| |||
Реферат: Социология Эмиля ДюркгеймаМинистерство образования РФ. Мончегорский политехнический колледж. По теме : CОЦИОЛОГИЯ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА . Выполнил : Студент гр. ЭПП- Золотарёв Юрий. Преподаватель : Саенко Л.В. Мончегорск 2001. Содержание. 1. Жизненный путь ученого 2. Интеллектуальные истоки дюркгеймовской социологии 3. «Социологизм» как философское обоснование социологии 4. В поисках социальной солидарности: от теории разделения труда к теории религии 5. Итоги и выводы 1. Жизненный путь ученого. Эмиль Дюркгейм - один из создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Он родился 15 апреля 1858 г. в г Эпинале на северо- востоке Франции, в небогатой семье потомственного раввина. В детстве будущего автора социологической теории религии готовили к религиозному поприщу его предков, обучая древнееврейскому языку. Торе и Талмуду. Однако он довольно рано отказался продолжить семейную традицию. Биографы Дюркгейма отмечают, что определенное влияние на это решение оказала его школьная учительница-католичка. Короткое время он испытывал склонность к католицизму мистического толка. Можно предположить, что здесь сказалось воздействие и более общих причин: разложения некогда замкнутой (изнутри и снаружи) еврейской общины и развития ассимиляционных процессов; это, в свою очередь, было связано с ослаблением религиозной нетерпимости и процессами секуляризации во французском обществе в целом. Но и католиком Дюркгейм не стал, так же, впрочем, как и атеистом. С юных лет и до конца жизни он оставался агностиком: Постоянно подчеркивая важную социальную и нравственную роль религии, он сделал предметом своей веры науку вообще и социальную науку - в частности. В 1879 г. Дюркгейм с третьей попытки поступил в Высшую Нормальную школу в Окончив в 1882 г. Нормальную школу, Дюркгейм в течение нескольких лет преподавал философию в провинциальных лицеях. В 1885-1886 гг. он побывал в научной командировке в Германии, где познакомился с состоянием исследований и преподавания философии и социальных наук. Особенно сильное впечатление на него произвело знакомство с выдающимся психологом и философом В. Вундтом, основателем первой в мире лаборатории экспериментальной психологии. В 1887 г. Дюркгейм был назначен преподавателем «социальной науки и
педагогики» на филологическом факультете Бордоского университета. Там же в С 1898 по 1913 г. Дюркгейм руководил изданием журнала «Социологический
ежегодник» (было издано 12 томов журнала). Сотрудники журнала, приверженцы
дюркгеймовских идей, образовали научную школу, получившую название С 1902 г. Дюркгейм преподавал в Сорбонне, где возглавлял кафедру «науки о воспитании», впоследствии переименованную в кафедру «науки о воспитании и социологии». Ею преподавательская деятельность была весьма интенсивной, и многие его научные работы родились из лекционных курсов. Дюркгейм был блестящим оратором, и его лекции пользовались большим успехом. Они отличались строго научным, ясным стилем изложения и в то же время носили характер своего рода социологических проповедей. Профессиональная деятельность занимала главное место в жизни Дюркгейма, но, несмотря на это, он активно и непосредственно участвовал в разного рода общественных организациях и движениях. Он был человеком демократических и либеральных убеждений, сторонником социальных реформ, основанных на научных рекомендациях. Многие ею последователи участвовали в социалистическом движении, и сам он симпатизировал реформистскому социализму жоресовского толка. Вместе с тем Дюркгейм был противником революционного социализма, считая, что подлинные и глубокие социальные изменения происходят в результате длительной социальной и нравственной эволюции. С этих позиций он стремился примирить противоборствующие классовые силы, рассматривая социологию как научную альтернативу левому и правому радикализму. Будучи человеком долга прежде всего, Дюркгейм постоянно стремился
соединять в своей собственной жизни принципы профессиональной и гражданской
этики, которые послужили одним из главных и излюбленных предметов его
научных исследований и преподавания. Практическая цель его профессиональной
и общественной деятельности состояла в том, чтобы вывести французское
общество из тяжелого кризиса, в котором оно оказалось в последней четверти Первая мировая война нанесла тяжелый удар но Французской социологической
школе, поставив под вопрос общий оптимистический настрой социологии 2. Интеллектуальные истоки дюркгеймовской социологии. Из наиболее удаленных во времени интеллектуальных предшественников Дюркгейм был убежденным и бескомпромиссным рационалистом, а рационализм -
французская национальная традиция, начало которой положил Декарт. Другого своего великого соотечественника, Ш. Монтескье, сам Дюркгейм
считал главным предтечей научной социологии. Именно у Монтесье он обнаружил
идеи, обосновывающие самое возможность существования социальной науки,
прежде всего, идеи детерминизма и внутренней законообразности в развитии
социальных явлений, а также сочетание описания и рационального объяснения
