| |||
Реферат: УГОЛОВНОЕ ПРАВО И РЕЛИГИЯ
Юридический факультет Кафедра уголовно-правовых дисциплин Коновченко Виталий Анатольевич ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Тема: УГОЛОВНОЕ ПРАВО и РЕЛИГИЯ Студента 5 курса 3 группы Коновченко В.А. Научный руководитель: к.ю.н. Доцент Кулешов Ю.И. Допущено к защите ________мая Заведующий кафедрой ________________ Хабаровск 2001 ТЕМА: Уголовное право и религия ПЛАН 1. Введение. ---- 3 их достоинства и недостатки Судана, Чеченской Республики Ичкерия) ----39 ----61 ----63 Введение В первую очередь хотелось бы отметить основные пути исследования в
данной дипломной работе. Итак, основная цель дипломной работы раскрыть
содержание и сущность двух категорий - уголовного права и религии, а также
взаимосвязь между ними, оценить их воздействие на общественные явления,
степень эффективности этого воздействия. Общей задачей является изучение
этих двух понятий и выработка личного мнения. Поскольку здесь переплетаются
наука и мораль, дипломная работа содержит философские, уголовно-правовые,
криминологические, социологические, религиозные и иные взгляды. Данная тема дипломной работы привлекла меня тем, что она фактически
не изучается в рамках курса Уголовного права, хотя на мой взгляд изучение
соответствующей проблемы имеет огромное значение в достижении тех целей,
которые стоят не только перед уголовным правом, но и перед обществом и
государством в целом. Однако внимание на это уделяется лишь поверхностно. 2. Соотношение уголовного права и религии: основные понятия, содержание, сущность и взаимосвязь Для более глубокого понимания сущности вещей считаю целесообразным
определить понятие Уголовного права и религии, хотя бы поверхностно. Итак,
что же такое «Уголовное право»? С юридической или научной точки зрения
уголовное право – это отрасль права, нормы которой устанавливают принципы
уголовной ответственности, применения наказаний за преступления, определяют
конкретные деяния, которые являются преступлениями и меры наказания за них. Религия в своей сущности является более широкой категорией и не
ограничивается теми целями и задачами, которые стоят перед уголовным
правом. Слово религия происходит от латинского religio, что в переводе
означает набожность, святыня, предмет культа. Существуют также различные
понятия религии. Религия – мировозрение и мироощущение, а также
соответствующее поведение и специфические действия (культ) основанный на
вере в существование бога или богов, сверхъестественного; фантастическое
отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в
их повседневной жизни – отражение, в котором земные силы принимают форму
неземных.[1] Однако понятие это не единственное, поскольку содержит в себе
элементы атеизма.[2] Каждая определенная религия, каждое верование есть в
то же время известный образ мышления; ведь ни один человек не может верить
в то, что противоречит его образу мысли и представлениям. Для человека,
верующего в чудеса, чудо не есть нечто противоречащее разуму; оно,
наоборот, кажется ему вполне естественным следствием божественного
всемогущества, которое тоже является в его глазах совершенно естественным
представлением. Человек верующий считает воскресение мертвых таким же
понятным и естественным явлением, как восход солнца после его заката, как
пробуждение весны после зимы и появление растений из брошенных в землю
семян. Вера и религия особенно противоречат разуму только там, где
нарушается гармония между мыслями и чувствами человека и его верой и где,
следовательно, вера перестает быть непреложной для человека истиной. Каким образом религия соотносится с уголовным правом? Я думаю,
прежде всего, в том, что они преследуют общественно-полезные цели. И то и
другое пытается оградить общество от нежелательного внутреннего
воздействия, которое может его разрушить. Отличие наблюдается в том, что в
уголовном праве эта цель является непосредственной. То есть уголовное право
непосредственно занимается тем, чтобы обезопасить общество от преступных
посягательств. В религии же эта цель является как бы составной частью, и
воспринимается как должное. Отличие также наблюдается в методе достижения
поставленных перед ними целей. Уголовное право использует императивный
метод, в то время как религия использует метод воздействия на сознание
человека, путем объяснения истины и сущности вещей, которые человек на
протяжении своей жизни пытается понять. Вы когда-нибудь задумывались о
смысле жизни? Но как правило никто не находил удовлетворительного ответа на
этот вопрос. А также на ряд других вопросов, которые не имеют достаточно
обоснованных объяснений. Религия, как правило, находит пути объяснения и
поэтому овладевает сознанием людей. Хотя это и не всегда происходит. При попытке найти на него ответ я столкнулся с множественностью взглядов. В советской энциклопедии существует понятие, что социальная справедливость - это категория морально-правового и социально-политического сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Содержит требование соответствия между реальной значимостью различных индивидов (социальных групп) и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием и т.п. Несоответствие в этих отношениях оценивается как несправедливость. С точки зрения уголовного права, восстановление социальной справедливости путем наказания осужденного осуществляется применительно как к обществу в целом, так и к потерпевшему в частности. Социальная справедливость восстанавливается в обществе в возможных пределах: государство частично возмещает причиненный ущерб за счет штрафа, конфискации имущества, исправительных работ и иных видов наказания; граждане убеждаются в том, что государство способно их защитить, обеспечивая наказание преступника и наказывает его в соответствии с законом, исходя из рациональных и социопсихологических соображений, т.е. учитывая начала гуманизма, соразмерности, эффективности. По отношению к потерпевшему социальная справедливость восстанавливается путем защиты его законных прав и интересов, нарушенных преступлением. Реализуя эту цель, наказание должно обеспечить возможность возмещения причиненного вреда и в возможных пределах – соразмерность лишения или ограничения прав и свобод осужденного страданиям потерпевшего, которые он вынужденно претерпел вследствии совершенного преступления.[4] Освободительные движения в ходе истории неизменно выдвигали требования социальной справедливости. Последовательное утверждение социальной справедливости во всех сферах общественной жизни – важнейший признак социализма. Весь исторический период существования России, начиная с первых князей Рюриковичей, не дает основания утверждать, что был период реализации социальной справедливости, заложенной в душе русского человека. Княжеская дань, насилием наложенная на свободные общины, затем крепостное право, наконец, советский период с его спекуляцией и паразитизмом основывались на понятии «социальная справедливость» — все это далеко от подлинной справедливости. Но в душе русского народа чувство социальной справедливости заложено изначально. Пользуясь его наивностью и доверчивостью, власть, какая бы она не была, паразитировала и тем извращала глубинное чувство справедливости и совести, заложенное в русской душе. Нужна ли социальная справедливость? И что это такое? Распределение общих благ всем поровну? Или же соответственно достоинству и вкладу человека в общее благо? Но последнее явно вступает в противоречие с тем, что вкладывают в понятие социальная справедливость социалисты. С точки зрения тех, кто будет ущемлен, подобная система будет восприниматься как вопиющая несправедливость. В сущности, нашему уголовному закону почти безразлично, ребенок
или взрослый совершает преступление. Да, возраст является обстоятельством,
смягчающим вину. Что это означает на практике? Если, например, группа лиц
совершает разбойное нападение, взрослому могут дать двенадцать лет, а
подростку – десять лет лишения свободы. Вот и весь гуманизм. Основная цель
правосудия в отношении несовершеннолетних – это обеспечение благополучия
несовершеннолетнего. То есть не наказать и оградить общество, а обеспечить
благополучие. Такой категорией, как благополучие юного правонарушителя, наш
