| |||
Реферат: Демократия«Люди время от времени возвращались к такой форме правления как демократия, которая является самой трудной формой правления» Уинстон Черчель Вступление Со времен известного французского историка, социолога и политического деятеля Алексиса де Токвиля в политической литературе неоднократно высказывалась мысль, что развитие государственных форм неизбежно и закономерно приведет человеческое общество к демократии. Позднее ряд влиятельных политологов, подобно Токвилю, содействовали утверждению этой мысли в общественном сознании. Мнения многих из них представлялись тем более значительными, что они отнюдь не вытекали из факта пламенного преклонения перед демократической идеей. Демократия представлялась им естественным и неизбежным состоянием, которое немедленно наступит вне зависимости от содействия или противодействия отдельных индивидуумов или групп людей. Демократия (от греч. Demokratia – власть народа) – форма правления государством, отличающаяся участием граждан в управлении, их равенством перед законом, предоставлением личности политических прав и свобод. Формой реализации демократии чаще всего выступает республика или парламентарная монархия с разделением и взаимодействием властей, с развитой системой народного представительства. Первоначально понятие демократии было выдвинуто древнегреческими
мыслителями. В классификации государств, предложенной Аристотелем, оно
выражало “правление всех”, в отличие от аристократии (правление избранных)
и монархии (правлении одного). Пифагор обвинял демократов. Он назвал одним
из “бичей, угрожающих человечеству” демократию. Древнегреческий драматург На протяжении истории к идее демократии, основанной на принципах
свободы и равенства, обращались лучшие умы человечества, обогащая и
развивая это понятие: Перикл (Древняя Греция), Б.Спиноза (Нидерланды, XVII
в.), Ж.-Ж.Руссо (Франция, ХУ1И в.), Т. Джефферсон (США, XVIII в.), И.Франко Каждая историческая эпоха вносила свои признаки в понятие демократии и расставляла свои акценты на их значимости. 1. Понятие и признаки демократии Слово «демократия» употребляется в разном значении: . как форма государства; . как политический режим; . как принцип организации и деятельности государственных органов и общественных организаций. Когда говорят о государстве, что оно - демократическое, то имеют в виду наличие всех этих значений. Демократия как форма государства возможна в странах с демократическим режимом, а следовательно, с демократическим принципом организации и деятельности всех субъектов политической системы общества (органы государства, государственные организации, общественные объединения, трудовые коллективы), которые одновременно являются и субъектами демократии. Разумеется, субъектами демократии являются прежде всего гражданин и народ. Демократия нигде и никогда не существовала без государства. Реально демократия представляет собой форму (разновидность) государства, характеризующегося, по меньшей мере, следующими признаками: 1) признание народа высшим источником власти; 2) выборностью основных органов государства; 3) равноправием граждан и, прежде всего, равенством их избирательных прав; 4) подчинением меньшинства большинству при принятии решений. Любые демократические государства строятся на базе этих общих
признаков, но степень развития демократии может быть различной. Современные демократические государства (а быть демократическим государством престижно) дополняются рядом других признаков и принципов, например: 1) соблюдение прав человека, их приоритет над правами государства; 2) конституционное ограничение власти большинства над меньшинством; 3) уважение прав меньшинства на собственное мнение и его свободное выражение; 4) верховенство закона; 5) разделение властей и др. Исходя из современного наполнения демократии качественным дополнительным содержанием, можно дать определение демократии как образца, идеала, к которому стремятся цивилизованные государства. Демократия — политическая организация власти народа, при которой обеспечивается: равное участие всех и каждого в управлении государственными и общественными делами; выборность основных органов государства и законность в функционировании всех субъектов политической системы общества; обеспечение прав и свобод человека и меньшинства в соответствии с международными стандартами. Признаки демократии. 1. Демократия имеет государственный характер: а) выражается в делегировании народом своих полномочий государственным органам. Народ участвует в управлении делами в обществе и государстве как непосредственно (самоуправление), так и через представительные органы. Он не может осуществлять сам принадлежащую ему власть и делегирует государственным органам часть своих полномочий; б) обеспечивается выборностью органов государства, т.е. демократической процедурой организации органов государства в результате конкурентных, свободных и честных выборов; в) проявляется в способности государственной власти оказывать воздействие на поведение и деятельность людей, подчинять их себе с целью управления общественными делами. 2. Демократия имеет политический характер: а) предусматривает политическое многообразие. Демократия, как, впрочем, и рыночная экономика, невозможна без существования конкуренции, т.е. без оппозиции и плюралистической политической системы. Это находит проявление в том, что демократия выступает принципом деятельности политических партий в борьбе за обладание государственной властью. При демократии учитывается многообразие политических мнений - партийных и других, идеологических подходов к решению общественных и государственных задач. Демократия исключает государственную цензуру и идеологический диктат. Законодательства развитых западных государств закрепляют ряд
