| |||
Реферат: Свобода экономической инициативы как гарантия правового государстваВолгГАСА Кафедра политической экономики. РЕФЕРАТ. На тему “Свобода экономической инициативы как гарантия правового государства”. Составил Егорова И.Г. 1ЭУС – 2 – 98. Проверил Козлова Н.А. Волгоград 1998г. ПЛАН РЕФЕРАТА
2. Россия в условиях перехода к рыночной экономике. Потери и достижения. 3. Специфические особенности России. Проблемы и объективные трудности перехода страны к рынку. СВОБОДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ КАК ГАРАНТИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА. Рынок - сложная экономическая система общественных взаимоотношений в
сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими
принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других
экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его
предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства. Сама рыночная экономика как механизм регулирования экономических отношений является лишь научной абстракцией, упрощенной моделью для демонстации принципа ее функционирования и сравнения с существующими формами так называемой смешанной экономики. В рыночной экономике в полной мере реализуются все принципы, обусловленные ею. РОССИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОМУ ХОЗЯЙСТВУ. После 1991 года в России произошли глубокие изменения. Была принята новая Конституция страны, что способствовало развитию процессов демократизации нашего общества. Российская экономика приобрела новый облик. При этом, может быть, главное - перемены в сознании рабочих, крестьян, директоров. За два с половиной года реформ удалось добиться некоторых положительных результатов: - идут структурная перестройка экономики (доля материального производства снизилась до 50%) и ее демилитаризация (военный заказ сокращен на 70%), начали действовать спросовые ограничения; - летом 1994 года инфляция не превышала 10% в месяц; - более 40% занятых работают на негосударственных предприятиях; - процентная ставка Центрального банка Российской Федерации была значительно понижена; - за первую половину 1994 года возросли реально располагаемые денежные доходы населения, а число лиц имеющих доходы ниже прожиточного минимума, сократилось с 36 млн. до 22 млн. человек. В то же время продолжается спад производства: в первом полугодии 1994 года ВВП снизился на 17% по сравнению с соответствующим периодом 1993 года, а продукция промышленности - на 26%, и хотя статистика явно завышает величину спада, он тем не менее весьма значителен. Все еще велик дефицит бюджета, если бы не чеченский кризис, он составил бы на конец 1994 года около 9% ВВП, но теперь ясно, что эта цифра не отвечает действительности. Увеличиваются в абсолютном выражении, хотя и не растут в
относительном так называемые неплатежи предприятий. К концу первого
полугодия 1994 просроченная задолженность предприятий поставщикам почти в На фоне относительно невысокого уровня безработицы (1.5% зарегистрированных и 6% фактически незанятых по отношению к численности экономически активного населения в июне 1994 года) возникают серьезные социальные проблемы в депрессивных городах и регионах, среди отдельных категорий населения (женщины предпенсионного возраста, некоторые контингенты молодежи). Несмотря на сложность складывающейся ситуации, она вполне управляема и, как показал опыт, предсказуема: - дерегулирование и либерализация экономики привели к спаду производства. Теперь этот спад надо превратить из общего в структурный, то есть необходимо через процедуры санации и банкротства вывести из оборота нежизнеспособные предприятия. Вместе с тем следует активно поддержать эффективных производителей, стимулировать очаги роста в экономике; - мы преодолели "всплеск" цен после их освобождения. Теперь нужно последовательно снижать инфляцию, приблизить структуру цен к мировой, корректно регулировать цены в отраслях естественных монополий (электроэнергия, газ, железнодорожные перевозки); - либерализовав внешнеэкономическую деятель-ность удалось добиться положительного сальдо внешней торговли. Сегодня стоит задача -- предотвратить "примитивизацию" нашего экспорта и облагородить импорт; - после денационализации в результате чековой приватизациии страна должна решить более сложную задачу создания эффективных собственников и стратегических инвесторов - через фондовый рынок, через вторичный рынок ценных бумаг; - прекращено инфляционное финансирование капитальных вложений, ставка