| |||
Реферат: Социальные государственная помощьМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра трудового права ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ Дипломная работа студента факультета правоведения Михайлюкова Алексея Валерьевича Научньй руководитель доцент.Смирнова Нина Леонидовна ВЛАДИВОСТОК 2000г. Оглавление Введение ………………………………………………………………………3
1.1. Законодательство о государственной социальной помощи ………….. 6 1.2. Понятие государственной социальной помощи .............………………12 1.3. Цели государственной социальной помощи ...................………………21 Глава 2. Виды и размер государственной социальной помощи…………….28 2.1. Виды государственной социальной помощи ……………………………28 2.2. Размер государственной социальной помощи ...............………………...34 2.3. Периоды оказания государственной социальной помощи .……………..46 Глава 3. Получатели государственной социальной помощи .....……………..49 3.1. Получатели государственной социальной помощи ..........……………….49 3.2. Порядок назначения государственной социальной помощи………….56 3.3. Отказ в назначении государственной социальной помощи…………..58 Заключение………………………………………………………………………62 Литература……………………………………………………………………….64 Введение. Вашему вниманию предлагается работа, посвященная задачам рационального использования и воплощения в жизнь конституционных принципов, гарантирующих социальное обеспечение. В последние годы многие ученые все чаще затрагивают эту теоретически и
практически важную проблему. Однако целый ряд аспектов этой важной в
научном и практическом отношении задачи все еще остается не достаточно
решенным и дискуссионным в теории и юридической практике. Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация является социальным
государством. Под социальным государством принято понимать государство,
главной задачей которого является достижение такого общественного
прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах
социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Наиболее характерные черты социального государства выражаются в
его социальной политике, которая в соответствии с конституцией Российской Главной задачей социальной политики Российской Федерации является достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Одной из важнейших целей социального государства является социальное равенство. Социальное государство стремится к уничтожению социального неравенства- неравенство связанное с утратой дохода или средств к существованию из-за различных обстоятельств. Средством социального государства, противостоящим этим превратностям судьбы, является социальное обеспечение. Развитие системы социального обеспечения зависит не только от необходимости в ней, но и от возможности государства осуществлять такое обеспечение. Переход социального общества от первичной цели - предоставление человеку минимума средств к существованию - к более высоким целям- избавлению человека от нужды или поддержанию его обычного жизненного стандарта, во многом зависит также от того, в какой мере само общество может производить средства для социального обеспечения, которые могли бы дополнить средства, выделенные для этого государством. В настоящее время социальное обеспечение в Российской Федерации постоянно развивается. Об этом свидетельствует большое количество принятых законодательных актов, регулирующих правоотношения в сфере социального обеспечения в России. Одним из важнейших законодательных актов в сфере социального обеспечения является Федеральный закон “О государственной социальной помощи” от 17 июля 1999 года. Данный закон впервые в российском законодательстве предусматривает новую категорию граждан, которые имеют право на получение государственной поддержки в наиболее трудное время -малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане. Данное положение имеет очень важное значение, ведь до принятия данного закона эта категория граждан была не защищена. Кроме того нельзя не заметить, что в настоящее время в России очень много людей отодвинуто за черту бедности, которые по каким либо причинам не могут себе помочь и чувствуют себя “брошенными” на произвол судьбы. Крайняя степень неравенства, которая сейчас присутствует в России, способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам и др. проблемам. Сказанным и определяются актуальность, научная и практическая значимость избранной темы исследования. Работа состоит из введения, трёх глав и заключения. В ней
рассмотрены следующие вопросы: понятие и цели государственной
социальной помощи ( гл.1 ); виды и размер государственной социальной помощи ( гл.2 ); получатели государственной социальной помощи ( гл.3 Объём работы 67 машинописных страниц. В ней имеется 4 приложения. Библиография включает 40 источников. Глава 1. Понятие и цели государственной социальной помощи 1.1 Законодательство о государственной социальной помощи Одним из жизненно важных внешнеполитических интересов современной Подписав 24 июля 1994 года “Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими Сообществами и их государствами - членами с другой”, Россия в очередной раз подтвердила необходимость уважения прав человека, определенных в частности, в Хельсинском Заключительном акте и в Парижской Хартии для Новой Европы ( ст. 2 соглашения).[1] Ставшие важной вехой в развитии европейского сотрудничества, эти документы ОВСЕ содержат значительный перечень гражданских и политических прав. Но провозглашая стремление к социальной справедливости. Соглашение не содержит достаточных характеристик социальных прав. Между тем в ст. 55 Соглашения подчёркнута важность сближения правового регулирования в области охраны труда и социального развития, охраны здоровья и жизни людей, защиты прав потребителей для достижения постепенно совместимости российского законодательства с законодательством сообщества. И хотя в нём не упоминается отдельно социальное обеспечение и социальное страхование, ст. 24 Соглашения предполагает координацию норм в области социального обеспечения, в части семейных пособий, различных видов пенсий ( за исключением тех, которые не вытекают из участия в трудовой деятельности ), суммирование периодов страхования. Предусматривая сотрудничество в таких областях социальной политики, как регулирование труда ;и социальная защита населения, ст. 74 Соглашения признаёт необходимость проведения реформы систем социальной защиты, которая характерна для рыночной экономики. Научная разработка основ этой реформы, её прогнозирование и осуществление могут оказаться весьма болезненными для российского общества, если не будет изучен и использован на практике тот позитивный опыт, который накоплен странами, являющимися членами ЕС. Граждане европейских государств, присоединившиеся к Европейской
социальной хартии, выступают сегодня как субъекты различных социальных
прав, многие из которых выгодно отличаются от схожих норм Всеобщей
декларации прав человека и международного пакта об экономических,
социальных и культурных правах.[2] Так, ст. 13 ( п.13) Хартии закрепляет
право каждого человека на получение помощи, предотвращающей состояние
нужды.. Статья 4 Дополнительного протокола, принятого в 1988 г.,
зафиксировала право лиц преклонного возраста на социальную защиту, понимая
под ним: право на предоставление государством достаточных средств,
позволяющих им вести достойное существование и участвовать в жизни
общества. Потенциал Хартии сегодня далеко не исчерпан. Среди законодательства о государственной социальной помощи особое
место занимает Конституция Российской Федерации. В соответствии со ст.7 На основе принципов, закреплённых в Конституции РФ и международных договорах, в России принят ряд других законодательных актов, которые регулируют государственную социальную помощь. Среди нормативных актов, особое место занимает Федеральный
закон РФ “О государственной социальной помощи”, который был принят Закон “О государственной социальной помощи” закрепляет понятие государственной социальной помощи, её источники, виды и размер, а также порядок назначения, категорию получателей и другие важные вопросы. Этот важнейший Федеральный закон также выделяет полномочия -принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания гражданам государственной социальной помощи; -разработка и реализация федеральных целевых программ оказания