принципов, которыми должен гарантироваться политический плюрализм: 1) общее
право голоса; 2) равенство при выборах; 3. Демократия предусматривает провозглашение, гарантирование и
фактическое воплощение прав граждан - экономических, политических,
гражданских, социальных, культурных, а равно - и их обязанностей в
соответствии с международными стандартами, закрепленными в Хартии прав
человека (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о
гражданских и политических правах 1966 г. и Международный пакт об
экономических, социальных и культурных правах 1966 г., др.). Законом 4. Демократия предусматривает законность в качестве режима общественно- политической жизни. Режим общественно-политической жизни выражается в требованиях ко всему обществу - ко всем субъектам политической системы (они же - и субъекты демократии) и, прежде всего, к государственным органам - учреждаться и функционировать на основе строгого и неуклонного исполнения правовых норм. Каждый орган государства, каждое должностное лицо должны иметь столько полномочий, сколько необходимо, чтобы создать условия для реализации прав человека, их охраны и защиты. 5. Демократия предполагает взаимную ответственность государства и
гражданина, которая выражается в требовании воздерживаться от совершения
действий, нарушающих их обоюдные права и обязанности. В Конституции Украины
подчеркнуто: «Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. 2. Функции и принципы демократии Функции демократии - основные направления ее воздействия на общественные отношения, целью которых является повышение социально- политической активности граждан в управлении обществом и государством. Поскольку демократия - не статическое, а динамическое состояние общества, ее функции в различные исторические периоды изменялись, обогащались, углублялись. Функции демократии можно разделить на две группы: . раскрывающие связь с общественными отношениями; . выражающие внутренние функции деятельности государства; К числу наиболее общих функций демократии можно отнести следующие: 1. Организационно-политическая — организация политической власти на демократических началах. Она включает в себя подфункцию самоорганизации народа (самоуправление) в качестве источника государственной власти и выражается в наличии организационных связей между субъектами демократии: органами государства, государственными организациями, общественными объединениями, трудовыми коллективами; 2. Регулятивно-компромиссная - обеспечение плюрализма деятельности субъектов демократии в цивилизованных рамках сотрудничества и компромисса, концентрации и консолидации разных политических сил вокруг интересов гражданского общества и государства. Правовым средством обеспечения данной функции является урегулированность правовых статусов субъектов демократии; 3. Общественно-стимулирующая — обеспечение оптимального служения государства обществу, стимулирование, учет и использование общественного мнения и активности граждан (консультативных референдумов, наказов, писем, заявлений и т.п.) при разработке и принятии государственных решений; 4. Учредительная — формирование органов государственной власти и органов местного самоуправления демократическим путем (конкурс, выборы); 5. Контрольная — обеспечение деятельности органов государства в пределах их компетенции в соответствии с предписаниями нормативно-правовых актов; подконтрольность и подотчётность всех звеньев государственного аппарата (например, контроль представительных органов над исполнительными органами, отчет последних перед первыми); 6. Охранительная — обеспечение государственными органами безопасности,
чести и достоинства каждого человека, охраны и защиты прав и свобод
личности, меньшинства, форм собственности, предупреждение и пресечение
правонарушений. Принципы демократии - непререкаемые исходные требования, которые предъявляются ко всем участникам политической деятельности, т.е. к субъектам демократии. Признание международным сообществом основных принципов демократии объясняется стремлением укрепить международную антитоталитарную политику. Основными принципами демократии являются: 1) политическая свобода - свобода выбора общественного строя и формы
