| |||
Реферат: Понятие и структура государственного аппаратаПонятие и структура государственного аппарата. План. 1.Понятие государственного аппарата и его взаимодействие с механизмом государства. 2.Орган государства как составная часть государственного аппарата. 3.Принцип разделения властей. 4.Функции Кабинета Министров. 5.Заключение На определенном этапе развития общества возникает потребность в его специфической, отдельной организации. Теряя социальную однородность, общество делится на части, которые отличаются местом и ролью в системе общественного производства и разделения материальных благ, способом жизни, духовной культурой и др. В каждой из таких общественных групп кроме общих интересов, появляются и специфические интересы. Возникает потребность в согласовании, координации таких интересов, в регулировании отношений между различными частями общества. Именно эта потребность и стала причиной возникновения организации, основным предназначением которого является обеспечение единства, целостности общества. Такой организацией и есть государство. Государство- это организация политической власти доминирующей части населения, с помощью которой обеспечивается его целостность и безопасность, осуществляется руководство и управление обществом. Механизм государства в различные эпохи развития цивилизованного общества имел неодинаковую структуру и функции. Продвигаясь по пути прогресса, человеческое общество создавало такие государственные органы, которые в целом обеспечивали его нормальное функционирование. Структурное и функциональное разнообразие государственного механизма позволяет выделить его наиболее общие и существенные признаки, характерные для подавляющего большинства государств прошлого и современности. Механизм государства представляет собой систему органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи. Механизм является важнейшим составным элементом любого государства. Любой политический режим невозможен без субъектов его осуществления, которыми являются аппарат власти, государственные органы, учреждения, организации, должностные лица. В основе построения и функционирования государственного механизма лежат объективные и субъективные факторы, предопределяющие наиболее важные особенности его внутреннего строения, структуры, характера, форм и методов деятельности, в значительной мере способствующие соединению его различных составных звеньев в единую систему. Механизм любого государства — это не механическое соединение его отдельных органов, а их четко организованная, строго упорядоченная целостная система. В число факторов, оказывающих решающее воздействие на функционирование и постоянное развитие государственного механизма как единой целостной системы, входят: -общность экономической основы различных государственных органов и организаций — системы хозяйств и различных форм собственности на средства производства; -единство политической основы государственных органов, организаций и учреждений; -наличие единой официальной идеологии; -морально-политическое и идейное единство различных частей обществ; -наличие общих принципов построения и функционирования различных государственных органов — составных частей механизма государства; -общность конечных целей и задач, стоящих перед различными государственными органами и организациями. Механизм государства, его аппарат- это система государственных органов,
должностных лиц, государственных учреждений, организаций, которые
практически осуществляют функции государства и являются субъектами
воплощения государственной власти. Именно они применяют методы и способы
владения, распоряжения, что и является сутью государственного режима. Государственный аппарат охватывает систему государственных органов. Наиболее общие характерные признаки государственного аппарата выражаются в следующем: 1.Механизм государства состоит из людей, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений). 2.Государственный механизм представляет собой сложную систему органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи при осуществлении своих непосредственных властных функций. 3.Функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием. 4.Механизм государства призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Сфера властных полномочий государственных органов ограничивается правом, которое максимально обеспечивает гармоничные, справедливые отношения между государством и личностью. На различных ступенях развития человеческого общества механизм
государства имел свои особенности, своеобразную структуру. Это объясняется
экономическими, социальными причинами, национальным составом населения
государства, размерами его территории, географическим положением и другими
факторами. Уже в древневосточных и античных европейских странах механизм
государства имел довольно стойкую систему. Он состоял из главы государства Вследствие изменений, происходящих в общественной жизни, возникают новые и отмирают устаревшие стуктуры государственного аппарата. Однако во все исторические эпохи государственный аппарат выступает основным организующим началом политической системы общества. Построение и функционирование механизма государства осуществляется на основе определенных принципов, имеющих объективный характер. Их всесторонний учет как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом. Независимо от того, какой смысл вкладывается в понятие и содержание