закон не оперирует и решает только три задачи уголовного правосудия:
исправление, недопущение совершения новых преступлений, восстановление
социальной справедливости. Можно ухватиться за понятие социальной
справедливости, потому что ясно: скорее всего, ребенок-правонарушитель –
это ребенок, в отношении которого справедливость была нарушена. Наверняка у
него проблемы с родителями и он сам жертва правонарушений, но, к сожалению,
наше правосудие не апеллирует к этой цели наказания. В приговорах тщательно
анализируются первые две цели, а третья просто учитывается. Таким образом,
принять категорию социальная справедливость в ее общепринятом толковании,
как наиболее характерной для русской культуры, без оговорок невозможно. Давайте теперь посмотрим что же такое «социальная справедливость» с
религиозной точки зрения? В религии социальная справедливость
рассматривается как непричастность греху, праведность, а также божественное
правосудие, воздаяние за совершение определенных поступков, принципиально
противоречащих религиозным взглядам. Здесь наказание будет определятся
богом и оно будет более страшным, чем те, которыми оперирует уголовное
право. Для определенного круга людей, такое воздействие более существенно. В этом наблюдается сущность уголовного права и религии. Они являются
неотъемлемым дополнением друг к другу и очень сильно влияют на развитие
общественных отношений в государстве, а следовательно и на развитие
государства в целом. К тому же, как мы видим, в религии заложены те
основные принципы, которые со временем находят свое отражение и в уголовном
праве, поэтому связь между ними существует, просто она уходит своими
корнями в историю. Но эта связь не непосредственная, а опосредованная —
через нравственность. Естественно, поэтому, нужно выяснить характер связи
уголовного права с нравственностью, чтобы в итоге лучше понять и характер
связи уголовного права с религией. Связь нравственности с религией в
историческом рассмотрении очевидна: ни один кодекс нравственных норм,
игравший более или менее заметную роль в культурном развитии человечества,
не появился иначе, как именно на основе какого-либо религиозного учения. Попытка приверженцев доктрины «естественной морали» и последующих ее
модификаций («автономной этики» Канта, «аксиологической этики» Шелленга)
отрицать обусловленность нравственности религией, носит более замысловатый
характер по сравнению с аналогичной попыткой древних софистов. Но именно
эта замысловатость и сделали ее мало распространенной среди широкой
публики. Она известна лишь философски образованным людям — только в
качестве теоретического построения. Для обывателей же вся эта затея с Отличие их заключается в том, что они имеют различные способы
воздействия. Уголовное право использует соответственно правовой, религия –
моральный. Однако и тот и другой имеют свои достоинства и недостатки. Целями уголовного наказания также является исправление осужденного и недопущение совершения новых преступлений. Всегда ли достигаются эти цели? Недостатком уголовного права, а может быть и всей системы права на мой
взгляд является то, что его порой очень трудно применить к тем, кто имеет
государственную власть. Это, прежде всего, наблюдается в деятельности
должностных лиц, которые позволяют порой себе очень много лишнего, а
доказуемость их действий, как правило, довольно затруднительна. Уже с воспитания на улице в кругу воровских шаек у человека
вырабатывается определенное сознание, которое постепенно складывается в
общественное мнение. То есть если в иных странах сказать что ты что-то у
кого то украл или обманным путем завладел, очень аморально, то в России это
выглядит достаточно авторитетно среди достаточно большого круга людей. А в Всем вышесказанным я хотел доказать то, что общественное мнение,
воспитание, условия жизни вырабатывают определенное сознание у человека,
как социального индивида. То есть он видит себя в огромном обществе и живет
в нем по тем законам и принципам, в которых был воспитан. Здесь
наблюдается огромная сила сознания, которую не может преодолеть даже
уголовный закон со всеми своими видами наказаний. По крайней мере, в том
виде, в каком существует сейчас. Если человек был вор, воровал всю жизнь,
был воспитан в воровском обществе, то он уже заранее готов пойти в тюрьму,
для него это романтика, определенный этап жизни, но никак не наказание. В чем же суть и отличие религии от уголовного права. На мой взгляд,
эффективность религии проявляется в том, что она контролирует человека
изнутри, то есть овладевает его сознанием. Только сознание человека может
руководить его действиями. Как правило, в религии закладываются общественно
полезные принципы – заповеди, в соответствии с которыми, складывается
сознание человека его внутренний мир и культура поведения. Я считаю, что
воздействие веры позволяет добиться более ощутимых результатов, чем
воздействие уголовного закона. Поэтому связь уголовного права и религии
должна существовать, потому что эти категории являются неотъемлемыми в
области достижения общественно полезных целей. Конечно, в нашей стране
остались пережитки того времени, когда СССР стремился к коммунизму,
уничтожались церкви, люди воспитывались в сфере, где не признавалась вера в
бога и возможно, что результаты этого мы видим уже сейчас. Следует заметить
что страны, где большинство населения верующее, уровень преступности
гораздо ниже. Некоторые видят проблему преступности в несовершенстве
политики, несовершенстве права, все-таки, на мой взгляд, проблема кроется в
сознании людей. А соответствующая политика, соответствующие правовые нормы
могут являться причинами и условиями формирования определенного сознания
человека, как социального индивида. Из них, скорее всего, на первом месте
стоят экономические проблемы. Это же самое доказывают статистические
данные, по которым уровень краж намного превосходит остальные преступления. Ответственности за принятие таких нормативных актов, к сожалению, никто не несет, хотя вред причиняемый общественным отношениям во много раз существенней. А сколько их таких принимается? А сколько тратиться на то чтобы содержать весь аппарат государственной власти, реализовывать механизмы осуществления государственной власти, внутри которой сидит почти такой же огромный червь преступности, как и в обычном обществе. Поэтому на мой взгляд, создание более мощной системы морального воздействия на сознание людей, вместе с совершенствованием правовых норм будет более эффективным в достижении общественной пользы в сфере тех целей и задач, которые стоят перед Уголовным кодексом РФ., и вообще перед государством в целом. Недостатком уголовного права и права вообще, на мой взгляд является то, что в ходе исследования каждый ученый вправе изменить свои выводы и положения. Основываясь на знаниях и выводах, накопленных им, он может в одно время выразить определенное мнение на данную тему, а позже изменить его в результате более углубленных исследований и решения определенных проблем. Его новое понимание заменяет прежние мысли, и он меняет свое мнение. Данный процесс изменений является важной причиной для вариации и к столкновению мнений на уровне индивида. Более того, через несколько лет личность изменит свои идеи и мысли в результате естественных изменений тела, которые повлекут изменения психики и нервной системы. Для мыслителей, законодателей и писателей привычно ревизовать ошибки, менять мнения и свои труды. Когда человек оказывается еще вовлеченным в великие текущие события, то
при различных обстоятельствах его мнения не могут оставаться неизменными. В дополнение, просвещенные и прозорливые люди хорошо знают, что уходящие с тропы честности неизбежно блуждают в противоречиях, как бы хитро и тонко ни строили свои расчеты. Долгая жизнь этих людей в обществе усугубляет этот вопрос, являющийся результатом ухода от истины. Религия содержит глубокие и точные заявления по разному кругу
вопросов, устанавливает и легализует принципы и правила для материальной и