государственной социальной помощи на всей территории РФ Закон о Этот важнейший федеральный закон также выделяет полномочия Российской Федерации в области оказания социальной помощи. В соответствии со ст. 4 к ведению РФ в области оказания государственной социальной помощи относятся: 1. принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания гражданам государственной социальной помощи; 2. разработка и реализация федеральных целевых программ оказания государственной социальной помощи на всей территории РФ; - формирование федерального бюджета в части расходов на оказание 3. данного вида помощи; 4. установление видов государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории РФ. Следующим законодательным актом, который регулирует оказание государственной социальной помощи является Федеральный закон “О прожиточном минимуме в РФ”[4] Данный Федеральный закон устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учёта при установлении гражданам государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан нашей страны. Федеральный закон “ О прожиточном минимуме в РФ” регулирует следующие вопросы: назначение прожиточного минимума, определение потребительской корзины, порядок её установления, величина прожиточного минимума, периодичность её исчисления и порядок установления, а также учёт величины прожиточного минимума при оказании государственной социальной помощи гражданам в субъектах Российской Федерации. Необходимо также выделить ещё один немаловажный документ принятый совсем недавно Правительством РФ , 22 февраля 2000 года было издано Постановление №152, “О порядке учёта доходов и расчёта среднедушевого дохода малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан для предоставления им государственной социальной помощи”[5]. Данное постановление определяет какие виды доходов должны учитываться при определении среднедушевого дохода, а также как должен рассчитываться среднедушевой доход, для предоставления указанным в законодательстве категориям граждан государственной социальной помощи. Данное постановление имеет огромное значение, так как определяет за какой период должны учитываться доходы, какие именно должны быть эти доходы и как рассчитывать среднедушевой доход малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего человека за необходимый расчётный период. Издание этого постановления своеобразно дополняет Федеральный закон Среди нормативных актов необходимо обратить внимание на Федеральный закон “ О потребительской корзине в целом по Российской Федерации” от 27 октября 1999 года.[6] Данный Федеральный закон устанавливает потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения в целом по России, а также определяет, что потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения ( трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по РФ определяется не реже одного раза в пять лет и устанавливается в определённых составе и объёмах( в натуральных показателях). Данный Федеральный закон также имеет временное действие на территории Государственная социальная помощь также регулируется законодательством субъектов Российской Федерации. Так, в ряде субъектов были приняты законы о прожиточном минимуме. В Приморском крае 17 ноября 1999 года краевой Думой был принят закон при оказании государственной социальной помощи населению в Приморском крае. В соответствии с вышеуказанным законом величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Приморскому краю определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Приморского краевого комитета государственной статистики об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. В целом по Приморскому краю величина прожиточного минимума устанавливается губернатором Приморского края и подлежит ежеквартальному опубликованию в средствах массовой информации. По Приморскому краю также действует Постановление Губернатора 1.2 Понятие государственной социальной помощи Государственную социальную помощь можно понимать как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле под ней понимаются все денежные выплаты определённым
категориям граждан, которые в настоящее время наиболее нуждаются в ней. В узком смысле определение государственной социальной помощи непосредственно содержится в Федеральном законе “ О государственной социальной помощи”. Под ней подразумеваются определённые денежные выплаты (пособия, субсидии, компенсации), а также предоставление жизненно необходимых товаров определённому кругу лиц, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам. Правильное определение понятия государственной социальной помощи имеет огромное практическое значение, так как для реализации данного закона необходимо определить точный круг получателей данной помощи, а также её размер, периоды оказания и порядок назначения ( или отказ в её назначении). Определённым категориям граждан, которые в настоящее время наиболее нуждаются в ней. Сюда входят все социальные пособия и другие выплаты, установленные законодательством Российской Федерации. В узком смысле определение государственной социальной помощи непосредственно содержится в Федеральном законе “ О государственной социальной помощи”. Под ней подразумеваются определённые денежные выплаты ( пособия, субсидии, компенсации ), а также предоставление жизненно необходимых товаров определённому кругу лиц, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам. Правильное понятие государственной социальной помощи имеет огромное практическое значение, так как для реализации данного закона необходимо определить точный круг получателей данной помощи, а также её размер, периоды оказания и порядок назначения (или отказ в её назначении ). Важнейшим принципом социальной защиты является адресность социальных программ (выплат). Адресность предполагает правильную идентификацию нуждающихся, что может достигаться разными путями. Во- первых, оценкой материального положения отдельных лиц или семей. Заметим, что в западной литературе и нормативных документах по социальной политике, понятия “материальное положение” практически не используется, обычно речь идёт об оценке “уровня доходов” или “уровня потребления”.[7] Для нас предпочтительнее термин “материальное положение”, поскольку он: а) устоявшийся и привычный для населения; б) позволяет учитывать не только денежные доходы, но и натуральные поступления; в) оценивать общее благосостояние в семье, ведущей единый бюджет. Под материальным положением имеются ввиду: 1) денежные доходы; 2) натуральное поступление от сада, огорода и т.д. 3) необходимая помощь других членов семьи, родственников если это им по силам. Второй путь адресности основан на определённых показателях, статистически связанных с нуждаемостью. Третий путь- создание механизма самоадресования на основе самозаявительной процедуры. Этот путь, хотя и требует большой работы органов социальной защиты, представляется в сложившихся условиях наиболее оптимальным. В соответствии с законодательством Российской Федерации до принятия По моему мнению, такой подход к понятию государственной социальной помощи, ограничивал круг лиц, которые могли бы получать данную социальную помощь, а также не указывал за счёт каких средств выделяется данная помощь. Как следствие этого государством не гарантировалось получение малоимущим слоям населения социальной помощи, не устанавливался её минимальный размер, не был чётко очерчен круг лиц, которые могли бы получить данную помощь, а также порядок её получения. В результате данная неопределённость приводила к тому, что лица, которые особо нуждались в поддержке государства оказывались законодательно не защищёнными, что ещё больше ухудшало их положение. В настоящее время категории малоимущих семей малоимущих одиноко проживающих граждан должны определяться из действительного критерия нуждаемости данных групп населения. Само понятие нуждаемости можно определить как, такое материальное положение, при котором индивидуальный доход гражданина или среднедушевой доход семьи ниже прожиточного минимума, по независящим от них причинам. В этом случае семья ( одиноко проживающий гражданин) признаётся малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи.[8] В связи с принятием Федерального Закона “О государственной социальной помощи”, те пробелы и недоработки, которые имелись в ранее принятом законодательстве относительно чёткого и понятного определения данного вида помощи будут устранены и ситуация должна измениться в лучшую сторону. Одной из характерных черт данной помощи является то, что она носит адресный характер, т.е. в соответствии с данным определением конкретно определён круг получателей государственной социальной помощи. Ими могут быть только малоимущие семьи или малоимущие одиноко проживающие граждане которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте России Государство считает, что в данный момент наиболее важным инструментом социальной политики является адресная помощь, но данное утверждение является спорным. Падение уровня жизни после августа 1998 года, отбросило страну, по самым оптимистическим оценкам к ситуации 1994 года, а по некоторым параметрам - даже к уровню 1992 года. Реально располагаемые доходы на душу населения за год (март 1999 г.
к марту 1998г.) упали на 25%; на 40% снизилась реальная заработная плата
работающих. Резкий рост бедности в таких условиях неизбежен. В марте 1999
г. доходы ниже прожиточного минимума имели 55 миллионов человек, а с учётом уточнения методологии определения указанного социального
норматива, принятого правительством, - 65 миллионов человек, т.е.
