| |||
Реферат: Экологические проблемы ,связаные с добычей, переработкой и транспортировкой нефти
Гимназия №1 «Экологические загрязнения, связанные с добычей, переработкой и транспортировкой нефти». Выполнил: Назаров Валерий Проверил: Заболотнова Татьяна Викторовна Владивосток 2003 г. Оглавление. Глава 1. Введение …………………………………………….. 2 Глава 1. Опасности, связанные с интенсивной добычей нефти………………………………………. 3 Глава 2 . Загрязнение атмосферы………………….6 Глава 3 .Нефтяное загрязнение Мирового океана…………………………………….11 Глава 4 .Загрязнение почвенного покрова……….19 Глава 5 .Способы ограждения от загрязнений связанных с добычей, транспортировкой и переработкой нефти…………………………………21 Заключение…………………………………………...24 Список использованной литературы……………..25 Введение. Экологические загрязнения нефтепродуктами, на мой взгляд, очень актуальная, и важная тема, которая с каждым днем напоминает о себе все больше и чаще. Каждую минуту в мире добываются тысячи тонн нефти, и при этом люди даже не задумываются о ближайшем будущем нашей планеты, ведь только за 20 век было истощено большее количество нефтяных запасов нашей планеты. При этом ущерб, который был нанесен за этот сравнительно короткий отрезок времени, не сравнится ни с одной катастрофой произошедшей за всю историю человечества. Но как избавиться от отходов, которые загрязняют все жизненоважные среды нашей планеты??????? В погоне за нефтью человек безжалостно теснит природу: вырубает леса,
захватывает пастбища и пашни, загрязняет окружающую среду. „Прежде природа
угрожала человеку, - пишет Ж.-И.Кусто, - а сейчас человек угрожает
природе". Эти слова известного французского ученого-естествоиспытателя
определяют нынешнее соотношение сил в органическом мире. Своей неразумной
деятельностью человек может поставить природу на грань биологической
катастрофы, которая отзовется, прежде всего на нем самом. Оправдываются
слова французского поэта Ф.Р. де Шатобриана: „Леса предшествуют человеку,
пустыни следуют за ним". Уже сейчас, по выражению Дж. Марша, „Земля близка
к тому, чтобы сделаться непригодной для лучших своих обитателей". Под В этой работе описаны основные источники экологических загрязнений связанных с нефтью, а также мои предложения по их устранению. Глава 1.Опасности, связанные с интенсивной добычей нефти. Вначале человек не задумывался о том, что таит в себе интенсивная добыча нефти и газа. Главным было выкачать их как можно больше. Так и поступали. Но вот в начале 40-х гг. текущего столетия появились первые настораживающие симптомы. Это случилось на нефтяном месторождении Уилмингтон (Калифорния, Расположение месторождения в центре высокоиндустриальной и
густонаселенной области южной Калифорнии, а также близость его к крупным
нефтеперерабатывающим заводам Лос-Анджелеса имело важное значение в
развитии экономики всего штата Калифорния. В связи с этим с начала
эксплуатации месторождения до 1966 г. на нем постоянно поддерживался
наивысший уровень добычи по сравнению с другими нефтяными месторождениями В 1939 г. жители городов Лос-Анджелес и Лонг-Бич почувствовали довольно
ощутимые сотрясения поверхности земли - началось проседание грунта над
месторождением. В сороковых годах интенсивность этого процесса усилилась. К 1954 г. было доказано, что наиболее эффективным средством борьбы с проседанием является закачка в пласт воды. Это сулило также увеличение коэффициента нефтеотдачи. Первый этап работы по заводнению был начат в 1958 г., когда на южном крыле структуры стали закачивать в продуктивный пласт без малого 60 тыс.м3 воды в сутки. Через десять лет интенсивность закачки уже возросла до 122 тыс.