамках которой протекает конфликт. Однако виды конфликтов и типы социальных структур сами по себе не являются независимыми переменными. Внутренние социальные конфликты, затрагивающие только цели, ценности и интересы, которые не противоречат принятым основам внутригрупповых отношений, как правило, носят функционально позитивный характер. В тенденции такие конфликты содействуют изменению внутригрупповых норм и отношений в соответствии с насущными потребностями отдельных индивидов или подгрупп. Если же противоборствующие стороны не разделяют более ценностей, на которых базировалась законность данной системы, то внутренний конфликт несет в себе опасность распада социальной структуры. Таким образом, из вышеизложенного видно, что конфликтные ситуации, протекающие в современных организациях, несколько отличаются от тех конфликтов, которые протекали в прошлом. Происходит смена ценностей и целей в организациях, смена механизмов поведения работников и схем поведения руководителей, а значит, меняются и формы протекания конфликтов в организациях и механизмы их решения. Однако ряд причинных условий возникновения конфликта остаются с течением времени неизменными: конфликт из-за ресурсов, из-за нехватки-недостаточности-искажения информации, межличностный конфликт. Конфликт в организациях может привести как к улучшению функционирования организации в целом (ее отделов в частности), так и к распаду организационной структуры, прекращению деятельности организации (в соответствии с ее целями и задачами). Учитывая, что механизм зарождения и протекания конфликтных ситуаций в организациях довольно хорошо изучен, встает вопрос, возможно ли влиять на механизм протекания конфликтной ситуации в организации. И если возможно, то какими методами и техниками. Это я и попытаюсь проанализировать во второй главе моей работы. 2.Управление конфликтами в современных организациях. 2.1 Стратегии поведения руководителя в ходе конфликта. Большое значение в разрешении конфликтных ситуаций имеет общение участников, центральным моментом которого является переговоры. Предполагая провести беседу со своим оппонентом, руководитель должен предварительно, по возможности полно проанализировать сложившуюся ситуацию. Задачи руководителя по разрешению конфликта состоят в следующем: - необходимо выяснить причину конфликта; - определить цели оппонента; - наметить сферы сближения точек зрения с оппонентом; - уточнить поведенческие особенности оппонента. Проведенное таким образом исследование дает возможность составить общее представление обо всех аспектах конфликтной ситуации. Для этого следует проанализировать обстановку путем постановки следующих вопросов: Причина конфликта. Осознают ли конфликтующие стороны причину конфликта? Нужна ли помощь для выхода из конфликта? Где находится причина конфликта? Обращались ли конфликтующие за помощью? Цель конфликтующих. В чем конкретно заключаются цели конфликтующих? Сферы сближения. По каким проблемам конфликтующие могли бы выработать общие взгляды? Это, касается проблем деловой и эмоциональной атмосферы. Субъекты конфликта. Кто является лидером? Как относятся люди друг к другу? Каковы особенности языковых и неязыковых факторов общения? Действуют ли среди конфликтующих общепринятые нормы поведения? Предварительный анализ ситуации является необходимым компонентом эффективного проведения беседы. Проводя беседу, руководитель должен сохранить контроль над ситуацией, т. е. направить ход разговора в нужное русло, в соответствии со сформулированной целью беседы. Переговоры должны протекать динамично. Анализ ситуации, обдуманный выбор линии поведения, эффективно проведенное обсуждение ситуации с ее участниками - это способы превратить зарождающийся конфликт в инструмент эффективного решения проблемы, поиска наилучшего решения и даже в средство улучшения отношений людей. В конфликтных ситуациях люди демонстрируют различное поведение, такое как: Избегание - это реакция на конфликт, при которой человек игнорирует Приспособление - стиль поведения в конфликте, при котором сторона
частично или полностью отказывается от удовлетворения своих интересов, то
есть идет «капитуляция» другой стороне. Приспосабливающаяся сторона готова
уступить, пренебрегая собственными интересами, соглашается на требования и
претензии противостоящей стороны. Причины приспособления: у меня есть более
важные интересы; мне дорого общение с этим человеком, поэтому не хочу его
обижать; не хочу углубления конфликта; стремление сделать «жест доброй
воли»; стремление избавиться от конфликта; ни одному из основных принципов Конкуренция - стили поведения, характеризующийся высокой степенью настойчивости в удовлетворении собственных интересов, отсутствия уступчивости в удовлетворении интересов других партнеров. При этом для стороны, демонстрирующей данное поведение, наибольший интерес представляет результат и совершенно не важно какими останутся у нее отношения с другими участниками конфликта. Конкуренция не обязательно ведет к насилию, а в некоторых случаях стимулирует талант. Причины конкуренции: недоверие к другим, особенно к тем, кто проявляет заинтересованность; недооценка сил другой стороны; правила поведения, принятые в данной среде; восприятие поведения другого человека как оскорбительное; честная игра в рамках закона и правил. Компромисс - обе стороны до некоторой степени идут на взаимные уступки, другими словами, из общего груза каждая сторона берет на себя часть меньше той, которую она определила для себя первоначально. Если же это касается одной стороны, то это не компромисс, а уступка. Однако, это неустойчивое состояние, развитие которого может вызвать необходимость дальнейших компромиссов. Результат компромисса - различная степень удовлетворенности и неудовлетворенности всех сторон. В конфликте принципов компромисс, как правило, не возможен. Причины компромисса: переговоры в тупике, компромисс - единственный выход; лучше договориться до чего-нибудь, чем ни до чего не договориться; передышка для дальнейшей концентрации ресурсов; компромисс дает выигрыш в другом; проигрыш обойдется дешевле выигрыша. Сотрудничество - в отличие от компромисса дает возможность стопроцентного удовлетворения интересов партнеров, обеспечивает плодотворные выгодные взаимоотношения в будущем и, поэтому, является наиболее эффективным. Однако этот подход требует большого напряжения сил, творческих способностей, фантазии и концентрации других ресурсов, занимает много времени так как подразумевает, что интересы одной стороны не будут удовлетворены, если не будут удовлетворены интересы другой стороны. Разработано немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в конфликтных ситуациях, выбора соответствующих стратегий поведения и средств разрешения конфликта, а также управления им. Рассмотрим поведение человека в конфликтной ситуации с точки зрения его соответствия психологическим стандартам. В основу данной модели поведения положены идеи Е. Мелибруды, В. Зигерта и Л. Ланг. Суть ее состоит в следующем. Считается, что конструктивное разрешение конфликта зависит от следующих факторов: - адекватности восприятия конфликта, то есть достаточно точной, не искаженной личными пристрастиями оценки поступков, намерений как противника, так и своих собственных; - открытости и эффективности общения, готовности к всестороннему
обсуждению проблем, когда участники честно высказывают свое понимание
происходящего и пути выхода из конфликтной ситуации, Для руководителя полезно знать, какие черты характера и особенности поведения человека характерны для конфликтной личности. К таким качествам могут быть отнесены следующие: - неадекватная самооценка своих возможностей и способностей, которая может быть как завышенной, так и заниженной. И в том, и другом случае она может противоречить адекватной оценке окружающих; - стремление доминировать во что бы то ни стало там, где это возможно и невозможно; - консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции; - излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждениях, стремление во что бы то ни стало сказать правду в глаза; - определенный набор эмоциональных качеств личности: тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность. К.У. Томасом и Р.Х. Килменном были разработаны основные наиболее