значительная часть населения. Есть целые отрасли, где средняя заработная
плата ниже прожиточного минимума работника, не говоря уже о иждивенцах. Главное же, что характеризует сегодняшнее социально-экономическое положение, - подавляющее большинство населения ( за исключением нескольких процентов самых богатых) попало в зону риска. Бедным может стать любой человек любая семья. Речь идёт не только о дороговизне жизнеопределяющих продовольственных товарах, но и о других показателях. Ряд учёных не согласных с данной концепцией государства считают, что главное сейчас выделить приоритеты и сосредоточить немногие имеющиеся
у государства ресурсы предназначенные для социальной сферы, на поддержание
минимальных государственных стандартов жизни населения по потреблению
продовольствия, лекарств, тепловой и электрической энергии. Вопрос о приоритетах - это вопрос о содержании общественного договора между гражданами и государством, в том числе об обязанностях последнего: что оно должно и может реально им дать. Неуклонное соблюдение обязательств такого договора и достижение приоритетных целей необходимое условие успешности внутренней политики любого государства, коль скоро оно хочет сохранить население и, следовательно себя. Царящий в экономике и социальной сфере управленческий хаос грозит ослаблением центростремительных сил в рамках Федерации. Начинать его преодоление следовало бы с наведения порядка в законодательстве, в том числе и социальном. Речь идёт о создании кодекса социального обеспечения, включающего сквозную, прозрачную и внутренне согласованную систему гарантий и правил, что сняло бы многие противоречия в социальном обеспечении и обслуживании, ввело унификацию, способствовало бы экономии, в частности, путём ограничения количества льгот для одного пользователя (с предоставлением ему права выбора в виде “социального ваучера”). Но законодательными изменениями дело не исчерпывается; надо чётко сформулировать основные принципы социальной политики и следовать им неукоснительно, учитывая снижение роли государства в социальной защите населения. Судя по широкой рекламе, которую ведут те, кто занят подготовкой
соответствующих решений, именно адресная помощь признана основным методом
социальной поддержки населения и должна заменить действующую систему
социальных льгот. Но итоги предпринятых на кредиты Мирового банка пилотных проектов в трёх регионах (Республике Коми, Волгоградской и Воронежской
областях) продемонстрировали, насколько узким станет круг получателей
указанной помощи: всего 2-6% жителей, тогда как, по оценкам, кредиты Отличительной чертой государственной социальной помощи по моему мнению является её временный характер. В соответствии со ст.6 Закона “ О государственной социальной помощи” она может оказываться единовременно или на период не менее трёх месяцев. Кроме того, статья 10 Закона говорит об основаниях прекращения государственной социальной помощи, что указывает на её временный характер. Таким образом, учитывая вышесказанное, можно утверждать, что
определение государственной социальной помощи, закреплённое на
законодательном уровне является необходимой гарантией для реализации
гражданами своих конституционных прав. В настоящее время в Российской Современная экономическая ситуация диктует необходимость повышения эффективности социальной политики, концентрации усилий на решении наиболее острых социальных проблем, выработки новых механизмов реализации социальной политики, обеспечивающих более рациональное финансовых и материальных ресурсов. Предстоит переориентировать социальную политику на активизацию
факторов, стимулирующих высокоэффективный и производительный труд,
повышение на этой основе личной ответственности граждан за своё
материальное благополучие. Стратегическими целями социальной политики для Для достижения всех этих целей, прежде всего
потребуется:
восстановить роль доходов от трудовой деятельности как основного
источника денежных доходов населения и важнейшего стимула развития
производства и повышения трудовой активности
работников; обеспечить справедливое распределение на основе
совершенствования системы индивидуального налогооблажения доходов и
собственности граждан, увеличения ставок налогов для лиц с высокими личными
доходами и снижение налоговой нагрузки на низкодоходные группы населения,
введение эффективного контроля за реальными доходами, в том числе путём
проверки соответствия разметов декларируемых налогоплательщиками
доходов фактически произведённым ими расходам;
стимулировать использование доходов от трудовой и предпринимательской
деятельности, доходов от собственности для инвестирования и кредитования
социально значимых программ, направленных на формирование базовых условий
жизнедеятельности: улучшение жилищных условий, медицинское
обслуживание, получение образования;
обеспечить взвешенность в политике занятости с тем чтобы, с одной стороны,
не допустить массовой безработицы, а с другой - не препятствовать
высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой
экономики;
усилить адресность социальной поддержки нуждающихся граждан на основе учёта
материального положения семей и заявительского принципа назначения пособий
и оказания помощи; В соответствии со ст. 3 Федерального закона “ О государственной социальной помощи” целями оказания данной помощи являются: - поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих
одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины
прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Основной целью оказания государственной социальной помощи является поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан. В настоящее время в переходный период для России многие слои населения остались без средств существования, переместились за черту бедности. Нельзя признать нормальной ситуацию в нынешней России, когда в социальной структуре преобладают крайние группы в материальном отношении: сверхбедные и сверхбогатые, причём в соотношении (по уровню доходов) 1:20/50 (по данным разных источников). Обеспеченность человека, групп и слоев населения неразрывно связанна с их потребностями. Потребности - это нужда в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма человеческой личности. Социальных и других групп, общества в целом; это внутренний побудитель активности. Осознанные потребности выступают в качестве интересов.[12] Факторы, которые обуславливают удовлетворение потребностей людей, разнообразны: - объём и структура производства, численность и половозрастной состав населения страны. Общественно-политический и экономический строй общества, его социальная структура; - величина и распределение национального дохода, денежные доходы населения, распределение их между различными группами и слоями населения, имеющиеся товарные фонды, цены на товары и услуги и др. Все эти группы факторов тесно взаимодействуют между собой. Однако их влияние неодинаково на разных этапах развития человеческого общества. В современных условиях России на первый план выдвигаются факторы первой группы ( в первую очередь переходный этап развития российского общества) и третьей группы ( содержание социальной политики, системный кризис российского общества). Вот лишь некоторые факты проявления системного кризиса в России за последние годы. Объём промышленного производства за пять лет снизился в 2 раза, при этом производство в наиболее наукоёмких отраслях упало в 5-6 раз и более. Инвестиции в производство сократились более чем в 4 раза. Не лучше дело обстоит и в сельском хозяйстве. Ныне по производству зерна Россия оказалась на уровне 1963 года, по численности крупного рогатого скота - на уровне 1961 г. За первую половину 90-х годов поставки
сельскохозяйственной техники сократились в 10-20 раз. В результате спада промышленного и сельскохозяйственного производства, по потреблению продуктов питания Россия переместилась с 7-го на 40-е место в мире. Подсчитано, что среднестатистический россиянин потреблял в 1995 - 1999
г.г. в день 1100 килокалорий, ровно столько, сколько необходимо для жизни Продолжается резкое падение доходов федерального бюджета. Одна из главных причин этого - усиление неплатежей в экономике страны. Многим работающим гражданам в настоящее время систематически не выплачивают заработную плату. Задолженность по заработной плате в связи с недополучением средств из бюджета всех уровней составила на сере В итоге резко снизился уровень жизни российского населения. Помимо указанных выше причин ( спад производства — главная из них) на уровне жизни негативно сказалась “ шоковая терапия” как метод проведения реформ. Сюда следует отнести полное обесценивание банковских вкладов большей части населения страны; ваучерную приватизацию ( в официальных документах сообщалось, что к концу первого этапа приватизации 500 крупнейших предприятий России стоимостью не менее 200 млрд. долларов США были переданы фактически за бесценок - около 7,2 млрд. долларов ), давшую узкой группе людей огромные богатства; 10-20 тысячный рост цен без соответствующей индексации оплаты труда, пенсий и т. д. На уровне жизни населения сказывается массовая безработица ( более 10 млн. человек), усугубленная наплывом 6 млн. беженцев из бывших союзных республик. Война в Чечне отняла многие триллионы рублей, которые можно было бы использовать для повышения жизненного уровня хотя бы некоторых категорий населения. Уровень жизни характеризует меру и степень удовлетворения материальных и духовных потребностей преимущественно в их количественном измерении ( денежных и натуральных единицах). Он включает такие показатели, как: уровень национального дохода, размер оплаты труда, реальные доходы, объём потребляемых благ и услуг, уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров, продолжительность рабочего и свободного времени, жилищные условия, уровень образования, здравоохранения, культуры и т.д.[13] Такое широкое толкование уровня жизни характеризует экономическое
