| |||
Реферат: Джордано БруноДжордано Бруно О бесконечности Джордано Бруно принес новое мировоззрение, которое сразу же пришло в полное противоречие с господствовашим умственным и нравственным порядком. В конце концов философия Бруно привела его на костер. Главным обвинением тамошних инквизиторов было утверждение о бесконечности миров. Бруно родился в семье военного в 1548 году в городе Ноле, что в
неаполитанском королевстве. О его детстве мало что известно. Первые десять
лет прошли довольно безмятежно, насколько это было возможно в условиях
жестоких притеснений со стороны испанских властей. Правил неаполитанским
королевством герцог Альба, и под его руководством из страны выгребалось
все, что имело хоть какую-то ценность. Но хуже всего была инквизиция, всюду
преследовавшая свободу совести. Это была реальная власть, подчинившая себе
весь уклад жизни. Люди истреблялись по малейшему подозрению. В ЭТИХ В десять лет Бруно покидает Нолу и поселяется в Неаполе у своего дяди, содержавшего там учебный пансион. В 15 лет Джордано поступает в доминиканский монастырь. Молодой человек уже с 12 лет ревностно изучает древнюю и новейшую философию и за время пребывания в монастыре получает обширнейшие сведения по самым разным отраслям знания. Большое впечатление на него оказывают Эмпедокл, Платон, Аристотель, Плотин. Также он занкомится с Кабалой. Читает арабских мыслителей. Читает произведения Фомы Аквинского и Николая Кузанского. Тайно Бруно написал комедию, где сатирически изображались нравы тамошнего общества. Говорят, позднее Мольер заимствовал у него немало сцен для своих комедий. Пишет Бруно и сонеты. Год за годом выработалось новое мировоззрение. Конечно, так трудно сдержаться, и с уст сраваются опасные слова. На него поступает первый донос, что Джордано вынес из своей келии всех угодников и оставил одно только Распятие. Только молодость спасла Джордано. В 24 года он получает сан священника. Окрываются новые возможности для
труда и общения. Он читает труды первых гуманистов, знакомится с книгой Церковному начальству станоится известным "опасное умоуклонение" Бруно прибывает в Тулузу, где ему удается получить вакансию на кафедре
философии. Здесь он не стесняется нападать на авторитет Аристотеля, логику
и физику которого наряду с астрономической системой Птолемея считали
неотделимой частью христианской веры. И даже спустя четверть века после
сожжения Бруно парламент Сорбонны постановил, что противоречить Аристотелю Бруно перебирается в Париж, где правит король Генрих III, отличающийся
веротерпимостью и расположением к наукам и искусствам. Молва о громадной
эрудиции и поразительной памяти Бруно идет впререди него, и он принимается
высшими кругами парижского общества. Однако из-за недовольства сторонников Здесь он появляется в 1583 году с прекрасными рекомендательными письмами короля Франции. Его берут в Оксфордский университет. Маленький темпераментный итальянец говорит такие вещи, от которых краснеют стены богословской аудитории: он толкует о бессмертии души и тела, как последнее разлагается и видоизменяется, как душа, покинув плоть, затем долгим процессом образует вокруг себя новое тело. "Природа души, -говорит Бруно,- одинакова у всех организованных существ, и разница ее проявлений определяется большим или меньшим совершенством тех орудий, которыми оно располагает в каждом случае." В конце концов "созвездие педантов" вынуждает итальянского профессора прекратить свои лекции. Вот что утверждал Джордано Бруно. 1. Земля имеет лишь приблизительно шарообразную форму: у полюсов она сплющена. 2. И солнце вращается вокруг своей оси 3. "...земля изменит со временем центр тяжести и положение свое к полюсу". 4. Неподвижные звезды суть также солнца. 5. Вокруг этих звезд вращаются, описывая правильные круги или эллипсы, бесчисленные планеты, для нас, конечно, невидимые вследствие большого расстояния. 6. Кометы представляют лишь особый род планет. 7. Миры и даже системы их постоянно изменяются и, как таковые, они имеют начало и конец; вечной пребудет лишь лежащая в основе их творческая энергия, вечной останется только присущая каждому атому внутренняя сила, сочетание же их постоянно изменяется. Изгнание из Оксфорда Бруно ознаменовал книгой, в которой он заклеймил
грубость, с какой обошлись с ним, назвав Оксфорд "вдовой здравого знания". Бруно вернулся в Лондон и в течение двух лет написал еще несколько
трудов, в частности: "О причине, начале всего и едином" , "О бесконечном,
вселенной и небесных телах", "Изгнание торжествующего животного", "Тайное
учение Пегасского коня с присоединением такого же учения Силенского осла", В его книгах злая усмешка, уничтожающая ирония соединяются с героическим воодушевлением вечными идеалами человечности и твердой уверенностью в окончательной победе истины и справедливости. "Истина есть пища каждой истинно героической души; стремелние к истине - единственное занятие, достойное героя." Джордано Бруно открыто отстаивает свои убеждения. В Венеции он берет в ученики некоего патриция, тайным желанием которого было приобрести от Бруно какие-то особые магические познания. Не получив их, ученик совершает предательстов - приводит в дом учителя капитана инквизиции. Бруно арестован и отправлен в тюрьму. От бывшего ученика посыпались доносы - один гнуснее другого. Многое пришлось говорить в свое оправдание. "Я учу бесконечности
вселенной как результату действия бесконечной божественной силы, ибо было
бы недостойно Божества ограничиться созданием конечного мира, в то время,
