| |||
Реферат: Русская православная церковь как субъект социальной работыМинистерство образования РФ Иркутский Государственный Технический Университет КУРСОВАЯ РАБОТА Российская православная церковь как субъект социальной работы Выполнила: студентка I курса группы СОР-01-1 факультета востоковедения и мировой экономики Будаева Д.Ч. Проверил: Ступин С.Г. Иркутск, 2002 г. ОГЛАВЛЕНИЕ:
Антиалкогольная программа. 11 Литература 27
Развитие теории и практики социальной работы в России имеет долгую
многовековую традицию. Логика становления отечественной государственности
привела к тому, что одну из центральных ролей в общественном призрении
играла Русская Православная Церковь (далее РПЦ). Веками всечеловеческая,
христианская идея любви к ближнему призывала национальное самосознание
россиян к милосердию и благотворению. К сожалению, достаточно долго эти
понятия отождествлялись исключительно с религиозной деятельностью РПЦ и
христианской моралью. Замалчивался тот реальный вклад, который внесла РПЦ в
дело помощи «сирым и убогим» на протяжении всей своей истории. Однако, по
мере возрождения в конце XX – начале XXI вв. отечественной
благотворительности и восстановления института социальной работы становится
очевидной необходимость изучения и практического применения опыта
религиозной благотворительности РПЦ, которая с самого начала своего
существования была организацией, взявшей в свои руки заботу о бедных и
неимущих людях. Традиции милосердия, благотворительной деятельности активно
развивались в восточно-христианской церкви с самого начала ее формирования. Однако после октября 1917 г. Церкви запретили всякую социальную
заботу. Ленинским декретом она была отделена от государства и школы. Храмы
подвергались варварскому разрушению. Конфискации церковного имущества,
разорение монастырей, убийства и высылки священнослужителей – вот обычная
практика того периода. Две войны, репрессии в 1928 и в 1934 гг. нанесли
древней Русской Церкви такой удар, от которого ей не удаётся оправиться и
до сих пор. Однако самым тяжким испытанием в условиях социальной изоляции
стала невозможность проявлять благотворительность в мужской жизни верующих. Во время Великой Отечественной войны РПЦ не оставалась в стороне от
общего дела борьбы с врагом. В первый же день войны, глава Православной На призыв первосвятителя Митрополит Сергий Русской Церкви все верующие отозвались на это обращение. Они охотно несли, по примеру своих патриотов- предков, не только деньги, облигации, но и лом серебра, меди и другие вещи: обувь белье, полотно и т.д. Было заготовлено и сдано немало вяленой и кожаной обуви, шинелей, шапок, носков, перчаток, белья. Был организован особо сбор на подарки для бойцов в день Красной Армии, давший свыше 30 тыс. рублей, подарки были разнесены по лазаретам раненым, которые сердечно встречали такую внимательную о них заботы. По всей стране служили молебны о даровании победы. В приходах
проводился сбор средств для обороны и подарков бойцам, на содержание
раненых в госпиталях и сирот в детских домах. На сооружение танковой
колонны имени Дмитрия Донского было собрано 8 млн. рублей. Сибирская
эскадрилья «За Родину» была построена и оснащена за счет средств клириков и
мирян. Всего за войну на нужды фронта православными верующими было собрано После войны РПЦ совместно с другими религиозными организациями активно
участвовала в борьбе за мир. Немалые взносы были сделаны ею в советский
фонд мира. Опыт миротворческого служения Русской Церкви общепризнан. Он
укрепил ее международные связи как гуманитарного, так и экономического
характера. Несмотря на то, что открытые нападки на Церковь, в силу ее
заслуг перед страной прекратились, она, как и прежде, была вынуждена
совмещать активную патриотическую позицию во внешней политике с социальным
индифферентизмом внутри страны. Если отдаление Церкви от государства
способствовало восстановлению ею автономии, то, с другой стороны, это же Перестройка изменила отношение официальной власти к неоднократным
заявлениям деятелей Церкви о желании включиться в возрождающееся движение