правления, право народа определять и изменять конституционный строй (ст. 5 2) равноправие граждан - означает равенство всех перед законом, равную ответственность за совершенное правонарушение, право на равную защиту перед судом. Соблюдение равноправия гарантируется: не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым и иным признакам. Важнейший аспект равноправия — равенство прав и свобод мужчины и женщины, которые имеют одинаковые возможности для их реализации; 3) выборность органов государства и постоянный контакт с ними населения - предполагает формирование органов власти и местного самоуправления путем народного волеизъявления, обеспечивает их сменяемость, подконтрольность и взаимоконтроль, равную возможность каждого реализовать свои избирательные права. В демократическом государстве одни и те же люди не должны длительное время беспрерывно занимать должности в органах власти: это вызывает недоверие граждан, приводит к утрате легитимности этих органов; 4) разделение властей - означает взаимозависимость и взаимное ограничение разных ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной, что служит препятствием для превращения власти в средство подавления свободы и равенства; 5) принятие решений по воле большинства при обязательном соблюдении прав меньшинства - означает сочетание воли большинства с гарантиями прав личности, находящейся в меньшинстве - этническом, религиозном, политическом; отсутствие дискриминации, подавления прав личности, не состоящей в большинстве при принятии решений; 6) плюрализм - означает многообразие общественных явлений, расширяет круг политического выбора, предполагает не только плюрализм мнений, но и политический плюрализм - множественность партий, общественных объединений и т.п. с различными программами и уставами, действующими в рамках конституции. Демократия возможна в том случае, когда в ее основе находится принцип плюрализма, однако не всякий плюрализм является обязательно демократическим. Только в совокупности с другими принципами плюрализм приобретает универсальное значение для современной демократии. 3. Формы и институты демократии Функции демократии реализуются через ее формы и институты. Форма демократии — это ее внешнее выражение. Форм демократии можно назвать немало, но основные из них следующие: 1. Участие народа в управлении государственными и общественными делами Прямая - представительная демократия - форма народовластия, при которой власть осуществляется через выявление воли представителей народа в выборных органах (парламенты, органы местного самоуправления). Непрямая - непосредственная демократия - форма народовластия, при которой власть осуществляется через непосредственное выявление воли народа или определенных социальных групп (референдум, выборы). 2. Формирование и функционирование системы органов государства на основе демократических принципов законности, гласности, выборности, сменяемости, разделении компетенции, которые упреждают злоупотребление служебным положением и общественным авторитетом; 3. Юридическое (прежде всего конституционное) закрепление системы прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, их охрана и защита в соответствии с международными стандартами. Виды демократии классифицируют по сферам общественной жизни: экономическая; социальная; политическая; культурно-духовная и др. Формы демократии находят проявление в ее институтах (референдум, общественное мнение, комиссии Верховной Рады и др.). Институты демократии - это легитимные и легальные элементы политической системы общества, непосредственно создающие демократический режим в государстве через воплощение в них принципов демократии. Предпосылкой легитимности института демократии является его организационное оформление к признание общественностью; предпосылкой легальности - его юридическое оформление, узаконение. По исходному назначению в решении задач политики, власти и управления различают институты демократии: 1) Структурные - сессии парламентов, депутатские комиссии, народные контролеры и т.п. 2) Функциональные - депутатские запросы, наказы избирателей, общественное мнение и т.п. По юридической значимости принимаемых решений различают институты демократии: 1) Императивные - имеют окончательное общеобязательное значение для государственных органов, должностных лиц, граждан: референдум конституционный и законодательный; выборы; наказы избирателей и др. 2) Консультативные - имеют совещательное, консульта -тивное значение для государственных органов, должностных лиц, граждан: референдум консультативный; всенародное обсуждение законопроектов; митинги; анкетирование и др. В системе институтов непосредственной демократии важнейшее место принадлежит выборам. Выборы — это форма непосредственного участия граждан в управлении государством путем формирования высших представительных органов, органов местного самоуправления, их персонального состава. Граждане демократического государства имеют право свободно избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Гражданин может выражать свою волю свободно при соблюдении равенства. Свобода избирателя реализуется при помощи тайного голосования и требует установления гарантий против давления на него. На основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем
тайного голосования в Украине избираются населением: Президент, Верховная Избирательная система может быть мажоритарной, пропорциональной и смешанной (мажоритарно-пропорциональной). Мажоритарная система — система определения результатов выборов, согласно которой депутатские мандаты от избирательного округа получают только кандидаты, получившие установленное большинство голосов. Пропорциональная система – предполагает что депутатские мандаты распределяются между партиями пропорционально количеству голосов, отданных за партию в границах избирательного округа. Например: выборы депутатов Верховной Рады Украины в 1998 г.
