| |||
Реферат: Таможенное дело и международная экономическая интеграцияСодержание Введение
2. Таможенная политика РФ 3. Международная экономическая интеграция 4. Международные договоры и соглашения по таможенному сотрудничеству Заключение Введение Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства
принадлежит таможенному делу - одному из базовых институтов экономики. Таможенное дело в Российской Федерации составляют таможенная политика,
а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Таможенное дело тесно связано с международными отношениями. Центральное место в правовом обеспечении таможенного дела занимает 1. Таможенное дело РФ. В соответствии со статьей 1 Таможенного кодекса РФ под таможенным
делом в Российской Федерации понимаются таможенная политика Российской Понятие таможенной политики Российской Федерации раскрывается в статье Цели таможенной политики, реализуемой посредством таможенного тарифа,
закреплены в статье 1 Закона РФ от 21 мая 1993 года N 5003-1 "О таможенном
тарифе": рационализация товарной структуры ввоза товаров в Российскую Конституционная норма об отнесении таможенного регулирования к ведению федеральной власти воспроизведена в ряде других законодательных актов. Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 13 октября 1995 года N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" в ведении Российской Федерации находятся вопросы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, включая таможенно-тарифное и нетарифное регулирование. Отнесение таможенного дела к ведению федеральных органов государственной власти гарантируется также и особенностями законодательного процесса в отношении федеральных законов по вопросам таможенного регулирования. В соответствии с пунктом "в" статьи 106 Конституции РФ такие нормативные акты подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. 2.Таможенная политика РФ. Таможенная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) путем установления соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Таможенная политика- неотъемлемая часть экономической и внешнеторговой политики государства, и поэтому она зависит от целей и задач общей экономической стратегии правительства. Протекционистская таможенная политика направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Ее основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары. В отличие от протекционизма политика свободной торговли предполагает минимальный уровень таможенных пошлин и направлена на всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на внутренний рынок страны. Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное регулирование), процедура таможенного оформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное регулирование). Цели таможенной политики Российской Федерации определены в комментируемой статье Таможенного кодекса РФ, а также уточнены применительно к таможенно-тарифному регулированию в статье 1 Закона РФ "О таможенном тарифе". Одной из задач таможенной политики Российской Федерации является рационализация товарной структуры российского импорта. В этих целях, как правило, снижаются или полностью отменяются таможенные пошлины на товары, ввоз которых необходим для развития российской экономики; в то же время сохраняются высокие ставки на те товары, которые могут составить конкуренцию отечественным производителям. В интересах защиты отечественной обрабатывающей промышленности может использоваться метод построения тарифов на основе эскалации ставок таможенных пошлин, то есть их повышения в зависимости от степени обработки товаров: сырье ввозится беспошлинно или по крайне низким ставкам, полуфабрикаты - по небольшим ставкам, а уже готовые изделия облагаются по высоким ставкам таможенных пошлин. Таможенная политика нацелена на поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов. Таможенно-тарифное регулирование оказывает воздействие на состояние расчетного и платежного баланса России. Превышение российского экспорта над импортом обеспечивает приток в Россию валютных ресурсов. Под расчетным балансом понимается соотношение денежных требований и обязательств данной страны применительно к зарубежным странам, возникшее в результате осуществления внешнеэкономической деятельности. Расчетный баланс охватывает требования и обязательства в денежном выражении независимо от того, когда наступают платежи по ним, в отличие от платежного баланса, который включает только произведенные в течение определенного периода платежи. С помощью инструментов таможенной политики государство обеспечивает
выполнение одной из важнейших своих функций - функции защиты прав и свобод
человека и общественных интересов. В соответствии со статьей 20 Таможенного
кодекса РФ может быть запрещен ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Использование таможенных инструментов призвано также содействовать
прогрессивным изменениям в структуре производства и потребления товаров в Задачей таможенной политики является также защита экономики России от
неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции. На мировом рынке
присутствует большое количество поставщиков аналогичного товара, многие из
которых по техническим и ценовым параметрам значительно превосходят
отечественных производителей. Этим объясняется высокий уровень
внешнеторговой конкуренции и существование "ножниц цен" на мировом и
