| |||
Реферат: Поведение фирмы и социальные последствия функционирования рынка в условиях чистой монополииПЛАН
2.1. Определение цены и объемов производства. Максимизация прибыли…………………………………………….…..……5 2.2. ценообразование для монополиста……………….…..…...6 2.3. Кривая спроса для монополиста…………………..……...8 2.4. Воздействие и последствия налога для монополиста. X-неэффективность…………………………………..……...9 3.Показатели монопольной власти…………………….………..11 4 Антимонопольное законодательство………………...…14 4.1 Антимонопольное законодательство на Украине...14 4. 2. Антимонопольная политика в условиях рыночной экономики. …………………………...…………….………19 3. Монополии в рыночной экономике Запада, возможность использования их опыта в условиях Украины………………………………………………..…21
2 ВВЕДЕНИЕ М онополия означает существование одного продавца на рынке. Продукт, который
он продает, не имеет заменителей. На первый взгляд, монополию довольно
легко определить. В реальной жизни это сделать довольно сложно. Проблемы монополизации в хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев общества. С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Украиной: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалом зависит от взвешенной, проверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно- административной системы прошлого СССР достался целый комплекс гигантов- монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущение усиления роли уже образованных на рынке монополий. В Украине процесс создания государственного контроля по недопущению несовершенной конкуренции фактически начался с нуля, т.к. присутствующая еще недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала присутствие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности. Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание гражданами Украины необходимости экономических реформ в данной сфере. В этой работе я постараюсь рассмотреть историю возникновения
монополий, особенности современной монополизации экономики, действующее на 1 История и основные характеристики чистой монополии И стория монополии достигает глубокой древности. Монополия возникает там и когда, где велики барьеры для вступления в отрасль. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но их история начинается в последней трети XIX стлетия, особенно во время экономического кризиса 1873г. Связь явления кризисов и монополий указывает на одну из причин монополизации – пробу многих фирм найти спасение от кризисных потрясений. Не случайно монополии в прошлой экономической литературе имела название “детей кризиса”. Что представляет собой Чистая монополия (Pure monopoly)? Это - ситуация на рынке, когда существует только один продавец данного товара, который не имеет близких заменителей. Монополистический рынок является полной противоположностью совершенно конкурентному рынку. Для покупателей существует только один источник предложения - монополист. Монопольное положение – желанное для каждого предприятия или предпринимателя положение. Это положение позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках значительную власть и т.д. Понятно, что, как и совершенная конкуренция, чистая монополия является
некой абстракцией. Во - первых, практически не существует продуктов не
имеющих заменителей. Во- вторых, редко когда на национальном (или мировом)
рынке есть только один продавец. Хотя на более замкнутых рынках, к
примеру, в маленьком городке, мы можем наблюдать явление чистой монополии. Фирма обладает монопольной властью (monopoly power) тогда, когда она
имеет возможность воздействовать на цену своего товара, изменяя
количество, которое она готова продать. Степень, до которой монополист
может использовать свою монопольную власть, зависит от наличия близких
заменителей на его товар и его доли на данном рынке. Естественно, чтобы
обладать монопольной властью фирме не требуется быть чистой монополией. Чистая монополия и совершенная конкуренция являются крайними формами организации рынка (рыночной структуры). Реальные рыночные структуры находятся между этими двумя крайними случаями. Основные характеристики чистой монополии 1. единственный продавец 2. товарная дифференциация отсутствует 3. продавец осуществляет практически полный контроль над ценами 4. очень трудные условия вхождения в отрасль новых предприятий Вход оказывается заблокирован финансовыми, технологическими, ресурсными, правовыми условиями, ”Железный занавес” надежно ограждает их и от иностранных конкурентов. 2 Поведение фирмы в условиях чистой монополии [pic] Рис.1 График максимизации прибыли при равенстве предельного дохода предельным издержкам 1. Определение цены и объемов производства. Максимизация прибыли. ((Q) = TR(Q) - TC(Q). По мере того как Q растет, начиная с нуля, прибыль будет возрастать до
тех пор, пока не достигнет максимума, а затем станет снижаться. Таким
образом, объем производства Q максимизирует прибыль в том случае, когда
приращение прибыли от дополнительного увеличения Q равно нулю (т.е. ((/(Q = [pic] MR - MC = 0 или MR = MC.