проводились по смешанной системе: из 450 депутатов — 225 избиралось в
одномандатных избирательных округах на основе относительного большинства Особым институтом демократии является референдум как один из способов демократического управления государственными делами. Референдум (лат, - то, что должно быть сообщено) - способ решения путём голосования кардинальных проблем общенационального и местного значения (принятия конституции, иных важных законов или внесения в них изменений, а также других решений по важнейшим вопросам). Референдум является одним из важных институтов непосредственной демократии, проводится с целью обеспечения народовластия - непосредственного участия граждан в управлении государством и местными делами. Референдумы по предмету проведения делятся на: . Конституционный - на всенародное голосование выносится проект конституции или конституционные поправки; . Законодательный - на всенародное голосование выносится проект закона или действующий закон; . Консультативный - проводится с целью выявления общественного мнения по принципиальному вопросу государствен-ной жизни. Новый всеукраинский референдум по вопросам, ранее выносимым на референдум, может быть проведён через 5 лет, а местный референдум - через 1 год со дня проведения предыдущего референдума по этим вопросам. В выборах и референдумах имеют право участвовать граждане Украины достигшие 18 – го возраста. Гарантируется свободное волеизъявление. Голосование во время выборов и референдумов является тайным: контроль над волеизъявлением граждан не допускается. В Швейцарии, кроме референдума, институтами непосредственной
демократии являются народное вече, народная законодательная инициатива. В 4. Демократия и самоуправление Самоуправление народа — вид социального управления, который основан на самоорганизации, саморегулировании и самодеятельности участников общественных отношений. Самоорганизация - самостоятельное осуществление организаци-онных действий. Саморегулирование - самостоятельное установление норм, правил поведения. Самодеятельность - самостоятельная деятельность по принятию решений и их реализации. При самоуправлении объект и субъект управления совпадают, то есть люди сами управляют своими делами, принимают совместные решения и совместно действуют с целью реализации принятых решений. В условиях самоуправления его участники признают над собой власть только собственного объединения. Итак, признаки самоуправления: 1) это разновидность социального управления; 2) власть принадлежит всему коллективу; 3) власть осуществляется коллективом непосредственно или через выборные органы; 4) субъект и объект управления едины, совпадают; 5) саморегулирование происходит посредством сообща принятых социальных норм; 6) общие дела ведутся совместно, вместе принимаются решения; 7) интересы сообщества отстаиваются и защищаются на основе самодеятельности. Самоуправление как одна из форм организации человеческого общежития
основывается на принципах свободы, равенства и непосредственного участия Термин «самоуправление» обычно используется применительно к нескольким уровням объединения людей: . ко всему обществу: общественное самоуправление; . к отдельным территориям: региональное и местное само-управление; . к управлению производством: производственное самоуправ-ление (например, самоуправление учреждений образования); . к управлению общественных объединений и др. Каково соотношение демократии и самоуправления? Можно ли их отождествлять? Нельзя ставить знак равенства между демократией и самоуправлением, поскольку самоуправление - более объемное понятие и более долговременное явление, чем демократия: оно предшествует ей и переживает ее. Самоуправление сложилось в период родового строя. В условиях первобытного рода публичная власть осуществлялась самим населением через общее собрание членов рода. Здесь фактически совпадало управление и самоуправление, поскольку все члены рода принимали участие в управлении его делами. С возникновением государства на смену самоуправлению пришло управление:
государственный аппарат сосредоточил в своих руках власть, используя ее в
целях управления делами общества. Самоуправление не исчезло. Оно приобрело
локальный характер. Оно «ушло» в определенные структуры и сферы жизни Но противопоставлять демократию и самоуправление нельзя, поскольку демократия предполагает самоуправление, тогда как самоуправление может существовать и без демократии как формы политической власти народа. На ранних стадиях общественного развития системы самоуправления нередко
входили в конфликт с недемократической формой государства (например, Рассматривая самоуправление и демократию можно выделить общие черты: . строятся на одинаковых принципах свободы, равенства, гласности; . являются формами осуществления власти; . реализуются непосредственно и через выборные органы; . могут осуществляться с использованием общей нормативной базы. Однако между ними есть различия: Государственное управление и самоуправление - не альтер-нативны. В
рамках демократии они действуют параллельно на основе взаимодействия и
