| |||
Реферат: Региональные особенности регулирования цен (на примере Хабаровского края)смотреть на рефераты похожие на "Региональные особенности регулирования цен (на примере Хабаровского края) " МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ХАБАРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА Кафедра общеэкономических дисциплин РЕФЕРАТ по курсу «Ценообразование» Тема: Региональные особенности регулирования цен (на примере Хабаровского края) Выполнил: студент гр. ФК-82 Ким Вадим Проверила: Хабаровск -2000- ВВЕДЕНИЕ Экономика страны тесно связана с государственной политикой. Государство
не может полностью устраниться от регулирования экономической жизни. Одним из главных видов государственного воздействия на экономику является ценовое регулирование. Цена – это основной инструмент уравновешивания денежных запросов производителя с возможностями потребителя. Цена является тем фактором, который оказывает существенное влияние на структуру и объем потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Сложность ценообразования состоит в том, что цена – категория конъюнктурная. На ее уровень оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов. Сегодня цена может определяться фактором затрат, а завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей. Известно, что уровень цен и его изменения особенно чувствительно отражаются на населении. Вследствие этого, государство должно отслеживать изменения цен на все виды товаров, анализировать причины этих изменений и прямо или косвенно воздействовать на процессы ценообразования. Сегодня российская экономика вернулась к необходимости государственного регулирования ценообразования, в той части, которая является эффективным механизмом функционирования экономик всех развитых рыночных стран. Если в начале 90-х годов многие российские авторы касались темы либерализации цен, то в настоящее время весомый акцент в научных публикациях делается на основании механизма рыночного ценообразования и с привлечением опыта из этой области ряда зарубежных стран в экономику России. 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ Объективная необходимость и методы государственного регулирования цен. В настоящее время многие страны отдают предпочтение рыночной модели управления хозяйством, как наиболее эффективной системе функционирования экономики, созданной обществом на современном этапе. Казалось бы, в рыночной экономике нет существенной необходимости во вмешательстве правительства в ее функционировании. Она по природе является саморегулирующей и самокорректирующей экономикой, исключающей значительную роль государства в ее управлении, в установлении цен на товары и услуги, ставок процента на капитал и роль государства в рыночной экономике может ограничиться лишь зашитой частной собственности и установлением надлежащей правовой структуры, облегчающих функционирование свободных рынков. Однако во всех странах ориентированных на рыночную экономику, правительства играют активную роль в управлении экономикой, кроме того, активное вмешательство государства в экономическую жизнь страны – одна из наиболее значимых особенностей современного капитализма. Система цен – один из важнейших элементов рыночной экономики, взаимодействующий с другими элементами рыночного механизма. В то же время цена сама является экономическим инструментом и используется государством для регулирования экономических процессов. Государственное регулирование цен в странах с рыночной экономикой –
является попыткой государства с помощью законодательных, административных,
бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы
способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т. е. Прежде всего, следует отметить, что либерализация цен не ослабляет, а напротив, повышает роль государства в осуществлении политики ценообразования. Она заключается не в установлении конкретных цен, а воздействии с помощью экономических мер на принятие товаропроизводителем оптимальных решений по ценам, оказании им методической и методологической помощи, разработке правовых норм и законов по ценообразованию. Ценовое регулирование преследует следующие цели: не допустить инфляции в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого повышения цен на экспортируемое сырье и топливо, монополизма производителей; способствовать созданию нормальной конкуренции, усилению национальной конкурентоспособности на мировых рынках, стимулированию и модернизации производства; добиваться конкретных социальных результатов, в частности обеспечивать поддержание определенного прожиточного минимума и возможность приобретения товаров первой необходимости. Регулирующие акции государства в области цен могут преследовать краткосрочные цели или даже экстренные цели, в данный конкретный момент не совпадающие с другими целями, но в конечном итоге такие акции служат осуществлению темпов и пропорций экономического развития и стабилизации социальной системы. Степень государственного регулирования цен зависит от состояния экономики. Она усиливается в кризисных ситуациях ускоренной инфляции, при росте дефицита отдельных продуктов, при необходимости быстрой структурной перестройки экономики и ослабевает по мере выхода из кризиса. Меры воздействия государства на производителей могут быть как прямыми Прямое регулирования цен осуществляется в основном в сфере деятельности монопольных рынков и естественных монополий. Кроме того, регулированию всегда подвергаются цены на товары и услуги, имеющие жизненное значение для общества, т.