духовной жизни человека, а также для управления и руководства обществом. Это резко отличается от того, что происходит в результате человеческих ошибок и невежества. Человек следует некоему правилу с точки зрения определенной пользы и после некоторого времени понимает, что ошибался. Он отказывается от первого правила и заменяет его другим. Но за это время ошибки уже не поправимы. Это еще раз доказывает несовершенство правовых норм. Тот факт, что в религии нет противоречий, является ярким доказательством истинности и правдивости. Поэтому религия оставляет это на усмотрение человека, чтобы тот мог понять и различить истину от лжи. Хотя многие люди видят в религии некоторые необъяснимые вопросы и противоречия, все-таки на мой взгляд это доказывает нестабильность его взглядов. Если же человек имеет достаточно стабильные взгляды, то религия может свободно завладеть его сознанием. Когда мы знакомимся с историей Пророка Ислама, мы видим, что в жизни он прошел различные этапы. В одно время он принадлежал к неимущему меньшинству; в другое время в его распоряжении были большие материальные возможности и несметные богатства. Был период слабости, изоляции и общественного бойкота, бремя которых было достаточным, чтобы сломить дух величайшего из людей. Позже он получил такой почет и уважение, что считался лидером одной из сильнейших наций своего времени. Иногда он сталкивался с кризисами войны и ее последствиями, а в другое время жил в атмосфере мира и согласия. Исуус Христос имел тоже большие трудности, однако, это не сломило его принципы. Результат – огромное количество поклоняющихся ему людей. Мы знаем, что изменяющиеся условия жизни оказывают большое влияние на мысли людей, на их отношения друг к другу и к природе. Они представляют такой доминирующий фактор, что могут внести фундаментальные изменения во внутренний и внешний мир, непосредственно связанный с природными обстоятельствами, окружающими их. Изменяющиеся обстоятельства специфичны на каждом этапе человеческой жизни и создают определенный тип мировоззрения человеческих отношений. Среди других, человек достигает преимущество и в исключительных обстоятельствах. Позиции человека никак не едины в соответствии со всеми изменяющимися обстоятельствами. Иногда их можно использовать как средства развития и роста, создания материальных ценностей, а в другое время для формирования идеала. Принимая частичное участие в отношениях к внешнему окружающему миру и выбирая определенный подход к цели своего существования в воссозданном мире, люди формируют свою природу. Конкретно говоря, жизнь мира со всеми проявлениями и изменениями определяет человеческие ценности и выясняет направление их выбора. Более того, изменения под влиянием господствующих условий дня отразились бы в религиозном мировоззрении, и вызванные этим противоречия явно нарушили бы гармонию, характеризующую его стиль. В противовес методу, которому следуют светские книги, посвященные объяснению и исследованию одной — юридической, исторической, философской, социальной или литературной теме, религия обсуждает много тем, такие, как право, политика, теология-религия, гражданское и уголовное право, мораль и этика, история и десятки других, хотя и не так конкретно. Несмотря на это, абсолютно едина связь с предметом и его стилем. Религия, какая бы она не была, как правило, пронизана уникальным красноречием великолепных выражений, которые, на мой взгляд, являются ярким доказательством их правоты. Религия представляет собой гармоническое единство, ни один из ее законов и принципов не может рассматриваться отдельно от других, и изучение одного принципа является ключом к пониманию всех остальных. Внутренняя взаимосвязь философских и моральных основ религии, ее законов и правил жизни личности и общества, описание поведения и обучения людей, принципы и моральные цели, управляющие обществом, - все это является еще одним ясным доказательством ее чудодейственной природы. Эти исключительные качества религиозных воззрений, являются неопровержимым доказательством ее превосходства над всеми производными человеческой мысли. Они устанавливают, что неповторимость религиозных взглядов берет свой источник от Бога, что реальность вечна и неизменна, ее бесконечная сущность находится совершенно вне факторов, вызывающих изменения, различия и противоречия. В итоге воздействие религии на умы людей гораздо сильнее, нежели воздействие правовых норм, в частности уголовного. Это также доказывается тем, что с момента создания религии, она практически неизменна в отличии от права, которое меняется постоянно и, как правило, выражает волю определенного класса общества. Религиозные взгляды в своей совокупности, также порождают человеческие противоречия. Разный уровень социально-экономического развития этноконфессиональных государственных объединений, согласно закону неравномерности развития обществ, государств, порождает противоречивое мировоззрение и мироощущение, выраженное в религиозном противостоянии. Если уничтожить веру, то можно уничтожить и саму государственность. Поэтому государства имеют различные, освященные религией нормы государственного, семейного и уголовного права. Религия создает эмоциональные мотивы внутри- и межгосударственного противостояния. Вероисповедание - индикатор этнической симпатии (антипатии). Поэтому этнос стал почти религиозным понятием. Религиозные нормы - нравственный регулятор земного бытия людей. Люди Вооруженные конфликты между представителями разных конфессий имеют
место и в государствах СНГ. Для примера можно привести факт, когда под
знаменами ислама на стороне Абхазии в ходе вооруженного конфликта 1992 Противоречие между исламом и христианством - одна из особенностей
исторического развития абхазского этноса. В этом народе жива память о
гонениях, которым подвергались мусульмане во второй половине ХIХ - начале Что касается Российской Федерации, то религиозные противоречия могут
иметь место не только в конфликтах между христианами и мусульманами, но и в
отношениях между представителями других конфессий. Речь идет о районах
распространения буддизма. В Астраханской области, на земле, граничащей с Все живое живет многообразием, поэтому даже внутри мировых религий мы
наблюдаем деление (на суннитов и шиитов - в исламе, на православных и
католиков - в христианстве, на хинаяна, махаяна и ламаизм - в буддизме). С
одной стороны это и есть недостаток религии в результате которого
порождаются различные антисоциальные явления. Хотя уголовное право охраняет
свободу совести и вероисповедания, несмотря на те проблемы, которые могут
возникнуть на основе существования нескольких религий в рамках одного
государства, в сознании одного народа. Получается внутриконфессиональное
деление, что может неблагоприятно сказаться на развитии государства, его
целостности. Воздействие может достигнуть и норм уголовного права. Поэтому в результате существование нескольких религий в рамках одного государства, может привести к неблагоприятным социальным последствиям. В связи с этим, наблюдается необходимость воздействия на социальные отношения с помощью уголовно-правовых методов воздействия, которые, к сожалению, не всегда бывают эффективны в этом случае. Наиболее важным критерием является непосредственное правовое воздействие на урегулирование споров между различными конфессиями. Существование только уголовно-правовых методов урегулирования, на мой взгляд никогда не смогут решить данной проблемы, хотя они играют немаловажную роль в решении этой проблемы. Это еще раз доказывает значение и необходимость существования уголовного права. Как мы видим, религия стала той базовой точкой опоры, с которой
должно происходить развитие государства и права, в том числе и уголовного. 3. Историческое влияние религии на развитие уголовного права. Исторически особенная часть уголовного права возникла раньше общей
части, ибо сначала возникли конкретные виды общественно опасных деяний,
влекущие уголовно-правовые запреты. Библейская заповедь «не убий, не
укради» основывается на том факте, что #M12291 841501667убийство#S и кража
были самыми древними видами общественно-опасных деяний, от совершения
которых предостерегал этот древнейший религиозный памятник. Первые уголовно-
правовые запреты возникли из древних обычаев #M12291 841501035кровной
мести#S и были направлены на подчинение интересов индивида интересам
общества. Самые первые правила человеческого поведения, прежде всего, были
направлены на ограничения агрессивного поведения, сохранение человеческого