м/сут. Проседание практически прекратилось. В настоящее время в центре чаши оно не превышает 5 см/год, а по некоторым районам зафиксирован даже подъем поверхности на 15 см. Месторождение вновь вступило в эксплуатацию, при этом на каждую тонну отобранной нефти нагнетают около 1600 л воды. Поддержание пластового давления дает в настоящее время на старых участках Уилмингтона до 70 % суточной добычи нефти. Всего на месторождении добывают 13 700 т/сут нефти. В последнее время появились сообщения о проседании дна Северного моря в пределах месторождения Экофиск после извлечения из его недр 172 млн.т нефти и 112 млрд. м3 газа. Оно сопровождается деформациями стволов скважин и самих морских платформ. Последствия трудно предсказать, но их катастрофический характер очевиден. Проседание грунта и землетрясения происходят и в старых нефтедобывающих
районах России. Особенно это сильно чувствуется на Старогрозненском
месторождении. Слабые землетрясения, как результат интенсивного отбора
нефти из недр, ощущались здесь в 1971 г., когда произошло землетрясение
интенсивностью 7 баллов в эпицентре, который был расположен в 16 км от г. Совсем недавние отголоски интенсивных нефтяных разработок произошли в Глава 2 .Загрязнение атмосферы. Гораздо большую опасность таит в себе использование нефти и газа в качестве топлива. При сгорании этих продуктов в атмосферу выделяются в больших количествах углекислый газ, различные сернистые соединения, оксид азота и т.д. От сжигания всех видов топлива, в том числе и каменного угля, за последние полвека содержание диоксида углерода в атмосфере увеличилось почти на 288 млрд.т, а израсходовано, по подсчетам академика Ф.Ф. Давитая, более 300 млрд.т кислорода. Таким образом, с момента первых костров первобытного человека атмосфера потеряла около 0,02 % кислорода, а приобрела до 12 % углекислого газа. В настоящее время ежегодно человечество сжигает 7 млрд. т топлива, на что потребляется более 10 млрд.т кислорода, а прибавка диоксида углерода в атмосфере доходит до 14 млрд. т. В ближайшие же годы эти цифры будут расти в связи с общим увеличением добычи горючих полезных ископаемых и их сжиганием. По мнению Ф.Ф. Давитая, к 2020 г. в атмосфере исчезнет около 12 000 млрд.т кислорода (0,77 %). Таким образом, через 100 лет состав атмосферы существенно изменится и, надо полагать, в худшую сторону. Уменьшение количества кислорода и рост содержания углекислого газа, в
свою очередь, будут влиять на изменение климата. Молекулы диоксида углерода
позволяют коротковолновому солнечному излучению проникать сквозь атмосферу Человечество выделяет огромное количество пыли и других микрочастиц,
экранирующих солнечные лучи и сводящих на нет нагревательное действие
углекислого газа. По сведениям американского специалиста К. Фрейзера, над Загрязнение атмосферы таит в себе и другую опасность - оно снижает
количество солнечной радиации, достигающей поверхности Земли. По данным Загрязнение атмосферы над Соединенными Штатами привело в 1975 г. к совсем уже неожиданному явлению. В районе Бостона (штат Массачусетс) было установлено резкое увеличение количества озона в атмосфере - 0,127 части на миллион, тогда как установленный федеральными властями США предел безопасности составляет 0,08 части на миллион. Известно, что озон образуется в атмосфере при взаимодействии углеводородов с кислородом воздуха и в больших количествах он более ядовит, чем угарный газ. 10 августа 1975 г. управление здравоохранения штата объявило „озон-тревогу", которая продлилась до 14 августа. Это была уже вторая тревога за год. Большая роль в загрязнении атмосферы принадлежит реактивным самолетам,
машинам, заводам и фабрикам. Чтобы пересечь Атлантический океан,
современный реактивный лайнер поглощает 35 т кислорода и оставляет
инверсионные следы, увеличивающие облачность. Значительно загрязняют
атмосферу и автомашины, которых уже сейчас насчитывается более 500 млн. По
подсчетам специалистов, машины „размножаются" в 7 раз быстрее людей. Именно