е. на товары и услуги первой необходимости (топливо, энергия, стратегическое сырье, продукция оборотного значения, общественный транспорт, потребительские товары первой необходимости, жилищно- коммунальные услуги и др.). Административное или прямое регулирование ценообразования предполагает прямое установление или изменение уровня цен. Осуществление административного регулирования происходит посредством выпуска законодательных актов и основывающихся на них действий исполнительной власти. В целях регулирования ценообразования страны с рыночной экономикой имеют специальные административно-правовые механизмы. Обычно это один или несколько правительственных органов. При административном регулировании и контроле цен могут использоваться
следующие методы: Существует режим свободных контролируемых цен, режим обусловленной
свободы ценообразования, режим свободных наблюдаемых цен. Все вышеперечисленные методы регулирования можно условно подразделить на жесткие и мягкие. Косвенные меры направлены на изменение конъюнктуры рынка, создание определенного режима в области финансирования, валютных и налоговых операций, а в конечном счете – на установление определенного соотношения между спросом и предложением на рынке. Косвенное влияние на цены оказывают, по существу, все государственные регулирующие действия, какой бы непосредственно цели они первоначально не служили. В системе методов косвенного или экономического регулирования важное место занимает политика налогообложения. С ее помощью государство регулирует размеры совокупного спроса, при «перегреве» экономики сокращает его, а при спаде – расширяет. Например, в начале 60-х годов налоговые ставки и правила налогообложения в США изменялись в зависимости от фаз цикла. С другой стороны, налоги (особенно косвенные) в значительной мере непосредственно влияют на уровень цен. Самый низкий уровень цен наблюдается в Швейцарии и Японии, наивысший – в Голландии, Норвегии, Франции, где установлены высокие ставки косвенных налогов. Проведение налоговой политики включает в себя также правила амортизационных отчислений и налоговые льготы (на инвестиции, на новое оборудование и т.п.). Например, значительные размеры налоговых льгот и амортизационных отчислений во Франции в 60-80-х гг. позволили увеличить капиталовложения, объем производства и реализации продукции. Размеры денежной эмиссии имеют важнейшее значение для динамики и уровня цен. Ограничение массы денег в обращении сокращает совокупный платежеспособный спрос. Несбалансированность же между денежной и товарной массой считается инфляционным фактором. Кредитная политика (изменение ставки процента, регулирование нормы обязательных резервов, операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами) играет огромную роль в развитии производства. При спаде производства государство может стимулировать спрос путем удешевления кредита (снижение процентной ставки в государственных банках, что приводит к ее снижению и в частных банках). В США при возникновении инфляционного давления на рынок ситуация анализируется Федеральной комиссией по свободным рынкам, которая рекомендует Федеральной резервной системе изменить уровень процентной ставки по федеральным фондам и ставку рефинансирования. Бюджетная политика, т.е. перераспределение средств через бюджет,
основана на уже анализированных налоговых выплатах. Однако важной ее
составной частью является прямая финансовая помощь (предоставление
субвенций, дотаций, субсидий). Государственные субсидии снижают издержки
индивидуальных производителей в рамках подотрасли, отрасли или региона. Таможенная политика включает в себя целый набор средств, обеспечивающих протекционизм или свободу торговли импортными товарами. Государственное воздействие на внешнеторговые цены ведется государственным поощрением экспорта через освобождение экспортеров от налогов, а в некоторых странах – с помощью экспортных субсидий, предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов. Все это существенно отражается на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке. Одним из эффективных инструментов государственного регулирования внутренних цен являются качественные и количественные ограничения импорта. Ограждение внутреннего рынка от иностранной конкуренции, а также воздействия на цену импортного товара размером таможенных сборов ведет к ограничению предложения и ослаблению конкуренции на внутренним рынке, повышению цен на импортные товары. Итак, с помощью разнообразного инструментария государство вмешивается в хозяйственную жизнь и соответственно в процессы ценообразования. Его влияние осуществляется через финансовую, таможенную, валютную, структурную, инвестиционную и т.п. политику. На способы и методы государственного регулирования цен оказывают влияние национальные и климатические факторы, сырьевые и политические условия, место страны в мировом разделении труда. 2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕМ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ) 2.1. Структура управления ценообразованием в РФ До 1992 г. в России существовала система планового ценообразования. Начавшаяся в 1992 г. либерализация цен («шоковая терапия»), освободила
