| |||
Реферат: Психологическая подготовка боксера
Кафедра спортивных дисциплин. Факультет физической культуры и спорта. Курсовая работа. Тема:Психологическая подготовка боксера. Научный руководитель: Старший преподаватель Тюрнина А.И. Исполнитель: студент931 группы Гарнов И.О. Сыктывкар2001. Содержание. Введение…………………………………. 3 Глава 1.Психолого-педагогические основы подготовки боксера. 1. Понятие ’’психологическая подготовка".5 2. Cодержание и структура психологической
готовности боксера к соревнованию............. 10 4. Воспитание воли боксера ........................19
Выводы……………………………………….32 3 Введение Занятия боксом оказывают положительное влияние на нервную систему. Бои выдающихся боксеров свидетельствуют об исключительно тонком восприятии ими всех ситуаций боевой обстановки ,точном расчете времени и дистанции,умение находить нужный момент для ударов и защит,оптимальном распределении мышечных усилий, быстром и точном тактическом мышлении. Что говорит не только о развитии специальных физических качеств, но и психологической подготовки спортсменов.[9] Вопросами психологической подготовки спортсменов занимается психология спорта. состояние психической готовности боксера. 4 Вопросы готовности спортсменов к соревнованиям нашли широкое отражение в
исследованиях психологов спорта: Объектом исследования данной работы является – актуальные направления психологической подготовки боксера, а предмет исследования – состояние психической готовности боксера. 5 Глава 1. Психологическая подготовка боксера. 1.1 Понятие “психологическая подготовка”. Успешное выступление в напряженном и трудном многодневном турнире, где приходится встречаться с разнообразными, порой опасными противниками, требует от боксера наряду с большим технико-тактическим совершенством и физической работоспособностью также и высокого уровня психологической подготовленности. Психологическая подготовленность боксера определяется во-первых, степенью развития специализированных восприятий: чувства дистанции и времени удара, ориентировки на ринге, быстроты реакции, умения предугадывать действия соперника, тактического мышления, внимания и , во- вторых, психологическим состоянием спортсмена. При оптимальной психологической подготовленности у спортсмена наблюдается наивысший уровень развития перечисленных качеств и состояния так называемой психологической готовности. Его характеризуют уверенность в себе, стремление бороться до конца и победить, способность мобилизовать все силы для достижения поставленной в бою цели, значительная психическая устойчивость. Уровень развития специфических психических процессов
проявляется в действиях боксера на ринге , во многом определяется
успешностью развития природных задатков спортсмена , которые
совершенствуются в процессе специальных упражнений . 6 качествами, например – замедленной реакцией, большой быстротой движений или хорошим чувством дистанции отрицательно сказывается также и на достижении состояния готовности, т.к. вызывает у спортсмена чувство неуверенности или психической неустойчивости.[23] Психическая устойчивость – это способность спортсмена сохранять в
трудных условиях тренировки и соревнований положительное эмоциональное
состояние, работоспособ-
ность и психические качества , необходимые в бою, несмотря на влияние
факторов ,вызывающих отрицательные эмоции и психическую напряженность.[12] Несколько по другому подходит к пониманию состояния готовности спортсмена Г.М. Гагаева. Она считает , что это состояние является только эмоционально-волевым и характерезуется оптимальным уровнем афферентных и эф- ферентных систем организма .[22] Под психологической готовностью спортсмена к соревнованию понимается возможность успешно выступать на соревнованиях. В психической готовности отводится большая роль уверенности, воле и т.д., которые не поддаются измерению и формализации и поэтому могут лишь дополнять полученные объективные данные исследований. Многие психологи спорта усматривают сущность психологической готовности спортсмена в различных воздействия на него экстремальных условий соревнований и возможности своевременно принять оптимальное 7 решение в конкретной ситуации, в единстве деятельности и состояния, в непрерывном контроле и регуляции поведения. Во время пред соревновательной подготовки на обще подготовительном этапе и акцент делается преимущественно на общую психологическую подготовку, а на специально –подготовительном этапе –на специальную психологическую подготовку к данному соревнованию.