как оно обладает возможностью творить все новые и новые бесчисленные миры. Под Духом Святым, объяснил Бруно на допросе, он понимает душу вселенной. От Святого Духа снисходит все живое - жизнь и душа. Она также бессмертна, как неуничтожаема плоть. Жизнь есть расширение, смерть - сжатие живого существа. Бруно все время настаивает, что все, чему он учил, он учил как философ, а не как теолог, и догматов церковных не касался никогда. Его ответы на вопросы инквизиции напоминают ответы на уроках катехизиса. Однако судьи этим не удовлетворяются. Инквизитор предупреждает, что если обвиняемый станет упорно отказываться от всего, в чем впоследствии он может быть изобличен, то ему нечего будет удивляться, если инквизиция в отношении его прибегнет к законным средствам, которые предоставлены ей применять ко всем, кто не хочет познать милосердие Божие и христианскую любовь этого святого учреждения, и которые предназначены к тому, чтобы находящихся во тьме обращать к свету, а сбившихся с истинного пути - на стезю вечной жизни. Судьи стали угрожать, и Бруно идет на уступки. Он обещает отбросить все ошибки и впредь не допускать их; он раскаивается в содеянном и умоляет, снисходя к его слабости, разрешить ему вернуться в лоно церкви и испытать на себе милость Божию. Страх смерти был так велик, что Бруно даже пал перед судьями на колени и со слезами на глазах умолял судей простить его. Джордано Бруно был передан на судилище Римской инквизиции, ибо венецианская инквизиция не осмелилась выносить приговор, который наверняка не привел бы к костру. 27 февраля 1593 года 45 лет от роду Джордано Бруно был перевезен в Бруно намеревался повторить свое отречение и в Риме. Но его свыше шести лет томили в тюрьме, хотя обычно такие дела делались быстро. От него требовали отречения от своих взглядов без всяких оговорок. Но может ли Свет служить тьме, не погибнув? Бруно не мог отрешиться от всего, что составляло самую суть его. Тюрьма лишь укрепила его. Он не смог отказаться от своей философии, ибо это означало бы изменить Истине. Он лишь в религиозных чувствах готов был сделать уступки своим судьям. Сам он писал: " Храбро боролся я, думая, что победа достижима. Но телу было отказано в силе, присущей духу, и злой рок вместе с природою подавляли мои стремления... Я вижу, что победа есть дело судьбы... Силы мои направлены на то, чтобы заслужить признание будущего." "Есть люди, у которых любовь к божественной воле так велика, что их не могут поколебать никакие угрозы или застращивания. Тот, кто заботится еще о своей плоти, не может чувствовать себя в общении с Богом. Лишь тот, кто мудр и добродетелен, может быть вполне счастлив, ибо он более не чувствует старданий". Бруно отказался от своих прежних отречений. 20 января 1600 года состоялось заключительное заседание по делу Бруно. Бруно держал себя с невозмутимым спокойствием и достоинством. Только один раз он нарушил молчание: "Быть может, вы произносите приговор с большим страхом, чем я его выслушиваю". На 12 февраля было назначено исполнение приговора, но оно не состоялось. Инквизиция все еще надеялась, что Бруно откажется от своих взглядов. Но Джордано бруно сказал: "Я умираю мучеником добровольно и знаю, что моя душа с последним вздохом вознесется в рай". 17 февраля. День казни. Ни одной молбы, ни одного стона не вырвалось из груди Джордано Бруно. 9 июня 1889 года в Риме был воздвигнут памятник Джордано Бруно. Джордано Бруно (1548-1600) Джордано Бруно - великий итальянский ученый, философ, поэт, пламенный
сторонник и пропагандист учения Коперника. С 14 лет обучался в
доминиканском монастыре и стал монахом, сменив подлинное имя Филиппо на Глубокие знания получил путем самообразования в богатой монастырской
библиотеке. За смелые выступления против догматов церкви и поддержку учения В 1584 г. в Лондоне вышли его основные философские и
естественнонаучные сочинения, написанные на итальянском языке. Наиболее
значительным был труд "О бесконечности вселенной и мирах" (миром называли
тогда Землю с ее обитателями). Вдохновленный учением Коперника и глубокими
общефилософскими идеями немецкого философа XV в. Николая Кузанского, Бруно
создал свое, еще более смелое и прогрессивное о мироздании, во многом
предугадав грядущие научные открытия. Идеи Джордано Бруно на целые столетия
обогнали его время. Он писал "Небо... единое безмерное пространство, лоно
которого содержит все, эфирная область, в которой все пробегает и движется. Учение Бруно опровергало священное писание, опирающееся на примитивные представления о существовании плоской неподвижной Земли. Смелые идеи и выступления Бруно вызывали ненависть к ученому со стороны церкви. И когда в тоске по родине Бруно вернулся в Италию, он был выдан своим учеником инквизиции. Его объявили в богоотступничестве. После семилетнего заточения в тюрьме его сожгли на костре в Риме на площади Цветов. Теперь здесь стоит памятник с надписью "Джордано Бруно. От столетия, которое он предвидел, на том месте, где был зажжен костер". Джордано Бруно, Рене Декарт и Френсис Бэкон В концепциях Николая Коперника и Тихо Браге, при всем различии их
систем, было все же нечто общее, а именно, идея конечной сферической
вселенной. Границей Вселенной и Коперник, и Тихо Браге считали сферу
неподвижных звезд. При этом в системе Коперника звезды сделались в
буквальном смысле “неподвижными”, а не только неподвижными друг
относительно друга, каковой смысл вкладывали еще древние, чтобы отличить
звезды от планет /слово “планета” в переводе с греческого означает Первый шаг в этом направлении сделал итальянский философ Джордано Взвесив все это, можно утверждать, что Николай Кузанский и Джордано То, что у Николая Кузанского и Джордано Бруно было лишь гениальной
догадкой, обрело четкость математического доказательства у Рене Декарта В предисловии Декарт пишет о том, что требуется от начал: “От начал требуется, чтобы они были столь ясными и очевидными, чтобы человеческий разум при их внимательном исследовании не мог сомневаться в их истинности[...] Разумеется, лишь Бог является совершенной Мудростью и обладает совершенным знанием всех вещей: но и люди могут называться более или менее мудрыми в зависимости от того, много или мало истин они знают о вещах самых важных[...]” К числу самых важных вещей Декарт относил философские истины, отсюда его мнение, что “не может быть большего блага для государства, чем если в нем наличествуют истинные философы[...]; те же, кои без изучения философии жизнь проводят, воистину имеют глаза закрытыми и не помышляют о том, как бы их открыть”. В третьей книге “Начал философии” Декарт рассматривает космологические