цены из-под контроля государства. Этот ответственный шаг был проведен без
подготовки соответствующей правовой базы, необходимого методического,
информационного и денежно-финансового обеспечения реформы, в то время как,
например, во Франции либерализация была проведена в несколько этапов, что
принесло положительные результаты. В России же либерализация привела к
гиперинфляции в стране, способствовала существенному спаду промышленного
производства в стране, потере покупательной способности денег, кризису
взаимных неплатежей, бартерной торговли, перебоям в снабжении предприятий и
частичной их остановке, росту безработицы, снижению интереса к текущему
производству в сельском хозяйстве, сокращению внешней торговли и т.д. Т.о., Ориентация на рыночный механизм потребовала создания необходимых условий для функционирования рыночных отношений, формирования определенных институтов, отвечающих требованиям рынка, подготовки и утверждения новых правовых норм регулирования экономических отношений, а также разработки и внедрения новых структур и методов управления ценами. Органы ценообразования и контроля цен существуют в Российской Федерации
с 1967 года. В настоящее время структура органов регулирования и контроля
цен соответствует федеративному устройству РФ, т.о., органы ценообразования
функционируют на всех трех уровнях власти: федеральном, региональном и
местном. Руководит работой органов управления в области ценообразования До 1994 г. главным федеральным органом, осуществляющим проведение
единой ценовой политики в РФ, был Роскомцен. После его упразднения все
функции Комитета цен были переданы Министерству экономики РФ в соответствии
с Указом Президента РФ от 10 января 1994 г. « О структуре федеральных
органов исполнительной власти». Главная задача Минэкономики – определение путей и разработка методов
эффективного развития экономики, обеспечивающих социально- экономический
прогресс в РФ. Для оптимального осуществления этой задачи при Министерстве
создан Департамент цен, являющийся приемником Комитета цен. Департамент цен
обеспечивает разработку и реализацию единой государственной политики цен в На основе этого постановления Департамент цен Минэкономики РФ выполняет
следующие основные задачи: РФ и осуществляет ее реализацию;
анализирует процессы в отраслях народного хозяйства РФ, готовит предложения
по изменению номенклатуры и уровня цен и тарифов на товары и услуги,
реализуемые по государственным регулируемым ценам;
осуществляет государственное регулирование цен и тарифов на продукцию
предприятий-монополистов;
осуществляет систематический контроль за соблюдением государственной
дисциплины цен всеми юридическими лицами;
оказывает методическую помощь органам ценообразования республик в составе В рамках Департамента цен Минэкономики РФ образована Российская
инспекция по контролю за ценами. Создание органов контроля цен как
автономной структуры связано с разведением таких понятий как регулирование
и контроль цен. Контроль за соблюдением государственной дисциплины цен во всех отраслях народного хозяйства РФ осуществляется Государственной инспекцией по контролю за ценами Департамента цен РФ и органами ценообразования и контроля за ценами республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Кроме того, на предприятиях торговли и общественного питания контроль за соблюдением дисциплины цен осуществляется органами государственной инспекции по контролю и качеству товаров. Органы ценообразования и контроля цен осуществляют контроль за
применением регулируемых, т.е. устанавливаемых Президентом РФ, Экономические санкции применяются к предприятиям, допустившим нарушение
государственной дисциплины цен и получившими в результате этого излишние
суммы, которые в бесспорном порядке взимаются из прибыли в доход бюджета. В
таком же размере с предприятия дополнительно взыскивается штраф. Кроме того, право контролировать соблюдение порядка применения цен и тарифов в соответствии с действующим законодательством имеют и другие органы государственной власти: финансовые и антимонопольные органы, органы регулирования естественных монополий и государственной налоговой службы, органы государственной статистики и др. Отличие между ними состоит в том, что органы контроля цен имеют право принимать решение о применении финансовых санкций и взыскании сумм штрафа и реализовывать их в налоговые органы в бесспорном порядке, а другие органы выявившие нарушения, должны передавать материалы и акты проверок органам контроля цен для принятия решений. Государственное регулирование цен (тарифов) на региональном уровне в
пределах предоставленных полномочий осуществляется, в основном, органами
исполнительной власти субъектов РФ. На уровне субъектов РФ органы
ценообразования и контроля цен фигурируют под различными названиями и имеют
различную подчиненность. Например, в Республике Карелия – это отдел цен и
тарифов Министерства экономики, в Архангельской области - отдел цен