[18] Основная задача тренера по боксу это развитие у спортсменов целеустремленности, что является неотъемлемой частью психологической подготовки боксеров. Ее можно воспитывать при условии ,что спортсмен проявляет глубокий интерес к боксу как искусству , и личную заинтересованность в спортивных достижениях. Тренер обязан разобрать с боксером все его положительные и отрицательные стороны подготовки.[24] Следует постоянно вырабатывать у боксеров умение стойко переносить в боях болевые ощущения, преодолевать неприятные чувства, проявляющиеся при максимальных нагрузках и утомлении, при сгонке веса ,ограниченном приеме пищи и воды. Бокс как спорт диктует отрицательные предстартовые состояния 8 Под влиянием этих и других подобных им мыслей и эмоций спортсмен становится чрезмерно возбужденным , вспыльчивым или вялым, аппатичным.[23] Находясь в состоянии стартовой лихорадки ,боксер, сильно волнуясь ,не может ,как правило объективно представить себе картину предстоящего боя и сосредоточиться на плане своего выступления. Желание выиграть бой сменяется у него всяческими опасениями о ходе встречи ,о ее результате. У боксера ухудшается внимание, нарушается память .Некоторые особенно возбудимые, неуравновешенные боксеры перед боем становятся крайне раздражительными и вспыльчивыми, не могут сидеть на месте, грубят, суетятся. В результате исследования Б.И. Рысева было установлено что к
отрицательным показателям стартовой лихорадки и стартовой апатии относятся:
частота пульса и дыхания, высота артериального давления ,которые в течении 9 сдвигах. При выходе боксера на ринг показатели частоты пульса, дыхания и высоты артериального давления, которые относительно данных после 5-ти минутного отдыха резко изменяются в сторону их увеличения или понижения.[5] Чтобы успешно преодолеть все эти трудности необходимо развивать все качества воли .Формирование психической готовности к конкретному соревнованию достигается целой системой психолого-педагогических мероприятий, которые дают должный эффект лишь при направленном и комплексном их применении. 10 2. Содержание и структура психической готовности боксера к соревнованию Задача общей психологической подготовки- изучение психологических качеств спортсмена и их развитие. Тренер в процессе работы выбирает методы их воспитания. Так, тренер, выясняет, что в процессе соревнований спортсмен не показывает результаты достигнутые на тренировках ,т.к. не уверен в своих силах. Эта слабость проявления волевых качеств может иметь различные причины . Чтобы выбрать метод устранения недостатка, необходимо точно знать причину его возникновения .Потом вырабатываются меры устранения указанного недостатка .Спортсмен должен быть отлично подготовлен в физическом , техническом и тактическом отношениях. А потом можно подбирать методы устранения данного конкретного недостатка-неуверенности. Совершенно необходимо чтобы спортсмен был полностью информирован о своих будущих соперниках, он должен хорошо знать как их слабые так и сильные стороны На последних соревнованиях, спортсмену необходимо выполнять специальные упражнения, которые придают уверенности в себе. Особенное внимание следует уделять формированию эмоциональной спортсмена. Эмоциональное состояние спортсмена в период непосредственно предшествующее соревнованию, получило название- предстартовое состояние или как говорят боксеры “гореть” пред боем. Особенно сильно проявляется предстартовый “мандраж” у 15-18-ти летних боксеров .Однако тренер учитывая возрастные особенности не должен игнорировать индивидуальные 11 особенности спортсмена. Важен здесь опыт спортивной деятельности. Из двух спортсменов одинакового возраста один может иметь значительный опыт спортивной деятельности, в результате которого у него вырабатывается умение владеть собой во время больших соревнований , и это положительно сказывается на его результатах. Другой спортсмен того же возраста может не иметь опыта борьбы и перед соревнованиями большого масштаба впасть в тяжелое предстартовое состояние.[6] Тренер должен знать темперамент каждого спортсмена –значит в процессе спортивной деятельности темперамент играет значительную роль. Хотя следует учесть, что один и тот же спортсмен в процессе спортивной деятельности может проявлять психические качества совершенно иного характера чем в жизни. Основными факторами психологической подготовки к конкретному