этих явлений. Ж.-Ж. Руссо с его понятиями общей воли и гражданской религии Из более поздних предшественников дюркгеймовской социологии следует
указать на А. Сен-Симона и, конечно, на его ученика и последователя О. Несмотря на то что Дюркгейм в своих исследованиях критиковал ряд положений социологии Конта, он признавал за ним титул «отца» социологии и подчеркивал предшествовало связь своих и контовских идей. Отвергая обозначение своей социологии как «позитивистской» (так же, впрочем, как и материалистической, и спиритуалистской), Дюркгейм в то же время вдохновлялся тем идеалом позитивной социальной науки, который сформулировал родоначальник философского позитивизма. Вслед за Контом он рассматривал естественные науки как образец для построения социологии. Дюркгейм воспринял также контовский подход к изучению общества как органического, солидарного целого, состоящего из взаимосвязанных частей. Но, будучи духовным наследником Конта, Дюркгейм не склонен был принимать его наследие целиком. Он опирался на «объективную» социологию Кота и в то же время решительно отвергал его «субъективную» социологию. В противовес своему предшественнику, провозгласившему отказ от причинности в научном объяснении и замену вопроса «почему» вопросом «как», он упорно искал глубинные причины социальных явлений. В отличие от Конта он стремился сочетать теоретический анализ с эмпирическим. Наконец, Дюркгейму в целом был чужд однолинейный эволюционизм «крестного отца» социологии, и он отвергал контовский закон трех стадий. Оценивая эту сторону учения своего предшественника, он писал: «Человечество одновременно пошло различными путями и, следовательно, доктрина, принципиально утверждающая, что оно всегда и всюду преследует одну и ту же цель, базируется на заведомо ошибочном постулате». Необходимо отметить влияние Канта и кантианства па Дюркгейма, прежде всего на его концепцию морали и нравственного долга, пронизывающую всю теорию основателя Французской социологической школы. Особое значение в формировании социологических идей Дюркгейма имели взгляды французского неокантианца, «неокритициста» Ш. Ренувье, в частности, его рационализм (в полном согласии и в сочетании с другими рационалистическими влияниями), обоснование ведущей роли морали в человеческом существовании и необходимости ее научного исследования, стремление объединить принцип свободы и достоинства индивида с представлением о его долге и зависимости но отношению к другим индивидам. Ренувье отстаивал необходимость развития ассоциаций, независимых от государства, производственных кооперативов, усиление роли государства в установлении социальной справедливости, введение светского воспитания в государственных школах. В целом его идеи оказали значительное влияние на интеллектуальный климат и идеологию Третьей республики. Но меньшее влияние на французское общество конца XIX - начала XX в.
оказали идеи двух апостолов позитивизма, видных философов и историков Э. Важную роль в формировании воззрений Дюркгейма сыграли идеи Г. Спенсера и
биоорганической школы. Влияние Спенсера было неоднозначным: одновременно Идеи К. Маркса не могут пройти мимо внимания французского ученого. Ведь
на рубеже Х1Х-ХХ вв. популярность этих идей была столь велика, что все
социальные мыслители так или иначе обращались к марксизму, становясь его
горячими приверженцами, вступая с ним в диалог или же энергично с ним
полемизируя. Дюркгейм был знаком с работами Маркса, но отрицал его влияние
на свои исследования , что, по-видимому, соответствовало действительности. В отличие от Маркса Дюркгейм противопоставлял понятия «социализм» и Дюркгейму было присуще широкое толкование социализма, он считая, что дм его понимания нужно исследовать все его виды и разновидности. Исходя из этого, он определял социализм следующим образом: «Социализм - это тенденция к быстрому или постепенному переходу экономических функций из диффузного состояния, в котором они находятся, к организованному состоянию. Это также, можно сказать, стремление к более или менее полной социализации экономических сил». Хотя социология Дюркгейма в целом была направлена против биологических интерпретаций социальной жизни, он испытал несомненное влияние биоорганической шкоды, в частности, таких ее представителей, как немецкий социолог А. Шеффле и французский ученый А. Эспинас. Дюркгейм высоко ценил работы Шеффле, особенно ею известный труд «Строение и жизнь социальных тел»; рецензия на эту книгу была первой научной публикацией французского социолога. Книгу Эспинаса «Общества животных» Дюркгейм считал «первой главой социологии». У этих же авторов он заимствовал столь важное для своей теории понятие «коллективное сознание». Дюркгейм не пренебрегал излюбленным методом органицистов - биологическими аналогиями, особенно на первом этапе своего научного творчества. Но основное влияние органицизма проявилось в его взгляде на общество как на надындивидуальное интегрированное целое, состоящее из взаимосвязанных органов и функций. Наконец, слезет указать на влияние двух учителей Дюркгейма