MR = (TR/(Q =((PQ)/(Q. Отметим, что дополнительный доход, получаемый в результате выпуска
дополнительной единицы продукции, ((PQ)/(Q обладает двумя свойствами. [pic] [pic] P + P (1/Ed) = MC, или, [pic] (1) Данная формула представляет собой правило "большого пальца" для ценообразования. Левая часть уравнения (P - MC)/P выражает превышение цены над предельными издержками как процент от цены. Уравнение показывает, что данное превышение равняется величине, обратной эластичности спроса, взятой с отрицательным знаком. Точно так же мы можем переписать это уравнение, чтобы выразить цену через предельные издержки: [pic] (2) 2.3. Кривая спроса для монополиста [pic] Рис.2а Зависимость цены от изменения спроса при том же объеме производства Рис.2в Изменение спроса при переменном объеме производства и постоянной цене В условиях монополизированного рынка кривая предложения отсутствует. 2.4. Воздействие и последствия налога для монополиста. X-неэффективность. [pic] Рис.3 График изменения издержек производства при введении налога на объем производства монополистической фирмы Проанализировать воздействие налога на монополиста несложно. Предположим, каждая единица продукции облагается определенным налогом в t долл., так что монополист должен платить правительству t долл. за каждую проданную единицу продукции. Следовательно, предельные (и средние) издержки фирмы возросли на величину налога t. Если первоначальные издержки фирмы составляли МС, ее решение по оптимальному объему производства теперь выглядит так: МК = МС + t На графике мы смещаем кривую предельных издержек вверх на величину t и
обнаруживаем новую точку пересечения с кривой предельного дохода (рис.3). Если в условиях совершенной конкуренции фирма выбирает только объем пр- ва, то монополист может назначать и цену. Следовательно, цена превышает предельный доход. Если в условиях совершенной конкуренции Р=MR, то на монополизированном рынке P>MR. цена, Р Р1 убыток P2 прибыль Q1 Q2 Q Обычно считают, что монопольные цены – самые высокие. Действительно, они, как правило, выше конкурентных, однако следует помнить, что монополист стремится к максимизации совокупной прибыли, а не прибыли на единицу продукции. И главное, рост цен не беспределен, он ограничивается ценовой эластичностью спроса на продукцию данной фирмы. Другим стереотипом является, будто монополист всегда стремится
ограничивать выпуск продукции. Это тоже не совсем верно. По мере
монополизации отрасли издержки и спрос, как правило, изменяются. На
издержки действуют 2 противоположных фактора – понижающий и повышающий. Согласно Х. Лейбенстайну, X-неэффективность возникает всегда, когда
фактические издержки при любом объеме производства выше средних совокупных
издержек. Объем производства сокращается с Qc до Qm, а X-неэффективность ATC D D Х-неэффективность C B Х-неэффективность Qm Qc Q 3.Показатели монопольной власти В качестве одного из таких критериев используется индекс Харфиндела- IHH=S12+S22+S32+…+Sn2 где IHH- индекс Харфиндела-Хиршмана, S1- удельный вес самой крупной фирмы, S2- удельный вес второй по вел-не фирмы и т.д. Вспомним важное различие между совершенно конкурентной фирмой и фирмой
с монопольной властью: для конкурентной фирмы цена равна предельным
издержкам, для фирмы с монопольной властью цена превышает предельные
издержки. Следовательно, способом измерения монопольной власти является
величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные
издержки. [pic] [pic] Однако, Еd теперь означает эластичность спроса фирмы, а не всего
рыночного спроса.. Пример 4 Антимонопольное законодательство. 4.1 Антимонопольное законодательство на Украине В бывшем СССР почти 2000 продуктов производилось на предприятиях-
монополистах, а удельный вес монопольного производства в машиностроительном
комплексе составлял 80% объема производства. Только в машиностроении было Если рассматривать конкретные виды продукции, то уровень монополизации
оказывается еще выше. Например, 96% выпуска магистральных тепловозов было
сосредоточено в объединении “Ворошиловградтепловоз”, 100% глубинных насосов Функции контроля над ценами в Украине выполняет Государственная инспекция по контролю за ценами. Совместно с Антимонопольным комитетом инспекция стремится предупредить злоупотребления, вытекающие из господствующего положения какого либо предприятия при заключении торговых сделок (отказ от продажи, навязывание миним. цен), а также злоупотребления в организации сбыта. Нарушение порядка формирования, установления и применения цен и тарифов Закон Украины “Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности”. Данный Закон определяет правовые основы ограничения и предупреждения монополизма, недопущения недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности и осуществления государственного контроля за соблюдением норм антимонопольного законодательства. Для целей настоящего Закона употребляются следующие термины: - рынок товара (товарный рынок) ( сфера оборота товара одной потребительской стоимости, в пределах которой определяется монопольное положение; - конкуренция ( состязательность предпринимателей, когда их самостоятельные действия ограничивают возможности каждого их них влиять на общие условия реализации товара на рынке и стимулируют производство тех товаров, в которых нуждается потребитель; - монопольное положение ( доминирующее положение предпринимателя,
