| |||
Реферат: Методика формирования ответственного отношения учащихся к своему здоровью (начальные классы 1-3)
Курсовая работа. Методика формирования ответственного
отношения учащихся к своему здоровью Курсовая работа
студентки группы 301
валеологического факультета Москва 2001г. План. Введение. Глава I. Теоретические основы формирования ответственного отношения учащихся к своему здоровью. §1. Понятие здоровья, здорового образа жизни и отношение учащихся 1-3 классов к своему здоровью в процессе обучения. §2. Забота о здоровье детей педагогов, медицинских работников и родителей. §3. Педагоги о специфических особенностях формирования ответственного отношения учащихся к своему здоровью. Глава II. Возможные методики формирования отношения детей младшего школьного возраста к своему здоровью. §1. Благоприятные возможности для внедрения в практику всей системы обучения и воспитания здорового школьника начальной школы. §2. Развитие интереса и наблюдательности у учащихся 1-3 классов на уроках здоровья с помощью определенных методов и приемов. Заключение. Библиография. Приложение. Введение. “Учитель многое может, и, если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он осуществляет, дети вырастут такими, какими мы все хотим их видеть – хорошими, умными и здоровыми”. Так высоко оценивает роль учителя известный советский гигиенист профессор С.М.Громбах. Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармонического
развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья в
настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания,
болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного
социального, физического и психического благополучия. В “Основных
направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы” указано,
что российское общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло
физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и защите Но несмотря на достигнутые успехи, нынешнее состояние здоровья и
уровень заболеваемости учащихся начальной школы удовлетворять нас не могут. Состояние здоровья учащихся младших классов во многом зависит от них самих, а следовательно от учителя и родителей. Педагог, а также родители должны внушать детям не только, что это нужно, надо заниматься своим здоровьем, но и раскрывать цель, называть причину “зачем это нужно делать?”, “для чего?” В “Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы” сказано: “Необходимо, чтобы каждый школьник овладел минимумом знаний в области гигиены и медицины, смолоду знал свой организм и умел поддерживать его в порядке”. Только тогда ребенок будет ответственно подходить к своему здоровью. Огромное значение имеет оздоровительная работа, целенаправленное физическое воспитание (вовлечение всех детей в лыжные прогулки, занятия бегом, туристические походы, обучение плаванию), закаливание, рациональное общественное питание школьников. В нашей стране расходуются огромные средства на строительство новых школьных зданий, стадионов, детских лечебных и профилактических учреждений, невиданными темпами идет жилищное строительство, разбиваются новые сады и парки. Все это в целом создает благоприятные условия для воспитания здорового подрастающего поколения. Но, к сожалению, не всегда эти благоприятные условия в достаточной степени используются. Например, в классе из 8 ламп горят 6-5, а то и 4, оконные стекла не отличаются чистотой. Или другой пример, в школу доставлена новая учебная мебель, но не приложены усилия распределить ее соответствующим образом по классным комнатам, чтобы учащиеся могли быть рассажены с учетом их роста и размеров столов и стульев. Или пример из семейного воспитания. Семья живет рядом с прекрасным парком, а школьник проводит свободное время у телевизора. Примеры того, как не используются имеющиеся возможности для оздоровления учащихся, можно продолжать и продолжать. Это объясняется тем, что у многих родителей, а порой и у некоторых педагогов, не сформировано гигиеническое мышление, не хватает необходимых гигиенических знаний и как следствие этого – учащиеся начальных классов также не получают сведений по гигиене, им не привиты необходимые гигиенические навыки. Из всего сказанного очевидно, что проблема общегосударственная,
комплексная и наша задача выделить из нее конкретные вопросы, решение
которых посильно учителю и в решении которых сам учитель заинтересован. В