в Высшей Нормальной школе, о которых упоминалось выше: философа Э. Бугру и историка Фюстеля де Куланжа. Первый из них внушал своему ученику методологическую идею, согласно которой синтез, образуемый сочетанием элементов, но может объясняться последними; сложное нельзя выводить из простого, поэтому каждый более сложный уровень реальности должен объясняться на основе собственных принципов средствами специфической науки. Эта идея послужила одним из отправных пунктов дюркгеймовской концепции построения социологии как самостоятельной науки. Важное значение для формирования воззрений Дюркгейма имели различение Несмотря на то что научное творчество Дюркгейма находилось на пересечении множества влияний и традиций социальной мысли, он не считал, что социология как наука уже сформировалась. Теории Конта и других мыслителей прошлого столетия представлялись ему слишком общими и схематичными, содержащими лишь предпосылки собственно научной социологии. Самостоятельную науку об обществе со своим собственным предметом и специфическим методом, с его точки зрения, еще предстояло создать. Дюркгейм ощущал себя призванным осуществить эту задачу. 3. «Социологизм» как философское обоснование социологии. Основополагающие принципы социологии Дюркгейма часто обозначают как Для понимания дюркгеймовского «социологизма» необходимо выделить и различать в нем два аспекта: онтологический и методологический. Онтологическая сторона социологизма», т. е. концепция социальной реальности, выражена в следующих базовых положениях. 1. Социальная реальность включена в универсальный природный порядок; она столь же устойчива, основательна и «реальная, как и другие виды реальности, а потому, подобно последним, она подчинена действию определенных законов. 2. Общество - это реальность особого рода. не сводимая к другим ее видам. Речь идет прежде всего о всемерном подчеркивании автономии социальной
реальности по отношению к индивидуальной, т. с. биопсихической реальности,
воплощенной в индивидах. «...Общество - не простая сумма индивидов, но
система, образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность sui
generis, наделенную своими особыми свойствами. Конечно, коллективная жизнь
предполагает существование индивидуальных сознаний, но этого необходимого
условия недостаточно. Нужно еще, чтобы эти сознания были ассоциированы,
скомбинированы, причем скомбинированы определенным образом», - пишет Указанные дихотомии, в свою очередь, непосредственно связаны с общей
концепцией человека у Дюркгейма. Как уже отмечалось, во всякой общей теории
общества явно или неявно присутствует общая теория человека, всякая общая
социология гак или иначе базируется на какой-то философской антропологии. 3. Онтологическая сторона «социологии» но сводится, однако, к признанию основательности и автономии социальной реальности. Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной и ее исключительное значение и детерминации человеческого сознания и поведения; значение же индивидуальной реальности признается вторичным. В указанных выше дихотомических парах те стороны, которые воплощают
остальную реальность, безраздельно господствуют: «коллективные
представления» - над индивидуальными, «коллективное сознание» - над
индивидуальным, «священное» - над «светским» и т. п. Социальные факты, по Таким образом, характерная онтологическая черта «социологизма» - это Методологический аспект «социологизма» тесно связан с его онтологическим аспектом и симметричен ему. 1. Поскольку общество - часть природы, постольку наука об обществе Основной принцип его методологии выражен в знаменитой формуле, согласно которой асоциальные факты нужно рассматривать как вещи». Исследованию должны подвергаться в первую очередь не понятия о социальной реальности, а она сама непосредственно; из социологии необходимо устранить все предпонятия, т. е. понятия, образовавшиеся вне науки. Необходимо подчеркнуть, что этот тезис Дюркгейма имеет не столько
онтологический, сколько методологический смысл. «Рассматривать факты
определенного порядка как вещи - не значит зачислять их в ту или иную
категорию реальности; это значит занимать но отношению к ним определенную
мыслительную позицию. Это значит приступать к их изучению, исходя из
принципа, что мы ничего не знаем о том, что они собой представляют, а их
характерные свойства, как и неизвестные причины, от которых они зависят; не
могут быть обнаружены даже самой внимательной интроспекцией», - писал он. Впоследствии тезис о необходимости изучать социальные факты как вещи
особенно решительно опровергался в экзистенциалистских и феноменологических
теориях. Положение об «антивещном» характере человеческого бытия стало для
некоторых из них отправным пунктом. Ж.-П. Сартр в своей феноменологической
онтологии характерной чертой человеческого существования («бытия-для-себя»)
провозгласил его противоположность вещному бытию («бытию-в-себе»);
соответственно подход к человеческой реальности как к вещам трактовался им
как ее искажение. Французский феноменолог Ж. Моннеро подверг критике идеи Методологический монизм Дюркгейма резко контрастировал с дуалистическими