взаимного дополнения. Демократия является условием развития самоуправления. Самоуправление в сфере производства находит проявление в экономике многих стран, где существует самоуправленческий сектор, куда входят предприятия, выкупленные и управляемые трудовыми коллективами. Здесь производственная демократия выражается в соучастии работников в управлении предприятиями совместно с администрацией. На началах самоуправления действуют кооперативы, индивидуальные и семейные предприятия. Особой разновидностью самоуправления является местное самоуправление 5. Демократия как общечеловеческая ценность Несмотря на то что во все времена демократия понималась и трактовалась
по-разному, несомненно одно: она как политическая и правовая ценность стала
неотъемлемым элементом сознания людей всего мира. Но практически нет такой
окончательной стадии демократии, которая удовлетворяла бы всех. Испытывая
ограничения, человек вступает в конфликт с государством, когда не
обнаруживает в законах ту справедливость, "которая положена им в основу
своего существования, когда не принимается во внимание неравенство
природных способностей и заслуг, когда отсутствует признание в зависимости
от политической зрелости, умения, опыта и т.п. Воля к справедливости (а ее
значимость велика для демократии) никогда не бывает полностью
удовлетворена, а демократия (не формальная) ни в одном государстве не может
быть достигнута полностью и окончательно. К демократии нужно постоянно
приобщаться, пробуждать свою волю, выражать взгляды, проявлять политическую
активность, т.е. становиться более зрелым для демократической деятельности. Рассмотрим основные ценности демократии как общественно-политического явления. 1) Собственная ценность раскрывается через ее социальное назначение - служить пользе личности, обществу, государству: 1. установить соответствие между формально провозглашенными и реально действующими принципами свободы, равенства, справедливости, реально воплотить их в личную общественную и государственную жизнь; 2. сочетать государственные и общественные начала в системе демократии как формы государства; 3. создать атмосферу гармонии интересов личности и государства, консенсуса и компромисса между всеми субъектами демократии. При демократии общество осознает преимущества социального партнерства и солидарности, гражданского мира и согласия. 2) Инструментальная ценность - через ее функциональное назначение - служить инструментом в руках человека для решения общественных и государственных дел: 1. принимать участие в формировании органов государства и органов местного самоуправления; 2. самоорганизовываться в партии, профсоюзы, движения и т.п.; 3. защищать общество и государство от противоправных действий, откуда бы они ни исходили; 4. осуществлять контроль над деятельностью избираемых органов власти и иных субъектов политической системы общества. Инструментальная ценность демократии реализуется через ее функции и функциональные институты. 3) Личностная ценность - раскрывается через признание прав личности: 1. их формального закрепления; 2. реального обеспечения с помощью создания общесоциальных (материальных, политических, духовно-культурных) и специштьно- социальных (юридических) гарантий; 3. действия эффективного механизма их защиты; 4. установления ответственности за неисполнение обязанностей, поскольку демократия - не средство для достижения честолюбивых личных целей за счет умаления прав, свобод и законных интересов другого лица либо любого субъекта демократии В Украине взят курс на развитие демократии. В Европейской комиссии «За демократию через право» (Венецианская комиссия) Украина имеет своего представителя. Однако еще предстоит немало сделать для создания развитой системы демократии. Необходимым условием для этого является наличие в обществе консенсуса по основополагающим вопросам совместного проживания в государстве, признание подавляющим большинством граждан «демократических правил игры». Важна тенденция к гармонии общественных, групповых и индивидуальных интересов при наличии ценностного приоритета личности по отношению к коллективу, нравственной готовности к компромиссам, самоограничению и самодисциплине, уважения других людей, закона, мнения большинства. Тем народам, которые готовы к признанию автономии личности и ее ответственности, демократия создает наилучшие возможности для реализации гуманистических ценностей: свободы, равноправия, справедливости, социального творчества. 6. Демократия и права социальных меньшинств Все демократии являются политическими системами, в которых граждане свободно принимают политические решения в соответствии с волей большинства, т.е. по большинству голосов. Однако подчинение меньшинства большинству не всегда бывает демократическим. В демократическом обществе воля большинства должна сочетаться с гарантиями прав личности, которые в свою очередь служат защите прав меньшинства — будь то этническое меньшинство, религиозное или политическое. Права меньшинства не зависят от доброй воли большинства и не могут быть отменены большинством голосов. Уже демократии прошлого знали принцип большинства и проводили его в жизнь. Но только с развитием буржуазного общества, появлением теорий естественного права и разделения властей соотношение между большинством и меньшинством в их правах приобрело политическую принципиальность. Некоторые мыслители (Ж.-Ж. Руссо) считали, что решения большинства обязательны для меньшинства. Другие (Дж.Милль, Б. Констан, Г.