приемлемые стратегии поведения в конфликтной ситуации. Они указывают, что
существуют пять основных стилей поведения при конфликте: приспособление,
компромисс, сотрудничество, игнорирование, соперничество или конкуренция. Стиль конкуренции, соперничества может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы. Его можно использовать, если исход конфликта очень важен и делается большая ставка на однозначное решение возникшей проблемы; если руководитель обладает достаточной властью и авторитетом; если нет иного выбора и терять нечего; если руководитель придерживается в общении с подчиненными авторитарный стиль. Однако следует иметь в виду, что это не тот стиль, который можно использовать в близких личных отношениях, так как кроме чувства отчуждения он ничего больше не сможет вызвать. Его также нецелесообразно использовать в ситуации, когда вы не обладаете достаточной властью, а ваша точка зрения по какому-то вопросу расходится с точкой зрения начальника. Стиль сотрудничества можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, руководитель вынужден принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы. Цель ею применения - разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желаниям выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного их этих факторов делает этот стиль неэффективным. Для разрешения конфликта этот стиль можно использовать в следующих ситуациях: необходимо найти общее решение; если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений; отношения с другой стороной длительные, прочные и взаимозависимые; стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов; необходима интеграция точек зрения и усиление личностной вовлеченности сотрудников в деятельность. Стиль компромисса. Суть его заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Этот стиль наиболее эффективен, обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. Например, стремление занять одну и ту же должность или одно и то же помещение для работы. При использовании этого стиля акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон. Такой подход к разрешению конфликта можно использовать в ситуациях, когда: обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы и обладают одинаковой властью; приемлемо временное решение, так как нет времени для выработки другого, или же другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными; компромисс позволяет хоть что-то получить, нежели все потерять. Стиль уклонения реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для конфликтующей стороны, нет планов сотрудничества для выработки решения; нет времени и силы на ее решение. Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов. Стиль уклонения можно рекомендовать к применению в следующих ситуациях: источник разногласий тривиален и несущественен по сравнению с другими более важными задачами; мало ресурсов для решения проблемы желательным способом; необходимо выиграть время, чтобы получить дополнительную информацию прежде чем принять какое-либо решение; пытаться решить проблему немедленно опасно, так как вскрытие и открытое обсуждение конфликта могут только ухудшить ситуацию; подчиненные сами могут успешно урегулировать конфликт. Не следует думать, что этот стиль является бегством от проблемы или уклонением от ответственности. В действительности уход или отсрочка может быть вполне подходящий реакцией на конфликтную ситуацию, так как за это время она может разрешиться сама собой, или ей можно будет заняться позже. Стиль приспособления означат, что решение конфликтной ситуации
происходит совместно с другой стороной, но при этом не отстаиваются
собственные интересы в целях восстановления нормальной рабочей атмосферы Руководителю приходится разрешать конфликты не только в деловой, но и
в личностно-эмоциональной сфере. При разрешении последних применяются
другие методы, поскольку в них, как правило, трудно выделить объект
разногласий, отсутствует видимое столкновение интересов. В конфликтной
ситуации или в общении с трудным человеком следует использовать такой
подход, который в большей степени соответствовал бы конкретным
обстоятельствам и при котором последний чувствовал бы себя комфортно. Точно так же, как ни один стиль руководства не может быть эффективным во всех без исключения ситуациях, так и ни один из рассмотренных стилей разрешения конфликта не может быть выделен как самый лучший. Надо научиться эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства. 2.2 Характеристики этапов управления конфликтами в организационных структурах. Управление конфликтом есть целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение социально значимых задач. Управление конфликтом включает в себя: прогнозирование конфликта; предупреждение одних и вместе с тем стимулирование других; прекращение и подавление конфликта; регулирование и разрешение. Каждый из названных видов действии представляет собою акт сознательной активности субъектов: одного из конфликтующих либо обоих, или же третьей стороны, не включенной в конфликтное действие. Управление становится возможным при наличии некоторых необходимых условий. К таковым относятся: объективное понимание конфликта как реальности; признание возможности активного воздействия на конфликт и превращения его в фактор саморегуляции и самокорректировки системы; наличие материальных, политических и духовных ресурсов, а также правовой основы управления, способности общественных субъектов к согласованию своих позиций и интересов, взглядов и ориентаций. Объективность понимания - это адекватное, т.е. соответствующее реальности, его описание. Субъект управления имеет в качестве объекта не непосредственно реальный конфликт, а его описание, образ, мысленное отражение, вербальную интерпретацию. Понятно, что такое описание включает определенный подход, приемлемый для той или другой стороны конфликт или - для третьей, нейтральной, выступающей посредником. Каждая сторона стремится представить коллизию так, как она ее видит со своих позиций, как она понимает сложившуюся ситуацию, иначе говоря, как она заинтересована объяснить конфликт. Объективное объяснение конфликта возможно при выполнении следующих требований: анализ конфликта учитывает только те факты, которые актуальны в настоящей ситуации; в объяснительный контекст входит и учет предшествующего состояния конфликтной ситуации и ее развития в последующем; объяснение конфликта подчинено успешному разрешению его в интересах целого - прогресса общества, личности и пр.; признание возможности активного воздействия на конфликт также составляет существенное условие управления им. Предупреждение конфликта - это деятельность, направленная на недопущение его возникновения и разрушительного влияния на ту или иную сторону, тот или иной элемент общественной системы. Естественно, что такая деятельность представляет собою активное вмешательство управляющего субъекта в реальный процесс общественных отношений людей, в их взаимодействие в различных сферах жизни. В таком случае стихийный ход процесса может быть прерван, при условии разумного вмешательства, целесообразного с точки зрения интересов общественных сил. Предупреждение конфликта предполагает его прогнозирование. Без обоснованного прогноза возможной конфликтной ситуации нельзя и предупредить ее появление. Прогноз - это представление о будущем конфликта с определенной вероятностью указания места и времени его возникновения. Предотвращение конфликта сводится к планированию и реализации ряда