| |||
Реферат: Конституционные основы регулирования природопользования охраны окружающей средыьзованияМинистерство образования Российской Федерации Институт права Башкирского государственного университета Кафедра хозяйственного, финансового и экологического права Контрольная работа по дисциплине «Экологическое право» Вариант № 3 Выполнил: студент 5 группы V курса заочного отделения Попков А.Г. Проверил: доцент, д.ю.н. Габитов Р.Х. Уфа - 2002 Конституционные основы регулирования природопользования и охраны окружающей среды План: |Общая характеристика | | 1. Общая характеристика источников экологического права Под источниками экологического права понимаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы[1]. Наличие развитой системы источников экологического права является существенным условием для выделения совокупности эколого-правовых норм в отдельную отрасль в системе российского права. Источники экологического права имеют некоторые особенности. Источники экологического права можно классифицировать по следующим
основаниям: Систему источников экологического права образуют: . международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы экологического права; Обычай как источник экологического права применяется в практике, но он опосредован в установленных нормах права.
Республики Башкортостан – основополагающие источники экологического права Как и в любой иной области, в регулировании отношений собственности
на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды,
признания, охраны и защиты экологических прав и законных интересов человека
и гражданина Конституция Российской Федерации и Конституция Республики При анализе Конституции (как РФ, так и РБ) как источника
экологического права можно выделить две группы норм: общего характера,
важных с точки зрения последовательного обеспечения охраны окружающей среды
и рационального природопользования (ст.ст. 1, 7, 10, 71, 72 Конституции Правовые нормы Конституции Республики Башкортостан, регулирующие
природопользование и охрану окружающей среды, аналогичны нормам Конституции Целью данной работы является анализ норм Конституции РФ в области
регулирования природопользования и охраны окружающей природной среды 3. Характеристика общих норм Конституции Российской Федерации, регулирующих охрану окружающей среды Под общими нормами Конституции, регулирующими природопользование и охрану окружающей среды, понимаются такие нормы Конституции, которые определяют не только порядок и условия взаимодействия человека, общества и государства в области природопользования и экологии, но и на весь спектр взаимоотношений государства и общества. Данные нормы являются основополагающими к таким сферам взаимоотношений человека, общества и государства, как природопользование, экологический контроль, обеспечение экологической безопасности и др. *** В соответствии с положениями ст.15 Конституции, Конституция РФ имеет
высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Статья 1 имеет основополагающее значение. В ней устанавливаются форма государственной власти в Российской Федерации (демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления) и, соответственно, режим политической, экономической и иных свобод личности в обществе. Статья 2 Конституции РФ (в Конституции РБ – ст.2 раздела II)
формулирует одну из фундаментальных основ конституционного строя Российской В статье 3 раскрывается принцип народовластия в Российской Федерации. Российская Федерация обладает всей полнотой власти на своей территории. Никакая другая власть на территории России не вправе присвоить себе функции верховной суверенной власти, а тем более поставить себя над ней. Конституционное положение, закрепленное в ч. 1 ст. 4, означает, что эта верховная власть распространяется на определенную территорию, т.е. территорию, находящуюся под юрисдикцией России. Часть 2 ст. 4 Конституции закрепляет один из важнейших принципов федеративного правового государства, прямо вытекающий из того, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории России обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей правовой системы России. Следует отметить, что за последние два года в Республике Башкортостан сделана большая работа по приведению республиканского законодательства (в том числе и экологического) в соответствие с федеральным. Часть 2 статьи 7 провозглашает один из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общегосударственной политики. «В Российской Федерации охраняются… здоровье людей…». Основной целью «экологических» законов (будь то ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» или Экологический кодекс РБ) является защита здоровья населения от отрицательного воздействия, обусловленного загрязнением окружающей среды. Статья 9 Конституции РФ (в Конституции РБ – ст.10 раздела II) гласит,
что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Таким образом, подчеркивается особое значение природных ресурсов и
главного из них – земли как основы жизни и деятельности народов. Это
конституционное положение ориентирует на бережное отношение к природным
ресурсам и их рациональное использование и обеспечивается природоресурсным
и экологическим законодательством. Из принципа бережного отношения к
природным ресурсам вытекает конституционное требование рационально
использовать их. Почти в каждом федеральном законодательном акте,
регулирующем правовое положение и порядок использования отдельных природных
ресурсов, присутствует требование наиболее рационального их использования,
чему, как правило, посвящены специальные разделы законов и множество
подзаконных актов в этой области. Это конституционное положение позволяет
более справедливо использовать средства, получаемые от использования
природных ресурсов, в интересах народов, проживающих на соответствующих
территориях. В настоящее время регулирование этих отношений с точки зрения
соблюдения экологических требований в значительной мере осуществляется
вступившим в силу 12 января 2002 года Федеральным законом Российской В статье 10 закрепляется фундаментальный принцип организации власти в Согласно положениям ст.17 Конституции РФ (в Конституции РБ – ст.20
раздела II), в Российской Федерации признаются и гарантируются права и
свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам
международного права и в соответствии с Конституцией. Основные права и
свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права человека и гражданина в Российской Федерации носят
универсальный характер. Ни один из субъектов Федерации не может отказаться
от обязанности признать и гарантировать права человека и гражданина на
своей территории. Ни одно из провозглашенных в Конституции прав человека и
гражданина не может быть изъято государством или ограничено в объеме без
указания оснований ограничения. Права и свободы человека могут быть
ограничены государством лишь в строго установленных случаях на основе Неотчуждаемый характер прав и свобод состоит также в том, что гражданин не может взять на себя обязательство перед кем бы то ни было не пользоваться своим правом или совокупностью прав. Согласно ст.18, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Определение в ст.18 конституционных прав и свобод как непосредственно действующих разрушает порочную традицию, имевшую место в прошлом нашего общества, рассматривать конституционные нормы как декларативные, реализующиеся лишь при наличии закона, распоряжения правительства, инструкции и т.д. Одна из главных гарантий прав человека и гражданина закреплена в
ст.19 Конституции РФ( «Все равны перед законом и судом». Мужчина и женщина
имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Согласно ст.30, каждый имеет право на объединение, включая право
создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Право граждан
на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе
общественное объединение для защиты общих интересов и достижения общих
целей, право вступать в общественные объединения либо воздерживаться от
вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных
объединений. Широкую известность в России имеют такие общественные
экологические организации, как ГРИНПИС, Всемирный фонд дикой природы, Статья 32 Конституции устанавливает право граждан РФ участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранными в органы государственной власти (специально уполномоченным органом государственной власти в области охраны окружающей среды в РФ является Министерство природных ресурсов РФ, в Республике Башкортостан – Госкомэкология РБ). Согласно ст.33, граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Указанное право обеспечивает возможность активного влияния гражданина на деятельность государства. Статья 36 указывает, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Свободное хозяйствование на земле нельзя, однако, понимать как произвольное. Часть 2 ст. 36 предусматривает два существенных условия, хотя и не ущемляющих хозяйственной свободы собственников земли, но в разумных рамках ограничивающих их деятельность: они не должны наносить ущерба окружающей среде и нарушать прав и законных интересов других лиц. Если собственник земли не соблюдает эти условия закона, для него наступают юридические последствия, предусмотренные экологическим и гражданским законодательством об ответственности за правонарушения[3]. Статья 45 Конституции РФ (в Конституции РБ – ст.55) гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. Ч.1 ст.45 действует во взаимосвязи со ст.2, при этом предполагается, что все звенья государственного механизма наделены обязанностью защищать права и свободы человека и гражданина. Статья 46 (в Конституции РБ – ст.56) гласит, что в России каждому
гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или
бездействие) органов государственной власти, органов местного
самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть
обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Согласно ст.55, перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Статьи 71, 72 и 73 указывают сферы полномочий Российской Федерации и её субъектов в той или иной области. В соответствии со ст.71, в ведении Российской Федерации среди прочих
находятся: Обращаясь к ст. 71, следует обратить внимание, что она устанавливает предметы ведения собственно Российской Федерации. Статья 72 Конституции устанавливает области совместного ведения В данных областях Российская Федерация и ее субъекты совместно ответственны за состояние дел. В этой сфере государственная деятельность в полной мере не может осуществляться отдельно ни Федерацией, ни ее субъектами. В 2001 году в Республике Башкортостан было принято 4 Закона, 8 постановлений Кабинета министров РБ, 7 распоряжений Кабинета министров РБ, регулирующих область охраны окружающей среды. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий России по
предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, субъекты Важными являются положения статьи 76. Согласно ч.4 указанной статьи,
вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Согласно ч.1 ст.77, система органов государственной власти субъектов Положения статьи 78 Конституции являются, на мой взгляд, одними из самых прогрессивных. Так, согласно ст.78, федеральные органы исполнительной власти для
осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы. 4. Характеристика экологических норм Конституции Российской Федерации, регулирующих охрану окружающей среды К так называемым «экологическим» нормам Конституции Российской Статья 41 гласит, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно – эпидемиологическому благополучию. Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального
благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Право граждан на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей природной среды, защитой жизни и здоровья населения от отрицательного воздействия, обусловленного загрязнением окружающей среды. Согласно ч. 3 ст. 41 Конституции сокрытие должностными лицами любого
уровня фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей,
влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно – эпидемиологическом состоянии района проживания, рациональных нормах питания, о продуктах, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам и др.[4] Статья 42 Конституции РФ (ст.50 в Конституции РБ) гласит, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживать в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологически значимых решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую информацию, а также право на возмещение ущерба[5]. Право граждан на благоприятную окружающую природную среду