рода и выражались в требованиях: не убивай отца, детей и братьев; не
вступай в половую связь с матерью, дочерьми и сестрами и т. п. Уголовное
право в целом, с момента его возникновения поначалу носило преимущественно
уголовно-репрессивный характер. И, как правило, основывалось на религиозных
принципах. «Юридическое общение получает свою специфическую характеристику
исторически, прежде всего на фактах #M12291 841500109правонарушений#S. В Псковской Судной #M12291 841500094грамоте#S 1457 года вопросы
уголовного права получили свое дальнейшее развитие. Преступным считалось не
только посягательство на личность и собственность, но и на интересы
государства. Впервые термин «преступление» на Руси встречается в летописных
рассказах XIV века в связи с #M12291 841500380событиями#S 1398 г. В
уголовно-правовой литературе отмечается, что в отечественном уголовном
праве круг преступных деяний регламентировался далеко не сразу, а
постепенно, совпадая первоначально со сферой гражданских правонарушений. В Соборном Уложении законодательно оформлено крепостное право. В своде законов получили развитие все отрасли права – административное, финансовое, гражданское, уголовное и другие. Необходимо отметить, что в нем ожесточается система наказаний. Уже в первой главе, определяющей ответственность за преступления против религии и церкви, предусмотрены чуть ли не все виды смертной казни – сожжение (не забыли костры инквизиции), колесование, четвертование, битие батогами и кнутом. В этой главе вводится понятие богохульства. Сюда относят брань в адрес Христа и Богоматери, икон, осквернение креста. Новгородский архиепископ доносил, что в этом старинном русском центре торговли и ремесленничества замечен такой вид богохульства, как попытки “грызть иконы зубами”.………………………………………… Такой вид наказания, как смертная казнь, рассыпан по всему своду
законов. Фальшивомонетчикам – заливать в рот раскаленное олово. За измену
на поле брани – повешение на виду у неприятеля. За поджог – сожжение. В
кинофильме “Белое солнце пустыни” есть такая сцена. Сухов натыкается на
закопанного в песок по шею человека. Под палящим солнцем его ждет
неминуемая смерть. “Средневековая казнь”, - скажете вы и будете правы. Так
вот, такая казнь предусматривалась и Соборным Уложением 1649 года. В
отличие от кинофильма, она предназначалась для женщин, которые тем или иным
способом лишали жизни своих мужей. Преступницу закапывали в землю по плечи. Особенностями уголовного права средневековья являлась система голого
насилия и открытое неравенство перед законом различных классов и сословий. С победой буржуазии, утверждением капиталистических отношений и
формальным провозглашением принципа равенства всех перед законом #M12291 УК 1810г. действовал во Франции на протяжении 182 лет, пока в 1992 г.
не был принят новый УК. В России в 19 веке была впервые осуществлена И что необходимо отметить, это то, что на протяжении всей истории уголовное право существовало совместно с религией, и результат их совместного существования был налицо. Россия была одна из сильнейших держав. Но даже Англия и Франция сравнительно небольшие государства на протяжении всей истории, были и остаются одними из самых развитых стран мира. Тоже самое можно сказать и про ряд иных стран, где религия была и остается одной из важнейших сфер жизни общества. После Октябрьского переворота 1917 г. в России, руководствуясь
марксистскими догматами о том, что с ликвидацией старого базиса
ликвидируется и старая надстройка, большевики отменили все прежние законы. Наличие в законе #M12291 841500289аналогии#S давало возможность
судебно-следственным органам по собственному усмотрению оценивать то или
иное деяние в качестве преступления. Отвергая идеи классического
направления в уголовном праве УК 1922 г. пошел по пути заимствования из
арсенала социалистической школы ряда реакционных положений, в частности,
таких, как «опасное состояние личности», трактуя его с позиций классовой
опасности и признавая основанием #M12291 841501671уголовной
ответственности#S. При этом принцип виновной ответственности лица
отвергался со всей категоричностью. Наказание было заменено «мерами
социальной защиты». По этому же пути пошли и Основные начала #M12291 Общая часть этого кодекса с некоторыми уточнениями воспроизводила УК 1926 г. действовал на протяжении 35 лет, пополняясь новыми нормами, которые сыграли в тридцатые и сороковые годы свою отрицательную роль в обосновании произвола и лили воду на мельницу сталинских репрессий и сводили почти на нет права и свободы граждан и, прежде всего, самую высшую общечеловеческую ценность - #M12291 841500207право на жизнь#S. В этот период уничтожались церкви и почти вся культура России, которая формировалась исторически на протяжении веков. Конечно, ни о каком влиянии религии здесь говорить не приходится. Идея построения коммунизма вселилась в умы необразованных людей и представляла собой своебразную “религию”, которая вытесняла ту, которая существовала исторически. После разоблачения культа личности Сталина обнаруживается известная
демократизация #M12291 841501678уголовного законодательства#S. Принятые в
декабре 1958 г. #M12291 841502512Основы #M12291 841501678уголовного Превалирование идеологии над правовыми принципами приводило к
неадекватной оценке отдельных видов преступлений. Так, за совершение
хищения государственного или общественного имущества в особо крупных
размерах (свыше 10 тыс. руб.) предусматривалось наказание в виде лишения
свободы на срок от 8 до 15 лет с конфискацией имущества, со ссылкой или без
таковой или смертная казнь с конфискацией имущества. В то же время,
умышленное убийство, совершенное без отягчающих обстоятельств, каралось
лишением свободы на срок от 3 до 10 лет (ст. 103 УК РСФСР). Жизнь человека
ценилась гораздо меньше, чем государственная собственность! Советское уголовное законодательство отличалось также
репрессивным характером, что выражалось не только в судебных санкциях Так, (потом отмененная) ст. 154'' УК РСФСР, принятая в период правления Н.С. Хрущева, предусматривала лишение свободы на срок до 2 лет за скупку в государственных или кооперативных магазинах хлеба и других пищевых продуктов для скармливания скоту и птице. Этот закон не был социально обусловлен, так как отсутствие кормов и падеж скота вынуждали крестьян кормить домашний скот хлебом, чтобы спасти его от гибели. К сожалению марксистко - ленинская теория довольно глубоко вселилась
в сознание людей и была определенным историческим этапом в развитии
общественного сознания. Несомненно влияние этого сознания мы видим уже
сейчас. Но все-таки этот этап был не столь огромный и не вселялся в умы
людей из поколения в поколение. Какие бы были последствия судить трудно. Но
на сегодняшний день остались люди, которые возрождают религию. Возрождается
также и уголовное право, которое можно сказать уже существовало до Великой В настоящее время положение значительно изменилось, и ученые, как правило, стали привлекаться к разработке законопроектов. Так, созданию проекта Уголовного кодекса Российской Федерации
предшествовали серьезная подготовка, широкое обсуждение научной
общественностью, как отдельных актуальных проблем, так и проектов Однако на подготовке нового Уголовного кодекса сказалась поспешность,
вызванная стремлением аппаратчиков поскорее отчитаться перед высоким
начальством о своих "заслугах" в деле создания нового законодательства. В
результате проект оказался недоработанным и имеет существенные недостатки,
которые вызвали значительное число замечаний правоохранительных ведомств. Несмотря на то, что в ныне вступившем в силу УК устранены многие недостатки
принятого в 1995 г, варианта УК, Кодекс и сейчас вызывает серьезные
замечания и содержит значительное число неудачных решений. К таким