операций, предпринимаемых одним из участников конфликта или обеими сторонами. Здесь большое значение имеет уточнение прав и обязанностей, справедливое распределение ответственности и обязательств на основе общепринятых норм и ценностей. Чтобы предотвратить, надо знать каких норм и правил придерживается каждая сторона конфликта. Когда люди придерживаются различных норм и правил, тогда они в конфликте обвиняют друг друга в недостаточной или чрезмерной ответственности. Стратегия предупреждения конфликта предусматривает осуществление таких принципов, как своевременность действий по предупреждению возможных коллизий, оперативность. Стратегия предотвращения конфликта: устранить реальный предмет конфликта; привлечь в качестве арбитра незаинтересованное лицо, с готовностью подчиниться его решению; сделать так, чтобы один из конфликтующих отказался от предмета конфликта в пользу другого. Стратегия подавления конфликта. Применяется по отношению к конфликтам в необратимо деструктивной фазе и к беспредметным конфликтам: целенаправленно и последовательно сократить количество конфликтующих; разработать систему правил, норм, предписаний, упорядочивающих взаимоотношения между потенциально конфликтными друг к другу людьми; создавать и непрерывно поддерживать условия, которые затруднят или воспрепятствуют непосредственному взаимодействию между потенциально конфликтными по отношению друг к другу людьми. Стратегия отсрочки. Это временные меры, помогающие лишь ослабить конфликт с тем, чтобы позже, когда созреют условия, добиться его разрешения: изменить силу одного или обоих конфликтующих в воображении противоположной стороны; уменьшить или увеличить роль или место одного из конфликтующих в воображении другого; изменить представление конфликтующего о конфликтной ситуации (условиях конфликта, взаимоотношениях людей, связанных с ним и т. п.); изменить значимость (характер, форму) объекта конфликта в воображении конфликтующего; снизить или повысить ценность объекта конфликта и тем самым сделать его соответственно ненужным или недостижимым. Управление конфликтной ситуацией в организации невозможно без знания конфликтообразующих факторов. Информационные факторы - это та информация, которая приемлема для одной стороны и не приемлема для другой стороны: неполные и неточные факты, включая вопросы, связанные с точностью восстановления проблемы и истории конфликта; слухи; невольная дезинформация; подозрение в умышленном сокрытии фактов; надежность экспертов, свидетелей, источников информации; ценность авторитетных источников; нежелательное обнародование информации; недооценка фактов и их значения; интерпретация использованного языка; спорные вопросы законодательства, правил порядка действий, стереотипов, практики. Структурные факторы - обычно связаны с существованием формальной и
неформальной организацией социальной группы и могут включать следующее: что
является законной властью; линии отчетности; системы передачи информации Ценностные факторы - принципы, которые провозглашаются или отвергаются, которых сознательно придерживаются и которыми пренебрегают; принципы, следования которым ожидают другие и от других. Ценности вносят в социальную группу чувство порядка и сознание и цель существования. Они разнятся по силе действия (от санкции до цензуры) и по важности (от мандата до обычаев), до общепринятых действий. Ценности описывают как: личные системы верований и поведения; групповые системы верований и поведения; системы верований и поведения всего общества; общие нормативные ценности; профессиональные ценности и нужды; идеология, способы действий и методы; традиционные системы убеждений и поведения и связанные с ним ожидания; терпимость в отношений ценностей; восприятие отхода от ценностей в чрезвычайных ситуациях; отношение к прогрессу или переменам, к сохранению старого; этические аспекты ситуации. Факторы отношений - удовлетворение от взаимодействия или его отсутствия между двумя или более сторонами. Здесь следует обратить внимание на следующие аспекты: основа отношений (добровольные или принудительные); сущность отношений (независимые, зависимые, взаимозависимые); важность взаимоотношения; ценность отношения; длительность отношений; совместимость сторон в смысле ценностей, поведения, личных и (или) профессиональных целей и личной сочетаемости; вклад сторон в отношение; баланс силы в отношениях; различия в образовательном уровне, в жизненном и профессиональном опыте, обещание, данное открыто или подразумеваемое, сдержанное, нарушенное или еще не выполненное; уровни доверия и авторитетности. Поведенческие факторы - в отношении конфликта интересно поведение, которое: задевает наши ценности или ценности тех, кто нам не безразличен; угрожает нашей безопасности (физической, финансовой, эмоциональной или социальной); постоянно (или часто) отвлекает нас, вызывает стресс, неудобство, дискомфорт, смущение, подрывает самооценку; кажется односторонним, несправедливым, беспричинным; непредсказуемо; безответственно; эксплуатирует отношения; насильственно и вызывает страх; не оправдывает положительных ожиданий; эгоистично; нарушает обещания; неуместно, грубо, преувеличенно; является результатом конфликтов в прошлом. 2.3 Стратегии и методы разрешения социальных конфликтов в организациях. Чем точнее определение существенных элементов конфликта, тем легче найти средства для эффективного поведения. Весьма желательно, чтобы партнеры сумели согласовать свои представления о том, как определить ситуацию конфликта. Последовательное поведение, направленное на преодоление конфликта в целом, предполагает несколько этапов. Определение основной конфликтной проблемы. Желательно выяснить: как я понимаю проблему; какие мои действия и какие поступки партнера привели к возникновению и закреплению конфликта; как мой партнер видит проблему; какие, по его мнению, мои и его собственные действия лежат в основе конфликта; соответствует ли поведение каждого из нас сложившейся ситуации; как можно наиболее лаконично и полно изложить нашу общую проблему; в каких вопросах мы с партнером расходимся; в каких вопросах мы солидарны и понимаем друг друга. Р. Фишер и У. Юри отмечают, что многие конфликты происходят потому, что люди занимают определенные позиции, а затем фокусируют все усилия на защите этих позиций, вместо того, чтобы определить скрытые нужды и интересы, которые вынудили их эти позиции занять. Таким образом, их ложная ориентация становится препятствием для поиска решения, которое бы учитывало скрытые интересы участвующих в конфликте сторон. К сожалению, по занимаемой в конфликте позиции или по манере поведения
и действия человека не всегда просто установить, какие желания или опасения
им движут. Люди часто скрывают свои чувства. Бывает также, что люди не
отдают себе отчета в своих истинных намерениях: они просто хотят чего-то, а
почему они этого хотят, не знают. «Примирение интересов, а не позиций
эффективнее по двум соображениям. Во-первых, для любого интереса обычно