им принадлежит половинная доля участия в отравлении Америки. Как заявил в В последнее время появилась новая идея - автомобиль с инерционным
двигателем. К сооружению его приступили американские компании „Лир моторе"
и „Ю. Флайвилс". Он будет снабжен двумя тяжелыми маховиками, работающими в
вакууме. Для их раскручивания перед выездом предусмотрен электромотор,
питающийся от бытовой сети. Запасенная кинетическая энергия маховиков через
коробку передач будет поступать на ведущие колеса. Одной зарядки хватит на Немалый вклад в отравление атмосферы вносят различные заводы, тепло- и
электростанции. Средней мощности электростанция, работающая на мазуте,
выбрасывает ежесуточно в окружающую среду 500 т серы в виде сернистого
ангидрита, который, соединяясь с водой, тотчас же дает сернистую кислоту. Особенно страдают памятники старины. Бедственное положение складывается
с афинским Акрополем, который вот уже более 2500 лет выдерживает
разрушительное влияние землетрясений, набегов иностранных захватчиков,
пожаров. Теперь же этому всемирно известному памятнику старины угрожает
серьезная опасность. Загрязнение атмосферы постепенно разрушает поверхность
мрамора. Мельчайшие частицы дыма, выбрасываемые в воздух промышленными
предприятиями Афин, вместе с каплями воды попадают на мрамор, а утром
испарившись, оставляют на нем бесчисленное множество еле заметных оспин. По
утверждению греческого археолога профессора Наринатоса, памятники древней Загрязнение атмосферы различными вредными газами и твердыми частицами приводит к тому, что воздух крупных городов становится опасным для жизни людей. В некоторых городах США, Японии, Германии регулировщики уличного движения дышат кислородом из специальных баллонов. Пешеходам эта возможность предоставляется за дополнительную плату. В Токио и некоторых других городах Японии на улицах устанавливаются кислородные баллоны для детей, чтобы они по дороге в школу могли глотнуть свежего воздуха. Японские предприниматели открывают специальные бары, где люди поглощают не алкогольные напитки, а свежий воздух. Правда, в последние годы обстановка изменилась в лучшую сторону. Особую опасность для жизни людей представляют смертоносные туманы,
опускающиеся на крупные города. Самая большая трагедия произошла в 1952 г.
в Лондоне. Проснувшись утром 5 декабря, лондонцы не увидели солнца. Токио вышел на третье место среди японских городов по числу
заболеваний, вызванных загрязнением окружающей среды. В настоящее время
здесь зарегистрировано свыше 4 тыс. таких больных. В середине октября 1975
г. серьезная угроза отравления нависла над этим огромным городом, где живет
почти 12 млн.человек. Концентрация различных вредных оксидов в ряде районов
города в б раз превысила допустимый уровень. Токийские власти отдали
распоряжение всем фабрикам и заводам сократить потребление топлива на 40 %. Осаду смертоносных туманов не выдерживают даже растения. За последние Чтобы вовремя принять защитные меры от смога, в Кентском университете Глава 3.Нефтяное загрязнение Мирового океана. Безрассудно загрязнет человек и водные бассейны планеты. Ежегодно в Литр нефти лишает кислорода, столь необходимого рыбам, 40 тыс.л морской воды. Тонна нефти загрязняет 12 км2 поверхности океана. Икринки многих рыб развиваются в приповерхностном слое, где опасность встречи с нефтью весьма велика. При концентрации ее в морской воде в количестве 0,1-0,01 мл/л икринки погибают за несколько суток. На 1 га морской поверхности может погибнуть более 100 млн. личинок рыб, если имеется нефтяная пленка. Чтобы ее получить, достаточно вылить 1 л нефти. Источников поступления нефти в моря и океаны довольно много. Это аварии танкеров и буровых платформ, сброс балластных и очистных вод, принос загрязняющих компонентов реками. В настоящее время 7-8 т нефти из каждых 10 т, добываемых в море,