банковского процента стала положительной и наблюдается тенденция к ее понижению. Теперь важно создать в стране нормальный инвестиционный климат, активно использовать для целей инвестирования накопления предприятий и населения. Именно на этом, в известном смысле переломном этапе развития страны, когда наметился выход из кризиса и вполне реальны стабилизация, а затем и оживление в экономике, особенно актуальной становится задача привлечения прямых иностранных инвестиций. Они должны не только дать серьезный импульс оздоровлению российской экономики, но и способствовать ее вхождению в мировую экономику. Многие иностранные инвесторы считают инвестиционный климат в России неблагоприятным из-за политической и экономической нестабильности, неотработанности законодательства, обременительной налоговой системы, неразвитости инфраструктуры. Так, они отмечают наличие в России противоречащих друг другу и быстро изменяющихся законодательных актов и постановлений, касающихся иностранных инвестиций, различное толкование или даже игнорирование их отдельными организациями и местными властями. На такие принципиальные вопросы, как право собственности на землю, механизмы реализации залоговых форм, иностранные инвесторы не получат однозначных ответов. Налоговая система не стимулирует инвестиционную активность. Недостаток коммерческой информации о рынке в России, регионах и конкретных предприятиях, транспортной и телекоммуникационной системах, правовой базе также является препятствием на пути иностранного инвестирования в экономику России, особенно для малых и средних зарубежных компаний и фирм. Несмотря на большое количество потерь страны на пути к рынку, не стоит терять надежды на лучшее. Ведь дело в том, что России присущи свои специфические качества. Россия - уникальная страна со своими особенностями. ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ И ОБЪЕКТИВНЫЕ ТРУДНОСТИ ПЕРЕХОДА РОССИИ К РЫНКУ Существуют специфические проблемы в области перехода к рынку:
очень трудно переходить к рынку в стране, которая раньше в полной мере не
пробовала жить в нормальной рыночной экономике. Последние 70 лет страна
жила по законам тоталитарной экономики. Частная инициатива искоренялась
или существовала в тисках государственной идеологии. Предпологалось, что
это даст возможность существованию огромной очень централизованной
государственной машине. Любая другая форма экономической деятельности,
кроме работы на государственном предприятии и, отчасти, в кооперативах,
преследовалась. Казавшаяся с виду эффективной и справедливой,
государственная экономика работала не столь эффективно и не позволяла
воздавать полностью за труд людей и их инициативу. Система распределения
продукции не могла стимулировать увеличение ее производства. Нормой стала
система распределения потребительских товаров по карточкам, талонам и др. Это происходило потому, что регулирующая роль цен не работала, а
другого эффективного механизна регулирования и контроля не было. Во-первых, специфические стороны менталитета значительной части населения страны на фоне разнообразия национальных, этнокультурных традиций и особенностей в образе мышления, связанных с ее многонациональностью: - исторически сложившаяся иерар-хичность сознания большей части населения страны, являвшейся на протяжении многих веков империей, крестьянский менталитет значительной части ее активно занятого населения и соответствующие ему культурные традиции (правда, существенно искаженные в последние несколько десятилетий); - особо укоренившаяся нерыночность и даже в о пределенном смысле антирыночность мышления; - глубокий след в мышлениии хозяй-ственной практике страны оставила практика псевдопланирования. Она выражается в стремлении заформализовать все стороны социальной и даже личной жизни граждан, в безразличии к социальному расточительству,порожденному люмпенизацией населения (насильственным лишением его реальной собственности), в значительной cтепени квазиинформативности информационных систем (особенно в случаях, когда речь идет о состоянии хозяйства), отсутствии заинтересован-ности существенной части насе-ления в получении правдивой информации, в неспособности или нежелании критического анализа и практического использования информации. Во-вторых, огромные масштабы страны с широкой гаммой природно-географических и климатических условий, обусловливающие прежде всего огромную инерционность хозяйственного потенциала. В-третьих, специфическая уникальная