положение населения. В более узком смысле он означает уровень
удовлетворения потребностей и соответствующий ему уровень доходов. Важный показатель уровня жизни - минимальный прожиточный минимум. Как указывалось выше, российское общество 90-х годов крайне дифференцированно по уровню материального положения различных слоев и групп. Поляризация достигла невиданного размаха. Разрыв в доходах 10% наиболее и наименее обеспеченного населения за 5-6 последних лет увеличился с 4 до 15 раз. Почти 2/3 населения имеют доходы ниже среднего уровня, миллионы людей постоянно недоедают, к числу последних относятся и малоимущие, доля которых с конца 80-х годов увеличилась в 2 раза. Ныне 24% населения ( 35,9 млн. человек ) получают доходы ниже прожиточного минимума. Среди малоимущих прежде всего частично или полностью нетрудоспособные, многие из которых не имеют близких родственников, пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, неблагополучные семьи, одинокие пожилые люди. Такое положение, естественно вызывает беспокойство миллионов людей, что каким-то образом пытается учитывать политическая власть. Регулирование уровня жизни населения является одним из основных направлений деятельности любого государства Ведь крайняя степень неравенства способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам, разрушению производительных сил, гибели людей Поэтому в цивилизованных обществах политические структуры стремятся смягчить социальное неравенство, создать условия для удовлетворения хотя бы минимальных материальных и духовных потребностей людей. Следовательно, основной целью государственной социальной помощи является поддержка малоимущих групп населения: семей и одиноких граждан, которые проживают на сегодняшний день за чертой бедности и не могут обеспечить себя и членов своей семьи самым необходимым. Второй целью оказания государственной социальной помощи является адресное и рациональное использование бюджетных средств. Прежде всего необходимо остановиться на том, что государство не в
состоянии оказывать государственную социальную помощь всем желающим, она
должна иметь конкретного адресата, то есть тех людей, которым на
сегодняшний момент наиболее необходима данная помощь В соответствии с Глава 2. Виды и размер государственной социальной помощи 2.1. Виды государственной социальной помощи До принятия Федерального закона “ О государственной социальной помощи”, одним из первых нормативных актов регулирующих оказание
населению социальной поддержки, стало Положение о республиканском В соответствии с этим положением средства республиканского и территориальных фондов должны расходоваться по следующим направлениям: - предоставление натуральной помощи в виде предметов первой необходимости ( продуктов питания, одежды обуви ) бесплатно или по льготным ценам; - оказание социальных услуг, в том числе на дому; - организация бесплатного питания; - предоставление дотаций на приобретение лекарств, протезно- ортопедических изделий (в соответствии с медицинскими показаниями, на оплату коммунально-бытовых услуг; - оказание материальной помощи в виде дополнительных выплат; - обеспечение ночного проживания бездомных граждан; - развитие социально-трудовой реабилитации и профессиональной ориентации; - создание собственных предприятий с целью организации рабочих мест для граждан с ограниченной трудоспособностью производства предметов первой необходимости, других изделий для оказания натуральной помощи, пополнения финансовых ресурсов фондов; - содействие в предоставлении кредитов на строительство жилья на льготных условиях, оказание материальной помощи в приватизации жилья; - обеспечение текущей деятельности фондов; - другие мероприятия, направленные на социальную защиту населения. Таким образом, социальная помощь населению, предусмотренная льготных условиях, оказание материальной помощи в приватизации жилья; - обеспечение текущей деятельности фондов; - другие мероприятия направленные на социальную защиту населения. Таким образом, социальная помощь населению, предусмотренная вышеуказанным положением предусматривала различные виды её оказания. В настоящее время виды государственной помощи значительно
сужены. Так, например, нет таких видов оказания социальной помощи
как оказание социальных услуг, в том числе на дому, организация
бесплатного питания и др., но тем не менее такие мероприятия ещё
проводятся в рамках благотворительных акций помощи нуждающемуся населению. В соответствии со ст. 12 закона различают следующие виды оказания государственной социальной помощи: - денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты ); - натуральная помощь ( топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи). Денежные выплаты могут оказываться в виде социальных пособий, субсидий, компенсаций и других выплат. Под социальным пособием понимается - безвозмездное предоставление гражданам определённой денежной суммы за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Данным пособиям присущи следующие характерные признаки: - безвозмездность выплаты пособий; - выплачивается в фиксированных законом размерах; - являются материальной поддержкой граждан; - выплачиваются за счёт средств соответствующего бюджета; Под субсидией понимается имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг. Одним из отличительных признаков субсидий является их целевое назначение. Субсидии предоставляются гражданам с определённой целью, в свою очередь граждане, которым предоставлены субсидии не могут расходовать эти денежные средства по своему усмотрению, как например пособия, а должны расходовать денежные средства только для тех целей, для осуществления которых они были предназначены. Компенсация - возмещение гражданам произведённых ими расходов, установленных законодательством. Компенсация в отличии от пособий и субсидий предоставляется гражданам за уже произведённые ими расходы, то есть компенсация имеет обратный характер. Случаи предоставления компенсаций должны прямо устанавливаться законодательством. Кроме денежных выплат государственная социальная помощь может оказываться и в натуральном виде. При этом органам исполнительной власти на местах Закон даёт самые широкие полномочия: они вправе оказывать помощь как в виде денежных выплат ( социальные пособия, субсидии, компенсации ), так и в натуральной форме. Очень часто получается так, что денег в бюджете не хватает, но местные власти, как правило, всегда имеют возможность помочь топливом, продуктами питания, одеждой, обувью, медикаментами и т.п. Конечно, для малоимущих одиноко проживающих граждан и малоимущих семей предпочтительнее получать данную помощь в виде денежных средств и самостоятельно распоряжаться ими. Однако, как показывает жизнь для данной категории населения очень важна не только денежная, но и натуральная помощь. Данный факт имеет важное значение, так как в настоящее время с каждым годом дефицит бюджета увеличивается, и как следствие этого малоимущие граждане даже при наличии Закона о государственной помощи могут остаться без неё в результате того, что государственные органы будут ссылаться на нехватку денежных средств в бюджете. Видят политические деятели и решение вопроса улучшения положения
малообеспеченных групп населения, в привлечении дополнительных средств. Гуманитарная помощь, как известно, оказывается тогда, когда необходимо
поддерживать ( по разным причинам ) социально незащищённые слои населения. Получением и распределением гуманитарной помощи занимается созданная в соответствии с постановлением Правительства РФ, принятым 29 сентября 1997 года. Комиссия по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве России. Она же имеет право относить к гуманитарной помощи грузы, поступающие из-за рубежа на безвозмездной основе. .Это, как правило, продовольствие, товары народного потребления первой необходимости ( одежда, обувь, медикаменты, медицинское оборудование). Начиная с октября 1997 года и до сентября 1998 года для решения
острейших проблем здравоохранения, образования, поддержки инвалидов и
других социально незащищённых слоев населения Комиссия содействовала
направлению более 30 миллионов долларов в 64 региона страны. Основными
донорами, поставщиками гуманитарной помощи, были США и Германия (60%). Что касается гуманитарной помощи в форме лекарств, то часть их будет отпускаться бесплатно, часть - продаваться. Проблема в том, что иностранцы хотят лечить по своим стандартам, но это может привести к нежелательным последствиям - привыканию к данному лекарству. Зерно, отданное нам безвозмездно, будет продаваться, а вырученные деньги