этой связи уместно привести слова замечательного педагога Объектом исследования являются психологические процессы. Предмет исследования – формирование ответственного отношения учащегося к своему здоровью. Проблему исследования мы определили следующим образом - каковы эффективные пути, методы формирования ответственного отношения детей к своему здоровью. Важно подчеркнуть, что в жизни ребенка достаточно часто возникают ситуации, в которых еще более четко выражена необходимость в знании в области гигиены и медицины. Основное направление, в котором необходимо осуществлять исследование этой проблемы, состоит в том, чтобы найти и разработать такие средства, которые были бы доступны детям младшего возраста. Разработка проблемы формирования положительного отношения к здоровью
осуществлялось и осуществляется под руководством таких педагогов и ученых
как Н.Б.Коростелев, А.Г.Хрипкова, М.В.Атропова, Р.Г.Сапожников, Цель работы – рассмотреть и выявить всевозможные пути формирования ответственного отношения учащихся начальных классов к своему здоровью. Задачи исследования: Методы научного исследования: Гипотеза исследования – уровень сформированности у воспитанников ответственного отношения к здоровью, к здоровому образу жизни будет наиболее высоким, если его формирование в процессе всего обучения в начальной школе будет проходить систематически и последовательно. Глава I. Теоретические основы формирования ответственного отношения учащихся к своему здоровью. §1. Понятие здоровья, здорового образа жизни и отношение учащихся 1-3 классов к своему здоровью в процессе обучения. Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего
общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем
им доброго и крепкого здоровья так как это - основное условие и залог
полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы Режим труда и отдыха. Труд - истинный стержень и основа режима
здоровой жизни человека . Существует неправильное мнение о вредном действии
труда вызывающем якобы "износ" организма, чрезмерный расход сил и ресурсов В наблюдающихся случаях перенапряжения и переутомления человека виновен не сам труд , а неправильный режим труда. Нужно правильно и умело распределять силы во время выполнения работы как физической , так и умственной . Равномерная , ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья работающих , чем смена периодов простоя периодами напряженной , спешной работы. Интересная и любимая работа выполняется легко , без напряжения, не вызывает усталости и утомления . Важен правильный выбор профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями человека. Для ребенка важна удобная рабочая форма , он должен быть хорошо проинструктирован по вопросам техники безопасности . непосредственно до работы важно организовать свое рабочее место: убрать все лишнее ,наиболее рационально расположить все инструменты и т. п. Освещение рабочего места должно быть достаточным и равномерным . Предпочтительнее локальный источник света , например, настольная лампа . Выполнение работы лучше начинать с самого сложного . Это тренирует и укрепляет волю . Не позволяет откладывать трудные дела с утра на вечер , с вечера на утро ,с сегодня на завтра и вообще в долгий ящик. Необходимым условием сохранения здоровья в процессе труда является
чередование работы и отдыха . Отдых после работы вовсе не означает
состояния полного покоя . Лишь при очень большом утомлении может идти речь
о пассивном отдыхе . Желательно , чтобы характер отдыха был противоположен
характеру работы человека ( "контрастный" принцип построения отдыха ) Режим сна. Для сохранения нормальной деятельности нервной системы и
всего организма большое значение имеет полноценный сон .Великий русский
физиолог И. П. Павлов указывал , что сон- это своего рода торможение ,
которое предохраняет нервную систему от чрезмерного напряжения и утомления Систематическое недосыпание приводит к нарушению нервной деятельности Физическая нагрузка. Для умственного труда систематическое занятие
физкультурой и спортом приобретает исключительное значение. Известно, что
даже у здорового и нестарого человека, если он не тренирован, ведет Ежедневная утренняя гимнастика- обязательный минимум физической тренировки. Она должна стать для всех такой же привычкой, как умывание по утрам. Физические упражнения надо выполнять в хорошо проветренном помещении
или на свежем воздухе. Для людей , ведущих ,,сидячий,, образ жизни,
особенно важны физические упражнения на воздухе (ходьба, прогулка). Полезно