трактовками научной методологии, противопоставлявшими «объяснение» и 2. Из признания специфики социальной реальности вытекает самостоятельность социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук, специфика ее методологии и понятийного аппарата Отсюда же и методологический принцип, согласно которому социальные факты должны объясняться другими социальными фактами. 3. Однако «социологизм» Дюркгейма выходит за рамки этого
методологического принципа. Поскольку в соответствии с его «социальным
реализмом» общество оказывается доминирующей, высшей реальностью, поскольку
происходит социологизация как объясняемых, так и объясняющих фактов. Таким образом, признание социологии специфической наукой дополняется н Требование отделить социологию от философии у Дюркгейма было в значительной мере связано с ею отрицательным отношением к умозрительным спекуляциям в социальной науке, которые, с его точки зрения, только дискредитируют се. Социология должна строиться на эмпирическом и рациональном методическом фундаменте. Таковы основные принципы «социологизма», посредством которых Дюркгейм обосновывал необходимость и возможность социологии как самостоятельной науки. Разработку этих принципов он осуществлял в непрерывной полемике с самыми разнообразными концепциями человека и общества: спиритуалистской философией, утилитаристской этикой, индивидуалистской экономикой, биологическим редукционизмом в социальной науке. Но особенно важное значение имел его антипсихологизм, который содержал в себе одновременно критику психологического направления в социологии и стремление освободить последнюю от влияния психологии. Психологизм в то время был главным воплощением методологического редукционизма и индивидуализма; неудивительно, что именно в нем Дюркгейм видел явное и скрытое препятствие на пути становления социологии как самостоятельной науки. Парадокс антипсихологизма Дюркгейма состоял в том, что, выступая против психологического редукционизма в социологии (который логически приводил к ее упразднению как самостоятельной науки) и стремясь отделить социологию от психологии, он следовал примеру последней. Выделению социологии в самостоятельную дисциплину предшествовало отделение психологии от философии и физиологии. Открытие психической реальности дало толчок к поискам в сфере собственно социальной реальности и, таким образом, сыграло роль научно- методологического прецедента. Необходимо уточнить, что критика психологизма осуществлялась Дюркгеймом
по существу с позиций зарождавшейся тогда социальной психологии. «Когда мы
говорим просто "психология", - писал Дюркгейм, - мы имеем в виду
индивидуальную психологию, и стоило бы для ясности в обсуждениях ограничить
таким образом смысл слова. Коллективная психология - это вся социология
целиком: почему же не пользоваться только последним выражением?». Трактовка
же самих социопсихических сущностей, таких, как «коллективное сознание», Под влиянием трудностей методологического характера и критики со стороны других направлений Дюркгейм со временем смягчил ригоризм своих первоначальных «социологистских» и антипсихологистских формулировок. Многие интерпретаторы Дюркгейма характеризовали эволюцию его идей как движение в сторону все большего спиритуализма, но это вряд ли правомерно, хотя бы потому, что уже в самом начале своей научной деятельности он усиленно подчеркивал духовный характер всех социальных явлений (включая экономические). Вообще эволюция его мысли происходила в иной плоскости, нежели движение от материализма к спиритуализму. Это движение явилось результатом изменения методологической ситуации в социальной науке и постепенного осознания недостаточности и неадекватности механистического детерминизма в подходе к проблемам человеческого поведения. Вначале Дюркгейм подчеркивал внешний и принудительный характер социальных
фактов. При объяснении социальных явлений он часто апеллировал к
демографическим и социально-психологическим факторам (объем и плотность
населения, структура и степень сложности социальных групп и т. п.), к Эта смена понятийных приоритетов выражает частичное осознание Дюркгеймом того факта, что социальные нормы (и, шире, социальные факторы в целом) влияют на индивидуальное поведение не непосредственно, а через определенные механизмы их интериоризации, что внешняя детерминация осуществляется через ценностные ориентации индивидов, что действенность социальных регуляторов определяется не только их принудительностью, но и желательностью для индивидов. Отсюда рост интереса Дюркгейма к собственно ценностной проблематике в конце жизни. В дальнейшем в трудах последователей Дюркгейма антипсихологизм уступает место установке на активное сотрудничество социологии и психологии. Итак, необходимость и возможность социологии как самостоятельной науки получили метатеоретическое обоснование. Оставалось этим обоснованием воспользоваться применительно к определенным социальным явлениям, к предмету и методу новой науки. Предмет социологии, согласно Дюркгейму, - социальные