просчетам приводит ненужная спешка при подготовке законодательства. Задачами науки уголовного права являются: разработка фундаментальных проблем уголовно-правовой теории, предложений по совершенствованию и развитию уголовного законодательства, обобщение и анализ судебной практики и формулирование рекомендаций по повышению ее эффективности, изучение зарубежного опыта борьбы с преступностью, правовая пропаганда в целях повышения правосознания населения, издание учебной и методической литературы для обеспечения юридического образования в стране. Уголовно- правовая наука должна быть свободна от идеологических штампов, руководствоваться прогрессивными правовыми идеями, в первую очередь о защите прав человека и интересов личности. В недалеком прошлом ученые в области уголовного права вынуждены были руководствоваться положениями марксизма, выступлениями руководителей КПСС и советского государства, решениями высших партийных органов. Это приводило к ограничению возможностей высказывать свои собственные мысли. Тем не менее, и в советский период существования нашего государства наука уголовного права добилась ряда существенных успехов в разработке доктрины борьбы с преступностью и ряда важных уголовно-правовых институтов. С 1985 г. СССР встал на путь демократических преобразований в
направлении создания #M12291 841500242правового государства#S. Серьезным
препятствием в реализации этих задач была марксистская идеология с ее
классовым подходом по всем социальным явлениям, отрицанием #M12291 После распада СССР в декабре 1991г. возникла жгучая потребность в
создании нового #M12291 9017477УК РФ, #Sкоторый отражал бы те изменения в
политической и социально-экономической жизни нашего общества и учитывал бы
требования экономической и правовой реформ и особенности перехода к
рыночной экономике. С 1992 г. началась интенсивная работа по созданию
нового #M12291 9017477уголовного кодекса #SРоссии. Разработчики проекта,
среди которых были известные ученые криминалисты, стремились учесть не
только все то новое, что имело место в жизни нашего общества, но и учесть
законодательный опыт, опыт правоприменительной деятельности органов #M12291 Проект #M12291 9017477УК РФ #Sполучил высшую оценку ведущих
криминалистов этих стран. Новый #M12291 9017477УК РФ #Sбыл принят #M12291 Создавшаяся ситуация в какой-то степени разрешена Федеральным законом от 25 июня 1998 г. «О внесении изменений и дополнений в УК РФ», внесшим изменения в редакцию ч.2 ст. 24 УК[10] Также хотелось бы отметить спорный и очень актуальный вопрос
применения смертной казни. Уголовный кодекс РФ исходит из необходимости
сохранения смертной казни за особо тяжкие преступления, связанные с
умышленным посягательством на жизнь человека (ст.20 Конституции). Видимо
законодатель посчитал, что современные криминологические реалии в России
таковы, что исключение данной меры общественной безопасности из УК РФ
преждевременно. Религия, которую воспринимают большинство россиян Но существование таких религий, а также уголовного права историческим базисом которого является такая религия не отражает передовое развитие таких государств. Зато является харктерным тормозом, в развитии государства и общества и как правило пытается выразить волеизъявление господствующего класса. Более подробно эту проблему я буду рассматривать в рамках данной дипломной работы. Все вышесказанное еще раз доказывает, что идеальных законов не
существует. И порой безнаказанность порождает новые виды преступлений. А
несправедливые наказания являются причинами порождения правового нигилизма
и еще более усугубляют криминогенную обстановку в стране. А для того, чтобы
каким-то образом сгладить правовые недостатки, на мой взгляд необходимо
прилагать огромные усилия и средства для изучения и ликвидации причин и
условий, порождающих преступность. Чем и занимается наука криминология. 4. Проблема влияния определенной религии (шариата) на уголовное право, социальные последствия, возможные способы решения. Хотелось бы также отметить, что совместное существование, а тем более воздействие религии на уголовное право, не всегда отражает развитие правового государства. Некоторые религии не воспринимают те принципы, которые заложены в правовом государстве. Это сказывается соответственно и на уголовном праве определенных государств. Проблемы эти являются не только внутригосударственными, но и международными. Любое из существующих в мире государств, будь оно и небольшим, способно причинить немало вреда мировому сообществу. Поэтому, есть необходимость изучить опыт других стран, а также посмотреть влияние религии на становление уголовного права. Для примера, можно взглянуть на то, как складывалось уголовное право Судана, внутри которого происходит постоянная борьба уголовно-правовых и религиозных принципов, и какой из этого результат. Для того, чтобы проиллюстрировать суть проблем, описанных выше, и показать, что прежде, чем вводить шариатское уголовное право на практике, его необходимо реформировать, развить и уточнить. Само собой разумеется, что проблемы, схожие с теми, которые возникали в Судане, возникнут везде, где в современных национальных государствах будет вводиться уголовное шариатское право или совместное существование какой-либо религии и уголовного права. --- Наиболее значительной датой, связанной с введением в Судане
шариатского уголовного права, был сентябрь 1983 г. До этого уголовное право Я располагаю лишь очень незначительной информацией об уголовном судопроизводстве до 19 века, но могу смело предположить, что исторически сложившаяся модель децентрализованной власти в Судане не могла не отразиться и в этой сфере. Огромная территория и недоступность многих частей страны наряду со сложившейся системой организации населения по племенному и этническому принципу всегда способствовали тому, что управление в Судане было децентрализовано и осуществлялось вождями племен и местными правителями. Объединение страны произошло только после 1821 г., когда страна была завоевана турками и египтянами. Интерес (не такой уж большой) турецко-египетских правителей к делам местных жителей не распространялся за пределы больших городов, где действовали турецко- египетские кодексы, к тому времени уже испытавшие значительное влияние европейского права. Подавляющее же большинство суданцев на протяжении всего турецко-египетского периода жило по местному обычному праву, в мусульманских частях страны подвергшемуся воздействию шариата и до некоторой степени модернизированному им. Хотя уже к началу 15 столетия большинство населения Судана приняло ислам, шариат не применялся там, как единая юридическая система, за исключением, возможно, лишь период 1884-1894 годов, т.е. периода махдистского государства. А до этого периода шариатское уголовное право, если и применялось, то чисто номинально и зачастую с большой поправкой на местные обычаи. Например, за убийство и нанесение тяжких телесных повреждений часто выплачивалась дийя (штраф), но условия и размер выплаты определялись скорее местными обычаями, чем шариатом. Муххадад Ахмед "ал-Махди", ("ведомый божественной волей"), начал
в 1881 г. религиозно-политическую революцию, целью которой он провозгласил
свержение "не-исламского" турецко-египетского режима. В результате ал-Махди
и его приемник ал-Халифа (халиф) Абдуллахи постановили строго применять
шариат, в том числе и шариатское уголовное право, на всей подконтрольной им
территории. Поскольку ал-Махди полагал, что исламская юриспруденция, Кроме того, на протяжении короткого периода своего существования, это государство переживало бесконечные внутренние смуты, восстания и гражданскую войну, а также постоянные внешние войны. Поэтому у режима просто не было времени и ресурсов, чтобы развить собственные институты и отладить систему уголовного права. Таким образом, опыт махдистского правления не может быть надежной основой для создания современной системы уголовного права. Завоевание страны в 1898 г. силами Великобритании и Египта имело целью уничтожение остатков махдистского государства. После короткого периода полевых судов в стране были введены принципы английского "общего права" и основанные на них своды законов, с соответствующими изменениями, внесенными в них с учетом опыта Индии. В это время колониальные власти готовили местных суданских специалистов с тем, чтобы они со временем заняли места офицеров полиции и судей. Хотя после первых лет англо-египетского правления действие этих кодексов формально было распространено на всю территорию Судана, на деле они так и не смогли вытеснить традиционное право в сельских районах и в областях проживания кочевых племен. Когда в 20-х годах нашего века в стране была создана "туземная администрация", в определенных рамках уголовная юрисдикция судов вождей племен и местных правителей была признана официально. т Не удивительно, что после того как подобная система, включающая