департамента региональных программ, в Санкт-Петербурге – управление цен Ценовая политика, проводимая региональными органами ценообразования, направлена, прежде всего на проведении либерализации цен при сохранении государственного регулирования цен и тарифов в сфере локальных и естественных монополий, государственных закупок и на отдельные социально значимые товары и услуги, на осуществление взаимодействия и координации деятельности местных органов исполнительной власти по вопросам ценообразования и контроля за соблюдением действующего порядка применения регулируемых цен и тарифов. Органы ценообразования и контроля цен субъектов РФ осуществляют
регулирование цен в пределах своей компетенции на продукцию и услуги по
перечню, установленному Правительством РФ. Учитывая специфику каждого
региона, органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право
вводить государственное регулирование тарифов и надбавок на определенные
виды услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций. В целях совершенствования нормативной и правовой базы по вопросам
осуществления ценовой политики органы законодательной власти субъектов РФ
принимают региональные законы по различным вопросам ценообразования. Выполнение аналогичных функций, выполняемых на региональном уровне Наличие в структуре органов местного самоуправления, органов ценообразования и контроля цен не обязательно, т.к. не всегда необходимо в силу некоторых объективных причин. Наиболее значимой из них является масштаб регулируемой местными органами территории. В основном, органы ценообразования и контроля цен субъектов РФ делегируют часть своих полномочий органам местного самоуправления в части регулирования цен и тарифов на услуги предприятий и организаций, деятельность которых финансируется из бюджета муниципального образования. Для примера возьмем деятельность такого органа местного самоуправления как администрация г. Хабаровска. Отдел по политике цен и заработной платы является структурным под разделением управления экономики, инвестиций и промышленной политики администрации г. Хабаровска. Отдел возглавляет начальник, которого назначает и освобождает от должности мэр г. Хабаровска по представлении начальника управления. Орган по ценообразованию и контролю цен администрации края делегировал
отделу по политике цен и заработной плате муниципального образования
полномочия в части руководства ценами и тарифами на некоторые услуги, такие
как: (кроме железнодорожного); С участием комитетов, отраслевых отделов, управлений города отдел
осуществляет разработку и подготовку соответствующих методических
рекомендаций, документов, расчетов, необходимых для согласования платных Такова в общих чертах деятельность отдела по политике цен и заработной платы администрации г. Хабаровска. Рассмотренный материал дает представление и о деятельности органов ценообразования в других муниципальных образований РФ. 2.2. Структура управления ценообразованием в Хабаровском крае Рассмотрим в качестве примера государственного регулирования цен на уровне субъекта РФ структуру управления ценообразованием в Хабаровском крае. Орган регулирования и контроля цен в Хабаровском крае представлен Схема подчинения Комитета по политике цен администрации Хабаровского края. Министерство экономики РФ Департамент цен Администрация Хабаровского края Комитет по политике цен Рис. 1 С одной стороны, комитет является самостоятельным структурным
подразделением аппарата администрации Хабаровского края и подчиняется
непосредственно первому заместителю главы; администрации края по экономики. В своей деятельности Комитет руководствуется Конституцией РФ, законами Главы администрации края и непосредственно Комитета; Отдельно в Положении отмечается, что комитет решает возложенные на него задачи во взаимодействии с соответствующими органами государственного управления. В частности, например, совместно с Дальневосточным управлением по антимонопольной политике Комитет вносит предложения о признании предприятий монополистами, транспортной, налоговой инспекциями и с другими территориальными подразделениями экономических и финансовых органов РФ. Для эффективного решения стоящих задач Комитету предоставляются следующие права: Комитет возглавляет председатель, который назначается и освобождается от должности Главой администрации края и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Комитет задач. В состав Комитета входят государственная инспекция по контролю за ценами, которую возглавляет начальник – заместитель председателя Комитета. Т.о. в состав Комитета входит четыре отдела. 2.3. Нормативно – правовая база регулирования основ ценообразования в РФ и Хабаровском крае. В Российской Федерации основы ценовой политики, согласно Конституции РФ, находятся в ведении государства и должны, естественно, быть закреплены законодательным путем. В настоящее время такой федеральный закон не разработан. Поэтому в его отсутствие важнейшие направления государственной ценовой политики определяются другими законодательствами и нормативными актами, в том числе указами Президента и Правительства РФ. Основные направления государственной ценовой политики на ближайшую перспективу определены Указам Президента РФ от 29 февраля 1995г №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995г. по данному вопросу. Это, прежде всего – последовательное проведение либерализации цен (тарифов) в увязке с развитием конкуренции на товарных рынках РФ как необходимое условие