факты, которые, как уже отмечалось, характеризуются двумя основными признаками: они существуют вне индивидов и оказывают на них принудительное воздействие. Впоследствии он доложил это истолкование предмета еще одним, определив социологию как и науку об институтах. их генезисе и функционировании-». Представление Дюркгейма об основных разделах и отраслях социологии в определенной мере отражает его взгляд на значение тех или иных сфер социальной жизни. В соответствии с этими делениями располагался материал в дюркгеймовском «Социологическом ежегоднике». В целом социология делилась на три основные отрасли: социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию. Социальная морфология аналогична анатомии; она исследует «субстрат » общества, его структуру, материальную форму. В ее сферу входит изучение, во- первых, географической основы жизни народов в связи с социальной организацией, во-вторых. народонаселения, его объема, плотности, распределения по территории. Социальная физиология исследует «жизненные проявления обществ» и охватывает ряд частных социальных наук. Она включает в себя: 1) социологию религии; 2) социологию морали; 3) юридическую социологию; 4) экономическую социологию; 5) лингвистическую социологию; 6) эстетическую социологию. Общая социология, подобно общей биологии, осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие законы; это философская сторона науки. 4. В поисках социальной солидарности: от теории разделения труда к теории религии. Тема социальной солидарности - главная тема социологии Дюркгейма. По
существу, солидарность для него - синоним общественного состояния. Его
первый лекционный курс в Бордоском университете был посвящен проблеме
социальной солидарности, а первая книга - обоснованию «солидаризирующей»
функции разделения труда. В своем исследовании самоубийства он связывал
различные типы этого явления с различной степенью социальной сплоченности. Дюркгейм был довольно плодовитым автором, хотя и не столь плодовитым, как его не менее знаменитый современник, немецкий социолог Макс Вебер. Он опубликовал немало статей и бесчисленное множество рецензий; многие его статьи, лекции и лекционные курсы опубликованы посмертно. При жизни Дюркгейм издал четыре книги: «О разделении общественного труда» Книга «О разделении общественного труда» представляет собой публикацию успешно защищенной докторской диссертации автора. Содержание ее гораздо шире заглавия и, по существу, составляет общую теорию социальных систем и их развития. Основная цель работы доказать, что, вопреки некоторым теориям, разделение общественного труда обеспечивает социальную солидарность, или, иными словами, выполняет нравственную функцию. Но за этой формулировкой скрывается другая цель, более значимая для автора: доказать, что разделение труда - эти тот фактор, который создает и воссоздаст единство обществ, в которых традиционные верования утратили былую силу и привлекательность. Для обоснования этого положения Дюркгейм развивает теорию, которая
сводится к следующему. Если в архаических («сегментарных») обществах
социальная солидарность основана на полном растворении индивидуальных
сознаний в «коллективном сознании» («механическая солидарность»), то в
развитых («организованных»)) социальных системах она основана на автономии
индивидов, разделении функций, функциональной взаимозависимости и
взаимообмене («органическая солидарность»), причем «коллективное сознание»
здесь не исчезает, но становится более общим, неопределенным, его состояния
становятся менее интенсивными, и оно действует в более ограниченной сфере. Общая схема дюркгеймовского описания механической и органической солидарности в соответствии определенными типами обществ (по С. Люксу). Механическая солидарность. 5. Морфологическая (структурная) основа. 2) Типы норм (воплощенные в праве) Органическая солидарность 5. Морфологическая (структурная) основа Возрастающая светскость Приписывание высшей ценности достоинству индивида, равенству
возможностей, трудовой этике и социальной справедливости Дюркгеймовская теория разделения общественного труда формировалась под
влиянием («позитивным)) и «негативным») соответствующих теорий Конта, В работе «О разделении общественного труда» эволюционистский подход сочетается со структурно-функциональным. Классификация автором социальных структур («сегментарных» и «организованных» обществ) и рассмотрение сложных обществ как сочетания простых основаны на эволюционистском представлении о последовательной смене во времени одних социальных видов .