поступят в Пенсионный фонд, а также будут расходоваться на другие нужды. Существуют разработанные стандарты потребностей в продуктах
различных слоев населения. Приоритет при оказании помощи должен отдаваться
нуждающимся многодетным семьям, инвалидам, одиноким пенсионерам. Органы
соцзащиты на местах располагают сведениями о среднедушевых доходах, поэтому
могут сами решать, кому помощь нужна в первую очередь. Но может быть
принята и заявительная форма. Однако ясно: нельзя просто механически
раздавать продукты, одежду. Нужно знать и каков конечный результат
гуманитарной акции. Прежде всего необходимо руководствоваться
прожиточным минимумом, помогать тем кто имеет доход ниже этого минимума. В 1998 году в 70 регионов России поступило 26 тыс. тонн гуманитарных грузов на сумму около 30 миллионов ЭКЮ (Приложение1). Гуманитарную помощь прислали более 30 стран Как уже было сказано выше ориентация всех социальных выплат должна производиться с учетом закона о прожиточном минимуме. Так правовая основа для организации всей государственной системы социальной помощи заложена Федеральным законом от 24. 10. 97 г. №143 ФЗ “ О прожиточном минимуме в РФ”. По состоянию на 1 марта 1999 года, прожиточный минимум в среднем по Нельзя в тоже время постоянно надеяться на помощь из-за рубежа,
необходимо искать средства для решения острейших проблем, прежде всего
внутри самой страны. Недостатком ранее действовавшего законодательства являлось то, что нормативные акты не указывали в каких размерах оказывается социальная помощь. Данный факт не гарантировал её получателям рассчитывать на получение определённого конкретного минимума. В настоящее время с принятием Федерального закона “ О государственной социальной помощи” данный пробел устранён, так как им предусмотрен размер оказания социальной помощи. Размер государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим
одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже
прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте В тоже время принятый закон, не предусматривал как должен рассчитываться среднедушевой доход претендующих на государственную помощь граждан. Однако этот недостаток был устранён Правительством России. Так было принято Постановление Правительства “ О порядке учёта доходов и расчёта среднедушевого дохода малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан для предоставления им государственной социальной помощи” от 22 февраля 2000 года №152. Это Постановление указывает, что расчёт среднедушевого дохода
для предоставления государственной помощи производится органом
социальной защиты на основании сведений предоставляемых гражданами. Виды доходов для решения вопроса о предоставлении помощи, в том числе
доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, определяются в соответствии с утверждённым Постановлением Правительства Российской В соответствии с действующим законодательством, в доход семьи,
учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода, включаются все
виды заработной платы ( денежного вознаграждения содержания ) и
дополнительного вознаграждения по всем местам работы, в том числе: 3. В доход семьи, учитываемый при исчислении величины среднедушевого дохода, включаются следующие выплаты: а) все виды пенсий ( кроме надбавок, установленных к пенсии на уход за пенсионером ), компенсационные выплаты и ежемесячные доплаты к пенсиям; б) ежемесячное пожизненное содержание судей
вышедших в отставку; в) стипендии, выплачиваемые обучающимся
в учреждениях начального среднего и высшего профессионального образования,
аспирантам и докторантам, обучающимся с отрывом от производства,
слушателям духовных учебных заведений, а также компенсационные выплаты
названным категориям граждан в период нахождения их в академическом отпуске
по медицинским показаниям;
г) пособие по безработице, а также стипендия получаемая безработным в
период профессионального обучения и переобучения;
д) пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и
родам, а также единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт, в
медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
е) ежемесячные пособия на период отпуска по уходу за ребёнком до достижения
им возраста 1,5 лет и ежемесячные компенсации выплаты гражданам,
состоящим в трудовых отношениях на условиях найма и находящимся в отпуске
по уходу за ребёнком до достижения им 3-летнего возраста;
ж) ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу
по контракту, в период их проживания с супругами в местностях, где они
вынуждены не работать или не могут трудоустроиться по специальности в связи
с отсутствием возможности трудоустройства и были признанны в
установленном порядке безработными, а также в период, когда супруги
вынуждены не работать по состоянию здоровья детей, связанному с условиями
проживания по месту военной службы супруга, если по заключению учреждения
здравоохранения их дети до достижения возраста 18 лет нуждаются в
постороннем уходе; з) ежемесячная компенсационная выплата неработающим жёнам лиц рядового и
начальствующего состава органов внутренних дел и учреждений утоловно-
исполнителъной системы Министерства юстиции Российской Федерации в
отдалённых гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их
трудоустройства; и) ежемесячные суммы, выплачиваемые в возмещение вреда, причинённого жизни
и здоровью при исполнении трудовых и служебных обязанностей, за
исключением дополнительных расходов на медицинскую, социальную и
профессиональную реабилитацию в соответствии с назначением учреждения
медико-социальной экспертизы; к) суммы, равные стоимости питания, кроме лечебно-профилактического
питания, выдаваемого ( оплачиваемого ) в соответствии с законодательством рубли по курсу Центрального банка РФ на день получения. При иных установленных сроках премирования ( вознаграждения)
суммы премии делятся на количество начислены, и учитываются в доходах
семьи за каждый месяц расчётного периода. Можно без особого труда проанализировав предусмотренный порядок, сделать
вывод о том, что законодатель сделал попытку законодательно закрепить все
возможные виды доходов. Дабы упростить процедуру исчисления среднедушевого
дохода для назначения государственной социальной помощи малоимущим семьям и
малоимущим одиноко проживающим гражданам. На первый взгляд, можно
решить, что законодатель указывает слишком много доходов, но если
человек получает средства от предусмотренных источников, то является
ли он нуждающимся на самом деле. Поэтому, правильно предусмотрен
такой порядок исчисления и учёта доходов граждан, дабы предоставить
помощь тем, кто её заслуживает. Установил законодатель и сам порядок расчёта среднедушевого дохода семьи. Данное вычисление проводится путём деления общей суммы дохода семьи или одиноко проживающего гражданина на 6 и на число членов семьи, если такие имеются. Возникает вопрос почему же законодатель выбрал именно полугодовой период, для исчисления среднедушевого дохода. Ответ прост, именно нуждающийся человек, семья именно в длительный период не могут по независящим от них причинам найти необходимых средств для полноценного существования. Важное значение для установления размера оказываемой помощи гражданам
имеет также Федеральный закон “ О прожиточном минимуме” от 27 октября В настоящее время, как отмечается в литературе, потребительская корзина складывается из минимально необходимого уровня потребления материальных благ и услуг с учётом наличного уровня развития производительных сил и выражает ( в денежной и натуральной форме ) минимальные потребности человека ( семьи ) в продовольственных и в непродовольственных товарах и услугах. В настоящее время потребительская корзина в целом по Российской Институтом питания Академии медицинских наук разработаны нормативы потребления (набор продуктов питания ), которые в целом соответствуют физическим потребностям человека по их калорийности и химическому составу и покрывают энергетические затраты организма, необходимые для нормальной жизнедеятельности взрослых и развития детей, сохранения здоровья в преклонном возрасте. Эти продуктовые наборы, предназначенные для различных половозрастных групп, дифференцируются в зависимости от различий потребностей в материальных благах и услугах, с учётом цен, природно-климатических, демографических, социально- этнических и экологических условий. Потребительская корзина является составной частью минимального
прожиточного минимума, включающего в себя питание, непродовольственные
товары, услуги. Соотношение между указанными элементами прожиточного
минимума на первую половину 90-х годов в России было таким: 68,3; Следует также отметить, что в статью расходов на непродовольственные