элементы традиционного права, была институционально оформлена, объявление в
январе 1956 г. политической независимости ничего в этой сфере не изменило. Я не буду рассматривать здесь мотивы и механизм юридического
государственного переворота, осуществленного в Судане в 1983 г., который
ставил своей целью сделать шариат единственной правовой системой Судана. Конечно, некоторые недоработки того, что принято называть сентябрьскими (1983) законами, можно списать на ту поспешность, с которой они принимались под давлением бывшего президента Джафара Нимейри в еще не сформировавшейся новой политической системе; однако, другие недостатки этих законов отражают главные проблемы применения уголовного права шариата в современных условиях. В предлагаемом ниже кратком критическом обзоре некоторых законов 1983 г. я буду делать упор именно на эти сущностные недостатки, так как аналогичные проблемы, судя по всему, будут возникать всегда, когда историческое шариатское уголовное право будет вводиться в современных национальных государствах. Уголовно-процессуальный кодекс 1983 г., в котором вкратце упоминалось о шариатских наказаниях за убийство и нанесение тяжких телесных повреждений, о праве Верховного судьи издавать циркуляры[13], определяющие, какая из исламских правовых школ будет признана для судов эталонной, а также определялся размер дийя (штраф или возмещение), которая должна выплачиваться за убийство или нанесение тяжких телесных повреждений. Во всем остальном УПК явился простым воспроизведением прежнего "светского" Уголовно-процессуального кодекса. В новом кодексе никак не рассматриваются те процедурные вопросы, которые возникают в связи с применением шариатского уголовного права в новых условиях. Например, в кодексе никак не регламентируются отношения между частными лицами, имеющими право требовать компенсацию, и государственными властями в случая убийства или нанесения тяжких телесных повреждений (худуд и джинайят). Поскольку шариатское уголовное право не развилось в единую
систему, весь Уголовный кодекс Судана от 1983 г. был сведен к тому, что в
старый Уголовный кодекс были добавлены статьи, определяющие наказание за
убийство и причинение тяжких телесных повреждений. Принятые прежде принципы
общей уголовной ответственности за преступление, совершенное группой лиц,
ответственности за подстрекательство к совершению преступления и за попытку
совершения преступления были оставлены без изменений. Более того, при
отсутствии шариатских правовых норм, регулирующих право обвиняемого на
защиту и определяющих условия освобождения от уголовной ответственности,
были приняты прежние правила обеспечения защиты и прежний подход к
освобождению от уголовной ответственности без учета принципиальных
изменений в природе уголовной ответственности в связи с введением наказания
за убийство и причинение тяжких телесных повреждений, и возникающих в этой
связи последствий. Например, уголовная ответственность не изменялась в тех
случаях, когда преступление было совершено по принуждению или если жертва
была согласна идти на возможный риск. --------------------------------- Когда шариатские принципы были применены к общим принципам
уголовной ответственности, они еще больше запутали ситуацию. Например,
статья 49 Уголовного кодекса 1983 г. вместо четко определенного прежде
минимального возраста уголовной ответственности расплывчато упоминает о Кроме того, когда шариатские принципы были включены в статью 64 Шариатский подход к карам за убийство также был без
предварительной проработки наложен на существовавшие прежде законы об
убийстве и о порядке предоставления защиты обвиняемым в этих преступлениях,
что опять таки привело к некоторой двусмысленности. Например, статья 252
гласит, что преступления, называемые в кодексе термином катл амд гхила,
точного определения которого кодекс не дает, должны караться смертной
казнью. Хотя в исламских трактатах по юриспруденции этим термином
пользуются для обозначения отдельных видов убийства с отягощающими
обстоятельствами, там также не дается четкого определения того, что именно
понимается под этим преступлением. Точно также использование шариатских
категорий при определении наказания за убийство дает неожиданные
результаты. Например, кодекс признает, что провокация со стороны жертвы или
добровольное согласие на смерть может частично служить оправданием и тогда
убийство следует рассматривать как полу-убийство (катл шипх амд). Это плохо
соотносится с исламским религиозным подходом. ------------------------------ Не проработанность шариатского подхода к хадд хараба или кат ал-
тарик также весьма ощутима; это видно из того, что в соответствии с Уголовный кодекс 1983 г. также высвечивает те проблемы, которые
возникают в связи с применением наказания к не мусульманам. Во-первых,
шариатское наказание за кражу (худуд сарика), (кат ал-тарик) и недоказанное
обвинение в прелюбодеянии (казф) распространяется на всех преступников,
независимо от их веры и религиозной принадлежности. И здесь мы опять
возвращаемся к определенным вопросам обоснования, которых касались ранее. Признавая отчасти правомерность таких сомнений, наказание за
преступление - прелюбодеяние (зина) кодекс определяет в зависимости от
религиозной принадлежности преступников. В соответствии с шариатским
подходом, в статье 318 Уголовного кодекса 1983 г. говорится, что шариатское
наказание за прелюбодеяние не будет применяться к лицам, "божественная
религия" которых предполагает другое наказание за это преступление. В этом
случае преступник будет наказан в соответствии с законами собственной веры. Данный раздел уголовного кодекса вызывает серьезные проблемы. Другая проблема возникает, когда кодекс пытается завуалировать
шариатскую дискриминацию на основании религии в отношении преступников не
имеющих мусульманской религии. Согласно юристам-основоположникам, наказание
имеет место только, если жертва - мусульманин. Бездоказательные обвинения в
прелюбодеянии не мусульманина может быть наказано на основании шариатских
принципов наказания - тазира, но не как уголовное преступление. Конечно при
такой системе о правовом государстве говорить не приходится. Основание
этого правила шариата - в том, что не мусульманин не обладает качеством Неудачная попытка кодекса избежать не конституционности в связи
с риддой (отступничеством) приводит к другой не конституционности. Хотя
кодекс прямо не определяет наказание за отступничество, статья ч.3ст.458
говорит, что отсутствие такого определения не исключает применение
шариатского наказания за любой проступок (хадд). Поскольку отступничество -
единственный хадд, который прямо не упоминается в кодексе, смысл статьи -
дать возможность наказывать за него, не упоминая его имени. Такую
интерпретацию и применила подсекция Специального Аппеляционного Суда по
уголовным делам, подтвердив смертный приговор за отступничество Устазу Можно утверждать и о не конституционности суданского Акта о
порядке дачи свидетельских показаний от 1983 г., где вводится шариатская
дискриминация на основании религии и пола. Хотя статья 27 акта говорит, что
свидетелем может быть любой нормальный человек, который знает относящиеся к
делу факты, ряд других статей этого акта фактически отрицают это право для
не мусульман и женщин. Статьи 77 и 78 вводят дискриминацию не мусульман и
женщин при свидетельстве по делам худуд. Статья 81 гласит, что ни одна
статья данного акта не может интерпретироваться так, чтобы она оказалась
противоречащей шариату. Так, несмотря на неопределенно-нейтральный текст
статьи 27, свидетельские показания оцениваются актом в соответствии с
шариатом. Эти проблемы, возникшие в связи с последними реформами в правовой
системе Судана, призванными усилить роль шариатских принципов в уголовном
праве, будут возникать в любой стране, которая попытается ввести шариатское
уголовное право, не решив предварительно те проблемы, о которых я говорил
выше. Было бы полезно также упомянуть о человеческом и политическом
измерении суданского опыта. Еще раз следует подчеркнуть, что суданский опыт
может служить ясной и четкой иллюстрацией этого человеческого и