другими. Однако уже в этой работе Дюркгейм отказывается от плоского однолинейного эволюционизма в пользу представления о сложности и многообразии путей социальной эволюции. Он склонен главным образом говорить не об обществе, а об обществах. Хотя «механическая» солидарность в его интерпретации характерна преимущественно для архаических обществ, а «органическая» - для современных промышленных, все же это деление в большой мере носит аналитический характер. Дюркгейм признает сохранение элементов «механической» солидарности при господстве «органической», и вообще эти категории в его интерпретации выступают преимущественно как «идеальные тины», по терминологии М. Вебера. Вначале Дюркгейм рассчитывал на то, что со временем разделение труда само придет к своему «нормальному» состоянию и начнет порождать солидарность. Но уже ко времени опубликования «Самоубийства)» (1897) и особенно выхода второго издания книги «О разделении общественного труда» (1902) он приходит к мысли о необходимости социально-реформаторских действий по внедрению новых форм социальной регуляции, прежде всего посредством создания профессиональных групп (корпораций). Это нашло отражение в предисловии ко второму изданию книги. Теория, развитая Дюркгеймом в его первой книге, послужила объектом интенсивной, разносторонней и нередко обоснованной критики, что но помешало ей занять видное место в социологической классике. В этой работе он разрабатывает ключевые понятия своей социологической теории; помимо уже упоминавшегося «коллективного сознания», это, в частности, такие понятия, как «социальная функция» и «аномия». Под социальной функцией Дюркгейм понимает отношение соответствия между
млением или процессом и определенной потребностью социальной системы. Вообще Дюркгейм исходит из принципа функциональной обусловленности социальных явлений. Он считает, что любой более или менее значительный обычай или институт; если они существуют достаточно долго, соответствуют определенной социальной потребности, какими бы бессмысленными или вредными они ни казались с рациональной точки зрения. В своем труде «Элементарные формы религиозной жизни» в качестве «главного постулата социологии» он провозглашает: «...Созданный людьми институт не может базироваться на заблуждении и обмане; в противном случае он не мог бы сколько-нибудь долго сохраняться. Если бы он не коренился в природе вещей, он встретил бы в ней сопротивление, которого не смог бы преодолеть». Важное значение для развития социологического знания имело понятие анемии, которым Дюркгейм обозначает состояние ценностно-нормативного вакуума, характерного для переходных и кризисных периодов и состоянии в развитии обществ, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не установились'. Работа «Метод социологии» (заглавие в оригинале - «Правила социологического метода») вначале была опубликована в 1894 г. в виде серии статей, а в следующем году с небольшими изменениями и предисловием была издана отдельной книгой. Написанная по горячим следам недавно опубликованной предыдущей книги, она основана па опыте предшествующего исследования и содержит развитие некоторых выдвинутых в нем идей. Как уже отмечалось, «Метод социологии» во многом перекликается с «Рассуждением о методе» Декарта. По решительности, сжатости и четкости стиля эта работа с полным основанием может быть отнесена к жанру манифеста. Дюркгейм стремится дать четкое описание способов постижения социологической истины: определения и наблюдения социальных фактов, социологического доказательства, различения «нормальных» и «патологических» явлений, конструирования социальных типов, описания и объяснения фактов. Сама попытка систематизации и обоснования социологического метода было новым явлением для того времени. Ранее у многих социологов собственно проблема метода в значительной мере растворялась в проблематике предметной теории и общей научной методологии. В «Методе социологии» проявилось стремление Дюркгейма строить социальную науку не только на эмпирическом, но и на методологически обоснованном фундаменте: отсюда его понятие «методическая социология». Такой подход противостоял хаотическому и произвольному подбору фактов для обоснования тех или иных предвзятых идей. В то же время он был направлен против дилетантизма и поверхностности, характерных для многих трудов по социальным вопросам. Дюркгейм испытывал глубокую неприязнь к таким трудам, считая, что они лишь дискредитируют социальную пауку. В связи с этим следует отметить и неявно присутствующий этический пафос в Исследование Дюркгейма «Самоубийство» в отличие от остальных его
исследований основано на анализе статистического материала,
характеризующего динамику самоубийств в различных европейских странах. Несмотря на то, что впоследствии исследование Дюркгейма подвергалось критике с различных точек зрения, оно единодушно признается одним из выдающихся достижений не только в изучении самоубийства, но и в социологии в целом. Последний и самый значительный по объему труд Дюркгейма - «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии». Исследование основано на анализе этнографических описаний жизни австралийских аборигенов. Обращение к этим «элементарным» формам позволяет, с точки зрения автора, исследовать религию в «чистом виде», без последующих геологических и прочих наслоений. Дюркгейм поставил перед собой цель, опираясь на этот материал, проанализировать социальные корни и социальные функции религии. Но по существу цель эта была гораздо более широкой. Во- первых, вследствие широкой трактовки религиозных явлений эта работа превращалась в исследование социальных аспектов идеологии, ритуала, сакрализации и некоторых других явлений, выходящих за рамки собственно религии в традиционном понимании. Во-вторых, этот труд содержал в себе попытку построения социологии познания посредством выведения основных категорий мышления из первобытных социальных отношений. Не случайно первоначально Дюркгейм намеревался назвать его «Элементарные формы мышления и религиозной жизни». Дюркгейм отвергает определения религии через веру в бога (так как существуют религии без бога), через веру в сверхъестественное (последнее предполагает противоположную веру – в естественное, -возникающую сравнительно недавно вместе с позитивной наукой) и т.