Спенсер, О. Токвиль) требовали, чтобы воле большинства были поставлены границы, поскольку полное господство большинства - путь к угнетению, тирании. Границей воли большинства призваны были стать права отдельного индивида. Формами защиты индивида и меньшинства назывались независимый суд, административная юстиция, представительство меньшинства в парламенте и др. Рассмотрим право меньшинства в парламенте. Основой демократии является развитый публичный диалог (коммуникация) представителей разной политической ориентации. Такой диалог происходит в обществе и концентрируется в парламенте. Важным фактором в деятельности многих парламентов является оппозиция (от лат. oppositio - противопоставление), включающая депутатов парламентского меньшинства, расходящегося по определенным вопросам с политикой парламентского большинства и правительства. Оппозиция критикует деятельность правительства, пользуется случаем поставить вопрос о доверии правительству. Наличие оппозиции считается неотъемлемым компонентом демократического общества, правового государства. Пока в обществе существует разница интересов, будет существовать и оппозиция. Один из основателей США Т. Джефферсон писал, что «воля большинства должна во всех случаях доминировать, но чтобы эта воля было правомерной, она должна быть разумной, чтобы меньшинство имело равные права, нарушать которые было бы угнетением». Конституция США содержит формы защиты парламентского меньшинства, которому дано право протеста против проектируемых изменений основного закона. Эти права меньшинства настолько значительны, что на протяжении более чем 200-летнего существования США были ратифицированы только 26 поправок к Конституции, и американская Конституция является самой устойчивой из всех существующих. Конституции, которые создавались в Нидерландах, Бельгии, Норвегии, Сущность и формы деятельности оппозиции зависят от конкретных исторических условий. Возможна нелегальная (действующая в подполье) и легальная оппозиция. Легальная оппозиция существует в форме оппозиционных партий или других политических институтов, публично выступающих против власти, за смещение (в рамках закона) правящих политических сил. Легальная оппозиция может быть лояльной и нелояльной. Лояльная оппозиция борется за власть в рамках существующих законов, использует методы честной конкурентной политической борьбы. Нелояльная оппозиция относится к существующей власти как к врагу и действует «на ее уничтожение». Парламентское меньшинство призвано отражать реально существующие в обществе интересы групп, которые имеют не доминирующие, но солидарные, политические установки (движения, партии) или не имеют идеологически выраженных позиций (внепартийные, профессиональные и другие группы). Так, во Франции, классической стране партийного плюрализма -действует большое количество политических объединений, которые не определяют партийной системы страны, и их представители в парламенте составляют меньшинство. Следует учесть, что меньшинство, твердо стоящее на своих позициях, более влиятельно, чем меньшинство колеблющееся. Ощущение сильной и непоколебимой убежденности меньшинства подталкивает большинство к тому, чтобы пересмотреть свою позицию. Важно, чтобы оппозиция в парламенте была конструктивной, а не деструктивной. Деструктивная оппозиция ограничивается критикой существующей власти без предложений программы действий, тогда как конструктивная оппозиция способна выдвинуть, обосновать и бороться за осуществление программы, которая отличается от официальной программы, является её альтернативой. Таким образом, демократия - это не только проявление воли большинства, но и гарантия права меньшинства на критику и свободное выражение своих взглядов - конструктивных, а не разрушительных. Право говорить и быть услышанным. Право быть оспоренным, но не угнетенным. Власть может стоять прочно только тогда, когда она ощущает сопротивление со стороны оппозиции - политического меньшинства. Это заставляет её постоянно подтверждать свое право управлять обществом и государством. Парламент Украины стремится придерживаться соотношения: доминирование воли большинства при учете прав меньшинства; признавать, что каждая группа имеет свои интересы, которые вправе проводить в жизнь только в рамках закона. Высшее право меньшинства и его представителей в парламенте состоит в
том, что оно может делать попытки стать большинством. От этого права
меньшинства в демократическом обществе не защищено никакое большинство, ибо
у него нет никаких средств надолго подавить меньшинство. Важно не дать
развиться тенденции в демократии, никогда полностью неискоренимой, -
поднять большинство до значения исключительно решающего фактора, до
всесилия большинства, и сохранить нерушимые границы, которые настоящая
демократия призвана противопоставить воле большинства. Наличие активной
легальной оппозиции — важнейшая черта демократии как «полиархии» Рассмотрим право этнических (национальных) меньшинств. Взаимоотношения этносов внутри государства должны строиться на основе
консенсуса, взаимопонимания, поэтому первым условием консолидации общества
является свобода личности и свободное развитие этнических групп Национальные меньшинства могут проживать либо компактно, либо рассеяно Значительное внимание правам национальных меньшинств уделяет ООН. В