проблемы. Прежде всего, Декарт оценивает расстояния между небесными телами
в Солнечной системе: “Во- первых, обратим внимание, что Луна отстоит от Далее Декарт переходит к оценке расстояния до т.н. неподвижных звезд: Как видим, Декарт использует метод мысленного переноса точки
наблюдения, предлагая взглянуть на Солнце не с Земли, а с неподвижных
звезд. Вспомним аналогичные “мысленные эксперименты” Сократа, Орема, “Во-первых, что касается Солнца, нет сомнения, что тот свет, которым оно воздействует на наши глаза, оно имеет в себе самом. Ибо этот свет оно не может заимствовать даже от всех неподвижных звезд вместе взятых, поскольку они сами столько света нам посылают, притом что от нас они не отстоят дальше, чем от Солнца; равно как нет и другого тела, более лучистого, от которого Солнце могло бы заимствовать свой свет; если бы такое тело существовало, мы несомненно бы его заметили. То же самое легко примут на веру и относительно неподвижных звезд /т.е. что они светят собственным светом - И.Л./ те, кои рассмотрят, сколь живыми лучами они мерцают и насколько они удалены от нас и от Солнца: ибо если бы мы находились так же близко от какой-нибудь неподвижной звезды, как мы находимся от Солнца, то вполне достоверно можно утверждать, что эта звезда покажется нам не меньшей по размерам и не менее яркой, чем Солнце”. Обратим внимание на то, что еще раз Декарт предлагает нам мысленно перенести исходную точку наблюдения: теперь он предлагает нам не на Солнце посмотреть с расстояния, равного расстоянию от нас до неподвижных звезд, а на какую-либо из неподвижных звезд, мысленно представив себя в ее окрестности. Этот мысленный эксперимент приводит Декарта к важному выводу: “Но подобно тому как и Солнце имеет вокруг себя некое обширное
пространство, в котором не содержится ни одной неподвижной звезды, так и
отдельные неподвижные звезды должны быть весьма удалены от всех прочих, и
т.о. одни неподвижные звезды должны находиться от нас и от Солнца дальше,
чем другие”. Иными словами, Декарт призывает нас отказаться от “сферы
звезд”, т.е. разбросать звезды по неограниченному пустому пространству. Для философии этот вывод имел колоссальное значение, может быть, даже большее, чем учение о движении Земли. Коперник лишь “удалил” нас из центра мира. Декарт же и Бруно вовсе лишили нас мира как единого целого. Следует отметить, что другие философы конца XVI - начала XVII века
значительно уступали Бруно и Декарту по глубине своих космологических
прозрений. Например, Френсис Бэкон /1561 - 1623/ в своей книге “О
достоинстве и приумножении наук” пишет следующее: “Известно, что положение Теперь понятно, почему Бэкон не смог в свете своей воображаемой люстры увидеть подлинное значение открытия Коперника. Наука требует черновой работы, не боится “чудовищного лая пререканий” и смело вступает в лабиринт запутанных споров, когда этого требуют интересы истины. Что касается толпы, то спустя десять лет после выхода книги Бэкона “О достоинстве и приумножении наук” она с восторгом зачитывалась “Диалогом о двух системах мира” Галилея, хотя в этом произведении много споров и вопросов. Иными словами, позитивная наука нового времени оказалась намного ближе по своему духу к схоластике, чем предполагал Бэкон. |[pic] |Джордано Бруно | К сожалению, из-за этого возник изрядный "перекос" в понимании не
только судьбы ученого, но и средневековой жизни вообще. Бесконечные повторы
в энциклопедиях и учебниках, что Бруно "развивал космогонию Коперника,
отстаивал концепцию о бесконечности Вселенной" и был "обвинен в ереси и
сожжен инквизицией в Риме", породили устойчивое мнение, будто ученого
казнили именно за высказывание им своих идей. Сложился образ беззащитного
гения на фоне косных, злобных церковников. Между тем церковь во времена Книга Николая Коперника "О вращении небесной сферы", опубликованная в Джордано Бруно, вдохновленный идеями Коперника, стал пропагандировать
идею о бесконечности Вселенной и о бесконечном множестве обитаемых миров. Но даже после сожжения Бруно основные космогонические идеи Коперника и
его последователя не были запрещены. Только интриги между французской и
испанской партиями за влияние на папский престол инициировали рассмотрение
святой инквизицией двух вопросов: находится ли в центре мира неподвижное Филиппо Бруно родился в 1548 г. в Ноле близ Неаполя. В 11 лет его
привезли в Неаполь изучать литературу, логику, диалектику. В 15 лет он
поступил в местный монастырь Св. Доменика, где продолжил обучение. Здесь он
принял сан священника и то имя, под которым стал известен, - Джордано. Джордано Бруно - философ, поэт и сатирик-памфлетист - под влиянием
трудов Коперника весьма своеобразно воспринимал теологию. Особой нелюбовью
пользовалось у него признанное церковью учение Аристотеля. Своими
высказываниями он смущал собратьев-монахов, и начальству пришлось начать
расследование его деятельности. Не дожидаясь результатов, Бруно сбежал в В Женеве за резкую критику кальвинистов (он конфликтовал не только с
католиками) попал в тюрьму. По освобождении в 1579 г. перебрался во Сначала 35-летний философ жил в Лондоне, затем в Оксфорде, но после
ссоры с местными профессорами опять перебрался в Лондон, где издал ряд
трудов, среди которых один из главных - "О бесконечности вселенной и мирах" Бруно обладал удивительным талантом наживать себе врагов. Вот как, например, он отрекомендовался ректору, докторам и профессорам Оксфордского университета: "Я, Филотей (друг Бога) Иордан Бруно Ноланский, доктор наиболее глубокой теологии, профессор чистейшей и безвредной мудрости, известный в главных академиях Европы, признанный и с почетом принятый философ, чужеземец только среди варваров и бесчестных людей, пробудитель спящих душ, смиритель горделивого и лягающегося невежества; во всем я проповедую общую филантропию. Меня ненавидят распространители глупости и любят честные ученые".