соревнованию является : Под этим понимается та психологическая установка- мысли, переживания,
волевые явления которые происходят у спортсмена в связи с конкретными
соревнованиями. Спортсмен перед соревнованиями обязательно должен жить
предстоящими боями. Однако это должны быть такие переживания , которые
мобилизуют его силы, по- боевому настраивают и в конечном счете в
значительной мере помогают достижению победы. Тренер , хорошо знающий своего воспитанника уже по внешним признакам поведения может определить сдвиги в его эмоциональной сфере. Если всегда оживленный в присутствии тренеров юноша становиться замкнутым ,то это значит что он находится в состоянии тяжелых психических переживаний, связанных с выступлением на предстоящих соревнованиях. Тренеру следует незаметно вывести своего подопечного из этого состояния, переключить его внимание на другое. 12 Под понятием “среда” надо понимать в первую очередь тот спортивный
коллектив в составе которого спортсмен должен выступать на предстоящих
соревнованиях. Психологическое состояние членов коллектива взаимно
воздействуют на них .Поэтому очень важна установка всего коллектива
относительно предстоящего соревнования. Когда коллектив настроен по-боевому В психологической подготовке большое значение имеет также отношение семьи, товарищей, знакомых. Здесь не следует забывать что среда спортсмена может играть как положительную, так и отрицательную роль. Речь, в частности, идет о таких случаях когда воздействия среды доводят спортсмена до определенного перенапряженного состояния, выводят его из равновесия(когда “воодушевление” переходит нормальные границы)[8] Процесс психологической подготовки спортсмена делится на ряд этапов. Этап, сразу следующий за соревнованиями. На этом этапе, исходя из победы или поражения, спортсмен принимает ту или иную установку относительно последующей тренировки и предстоящего соревнования. Следующее соревнование может быть через месяцы. Однако психологическая к нему начинается после 13 окончания предшествующих соревнований. В случае победы надо поставить перед боксером более высокие цели, а в случае поражения надо вызвать стремление к реваншу, и во всех случаях серьезно разобрать технические, тактические и психологические недостатки ,вот что важно проделать на этом этапе психологической подготовки к соревнованию. Этап тренировки ,предшествующий соревнованию. Этот этап –самый длительный из всех. Этап непосредственной подготовки к соревнованию. Этот этап определяется такими сдвигами, которые происходят в
эмоциональной сфере спортсмена. Сдвиги бывают большей частью настолько
значительными, что накладывают определенный отпечаток на настроение
спортсмена. В это время надо рассеять тревожные мысли, устранить
беспокойства и постараться создать у спортсмена состояние боевой
готовности. В процессе соревнования, особенно когда соревнования продолжаются дни а то и недели, важна психологическая настройка .Психологическая настройка спортсмена к соревнованию очень сложный процесс, который совершается систематически, по заранее разработанному плану и имеет важное, иногда даже решающее значение для достижения успеха в соревнованиях. В этом процессе важная роль принадлежит спортсмену, тренеру и коллективу ,совместными усилиями которых можно достичь правильной и необходимой психологической подготовки и обеспечить успех в предстоящих боях.[6] 14 1.3 Диагностика состояния психической готовности спортсмена Психическую готовность к соревнованию следует рассматривать как одно
из многообразных психических состояний человека. Вопросами психических