доставляется к местам потребления морским транспортом. На некоторых
участках Мирового океана происходит буквально столпотворение. Например,
через пролив Ла-Манш, ширина которого 29 км, ежесуточно проходит более 1000
судов. Немудрено, что количество танкерных катастроф здесь велико. Особенно
они возросли в 70-80-х гг. Только в 1975 г. погибло 10 танкеров общим
водоизмещением в 815 тыс. т. Почти каждый год случаются крупные катастрофы. В дальнейшем катастрофы крупных танкеров выплескивали в моря и океаны
все новые и новые порции нефти. 1974 г. - авария американского танкера В январе 1976 г. в залив Бантри (Ирландия) по вине компании „Галф ойл" В феврале 1976 г. на танкере „Сан-Петер", совершавшем под либерийским флагом плавание из Перу в Колумбию с 33 тыс.т нефти на борту, вспыхнул пожар. Судно затонуло, нефть вылилась в море. Десять дней моряки колумбийских ВМС вели безуспешную борьбу по очистке вод в районе бедствия, охватившего прибрежную полосу протяженностью около 30 км. В начале 1976 г. у берегов Бретани потерпел крушение супертанкер В январе 1977 г. танкер „Арго Мерчент" длиной 182 м сел на мель у
берегов американского штата Массачусетс. Волны раскололи махину и 29 млн.л
темной маслянистой жидкости вылилось в океан, образовав пятно размером В 1977 г. - катастрофа с танкером „Айринз Челленджер" и 20 млн.л нефти
попало в акваторию Гавайских островов. В этом же году в результате пожара
на борту танкера „Хэвайан патриот" в северной части Тихого океана 1978 г. знаменуется самой крупной танкерной катастрофой у берегов Наиболее крупной аварией в 1979 г. явилось столкновение танкеров Ноябрьский шторм 1981 г выбросил на волнорез порта Клайпеда греческий танкер „Глобус Асини". Из образовавшейся пробоины в море вытекло 10 тыс.т нефти. В августе 1983 г. недалеко от европейского побережья Атлантики загорелся танкер „Кастилло де Бельвер". Судно затонуло, выпустив в воды океана 250 тыс.т нефти. У побережья Антарктиды в январе 1989 г. терпит крушение танкер „Баия
параисо" с 1 тыс.т дизельного масла на борту. Два месяца спустя страшная
трагедия разыгралась в арктических водах Аляски. Танкер „Экссон валдиз" по
вине капитана напоролся на риф. Из пробоины вытекло более 40 тыс.т нефти. В конце марта 1989 г. голландский речной танкер сел на мель в районе В апреле 1989 г. индийский танкер „Канченджунга" налетел на рифы в Печальный список танкерных аварий можно было бы продолжить, но их доля в нефтяном загрязнении моря сравнительно невелика. В 3 раза больше поступает нефти в акватории за счет промывки цистерн танкеров и сброса этой воды; в 4 раза интенсивнее загрязняют моря и океаны отбросы нефтехимических заводов, почти столько же нефти поставляют и аварии морских буровых . Печальный рекорд по загрязнению морских вод принадлежит нефтяной
скважине „Иксток-1" (Мексика), пробуренной у берегов п-ова Юкатан в Встает угрожающий вопрос: что делать с этими „черными океанами"? Как спасти их обитателей от гибели? Строятся различные планы. Во Франции создана специальная центрифуга марки „Циклонет". Она устанавливается на самоходной портовой барже вместе с группой насосов, которые собирают с поверхности воду вместе с пленкой нефти. Попадая затем во вращающиеся барабаны устройства, смесь быстро разделяется, производительность 200 M/ч. Шведские и английские специалисты для очистки морских вод от нефти
предлагают использовать старые газеты, куски обертки, обрезки с бумажных
фабрик. Все это измельчается на тонкие полосы длиной 3 мм. Брошенные на
воду, они способны впитать в себя 28-кратное количество нефти по сравнению
с собственной массой. Затем топливо из них легко извлекается прессованием. Имеются и другие планы. Хорошие результаты дает применение
диспергаторов - особых веществ, связывающих нефть; обработка нефтяных