политического измерения, и что сложившаяся ситуация может быть характерна
не только для уголовного права Судана. В дальнейшем я буду рассматривать
ситуацию, сложившеюся в Чеченской Республике Ичкерия, уголовный кодекс
которой, принятый в 1996г. являлся точной копией Уголовного кодекса Судана. Шариатское уголовное право было введено в Судане в то время, когда
страна переживала острые экономические трудности. Подавляющее большинство
населения живет в условиях крайней бедности. Неудивительно, что в этих
условиях для многих людей единственно возможным образом жизни становится
воровство и совершение иных преступлений против собственности. Не было
сделано никаких серьезных попыток удовлетворить экономические потребности
этих людей, но создавая соответствующий антураж для введения в действие
шариатской системы наказаний, президент Нимейри в сентябре 1983 г. сделал
серьезный шаг, освободив из тюрем по всему Судану примерно тринадцать тысяч
отбывавших заключение преступников. Чтобы помочь этим преступникам (многие
из которых были самыми обычными уголовниками и рецидивистами, проведшими
большую часть своей жизни в тюрьме) начать новую честную жизнь, каждому из
них при освобождении была вручена сумма, равная минимальной месячной
зарплате. Неудивительно поэтому, что некоторые из тех, кого освободили из Кроме того, хотя большинство суданцев номинально являются мусульманами, их обычное поведение с трудом согласуется с религиозными догмами ислама. Многие суданцы-мусульмане имеют обыкновение пить опьяняющие напитки, не слишком обременяя себя размышлениями о том, что шариат это запрещает. Многие бедные женщины даже содержат себя и свои семьи, занимаясь изготовлением и продажей пива и других алкогольных напитков в основных городах страны, включая столицу Хартум. Для просвещения и помощи таким суданцам-мусульманам, ежедневно нарушающим нормы шариата, до введения суровых уголовных наказаний за подобные нарушения не было принято никаких специальных мер. Вследствие этого наказания за определенные виды преступлений применялись в исключительно широких масштабах. =============== Многие из тех, кто подвергся суровым шариатским наказаниям, были
суданскими не мусульманами, не признающими религиозного обоснования
исламской системы наказаний. Поэтому нет ничего удивительного, что
некоторые лидеры суданских не мусульман выступили с протестами против
введения в стране шариатской системы наказаний. Так, в заявлении,
подписанном суданскими католическими епископами и руководителями Другие суданские не мусульмане в негодовании ответили на
введение шариата вооруженным восстанием. Такое развитие событий подводит
нас к политическим аспектам шариатского курса. Однако для понимания этих
аспектов следует обратиться к запутанной проблеме южного Судана. Несколько акций, осуществленных в конце 1970 - начале 1980-х
правительством тогдашнего президента Нимейри[14], были однако восприняты
южными суданцами как свидетельство недобросовестности и стремления лишить
их прав, приобретенных по соглашению 1972 г. Опасения южных суданцев
подтвердились, когда 5 июня 1983 г. президент Нимейри в нарушение Хотя наблюдатели могут расходиться в оценках различных
социальных, экономических и политических причин конфликта между севером и
югом Судана, все же они не могут не согласиться с тем, что введение шариата
стало важнейшей, если не основной причиной нынешней фазы гражданской войны. Наблюдатели также не могут не согласиться, что возобновление
гражданской войны в южной части страны усугубило экономические и
политические проблемы Судана и способствовало падению бывшего президента Многие из статей данного Уголовного кодекса нарушают основные права и
свободы, которые, в соответствии со статьей 4 Международного Пакта о
гражданских и политических правах, не могут быть ограничены даже в условиях
чрезвычайного положения. Это абсолютные и неотъемлемые права и свободы
человека. Отступление от обязательств соблюдать эти права и свободы не
может быть оправдано ничем. Среди такого рода положений вводимого в Чечне
шариатского кодекса, — от бесчеловечного, жестокого или унижающего
человеческое достоинство наказания и права на беспристрастный и
справедливый суд при надлежащих гарантиях прав обвиняемого, следует
выделить статью 126 УК ЧРИ, предусматривавшую наказание (смертную казнь) за
вероотступничество от религии ислама. Свобода совести и религии в точном
смысле статьи 18 Международного пакта о гражданских и политических правах
включает право свободно и гласно выбирать и менять религию или убеждения. Со времени покорения Северного Кавказа здесь одновременно
существовало три формы законодательства: государственное (Российской
империи, а затем ее преемника - СССР), исламское (шариат) и адат - право,
основанное на традициях и обычаях. Причем шариатская юриспруденция по
многим положениям больше тяготела к российской, нежели к адату. Очередной попыткой утверждения независимости и государственности Однако за начальную точку превращения Чечни в исламскую республику
можно взять дату 11 ноября 1996 года, когда парламент республики по
инициативе исполняющего обязанности президента З.Яндарбиева принял закон "О
внесении изменений в Конституцию ЧРИ". В соответствии с этим законом ст.4 Исламские реформы предполагались и в других сферах, включая уголовное
и уголовно процессуальное право. Так, например, проблема введения основ
шариатского судопроизводства стала в особенности активно обсуждаться после
завершения военных действий. Вначале предполагалось, что шариатские и
светские суды будут существовать параллельно, причем на основе
мусульманского права планировалось рассматривать лишь дела по мелким
кражам, хулиганству, имущественным спорам, бракоразводным процессам и тому
подобное. Высказывались официальные точки зрения относительно того, что в
случае, если в республике и состоится полный переход на принципы
шариатского судопроизводства, то процесс этот должен проходить постепенно и
на начальном этапе необходимо ввести практику совмещения светских и
религиозных правовых норм. Однако вскоре властями были предприняты
кардинальные меры по изменению правовой системы в республике. Как уже
говорилось, Указом президента З.Яндарбиева был введен новый Уголовный
кодекс ЧРИ, которым были отменены все другие нормы Уголовного кодекса СССР
и Российской Федерации, действовавшие на территории республики. Следует
обратить внимание на то, что пунктом 2 данного указа военно-полевым судам В дальнейшем, признавая необходимость построения исламского
государства, руководство республики считало несвоевременным введение
шариатских судов. Реформу правовой системы планировалось проводить на
основе российского Уголовного кодекса, из которого следовало оставить
нормы, соответствующие местным традициям, а в последующем постепенно
перейти к шариату. Можно считать правовым нонсенсом, что шариатские суды в Сторонниками введения шариатских норм чаще всего ссылки делались на факторы морально-психологического воздействия новых законов на население республики. При этом они также исходили из особенностей чеченского менталитета, с учетом того, что "для чеченца публичное наказание является сильным моральным фактором. Такая мера очень быстро и эффективно приводит к дисциплине, особенно в армии" - таково пояснение прежнего министра иностранных дел Чечни Р. Чимаева Хотелось бы обратить внимание на то, что так называемый Запад никогда
не введёт санкций против сегодняшних режимов в арабских странах, хотя там
тоже имеют место некоторые из норм Шариата. В Саудовской Аравии, к примеру,
отрубают кисть руки за воровство, или за прелюбодеяние могут приговорить к
забиванию камнями, но эти элементы Шариата Запад не волнуют и не пугают. Ответственность за недавние злоупотребления в ходе применения