дающее ему возможность самостоятельно или вместе с другими
предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара. - монопольная цена ( цена, устанавливаемая предпринимателем, который занимает монопольное положение на рынке и приводит к ограничению конкуренции и нарушению прав потребителя; - монопольная деятельность ( действия (бездеятельность) предпринимателя - монопольное образование ( предприятие, объединение или хозяйственное общество и другое образование, занимающее монопольное положение на рынке. Злоупотреблениями монопольным положением считаются: - навязывание таких условий договора, которые ставят контрагентов в неравное положение, или дополнительных условий, не относящихся к предмету договора, в том числе навязывание товара, не нужного контрагенту; - ограничение или приостановление производства, а также изъятие из оборота товаров в целях создания или поддержки дефицита на рынке или установления монопольных цен; - частичный или полный отказ от реализации или закупки товара при отсутствии альтернативных источников снабжения или сбыта в целях создания или поддержания дефицита на рынке или установления монопольных цен; - другие действия в целях создания препятствий доступа на рынок (выхода из рынка) других предпринимателей; - установление дискриминационных цен (тарифов, расценок) на свои товары, ограничивающих права отдельных потребителей. Дискриминацией предпринимателей органами власти и управления признается: - запрещение создания новых предприятий или других организационных форм предпринимательства в какой-либо сфере деятельности, а также установление ограничений на осуществление отдельных видов деятельности, на производство определенных видов товаров в целях ограничения конкуренции; - принуждение предпринимателей к приоритетному заключению договоров, первоочередной поставке товаров определенному кругу потребителей; - принятие решений о централизованном распределении товаров, что приводит к монопольному положению на рынке; - установление запрета на реализацию товаров из одного региона страны в другой; - предоставление отдельным предпринимателям налоговых и других льгот, ставящих их в привилегированное положение по отношению к другим предпринимателям; - ограничение прав предпринимателей по приобретению и реализации товаров; - установление запретов или ограничений относительно отдельных предпринимателей или групп предпринимателей. Недобросовестной конкуренцией признается: - неправомерное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления, имитация, копирование, прямое воссоздание товара другого предпринимателя, самовольное использование его имени; - умышленное распространение заведомо ложных или неточных сведений, которые могут нанести ущерб деловой репутации или имущественным интересам другого предпринимателя; - получение, использование, разглашение коммерческой тайны, а также конфиденциальной информации в целях нанесения ущерба деловой репутации или имуществу другого предпринимателя. Государственной контроль за соблюдением антимонопольного
законодательства, защита интересов предпринимателей от злоупотребления
монопольным положением и недобросовестной конкуренции осуществляется Антимонопольный комитет Украины образуется Верховным Советом Украины. В
своей деятельности Антимонопольный комитет Украины подчинен и подотчетен Антимонопольный комитет Украины является юридическим лицом, имеет
печать с изображением Государственного герба Украины и своим наименованием. Сведения, полученные Антимонопольным комитетом Украины и его территориальными управлениями и являющиеся коммерческой тайной, не подлежат разглашению. Убытки, причиненные разглашением сведений, являющихся коммерческой тайной, подлежат возмещению в полном объеме Антимонопольным комитетом Украины в судебном порядке за счет государственного бюджета. В целях предотвращения монопольного положения отдельных предпринимателей на рынке Антимонопольный комитет Украины и его территориальные управления осуществляют предварительные действия по государственному контролю за реорганизацией (слиянием и присоединением) предприятий, созданием ассоциаций, концернов, межотраслевых, региональных и других объединений предприятий, превращения органов управления в указанные объединения, а также за созданием, реорганизацией т ликвидацией хозяйственных обществ. Предприниматель может приобретать контрольный пакет акций акционерного общества, занимающего монопольное положение на рынке, при условии уведомления в месячный срок Антимонопольного комитета Украины. Такие же правила применяются и а тех случаях, если предприниматель доли (паи) в другом хозяйственном обществе, которое занимает монопольное положение. В случаях, если предприниматели злоупотребляют монопольным положением