отправляться по утрам на работу пешком и гулять вечером после работы. §2. Забота о здоровье детей педагогов, медицинских работников и родителей. В воспитании здорового школьника важен тесный контакт и содружество учителей с медицинскими работниками, особенно в проведении профилактических мероприятий, в работе с ослабленными детьми, санитарном просвещении родителей. При составлении плана работы школы, секции (объединения) начальных классов учителям или воспитателями учитывается работа врача и медицинской сестры, их выступление перед родительской или детской аудиторией. В системе оздоровительных мероприятий значительное место занимает диспансеризация. Осмотр детей осуществляется врачами основных специальностей. Полученные результаты должны быть известны педагогам и родителям. В этом случае диспансеризация дает оздоровительный эффект, легче вылечить обнаруженные заболевания, легче выполнять специальный режим, необходимый школьникам, имеющим отклонения в состоянии здоровья. Нужно отметить, что с каждым годом лучше выявляются начальные стадии заболевания, отклонения в состоянии здоровья, на которые раньше не умели обращать внимание. При обследовании выявляются дети, нуждающиеся в лечебных и оздоровительных мероприятиях. Но при этом решается и другая важная задача: определение способности каждого школьника полноценно выполнять социальные функции. Эта способность (к выполнению школьной программы, участию в общественной жизни, общественно полезном труде, физической культуре и т.п.) определяется уровнем достигнутого учащимися развития, психического и физического, нормальной деятельностью органов и систем органов, приспособляемостью к условиям занятий, к окружающей среде. При этом грубое деление детей на здоровых и больных неправомерно, так как важно обратить внимание даже на небольшие отклонения в состоянии здоровья ребенка, предболезненные состояния, чтобы принять своевременные меры, предупредить развитие болезни. Учитель может оказать большую помощь в получении материалов для оценки здоровья учащихся. Одним из наиболее удачных способов практической реализации результатов диспансеризации являются специальные вкладыши в классные журналы – “листовки здоровья”, где содержатся рекомендации врача по рассаживанию учащихся в классе, индивидуальному режиму для отдельных школьников, ограничения в занятиях физической культурой. Тесный контакт врачей, медицинских сестер с учителями позволяет решать две взаимосвязанные проблемы: проблему воспитания здорового школьника и проблему успеваемости. Однако еще не во всех школах налажен такой тесный контакт. Дети во всем должны чувствовать содружество педагогов и медиков. Учитель должен быть лично знаком с доктором, медицинской сестрой, обслуживающими учащихся его класса. Если в классе есть дети с серьезными нарушениями здоровья, хроническими заболеваниями, желательно выяснить некоторые особенности воспитания этих детей, вместе продумать индивидуальный режим для них. В “Основных направлениях реформы общеобразовательной и
профессиональной школы” сказано, что “повышение эффективности воспитания в
большей степени зависит от согласованности усилий и единства требований к
учащимся семьи, школы, общественности и трудовых коллективов”. Наша задача
состоит в том, чтобы убедить родителей в необходимости затратить энергию и
время на то, чтобы у ребенка рабочее место соответствовало рекомендуемым
нормам, ежедневно потратить 5-6 минут на целенаправленное закаливание и
личную гигиену ребенка, 10-15 минут на его физическое совершенствование, 2- §3. Педагоги о специфических особенностях формирования ответственного отношения учащихся к своему здоровью. Рациональное питание чрезвычайно важно для растущего, постоянно изменяющегося организма. Пища должна обеспечивать поступление в организм таких веществ, которые составляют основу формирования новых клеток тканей, возмещают энергетические затраты организма, способствуют нормальному физическому и нервно-психическому развитию, улучшению работоспособности. У ребенка к окончанию начальной школы должны быть определенные знания и стойкие навыки по гигиене питания. Первый и самый важный навык: ребенок должен есть разнообразную пищу, содержащую все необходимые для его развития компоненты. Таких компонентов шесть: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и вода. Рост детского организма обеспечивается образованием клеток и тканей, что происходит главным образом за счет белка. Белки – структурные элементы, служащие основой многих тканей, поэтому раньше их называли “кирпичиками” тела. Однако на этом их роль далеко не заканчивается. Именно “…с белками, - как пишет профессор А.А.