исламского уголовного права в таких странах, как Судан, а также в В подавляющем большинстве мусульманских стран мира принципы западного уголовного права пришли на смену шариатскому уголовному праву. Во многих мусульманских странах происходят ожесточенные дебаты относительно будущего их правовых систем и, особенно, уголовно-правовых аспектов этих систем; в таких дебатах друг другу противостоят сторонники двух моделей. С одной стороны, та часть населения, которая ориентирована на светские ценности, настаивает на том, чтобы продолжать использовать западные принципы, лишь слегка их модифицировав, чтобы они соответствовали местным условиям. С другой стороны, мусульмане традиционалисты и фундаменталисты требуют немедленного и полного применения шариатского уголовного права. К сожалению, ни одна из сторон не проявляет готовности рассмотреть весомые аргументы другой стороны. Разногласия по вопросу о сущности и содержании уголовного права, конечно, не являются чем-то характерным именно для мусульманских стран и должны разрешаться здесь теми же разумными и демократичными методами, которых следует придерживаться при урегулировании таких противоречий, где бы они ни возникали. В случае с мусульманской страной, где идут дебаты о применении шариатских уголовных законов, разумный и демократичный метод подразумевает учет религиозной природы этих законов. Эта базовая посылка имеет двоякое значение для всех мусульманских стран, в которых проживает немусульманское или ориентированное на светские ценности мусульманское меньшинство. С одной стороны, религиозные мусульмане считают, что шариатское уголовное право имеет обязательный характер в силу того, что оно опирается на авторитет веры, и не нуждается в обосновании какими-либо аргументами. С другой стороны, поскольку исламский религиозный фактор не имеет значения для не мусульман и не воспринимается в качестве неотразимого аргумента светски ориентированными мусульманами, этим группам населения применение шариатского уголовного права необходимо обосновать в приемлемых для них терминах..--------------------------- Вот почему так важно, чтобы каждая сторона получила полную свободу слова и организации с тем, чтобы на соревновательной основе бороться за общественное одобрение своей позиции прежде, чем в уголовном законодательстве будут произведены радикальные изменения. Такая возможность для проведения свободных и упорядоченных дебатов должна оставаться открытой для продолжающейся реформы уголовного права с тем, чтобы это право отражало подлинный консенсус всего населения. Хотя судьба каждого предлагаемого изменения уголовного
законодательства в соответствии с демократическими принципами в конечном
итоге решается в ходе формального законодательного процесса, следует
помнить, что демократия не является тиранией большинства. В конституционном
государстве любое законодательство, и особенно законодательство уголовное,
должно соответствовать конституционным гарантиям основных прав. Например,
принципы конституционного правления, предполагают недопущение дискриминации
по таким признакам, как пол или религия. Любое законодательство, содержащее
подобные дискриминационные положения или порождающее дискриминацию, будет
однозначно неконституционным. Каким бы представительным ни было то или иное
большинство, оно не полномочно принимать какое-либо законодательство,
предусматривающее дискриминацию по таким параметрам, как пол или религия. Таковы, с моей точки зрения, те базовые рамки, не нарушая которых должны применяться и проводиться в жизнь уголовные законы, вне зависимости от того, является их основой ислам или нечто другое. Но, поскольку здесь рассматривается исламское право, то уместно сформулировать некоторые выводы по тем проблематичным аспектам этого права, которые рассматривались в данной дипломной работе. Большая часть моих ответов на вопросы, поставленных в рамках
дипломной работы, стала ясна по ходу изложения. Например, дискреционной
властью[16], предусмотренной законом, должен обладать нормально
функционирующий государственный законодательный орган и она должна
реализовываться, не выходя за описанные выше рамки уголовного
законодательства. То же самое можно отнести и к вопросам общих принципов
уголовной ответственности, доказательности и процедуры. Некоторые проблемы,
возникающие вокруг категорий убийства и причинения тяжких телесных
повреждений, должны быть разрешены аналогичным путем. Что касается
применения смертной казни и ампутации конечностей к не мусульманам, то
здесь я бы предложил, чтобы эти исключительные наказания не применялись в
качестве норм общего права без определенной проработки этого вопроса,
которая оправдывала бы их и сделала бы их приемлемыми для всего населения. Учитывая существующие ныне определенные социологические представления, может показаться совершенно невероятной ситуация, при которой не мусульмане и мусульмане-секуляристы[17] когда-либо согласятся с наказаниями связанными с ампутацией конечностей и смертной казнью. Тем не менее, единственно честным и практически осуществимым подходом является получение согласия этих групп населения на применение вышеназванных наказаний. Как ясно продемонстрировал недавний опыт Судана, введение шариатских наказаний для немусульманских граждан, осуществленное против их воли, является недвусмысленным нарушением их основных прав. Обязанность религиозных мусульман, которые выступают в пользу применения этих наказаний, состоит в том, чтобы убедить не мусульман и мусульман- секуляристов в обоснованности и полезности этих наказаний. Высказывалось и предложение ограничить круг применения шариатских наказаний мусульманами. Однако такой подход не может быть приемлемым для мусульманского большинства, поскольку он противоречит шариату. Кроме того, как уже объяснялось выше, если применение законов о наказаниях увязывается с религиозной принадлежностью, это вызывает серьезные практические трудности в их повседневном использовании.
На протяжении всей истории общества ему сопутствуют вечные спорные проблемы Как мы видим, религия и уголовное право отражают волю сознания того
или иного слоя общества, сложившегося в течении истории, совместного
существования этих социальных явлений. Конечно, может быть моя точка зрения
тоже не идеальна с позиции взглядов определенного круга людей. Каждый
человек вправе выражать свою точку зрения и отстаивать ее. Все зависит от
тех способов, методов, с помощью которых человек пытается доказать свою
точку зрения, от их качественного воздействия в отношении тех, кто имеет
возможность анализировать мнения, соглашаться или не соглашаться с ними. Исторически сложилось так, что религия как способ воздействия на сознание, являлась базовой идеологией для осуществления правовых норм. Она являлась тем отправным пунктом, от которого, правовые нормы постепенно развивались, развивались аппараты и механизмы их осуществления и на сегодняшний день право – это огромный каркас жизнедеятельности человечества, без которого трудно представить жизнь. Право регулирует практически все сферы общественных отношений, включая религиозные. Но есть вещи ему не подвластные. Все-таки право содержит в себе императивный метод регулирования,
поэтому всегда будут существовать проблемы в этой области, особенно в
области уголовного права, где на карту ставятся судьбы людей. Невозможно
правовым регулированием отразить волю всего общества, всегда будут те, чьи
интересы будут ущемлены. К сожалению невозможно всех людей воспитать в духе
определенных религиозных или иных общественно полезных убеждений. Все равно
останутся те, которые будут иметь абсолютно противоположную точку зрения. Подытоживая все вышесказанное, необходимо отметить особую
необходимость существования, как уголовного права, так и религии. Это две
огромные сферы, внутри которых существует общество, идеальность и
проработанность которых, является ключом к развитию общества. Поэтому
изучение, разработка, улучшение этих сфер является важнейшими задачами,
которые стоят перед человеком. Я постарался в данной дипломной работе
изучить и обобщить некоторые ключевые моменты взаимосвязи религии и
уголовного права их сущности в обществе, во взаимодействии друг с другом. Список используемой литературы. Алексеев С. С. Государство и право. Начальный курс. М., 1993. Часть II ----------------------- [6] Богоборчество – отрицание существования бога. [15]Имамат – общее название мусульманского теократического гос-ва. Гос-во
мюридов в Дагестане и Чечне, возникшее в конце 20х гг. 19в. во время борьбы
народов Сев. Кавказа против колонизаторской политики царизма. Имамы: Гази- [17] Мусульмане-секуляристы – мусульмане, религиозные взгляды которых стали светскими с разрешения церкви.
|
|