п. Он происходит из того, что отличительной чертой религиозных верований всегда является деление мира на две резко противоположные сферы: священное и светское. Круг священных объектов не может быть определен заранее; любая вещь может стать священной, как необычная, так и самая заурядная. Дюркгейм определяет религию как «связную систему верований н обрядов, относящихся к священным, то есть отделенным, запретным вещам; верований и обрядов, объединяющих в одну моральную общину, называемую церковью, всех, кто является их сторонниками». Автор детально анализирует социальное происхождение тотемических
верований, обрядов, их социальные функции. Будучи порождением общества,
религия укрепляет социальную сплоченность и формирует социальные идеалы. 5. Итоги и выводы. Дюркгейм - один из общепризнанных создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Влияние его идей присутствует в самых различных отраслях социологического знания: от общей социологической теории до сугубо эмпирических и прикладных исследований. Все более или менее значительные социологические теории XX в. так или иначе соотносились с теорией основателя Французской социологической школы. В самых разных странах мира формирование социологии происходило под воздействием дюркгеймовских идей. Дюркгейм дал одно из наиболее развернутых и убедительных онтологических
обоснований необходимости и возможности социологии как науки. Он доказывал,
что общество - это реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой. В связи с секуляризацией общественной жизни Дюркгейм видел в обществе ту сущность, которая взамен Бога санкционирует и обосновывает моральные ценности и нормы. «Между Богом и обществом надо сделать выбор, - говорил он. - Не стану рассматривать здесь доводы в пользу того или иного решения; оба они близки друг другу- Добавлю, что, с моей точки зрения, этот выбор не очень существен, так как я вижу в божестве только общество, преображенное и мыслимое символически». Дюркгейм был склонен к сакрализации общества (освящению) общества как такового. Но этот изъян зачастую превращался в достоинство. Именно благодаря ему и в профессиональном, и в массовом сознании утверждался высокий онтологический статус общества, а вместе с тем - и науки об обществе - социологии. Вслед за Контом Дюркгейм рассматривал общество главным образом как сферу солидарности, сплоченности, согласия. Не случайно изучение согласия в социологии считается дюркгеймовской традицией. Доказывая «нормальный» характер солидарности в обществе и «анормальный» характер ее отсутствия, Дюркгейм в значительной мере выдавал желаемое за действительное. За это он подвергался вполне обоснованной критике. Он чрезмерно оптимистично оценил реальность и перспективы «органической» солидарности и недооценил вероятность возникновения новых форм (или возрождения) «механической» солидарности в тоталитарных обществах. Известно, что разделение труда не только порождает социальную солидарность; оно ведет к формированию специфических социальных групп со своими особыми, нередко конфликтующими интересами, Это обстоятельство справедливо подчеркивал Маркс. Тем не менее, акцент Дюркгейма на солидарности и согласии имел под собою во всяком случае не меньше основания, чем акцент на роли борьбы и конфликта в обществе, свойственный теориям Маркса и социальных дарвинистов. Очевидно, что социальная солидарность - не менее, а, вероятнее всего, более «нормальное» и универсальное явление, чем социальный конфликт. Важное значение в социологии Дюркгейма имела трактовка общества как
преимущественно нравственной реальности. Как и для Kонта, социальный вопрос
для него был не столько экономико-политическим, сколько нравственно-
религиозным вопросом. Мораль Дюркгейм понимал как практическую,
действенную, реальную силу; все, что не имеет серьезного нравственного