состояний человека занимаются в нашей стране Н.Д.Левитов, В.Н.Мясницкий, Каждое психическое состояние выступает для человека как переживание и в тоже время как проявление активности во внешних действиях и поведении. Все психические состояния имеют временный характер, однако длительность их может колебаться в очень значительных пределах(от секунд до многих дней) Физиологической основой психических состояний является ''определенный функциональный уровень коры больших полушарий головного мозга''(Н.А.Костенецкая,В.П.Мясницев) зависящий от деятельного или покойного состояния коры, от различных фазовых ее состояний, особенно связанных с решением трудных задач и т.д. Функциональный уровень коры, а следовательно и психические состояния всегда детерминированы влиянием внешней среды, в которой живет и действует человек, и взаимодействующей с ней внутренней средой организма человека.[7] Психическое состояние при многократном их возникновении могут приобретать устойчивый характер и возобновляются при повторении тех же или сходных условий жизни и деятельности, а также изменениях 15 внутренней среды организма, которыми они первично были вызваны. Однако изменение этих условий, особенно резкое или внезапное , может привести к столь же резкой смене психических состояний. Опираясь на данные общей психологии и используя результаты
многочисленных исследований предстартовых состояний, волевой подготовки к
соревнованиям профессор Если проанализировать эту лаконичную характеристику, то можно
обнаружить, что целостное проявление личности отличаются прежде всего
разнообразием выражения , которое зависит от типологических характерностей
спортсмена. Если несколько детализировать комплекс признаков составляющих
описанный выше синдром
состояния психической готовности к соревнованию, то можно сказать что в
него входят: 16 г) самостоятельности: -критичности и гибкости ума -наблюдательности Как и всякое психическое состояние, состояние готовности к
соревнованию имеет сложную внутреннюю картинку. Это целая гамма
переживаний. Спортсмен находится в состоянии ожидания предстоящего
соревнования, перепятий спортивной борьбы, встречи со своими партнерами и
противниками, готовиться к вступлению в борьбу, предугадывает ее течение и
возможные результаты (этапные и конечные).В то же время эти переживания
характеризуются внешними проявлениями (поведение, действие) по которым ,
кстати говоря , можно
объективно судить о психическом состоянии и ее динамике у спортсмена. 17 Состояние психической готовности возникает не спонтанно. Есть общее
стремление к улучшению спортивных достижений в соревновательных условиях. При диагностике состояния психической готовности к соревнованию следует ориентироваться на признаки , входящие в синдром этого состояния ,и следовательно использовать определенный комплекс диагностических методов .В такой комплекс следует включить: 1)пробы которые могут быть использованы без учета специфики каждого вида спорта. 2)пробы специальные ,т.е. отражающие специфику бокса . Диагностика этого состояния связанна с соблюдением ряда условий , во- первых, необходимо чтобы диагностические пробы стали привычными для спортсмена , чтобы был устранен элемент новизны и влияния факторов упражняемости; во-вторых, показатели характеризующие каждый признак , должны быть типизированы , и в тоже время персонализированы. 18 В существующей практике диагностики состояния психической готовности к соревнованию используются следующие методы. Для определения трезвой уверенности в своих силах : ассоциативный эксперимент(Л.П. Радченко), тесты для установления уровня притязаний и самооценки (Е.Генова,Л.П.Радченко), теппинг тест с установкой на максимальный темп (Ю.Я.Кисилев ) .Для исследования уровня эмоционального возбуждения : 1) треморометрия (Ю.Я.Кисилев) 2) реакция на время (В.Н.Петрович) 3) теппинг- тест в модификации-“спокойно”,”быстро”, “максимально быстро”(Ю.Я.Кисилев) Для определения помехоустойчивости:тесты Бурдени –Анфимовича в различных модификациях с усложнениями, с введением эмоционально возбуждающих или неожиданных внешних помех.(Е.Герон, Г.Д.Горбунов) вдвое быстрее”, или “медленно”(Ю.Я.Кисилев),этот же тест в следующей модификации “ в удобном темпе-замедленно” , “в удобном темпе-максимально быстро”, “в удобном темпе”.[10] Целесообразно уточнить, что если в определении и анализе психической готовности к соревнованию,в диагностике пробелов в этом состоянии, в выяснении их этиологии, основная роль в совместных усилиях тренера и психолога принадлежит психологу ,то когда речь идет о путях и средствах психологической подготовки к соревнованию ,о путях и средствах преодоления 19 пробелов в психической подготовленности спортсменов, ведущее положение занимает тренер.