преамбуле к Уставу ООН отмечается «равенство прав больших и малых наций». V - право проживать в местах традиционного исторического поселения (запрещается их депортация, принудительное переселение); V право на неассимиляцию; V право на получение пропорциональной доли централизованных государственных фондов, выделяемых для соответствующих целей; V право на участие в принятии государственных решений, на представительство в законодательных и иных коллегиальных органах государства; V право на недискриминацию; V право на защиту со стороны государства от любых проявлений вражды, угроз, унижения и ущемления. Итоговый документ Венской встречи представителей государств - участников Придерживаясь международных обязательств в отношении национальных меньшинств. Верховная Рада Украины 25 июня 1992 г. приняла Закон «О национальных меньшинствах в Украине» с целью обеспечения гарантий их прав на свободное развитие. К национальным меньшинствам, согласно этому закону, принадлежат группы граждан Украины, которые не являются украинцами по национальности, проявляют чувства национального самосознания и общности между собой. Обеспечивая права лиц, которые принадлежат к национальным меньшинствам, государство руководствуется тем, что права национальных меньшинств являются неотъемлемой частью общепризнанных прав человека. В демократическом государстве воля большинства и права меньшинства защищены законом и институтами, которые проводят законы в жизнь. 7. Основные теории демократии Поиском лучшего государственного строя занимались мыслители разных
народов мира, которые за два с половиной тысячелетия создали немало теорий
демократии. Каждая эпоха, каждое государство вносили новизну и своеобразие
в трактовку демократии. И сегодня наблюдается новое видение содержания
демократии. Пролетарская (социалистическая) теория демократии Пролетарская (социалистическая) теория основывалась на марксистском
классовом подходе. Она возникла в XIX в. как антитеза буржуазной Согласно пролетарской теории (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин)
демократия и свобода предусматриваются только для «трудящихся масс», прежде
всего для пролетариата. В центре внимания поставлена политическая свобода,
а о гражданской свободе нет и речи. Провозглашалась диктатура одного класса Полное отрицание частной собственности, и, следовательно, всякой автономии личности, подмена народа рабочим классом в пролетарской теории была развита в программных документах КПСС. В них акцентировалось внимание на ведущей роли коммунистической партии как авангарда рабочего класса, руководящего процессом перехода к полной демократии - коммунистическому самоуправлению. Отрицался фундаментальный принцип разделения властей, без которого невозможно народовластие. Был отброшен принцип экономического, идеологического и политического плюрализма. «Марксистско-ленинская» партия рассматривалась как государственная структура, а не как общественная организация. В действительности рекламируемое «социалистическое народовластие» допускало демократию только в узких рамках, которые определялись высшим партийно-государственным руководством, концентрирующим в своих руках всю реальную власть. Теория «плюралистической демократии» Теория «плюралистической демократии» была наиболее влиятельной в 60-70 гг. XX в. (Р. Аллен, Р. Даль, М. Дюверже, Р. Дарендорф, Д. Рисмен), хотя термин «плюрализм» введен в политический оборот в 1915 г. английским социалистом Г. Ласки. Согласно этой теории классы в современном буржуазном обществе исчезли. Современное буржуазное общество состоит из разных взаимодействующих «страт» - слоев. Они возникают в результате общности тех или иных интересов (профессиональных, возрастных, материальных, духовых, религиозных и др.). Поскольку эти интересы не антагонистичны, то и отношения между стратами лишены антагонизма. При всей стройности теория «плюралистической демократии» имеет внутренние противоречия и слабые места. Прежде всего, нереальной является установка на объединение всего населения в «группы давления», на их равенство во влиянии. Хотя желаемым провозглашается привлечение как можно большего количества граждан в «группы давления», большинство из них обречено на пассивность в политическом процессе. В конце 70-х - 80-е гг. XX в., в связи с падением популярности теории Теория элитарной демократии Теория элитарной демократии возникла в 70-80 гг. XX в. на основе
соединения элементов теории элит и теории «плюралистической демократии» Ранняя теория элит («элита» - лучшее, отборное, избранное),
разрабатывалась В.Парето, Г.Моска, Р.Михельсом (конец XIX – н. XX в.). Её
основное положение - у власти находятся два класса: властвующие (элита) и
подвластные (народ, трудящиеся). Не имея ничего общего с демократическими
теориями, ранняя теория элит отрицала способность масс к управлению. До второй мировой войны центр пропаганды элитаризма находился в Таким образом, теория элитарной демократии исходит из понимания
демократии как свободного соперничества претендентов за голоса избирателей,
как формы правления элит, более или менее подконтрольных народу особенно во
время выборов. Суть концепции элитарной демократии заключается в идее