может существовать несколько возможных позиций, которые ему удовлетворяют. Регулирование конфликта еще не есть его разрешение, поскольку сохраняются основные структурные компоненты конфликта. Однако все действия по регулированию составляют либо предпосылки разрешения, либо моменты этого процесса. Разрешение конфликта - заключительный его этап. Различаются полное и неполное разрешение К. Если имеет место преобразование или устранение основы конфликта (причин, предмета), то конфликт разрешается полностью. Неполное разрешение имеет место тогда, когда устраняются или преобразуются лишь некоторые структурные элементы конфликта. В частности, содержание противоборства, его поле, мотивационная база конфликтного поведения участников и т.д. Ситуация неполного разрешения конфликта порождает его возобновление на той же или на новой основе. Неполное разрешение конфликта нельзя рассматривать в любом случае как ущербное действие. В большинстве случаев оно объективно обусловлено, т.к. не всякий конфликт разрешается раз и навсегда. Напротив, жизнь полна конфликтов, разрешающимися временно, частично. Разрешение конфликта следует отличать от его подавления, т.е. насильственного устранения одной или обеих сторон без ликвидации причин и предмета противоборства. Не ведет к разрешению и отмена конфликта - это попытка избавиться от конфликта путем примирения или затушевывания, а не преодоления противоположностей, лежащих в его основе. Конфликту присущи свои предпосылки, специфические этапы, стратегия и технология. Предпосылки разрешения конфликта: достаточная зрелость конфликта, выражающаяся в видимых формах проявления, идентификации субъектов, манифестации ими своих позиций, в организации конфликтных групп и более или менее сложившихся способов противоборства; потребность субъектов разрешить конфликт и способность это осуществить; наличие необходимых средств и ресурсов для разрешения конфликта. Опыт разрешения конфликтов показывает, что большую помощь в этом оказывает владение формулами конфликта. Формула конфликта: конфликтная ситуация + инцидент = конфликт. Из формулы видно, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, то есть ни одно из них не является следствием или проявлением другого. Во многих конфликтах можно обнаружить не одну конфликтную ситуацию или
найти несколько вариантов ее формулировки. Ключевую роль в разрешении
конфликтов играет правильное формулирование конфликтной ситуации. Процесс разрешения любого конфликта складывается из трех этапов. Эффективное разрешение конфликта, т.е. разрешение при наименьших
потерях ресурсов и сохранении жизненно важных общественных структур,
возможно при наличии некоторых необходимых условий и реализации принципов
управления конфликтом. К числу первых относятся: наличие организационно-
правового механизма разрешения конфликта; наличие опыта конструктивного
решения конфликтов; развитие коммуникативных связей; наличие ресурсов для
осуществления системы компенсаций. Что касается принципов, то речь идет
прежде всего о конкретном подходе к разрешению конкретных конфликтов. Все методы делятся на две группы: негативные, включающие в себя все виды борьбы, преследующие цель достижения победы одной стороны над другой; позитивные, при использовании их предполагается сохранение основы взаимосвязи между субъектами конфликта. Это - разнообразные виды переговоров и конструктивного соперничества. Различие негативных и позитивных методов условно. Эти методы нередко дополняют друг друга. Как ни разнообразны виды борьбы, им присущи некоторые общие признаки, ибо любая борьба - это действие с участием, по крайней мере, двух субъектов, где один из них препятствует другому. В любой борьбе необходимо уметь: наилучшим образом выбрать поле схватки; сосредоточить нужные силы в этом месте; выбрать оптимальный момент времени для нанесения удара. Все приемы и методы борьбы предполагают ту или иную комбинацию этих составляющих. Целью борьбы является изменение конфликтной ситуации. Это достигается тремя общими способами: непосредственным воздействием на противостоящий субъект, его средства борьбы, на обстановку; изменением соотношения сил; верной или ложной информацией оппонента о своих действиях и намерениях; получением адекватной оценки возможностей оппонента и ситуации. В разнообразных методах борьбы используются эти способы воздействия в разных сочетаниях. Основным позитивным методом разрешения конфликтов являются переговоры. Переговоры - это совместное обсуждение конфликтующими сторонами с возможным привлечением посредника спорных вопросов с целью достижения согласия. Они выступают некоторым продолжением конфликта и в то же время служат средством его преодоления. В том случае, когда делается акцент на переговоры как часть конфликта, их стремятся вести с позиции силы, с целью достигнуть односторонней победы. Естественно, такой характер переговоров, обычно, приводит к временному, частичному разрешению конфликта, и переговоры служат лишь дополнением к борьбе за победу над противником. Если же переговоры понимаются имущественно как метод урегулирования конфликта, то они приобретают форму честных, открытых дебатов, рассчитанных на взаимные уступки и взаимное удовлетворение определенной части интересов сторон. Метод переговоров, основанных на определенных принципах, характеризуются четырьмя основными правилами. Разграничение между участниками переговоров и предметом переговоров. Концентрация на интересах, а не на позициях. Позиции оппонентов могут скрывать их подлинные цели, а тем более интересы. Между тем, в основе противоречивых позиций всегда лежат интересы. Поэтому вместо того, чтобы спорить о позициях, нужно исследовать определяющие их интересы. За противоположными позициями наряду с противоречиями находятся разделяемые и приемлемые интересы. Разработка взаимовыгодных вариантов. Договоренность на основе интересов способствует поиску взаимовыгодного решения путем изучения вариантов, удовлетворяющих обе стороны. При такой ориентации возможно использование мозгового штурма. В результате может быть получено не одно альтернативное решение. Это позволит отобрать нужный вариант, соответствующий интересам сторон-участников переговоров. Поиск объективных критериев. Согласие как цель переговоров должно базироваться на таких критериях, которые были бы нейтральными по отношению к интересам конфликтующих сторон. Если же критерии не нейтральны по отношению к какой-либо стороне, то другая сторона будет чувствовать себя ущемленной, а стало быть, соглашение будет восприниматься как несправедливое и в конечном счете оно не будет выполняться. Справедливость выработанных решений зависит от используемых в ходе переговоров процедур урегулирования противоречивых интересов. В числе таких процедур: устранение разногласий при помощи жребия, делегирование права решать посреднику и т.д. Последний способ решения спора, т.е. когда ключевую роль играет третья сторона, широко распространен, его вариации многочисленны. Переговорный процесс в специфической форме - при участии посредника. Это наиболее универсальная и успешная форма урегулирования разногласий при помощи третьего, независимого участника-посредника. Применение позитивных методов разрешения конфликта воплощается достижением компромиссов или консенсусов между противоборствующими субъектами. Это формы завершения конфликта в основном по типу «выигрыш- выигрыш» или «победа-победа». Компромисс - означает соглашение на основе взаимных уступок. Различают компромиссы вынужденные и добровольные. Первые неизбежно навязываются сложившимися обстоятельствами. Или же общей ситуацией, угрожающей существованию конфликтующих сторон. Вторые, заключаются на основе соглашения по определенным вопросам и соответствуют какой-то части интересов всех взаимодействующих сил. Теоретико-методологической основой компромиссов служит положение диалектики о сочетании противоположностей как формы регулирования и разрешения социальных противоречий и конфликтов. Социальной базой является общность некоторых интересов, ценностей, норм как предпосылок взаимодействия общественных сил и институтов. В случае добровольного компромисса имеет место общность основных взглядов, принципов, норм, стоящих перед взаимодействующими субъектами практических задач. Если же компромисс носит принудительный характер, то он может состоять: во взаимной уступке по отдельным вопросам во имя обеспечения баланса частных интересов и целей; в объединении усилий всех конфликтующих сторон для решения некоторых коренных вопросов, связанных с их выживанием. Технология компромиссов достаточно сложна, во многом уникальна, но все же в ее структуре есть нечто повторяющееся. Таковы некоторые способы согласования интересов и позиций: консультация, диалог, дискуссия, партнерство и