многонациональность, выражающаяся в том, что, по существу, страна представляет собой совокупность национальных этнокультурных регионов, скрепленных единой системой самых разнообразных связей - социальных,политических, экономических и др. Эти три главные черты дополняются другими, по сути, вытекающими из них производными - особенностями условий переходного периода, заставляющими с большой осторожностью и тщательным расчетом подходить к проблеме восстановления естественно- национальной хозяйственной модели в России. Среди производных специфических черт можно выделить следующие: - укорененность плановых структур и глубокая милитаризация хозяйства, носящая крайне экстенсивный характер, и связанная с этим гигантская диспропорциональность в наиболее важных аспектах: * "потребление - накопление", * "военная - гражданская сферы производства", * "промежуточный - конечный продукт", * и др.; - низкие технический и технологический уровни гражданского производства, связанные с неповоротливостью и закостенелостью хозяйственной системы, высокая степень обветшания основных фондов, их физический и моральный износ (последнее связано с ресурсорасточительством и экологическо безопасностью); - доведенное до крайней степени нищеты состояние социальной сферы, выражающееся в общей нищете большей части населения при значительных разрывах в доходах на душу населения по различным группам, а также и весьма опасном экологическом состоянии среды; - политическая нестабильность, особенно характерная для последнего времени, отсутствие практических основ для достижения социального и национального согласия, угрожающая социальной стабильности эрозия вертикальной ответственности в политической, экономической и социальной сферах жизни. Учитывая все эти психологические, социальные и экономические особенности России, нетрудно понять, что бросать ее в стихию рынка опасно - это может вызвать катастрофу как в политическом, так и в экономическом плане. Но и затягивание введения реформ чревато не меньшими опасностями. Что же мешает России жить в рынке? Однозначно, рыночные механизмы не действуют потому, что существует монополия государства почти во всех отраслях. Конечно же, существуют и многие другие причины, например, неотработанность ценового механизма регулирования, отсутствие организованного рынка средств производства, сырья и пр. Это не может не оказывать влияние на эффективность производства и сбыта продукции. Но проблема монополизма стоит на пути всех преобразований в российской экономике. Из этого следует, что ключевым моментом реформ и перехода к рыночной системе экономики является приватизация государственного имущества и фондов. Если это передать предпринимателям, конкурируя между собой в борьбе за покупателей и расширяя сектор экономики, рассчитанный на производство товаров потребления, будут направлять ресурсы в наиболее эффективные отрасли. В оезультате установится регулирующая роль цен, что будет способствовать повышению значения рынка для экономики. Но для того, чтобы вся рыночная система функционировала, нужно сделать гораздо больше, чем просто отдать капитал в руки людей. Нужно создать определенные условия со стороны государства для помощи этим людям: лбготные кредиты, эффективное налогообложние и др. Нужно обуздать инфляцию и укрепить национальную валюту, отрегулировать банковское дело как основной источник кредитов в рыночной экономике. Следует выработать эффективную внешнеторговую политику, которая не сковывала бы деятельность отечественных предпринимателей и не сдерживала бы приток капитала из-за рубежа. А чтобы ресурсы распределялись эффективно, необходимо стимулировать развитие бирж - как фондовых, так и сырьевых, и биржи труда. Перечисленные пункты должны были быть включены в программу
перехода к рыночной системе. Однако политическая нестабильность сильно
повлияля на проведение экономических реформ, и их ход замедлился. Было
очень рискованно вкладывать денежные средства в производство, так как была
неясна их дальнейшая судьба. Но после известных событий сентября-октября СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ РЕФЕРАТА - "О социально-экономическом положении России", Экономика и жизнь, номер 6 за 1994 год; Деловой мир, 1995 год; Коммерсантъ, 1995 год; Вопросы Экономики, 1994 год; Экономика и жизнь, номер 5 за 1994 год; - "Собрание законодательства Российской Федерации", номер 24 от 10 октября 1994 года, официальное издание администрации президента Российской Федерации, Москва
|
|