милосердия. Ответ на них ограничивался включением духовенства в состав Принятая в 1993 г. Конституция Российской Федерации подтвердила отделение религиозных объединений от государства, но уже на фоне всеобщего признания роли Церквей в процессе обновления. Перестройка вернула ей право на приоритет в делах милосердия и сострадания. По Закону о свободе вероисповеданий [5][73], религиозным объединениям и церквям разрешено заниматься благотворительностью, что сразу активизировало их социальную работу. Приходы помогают прихожанам медикаментами, пастырским попечительством. Получаемая Церковью помощь из-за рубежа распределяется среди многосемейных, малоимущих, инвалидов-прихожан. Организована школа медсестер при Марфо-Мариинской обители, появился новый синодальный отдел благотворительности. Благотворительность не мыслится без возрождения религиозно-
нравственного воспитания. На этой ключевой идее построена выдвинутая РПЦ
концепция духовного просвещения и благотворительности [6][74]. Она содержит
следующие первоочередные и перспективные задачи: Конкретные направления благотворительной работы включают также
создание епархиального дома для престарелых, церковного интерната для
сирот, книжных магазинов духовной литературы, епархиальной библиотеки,
комитета социальной помощи, специализированных приходских учреждений Веками Православная Церковь выполняла великую миссию, развивая патриотическое отношение к прошлому, препятствуя нарушению социального равновесия во имя будущего нации. Поэтому всякий раз, после социального потрясения русская культура возрождалась, обнаруживая незыблемость своих духовных основ. Социальное служение Русской Православной Церкви За последние годы Русская Православная Церковь значительно усилила
работу в области социального служения и благотворительности. Эта работа
осуществляется на общецерковном и епархиальных уровнях через Отдел по
церковной благотворительности и социальному служению Московского 1) Значительное место в деятельности Отдела занимают медицинские
программы. Одним из наиболее важных направлений в социальном служении Руководство Центральной клинической больницы Московского Патриархата
во имя святителя Алексия совместно с Отделом и Правительством Москвы
приступило к созданию на базе больницы патронажной службы, призванной
обеспечить уход за больными и престарелыми людьми. В настоящее время такого
рода патронажная служба уже функционирует в Южном округе Москвы. В условиях
перехода медицинского обслуживания на коммерческую основу больница При Всероссийском центре психического здоровья Академии медицинских
наук России функционирует психиатрическая служба, которая оказывает
бесплатную помощь лицам, направленным на лечение приходами Москвы, Значительным событием явилось подписание в марте 1997 г. Соглашения о сотрудничестве между РПЦ и Министерством здравоохранения России. Данное соглашение открыло широкие возможности для расширения окормления пациентов клиник для разработки совместных с медицинскими учреждениями благотворительных проектов. Специфической особенностью милосердной и благотворительной
деятельности религиозных организаций является ее неразрывная связь, ее
единство с религиозной проповедью, с миссией. «Более 200 сестер милосердия,
окончивших училище при храме царевича Димитрия, не только оказывают
медицинскую помощь, но несут дела милосердия страждущим ряда больниц г. Православное духовенство полагает, что благотворительность и
милосердие должны быть тесно связаны с религиозной проповедью. «Милосердие Антиалкогольная программа. Уже в 50-е годы XIX столетия в России начали появляться первые
приходские общества трезвости. В 1882 г. святой праведный Иоанн Несколько лет назад Русской православной церковью начата
антиалкогольная программа. Она, и в этом ее специфика, ведется по принципу
так называемых «семейных общин трезвости», где параллельно с лечением
алкоголиков проводится работа с членами их семей в целях создания вокруг
них атмосферы сочувствия и поддержки. В 1996 г. активно развивалась
антиалкогольная программа Отдела. Сейчас в России функционирует 25 семейных
клубов трезвости, еще 8 готовы к открытию. В Отделе юстиции города Москвы
зарегистрировано общественное движение «На пути к трезвости», в Детская программа. Значительное внимание в деятельности РПЦ уделяется и детским
программам. В связи с этим следует упомянуть деятельность школы-приюта во
имя преподобного Сергия Радонежского в Медведкове [10][78]. В школе, где
проживают, учатся и получают воспитание более 70 детей из наиболее
неблагоприятных семей, имеется часовня, в которой совершаются молебны, Кроме того создано общество помощи детям-сиротам и инвалидам во имя
святых бессребрянников Косьмы и Домиана и др. Отделом по церковной
благотворительности и социальному служению Московской патриархии учрежден
международный благотворительный центр преподобного Серафима Саровского. Социальная деятельность РПЦ в сфере образования. Живая практика РПЦ трудами многих священников мирян-катихизаторов,