основания, с его точки зрения, носит непрочный и временный характер. Дюркгейм внес важнейший вклад в понимание общества как ценностно- нормативной системы. Он подчеркивал, что социальное поведение всегда регулируется некоторым набором пpaвил , которые являются одновременно обязательными и привлекательными, должными и желательными. Правда, Дюркгейм недооценивал тот факт, что различные социальные группы зачастую по-разному интерпретируют одни и те же нормы и ценности. Но он прекрасно выразил значение кризисов, нарушений и пустот в ценностно-нормативной системе общества, введя в социологию очень важное понятие аномии. В эпистемологическом аспекте вклад Дюркгейма был не менее значителен, чем в онтологическом. Он убедительно применил к сфере социологического знания принципы научного рационализма. Его исследования представляют собой образец сочетания теоретического и эмпирического подходов к изучению социальных явлений. Дюркгейм явился родоначальником структурно-функционального анализа в социологии: он исследовал социальные факты под углом зрения их функций в конкретных социальных системах. Вместе с тем он не отказался полностью от сравнительно-исторической и эволюционистской методологии сравнивая между собой различные типы обществ и рассматривая сложные общества как комбинации одних и тех же простых элементарных единиц. Дюркгейм разработал методологические принципы социологической мышления, конкретные методы, правила и процедуры, касающиеся определения, наблюдения, объяснения социальных явлений, научного доказательства и т. д. Он внес вклад в самые разные отрасли социологическою знания: в общую теорию, в частные теории, в исследование отдельных сфер и явлений социальной жизни: морали, права, отклоняющегося поведения. семьи, воспитания, религии, ритуала и т. д. Провозгласив основным принципом своей методологии необходимость изучать
социальные факты как вещи, он отстаивал взгляд на социологию как на строгую
объективную науку, свободную от всякого рода идеологических предрассудков и
умозрительных спекуляций. Безусловно, в его вере в науку было немало
наивного и утопического. Но, тем не менее, эта вера, опиравшаяся на
глубокую логическую аргументацию и собственные научные исследования Дюркгейм внес важнейший вклад в становление и утверждение профессиональной социологической этики. В своих трудах он доказывал особое значение профессиональной этики в современном обществе. Своей собственной деятельностью он демонстрировал высокий образец этой этики в сфере социальной науки. Дюркгейм исходил из необходимости практической ориентации социологического знания. Но для того чтобы эта ориентация могла осуществиться, для того чтобы социология приносила пользу обществу, он считал необходимым в процессе познания отделять профессиональную этику социолога от гражданской этики, познавательные ценности - от любых других. Будучи противником растворения познавательных ценностей в иных, Дюркгейм
одновременно был противником растворения социологического подхода в
подходах, свойственных другим наукам. Это ревнивое стремление обосновать и
отстоять самостоятельность социологии сочеталось у него с решительным
неприятием дилетантизма в этой науке, компрометировавшего ее в глазах
ученых и широкой публики: ведь в то время, как, впрочем, и теперь, под
рубрикой или заглавием «социология» нередко фигурировало все, что угодно. В институционально - организационном аспекте вклад Дюркгейма в социологию
был также необычайно велик. Именно благодаря ему социология во Франции
стала университетской дисциплиной. Он одним из первых в мире, если не
первым, стал читать лекционные курсы по социологии. В университетах Бордо и Дюркгейм был основателем и редактором одного из первых в мире
социологических журналов - «Социологический ежегодник» (12 томов, 1898- Школа отличалась относительно высокой степенью сплоченности, основанной на общности теоретических и социально-политических взглядов, активной работе в журнале, разделении труда и специализации в определенных предметных областях, научном авторитете Дюркгейма, дружеских связях и т. д. Среди участников школы были видные ученые: социолог и этнолог Марсель Коллективная форма научной работы, характерная для школы Дюркгейма, была новым явлением в академической сфере, существенно отличавшимся от прежних форм, основанных исключительно на отношении «учитель-ученик». Это был именно коллектив исследователей, каждый из которых, разделяя с другими некоторые общие теоретические воззрения, в то же время сохранял свою самостоятельность и творческую индивидуальность. Наряду со школой Дюркгейма во французской социологии конца 19-начала В последние десятилетия наследие Дюркгейма и его школы в разных странах активно исследуется, интерпретируется и переосмысливается. Научное сообщество продолжает считать это наследие актуальным и плодотворным для развития социологического знания. Литература. 1.Эспинас А. Социальная жизнь животных. СПб., 1882. 2. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М„ 1991. 3. Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 1912. 4. Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. М., 1974. 5.Дюркгеим Э. Ценностные и «реальные» суждения // Дюркгейм Э. 6.Дюркгейм Э. Социология и социальные науки // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995. 7. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. СПб., 1912. 8. Дюркгейм Э. и Мосс М. О некоторых первобытных формах классификации. К исследованию коллективных представлений. // Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М„ 1996. 9. Социология сегодня. Проблемы и перспективы. М., 1965.
|
|