обеспечивается( В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный, муниципальный и общественный контроль в области охраны окружающей среды. Контроль в области охраны окружающей среды проводится в целях обеспечения органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности. Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении
планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое
или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно Экологическая экспертиза (государственная или общественная) проводится в целях установления соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды[7]. Государственный мониторинг окружающей среды осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством
субъектов Федерации в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в
том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников
антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую
среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и
физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения или
уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей
среды. Порядок организации и осуществления государственного мониторинга
окружающей среды устанавливается Правительством РФ. Информация о состоянии
окружающей среды, ее изменении, полученная при осуществлении
государственного экологического мониторинга, используется органами
государственной власти Российской Федерации, органами государственной
власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления для разработки
прогнозов социально – экономического развития и принятия соответствующих
решений, разработки федеральных программ в области экологического развития Экологический аудит – независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности. В настоящее время в Республике Башкортостан действуют 4 аудиторские фирмы, представляющие услуги по экологическому аудиту. Экологическая сертификация проводится в целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, может быть обязательной или добровольной. Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях
государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной
деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной
окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Нормирование
заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов
допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной
и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а
также государственных стандартов в области охраны окружающей среды. Экологическое страхование (ст.18 ФЗ «Об охране окружающей среды») осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков. В Российской Федерации может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование[8]. В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации[9]. Граждане обладают широкими полномочиями для реализации своих экологических прав, предполагающими возможность создавать общественные объединения по охране окружающей среды, вступать в члены таких объединений и фондов, вносить свои сбережения; принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по охране окружающей среды, излагать свое мнение, обращаться с заявлениями, жалобами, петициями, требовать их рассмотрения; требовать в административном и судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов; требовать ограничения, приостановления, прекращения их деятельности; ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан. За экологические правонарушения, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско – правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации – административную и гражданско – правовую ответственность[10]. Так, в 2001 году Госкомэкология РБ предъявила в Арбитражный суд РБ 105
исковых заявлений о возмещении ущерба, нанесённого государству
предприятиями, организациями и учреждениями, нарушающими
природоохранительное законодательство (в 2000 г. – 99 исков). Предъявлено
требований на общую сумму 35 142 566,12 рублей. Взыскано Арбитражным судом Экологические общественные объединения граждан могут разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать его экологическую культуру, привлекать граждан к природоохранительной деятельности; за счет своих средств и добровольного участия населения выполнять работы по охране и воспроизводству природных ресурсов; оказывать содействие государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранительного законодательства; создавать общественные фонды по охране окружающей среды и расходовать их на проведение экологических мероприятий; рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе, проводить общественную экологическую экспертизу (становящуюся юридически обязательной после утверждения ее результатов органами государственной экспертизы); требовать назначения государственной экологической экспертизы; выступать с изложением своей платформы в средствах массовой информации. Согласно ст.13 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» от В полном объеме подлежит возмещению вред, причиненный здоровью или имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан. При определении ущерба имущества учитывается прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и производственных помещений, оборудования, упущенная выгода от потери урожая, снижения плодородия почв[11]. Предприятия, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды, возмещают причиненный вред согласно ст. 1079 ГК РФ. Юридические и физические лица вправе предъявлять исковые требования в суд или арбитражный суд о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан и окружающей среде. Решение суда в этом случае является основанием для прекращения финансирования такой деятельности соответствующими банковскими учреждениями. Территории с устойчивыми отрицательными изменениями в окружающей
среде, угрожающими здоровью населения, состоянию естественных экологических
систем, генетических фондов растений и животных, объявляются зонами
экологического бедствия, что влечет прекращение деятельности, отрицательно
влияющей на окружающую среду; приостановку работы цехов, агрегатов,
оборудования и т.д., ограничение отдельных видов природопользования. Таким образом, предусматривается обширная система мер, обеспечивающая экологические конституционные права граждан. В осуществлении предусмотренных Конституцией экологических прав
граждан решающее значение приобретает их информационное обеспечение. Важно