родителей и самих обучаемых породила многообразные формы религиозного
образования, катихизация мирян и миссионерства: Помощь престарелым и инвалидам. Характерно в этом отношении деятельность православного общества «Надежда и спасение», которое оказывает разнообразную помощь престарелым людям на дому. Доброй традицией стало проведение благотворительных вечеров и концертов для престарелых, инвалидов, ветеранов войны и труда с участием духовенства и детских хоров воскресных школ [11][79]. Программа по борьбе с безработицей. Знамением времени стала проблема
безработицы. Её решение также находится в сфере внимания РПЦ Сейчас
совместно с храмом святых апостолов Петра и Павла в Лефортове Отдел
разрабатывает программу по созданию рабочих мест. Планируется, что
безработные прихожанки будут заниматься на дому швейным делом [12][80]. Особым направлением социального служения Русской православной церкви в современных условиях является работа с беженцами, организация продовольственной, наиболее нуждающимся соотечественника в странах ближнего зарубежья и республиках РФ. В сотрудничестве с государственными и общественными организациями Проблемам оказания помощи беженцам и вынужденным переселенцам был
посвящен ряд конфессий и семинаров Русской православной церкви (Чечня, Оказание помощи жертвам стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций. Весьма характерным является то факт, что благотворительная помощь и милосердная поддержка оказывается независимо от национальной и религиозной принадлежности. По этому поводу Отделом проводилась конференция, где принимали участие представители духовенства, в том числе и московского. Работа с заключёнными. Все большее место в милосердной деятельности православия занимает работа с заключенными. Церковь не забывает и своих чад, преступивших черту закона и справедливо оказавшихся лишенными свободы. Священники, несмотря на приходскую загруженность, идут к страждущим, неся им слово Истины. В октябре 1994 года в домодедовском Учебном центре состоялась совместная конференция представителей исправительных учреждений и Церкви. С обеих сторон были высказаны пожелания дальнейшей совместной работы в деле духовного просвещения и воспитания осужденных. Благодаря открытости и не формальности подхода руководства данного управления к проблеме воспитания лиц, оказавшихся в заключении, в настоящее время более чем в 60 исправительно-трудовых учреждениях, изоляторах открыты православные храмы, часовни, молельные дома. Анализ почты из мест заключения свидетельствует о великом значении храма в деле духовной поддержки заключенных и их исправления. Подобная деятельность осуществляется во многих исправительно-трудовых колониях. (Например, в исправительно-трудовой колонии № 33 в Саратове, где в 1992 г. был освящен храм блаженной Ксении Петербургской, в исправительно- трудовой колонии № 5 в Санкт-Петербурге, где самими заключенными был построен новый храм во имя священномученика Вениамина Петроградского. Храм был освящен патриархом Московским и веся Руси Алексием II, передавшим в дар заключенным Библию и др. религиозную литературу) [13][82]. Общеизвестно, что пребывание осужденных в тюрьмах мало способствует их
нравственному исправлению. Обычно в заключенном видят, прежде всего,
преступника, а основной формой воздействия на него считается наказание. Медицинская и патронажная помощь. Социальное служение в разных сферах активно развивает и ряд московских приходов. Так, приход во имя благоверного царевича Димитрия при 1-й градской больнице с помощью сестричества осуществляет медицинскую и патронажную помощь. Сестры милосердия по окончанию училища, а также прихожане храма трудятся в самых трудных отделениях 1-й градской больнице в качестве медсестер по уходу за больными и санитарок. В патронажной службе работают и прихожане храма, которые обслуживают на дому больных, проводят уборку квартир, стирку, готовят еду, покупают продукты. Те, кто имеет медицинское образование, осуществляют медицинское образование, осуществляют медицинский уход – инъекций, перевязки, внутренние вливание, кормление, личную гигиену, частичную реабилитацию больных. Члены сестричества не только несут послушания в 1-й градской больнице, опекая одиноких больных и осуществляя патронажную службу на дому, но и занимаются с детьми-сиротами, посещая детский дом № 12, Свято-Димитриевский приют, приют для несовершеннолетних детей города Москвы, помогая заключенным, а также социально не обеспеченным слоям населения и больницам. Не меньше в этом направлении трудится и приход святителя Митрофана Активно занимается благотворительной деятельностью и братство