сотрудничество. Использование их позволяет выявить общие ценности, обнаружить совпадение взглядов по тем или иным вопросам, помогает вскрыть позиции, по которым конфликтующим сторонам необходимо идти на уступки, выработать взаимоприемлемое соглашение о «правилах игры», или иначе, нормах и методах дальнейших действий с тем, чтобы надлежащий баланс интересов и тем самым урегулировать конфликт. Выбор компромисса оправдан, когда: проблема относительно проста и ясна; для разрешения конфликта у вас не так много времени или вы хотите разрешить его как можно быстрее; лучше было бы достичь временного соглашения, а потом вернуться к этой проблеме и вновь проанализировать ее скрытые причины; проблема и ее решение не слишком важны для обеих сторон; не удалось добиться решения с использованием сотрудничества или не удалось добиться своего с использованием власти. Консенсус - форма выражения согласия с аргументами противника в споре. Положительные результаты построения консенсуса: укрепляется чувство равенства и причастности к проблеме, процессу переговоров и конечному решению; способствует обмену мнениями, появлению точек соприкосновения у членов команды; использует коллективные знания; демонстрирует членам команды, что возможно, а что нет; ответственность, особенно при принятии решения, распространяется на всех членов команды; учитывает важность личного вклада и членства в группе; отдельные участники могут «сохранить лицо»; возрастает вероятность успешного осуществления принятого решения. Отрицательные результаты построения консенсуса: процесс может занять слишком много времени и быть незаконченным; процесс может быть неэффективным; в критической ситуации может быть слишком трудно привести все стороны к соглашению; процесс может вызвать неудобства, так как придется координировать все графики и планы; процесс может угрожать авторитету, положению и статусу; может оказаться трудным в случае необходимости поддерживать в группе чувство уверенности. Выбор сотрудничества оправдан, когда: предмет спора явно сложен и требует детального обсуждения и выработки компромиссного решения; обе стороны готовы потратить время на выбор скрытых нужд и интересов; для обеих сторон их интересы очень важны и компромисс для них неприемлем; стороны доброжелательно относятся друг к другу, готовы выслушать и с уважением отнестись к противоположной точке зрения; обе стороны хотят добиться долгосрочного соглашения, а не временного и не хотят откладывать его. Но ситуация «выигрыш»-«выигрыш» не единственная возможная ситуация выхода из конфликта. Попытаемся дать характеристику типов исхода из конфликтной ситуациях. Первый тип - уход от разрешения возникшего противоречия, когда одна из сторон, к которой предъявлено обвинение, переводит тему разговора в другое русло. При этом обвиняемый ссылается на недостаток времени, несвоевременность спора, и оставляет поле брани. Уход как вариант исхода конфликта более всего свойственен для Тактика ухода нередко обнаруживается у «собеседника», что объясняется
основным его свойством - сотрудничество при любых обстоятельствах. Второй вариант исхода - сглаживание, когда одна из сторон либо
оправдывает себя, либо соглашается с претензией, но только в данный момент. Этот прием чаще всего использует «собеседник», так как для него предпочтителен любой, даже самый плохой, неустойчивый мир, чем самая хорошая война. Конечно, это не означает, что он не может использовать прием принуждения ради сохранения взаимоотношений, но с целью устранения, а не усугубления противоречий. Третий тип - компромисс. Под ним понимается открытое обсуждение
мнений, направленных на поиск наиболее удобного для обоих сторон решения. В
этом случае партнеры выставляют аргументы в свою и в чужую пользу, не
откладывают решения на потом и не принуждают в одностороннем порядке к
одному возможному варианту. Преимущество этого исхода - во взаимности
равности прав и обязанностей и легализации (открытости) претензий. Четвертый вариант - неблагоприятный и малопродуктивный исход конфликта, когда никто из участников не принимает во внимание позицию другого. Он обычно возникает, когда одна из сторон накопила достаточно мелких обид, собралась с силами и выдвинула сильнейшие аргументы, которые не сможет снять другая сторона. Единственным положительным моментом конфронтации является то, что экстремальность ситуации позволяет партнерам лучше увидеть сильные и слабые стороны, понять запросы и интересы друг друга. Пятый вариант - самый неблагоприятный - принуждение. Это тактика
прямолинейного навязывания того варианта исхода противоречия, который
устраивает его инициатора. Например, начальник отдела, пользуясь своим
административным правом, запрещает разговаривать по телефону по личным
вопросам. Он будто бы и прав, но так ли уж универсально его право? Чаще
всего к принуждению прибегает «практик» уверенный в своем абсолютном
влиянии и власти над партнером. Конечно, такой вариант возможен между Этот исход конфликта в некотором смысле действительно быстро решает и решительно устраняет причины недовольства инициатора. Но он самый неблагоприятный для сохранения отношений. И если в экстремальных условиях, в официальных отношениях военнослужащих, регламентированных четкой системой прав и обязанностей, он отчасти оправдан, то в системе современных личных, родственных, супружеских отношений он все больше изживает себя. Предопределение типа выхода из конфликта необходимо начинать с рассмотрения конфликтов и определения их. Затем необходимо рассмотреть причины конфликтов и заострить внимание на источнике напряжения. Например, некоторые конфликты вызваны обстоятельствами; некоторые связаны с особенностями вовлечения в них людей; другие могут быть обусловлены повторяющейся формой поведения или отношения, которая может лечь в основу конфликтной ситуации. Полезно иметь представление о некоторых общих причинах конфликтов между людьми, которые являются результатом недостаточного общения или непонимания; различия в планах, интересах и оценках; противостояния в групповых конфликтных ситуациях; неверных предположений в отношении чьих- либо действий; отсутствия сочувствия нуждам и желаниям других людей и т.д. После обнаружения скрытых причин и источников конфликта следующим шагом является коррекция проблемы путем проходящей реакции. Например, если конфликт вызван недостаточным общением или его отсутствием, очевидная реакция состоит в поиске путей налаживания общения. Если конфликт связан с различием в жизненных планах, реакция будет заключаться в одном из компромиссов, выработанных в результате переговоров и поиска решений, при которых в выигрыше остается каждый участник конфликта. Если же помехой является собственные страхи и нерешительность, то решение заключается в выработке методов преодоления этих препятствий на пути. При соответствующем опыте действия в конфликтных ситуаций потенциальные конфликты могут быть вообще предотвращены, или разрешены и даже использованы в качестве источника улучшения отношений с другими людьми и самосовершенствования. Задача состоит не в том, чтобы уйти от конфликта, который потенциально возможен во всех общественных отношениях и ситуациях внутреннего выбора, а в распознавании конфликта и контроле над ним с целью получения наилучшего итога. Идеальным с этой точки зрения является рационально - интуитивный метод
разрешения конфликтов, разработанный американским ученым Джини Грехем В серьезные конфликты всегда вовлечены эмоции участников. Таким образом, одним из первых шагов к разрешению конфликта является подавление рождаемых им отрицательных эмоций - собственных и эмоций других людей. После подавления эмоций появляется возможность использовать соответственно разум или интуицию для того, чтобы сформулировать возможные решения, приемлемые для всех заинтересованных сторон. Основной способ применения рационально-интуитивного подхода к