здесь подчеркнуть невозможность утаивания, сокрытия экологических сведений. Статья 58 Конституции РФ (ст.65 Конституции РБ) закрепляет обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. С развитием научно – технического прогресса увеличилось отрицательное воздействие человеческой деятельности на окружающую природную среду, вследствие чего загрязняются атмосферный воздух, вода, земля. В результате катастроф и стихийных бедствий деградируют земли. От пожаров, загрязнения воздуха и подземных вод гибнут леса. Все это отрицательно сказывается на здоровье людей. Ученые утверждают, что в настоящее время перед Россией стоит задача экологического выживания. Необходимо прекратить дальнейшее разрушение природы. Конституционная обязанность граждан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам конкретизируется в нескольких законах. Прежде всего это предусмотрено в новом Федеральном законе Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ. Согласно ст.11 этого Федерального закона каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Граждане имеют право: Граждане обязаны: Значительная часть обязанностей граждан по охране природы и
рациональному использованию ее ресурсов установлена в законодательстве о
земле, ее недрах, в водном, лесном законодательстве. Так, в ст.13 1) сохранению почв и их плодородия; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий; 3) защите сельскохозяйственных угодий и других земель от заражения бактериально – паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарниками и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель; 4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; 5) сохранению достигнутого уровня мелиорации; 6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; 7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель. В целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий. Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно – гигиенических и иных норм и требований. При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель. Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством Российской Федерации устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ. Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством. Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред[13]. Ряд обязанностей по охране вод возлагает на граждан Водный кодекс 5. Развитие взаимоотношений между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан в области охраны окружающей среды Взаимоотношения между Российской Федерацией и Республикой Согласно ч.3 ст.11 Конституции РФ, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации осуществляется на основе Конституции, Федеративного и иного договора о разграничении предметов ведения и полномочий. В соответствии с п. «г» ст.II Договора от 31 марта 1992 г. о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации, к совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти республик в составе Российской Федерации относятся природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории. Согласно пункта 5 статьи 3 Договора между Российской Федерацией и В соответствии с п.10 ст.4 указанного Договора в совместном ведении 25 мая 1994 года между Правительством Российской Федерации и В настоящее время ряд субъектов Российской Федерации подписали (и
продолжают подписывать) с федеральным центром Соглашения о прекращении
действия соглашений между Правительством России и Правительством Считаю нецелесообразным подписание в настоящий момент Соглашения о прекращении действия «Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Башкортостан о разграничении предметов ведения и разграничении полномочий в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов от 25 мая 1994 года», которое было пролонгировано в 1999 году и действует по настоящее время. В настоящее время в связи с изменившейся обстановкой в политической, экономической сферах жизни общества и государства, значительным развитием законодательства (и экологического в частности) между органами государственной власти Российской Федерации и Республики Башкортостан ведётся работа по развитию договорных отношений, в том числе и в области охраны окружающей природной среды. 12 января сего года вступил в силу Федеральный закон Российской Статьи 5-10 главы II закона («Основы управления в области охраны окружающей среды») регламентируют вопросы государственного управления, полномочия Российской Федерации и её субъектов в области охраны окружающей среды. В соответствии с положениями ст.6, п.2 ст.8 и ст.9 указанного закона,
существенно расширились полномочия органов государственной власти субъектов В частности, в соответствии с п.2 ст.8 закона, субъектам Российской Разграничение полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, между органами государственной власти РФ и субъектов осуществляется, помимо Конституции РФ и федеральных законов, также и договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов (п.1 ст.9 ФЗ). Также, существенным нововведением является закрепление в п.2 ст.9 закона права передавать осуществления части полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, на основе Соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, в том числе в области государственной экологической экспертизы объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе, проводимой на уровне субъектов Российской Федерации. Указанные нормы Федерального закона «Об охране окружающей среды»
позволят более детально разграничить полномочия в области охраны окружающей
среды между органами государственной власти Российской Федерации и Принятый Федеральный закон «Об охране окружающей среды» стал новым
шагом в развитии природоохранной деятельности, приближающим нас к
современному, то есть соответствующему законодательству передовых
государств, механизму правовой охраны окружающей среды. Хотя, конечно, для
реализации на практике заложенных в данном Федеральном законе норм
потребуется принятие как на федеральном уровне, так и на уровне Республики 7. Использованная литература 1) Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для ВУЗов. - М.: Юристъ, 2000; 2) Комментарий к Конституции Российской Федерации / под. ред. Л.А. Окунькова, - М.( БЕК, 1998; 3) Комментарий к Закону РСФСР «Об охране окружающей природной среды» // рук. авторского коллектива – д.ю.н., профессор С.А. Боголюбов.- М.( НОРМА, 2000.
|
|