пленок железным порошком с последующим собиранием „опилок" магнитом. Русские ученые установили, что некоторые жители морей вовсе не страдают
от нефтяного загрязнения. В Каспии, например, живет моллюск - кардиум. Это
крошечное существо, получившее свое название за сердцевидную форму
раковинки, играет важную роль в очистке морской воды, добывая себе таким
образом и пищу, и кислород для дыхания. Если подобными способностями мог бы
обладать человек, то в сутки он должен был бы пропускать сквозь себя более Кроме нефти, в моря и океаны выносится много других продуктов
жизнедеятельности человека, загрязняющих эти водоемы. По данным Ж.-И.Кусто,
в верхнем слое океанов до глубины 300 м содержится свинец, ртуть, кадмий,
которые убивают рыбу и даже самих людей. По сведениям ученых Такая же ситуация складывается с гидросферой и на континенте: реки и озера делаются непригодными не только для их законных
обитателей, но и для людей. В Германии, например, ежегодно сливается в реки Варварское отношение к природе при освоении нефтяных месторождений
проявляется и в нашей стране. По различным причинам при добыче и транспорте Создается впечатление, будто человек забывает о том, что вода - основа жизни. А-де-Сент-Экзюпери, понявший настоящую цену воды после катастрофы самолета в Сахаре, писал: „Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца". Но вода нужна не только людям. Чтобы вырастить 1 т зерна, нужно 1000 м3
воды, чтобы выплавить 1 т стали - 120 м3. Количество пресной воды,
пригодной для человека, с каждым годом становится все меньше и меньше. Уже
сейчас ежегодно США платят 2 млрд.дол. Канаде за право использовать
естественные источники пресной воды, находящиеся на территории этой страны. В то же самое время реки - эти естественные резервуары проточной
пресной воды - часто используют как транспорт для промышленных отходов. Глава 4. Загрязнение почвенного покрова. Общая особенность всех нефтезагрязненных почв - изменение численности и
ограничение видового разнообразия педобионтов (почвенной мезо- и микрофауны
и микрофлоры). Типы ответных реакций разных групп педобионтов на
загрязнение неоднозначны: Глава 5 .Способы ограждения от загрязнений связанных с добычей, транспортировкой и переработкой нефти. Одним из наиболее перспективных путей ограждения среды от загрязнения является создание комплексной автоматизации процессов добычи, транспорта и хранения нефти. В нашей стране такая система впервые была создана в 70-х гг. и применена в районах Западной Сибири. Потребовалось создать новую унифицированную технологию добычи нефти. Раньше, например, на промыслах не умели транспортировать нефть и попутный газ совместно по одной системе трубопроводов. С этой целью сооружались специальные нефтяные и газовые коммуникации с большим количеством объектов, рассредоточенных на обширных территориях. Промыслы состояли из сотен объектов, причем в каждом нефтяном районе их строили по-своему, это не позволяло связать их единой системой телеуправления. Естественно, что при такой технологии добычи и транспорта много продукта терялось за счет испарения и утечки. Специалистам удалось, используя энергию недр и глубинных насосов, обеспечить подачу нефти от скважины к центральным нефтесборным пунктам без промежуточных технологических операций. Число промысловых объектов сократилось в 12-15 раз. По пути герметизации систем сбора, транспорта и подготовки нефти идут и другие крупные нефтедобывающие страны земного шара. В США, например, некоторые промыслы, расположенные в густонаселенных районах, искусно скрыты в домах. В прибрежной зоне курортного городах Лонг-Бич (Калифорния) построено четыре искусственных острова, где производится разработка морских площадей. С материком эти своеобразные промыслы связаны сетью трубопроводов длиной свыше 40 км и электрокабелем протяженностью 16,5 км. Площадь каждого острова 40 тыс.