государственного механизма, его важнейшими и неотъемлемыми частями
неизменно выступают государственные органы, Именно они заполняют
содержание, формируют структуру государственного аппарата. От каждого из
них, взятого и отдельности или вместе с другими государственными органами, Под структурой аппарата государства понимается его внутреннее строение,
порядок расположения составляющих звеньев аппарата, их соотношение. В любой стране сложившийся государственный аппарат выступает как единая целостная система. Она распадается на ряд частных систем. В качестве последних выступают однородные по своим функциям, внутреннему строению, непосредственным целям, видам выполняемой деятельности различные государственные органы. Орган государства — это составная часть аппарата государства, имеющая в соответствия с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое. Каждый государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго определенного вида государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства. Специфическими признаками, отличающими государственные органы от негосударственных органов и организаций, являются следующие: а) формирование их по воле государства и осуществление ими своих функций от имени государства; б) выполнение каждым государственным органом строго определенных, установленных в законодательном порядке видов и форм деятельности; в) наличие у каждого государственного органа юридически закрепленной организационной структуры, территориального масштаба деятельности, специального положения, определяющего его место и роль в государственном аппарате, а также порядок его взаимоотношений с другими государственными органами и организациями; г) наделение государственных органон полномочиями государственно- властного характера. Наличие последних является наиболее существенным признаком государственного органа. В совокупности с другими признаками государственно- властное полномочие позволяет провести достаточно четкое различие между государственными органами, с одной стороны, и государственными организациями (предприятиями и учреждениями), а также негосударственными органами и организациями – с другой. Практическое выражение «государственно-властные полномочия» находят в издании государственными органами от имени государства юридически обязательных нормативных и индивидуальных актов, в осуществлении ими наблюдения за строгим соблюдением требований, содержащихся в данных актах, в обеспечении и защите этих требований от нарушений путем применения мер воспитания, убеждения, разъяснения и поощрения, а в необходимых случаях — также мер государственного принуждения. В состав каждого государственного органа входят лица, являющиеся непосредственными исполнителями возложенных на него полномочий, и лица, технически обеспечивающие выполнение его функций и полномочий. В его распоряжении имеются также особый технический аппарат, особые материально- технические средства, различные, находящиеся в его ведении и управлении, организации и учреждения. Будучи составными частями одного и того же государственного механизма, органы любого государства отличаются друг от друга порядком своего образования, видами выполняемой ими государственной деятельности, характером и объемом компетенции, особенностями исполнения возложенных на них полномочий, формами и методами осуществления ими государственных функций По указанным признакам государственные органы можно подразделить на три
основные группы: представительные органы; исполнительные органы; судебные К вышестоящим органам государственной власти Украины относятся: Каждая из названных систем является носителем соответствующей
государственной власти — законодательной, исполнительной и судебной.Для
того, что предотвратить злоупотреблению властями и возникновению
авторитарных, абсолютных властей, не связанных правом, эти ветви не должны
сосредотачиваться в руках одного органа. Распределение власти таким образом
является структурообразующим и функциональным принципом рациональной
организации и контроля. Размежевание направлено на то, чтобы удержать
государственную власть от возможных злоупотреблений. Все органы и ветви
государственных властей призванные быть хранителями Конституции. Законодательная власть делегирована народом Верховной Раде Исполнительная власть-это ветвь государственной власти, которая направлена на исполнение законов и других нормативных актов. Она представлена Кабинетом Министров Украины и другими 14 органами исполнительной власти (раздел VI Конституции). Судебная власть осуществляет правосудие. Она руководствуется только законом и не зависит от субъективных влиянии законодательной или исполнительной власти (раздел VIII Конституции). Президент Украины структурно не входит ни в одну ветвь власти, но в то же время является главой государства и выступает от его имени (ст. 102). В ст. 106 Конституции определяется место Президента как главы государства. Он выступает гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности, прав и свобод человека и гражданина. Он представляет государство в международных отношениях, ведет переговоры, заключает международные соглашения, принимает верительные и отзывные грамоты послов других государств, назначает всеукраинский референдум, внеочередные выборы в Верховную Раду, прекращает полномочия парламента, если в течение месяца одной очередной сессии его пленарные заседания не могут начаться, решает вопросы гражданства, осуществляет помилование и т.