[11] 1.4 Воспитание воли боксера Под волей понимается способность человека целенаправленно управлять своими действиями, которыми психическими процессами (мыслями, чувствами, вниманием) и эмоциональными состояниями, связанными с преодолением трудностей. Оно проявляется в преднамеренных действиях, направленных на достижение сознательно поставленной цели. Воспитание воли боксера –одна из центральных, узловых проблем современной тренировки. Важнейшие задачи волевой подготовки боксера- научить его максимально мобилизовать волю для достижения поставленной цели, управлять своим эмоциональным состоянием, воспитывать у спортсмена волевые качества, необходимые для успеха в тренировках и соревнованиях. Развитие воли спортсмена неотделимо от его общего интеллекта и воспитания. Практически для решения задач волевой подготовки, тренер должен, во- первых, вырабатывать у занимающихся активные , положительные мотивы во время занятий и выступлений в соревнованиях, стремление к самовоспитанию воли, активному преодолению трудностей в тренировке и состязаниях, к максимальной мобилизации волевых усилий и , во-вторых правильно подбирать задачи по преодолению трудностей и следить за самостоятельным задач подготовки. Следует убеждать боксеров, что даже самый средний боксер, не обладающий богатыми физическими данными и еще недостаточно владеющий техникой и тактикой бокса, 20 сможет добиться больших успехов, если будет упорно тренироваться и систематически выступать на соревнованиях. Примеров тому в истории бокса очень много. Выработав серьезное отношение и интерес к боксу, следует развивать у
боксера стремление к самовоспитанию воли. Стремление к самовоспитанию воли должно быть существенным мотивом
деятельности боксера , и стимулом для совершенствования качеств воли. Для того чтобы стимулировать волевые усилия боксера на преодоление все
возрастающих трудностей , в тренировке применяется ряд методов
психологического воздействия. При помощи этих методов тренер не только
стимулирует волевые качества боксера , но и вырабатывает у боксеров
соответствующие установки , создает такие оптимальные состояния , которые
способствуют достижению оптимальной работоспособности или отдыху. К методам словесного воздействия относятся: разъяснения ,убеждения ,одобрения , похвала , требования, приказ , примеры из спортивной жизни тренера и других спортсменов , критика и др. 21 Эффективность методов словесного воздействия , зависит во многом от
авторитета тренера , его умения подобрать нужные слова и примеры,
оказывающие на них,эмоциональное влияние ,логичности и образности речи правильности замечаний. Воспитывая волевые качества боксеров , необходимо стремиться к тому , чтобы все они формировались не только в бою , на ринге , и тренировки , а проявлялись в жизни , в быту , труде и поведении, т. е. стали чертами характера спортсмена. Умение тренера заставлять , побуждать боксера постоянно преодолевать трудности тренировки , быть дисциплинированным , твердо выполнять режим и распорядок дня , играет огромную роль в волевой подготовке боксеров. Надо всегда иметь ввиду, что формирование волевых качеств у боксеров- то не эпизодическая работа тренера , которую он проводит перед соревнованием , а постоянный кропотливый труд , требующий от него большой затраты сил , времени, упорства и энтузиазма в течении всей многолетней подготовки спортсменов.[23] 22 Глава 2. Психорегуляция в процессе круглогодичной тренировки боксеров Психологическая подготовка боксеров должна включать средства и методы формирования у них сознательно регулировать свои эмоциональные состояния в связи с условиями соревнований. Задача данной главы является показать научно обоснованные и разработанные приемы сознательного регулирования собственных эмоциональных состояний с помощью специальных упражнений , приемов , которыми должны быть обучены спортсмены в процессе психологической подготовки. 2.1 Организация работы психолога Настоящим и серьезным помощником психолога должен стать тренер, непосредственно работающий в команде. Тренер – это педагог , который помогает спортсменам осваивать , закреплять и совершенствовать основы спортивного мастерства , и воспитатель , а значит , не может не быть психологом. 23 Поэтому главная задача профессионального психолога –быть нужным в первую
очередь тренеру: консультировать его по всем вопросам психологической
подготовки спортсменов , выполнять ту работу , которую сам тренер выполнить
не может (например провести коррекцию неудовлетворительных психических состояний , последовательно , с