м2, здесь можно разместить до 200 эксплуатационных скважин с комплектом необходимого оборудования. Все технологические объекты декорированы - они спрятаны в башни из цветного материала, вокруг которых размещены искусственные пальмы, скалы и водопады. Вечером и ночью вся эта бутафория подсвечивается цветными прожекторами, что создает весьма красочное экзотическое зрелище, поражающее воображение многочисленных отдыхающих и туристов. Итак, можно сказать, что нефть - это друг, с которым надо держать ухо
востро. Небрежное обращение с „черным золотом" может обернуться большой
бедой. Вот еще один пример того, как излишняя любовь к нему привела к
неприятным последствиям. Речь пойдет об уже упоминавшемся заводе по
производству белково-витаминного концентрата (БВК) в г. Кириши. Как
выяснилось, производство этого продукта и его применение чревато серьезными
последствиями. Первые опыты были обнадеживающими. Однако в дальнейшем
оказалось, что у животных при использовании БВК происходит глубокая
патология в крови и в некоторых органах, во втором поколении снижается
плодовитость и иммунологическая реакция. Вредные соединения (паприн) через
мясо животных попадают к человеку и также оказывают на него неблагоприятное
влияние. Производство БВК сопряжено с загрязнением окружающей среды. В
частности в г. Кириши завод не был снабжен необходимой очистительной
системой, что привело к систематическому выбросу в атмосферу белковых
веществ, вызывающих аллергию и астму. Учитывая это, ряд зарубежных стран Все это говорит о том, что использование нефти и нефтепродуктов должно быть весьма аккуратным, продуманным и дозированным. Нефть требует к себе внимательного отношения. Это необходимо помнить не только каждому нефтянику, но и всем, кто имеет дело с продуктами нефтехимии. Заключение Нефть и нефтепродукты являются наиболее распространенными загрязняющими веществами в окружающей среде . Основными источниками загрязнения нефтью являются: регламентные работы при обычных транспортных перевозках нефти, аварии при транспортировке и добычи нефти, промышленные и бытовые стоки. Наибольшие потери нефти связаны с ее транспортировкой из районов добычи. Аварийные ситуации, слив за борт танкерами промывочных и балластных вод, - все это обуславливает присутствие постоянных полей загрязнения на трассах морских путей. Но утечки нефти могут происходить и на поверхности, в итоге нефтяное загрязнение обхватывает все области жизнедеятельности человека. Загрязнение влияет не только на окружающую нас среду, но и на наше здоровье. С такими быстрыми «разрушительными» темпами , вскоре все вокруг нас ,будет непригодно для использования : грязная вода будет сильнейшим ядом, воздух насыщен тяжелыми металлами, а овощи и вообще вся растительность будет исчезать из-за разрушения структуры почвы. Именно такое будущее ожидает нас по прогнозам ученых примерно через столетие, но тогда будет поздно что-либо предпринимать. Постройка очистных сооружений , ужесточенный контроль за
транспортировкой и добычей нефти , двигатели работающие за счет извлечения
водорода из воды – это всего-лиш начало списка того, что можно применить
для очищения окружающей среды. Эти изобретения доступны и могут сыграть
решающую роль мировой и Российской экологии. Но как говориться: “Русские Список использованной литературы. 1. Нефть и газ в зеркале планеты «Деловой мир» 1994. 1-7 августа 2. Человек и океан. Громов Ф.Н Горшков С.Г. С.-П., ВМФ, 1996 г. - 318 с http://www.press.lukoil.ru (Журнал «Нефть России») 4.Ежемесячный производственно – массовый журнал «Энергетик» 2001 г. 5.Большая Советская энциклопедия (том 1) «Советская энциклопедия» 1987 г. 6.Нефть и человек «Эксмо-Пресс»1996 г. 7.Мировые афоризмы «Эксмо-Пресс»1999г. |
|