После одного из диспутов в Оксфорде воскликнул: "...созвездие
педантов, которые своим невежеством, самонадеянностью и грубостью вывели бы
из терпения самого Иова". (Один из наиболее долготерпеливых героев В 1591 г. Бруно принял приглашение на работу от венецианского магната
17 февраля 1600 года Джордано Бруно как не раскаявшегося еретика сожгли на Кампо деи Фьори (Площади Цветов) в Риме. "ЗЕМНОЙ ШОВИНИЗМ" И ЗВЕЗДНЫЕ МИРЫ ДЖОРДАНО БРУНО |Историк должен ясно ответить на | Современный кризис древней идеи Более тридцати лет назад, когда только начались космические полеты и резко возросли связанные с ними надежды на близкую встречу с "братьями по разуму", Станислав Лем в гениальном, на мой взгляд, романе "Солярис" писал, что, отправляясь в Космос, мы должны быть готовыми к встрече с Неизвестным, т. е. к встрече с принципиально новыми ситуациями, не имеющими никаких земных аналогов. Мы должны понимать, что развитие иных миров скорее всего шло путями, радикально отличавшимися от земного, поэтому контакт с обитателями таких миров или может оказаться невозможным, или будет происходить в формах, недоступных анализу нашего разума. К сожалению, предостережения польского фантаста и философа практически
не были услышаны ни многочисленными поклонниками НЛО, ни вполне серьезными
учеными, пытающимися вот уже несколько десятилетий обнаружить радиосигналы
из других миров, обитатели которых явно мыслятся полными подобиями
современных научных сотрудников, сидящих у телескопов. Эту разновидность
гео- или, скорее, "НИИ-центризма" В. Ф. Шварцман очень удачно назвал Пытаясь обнаружить какие-либо сигналы от внеземных цивилизаций, мы
должны прежде всего учитывать то, что уже сами понятия "сигнал", Исключительно важным и поучительным примером попытки преодоления этого В этой статье я попытаюсь показать, во-первых, что основные причины осуждения Бруно были обусловлены тем, что, развивая учение о множественности миров, он пошел гораздо дальше своих предшественников и, в частности, сумел выявить антихристианский потенциал этой древней идеи; во- вторых, что философская концепция Бруно принципиально не допускала дальнейшего развития. Поэтому ее автор стал заложником собственных взглядов, не желая отказываться от них совсем и не имея возможности разрабатывать их (как это сделал Галилей после вынужденного покаяния) в какой-то более приемлемой форме. Отсюда несговорчивость философа, ставшая причиной трагедии. Непонятный приговор Причины осуждения Джордано Бруно были не очень ясны даже очевидцам
казни, так как перед народом зачитали лишь приговор без обвинительного
заключения. В. С. Рожицын, автор фундаментального труда о процессе по делу Юридическая неконкретность приговора породила в Риме слух о казни Шоппе, послание которого долгое время оставалось единственным письменным источником, объясняющим причины осуждения Бруно, несомненно, связывал ересь философа с учением о множественности миров, хотя характер этой связи был не совсем ясен. Косвенным же подтверждением такой связи служило то, что запрету и сожжению были подвергнуты книги этого еретика и, наконец, самым важным доказательством существования этой связи явилась та настороженность и враждебность, с какой церковь стала относиться ко всему, что хоть чем-то напоминало ей идеи Бруно: запрещение в 1616 г. распространять учение Коперника; сожжение в 1619 г. Ванини, разделявшего некоторые взгляды Бруно; осуждение в 1633 г. Галилея Авторы статьи считают, что настороженность инквизиции в деле Галилея была отчасти обусловлена тем, что в этом ученом она, хотя и совершенно ошибочно, заподозрила сторонника бруновских ересей. неоднократные, хотя и безуспешные попытки запретить книгу Фонтенеля "Беседы о множестве миров" и др. В XIX в., когда учение о бесконечности Вселенной и множественности
обитаемых миров получило повсеместное распространение, имя Бруно было
занесено в почетный список мучеников за науку, а в 1889 г. в Риме на Архивы венецианской инквизиции, арестовавшей Бруно, были найдены Ц. Следует признать, что у этих историков были серьезные основания для
такого категорического вывода. Из материалов процесса по делу Бруно видно,
что перед инквизицией предстал не мирный философ, а матерый враг церкви. "За что же, в конце концов, сожгли Джордано Бруно?" В начале многих трагедий были слова. Сперва слова новых, не слыханных
ранее учений, а затем старых, как мир, доносов. В ночь с 23 на 24 мая 1592
г. Джордано Бруно был арестован инквизицией Венецианской республики. Вряд ли эти взгляды показались следователю Джованни Салюцци бесспорными, однако в тот момент философия Бруно интересовала его лишь постольку, поскольку о ней упоминал в своем доносе Мочениго, рассказывая при этом о вещах, куда более страшных, чем иные миры. Так, Мочениго утверждал, что Бруно, живший в его доме в качестве учителя, в разговорах неоднократно отвергал догматы католической церкви, называл Христа обманщиком, дурачившим народ, издевался над непорочным зачатием, рассуждал о каких-то бесчисленных мирах, заявлял, что хочет стать основателем "новой философии" и т. п.. Все эти обвинения Бруно категорически и "с гневом" отверг, а на первый Договариваясь об уроках, Мочениго надеялся, что Бруно станет учить его не логике, а магии, которую Бруно неоднократно расхваливал в разговорах со знакомыми и намекал, что сведущ в ней. Намеки на тайные учения можно найти и в трудах Бруно, что стало предметом детального исследования Ф. Ейтс, полагающей, что важнейшей причиной осуждения философа была его приверженность магии. Следует, однако, отметить, что в XVI в. интерес к магии был массовым явлением, карали же не просто за магию, а за колдовство с целью порчи. Между тем, нет никаких свидетельств, включая протоколы допросов, того, что Бруно на практике занимался магией. Тем самым по закону донос Мочениго терял силу, а венецианские знакомые Предвосхищая вероятный вопрос о возможности провокаций со стороны