плюрализма элит, «вырастающих» на основе взаимодействия общественных групп. Теория партисипаторной демократии Теория партисипаторной демократии (демократии участия) (Дж. Вольф, К. Сторонники теории партисияаторной демократии полагают, что можно избежать избрания легальным путем тиранического правления вследствие некомпетентности большинства народа. Для этого не обязательно исключать из политического процесса народные массы. Демократия участия представляет собой смешанную форму - сочетание прямой и представительной демократии – организо-ванную как «пирамидальная система» с прямой демократией в основе и демократией делегатов на каждом последующем уровне начиная с основы. Таким образом, теория партисипаторной демократии обосновывает необходимость широкого непосредственного участия граждан как в принятии жизненно важных решений, так и в их подготовке и осуществлении, т.е. во всем политическом процессе. Теория корпоративной демократии Теория корпоративной демократии является одной из распространенных. Эта теория рассматривает демократию как согласительное, неконкурентное правление руководителей корпораций, наемных работников и предпринимателей, а также партий. При этом корпорации имеют право представлять всех работников той или иной отрасли. Государство, в их трактовке, выступает в роли арбитра. Теория корпоративной демократии имеет точки соприкосновения с теорией «плюралистической демократии». И та, и другая признают наличие центра силы вне органов государственной власти. Однако если первая утверждает, что конкурирующие «группы давления» влияют на выработку государственной политики, то корпоративисты исходят из того, что только ограниченное количество групп - не конкурирующих, иерархически организованных, находящихся под контролем государства, могут влиять на формирование и проведение политики. Сторонники данной теории ставят на место конкуренции элит консенсусные методы принятия решений. Теория корпоративной демократии нашла практическое применение в регулировании социальных отношений (оплата и охрана труда, социальное обеспечение и др.). Однако ее положения не могут быть распространены на всю деятельность государства, так как ущемляют права индивида в пользу крупных корпораций, бюрократии. Считается, что корпоративная теория ближе к теории элитарной демократии и может рассматриваться как ее разновидность. Заключение Демократия имеет превосходства и недостатки, сильные и слабые
стороны. В противоположность безоглядному политическому оптимизму, особенно
ярко проявившемуся, к примеру, в СССР во второй половине 80-х годов, когда
казалось, что демократия есть нечто высшее и окончательное, что стоит
только ее достигнуть и все остальное приложится, следует признать, что
демократия не путь, а «распутье», не достигнутая цель, а только лишь Это - «опушка леса с неизвестно куда расходящимися тропинками». «Мы надеемся, что прямой путь еще не утерян; но в то же время видим, что уводящие в сторону перекрестные пути таят в себе великие соблазны». Своими широчайшими возможностями и перспективами демократия как будто бы вызвала ожидания, которые она не в силах удовлетворить. А своим духом терпимости и приятия всех мнений она открыла простор в том числе и для направлений, стремящихся ее уничтожить. Другой она быть не может, ибо это - ее природа, ее преимущество. Но этим она могла удовлетворить лишь некоторых, но никак не всех. У людей всегда остается потребность продолжать совершенствование до бесконечности призрачного абсолютного идеала и никакой политической системой их не удовлетворить. Поэтому вопрос о том, может ли демократия смениться другими формами имеет ясный ответ: это случалось ранее, происходит сейчас и, в принципе, может произойти в будущем. Демократия всегда есть «распутье», так как она есть система свободы, система релятивизма, для которого нет ничего абсолютного. Демократия есть пустое пространство («опушка»), в котором могут развиваться самые разнообразные политические стремления («тропинки»). Проявляемое недовольство демократией в принципе можно трактовать, как усталость людей от неопределенности, желание выбрать конкретный манящий путь, «тропинку» развития. Однако трудно дать однозначный ответ на вопрос «а не вернемся ли мы в конце концов снова на опушку?». На данный момент мы более всего склонны соглашаться с известным высказыванием Черчилля: «демократия - плохая форма правления, однако ничего лучшего человечество пока не придумало». Список использованной литературы 1) Конституция Украины от 28 июля 1996 года 2) Краткий философский словарь – «Демократия» – стр.130-132 – В. Викторова. 3) Политика и право – «Монархия» - стр. 29-31-А. Ф. Никитин. 4) Политика и право – «Демократия» –стр.37-39. – А. Ф. Никитин. 5) Скакун О. Ф. – Теория государства и права: Учебник. Харьков: Консум; Ун-т внутренних дел, 2000. – 704 с. 6) Алексис де Токвиль. Демократия в Америке. М., «Прогресс - Литера», 1994. 7) Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., «Наука», 1991. 8) Новгородцев П.И. Сочинения. М., «Раритет», 1995. 9) Брайс Д. Современные демократии. М., «Прогресс», 1992. 10) Кельзен Х. О сущности и значении демократии. М., «Проспект», 1996. Содержание 1. Понятие и признаки демократии 2. Функции и принципы демократии 3. Формы и институты демократии 4. Демократия и самоуправление 5. Демократия как общечеловеческая ценность 6. Демократия и права социальных меньшинств 7. Основные теории демократии 1. В.И. Коростей «Новая теория государства и права» 2. В.И. Коростей «Власть.Реформа.Закон.» 3. М.В. Кравчук «Теория государства и права» 4. В.В. Комарова «Основы государства и права» |
|