| |||
Реферат: История экономических учений (краткие ответы на вопросы)Краткие ответы на вопросы к зачету по дисциплине История Экономических 1 Предмет истории эк. учений. 17-18вв – Россия, «Домострой». 2 Ранний и поздний меркантелизм. Мерканто (итал.) – рынок Создателями этой теории были англичане, т.к. Англия это первая
капиталистическая страна, и наиболее развитая в 16-20вв. 3 Зарождение классической политэкономии. 4 Экономические взгляды физиократов. К. 18в – Франция – Француа Кене (врач, естествоиспытатель) Кене разработал таблицу кругооборота капитала. Он и др. физиократы делили общество на классы: 1) Производители. 2) Бесплодный класс. 3) Класс земельных собственников. Между ними необходимо установить правильные пропорции доя более эффективного функционирования эк-ки. Физиократы были более близки к идее источника богатства, т.к. в отличие от меркантилистов, считали им труд в области с/х, тогда как источником на самом деле является труд вообще. 5 Общая хар-ка классической школы: теория Смита и Рикардо. К.18 – н.19вв – А. Смит и Д Рикардо – первая целостная эк. Теория. «Исследования о природе и причинах богатства народов» 1) Эк. отношения в своем развитии связаны с общественным разделением труда. 2) Они первые исследовали рыночный механизм: СП-ПР-Цена, где Сп – платежеспособная потребность людей ПР – возможность производителя поставить товар по определенной цене. Цена – денежное выражение стоимости труда. 3) Открыли «Правило невидимой руки»: производитель, вынося товар на рынок, стремится удовлетворить свои потребности путем удовлетворения потребностей покупателя, т.е. сводит индивидуальный интерес к общественному. Реализуя свои интересы, производители конкурируют между собой, постоянно совершенствуясь, следовательно дают толчки для НТП. Т.о. конкуренция – это довольно положительное явление эк-ки, однако у него есть минусы: - дифференциация производителей - монополия 4) Они идеализировали капитализм, но уже в 20х гг 19в возник первый кризис, и оказалось, что капитализм неидеален. 5) ТТС – первичным звеном эк-ки является товар, а его производство связано с трудом, а труд – источник богатства, т.е. товар – это предмет труда, предназначенный для обмена или продажи. Свойства: - потребительская стоимость (качество) - меновая стоимость (способность обмениваться на др. товары) Свойства труда: - конкретный - абстрактный 6) Рикардо исследовал ценообразование на с/х продукцию, и пришел к определениям РЕНТА и ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ РЕНТА. 6 Историческая школа Германии. 1) С.19в – новая стадия капитализма с основным машинным производством 2) 40-50е гг 19в – объединение Германии – Германская историческая
школа. - дикость - пастушество - земледельческо-мануфактурное - пастушеско-земледельческое - земледельческо-мануфактурно-коммерческое 7 Эк. учение марксизма. Лосаль, Прудон Маркс и Энгельс 2) Считали несправедливым и ошибочным обогащение одних людей 8 Общая хар-ка маржинализма. 1) 60-70е гг 19в – в Европе кризис в эк-ке, пол-ке, науке. Стала ясна ошибочность ТТС, т.к. один и тот же товар имеет разную стоимость в зависимости от различных факторов и условий. Появляется новое направление – Маржинализм, который исследует теперь уже качественную сторону товара. Равновесная цена – определяется разными факторами рынка и неодинакова, определяется полезностью последующей единицы товара. 2) Теория предельной полезности – при всех постоянных условиях увеличение рабочей силы приведет к меньшему кол-ву товара, произведенного одним рабочим. 9 Эк. концепция неоклассической школы. 10 Теория Джона Кейнса. 1) 20в. – английский экономист Джон Кейнс – основатель нового раздела – макроэкономики. 2) Регулирование эк-ки с помощью государства. 3) Кризис – инфляция, которая бывает в краткосрочном периоде в долгосрочном. При чем в первом она не страшна, если принять экстренные меры – увеличить кол-во рабочих мест (это временно вызовет усиление инфляции), что приведет к увеличению денег у народа, а следовательно, и к увеличению спроса на товар (теория мультипликатора: цепная реакция одной отрасли на другую, одного слоя населения на другой, что в итоге приведет к росту эк-ки). Но есть такой фактор, как склонность к накопительству – реально спрос увеличится на меньше, чем мог бы. 11 Теория неоклассического синтеза. 12 Теория монетаризма. 1) 70е гг 20в. – продолжатели теории Кейнса, только в условиях НТР. 2) Кризисы становятся уже отраслевыми, а не общеэкономическими. Выход: уменьшение ден. массы, находящейся в стране на данный момент через центральный банк. 3) Вмешательство гос-ва должно быть минимальным/ограниченным. 13 Эк. мысль в России времен Петра 1 (17-18вв). 1) Эк. мысль в России развивалась медленнее, чем в Европе (татаро- монгольское нашествие и поздняя отмена крепостного права). 2) Впервые эк. Теория появилась при Иване Грозном – переписка с Курбским, в которой последний описывал/предлагал пути увеличения объема денежных средств, привлеченных в гос-во. 3) Дальнейшее развитие эк. Теория получила при Петре 1 – его экономический советник Посашков считал, что для более эффективного функционирования экономики необходимо хотя бы часть гос. Собственности предать в руки богатых купцов. Также он разработал наиболее эффективную для того времени систему налоговых сборов. 4) Декабристы (большая часть – воевавшие в 1812-1814гг) – принимали еще бескризисную Европу как идеал для России. Пестель, Тургенев. Они хотели хотя бы небольшую часть земель передать уже освобожденным от крепостного права крестьянам, но при этом оставить в стране монархию. 14 Эк. мысль в России в 20в. Плеханов (эволюция) и Ленин (революция). А) Одна работа Ленина была связана с развитием капитализма в России. Б) Вторая – с империализмом как высшей стадией капитализма. Свойства: монополия, сокращение конкуренции, передел в эк. Сферах влияния между странами. После череды военных событий наступает мировой кризис, из которого выходят страны с усиленным гос. Регулированием. Становится очевидна ошибочность теории Ленина – социализм неизбежен, империализм не последняя стадия капитализма. - Кондратьев – цикличность экономики - Чаянов – необходимость хоз. Объединений. - Гастев – НОТ. Ошибка: нельзя максимально удовлетворить людей, т.к. это невозможно. - процесс разгосударствления - создание сети коммуникаций, в частности банковских - установление правил игры
|
|