инквизиции или просто ложных доносов, отмечу, что стремление лезть на рожон
всегда было отличительной чертой характера Бруно. В воспоминаниях
современников он сохранился как человек импульсивный, хвастливый, не
желавший в пылу полемики считаться ни с чувством собственного достоинства
противника, ни с требованиями элементарной осторожности, ни даже с законами
логики. Причем все эти, безусловно, не украшавшие философа черты характера
легко обнаружить и в его всегда ярких, полемически заостренных сочинениях. Сходным образом Бруно отвечал и на многие другие вопросы. Обвинения в ересях и кощунствах он категорически отвергал, либо говорил, что его неверно поняли и исказили его слова, либо выкручивался и утверждал, что, имея сомнения и неправильные взгляды, держал их при себе и никогда не проповедовал. Понятно, что такое поведение Бруно вряд ли могло убедить следователей и судей в его искренности и набожности. Скорее они могли предположить, что обвиняемый просто издевается над
символами веры, и сделать из этого соответствующие выводы. Тем более что Последнее обстоятельство позволило римской инквизиции добиться выдачи "Ты, брат Джордано Бруно... еще 8 лет назад был привлечен к суду святой службы Венеции за то, что объявлял величайшей нелепостью говорить, будто хлеб превращается в тело (Господне. - Ю.М.)" (цит. по [2, 364]). Так начинался приговор, в котором Бруно был публично объявлен нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком, и после знакомства с материалами процесса нам трудно не согласиться с теми историками, которые утверждают, что согласно законам того времени казнь Бруно не была расправой над невиновным. Другой, однако, вопрос, в чем конкретно виновен Бруно? Публично были перечислены кощунства, способные поразить чувства верующих, но ничего не говорилось об обстоятельствах, при которых они произносились. Между тем для вынесения приговора крайне важно было знать, являлись ли эти слова частью еретической проповеди, или они произносились в частной беседе, или вообще были риторическими оборотами в богословском диспуте о святотатцах. К сожалению, все эти тонкости в приговоре не разъяснялись, а сам он напоминал скорее донос, чем юридический документ, содержащий четко выделенные причины осуждения. Немало вопросов вызывает и то, что инквизиция, занимаясь делом
отпетого еретика и святотатца, тянула следствие восемь лет, хотя в
приговоре специально отмечалось "похвальное рвение инквизиторов" (цит. по Обращает внимание то, что уже в самом начале процесса люди, решавшие
судьбу Бруно, прекрасно понимали, что имеют дело с человеком неординарным. Вряд ли, конечно, прокуратор стал бы беспокоиться из-за простого святотатца, а ссылка на "замечательное учение" Бруно заставляет нас вспомнить, что и в доносах на него, и в письме Шоппе нечестивость Бруно связывалась с идеей множественности миров, о которых столь часто любил рассуждать философ. Кроме того, известно, что решающую роль в выявлении ересей Бруно сыграл многолетний анализ инквизиторами его трудов, начало которому положил своеобразный донос. В декабре 1593 г., когда Бруно уже несколько месяцев находился в тюрьме римской инквизиции, следователи получили книгу Бруно "Изгнание торжествующего зверя" с множеством комментариев на полях. (Автор "подарка" остался неизвестным.) Эта книга, представлявшая собой аллегорическую пародию на христианскую церковь, не была философским трактатом, однако она заставила римских инквизиторов обратить внимание на те сочинения, в которых Бруно развивал свое учение. В "Кратком изложении" мы находим большой раздел, посвященный допросам То, что материалы этих допросов были включены в "Краткое изложение" и при этом выделены в специальный раздел, дает, на мой взгляд, серьезное основание полагать, что как минимум одним из восьми неназванных еретических положений, приведших к осуждению Бруно, было положение, касающееся его философского учения. Причем видно, что на допросах, касающихся философских проблем, Бруно
уже не ерничает, не выкручивается, а излагает взгляды, адекватные тем,
которые он развивал в своих трудах. Однако, судя по всему, его ответы не
удовлетворяют следователей. Так, следователь в Риме неоднократно
возвращается к ответам Бруно, включая изложение его учения о
множественности миров, данное на допросе еще в Венеции. Новые ответы либо
остаются без комментариев со стороны следователя, либо сопровождаются
примечаниями типа: "На XIV допросе, по существу, отвечал в том же роде
относительно множества миров и сказал, что существуют бесконечные миры в
бесконечном пустом пространстве, и приводил доказательства". Или: И все же попытки утверждать, что Бруно сожгли за идею множественности
миров и бесконечности Вселенной, за коперниканство или за другие