управлению конфликтом состоит в том, чтобы рассматривать любую конфликтную
ситуацию как проблему или потенциальную проблему, которая ждет своего
решения. Затем подбирается подходящий метод решения проблем, пользуясь
арсеналом возможных стратегических мер контроля конфликтных ситуаций. Для более успешного разрешения конфликта эффективно составление карты конфликта, разработанной Х.Корнелиусом и Ш.Фэйром. Суть ее в следующем: · определение проблемы конфликта в общих чертах; · определение сторон, вовлеченных в конфликт; · определение потребностей и опасений каждого из главных участников конфликта. Составление такой карты позволит: ограничить дискуссию определенными формальными рамками, что в значительной степени поможет избежать чрезмерного проявления эмоций; создать возможность совместного обсуждения проблемы, высказать людям их требования и желания; уяснить как собственную точку зрения, так и точку зрения других; создать атмосферу эмпатии; выбрать новые пути разрешения конфликта. Таким образом, становится понятно, что конфликтным процессом в
организации вполне можно управлять. Соответственно и стратегию управления
конфликтом руководитель должен выбирать с точки зрения оптимального баланса
последствий конфликтной ситуации для организации или ее структурного
подразделения. Конфликтным процессом в организации вполне можно управлять. Рассматривая основные методы разрешения конфликтных ситуаций, можно
сказать, что они делятся на две группы: негативные, включающие в себя все
виды борьбы, преследующие цель достижения победы одной стороны над другой;
позитивные, при использовании их предполагается сохранение основы
взаимосвязи между субъектами конфликта - разнообразные виды переговоров и
конструктивного соперничества. Различие негативных и позитивных методов
условно, они нередко дополняют друг друга. Выбор методов разрешения
конфликтной ситуации определяет стратегию поведения в конфликте. 3. Типичные конфликты в студенческих организациях РУДН. 3.1 Структура студенческих общественных организаций РУДН. В данной главе делается попытка применить сформулированные выше
теоретические положения к конкретным конфликтным ситуациям, возникавшим в
процессе функционирования студенческих общественных организаций РУДН. Для
решения поставленных задач необходимо определить, какие именно конфликты
будут рассматриваться и по какому основанию они будут выделяться. Наиболее
важными для данного рассмотрения являются конфликты, которые сыграли
заметную роль в функционировании студенческих общественных организаций,
привели к изменению структуры или функций студенческих организаций в целом. В итоге дана попытка рассмотреть последствия конфликтных ситуаций с точки зрения их функциональности. Естественно, нельзя говорить только об одном аспекте решения конфликта, потому что любое решение конфликтной ситуации содержит в себе как функциональные, так и дисфункциональные последствия. Речь идет только о балансе этих функций. При рассмотрении ряда конфликтов, характерных для этапа формирования студенческих общественных организаций, главной чертой являлось однотипность процесса возникновения и оформления этих организаций. История органов студенческого самоуправления в Российском университете
дружбы народов насчитывает более десяти лет. Первые интернациональные
студенческие комитеты были сформированы в 1989г. Цель преследовалась при
этом вполне конкретная. Очевидно, что будучи одним из очень немногих
действительно интернациональных вузов в Москве (и в России), Университет
ставил перед собой задачу не только образования, но и выполнял
воспитательную функцию. В результате практически все студенческие
общественные организации Университета (речь идет о организациях,
объединяющих студентов России и СНГ) так или иначе включены в систему
студенческого самоуправления. Студенческие общественные организации - Молодежный общественный центр, действующий на основании положения, утвержденного Конференцией учащихся; - студенческие комитеты факультетов (курсов, потоков), действующие на основании положений, утвержденных Ученым Советом Университета; - студенческие советы общежитий, действующие на основании положения, утвержденного Ученым Советом Университета; - спортивный клуб «Дружба», действующий на основе Устава; - Женский комитет, действующий на основании положения; - общественный совет ИКЦ «Интерклуб», действующий на основе Устава; - общественная редакция газеты «Дружба», общественное правление «ТВ - общественный совет Музея РУДН, действующий на основе положения - земляческие (региональные) организации с исполнительными комитетами, действующие на основании Уставов, утвержденных Советом при Президенте РУДН; - студенческая профсоюзная организация, действующая на самодеятельной основе и Устава; - общественные профессиональные студенческие объединения. Всего в 2000 году в состав студенческих комитетов и студенческих советов было избрано 272 человека. (РФ и СНГ – 216 чел, иностранные граждане – 56 чел). В составе студенческих комитетов факультетов 181 человек (граждане РФ и СНГ – 167 чел, иностранные граждане – 14 чел). В составе советов общежитий 86 человек (граждане РФ и СНГ - 44, иностранные граждане – 42 чел). Традиционно, большинство членов студенческих комитетов факультетов
являются студентами II–го курса (67 человек), распределение студентов с 1
по 4-курс в среднем по 30 с небольшим человек. Всего на данный момент в состав органов студенческого самоуправления избрано 713 учащихся Университета, в том числе 352 в составе интернациональных органов студенческого самоуправления (студенческие комитеты факультетов и студенческий советы общежитий). В настоящий момент в РУДН существует структура органов студенческого самоуправления, базирующаяся на институте старост учебных групп, студенческих комитетах факультетов и студенческих советов общежитий. Данная схема сложилась на основе многолетней традиции нашего Университета. Однако, помимо данной вертикально ориентированной схемы самоуправления существует еще одна структурная пирамида – студенческий сектор профкома и студенческие профсоюзные бюро на факультетах. Структура студенческих комитетов факультетов и студенческих профбюро довольна традиционна и обычна для высших учебных заведений г. Москвы, однако студенческая профсоюзная организация появилась в нашем Университете относительно недавно – в 1997г. Примечательно, что анализируя закономерности развития двух ветвей
студенческой власти можно заметить интересную особенность в их
формировании. Студенческое самоуправление начало формироваться раздельно по
факультетам и общежитиям. Органы студенческого самоуправления довольно
долго (около 8 лет) оставались разрозненными, не пересекающимися в своей
деятельности, и лишь недавно (около 3 лет назад) начался процесс интеграции
единичных структур в единую систему с единым организующим и управляющим
центром. Студенческая коллегия профкома, наоборот, свой путь начала с
единичной концентрации власти в одних руках, с единичной группы
единомышленников, постепенно укрупняясь, структурируясь и разрастаясь. Как видно из приведенной схемы, у органов студенческого
самоуправления отсутствовало какое-либо структурное звено, связывающее их. 3.2 Конфликтные ситуации при создании студенческих общественных организаций. Процесс организации структуры, объединяющей большую часть студентов Решение продвигаться по профсоюзной линии было вполне обоснованным. На
тот момент профсоюз, идеологически являвшийся противовесом администрации
университета, находился в крайне слабом положении, не представляя из себя
практически никакой реальной силы. Все ключевые решения в сфере управления
университетом принимались без участия профсоюзных деятелей, поэтому
организация поддержки студентов была как нельзя кстати для руководства
профсоюза. К тому же структура администрации университета была на тот