на рынке, Антимонопольный комитет Украины и его территориальные управления
выдают распоряжение о принудительном разделе монопольных образований. - невозможности организационного или территориального отделения предприятий, структурных подразделений или структурных единиц; - наличия тесной технологической связи предприятий, структурных подразделений или структурных единиц (если доля внутреннего оборота в общем объеме валовой продукции предприятия составляет менее 30%). Штрафы на предпринимателей налагаются Антимонопольным комитетом за: - уклонение от выполнения или несвоевременное выполнение распоряжений - непредставление, несвоевременное представление информации монопольному комитету Украины и его территориальным монополистич. управлениям или представления заведомо недостоверных данных. Прибыль, незаконно полученная субъектами предпринимательской деятельности в результате нарушения данного Закона, взыскивается судом или арбитражным судом в государственной бюджет. Убытки, причиненные злоупотреблением монопольным положением и недобросовестной конкуренцией, подлежат возмещению по искам заинтересованных лиц в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Украины. По утверждению зарубежных наблюдателей, Антимонопольное законодательство Украины отвечает мировым стандартам. Однако создавалось оно, к сожалению, не в рамках реализации единой программы социально- экономических преобразований. Ее нет и по сей день. Не видя ориентиров, украинское правительство, как показала жизнь, уже начально избрало неправильный путь. Мировая практика свидетельствует о том, что только после запуска демонополизации основных сфер производства следует проводить либерализацию цен и финансово-денежное реформирование. Наше правительство поступило наоборот и получило известные результаты. В суете повседневных забот, занятый собственными проблемами
законодатель принял почти четыре года назад вышеизложенный Закон, не
обеспечив при этом необходимую правовую среду для его функционирования. Лишь 26 ноября 1993 года вступил в силу Закон “ОБ Антимонопольном комитете”, который юридически определил полномочия принципиально нового по своему правовому статусу и компетенции органа, объединяющего контрольно- наблюдательные и судебные функции. Именно об этом Законе положительно отзывались западные эксперты. Сейчас на него возлагаются большие задачи в надежде, что и Закон, и государственная программа демонополизации экономики могут создать необходимые условия для развития добросовестной конкуренции на рынке. Вновь созданной государственной структуре предстоит противостоять самому государству ( главному монополисту, поддерживающему свои министерства, ведомства, военно-промышленный комплекс. Ведь неуверенная антимонопольная политика продолжает негативно влиять на товарно-денежное обращение, а министерства-монополисты, воплощающие львиную долю государственного бюджета, просто препятствуют демонополизации. Два года существования Антимонопольного комитета Украины показали, как трудно продвигается работа. Но сегодня комитет уже выполняет программу-минимум, ( рассматривает конкретные дела, совершенствует законодательную базу, создает региональные организации. Впереди его ждет программа-максимум ( устранение монопольных структур и создание благоприятной среды для конкуренции на рынке Украины. 4. 2. Антимонопольная политика в условиях рыночной экономики. История развития монополий является одновременно и историей борьбы с ними. Негативные результаты монополизации проявляются сразу, и это особенно ощущают широкие слои населения. Вокруг монополий формируется негативное общественное мнение, которое требует государственной защиты потребителей от деятельности монополистов, ограничения деятельности других. Накопленный опыт и научные обобщения помогли обществу понять все Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство не имеют целью запрещение или ликвидацию монопольных образований. В обществе сложилось понимание того, что монополия как фактор роста прибыли не может быть уничтожена. Поэтому реальное задание антимонопольной политики заключается в том, чтобы поставить деятельность монополии на государственный контроль, исключить возможность злоупотребления монопольным положением. К. Маркс еще в середине прошлого столетия пришел к выводу, что появление монополий требует государственного вмешательства. Главная цель этого вмешательства заключается в защите и сохранении свободной конкуренции, которой угрожают монопольные тенденции. Конкретно можно сформулировать такие цели: ограничение монополий, поддержка и содействие малому бизнесу, защита прав потребителя. Существуют две основные формы борьбы с монополиями: 1) предупреждение создания монополий; 2) ограничение использования монопольной власти. Для проведения антимонопольной политики