внутреннем рынке. Для нивелировки уровней мировых и внутренних цен могут
использоваться таможенные пошлины, с помощью которых регулируется
поступление импортных товаров на внутренний рынок. Для нормального развития
рыночной экономики нужна именно нивелировка цен, а не принятие радикальных,
в том числе запретительных, мер. При полном отсутствии импорта неизбежно
повышение издержек производства и цен на внутреннем рынке. Другая крайность Меры по защите российской экономики от неблагоприятного воздействия внешних факторов служат достижению глобальной цели - обеспечению экономической безопасности России, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям (ст. 2 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"). В Концепции национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Таможенная политика выполняет также фискальную функцию. Уплачиваемые
таможенными органами таможенные платежи (таможенные пошлины, НДС, акцизы,
таможенные сборы и др.) являются важным источником государственных доходов. Подобная норма содержится и в Федеральном законе "О государственном
регулировании внешнеторговой деятельности" (ч. 2 ст. 5): "В целях
интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику Российская Курс на интеграцию Российской Федерации в мировую экономику был
подтвержден в Плане действий Правительства РФ в области политики и
модернизации экономики на 2000 - 2001 годы (утвержден распоряжением 2.Международная экономическая интеграция. Таможенное дело в Российской Федерации осуществляется в строгом соответствии с законодательством о таможенном деле. Общее направление развития таможенного дела - гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой. "Внешняя" направленность таможенного дела нашла свое выражение в статье Международно-правовое сотрудничество Российской Федерации в таможенной сфере развивается по трем основным направлениям: 1) взаимодействие со странами СНГ; 2) сотрудничество со странами "дальнего зарубежья"; 3) участие в работе международных организаций (Всемирной таможенной организации и др.). В части 3 статьи 2 Таможенного кодекса РФ закреплено: "Российская Государственный суверенитет предполагает, что каждое государство может
регулировать таможенные вопросы односторонним путем с помощью внутреннего
законодательства. В то же время очевидным является международное значение
таможенной политики, вследствие чего эти вопросы становятся предметом
договорного регулирования. Если государство при решении таможенных вопросов
не принимает во внимание интересы других стран или проводит таможенную
политику, наносящую им ущерб, могут возникнуть "таможенные войны",
осложняющие внешнеэкономические связи и международные отношения в целом. Развитие внешнеторгового оборота, туристического обмена, гуманитарных контактов обусловило необходимость проведения работ по унификации таможенного законодательства, предполагающей координацию основных направлений таможенной политики и соответствующих нормативных актов различных государств, содействие сближению национальных норм, создание такого международного таможенного режима, который базировался бы на принципах международного права и достигнутых межправительственных договоренностях. Унификация национальных таможенно-правовых систем создает благоприятные условия для расширения международного экономического сотрудничества и углубления интеграционных процессов. Основными инструментами унификации таможенных правил являются международные договоры и рекомендации специализированных международных организаций. Международно-правовое сотрудничество в таможенной сфере в первую очередь затрагивает процедуру досмотра международных почтовых отправлений; унификацию таможенных правил в морском, железнодорожном, воздушном, автомобильном сообщении и в смешанных перевозках; таможенное оформление контейнеров; правовой статус лиц, выезжающих за границу на постоянное место жительства, и таможенный режим багажа, следующего отдельно от пассажиров. В статье 6 Таможенного кодекса РФ закреплен принцип приоритета
международного договора перед внутренним таможенным законодательством: Положения статьи 4 Таможенного кодекса РФ о создании таможенных союзов
и зон свободной торговли с участием Российской Федерации нашли свое
развитие в части 2 статьи 5 Федерального закона "О государственном
регулировании внешнеторговой деятельности": "В целях интеграции экономики Особо следует остановиться на определении таможенного союза, который
является международно-правовым инструментом согласования таможенной
политики группой стран, заключивших соответствующий договор. В статье XXIV Как уже отмечалось (при цитировании ст. 5 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"), таможенный союз представляет собой более высокий уровень экономического сближения по сравнению с зоной свободной торговли, в которой устраняются таможенные тарифы и количественные ограничения во взаимной торговле при сохранении самостоятельности стран-участниц в таможенно-тарифном регулировании внешней торговли с третьими странами. Создание таможенного союза означает, что на место национальной таможенной политики приходит согласованная межгосударственная политика, которая, в свою очередь, приводит к появлению единого таможенного законодательства, действующего на таможенных территориях стран-членов союза. В подписанном в ходе Московской встречи глав государств и правительств