Покровский,- связано осуществление основных проявлений жизни: обмен веществ, сократимости, раздражимости, способности к росту, размножению и даже высшей форме движения материи – мышлению”. Ребенок должен получать в сутки от общего количества белка 60% белка животного происхождения. Малокровие, задержка роста, чрезвычайно слабая сопротивляемость болезням, особенно инфекционным, - результат резкой белковой недостаточности. Жиры и углеводы – основные источники энергии, а суточная потребность организма в них, выраженная в килокалориях в день, для детей 7-10 летнего возраста – 2300ккалл/в день. Углеводы – не только источники энергии для мышечной деятельности организма, они выполняют и другие функции, например, входят в состав нуклеиновых кислот, мембран клеток, служат резервом питательных веществ в организме. Углеводы поступают в организм ребенка с продуктами растительного происхождения (картофель, мука, крупа, овощи, фрукты, ягоды). В рационе школьника основным углеводом является крахмал. Минеральные соли являются четвертым необходимым ингредиентом. Как правило, человек получает с пищей все необходимые минеральные вещества, за исключением хлористого натрия, или поваренной соли, без которой многие блюда кажутся невкусными, а подчас несъедобны. Витамины – обязательная составная часть пищевого рациона. Учащиеся
начальных классов, как правило, знают о важности витаминов для
жизнедеятельности организмов. Вода не менее важна для организмов, чем белки
и витамины. Человек в течение нескольких недель может прожить без пищи, а
без воды гибель наступает через 3-4 суток. Для ребенка одинаково вредно как
недостаточное, так и избыточное потребление воды. Специалисты обычно
рекомендуют такое распределение общего объема пищи в течение суток при
четырехразовом питании: завтрак – 25%, обед – 35%, полдник – 15% и ужин – Культура поведения за столом всегда была заботой наших предков. Прежде всего надо объяснить детям, что недопустимо входить в школьный
буфет с грязными руками. Учитель, дежурные должны следить за позой детей во
время еды, следует отучать детей от чавканья во время еды, это неприятно
для окружающих, есть нужно с закрытым ртом. В 3-4 классах можно вменить в
обязанность санитарам контролировать чистоту салфеток и хранение завтраков. Мы восхищаемся людьми, которые могут держаться прямо. Не случайны сравнения: “Какая стройная девочка, ну, прямо, березка”. На формирование осанки оказывают влияния привычки повседневной жизни: манера стоять, ходить, сидеть и т.д. Глава II. Возможные методики формирования отношения детей младшего школьного возраста к своему здоровью. §1. Благоприятные возможности для внедрения в практику всей системы обучения и воспитания здорового школьника начальной школы. Ныне действующая программа начальной школы дает благоприятные возможности для внедрения в практику всей системы валеологического обучения и воспитания учащихся начальных классов. Русский язык. На уроках предусматривается знакомство с правилами
гигиены чтения и письма, формирование и закрепление гигиенических навыков
чтения и письма: правильной посадки, положения книги, тетради и т.д. В
программе говорится: “Нормализации нагрузки, предупреждению утомляемости
способствует включение в урок разнообразных видов деятельности детей В программе имеется ряд положений, имеющих значение для воспитания внимательного, доброжелательного отношения к товарищам, одноклассникам, развития речевой этики, культуры общения. Все это важно для создания благоприятного психологического климата в классе. Математика. В программе даются важные валеологические рекомендации: Природоведение дает наиболее систематизированные валеологические знания для привития некоторых навыков личной и общественной гигиены. Уже в первом классе в теме “Наш дом” дается значительный материал по валеологии: распорядок дня, режим питания, проветривание помещения, умение правильно мыть руки, правильно пользоваться носовым платком, правильно сидеть во время занятия и др. В теме “Наш город” – вопросы предупреждения несчастных случаев на улице. Во втором классе в теме “Наш дом” разбираются отдельные режимные моменты: труд, отдых, сон; продолжается проработка материала по предупреждению уличного (дорожного) травматизма. Программа указывает, что учащиеся должны к концу второго класса “уметь выполнять правила личной гигиены (правильно чистить зубы, мыть руки, овощи, фрукты); правильно сидеть при письме и чтение; знать и выполнять свой режим дня, режим питания; правила и значения проветривания помещений, значение сменной обуви; должны знать и выполнять правила поведения на улице. В третьем классе валеологические знания и навыки даются применительно к разным сезонам. Особенно важно предупреждение простудных заболеваний весной и осенью. К концу третьего класса учащиеся должны уметь измерять температуру воздуха с помощью термометра (важное умение для контроля за температурой воздуха в помещении, на улице, для выбора одежды по погоде); правильно строить режим дня, выполнять необходимые правила личной гигиены; беречься от простудных заболеваний, закаляться. В четвертом классе преподавание гигиенических правил проходит уже на более высокой ступени – на базе элементарных анатомо-физиологических сведений. Тема “Организм человека и охрана его здоровья” помогает учащимся представить организм как единое целое, и это обстоятельство позволяет глубже и осознаннее усваивать вопросы личной и общественной гигиены, которым и должно быть уделено основное внимание. Трудовое обучение. Все разделы этого предмета начинаются с изучения