товары до принятия закона “ О потребительской корзине в целом по В настоящее время потребительская корзина включает в себя не только расходы на питание и предметы первой необходимости, но также и расходы на одежду, бельё, обувь, школьные принадлежности и др. виды товаров. Однако, до сих пор потребительская корзина не включает в себя расходы на мебель и другие предметы длительного пользования. По моему мнению данный факт свидетельствует не только об экономической ситуации в России, но и в целом отражает его социальную политику. В соответствии с Федеральным законом “ О прожиточном минимуме” потребительская корзина для основных социально -демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в её субъектах определяется не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов, в порядке устанавливаемом Правительством России. Второй составной частью прожиточного минимума являются обязательные
платежи и сборы. В соответствии с законодательством Российской Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально 2.3 Периоды оказания государственной социальной помощи В соответствии со ст. 6 Федерального закона “ О государственной социальной помощи” социальная помощь может оказываться единовременно или на период не менее трёх месяцев. Данное положение имеет очень важное значение, так как не всегда государство может оказать государственную социальную помощь, нуждающимся в ней людям, но помочь малоимущей семье или малоимущим одиноко проживающим гражданам, хотя бы временно он обязано. Кроме того, в отличие от других социальных выплат государственная помощь должна оказываться гражданам именно в наиболее трудные моменты их жизни. Единовременный характер оказания данной помощи, может быть оказан как в виде денежных выплат, так и в виде натуральной помощи. По моему мнению, в данном Законе есть существенная недоработка, так как размер единовременной социальной помощи должен устанавливать или давать указание об установлении минимального размера государственной социальной помощи при единовременном её оказании. Данная помощь может оказываться и на определённый период времени. Однако, в данном случае есть и негативная сторона. По моему мнению, государственная социальная помощь, должна оказываться на тот период времени, пока человек не сможет самостоятельно улучшить своё положение. Данный период времени может продлиться как три месяца, год или даже несколько лет. Установление минимального периода оказания помощи не может гарантировать её получателям поддержку государства на весь период нуждаемости их в данной помощи. Так в реальной действительности данное положение может привести к тому, что нуждающемуся человеку будет установлена социальная помощь только на минимальный период ( т.е. в течение 3-х месяцев ), что может нарушать права её получателей. По моему мнению, в данный закон необходимо добавить такое положение, что помощь оказывается на весь период времени, в течение которого малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий гражданин нуждается в её получении. В Федеральном законе “ О государственной социальной помощи” также определены основания прекращения этой помощи, что указывает на временный характер её получения. Более подробно основания прекращения оказания данной помощи будут рассмотрены мной в последней главе настоящей работы. Глава 3. Получатели государственной социальной помощи 3.1. Получатели государственной социальной помощи До принятия Федерального закона “ О государственной социальной
помощи” в соответствии с постановлением Правительства от 19 февраля Так, в первом полугодии 1999 года на долю 10 процентов наиболее обеспеченных россиян приходилась третья часть всех денежных доходов населения. Если же взять 20 процентов, то окажется, что они аккумулировали половину этих доходов. Кроме того, рост потребительских цен ( за год после дефолта они в Вот почему, и по моему мнению, и по мнению большинства граждан РФ необходимо в первую очередь протянуть руку помощи именно тем людям, которые находятся в настоящее время за чертой бедности. Федеральным законом “ О государственной социальной помощи” впервые предусмотрено, что получателями данной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход соответствующем субъекте Российской Таким образом, данный закон устанавливает кто именно может быть получателем социальной помощи. Закон не ограничивает круг лиц, которые могут получать данную помощь в зависимости от других критериев, например, трудоспособности, старости и др. Единственным критерием, определяющим получателей помощи является получение дохода, менее прожиточного минимума. Как указывает С.В. Калашников “ на сегодняшний день существует огромное количество форм поддержки социально незащищённых слоев населения, одних льгот около 430. Этими льготами охвачено почти 2 тысячи категорий населения. Закон о социальной государственной помощи не делит все льготы на ряд категорий: профессиональные льготы, льготы за особые заслуги, льготы нуждающимся. До сих пор у нас в стране не было ни одной категории населения, которая соответствующим образом не финансировалась бы: пенсионеры получают пенсию, рабочие зарплату, матери - детские пособия. Но оказывается, что зарплату можно не получать и целый год, пенсию можно получать и два месяца... Люди попадают в трудную жизненную ситуацию, когда им и есть нечего. Так вот, закон о государственной социальной помощи гласит: если доход в семье на одного человека ниже прожиточного минимума, то государство, местные органы власти имеют право оказать нуждающемуся человеку соответствующую помощь”.[17] Исторически сложилось так, что на европейском континенте, государство всегда уделяло большое внимание семьям с детьми. Политика в отношении семей рассматривалась не только как борьба с бедностью, но и как путь достижения определенной социальной справедливости.[18] Теперь в странах семьям с целью сделать их более эффективными в условиях недостатка средств. Важно обратить особое внимание на статистически значимые различия между работающими и неработающими пенсионерами. Уровень нуждаемости первых ниже почти на 40% чем вторых. Важно уделять больше внимания одиноким пенсионерам. По отдельным видам услуг их нуждаемость в 2-3 и даже в 5 раз выше среднего уровня. Среди товаров и услуг, которые пенсионерам трудно оплачивать, на первом месте одежда и обувь. Отсюда многочисленные предложения с создании специальных магазинов, где пенсионеры могли бы эти вещи по доступным ценам приобрести. Продовольственное снабжение остаётся острой проблемой с начала 90-х годов. Всё это требует совершенствования работы по усилению адресной помощи наименее обеспеченным семьям, может быть усилив натуральность помощи, скажем, в заготовке картофеля и овощей на зиму. Администрациям районов и отделам социальной защиты следует всё таки продолжать выявление наиболее нуждающихся, оказывать им материальную поддержку, а также расширять предоставление платных услуг по заготовке сельхозпродукции на зимний период. Федеральный закон “ О государственной социальной помощи” говорит, что получателями помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума. Таким образом, в качестве второго критерия закон определяет “независящие от получателя причины”. По моему мнению данная формулировка является слишком размытой, так как в законе и других нормативных источниках точно не указанно, какие причины могут быть “независящими”. Это может привести к тому, что при оказании государственной социальной помощи, данные причины могут быть истолкованы слишком широко, что приведёт к существенному ограничению получателей государственной социальной помощи, и нарушит их права на её получение, или слишком узкому толкованию, при котором любая причина может быть “независящей”, что приведёт к тому, что данная помощь выплачиваться каждому, чей доход будет ниже минимально установленного минимума, вне зависимости от того, может ли человек сам себя обеспечить или нет. Федеральный закон различает две категории получателей государственной помощи - малоимущие семьи и малоимущие одинокие граждане. Под семьёй понимаются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство. В данном случае возникает вопрос, являются ли лица, совместно проживающие и которые не состоят в зарегистрированном браке семьёй. По моему мнению в данном случае единственным критерием определения семьи является совместное проживание лиц, вне зависимости от того, был ли зарегистрирован брак или нет. В соответствии с Федеральным законом “ О прожиточном минимуме” и Законом Среднедушевой доход рассчитывается исходя из суммы всех доходов семьи. Как уже отмечалось в предыдущих главах данной работы, вся социальная политика государства перестраивается именно на адресное предоставление помощи нуждающимся гражданам. В этой связи нельзя не заметить о том положительном опыте именно адресной поддержки, который имел место в ряде регионов нашей страны. Так например в Чувашской Республике постоянно проводится
мониторинг уровня жизни, просчитывается прожиточный минимум. В республике создан банк данных малообеспеченных категорий населения. Для улучшения положения в республике разработаны республиканские