д. Важное место занимают контрольно-надзорные органы (прокуратура, государственные инспекции), «силовые» ведомства (Вооруженные Силы, органы национальной безопасности). Государственная исполнительная власть- это организация деятельности, направленная на достижение определенной цели, решение поставленных задач, государственное управление социальными процессами. Кабинет Министров- является высшим органом исполнительной власти. Кабинет Министров ответственный перед Президентом и подконтрольный и подотчетный Верховной Раде Украины (ст. 113). В состав Кабинета Министров входят Премьер-министр, Первый вице-премьер- министр, три вице-премьер министра, министры. Премьер-министр назначается Президентом с согласия более половины
конституционного состава Верховной Рады. Верховная Рада может принять
резолюцию недоверия Кабинету Министров (ст 87). Персональный состав Премьер-министр Украины руководит работой Кабинета Министров Украины,
направляет их на выполнение программы деятельности Кабинета Министров,
утвержденной Верховной Радой Украины; входит с прошениями к Президенту Кабинет Министров слагает свои полномочия перед новоизбранным Премьер-министр Украины и другие члены Кабинета Министров Украины
имеют право заявить Президенту Украины о своей отставке. Отставка Премьер-
министра влечет за собой отставку всего Кабинета Министров Украины. Полномочия Кабинета Министров определены ст. 116 Конституции. Они довольно широкие и направлены на: . обеспечение государственного суверенитета и экономической самостоятельности Украины, осуществление внутренней и внешней политики государства, выполнение Конституции и законов Украины, актов Президента Украины; . принятие мер для обеспечения прав и свобод человека; . обеспечивает проведение финансовой, ценовой, инвестиционной и налоговой политики; политики в сферах труда и занятости населения, социальной защиты, образования, науки и культуры, охраны природы, экологической безопасности и природоиспользования; . разрабатывает и осуществляет общегосударственные программы экономического, научно-технического, социального и культурного развития; . обеспечивает равные условия развития всех форм собственности; осуществляет управление объектами государственной собственности в соответствии с законом; . разрабатывает проект закона о Государственном бюджете Украины и обеспечивает выполнение утвержденного Верховной Радой Украины Государственного бюджета Украины; подает Верховной Раде отчет о его выполнении; . осуществляет меры для обеспечения обороноспособности и национальной безопасности Украины, общественного порядка, борьбы с преступностью; . организовывает и обеспечивает обеспечение внешнеэкономической деятельности Украины, таможенного дела; . направляет и координирует работу министерств и других органов исполнительной власти; Кабинет Министров в пределах своей компетенции издает постановления и
распоряжения, которые являются обязательными для исполнения. Акты Кабинета Кабинет министров должен осуществлять контроль за исполнением принятых им правовых актов непосредственно или через подчиненные ему органы. Члены Кабинета Министров Украины, руководители центральных и местных органов исполнительной власти не имеют права совмещать свою служебную деятельность с другой работой, кроме преподавательской, научной и творческой во вне рабочее время, входить в состав руководящего органа или совета предпринимателей, целью которых является получение прибыли. Организация, полномочия и порядок деятельности Кабинета Министров К органам государственной исполнительной власти принадлежать также
министерства, государственные комитеты, ведомства; их органы на местах;
государственные администрации районов и областей во главе с представителями Согласно закона Украины «Про формування місцевих органів влади і
самоврядування» органами местного самоуправления являются сельские,
местные, районные и областные Рады. Рады создают исполнительные комитеты. Перечисленные органы исполнительной власти осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность. Исполнительную потому, что непосредственно исполняют распоряжения законодательной власти, а распорядительную – потому, что для исполнения этих распоряжений необходимо уже от своего имени издавать акты управления. Аппарат государственного управления решает практически все вопросы жизни общества в области народного хозяйства (промышленность, транспорт, торговля, жилищно-коммунальное хозяйство), социально-культурного строительства (охрана здоровья, образование, социальное обеспечение). Раздел Конституции о Кабинете Министров не охватывает всех сторон его
деятельности, которые требуют законодательного урегулирования. Поэтому Использованная литература. 1.Х.Л.А.Харт «Концепция права» Киев 1998 2.под. ред. М.Настюка «Правзнавство» Львов 1995 3.под. ред. Самсонова «Введение в политологию» Москва 1994 4. «Основы правознавства» О.Михайленко Киев 1997 5. «Українське державотворення” О.М.Мироненко, Ю.И.Римаренко, И.Б.Усенко, В.А.Чехович Киев 1997 6.Конституция Украины 1996
|
|