философские воззрения, наталкиваются на очень серьезные возражения. Так, А. Следует подчеркнуть, что выявление в учении Бруно неоплатонизма (пусть даже языческого) или пантеизма еще не объясняет ни антихристианство Бруно, ни того, почему именно он был сожжен Пантеизм Бруно к тому же далеко не бесспорен. Л. П. Карсавин, например, писал, что многочисленные попытки истолковать систему Бруно в пантеистическом смысле наталкиваются на совершенно определенные заявления философа о надмирности Бога. Сам Лосев отмечал, что во времена Бруно неоплатонизм был весьма распространен даже среди церковных деятелей. Однако люди, развивавшие эту философию, каялись затем в своих нехристианских чувствах, причем "каялись безо всякого принуждения, в глубине своей собственной духовной жизни и перед своей собственной совестью. Совсем другое дело - Джордано Бруно, который был антихристианским неоплатоником и антицерковником в последней глубине своего духа и совести" [там же, с. 471]. Сказанное Лосевым означает, что для понимания трагической судьбы Бруно
мы должны как минимум попытаться понять, почему у человека, воспитанного в
рамках христианской культуры, отсутствовала "христианская совесть". Ниже я
попытаюсь показать, какую роль в этом сыграла развиваемая философом
концепция множественности миров. При этом, однако, важно учитывать, что
осуждение Бруно вообще нельзя однозначно объяснить какими-либо "измами" или
ересями. Конечно, церковь боролась с ересями, язычеством и тем более
антихристианством (например, со всевозможными сектами "сатанистов"), но
само по себе наличие в учении какого-либо прегрешения, пусть даже очень
серьезного, еще не означало, что автора этого учения следует отправить на
костер. Церковные иерархи нередко закрывали глаза на многие ереси, а папа Мне кажется, что при анализе процесса Бруно резоннее спросить, не за
что (причины для расправы можно найти всегда), а для чего сожгли философа? Звездные миры Бруно и Вселенная христианской церкви Выше я уже писал, что и в доносах на Бруно, и в письме Шоппе
нечестивость философа как-то связывалась с учением о множественности миров. В фундаментальной монографии "Идея множественности миров", само
появление которой во многом обусловлено современными поисками внеземных
форм жизни и разума, автор этого историко-философского исследования В. П. В определенной степени такие представления об иных мирах созвучны
идеям современных ученых, предполагающих наличие в каких-то иных измерениях
других вселенных, в которых физические константы и законы могут радикально
отличаться от констант и законов нашей Вселенной. Конечно, эти идеи
достаточно неординарны, но в целом они, например, совершенно не затрагивают Эта параллель с современными идеями позволяет, как мне кажется, лучше
понять революционность бруновского учения, не только преодолевавшего гео- и
гелиоцентризм, но и делавшего бессмысленным вообще какой-либо
пространственный "центризм", учения, которое, с одной стороны, низводило "Кристалл небес мне не преграда боле, Рассекши их, подъемлюсь в бесконечность", - писал Бруно в одном из своих сонетов. Я думаю, что даже современные люди, с детства привыкшие слышать об
иных мирах, были бы немало удивлены, если бы им стали доказывать, что нечто
совершенно привычное, сугубо земное на самом деле является частью иной
жизни и иного разума. Вспомним, например, какое чувство внутреннего
протеста вызывают, пусть даже в шутку высказываемые, предположения о том,
что земная жизнь и мы сами - это результат какого-то космического
эксперимента. Стоит ли тогда удивляться реакции сокамерников Бруно - людей
простых, не искушенных в схоластических дискуссиях? Впрочем, дело не
сводилось к научной смелости идей Бруно, который, по выражению Визгина, Безусловно, Бруно не мог совершить такой переворот в одиночку. Многое в этом направлении, причем в логическом отношении гораздо глубже, сделал еще в середине XV в. Николай Кузанский, которого Бруно неоднократно называл своим учителем. В то же время в учении Бруно сохранилось немало реликтов средневековых концепций множественности миров. Полная "астрономизация" этой концепции стала возможной лишь в рамках науки Нового времени, в частности, после введения Ньютоном понятия абсолютного, единого для всей Вселенной пространства. "Рассечение небес" было тесно связано у Бруно с критикой основ христианского мировоззрения. Именно поэтому Шоппе называл миры Бруно нечестивыми, а сокамерники вспоминали его философские построения не со скукой, а с ужасом. В литературе, посвященной Бруно и его эпохе, нередко можно встретить примерно следующее объяснение причин, по которым учение о множественности миров могло представлять опасность для церкви. Во-первых, это учение в корне противоречило господствовавшему в средние века геоцентризму, которого придерживалась и церковь, во-вторых, оно не соответствовало догмату о том, что человек - венец творения, Земля - центр мира, а Христос - спаситель рода человеческого. Следует отметить, что ко времени этого процесса церковь уже
полстолетия мирилась с учением Коперника, и скорее можно предположить, что
именно Бруно в полной мере раскрыл глаза Ватикану на опасность дальнейшего
распространения концепции гелиоцентризма. (В отличие от католиков
протестанты с самого начала были настроены антикоперникански.) Далее. Сама
по себе идея множественности миров была индифферентна и по отношению к