повышения эффективности экономики, а также осуществление государственного регулирования цен и тарифов в отраслях, относящимся к естественным монополиям. Под естественной монополией в РФ понимается состояние товарного рынка, при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на данный товар, чем спрос на другие товары. Сферы деятельности субъектов естественных монополий, в которых осуществляется государственное регулирование (включая ценовое) и органы, регулирующие деятельность естественных монополий, определены Федеральным законом «О естественных монополиях» от 17 августа 1995г. Указ Президента №220 от 28 февраля 1995г. «О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в РФ» устанавливает государственное регулирование деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, являющихся естественными монополиями и ставит вопрос о необходимости создания следующих федеральных органов исполнительной власти по регулированию естественных монополий в топливо энергетическом комплексе России, Федеральной службы по регулированию естественных монополий на транспорте и Федеральной службы по регулированию естественных монополий в области связи. Государственному регулированию подвергается деятельность естественных монополий в следующих сферах: Определенная нормативно-правовая база создана по сферам деятельности естественных монополий. В сфере деятельности естественных монополий в области связи принято становление Правительства РФ от 7 марта 1997 г. №265 «О регулировании тарифов на услуги связи и об утверждении Основных положений государственного регулирования, не увязанных как между собой, так и с положениями вышеназванных федеральных законов. Указом от 29 февраля 1995 г. №221 Президент предоставил Правительству Представленная нормативная база распространяет свое действие на всю территорию РФ, но, как уже было отмечено выше, субъекты РФ принимают свои конкретизирующие законы и постановления. (Приложение 2) Во исполнения Указа Президента и Постановления Правительства «О мерах
по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» Главой
администрации Хабаровского края было принято постановление № 45 от 02.02.96
г. «Об упорядочении государственного регулирования цен и тарифов в При резком росте цен после августовского (1998 г.) повышения курса
доллара, во исполнения правительственной телеграммы №0010 от 18.08.98 г.,
подписанной председателем Правительства РФ С. Кириенко, в целях социальной
защиты населения и руководствуясь ст. 7 Конституции РФ Законодательной Закон Хабаровского края «О порядке формирования цен на социально
значимую продукцию» противоречит постановлению Правительства РФ №239 от На основе Закона от 12.09.98 г. №57 Главой администрации Хабаровского
края принято постановление №368 «О порядке формирования цен на социально
значимые товары» от 21.09.98 г., которым утверждаются предельные размеры
розничных и торговых надбавок к свободным отпускным ценам на социально
значимые товары. (Приложение 2). Кроме того, Законодательная Дума Вышеперечисленная законодательная база, регулирует порядок формирования
цен на социально значимые товары, почти полностью отменяет постановление Отдельному регулированию подвергаются лекарственные средства. 01 марта 1995 г. принят Закон Хабаровского края «О регулировании цен и тарифов на отдельные товары и услуги» №5. Настоящий Закон устанавливает порядок регулирования цен и тарифов на отдельные товары и услуги, производимые (оказываемые) предприятиями и организациями, занимающими доминирующее положение на рынке Хабаровского края. На основании его доминирующим признается исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65%, если это установлено антимонопольным органом, исходя из стабильности рынка. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%. Постановление определяет, что Хабаровское Территориальное управление по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур определяет перечень предприятий и организаций, занимающих доминирующее положение на рынке края, а администрация края определяет перечень конкретных видов товаров и услуг, занимающих доминирующее положение, по которым применяется государственное регулирование цен путем установления предельных, фиксированных цен (тарифов), предельных коэффициентов их изменения или предельных уровней рентабельности. На уровне Хабаровского края Законом «О порядке введения платных услуг органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями» от 31.10.96 г. №73 определяется порядок введения платных услуг, ответственность за их введение и превышение несогласованных тарифов на них. Закон направлен на социальную защиту граждан и юридических лиц, расположенных на территории Хабаровского края, от необоснованного взимания платы за услуги, оказываемые вышеперечисленными структурами. Для конкретизации данного Закона 1 сентября 1997 года вышло постановление №383 «Об утверждении Положения о порядке введения платных услуг органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, финансируемыми из бюджетов всех уровней». Положение устанавливает, что перечень платных услуг, оказываемых непосредственно администрациями муниципальных образований городов и районов края, комитетами, управлениями и департаментами администрации края, подразделениями федеральных органов