момент не восприимчива к подобного рода инновациям, программа В.М. В результате профсоюзный комитет получил поддержку в лице части студентов, студенческая инициативная группа получила возможность реализовать свои притязания, ситуация некоторое время была стабильной. Но процесс формирования студенческой коллегии профкома происходил стихийно, без должной структурной и кадровой проработки. Лидер-1 первый вышел с данным предложением и, как следствие, занял главенствующее положение в новой студенческой структуре. Однако «подводный камень» данной ситуации лежал в разном функциональном восприятии вновь созданной структуры самими членами инициативной группы. Часть из них безоговорочно отдала руководящую роль Лидеру-1, признавая за ним лучшего из всех организатора и формируя управленческую структуру с вертикалью власти. Но другая часть воспринимала студенческую коллегию профкома как организацию с горизонтально ориентированным управленческим вектором и не воспринимала главенство одного из команды над всеми. Налицо был конфликт, являющийся следствием препятствия к реализации личных целей в организации, который очень быстро перешел в межличностную сферу. Объектом конфликта стали властные полномочия. Оппозиция Лидеру-1 поначалу образовалась вокруг Лидера-2, однако,
поскольку каждый из членов оппозиции был ориентирован на «плоскую»
структуру организации, Лидер-2 не смог сконцентрировать вокруг себя
достаточно представительную силу. Лидер-1 же, напротив, опирался на усилия
своей команды, которая в условиях кризиса властных отношений проявляла
сплоченность. Качественного скачка (в данном случае - концентрации вокруг
лидера и признания за ним властных полномочий) в оппозиционным движении не
произошло. В скором времени Лидер2 остался в одиночестве, остальные члены
оппозиции предпочли покинуть студенческую коллегию и прекратили участие в
студенческом самоуправлении университета. Сейчас можно сказать, что
перенеся свои усилия за пределы университета, они многого добились, что еще
раз подтверждает тезис о правильном выборе вектора реализации потребностей. Мотивы деятельности двух лидеров принципиально отличались друг от друга. Лидер-1 претендовал на пост руководителя студенческой организации для реализации прежде всего личных амбиций и для организации в университете опорной ячейки политической партии Х, членом которой он являлся. Прямая политическая агитация в высших учебных заведениях запрещена законодательно, работа же студенческой независимой организации могла успешно скрывать политический подтекст деятельности. Лидер-2 видел в руководстве студенческой организацией сугубо прагматический аспект – обучаясь на контрактной основе, он надеялся, что организация студенческой структуры будет оценена администрацией университета и позволит ему перейти на бюджетную форму обучения. Налицо классический для организаций конфликт притязаний на общий неделимый ресурс, как следствие, острая конфликтная ситуация, конструктивная в функциональном плане и деструктивная в плане эмоционально-межличностном. Практически отсутствовала скрытая предконфликтная стадия, форма протекания конфликта – с самого начала открытая, острая. Возможное альтернативное развитие ситуации практически отсутствует. В
данных условиях конфликт был необходим, функциональные последствия гораздо
более значимы нежели дисфункциональные. При создании подобной структуры в
условиях неявного противодействия администрации университета необходим был
именно один лидер, способный сконцентрировать в своих руках всю полноту
власти, информации и ресурсов (в данном случае под ресурсами понимается
помещение, оборудованное оргтехникой, локальная смета на осуществление
деятельности, связи в административных кругах). Структура с горизонтально
ориентированным управлением была бы обречена на неудачу. Конфликтная
ситуация, напротив, помогла построить властную вертикаль, структурировать
отношения подчинения и вывести из состава организации людей, которые явно
или не явно тормозили процесс прохождения решения. Начальное распределение
ролей в коллективе также следует отнести к функциональным последствиям
данного конфликта. К дисфункциональным последствиям конфликтной ситуации
следует отнести то, что в результате данного конфликта организацию покинули
несколько перспективных работников, способных принести значительную пользу. С течением времени конфликтные противоречия, накопившиеся в
студенческой коллегии профкома, не давали нормально функционировать этой
студенческой организации. Конфликтные процессы приобрели роль
саморазвивающихся процессов, перейдя из области функциональных конфликтов В подобной ситуации часть коллектива, возглавляемая Лидером-3 приняла
решение выйти из состава организации и основать новую студенческую
структуру. В октябре 99г. была проведена Конференция учащихся РУДН, на
которой было принято решение о создании Молодежного общественного центра –
организации, объединяющей студенческие комитеты факультетов и студенческие
советы общежитий. Структурно новая организация отличалась от студенческого
профкома коренным образом – отсутствовало членство, необходимое в профкоме В данном примере мы видим оптимальный вариант выхода из конфликтной
ситуации. Прочие варианты развития событий (уход Лидера-1, уход Лидера-3,
примирение Лидера-1 и Лидера-3 в рамках одной организации, прекращение
деятельности студенческой коллегии профкома вообще) не привело бы к
образованию конструктивной конкурентной ситуации. Схема студенческих
организаций университета на тот момент времени отражена ниже. Однако необходимо заметить, что образование Молодежного общественного центра, занявшего существенную нишу в схеме студенческого самоуправления университета, происходило не без конфликтных ситуаций с уже существующими структурами. Конфликтные ситуации разворачивались в трех плоскостях: между новой организацией и студенческой коллегией профкома (было рассмотрено выше); между новой организацией и некоторыми студенческими комитетами факультетов (не принимавших нового руководящего органа); между новой структурой и существующей административной организацией университета (не принимавшей первое время новый орган студенческого самоуправления). Причины конфликта между новой организацией и некоторыми студенческими
комитетами факультетов можно охарактеризовать следующим образом:
студенческие общественные организации изначально объединяют в себе людей
амбициозных, энергичных, не любящих над собой начальников. Очевидно, что
создание еще одной руководящей структуры некоторые из них приняли
отрицательно. Для решения данной конфликтной ситуации (блока однотипных
конфликтных ситуаций) специальных шагов не предпринималось, т.к. механизм
решения этой ситуации был заложен сразу при создании новой организации. 3.3 Типичная конфликтная ситуация при работе студенческой общественной организации. В этом параграфе рассмотрена конфликтная ситуация, которая является
типичной для функционирования практически всех студенческих организаций Так, причиной конфликта между двумя коллегами стали моральные нормы, с
одной стороны, и финансовая заинтересованность, с другой. Два студента После исчезновения внешней угрозы, стимулировавшей совместную
деятельность, Лидер-3 и Турист получили время и возможности более
внимательно рассмотреть свои отношения к своему делу и друг к другу. В данном случае конфликтная ситуация выступала как катализатор
совместной деятельности Лидера-3 и Туриста. Притязание внешней стороны 3.4 Методические рекомендации по профилактике и решению конфликтов в сфере студенческого самоуправления. Анализируя работу студенческих общественных организаций университета
можно заметить, что конфликтные ситуации, возникающие в процессе
функционирования, довольно типичны, как типичны и виды конфликтов и
варианты их решений. Студенческие общественные организации (будь то
студенческие комитеты факультетов, студенческие советы общежитий,
национальные и земляческие) проходят зачастую один и тот же путь