святителя Филарета, митрополита Московского, при храме Всех Святых б. Социальное служение РПЦ в Вооружённых Силах. Реформы и духовное возрождение нашего общества в немалой степени
коснулись и воинских коллективов Российской Армии. В 1996 г. мы стали
свидетелями тесного и плодотворного сотрудничества российского воинства и Чуть больше года прошло с того момента, как был образован Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, но первые итоги его деятельности видны уже сейчас. На сегодняшний день подписаны совместные заявления с пятью
министерствами и ведомствами, имеющими воинский контингент. Совместно с Хочется отметить, что хотя с Министерством обороны взаимных
мероприятий было больше, чем с кем-либо еще, но и остальные ведомства не
оставались в стороне. Священники Отдела по взаимодействию с Вооруженным Программа по церковному взаимодействию с государством и обществом в социальной области. В этой связи был создан Общественный совет, в состав которого вошли
руководители научных центров, известные политические и культурные деятели. Итак, в настоящее время значительно активизировалась благотворительная
деятельность верующих Русской православной церкви. Возникло много
православных благотворительных фондов и обществ, целью которых является
милосердно-благотворительная деятельность, консолидация прогрессивных сил Деятельность православных благотворительных организаций, обществ, фондов направлена на оказание помощи отдельным лицам, в ней нуждающимся, и целым социальным группам (например, беженцам, мигрантам и т.п.), на финансирование и организацию социальных программ благотворительного характера (их направленность варьируется в зависимости от целей того или иного фонда, от создания сети благотворительных столовых, магазинов, раздаточных пунктов, центров социальной адаптации до медицинской помощи и заботы о детях, помощи заключенным, воплощения принципов христианского милосердия в области просвещения и воспитания, участия в практическом возрождении православных милосердия и благотворительности, православных святынь и т.п.); на изучение отечественного и зарубежного опыта милосердно- благотворительной деятельности и др. Вместе с тем следует отметить и существующие проблемы в организации усилий тех лиц и организаций, которые хотят приобщиться к милосердно- благотворительной работе церкви. В первую очередь это связано с пока еще ощутимым недостатком опыта. Обмен опытом, координация милосердно- благотворительной деятельности между православными, иными религиозными и светскими организациями является сегодня насущной необходимостью в развитии милосердно-благотворительной деятельности в России и странах СНГ. Постоянную помощь епархиям, приходам, монастырям в делах милосердия и благотворительности оказывает Отдел церковной благотворительности и социального служения, включая и конкретную материальную помощь, и консультативное содействие. Отдел выпускает ежемесячный вестник «Диакония», рассылаемый во все епархии. В целом институт милосердия Русской православной церкви представляется организованным и упорядоченным на основе согласия по проблеме милосердия сообществом верующих, где рациональные установления определяют не только права и обязанности членов сообщества, но и фиксируют источники финансирования и поддержки милосердно- благотворительной деятельности со стороны различных социальных институтов, спонсоров. Нормальное функционирование этого института зависит от совместимости специфических ценностей религии с фундаментальными ценностями общества, христиан с представителями других конфессий, а также неверующими. При изучении опыта милосердно-благотворительной деятельности Русской
православной церкви следует иметь в виду особенности ее исторической
эволюции. Если до эпохи Петра I благотворительная деятельность среди
населения целиком находилась в руках церкви и монастырей, то начиная с В настоящее время начинается по существу новый этап в милосердно- благотворительной деятельности православия. Развитие этой деятельности наталкивается на недостаток материальных средств. Поиски этих средств ведутся по разным направлениям, в том числе и на путях развития предпринимательско-хозяйственной деятельности церковных организаций и монастырей, обращения к помощи спонсоров, меценатов и т.п. При налаживании контактов, особенно на местах – в епархиях и приходах,