исполнительной власти, находящимися на территории края, согласовывает Комитет по экономики администрации края. Тарифы на указанные платные услуги, кроме связанных с вопросами архитектуры и строительства, согласовывает Комитет. Перечень же услуг и тарифы на услуги, оказываемые муниципальными организациями, предприятиями, финансируемые из бюджетов муниципальных образований городов и районов края, находящимися на их территории, согласовывают главы муниципальных образований. Представленная нормативно-правовая база не исчерпывает перечня законов и постановлений, регулирующих основы ценообразования как в РФ в целом, так и в Хабаровском крае в частности. В данном реферате рассмотрены наиболее важные из них, определяющие направления государственной политики в области государственного регулирования цен. Вопросы государственного регулирования цен присутствуют и в нормативно-правовых актах, регламентирующих отношения в сфере медицины, образования, культуры и т.д. 3. Методы государственного управления цен на территории Хабаровского края. Исходным принципом ценообразования в РФ является положение о том, что все цены декларируются как свободные. Постановление Правительства РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» отмечает: «…не применять государственное регулирование цен (тарифов), надбавок для всех хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности, осуществляемое путем установления фиксированных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен на все виды продукции производственно-технического назначения и товары народного потребления, кроме указанных в этом постановлении». Перечень продукции производственно-технического назначения и товары
народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен Таким образом, круг регулируемых государством цен и тарифов, строго ограничен. Его пересмотр разрешен по Указу Президента №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» только в сторону дальнейшей либерализации цен. Каждый субъект РФ, исходя из правительственного постановления,
определяет перечень товаров и услуг, подлежащих государственному
регулированию на своей территории самостоятельно. Постановление №45 Главы
администрации Хабаровского края с дополнениями и изменениями определяет
перечень продукции производственно-технического назначения, товаров
народного потребления и услуг, на которые в Хабаровском крае осуществляется
государственное регулирование цен, тарифов, надбавок (наценок) (Приложение В условиях опережающего роста цен по сравнению с ростом реальных денежных доходов, отсутствия адресной социальной поддержке населения и во избежание снижения жизненного уровня в большинстве районов страны сохранилось регулирование на продовольственную группу, не предусмотренную перечнем правительственного постановления. Это такие товары как хлеб, молоко, масло растительное и животное, крупы, соль, мясо и другие товары, которые регулируются путем установления торговых надбавок и предельных уровней рентабельности. Торговая надбавка представляет собой часть цены, обеспечивающей
возмещение издержек и формирование плановой прибыли торговых организаций. В основном ценовое госрегулирование в РФ касается продукции
естественных монополий. Тарифы на тепловую и электрическую энергию на
федеральном оптовом рынке электроэнергии (ФОРЭМ), а также абонентской платы
за услуги на этом рынке устанавливает Федеральная энергетическая комиссия Кроме того, на федеральном уровне регулированию подлежат цены' (тарифы) в газораспределительной сети, на железнодорожном транспорте, на основные услуги связи, а также на продукцию, закупаемую исключительно или преимущественно государством. На продукцию, товары и услуги локальных естественных монополий государственное регулирование цен (тарифов) осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ. Это, в частности, газ природный и сжиженный, реализуемый населению, перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, пригородном и междугородном сообщении, коммунальные услуги. При этом тарифы на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении устанавливаются органами исполнительной власти по согласованию с МПС России при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов за счет соответствующих бюджетов РФ. Государственное регулирование деятельности субъектов естественных
монополий на транспорте, к которым относятся железнодорожные перевозки,
услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов осуществляется МАП имеет также право устанавливать тарифы на определенные виды услуг и
почтовые связи. К регулируемым видам услуг отнесены: пересылка писем,
почтовых карточек, бандеролей, денежных переводов, передача телеграмм,
предоставление услуг междугородной и местной телефонной связи, а также
некоторые другие виды услуг по перечню, определенному постановлением Распространяется государственное регулирование и на продукцию оборонного значения, и на рынок драгоценных камней и металлов. Министерство финансов утверждает порядок определения цен на драгоценные металлы и изделия из них, которые закупаются или продаются из Гохрана. Прейскурант на драгоценные камни определяется экспертным путем, учитывая цены на мировом рынке, и утверждаются Минфином по согласованию с Минэкономики. При регулировании деятельности субъектов естественных монополий