учению о гелиоцентризме, и по отношению к догматам христианской церкви. Это предположение использовалось для критики идеи о множественности миров протестантским теологом середины XVI в. Филиппом Меланхтоном, который считал, что принятие этой идеи означало бы издевательство над таинством искупления. Богочеловек, писал Меланхтон, пришел в обличии человека в наш и только наш мир, здесь он прошел свой крестный путь, и мы не можем допустить, чтобы эта драма повторялась бессчетное число раз во всех бесчисленных мирах. Понятно, что такое "тиражирование" показалось бы еще более кощунственным, если бы иные миры находились рядом с нашим, как это следовало из учения Бруно. Не исключено также, что в иных мирах вообще не было грехопадения, а
поэтому не нужно и искупление. Наконец, можно считать, что Богочеловек
появился только в одном месте Земли (и всей Вселенной тоже), что ставит
перед последователями Христа миссионерскую задачу космических масштабов. Впрочем, вопросы социального равенства интересовали Бруно мало. Биографы философа отмечают, что еще в молодые годы Бруно "не без влияния реформаторских идей выставил из кельи образа святых, оставив одно лишь распятие: в почитании образов он видел остатки языческого многобожия и идолопоклонства" [11, с. 27]. Для правильного понимания творчества Бруно и роли в нем идеи
множественности миров важно учитывать то, что Бруно не был ученым, хотя и
затрагивал в своих сочинениях научные проблемы. Он плохо разбирался в
астрономии и математике, а как философ-логик значительно уступал своему
учителю - Николаю Кузанскому. Тем не менее Бруно лучше многих современников
чувствовал динамизм своей эпохи, ее устремленность к радикально новому, ее,
по словам Гегеля, "одержимость бесконечностью". Свое ощущение эпохи Бруно
попытался выразить в философско-религиозном учении, которое он называл В диалоге "Пир на пепле" Бруно признается, что поначалу отнесся к идее
движения Земли как к безумию и лишь постепенно, в ходе своих философских
поисков, осознал истинность этой идеи. Таким образом, не астрономия сделала Надо сказать, что многое из бруновской "философии рассвета" ранее уже разрабатывалось философами и теологами (идея деперсонифицированного бога, непостижимого с помощью земных аналогий; новое понимание человека и его места в мире; проблема синтеза Библии и Книги Природы и т. д.) или, во всяком случае, носилось в воздухе. Однако двигаться по этому пути слишком последовательно мыслители эпохи Возрождения опасались из-за возможности разрыва с христианством. Причем этого разрыва боялись не от недостатка мужества, а уже хотя бы потому, что, теряя связь с Христом, человек терял основу для постижения истины. Отсюда проблема "христианской совести", о которой говорил А. Ф. Лосев. Люди Ренессанса, писал он, "тоже были своего рода героическими энтузиастами. Но всех их страшила трагедия изолированной человеческой личности (потерявшей связь с Христом. - Ю.М.), и если они увлекались ее самоутверждением, то скоро тут же каялись в этом". Другое дело - Бруно, который заполнял возникающий при разрыве с христианством идейный вакуум религиозно-мистическим чувством связи с иными мирами, обитатели которых могли, подобно жителям островов-утопий, приблизиться к постижению истинного Бога в большей степени, чем земляне. Вот с позиций этих вероятных учений Бруно и мог смотреть на христианство так, как на него не смотрели со времен римских императоров: не как на универсальный путь к спасению, а как на местечковую религию, смесь суеверий и шарлатанства Существенную роль в формировании у Бруно таких взглядов могла сыграть
распространившаяся в эпоху Ренессанса и, безусловно, хорошо известная
инквизиции античная антихристианская литература, намеки на которую можно
найти в работах Бруно "Изгнание торжествующего зверя", "Пир на пепле" и По-видимому, возможность такого взгляда на христианство "сверху", с
позиций более совершенных, более адекватных реалиям XVI в. религий, могла
показаться инквизиции куда страшнее, чем реформация или атеизм. Ведь и
протестантизм, обвинивший Ватикан во всех смертных грехах, но сам затем в
них погрязший, и примитивный атеизм, смело утверждавший, что Бога нет, но
затруднявшийся объяснить, что же правит миром, христианства как такового не
затрагивали. Более того, протестантизм, даже внеся в христианство ряд
фундаментальных новаций, провозглашал себя возвратом к евангельской,
раннехристианской традиции, не испорченной папством. Другое дело - Фундаментальная новация Бруно состояла во введении в религию идеи прогресса, т. е. представления о том, что с ходом времени происходит не деградация некоего "золотого века", истинной мудрости, подлинной святости и т. п., а наоборот, приумножение и совершенствование знаний, включая знание о Боге. "Современная мудрость превосходит мудрость древних", - писал Бруно в книге "Пир на пепле" [10, с. 63 - 64]. Тем самым он обнаруживал в истории необратимое развитие и экстраполировал его на иные миры, многие из которых могли уйти в своей эволюции дальше Земли В. С. Библер отмечал, что только начиная с XVIII в. "утопический
социальный строй расположен уже не рядом с государством наличным (в том же
времени, но в другой точке пространства, в "нигде"), теперь новый истинный
строй социального бытия встраивается в шкалу временнеую на основе идеи
прогресса" [12, c. 16]. По сути идея множественности миров играла для Бруно
примерно ту же роль, какую для последующих столетий играла идея прогресса -