между светскими социальными работниками и представителями православных
организаций можно столкнуться с тем фактом, что последние порою склонны
осуществлять социальное служение по преимуществу среди единоверцев. Вместе
с тем деятели Русской православной церкви отмечают и прямо противоположный
факт. Так, профессор-протоиерей Глеб Каледа свидетельствует: «…Организаторы
православного милосердия отмечают, что часто легче привлечь людей с добрым
сердцем, но почти неверующих или неофитов, недавно крещенных и
воцерковляющихся, чем так называемых церковных православных людей» За годы своего существования Русская православная церковь накопила большой опыт милосердно-благотворительной деятельности, которая сегодня активно возрождается. Конечно, как и всякий иной, этот опыт имеет не только достоинства, но и недостатки, но в целом он может во многом послужить духовному возрождению нашего Отечества. «А ведь духовное возрождение – это не только строительство храмов, открытие монастырей, это – создание храмов в душах людских, возрождение милосердия и великодушия, столь свойственных когда-то русскому Православию». Такова распространенная работа, которую РПЦ проводит в сфере социального служения [16][86]. К сожалению объективная социально- экономическая ситуация в стране свидетельствует о том, что необходимость в подобной работе не только еще долго будет существовать, но с каждым годом будет увеличиваться. Литература 1. Архиепископ Никодим Мир и свобода (доклад на религиозной конференции в Голландии) // Журнал Московской патриархии. – 1963. – № 1. – С. 39 – 44. 2. Благотворительность и милосердие: Сб. науч. тр./ Федер. служба занятости России, Поволж. фил. рос. учеб. центра; Под. общ. ред. акад. В.Н. Ярской. учеб центра. Нижний новгород, 1997. – 242 с. 3. Вучетич Е. Проблема общественного служения в работах М.М. Тараева // Журнал Московской патриархии. – 1992. – № 9. – С. 45 – 46. 4. Голубинский Е.Е. История русской церкви. – М.: 1997. – 926 с. 5. Донской юридический институт: Учёные записки. Т. 7. Римский С.В. Русская православная церковь в ХIХ в./ Ответственный редактор Е.И. Дулимов. – Ростов-н/Д.: ДЮИ. – 1997. – 384 с. 6. Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (18 февраля 1997 г.) // Журнал Московской патриархии. – 1997. – № 3. – С. 12 – 82. 7. Ежегодное Епархиальное собрание города Москвы. // Журнал Московской патриархии. – 1997. – № 2. – С. 16 – 33. 8. Изборник 1076 года: [Тексты и исследования]./ Под ред. С.И. Коткова. – М.: Наука. –1965. – 1091 с. 9. Карташев А.В. Собрание сочинений: В 2 т. Т. 1.: Очерки по истории русской церкви. – М.: Изд-во Терра, 1992. – 568 с. 10. Климов С.В. Христианский смысл милосердия // Милосердие: Учеб. пособие / [Горбунов В.В., Вихнових В.Л., Зуев С.В. и др.]; [Под ред. Мчедлова М.П.]; Рос. независимый ин-т социал. и нац. пробл., Исслед. центр «Религия в соврем. о-ве», Акад. социал. работы. – М.: Росспэн, 1998. – С. 23 – 89. 11. Концепция возрождения духовного просвещения и благотворительности // Журнал Московской патриархии. – 1991. – № 7. – С. 40 – 42. 12. Международная конференция «Роль религии в профилактики наркомании и превентивном антинаркотическом образовании» // Журнал Московской патриархии. – 1996. – № 4 – 5. – С. 30 – 37. 13. Монастыри в Российской Империи / [Исполн. В.В. Зверинским]. – СПб.: Центр. стат. ком. м-ва внутр. дел, 1887. – 106 с. 14. Писемский В. и др. Православие и экономика // Журнал Московской патриархии – 1992. – № 9. – С. 40 – 45. 15. Протоиерей М. Чельцов. Православное пастырство и общественная деятельность. // Журнал Московской патриархии. – 1994. – № 10. – С. 96 – 111. 16. Профессор протопресвейер В. Боровой. Церковь Христова, её природа. Автокефальные поместные Церкви // Журнал Московской патриархии. – 1993. – № 10. – С. 8 – 19. 17. Русское православие: вехи истории./ Науч. ред. А.И. Клибанов. – М.: Политиздат, 1989. – 719 с. 18. Святейший патриарх Алексий II: О социальном служении церкви. I пленум Советского фонда милосердия и здоровья // Журнал Московской патриархии. – 1991. – № 7. – 39 – 40. 19. Святой Иоанн Кронштадский в воспоминаниях современников / [Сост., авт. предисл. и комент. С.Л. Фирсов]. – М.: Православ. Свято-Тихонов. богослов. ин-т: Братство во Имя Всемилостивого спаса, 1994. – 207 с. 20. Темникова Л.А. Благотворительность в контексте духовного развития общества / Калуж. гос. пед. ун-т. – Калуга, 1996. – 93 с. -----------------------
|
|