органами регулирования естественных монополий применяются следующие методы: (установления) цен (тарифов) или их уровня (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей. Учитывая высокий уровень монополизации отечественной экономики, государством введено регулирование цен по продукции, вырабатываемой предприятиями-монополистами в целях ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, обеспечения условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. Предприятия-монополисты включаются в специальный государственный реестр Объектом регулирования в данном случае являются цены на продукцию Если предприятие-монополист включено в реестр, оно контролируется по той номенклатуре продукции, по которой является монополистом. Контроль и регулирование осуществляется по следующим показателям: цена, рентабельность, объем производства в натуральном выражении, спрос на рынках сбыта, качество. Сведения о локальных монополиях включаются в региональный раздел Предприятия-монополисты реализуют свою продукцию по регулируемым и свободным ценам. Если на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги применяется государственное регулирование цен, то предприятия-монополисты реализуют такую продукцию по регулируемым ценам. На остальную продукцию применяются свободные рыночные цены. Основные методы регулирования определены в Положении о порядке регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов от 29.12.91. и сводятся к следующему: 1) установление фиксированных цен на продукцию (товары и услуги); 2) установление предельного уровня цен. Предельный уровень цены – это максимальный уровень, выше которого цена не может подниматься. Установление предельного уровня цены равносильно их «замораживанию». Чтобы заинтересовать производителей выпускать товары ниже установленного предельного уровня, устанавливаются льготы по налогам и другим платежам в бюджет; 3) установление предельных надбавок (коэффициентов) изменения цен. 4) установление предельного уровня рентабельности и размера торговой надбавки. Данные методы получили наибольшее распространение. Государственное регулирование цен на продукты (товары, услуги)
предприятий-монополистов путем установления предельных цен и предельных
коэффициентов повышения цен осуществляется по номенклатуре в соответствии с
постановлением от 12.08.92 г. «О перечнях продукции (товаров, услуг)
предприятий-монополистов реализуемой по государственным регулируемым
ценам». По остальной продукции применяются предельные уровни
рентабельности. Применение предельного уровня цен не исключает
декларирования повышения свободных цен (тарифов) на продукцию (товары,
услуги) предприятий-монополистов, которое осуществляется в соответствии с В условиях перехода к рынку как свободные, так и регулируемые цены устанавливаются и утверждаются самими предприятиями. Однако, если предприятие-монополист принимает решение о повышении свободных цен, оно обязано объявить об этом в форме декларации и зарегистрировать новый размер цены, а также дату ее введения в действие в соответствующих органах ценообразования. Определены перечни товаров, по которым предприятия- монополисты декларируют повышение цен. Материалы по декларированию цен представляют в органы ценообразования республик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга по месту нахождения предприятия. Если предприятие является монополистом на федеральном рынке, оно представляет материалы по изменению цен в Департамент цен Минэкономики РФ, если на местном – органам ценообразования субъектов РФ. Снижение свободных цен предприятиями производится самостоятельно без предоставления декларации в органы ценообразования. При этом не допускается снижении свободных цен с целью ограничения конкуренции, т.е. установление демпинговых цен. При декларировании цен предприятия-монополисты представляют соответствующим органам ценообразования декларацию повышения свободной оптовой (отпускной) цены по утвержденной форме, а также данные об основных экономических показателя деятельности предприятия по форме, представленной в приложении 10. В сопроводительном письме к указанным материалам сообщается обоснование причин повышение свободной отпускной цены на продукцию. Существует специальная форма подачи декларации для предприятий транспорта (Приложение 11). Остальных предприятий подают декларацию по форме, представленной в приложение 12. После анализа представленных материалов органы ценообразования принимают решения о регистрации свободных цен либо на уровне представленного проекта, либо с отклонениями от проектируемого уровня, либо отказывают в регистрации нового уровня цен. Зарегистрированная цена является максимально предельной ценой. Важнейшим недостатком, присущим в настоящее время сфере государственного регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов, является отсутствие закона «О монополиях» и недоработанность нормативной и методической базы. Это предопределило правовую неопределенность самого понятия «монополия», его неструктурированность по уровням (федеральному, региональному), положение в народном хозяйстве (естественная и государственная монополия), времени (временная). Сформированная модель регулирования естественных монополий также нуждается в