государство создает антимонопольные службы, основной задачей которых является контроль монополистических тенденций в стране. Антимонопольные службы не являются частью законодательной власти, но их компетенция позволяет им выполнять совещательную функцию. Подобные организации не имеют права действовать авторитарными методами, например, закрывать предприятия. Но они могут заставить предприятие, доминирующее на рынке, возобновить поставку продукции тому получателю, которому в этих поставках было противозаконно отказано. Все их решения обязательны для исполнения. В противном случае накладываются денежные штрафы, предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного закона. При этом необходимо отметить, что все решения антимонопольной службы должны подлежать проверке государственными судами. Кроме осуществления процесса демонополизации антимонопольная служба призвана бороться со злоупотреблениями. Такая борьба может быть эффективной только при активном участии потребителей. Поэтому широкие массы населения должны понимать практическое значение антимонопольной политики в повседневной жизни. Помочь в этом должна прежде всего пресса и другие средства массовой информации. Прессе должно предоставляться право на соответствующее сообщение, но лишь в объективной и честной форме, без какой- либо дискредитации. Каждая антимонопольная служба должна иметь сотрудника для связи с прессой, который сообщает о деятельности службы и комментирует ее. На Украине единственной монопольной службой государства, кроме самого государства, является Антимонопольный комитет Украины, о функциях и задачах которого уже было сказано выше. Может ли антимонопольная политика государства нанести вред экономике своей страны? Да, может, если она, без учета экономических взаимосвязей и без скурпулезной оценки той или иной проблемы, запрещает укрупнение фирм, которое было бы полезно и предоставило бы лучшие шансы в конкурентной борьбе с отечественными или зарубежными конкурентами. Безусловно, от проведения антимонопольной политики в нынешних тяжелых экономических условиях Украины чудес ожидать не приходится. Но очень важно, чтобы проведение антимонопольной политики завоевало доверие и поддержку населения, чтобы люди знали, что они могут обратиться в антимонопольные службы со своими проблемами. Необходимо убедить людей, что свободная конкуренция является добром для всех. 4.3 Монополии в рыночной экономике Запада, возможность использования их опыта в условиях Украины. Во всех промышленно развитых странах в настоящее время осуществляется правовое регулирование (как правило, в рамках торгового права) процесса концентрации капитала и конкуренции в целях смягчения экономических и социальных последствий монополистической практики. Разработка и принятие антимонопольного законодательства ( одно из самых
важных средств такого государственного регулирования экономики. В
современный период главная особенность этого законодательства состоит в
том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного
механизма*. При этом под олигополией понимается такая организация отрасли Следует отметить, что антимонопольное законодательство не является первой попыткой в истории развития регулируемой конкуренции. Впервые регулирование конкурентных отношений возникло в середине ХIХ века в рамках законодательства о пресечении недобросовестной конкуренции, когда назрела необходимость в правовом регулировании методов и средств ведения конкуренции с тем, чтобы уберечь от дезорганизации товарно-денежные отношения. Возвращаясь к генезису антимонопольного законодательства, необходимо
отметить, что исторически сложилось два типа антимонопольных законов. Американская система антимонопольного законодательства принята в Первый антитрестовский закон был принят в штате Алабама в 1883 году. Основная особенность антитрестовского законодательства США заключается в принципе запрета монополий как таковых, то есть признания их незаконными изначально, в то время как западноевропейское антимонопольное законодательство строилось на принципе регулирования монополистической практики путем устранения ее отрицательных последствий. Но вскоре судебная практика в США нашла инструмент, посредством которого жесткое правило запрета всякой монополии нашло смягчение. Таким инструментом стало так называемое “правило разумности”, одобренное Верховным судом США в 1911 г. Верховный суд постановил, что Закон Шермана основывается на доктринах общего права об ограничении торговли и что его следует толковать в пользу запрета только тех ограничений, которые можно классифицировать как “неразумные” согласно принципам общего права. Кроме этого, американские суды со временем стали использовать и другие средства регулирования конкуренции, что в целом открыло для них и возможность более гибкого подхода к регламентации монополистической практики, и широкое поле судебного усмотрения. Так, в американской правовой литературе указывается, что отрицательные