методически четких позиций , воспитывать у отдельных спортсменов
способность к самоконтролю и само регуляции , оперативно настраивать их на
выполнение конкретной деятельности , разрабатывать, апробировать и внедрять
перспективные методы психорегуляции в практику работы тренеров и врачей
команды). Выделим этапы вхождения психолога в команду боксеров: 24 2. Беседы с тренерским составом о важности психорегуляции , а также об основных приемах работы и ожидаемых результатах В беседе с тренерами намечаются спортсмены которых тренеры выделяют для перспективной подготовки и которые нуждаются в оперативной психорегуляции. В процессе беседы тренера должны очень авторитетно подтвердить
значимость всех планируемых мероприятий и постараться каждому спортсмену
показать перспективу и конкретную пользу занятий по психорегуляции . 25 Психолог должен ежедневно реализовывать большую программу своей деятельности . Работа должна быть четко спланирована. В работе психолога можно выделить несколько конкретных разделов В содержание занятий входит оценка своего состояния по параметрам
работоспособности и нервно-эмоционального напряжения . Каждый спортсмен
должен уметь оценивать состояние своего организма и на основании правильной
самооценки готовиться к тренировкам и соревнованиям. Внимательно наблюдая за позами спортсменов , фиксируя мелкие движения с целью коррекции позы , (поддергивание век ) он составляет представление о том , насколько успешно происходит расслабление. В процессе опроса спортсменов выясняется, какие неудобства они испытывали , что им мешало .На втором. 26 этапе с помощью средств гетерорегуляции отрабатываются элементы релаксации Главное внимание должно обращаться на формирование ощущений , которые являются составными компонентами образа , а также умение их поэлементно тренировать , а затем интегрировать. Выработав у спортсменов умение создавать ощущение ''свободной от мыслей'' головы, надо научить его вызывать эти же ощущения и во время тренировочного занятия , фиксируя их и постоянно удлиняя во времени. Пауза позволяет решать многие вопросы психологической подготовки спортсменов в те периоды, когда в комманде нет психолога , а тренер и врач не могут его заменить . Основной акцент делается на самоподготовку спортсменов. Важно, чтобы совместная деятельность обоих специалистов носила целенаправленный и плановый характер. Тренер должен усвоить истину, что главный психолог в команде – он сам. Во всех случаях, когда контакт тренера со спортсменом неизбежен (выполняет ли он секундирование , дает ли 27 полезные советы перед боем ) им передаются его эмоции и настроения бойцу. Волнующийся тренер способен ''заразить'' волнением спортсменов так же , как и его спокойствие и уверенность могут придать спортсменам дополнительные силы и волю к победе. Поэтому с тренерами необходимо проводить так же специальную психологическую подготовку, которая направлена на становление необходимых психических функций. В этом раздел входят дополнительные мероприятия , проводимые психологом в команде : текущее обследование спортсменов , составление индивидуальной тактики психорегуляции, обработка полученных данных и т.п. [5] На основе принципов комплексной психорегуляции сложилась определенная система последовательного обучения спортсменов саморегуляции , условно названная психодидактикой . Под психодидактикой понимается сочетание использованных средств и методов психорегуляции , направленных на поэтапное совершенствование процессов самоконтроля и саморегуляции. На первом этапе предусматривается использование различных средств и методов гетерорегуляции с целью создания у спортсменов представления о том , что он должен достигнуть самостоятельно . Важно формировать в сознании спортсмена условно рефлекторные связи между словами и ощущениями тяжести тела , прохлады, легкого тела , ясной (“пустой”) головы и т.п. В этот период используются различные аппаратурные и вербальные средства гетерорегуляции. Роль спортсмена в основном пассивная : все ощущения ему создают , а он лишь фиксирует их в памяти. 28 На втором этапе спортсмен уже сам должен учиться формировать ощущения. Процесс саморегуляции ведется с помощью вспомогательных средств и без них. Здесь важно найти “ключ к себе” ,т.е. конкретный технический прием, конкретное средство самовоздействия , с помощью которого можно будет добиться необходимой стадии расслабления , или наоборот , мобилизации. На третьем этапе отработанная, индивидуально значимая система саморегуляции автоматизируется. Важно что на уровне представлений эти реакции настолько отработанны , что могут реализовываться практически мгновенно . Человек при этом может даже полностью не осознавать