правил безопасности труда и личной гигиены. Отметим, что в первом классе из Физическая культура. Во всех классах начальной школы учащиеся
получают сведения об оздоровительном значении тех или иных элементов
физического воспитания, отдельных комплексов (утренняя гимнастика, уроки
физической культуры, спортивный час, плавание и т. д.). Здесь же дается
материал по личной гигиене, закаливанию, режиму дня, а в четвертом классе
учащиеся получают понятия о двигательном режиме. Собранные в программе
воедино, вопросы по охране здоровья и гигиене представляют собой стройную
систему валеологического обучения и воспитания учащихся начальной школы. Обоснование правильной позы. Учебный процесс связан с большими умственными и физическими нагрузками. Занятие за партой, чертежной доской, стояние за верстаком связаны с определенным, преимущественно статическим положением тела, вызывающим напряжение мышц спины, шеи, живота, верхних и нижних конечностей. В систему управления позой входит ЦНС ( сответствующие сегменты спинного мозга ) и переферические рецепторы в мышцах ; управление позой осуществляется через мышечный аппарат , благодаря тремору - незначительное дражание мышц. Позы с небольшим наклоном более выгодны с точки зрения статики и биомеханики - меньшее колебание центра тяжести. При больших наклонах в работу вовлекаются дополнительные двигательные единицы, учащается пульс, снижается амплитуда дыхания, возможны нарушения зрения, возникают застойные явления в кровеносном русле ног и малого таза, происходит сдавливание позвоночных дисков. Установлено, что степень наклона корпуса увеличивается с возрастом школьников: в начальных классах между налоном головы и горизонтальной плоскостью составляет 45 градусов, грудной отдел позвоночника - 55 градусов. У школьников средних и старших классов соответственно - 39 - 33 и 53 -48 градусов. Возрастные особенности сидячего положения связаны с анатомо-физиологическими параметрами организма. Менее совершенное устройство нервно-мышечного аппарата в младшем школьном возрасте, обьясняет трудности преодоления статических нагрузок, несмотря даже на более вертикальное положение тела. Конструкция мебели. Парты. В последние десятилетия выпускаются
раздельно парта и стул к ней, что имеет свои плюсы ( более легкая
перестановка, возможность индивидуального подбора стола и стула, особенно
для одноместных парт ) и минусы ( возможность неправильной посадки ). Классная доска. Различают два основных типа классных досок -
настенные и передвижные.Основные гигиенические требования, предъявляемые к
доске - облегчение зрительной работы школьников. Цвет покрытия досок -
зеленый, темно-коричневый, матово-черный ( коэффициент отражения не менее Мебель столовых. В них используют обеденные столы облегченной конструкции, легко моющиеся, с выдвигающимися табуретками. Ножки столов делают из сваренных труб, на концы которых одевают пластиковые наконечники. Мебель компьютерных классов. Используются специально переоборудованные парты с увеличенной поверхностью крышки стола, либо особые столы для компьютеров. В качестве сидений рекомендуется использовать специально сконструированные вращающиеся кресла или стулья с большим наклоном спинки а также валиком в поясничной области, т.к. самая рациональная поза - это с наклоном немного назад корпуса для меньшего утомления глаз и спины. §2. Развитие интереса и наблюдательности у учащихся 1-3 классов на уроках здоровья с помощью определенных методов и приемов. Правильная осанка. От учителя в значительной степени зависит, какая осанка будет у ребенка. На уроках физической культуры в 1-2 классах в доступной форме нужно рассказать о том, какое значение для здоровья и хорошей работоспособности имеет правильная осанка. В мотивации необходимости самоконтроля за своей осанкой нужно использовать разные приемы: эстетические – на стройного, прямо держащегося человека приятно смотреть, это красиво; стремление преодолеть собственные физические недостатки – очень высокий человек, ели держится прямо, со стороны выглядит гораздо приятнее, чем ссутулившийся, согнувшийся; человек маленького роста, ели он держится прямо, - выглядит выше. Медицинские – при прямой осанке лучше работают все органы, весь организм человека. Выбора профессии, достижения жизненной цели – неправильная осанка затрудняет выбор профессии актрисы, офицера, мешает достижениям в некоторых видах спорта. Все эти мотивы легко воспринимаемы в начальной школе. Ребенок должен иметь ясное представление о том, что такое правильная осанка и как ее воспитать. Для самоконтроля можно рекомендовать учащимся наблюдать за своей осанкой в зеркало. Мытье рук – простая, но подчас основная мера предупреждения кишечных инфекций и в первую очередь дизентерии. Но, оказывается, научить, как мыть руки, еще недостаточно, нужно объяснить, когда и почему это следует делать, воспитать потребность в выполнении этой процедуры. Как же убедить ребенка мыть руки? Может быть так: “Если будешь есть грязными руками, то заболеешь”, или еще категоричнее: “Поешь грязными руками – заболеешь”, или более обоснованно: “На грязных руках микробы, которые проникают в организм человека, и он заболевает”. Для учеников 1-2 классов такое объяснение неприемлемо. Из своего опыта ребенок уже знает, что он ел немытыми руками и не заболел. Значит, взрослые говорят неправду? У учащихся 1 класса предупреждение: “На грязных руках микробы, которые проникают в организм человека, и он заболевает” – вызывает крайне нежелательную реакцию: дети уклоняются от игры в песок, в мяч, не хотят брать с земли игрушки, боясь запачкать руки. Наблюдения показали, что для выработки внутренней потребности мыть руки гораздо сильнее и точнее действует “эстетическая мотивация”: грязные руки некрасивы, неприятны, противны. Но вместе с тем подчеркивается, что нет ничего страшного, если при работе, игре руки запачкаются. И самое важное воспитать у ребенка привычку мыть руки как норму поведения. Нельзя садиться за стол с немытыми руками, руки нужно мыть после игры, после туалета, после занятия с животными, после гуляния. А вот в 3-4 классеах дети уже довольно легко воспринимают такие понятия, как вероятность попадания микробов, яиц гельминтов (глистов) в организм человека и возможность заболевания. Закаливание. Особое внимание следует обратить на детей, пропускающих
занятия из-за простуды, часто приходящих в школу с кашлем, насморком. Чистка зубов. Примерно один раз в месяц полезно напомнить детям о
необходимости чистить зубы. Практика показывает, что в последнее время в
связи с выпуском специальных детских паст дети стали охотнее чистить зубы,
чем раньше зубным порошком. Гораздо сложнее прививаются другие навыки. Охрана зрения. Рекомендуется проводить с учащимися целенаправленную
воспитательную работу по охране зрения. Во 2-3 классах хорошо провести
краткую беседу с учащимися на тему “Как надо заботиться о сохранении
хорошего зрения” примерно такого содержания: Дети показывают приемы самоконтроля за посадкой, гимнастику и отдых для глаз. Ели ученик заметил, что у него ухудшается зрение, нужно сказать об этом родителям, учителю, обратиться к врачу. Все назначения врача должны точно выполняться, чтобы зрение не ухудшалось. Ни в коем случае нельзя смеяться над людьми, которые носят очки. Говоря об уходе за глазами, учитель отмечает, что при утреннем умывании следует промывать и глаза, нельзя тереть и трогать глаза руками. При изучении вопроса “Гигиена органов чувств” полезно еще раз проверить все упомянутые выше умения детей по гигиене зрения. Заслуживает одобрения следующий прием, который используют многие педагоги; стол учителя ставят у доски, на столе лампа. Один из учеников показывает все упомянутые приемы самоконтроля, а класс проверяет и дает им оценку, затем эти приемы дети проделывают сами, сидя за партами. Дурные привычки. Гораздо более серьезного внимания требуют дурные и вредные для здоровья привычки, формирование которых подчас происходит в младшем школьном возрасте. Это употребление алкоголя и чаще курение. Почему же начинают курить младшие школьники? Ученые, исследовавшие этот вопрос, пришли к выводу, что на первом месте (около 30% всех школьников, начавших курение) нужно поставить влияние товарищей, одногодок старших ребят. Курение взрослых в присутствии детей создает у них представление о курении, как о норме поведения. Младшие школьники скорее приобщаются к вредной привычке. Вторая причина курения – любопытство, интерес. На третьем месте стоит желание подражать взрослым: уважаемому учителю, мастеру, родителям известным киноактерам и др. Наиболее важным представляется направление наших усилий на то, чтобы
дети не начинали курить. Разъяснение вреда курения должно идти со строгим
учетом возрастных особенностей. На детей действуют увещевания, что
продолжительность жизни курящего сокращается, что возможен рак. Позиция
должна бать совершенно четкой: на детский растущий организм табак действует