программы, такие как: “Дети-сироты”, “Дети-инвалиды”, “Старшее поколение”, В планах увеличение числа мест в учреждениях социального обслуживания, а также расширение сети социальных учреждений в городах, посёлках и сельской местности. За последние четыре года создано 30 территориальных центров комплексного социального обслуживания, открыты 61 дом для пожилых на 15-30 мест, 22 отделения направление в социальном обслуживании пожилых людей - строительство специальных жилых домов для ветеранов, инвалидов и одиноких престарелых граждан со службами комплексного социального обслуживания. Сегодня заселено уже пять таких домов. Основным показателям эффективности социальной политики является прежде всего жизненный уровень населения. Социальные вопросы всегда решаются непросто. Тем более это сложно, когда финансово-экономическое положение в стране и в регионах нестабильное. Но именно поэтому требуютснаправление в социальном обслуживании пожилых людей – строительство специальных жилых домов для ветеранов, инвалидов и одиноких престарелых граждан со службами комплексного социального обслуживания. Сегодня заселено уже пять таких домов. Основным показателем эффективности социальной политики является прежде всего жизненный уровень населения. Социальные вопросы всегда решаются непросто. Тем более это сложно, когда финансово- экономическое положение в стране и регионах нестабильное. Но именно поэтому требуются постоянные усилия, особое внимание и ответственность органов исполнительной власти за положение в социальной сфере. Не является исключением при решении всех этих вопросов и Московская
область. В данном регионе динамично развивается социальная сфера. Необходимо учитывать и тот момент, что многочисленные льготы и компенсации, социальные пособия, вводившиеся без учёта материального положения семей, порождают у людей иждивенческие настроения, но с другой стороны мизерные размеры этих пособий и льгот не оказывают существенной помощи тем, кто не в состоянии обеспечить себя и свою семью. Из-за резкого расслоения общества, падения уровня жизни отдельных категорий населения в условиях перехода к рынку социальные льготы и пособия следует предоставлять адресно, исходя из нуждаемости. Но переориентация на адресность должна осуществляться постепенно. Вместе с тем, есть ряд льгот, которые предоставляются гражданам за заслуги перед обществом. Их необходимо сохранить, чётко обозначив источники финансирования. Такие льготы нужно предусмотреть на всей территории Российской Федерации и предоставлять за счёт федерального бюджета. Поэтому необходимо упорядочить действующую систему льгот и компенсаций повысить обоснованность их предоставления, чётко разграничить источники финансирования. Превосходный опыт Чувашской Республики, Московской Области а также А выделяют данные области, на мой взгляд, понимание значимости социальных проблем исполнительными и законодательными органами власти как на областном, так и на местных уровнях, скоординированные действия, направленные на их решение, а также творческий подход к делу. 3.2 Порядок назначения государственной социальной помощи Государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности. Таким образом получение малоимущими семьями и малоимущими одинокими гражданами помощи является их субъективным правом, которым они могут воспользоваться. Государство предоставляет возможность всем малоимущим слоям населения осуществить право на получение данной помощи, однако реализация этого права гражданами Российской Федерации имеет добровольный характер. Для получения социальной помощи указанным слоям населения необходимо выполнить предусмотренные законом определённые действия. А именно обратиться с письменным заявлением о предоставлении государственной социальной помощи в органы социальной защиты населения.[20] Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно. Организации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах, в соответствии с законодательством. Как отмечает Б. Долотин с выходом Федерального закона “ О государственной социальной помощи у россиян, которые находятся за чертой бедности появилась реальная возможность её получения. Для этого нужно только обратиться с письменным заявлением и указанными в нём сведениями в органы социальной защиты населения. И всё. Никаких подтверждающих документов не требуется: проверкой если она понадобится, должны заняться органы социальной защиты населения самостоятельно.[21] Такая упрощённая процедура, по моему мнению, препятствует распространению бюрократизма и волокиты при оказании государственной социальной помощи. Это имеет очень важное значение, так как если человек нуждается в получении помощи, то как правило, он нуждается в ней именно в тот момент, когда подаёт заявление, при сборе документов, подтверждающих его право на получение данной помощи может уйти длительный срок, что ещё более ухудшит его тяжело положение. Своё решение о назначении социальной помощи (или об отказе в её назначении) органы социальной защиты населения должны направить в письменной форме заявителю по месту жительства не позднее, чем через 10 дней после обращения и предоставления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В этом случае окончательный ответ ему должен быть дан не позднее, чем 30 дней после подачи заявления. Отказ в назначении государственной социальной помощи заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения или в суд. Об изменениях (о составе семьи, доходах и принадлежащем имуществе)
являющихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему или
его семье государственной помощи. Заявитель обязан известить органы
социальной защиты населения в течение двух недель со дня указанных
изменений. В противном случае он может быть лишён права на получение этой
помощи. Заключение
В прошедшем году было принято большое количество законодательных
актов, регулирующих правоотношения в социальной сфере. Среди них
особо выделяется Федеральный закон “ О государственной социальной помощи”. Принятие этого закона свидетельствует о том, что социальная политика в России находится в развитии, большое внимание уделяя проблеме бедности тем группам населения, которые до настоящего времени не были защищены государством. Принятый закон впервые дал законодательное определение понятию
государственной социальной помощи. Под ней понимается предоставление
малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за
счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Основными целями оказания данной помощи являются: поддержание уровня жизни нуждающихся граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте нашей страны, а также адресное и рациональное использование бюджетных средств. Однако, стоит заметить, что данный Федеральный закон ещё не вступил в
законную силу, так как в соответствии со ст. 14 этот закон вступает в силу
со дня установления Правительством Российской Федерации величины
прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом “ О прожиточном
минимуме в РФ”. Хотя Федеральный закон был принят Государственной Думой в
июле 1999 года, до сих пор Правительство России не установило прожиточной
минимум. По моему мнению, данная недоработка будет устранена В настоящей работе я подробно осветил и другие основные вопросы оказания государственной помощи в нашей стране, такие как, виды и размер социальной помощи, порядок её предоставления и др. В результате проделанной работы можно сделать вывод, что в настоящее время в Российской Федерации высокими темпами осуществляется государственная социальная политика, направленная прежде всего на преодоление крайней степени социального неравенства в современном российском обществе, и оказание государственной помощи наиболее незащищённым группам населения, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам. 53 недоработка будет устранена Правительством в самое ближайшее время. В настоящей работе я подробно осветил и другие основные вопросы оказания государственной помощи в нашей стране, такие как, виды и размер социальной помощи, порядок её предоставления и др. В результате проделанной работы можно сделать вывод, что в настоящее время в Российской Федерации высокими темпами осуществляется государственная социальная политика, напрвленная прежде всего на преодоление крайней степени социального неравенства в современном российском обществе, и оказание государственной помощи наиболее незащищённым группам населения, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам. Литература: 1. Нормативный материал 1.1 Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая. литература, 1993. //Собрание законодательства РФ, 1997, №43. №134, 14 июля. РСФСР, 1992, №48. Думский вестник, 1996, № 10. О программе социальной поддержки населения и льготных категорий граждан Приморского края” // Владивосток, 1999, 9 июля. “О льготах оплаты электроэнергии” // Владивосток, 1998, 23 марта. 2. Специальная литература 2.1. Бульянова М. О. Право социального обеспечения: Учебник. М., 1999. Учебное пособие.-М., 1996. М., 1999. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1998. М., 1997. 1999. Владивосток, 1998. - Екатеринбург, 1993. М.,1993. 3. Периодическая литература 3. 11, Право, 1998, №5. 1999, №50. 3.17. Щавель С. Социализация и социальная защита пенсионеров // Общество и экономика, 1999, №1. Вступительное слово на защите дипломной работе Уважаемая комиссия тема моей дипломной работы называется