нового ощущения , но оно уже способно включать комплекс полезных и
рациональных защитных психофизиологических механизмов . Например , у
боксера появляется чувство боли в боку , по механизму самоприказа
немедленно формируется защитная реакция в виде локального ощущения тепла
или срабатывает так называемая реакция самоанестезии , , когда спортсмен
как бы не замечает боли . Без этого, было бы необходимо просто терпеть ,
что намного нерациональнее. Другой пример : когда во время ведения боя
появляется чувство усталости и начинает нарастать влияние комплекса
факторов лежащих в основе утомления , также рациональнее вместо настройки
на терпение получить самоприказ : “Я ничего не чувствую “ или “ тело легкое 29 Спортсмен на этом этапе может сравниться с актером , который выучил роль , сыграл в первых спектаклях , но продолжает совершенствовать образ , который он создает.[19] Главное в систематическом сотрудничестве психолога и тренера – подготовка спортсмена к конкретным соревнованиям . 30 2.2 Оценка психологических показателей тренированности боксеров К психологическим показателям тренированности боксеров относят различного рода данные о сенсомоторных, перцептивных , мнемических , эмоциональных и других психических функциях отражающих уровень тренированности спортсменов. В боксе оценке психологических показателей тренированности уделялось и уделяется большое внимание. Прежде всего внимание заостряется на оценке двигательных реакций боксеров , поскольку реакции эти тесно связанны с уровнем тренированности .Двигательные реакции бывают простые , сложные и антиципирующие . Простые реакции в меньшей степени отражают уровень тренированности , поскольку в чистом виде в боксе почти не встречаются .
Чувство времени у боксеров можно определить с помощью декатронного миллисекундомера. Испытуемому предлагается несколько раз остановить стрелку или заряд секундомера на определенной точке , а затем повторить все это , но уже без зрительного контроля. 31 Учитывается величина ошибки и количество преждевременных и запаздывающих реакций . Для оценки психических состояний , и в частности эмоционального состояния , чаще всего используется треморометрия и измерение электрокожного сопротивления.(ЭКС) Методика треморометрии основывается на регистрации непроизвольного дрожания рук или пальцев (тремор). Приборами для измерения тремора служат- тремометры самых разных конструкций . Наиболее подходящим для оценки психического состояния боксеров Треморометрия и измерение ЭКС оказались особенно информативными при исследовании предстартового состояния боксеров .Все описанные выше методы оценки психического состояния спортсменов достаточно просты и надежны , не требуют много времени и несомненно найдут широкое применение в практике бокса . К оценке психических показателей следует подходить особенно внимательно , поскольку они весьма вариативны и во многом определяются индивидуальными особенностями человека. Оценка этих показателей требует в каждом конкретном случае специального сравнительного анализа , на основании которого и определяется диагностическая ценность теста, и осуществляется интерпритация данных полученых с его помощью.[18] 32 Выводы 1)Спортивная деятельность обязательно требует от спортсменов- высокого развития большого комплекса психических процессов и состояний, для достижения успеха в соревнованиях. 2) Все психические состояния и процессы в спортивной деятельности играют
особо важную роль и должны учитываться в работе по психологической
подготовке боксера перед подготовкой к соревнованию. 33 Список используемой литературы 1. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: Физкультура и спорт ,1979. С ,4 выпуск.С.11. Физкультура и спорт .1984 С.84-85. М.: Физкультура и спорт. 1981.С.48,56. Физкультура и спорт .1965. С.89,115. 34 12. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. М.: Физкультура и спорт,1987. 320 с. С.64,84. Физкультура и спорт .1966 С.13. Рудика П.А. М.: Физкультура и спорт 1979. С.66,85.
|
|