сильнее, он гораздо опаснее для ребенка, чем для взрослого. Говоря об
особом вреде табака для растущего организма, нужно подчеркнуть, что курение
мешает хорошей учебе – слабеет память, нередко вместе нарушается зрение. Другая чрезвычайно вредная для здоровья человека привычка –
употребление алкоголя. Это привычка также имеет сложные социально-
экономические, биолого-социальные и педагогические аспекты. Своеобразная – враг учебы, алкоголь – враг спорта; Считаем важным в беседах с детьми, даже при объяснении им, скажем, результатов опытов, ни в коем случае не ограничиваться только медицинской стороной дела, а обращать внимание на социально-бытовые аспекты. Заключение. Что же конкретно может сделать учитель начальных классов для воспитания здорового школьника? Во-первых, гигиенически правильно организовать сам педагогический процесс: это своевременная смена статического напряжения при письме и чтении – физкультпауза, активный отдых на переменах, отдых для глаз, смена различных видов учебной деятельности школьников, ее активизация, умелое использование наглядных средств обучения с учетом требований гигиены – все это способствует положительным эмоциям учащихся. Положительные эмоции облегчают усвоение материала, что в свою очередь уменьшает утомление, стимулирует высшую нервную деятельность ребенка, улучшает психологический климат в классе, предупреждает невротические реакции детей, особенно первоклассников в период их адаптации к школьной жизни. Меры эти непосредственно связаны с педагогическим мастерством учителя. Учитель, опираясь на свои знания в области психологии, медицины, гигиены, осуществляет индивидуальный подход к обучению и воспитанию детей, бережно относится к ранимой психики ребенка. Зная психологические особенности детей, условия их быта, владея педагогическим мастерством и имея необходимые валеологические знания, учитель может и должен быть основным “воспитателем здоровья” ребенка. Во-вторых, учитель принимает посильное участие в обеспечении отвечающегося гигиеническим требованиям естественного и искусственного освещения, температурного режима в классе и других факторов внешней среды. В-третьих, зная индивидуальные особенности детей, постоянно общаясь с
ними, учитель может своевременно обнаружить начальные признаки заболевания В-четвертых, учитель оказывает неоценимую помощь медицинским
работникам в проведении медицинских осмотров, профилактических мероприятий Библиография. 1. Антропова М.В. Режим дня школьника в связи с обучением по новым программам. – Вестник АМН СССР, 1972, №4. 2. Белостоцкая Е.М. Гигиена зрения. М., 1980. 3. Гринене Э., Линдишене Д., Бурнейкене. Особенности динамики некоторых вегетативных функций младших школьников в процессе учебного года. – Физиология человека, т.4, 1978, №4. 4. Давидавичене А.Г. и др. Некоторые аспекты изучения успеваемости и состояния здоровья школьников. – В кн.: Актуальные вопросы гигиены обучения и воспитания. М., 1977. 5. Ефимова С.П., Коринская Е.П. Изменение некоторых показателей состояния здоровья в процессе адаптации у учащихся 1-3 классов: Тезисы докладов 2 сессии Научного совета. Проблемы школьной гигиены и физического воспитания. Запорожье, 1978. 6. Калюжная Р.А. Двигательный режим и здоровье школьника. М., 1977. 7. Лебедева Н.Т. Сезонная динамика суточной двигательной активности как основа для гигиенического нормирования физического воспитания и нагрузок школьника. – В кн.: Гигиена детей и подростков, вып. 4. М., 1977. 8. Манке Г.Г. Организация учебно-воспитательной работы в школе полного дня. – В сб.: Проблемы дидактики обучения в начальной школе. М., 1977. 9. Попова Н.М. и др. Влияние учебной нагрузки на работоспособность и функциональное состояние организма младших школьников. – В кн.: Работоспособность и здоровье учащихся при обучении в современной школе. М., 1974. Физиолого-гигиенические основы организации продленного дня в младших классах: Методические рекомендации для учителей и воспитательных школ и групп с продленным днем. Уфа, 1975. 10. Савельев О.Н. Влияние особенностей режима дня на выносливость при статической мышечной работе. – В кн.: Новые исследования по возрастной физиологии. М., 1978. 11. Сапожникова Р.Г. Гигиена обучения в школе. М., 1974. 12. Семенова И.И. Учусь быть здоровым, или Как стать Неболейкой. – 2-е изд. – М., 1991. 13. Хрипкова А.Г., Антропова М.В. Забота о здоровье детей. – Из опыта работы школы продленного дня №710 Москвы, 1980. 14. Эрисман Ф.Ф. Избранные произведения, т.1 М., Медгиз, 1989. 15. Янда Ф. Изучение гигиены педагогического процесса в Чехословакии. “Гигиена и санитария”, 1977, №3. 16. Яппо Т.А. Гигиенические принципы организации внеучебной деятельности учащихся. Канд. дисс. М., 1969. |
|