стран-участниц СНГ (сентябрь 1993 года) Договоре о создании Экономического
союза обозначены основные этапы развития интеграционных процессов в рамках В настоящее время происходит формирование многостороннего таможенного союза с участием России, Беларуси, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Государства-участники Таможенного союза исходят из того, что
основополагающим принципом такого экономического объединения является
наличие единой таможенной территории. В Соглашении о Таможенном союзе между - отмены во взаимной торговле товарами, происходящими с их территорий, таможенных пошлин, иных налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, а также количественных ограничений; - установления и применения в отношениях с третьими странами одинакового торгового режима, общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования внешней торговли; - формирования механизма взаимоотношений Таможенного союза с третьими странами и международными организациями на основе положений Соглашения между Правительством РФ и Правительством РБ о едином порядке регулирования внешнеэкономической деятельности от 12 апреля 1994 года. В решении "О толковании Соглашения о Таможенном союзе между Российской Высший Совет Союза Беларуси и России в своем решении N 2 от 28 апреля В регулировании международной торговли особую роль играют Всемирная торговая организация (ВТО), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная таможенная организация, а на европейском уровне – Европейский союз. Уставы и правила этих организаций рекомендуется соблюдать всем странам, участвующим в них. Статья XVI Устава ВТО предусматривает, что страны – участники ВТО должны обеспечивать соответствие своих законов, нормативных и административных актов его обязательствам, взятым по соглашению о присоединении к ВТО. В основу деятельности ВТО, сменившей в 1995 г. Генеральное соглашение
по таможенным тарифам и торговле (ГАТТ), положены принципы свободной
торговли и национального режима (предоставление иностранным товарам и
услугам на территории импортирующего государства того же режима, что и для
национальных товаров и услуг). Целью деятельности ВТО является понижение
торговых барьеров и облегчение обмена товарами и услугами между странами. 5. Международные договоры и соглашения по таможенному сотрудничеству. В системе таможенного права можно условно выделить две составные части- внутреннее (национальное) таможенное законодательство и международно- правовые договоры и соглашения, касающиеся таможенных вопросов, одной из сторон в которых является Российская Федерация. В соответствии со статьей 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и
нормы международного права и международные договоры Российской Федерации
становятся составной частью прямого действия и применения норм
международного права органами власти, в том числе органами правосудия. В той же статье Конституции РФ закрепляется: "Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". Соответствующая норма была воспроизведена и в таможенном законодательстве - в комментируемой статье Таможенного кодекса РФ, а также в статье 38 Закона РФ "О таможенном тарифе". Порядок заключения, выполнения и прекращения международных договоров Вместе с тем не все вопросы, относящиеся к международным договорам,
полностью урегулированы Федеральным законом "О международных договорах Нормы, регулирующие таможенные отношения, могут содержаться как в
специальных таможенных конвенциях, так и в различных договорах и
соглашениях, предмет которых лишь косвенно касается таможенных вопросов. Отдельные таможенные нормы могут содержаться не только в двусторонних договорах, но и в многосторонних конвенциях. Например, Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года в статье 36 предусматривает освобождение от таможенного обложения предметов, ввозимых дипломатами для личного пользования. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года устанавливает ряд таможенных льгот для государств, не имеющих выхода к морю, и т.д. Разнообразные соглашения по таможенному сотрудничеству заключаются на
двустороннем уровне (например, Соглашение от 16 декабря 1994 года между Россия участвует более чем в 80 двусторонних соглашениях по таможенным вопросам. Заключение Нахождение оптимальных путей и методов интеграции российской экономики в мировое хозяйство невозможно без овладения богатейшим инструментарием, имеющимся в арсенале многих зарубежных стран и международных организаций. Учитывая это, Россия в последние годы активизировала работу по реформированию национального законодательства (в частности, в аспекте регулирования внешнеэкономических связей), приближая его к общепринятым в международной торговле правовым нормам. Эффективный механизм регулирования внешнеэкономических связей России
только формируется. Складывается и система таможенного регулирования этих
связей. Во-первых, сформирована система таможенных органов РФ во главе с Целями таможенной политики Российской Федерации, как они определены в Предусмотрен блок функций международного характера: участие в разработке и выполнении международных договоров РФ, затрагивающих таможенное дело; сотрудничество с таможенными и другими компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела.
|
|