условия непременного изменения всех существующих социальных институтов. При этом Бруно допускал, что душа может свободно перемещаться из
одного мира в другой. Такое предположение радикально противоречило
христианской догматике, отводившей для души особое, внемировое пространство В число важнейших составляющих философии Бруно входил гилозоизм -
учение, отождествляющее "живое" и "сущее" и, в частности, рассматривающее Понятно, что такой душе уже не нужна прежняя церковь (как посредник между принципиально различными земным и небесным мирами), однако самой церкви вряд ли могла понравиться перспектива лишиться человеческих душ, а вместе с ними и прихожан. Гораздо проще было навсегда расстаться с одним из них. Звездные миры или земное зеркало? Уроки процесса Бруно И все же главная причина осуждения Бруно состояла в том, что философ
не захотел раскаяться, а церковь не захотела его простить. Произошло же
это, на мой взгляд, прежде всего потому, что обе стороны очутились в
логическом тупике, трагической попыткой выхода из которого стал костер на Адекватным ответом на вызов, брошенный церкви философом, могла быть лишь радикальная перестройка христианского мировоззрения, позволяющая, с одной стороны, органически включить в него открывающуюся человеку бесконечную Вселенную, а с другой - обуздать возомнившую себя всемогущей ренессансную личность. Как ни странно, союзником церкви в этой парадоксальной перестройке христианского мышления явилось точное естествознание, учившее, что постижение законов природы требует не героического энтузиазма, поэтических фантазий и таинств магии, к которым был весьма склонен Бруно, а все возрастающей дисциплины разума. Конечно, такой союз (далеко не всегда последовательный и прочный) не мог быть результатом сознательной попытки. Просто церковь (и католическая, и протестантская) все чаще демонстрировала готовность считаться с растущим авторитетом ученых и даже идти с ними на компромиссы по мировоззренческим вопросам. В итоге между наукой и религией происходил грандиозный раздел сфер влияния, согласно которому науке "отходила" бесконечная Вселенная без души, а религии - бессмертная душа без разума. Однако 17 февраля 1600 г. до этого раздела было еще очень далеко, а угроза, исходившая от учения Бруно, представлялась слишком сереьезной. Что же касается Бруно, то его неуступчивость была вызвана, по-моему,
главным образом тем, что он, попросту говоря, не знал, как развивать свою
философию дальше, и не мог, например, как Галилей, покаяться, а затем в
новой, более глубокой и по своей сути более еретической форме осуществить
дальнейшую разработку основ неаристотелевской физики, содержащей
обоснование истинности гелиоцентрической системы Коперника. Как следствие, Но что, собственно, мешало одаренному гениальной интуицией, поистине героическим энтузиазмом и феноменальной памятью Бруно продолжить качественное развитие своего учения? Мне кажется, что роковую роль тут сыграли некоторые логические особенности, так сказать, "логическое коварство" идеи множественности миров. И в этом, по-видимому, состоит наиболее важный урок, который могут извлечь из процесса над Джордано Бруно современные сторонники этой древней концепции. Разработка идеи множественности миров допускает, вообще-то говоря,
движение мысли в двух противоположных направлениях. Во-первых, эта идея
может использоваться для распространения земных представлений на области Л. С. Лернер и Э. А. Госселин полагают, что, по мысли Бруно,
возрождение и обновление древнего искусства магии с помощью космических
идей Коперника и самого Бруно должны были высвободить божественную сущность
людей и утвердить на Земле новый "золотой век". служила Бруно своеобразной "подпоркой", защитой от того шока, который
испытали мыслители XVII в., осознав радикальную враждебность человеку
бесконечной Вселенной, уже лишившейся привычного антропоморфного Бога, но
еще "не заполненной" физическими законами природы. Вспомним хотя бы
знаменитые строки Паскаля: "Я вижу эти ужасающие пространства Вселенной. Таким образом, подлинное развитие идеи множественности миров в Новое время осуществляли не всевозможные фантазеры, а те ученые и философы, которые совершали "коперниканские перевороты" в нашем мышлении. И тогда можно предположить, что длящееся уже несколько тысяч лет самообновление человеческого мышления, обнаружение в нем новых глубин, новых форм разумности - это и есть искомый фантастами контакт с иным разумом. Во всяком случае, такая попытка найти инобытие в сугубо земном была бы вполне созвучной бруновскому подходу к этой проблеме Очарованный открывшейся перед ним величественной картиной бесконечной Сейчас, когда в связи с началом космических полетов и исследований
идея множественности миров переживает расцвет, очень важно предохранить ее
от повторного вырождения. Длительная история этой идеи убеждает в том, что
она была плодотворной только тогда, когда выступала как радикальная
самокритика сложившихся представлений об иных мирах, а заодно и о нашем
мире. Именно в такой форме эта идея разрабатывалась на раннем этапе
творчества Бруно, когда он пришел к своим гениальным догадкам. Аналогичное
использование идеи множественности миров мы встречаем и в "Солярисе" Лема -
блестящей критике расхожих представлений о характере контактов с иным
разумом и, как следствие, о характере нашей собственной разумности. |
|