становления и развития, и, как следствие, одни и те же конфликтные
ситуации. Наиболее распространенными являются конфликты из-за совместных
притязаний на один ресурс и из-за распределения властных полномочий. Такое развитие ситуации стало возможно потому, что практически не
привлекая материальные ресурсы, студенческие общественные организации
приносит значительную реализацию властных притязаний и амбиций. Кроме того,
обширное поле для конфликтных ситуаций создается благодаря тому, что
половина студентов приходит работать в студенческие организации для того,
что бы реализовать свои амбиции и притязания, а половина назначается туда
администрацией университета, для выполнения плана по отчетно-выборной
кампании. Студенческие комитеты на некоторых факультетах превратились в
формальный орган, не принимающий участия в учебно-воспитательной и
культурно-массовой жизни факультета и университета. Похожая ситуация
складывается и в большинстве студенческих советов общежитий. Зачастую
председатели студенческих комитетов и советов назначаются администрацией
университета, что не может способствовать эффективной работе данных
органов. Однако практика показывает, что в случае самостоятельного
объединения студентов в общественную организацию, эффективность работы и
включенность данной организации учебно-методический процесс гораздо выше Очевидно, что для студента важна отдача от собственного труда. Встает вопрос, каким образом возможно расширение участия в учебно-
воспитательной работе студенческих и общественных организаций РУДН? Необходимо закрепить за студенческими и общественными организациями - право принимать участие в процессе управления университетом; - право требовать достойных образовательных и социально-бытовых услуг от университета; - право на реализацию своих творческих идей в рамках университета; - обязанность участвовать в учебно-методической и культурно-массовой работе в университете; - обязанность проводить воспитательную работу среди студентов университета - обязанность отвечать за результаты своей деятельности или бездействия. Для более полного вовлечения студентов в учебно-воспитательную работу на факультетах и в общежитиях предлагается: - рассматривать работу в студенческих и общественных организациях университета как дополнительную базу для получения опыта организационной и творческой работы; - акцентировать внимание студентов на высоком статусе членов студенческих и общественных организаций РУДН; - предоставить студенческим и общественным организациям большую свободу в реализации поставленных целей; - материально поощрять наиболее активных из членов студенческих комитетов, путем выплаты им адресных стипендий. Для расширения участия студенческих и общественных организаций в учебно-воспитательной работе в университете предлагается: - продолжить реформу органов студенческого самоуправления РУДН; - принять социальные гарантии со стороны администрации членам студенческих и общественных организаций РУДН; - предоставить студенческим и общественным организациям РУДН возможность самостоятельно зарабатывать необходимые для деятельности средства; - более ответственно относится к процедуре выборов студенческих и общественных организаций РУДН; усилить контроль за легитимностью избираемых органов; - при выдаче диплома о высшем образовании указывать опыт работы в студенческих и общественных организациях РУДН. Дальнейшими необходимыми шагами в этом направлении должны являться
изменения положений о студенческом комитете факультета и студенческом
совете общежития; реформа Молодежного общественного центра в Студенческий
совет РУДН с правами юридического лица. Данный шаг необходим, т.к.
выстраивание четкой схемы органов студенческого самоуправления
подразумевает своим завершением единый орган, который бы объединял
студенческие и общественные организации университета, являлся бы вершиной
пирамиды студенческого самоуправления. Таким органом и должен стать Необходимым шагом явилась разработка и принятие «Положения о старостах учебных групп, потоков и курсов», где старосты определялись как представители администрации факультета в своих группах, потоках и на курсах соответственно. Это позволило вывести старост из структуры студенческого самоуправления, дать им права и обязанности соответственно статусу представителей администрации, что, несомненно, положительно скажется на выполнении старостами своих обязанностей. Практика показывает, что статус в университете для большинства студентов крайне важен и служит необходимым стимулом для вовлеченности в общественную работу, а изменение статуса и подотчетности старостата позволит снять целый блок конфликтных ситуаций, возникающих на почве структурной подчиненности одних студентов другим. Заключение. Цель данной работы заключалась в том, чтобы проанализировать типичные конфликтные ситуации, возникающие в процессе деятельности студенческих общественных организаций и на основе рассмотренных теоретических положений современной социологии конфликта разработать некоторые рекомендации по их урегулированию и разрешению. Современные организации отличаются от организаций, существовавших
пятьдесят, сто лет тому назад. Изменения, происходящие в обществе,
накладывают отпечаток на структуры, распределение ролей в организациях,
коммуникативный процесс между членами организации и организационными
подразделениями. Вертикальная или горизонтальная структура, скалярная или
матричная схема подчинения, высокие или низкие ролевые требования к
работникам, степень оснащенности современными средствами коммуникации –
все это накладывает свой отпечаток на специфические особенности, факторы,
причины и типы конфликтных ситуаций в современных организациях. Основными
причинами возникновения конфликтных ситуаций в современных организациях
являются ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость
заданий, различия в целях, различия в представленных ценностях, различия в
манере поведения, в уровне образования, а также плохая коммуникация,
несбалансированность рабочих мест, недостаточная мотивация к выполнению
работы. Плохая передача информации является как причиной, так и следствием
конфликта. Структура организации является определяющим моментом и для
типологии возникающих конфликтных ситуаций. В вертикально-ориентированных
организациях конфликты носят преимущественно вертикальный характер Последствия конфликтных ситуаций в современных организациях тоже не всегда однозначны. Конфликт может привести как к улучшению функционирования организации в целом (ее отделов в частности), так и к распаду организационной структуры, прекращению деятельности организации (в соответствии с ее целями и задачами). Рассматривать функциональные и дисфункциональные последствия конфликта можно только с точки зрения их баланса. Нельзя добиться однозначно положительного или однозначно отрицательного выхода из конфликта. Всегда в итоге будут присутствовать как конструктивный, так и деструктивный моменты конфликта для организации, подразделений, людей. Таким образом, еще на начальном этапе различные организации разводятся по разным полям деятельности, разграничиваются их функции и снимаются точки острого соприкосновения и конфликтогенного напряжения. Необходимо нормативно закрепить за студенческими и общественными
организациями РУДН следующие права и обязанности: Апробацией данного материала, служит то, что данные предложения выносились на заседания Ректората Университета дружбы народов и были приняты практически без изменений Ректоратом РУДН 9 апреля 2001г. На основе предложенных рекомендаций в настоящий момент проводится структурная реформа органов студенческого самоуправления Университета. 4 вуза округа (РГМУ, РГУ нефти и газа, МФЮА, МА МВД РФ) в настоящее время просят ознакомить их с данными методическими наработками. Список литературы.
М., 1999. -М.:Прогресс, 1990. 1993.
|
|