государственная социальная помощь. Актуальность и важность выбранной темы исследования заключается в том, что в современной В настоящее время, в период проведения социально- экономических реформ в России, у большинства населения формируются принципиально новые ценностные ориентиры, изменяется весь комплекс социальной жизни россиян. Провозгласив себя социальным государством и законодательно закрепив это в Конституции, Российская Федерация должна отвечать всем требованиям предъявляемым именно к социальному государству. Под социальным государством принято понимать государство главной задачей которого, является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закреплённых правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Наиболее характерные черты социального государства выражаются
в его социальной политике, которая в соответствии с Конституцией В настоящее время социальное обеспечение в нашей стране постоянно развивается. Так весной прошлого года в Государственную думу было представлено 7 законопроектов, касающихся совершенствования и развития системы социальной политики. Важнейшим принципом социальной политики в настоящее время
является адресность социальных программ ( выплат ). Адресность
предполагает правильную идентификацию нуждающихся, что может
достигаться разными путями. Во-первых оценкой материального
положения отдельных лиц или семей. Второй путь адресности основан
на определённых показателях, статистически связанных с нуждаемостью. Одним из важнейших законодательных актов в сфере социального обеспечения является Федеральный закон “ О государственной социальной помощи” от 17 июня 1999 года. Данный закон впервые в российском законодательстве предусматривает новую категорию граждан, которые имеют право на получение государственной поддержки в наиболее трудное время, это малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане. Данное положение прямо закреплённое в законе имеет очень важное значение, ведь до принятия данного закона эта категория граждан была не защищёна. Кроме того нельзя не заметить, что в настоящее время в России очень много людей отодвинуто за черту бедности, которые по каким либо причинам не могут себе помочь и чувствуют себя “брошенными” на произвол судьбы. Данный закон призван облегчить положение людей, и помочь именно тем, кто в этом действительно нуждается. Сейчас малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим
гражданам для получения необходимой помощи, необходимо лишь
обратится в орган социальной защиты по месту жительства или в
месте их пребывания с заявлением в письменной форме, указав при
этом сведения о доходах и принадлежащем на праве собственности
имуществе, это делается для того чтобы определить критерий
нуждаемости обратившихся граждан. Достоверность сведений должна
подтверждаться организациями предоставляющими эти сведения. Если
орган социальной защиты по своему усмотрению посчитает необходимым
проверить данные сведения, он может произвести необходимую проверку Государственная социальная помощь, в соответствии с действующим законодательством может оказываться как единовременно, так и на период не менее 3-х месяцев. Средства на оказание данной помощи должны браться из средств местного бюджета, а если таких средств недостаточно, из бюджета субъекта федерации и федерального бюджета РФ. Важно заметить, что законодатель предоставляет право выбора форм оказания данного вида помощи: она может предоставляться как в денежной форме в виде субсидий, компенсаций и дотаций, так и в натуральной форме, что облегчает задачу местным властям, так как денег порой бывает недостаточно, а возможность помочь продовольствием, топливом, вещами есть почти всегда. Малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам
государственная социальная помощь должна оказываться в пределах
разницы между уровнем доходов данных граждан и величиной
прожиточного минимума установленного в соответствующем субъекте В своей работе я подробно осветил основные вопросы оказания государственной помощи в нашей стране, такие как виды и размер социальной помощи, порядок её предоставления и др. немаловажные вопросы. В результате проделанной работы можно сделать вывод, что в настоящее время в Российской Федерации высокими темпами осуществляется государственная социальная политика направленная прежде всего на преодоление крайней степени социального неравенства в современном российском обществе, и оказание государственной помощи наиболее незащищённым группам населения, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам. У меня всё. Спасибо за внимание. Вступительное слово на защите дипломной работы Уважаемые члены государственной комиссии, тема моей дипломной работы называется государственная социальная помощь. Данная дипломная работа посвящена одной из наиболее актуальных проблем присущих современному российскому обществу –это прежде всего борьба с бедностью. Согласно последним данным Госкомстата России, в 1999 году в нашей стране около 50 миллионов человек из 145 миллионов населения имели среднедушевые доходы ниже величины прожиточного минимума. Провозгласив себя социальным государством и являясь участником большого количества международных договоров, Россия обязана в полной мере соответствовать необходимым мировым стандартам, т.е. обеспечивать своему населению достойный уровень существования. Поэтому Российская Федерация активно ведёт государственную политику в сфере социальной защиты населения. В 1999 году был принят ФЗ “ О государственной социальной помощи”, ФЗ “ О потребительской корзине в целом по Российской Федерации”, а немного ранее ( в 1997) был принят ФЗ “ О прожиточном минимуме в РФ” и многие другие законопроекты. Проанализировав содержание этих нормативных актов, я пришёл к следующим выводам: Государственная социальная помощь- это предоставление малоимущим
семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Целями данной помощи является поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума установленного в соответствующем субъекте РФ. И самое главное адресное и рациональное использование бюджетных средств. Прежде всего необходимо остановиться на том, что государство не в состоянии оказывать государственную социальную помощь всем желающим, она должна иметь конкретного адресата, то есть тех людей, которым на сегодняшний момент наиболее необходима данная помощь. Оказание государственной социальной помощи осуществляется в двух видах: это денежные выплаты и натуральная помощь. Ранее законодательство предусматривала различные виды её оказания, сейчас виды государственной социальной помощи значительно сужены. Однако это не означает, что в настоящее время государственная социальная помощь будет оказываться значительно в меньших размерах. Важно заметить, что законодатель предоставляет право выбора форм оказания данного вида помощи, что облегчает задачу местным властям, так как денег порой бывает недостаточно, а возможность помочь продовольствием, топливом, вещами есть почти всегда. Малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам
государственная социальная помощь должна оказываться в пределах
разницы между уровнем доходов данных граждан и величиной
прожиточного минимума установленного в соответствующем субъекте Впервые введено и законодательно закреплено такое понятие как получатели государственной помощи. Получателями данной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане. Определён и особый порядок назначения государственной социальной
помощи. Она назначается решением органа социальной защиты населения
по месту жительства, либо месту пребывания обратившегося гражданина. Обратившемуся в орган социальной защиты гражданину должно быть
в письменной форме не позднее 10 дней дано уведомление о
назначении ему гос. соц. Помощи, или об отказе в её назначении. В результате проделанной работы я пришёл к заключению, что в настоящее время в Российской Федерации высокими темпами осуществляется государственная социальная политика направленная прежде всего преодоление крайней степени социального неравенства в современном российском обществе и оказание помощи наиболее незащищённым группам населения, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам. У меня всё. Спасибо за внимание. ----------------------- [1] // Журнал Российского права № 7/8, 1998, С. 74 [2] Российская газета 1999, 21 июля. [3] Собрание законодательства РФ, 27.10.97, №43, ст 4904. [4] Российская газета 2000, 22 февраля. [5] Собрание законодательства РФ, 1999, №47. [6] Щавель С. Социализация и социальная защита пенсионеров // [7] Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения – М., 1999, С. [9] Долотин Б. Обеспечить реальную адресную помощь… // Социальное обеспечение, 1999, №11. [10] Сулейманова В.И. Социальное обеспечение и социальное страхование – М., 1997. – С.67 [11] Право социального обеспечения. Учебник. Особенная часть/ Под ред. Буяновой М.О. – М., 1997,- С.45 [12] Собрание законодательства РФ, №41, ст. 4920, 1999. [13] Взамен заработка - приработок // Экономика и жизнь, 1999, № [14] Среднедушевые унижения // Экономика и жизнь, 1999, № 36 [15] Калашников С.В. Социальная политика должна быть прозрачной [16] Мидуков В. Наша обязанность – защитить тех, кто в этом действительно нуждается // Человек и труд, - 1999, № 5 С. 53 [17] Голенко Е.Н., Ковалёв В.И. Право социального обеспечения – М., [18] Долотин Б. Обеспечить реальную адресную помощь // Социальное обеспечение, 1999, №11 С.26
|
|