последствия жесткого правила незаконности монополий как таковых могут быть устранены тремя способами: более узким толкованием этого правила, установлением исключений из него и использованием как первого этапа в более широком анализе монополистической практики в рамках применения “правила разумности”. Однако сам режим антитрестовского регулирования время от времени претерпевает определенные изменения (смягчение или ужесточение), связанные с различными факторами, в частности со сменой экономической политики после прихода к власти определенной администрации, ослаблением или усилением государственного вмешательства в дела частного сектора. Преобладающей в настоящее время является оценка монополизма и его антипода ( конкуренции, исходя из принципа эффективности экономики. Иными словами, отрицательные последствия монополизма в плане ограничения конкуренции могут перекрываться экономической эффективностью монополизации тех или иных рынков. Ярким примером страны с европейской системой патентного законодательства является Великобритания. В целом оно либеральнее американского антитрестовского законодательства, так как следует традиционной британской политике свободы торговли и минимизации прямого государственного вмешательства в хозяйственную деятельность предпринимателей. Становление современного антимонопольного законодательства в С принятием Закона от 19 июля 1977 г. наметились глубокие изменения во
французском антимонопольном законодательстве. Так, в соответствии с этим Как указывалось выше, антимонопольное законодательство ФРГ занимает
промежуточное положение между двумя системами антимонопольного
законодательства. Значительным импульсом в развитии антимонопольного
законодательства в ФРГ стало утверждение там свободной рыночной экономики в
послевоенное время. В 1949 г. были разработаны два законопроекта: об
обеспечении конкуренции путем повышения эффективности и о ведомстве по
монополиям. Работа в этом направлении была продолжена и завершилась
принятием в 1957 г. Закона против ограничений конкуренции, который в
обиходе получил сокращенное название Картельного закона, что не совсем
точно отражает его содержание, поскольку он призван регламентировать
ограничения конкуренции не только в форме картелей. В последующие годы в Опыт законодательства промышленно развитых стран свидетельствует о
различных источниках правового регулирования пресечения недобросовестной
конкуренции и монополистической деятельности: отдельно принятые
антимонопольные законы и законы о пресечении недобросовестной конкуренции Заключение Подводя итоги, можно охарактеризовать антимонопольное законодательство
и антимонольную политику Украины как необходимые атрибуты структурных
преобразований во всех сферах экономики страны. На данном этапе проблема
монополизации и недобросовестной конкуренции перестает быть чисто
экономической ( она все больше становится политической и общественной. Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом. Антимонопольная служба Украины еще очень молода, но уже сделаны ее первые шаги к нормализации ситуации по данным проблемам. Намного больше ей еще предстоит сделать, и эти действия должны осуществляться одновременно с усовершенствованием антимонопольного законодательства Украины. В данном направлении нужно обратить особое внимание на более чем вековой опыт антимонопольного законодательства США и на антимонопольную практику других развитых стран. Но здесь возникает еще одна проблема, заключаящаяся в том, что десятилетиями сладывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и саорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений ( не единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же числа предприятий ( гибельный. Выжить смогут лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента. Литература 1. Архипов А.И. Экономика.- М.:Финансы и статистика,2000.-304с. 478с.:ил.. М, 2001г.-500с. 9. Економіка і життя.-1999г.,№28Тотьев К. Державна і природна монополії// Закон.- 2000г.,№4, с.60-63. 10. ГрищенкоВ.О.Микроэкономика.-К.:Ника-Центр,2000г.- 500с. 27 Индивидуальное задание Спрос на продукцию монополиста описывается функцией Qd=20-2p. Возрастающий отрезок кривой долгосрочных предельных затрат определяется уравнением LRMC=2q-2. Если государство установит потолок цен на продукцию монополиста, которая=7грн., то к каким последствиям это приведет? Появится ли дефицит или излишек продукции? Какие социальные последствия такой политики государства? Решение Для начала изобразим график с функцией на продукцию монополиста, и ценой на его продукцию в 7 грн., т.к. указан потолок цен.
Прямую d строим 5 d Q 6. 10 так: 1)При цене P= 7 грн. Qd = 20-2*7 = 6 ед. 2)При цене P= 5 грн Qd = 20-2*5 =10 ед. По данным видно, что наибольшую выгоду предприятие получит при производстве Министерство Образования Украины Национальная Горная Академия Украины Курсовая работа по экономике: Сдал: Шахновская В. ст.гр. ЕГ-99-3 Проверил: Черкавский А.В. Днепропетровск 2001г.
|
|