совершенствовании. В законодательном порядке нужно определить номенклатуру продукции, цены на которую подлежат регулированию. Эта продукция может быть включена в три перечня. Цены на продукцию, включенную в первые два перечня подлежат обязательному регулированию соответственно федеральными и региональными органами исполнительной власти. В третий перечень должна быть включена продукция, по которой региональным органам предоставлено право регулировать тарифы на городской транспорт, снабженческо-сбытовые и торговые надбавки. По каждому виду продукции, включенному в перечни, должен быть предусмотрен конкретный метод регулирования. В качестве приоритетного метода целесообразно применять предельные коэффициенты изменения цен (тарифов), учитывающие инфляцию. Учитывая вышеизложенное, можно отметить, что самой независимой от государства в России оказалась агропромышленная продукция. Эта продукция на рынке реализуется по ценам, которые складываются под воздействием спроса и предложения. Исключение составляет ограниченный перечень сельскохозяйственной продукции, закупаемой для государственных нужд. Анализ же сделанный в первой главе дипломной работы доказывает, что регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию является приоритетным направлением государственного регулирования цен в зарубежных странах. Зная положение, в котором находится сельское хозяйство в РФ, было бы целесообразно, по-нашему мнению, применить данный опыт государственного регулирования и в России. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Государственное регулирование ценообразования является неотъемлемой частью системы государственного регулирования экономики в условиях рыночных отношений. Исследовав системы государственного управления РФ подтвердило, что в РФ
в настоящее время создана необходимая структура государственного
регулирования цен. Механизм государственного регулирования ценообразования
в РФ реализуется через структуру государственных органов. Основой ее
построения служит федеративное устройство страны. Перечень органов
регулирования и контроля цен определен законодательством. На федеральном
уровне – это Департамент цен Министерства экономики РФ, на уровне субъектов В данной работе большее внимание уделялось рассмотрению
государственного регулирования ценообразования на уровне Федерации и на
уровне субъектов РФ. Управление ценообразованием в субъекте РФ
рассматривается на примере Комитета по политике цен администрации Деятельность Комитета по политике цен Администрации Хабаровского края
опирается на разработанную в РФ нормативно-правовую базу, регулирующую
отношения в области государственного регулирования цен. Основы
государственной ценовой политики в РФ определены Указом Президента РФ от 28
февраля 1995 г. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНОКОВ. Законы, указы, постановления, нормативно-справочная литература. 1. Закон РФ «О естественных монополиях» от 19 июля 1995 г. 2. О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов): Указ Президента РФ от 28 февраля 1992 г. 3. О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий: Указ Президента от 28 февраля 1995 г. 4. Вопросы Комитета цен при Министерстве экономики РФ: Постановление Правительства РФ от 3 марта 1992 г. 5. О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов): Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. 6. О совершенствовании государственного регулирования цен (тарифов) на услуги связи: Постановление Правительства РФ от 728 декабря 1998 г. 7. Порядок декларирования свободных цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, производимые (оказываемые) предприятиями монополистами: Постановление Комитета РФ по политике цен от 19 января 1993 г. 8. Порядок изменения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен: инструкция Комитета РФ по политике цен, Министерство финансов, Государственной налоговой службы России от 1 декабря 1992 г. 9. Концепция ценовой политики РФ ни 1996-1997 гг. 10. Проект Закона РФ «Об основах ценообразования» 11. Закон Хабаровского края «О внесении изменений и дополнение в Закон Хабаровского края «О порядке формирования цен не социально значимые товары»» от 1 октября 1998 г. 12. Закон Хабаровского края «О порядке введения платных услуг органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями» от 31 октября 1996 г. 13. Закон Хабаровского края «О порядке формирования цены на социально значимые товары (продукцию» от 11 сентября 1998 г. 14. Закон Хабаровского края «О регулировании цен тарифов на отдельные товары (продукцию) и услуги» от 1 марта 1995 г. 15. Об упорядочении государственного регулирования цен и тарифов в Хабаровском крае: постановление Главы администрации Хабаровского края от 2 марта 1996 г. 16. Отчет о работе Комитета по политике цен администрации Хабаровского края на 1998 г. 17. Отчет о работе Комитета по политике цен администрации Хабаровского края на 1999 г. 18. Отчет о работе Комитета по политике цен администрации Хабаровского края на 2000 г. Книги, учебники, газетно-журнальные статьи. 19. Алклычев А. Ценообразование в период перехода к рыночной экономике.- М.: Институт экономики РАН, 1995.-145с Сыктывкар: Сыктывкарский университет, 1995.-52с Киев:УкрНИИТИ, 1999.-57с М.:МНИИПУ, 1999.-147с №1-с89-90 ПРИЛОЖЕНИЯ
|
|