| |||
Реферат: Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлинасмотреть на рефераты похожие на "Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина" МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ. БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ. КАФЕДРА “Экономика и менеджмент”. Доклад на тему: “Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина”. Выполнил: студент гр. 98-ИСЭ Чесаков В.В. Проверил: доц., к.э.н. Никифорова . . БРЯНСК-2000. Введение. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина Автор одноименной книги Эдвард Хейстингс Чемберлин (1899-1967) — уроженец штата Вашингтон (США), из семьи протестантского пастора. В 1921 г. закончил университет Айовы. Через год в Мичиганском университете получил степень магистра, а еще через пять лет, будучи докторантом в Гарвардском университете, защитил диссертацию по проблематике монополистической конкуренции. Вся последующая деятельность с 1927 г. и до кончины в 1967 г. связана с преподаванием в университете Гарварда, не считая годичной работы в Бюро стратегической службы США и специального турне в западноевропейские страны для разъяснения положений своих теоретических нововведений в 1951 г. Важной вехой в творческой и научной биографии Э. Чемберлина явилось
избрание главой отделения экономической теории Гарвардского университета Полное название упоминавшегося уже главного труда Э. Чемберлина состоит
не из привычной широкому кругу читателей одной фразы, а из двух, а именно: В течение 1933—1962 гг. это произведение переиздавалось в США восемь раз, являясь одним из популярных учебных пособий в преподавании курса экономической теории многих стран. В нем содержится всесторонняя характеристика сущности монополии, приводится убедительный анализ образования монопольной цены и монопольной прибыли. Одно из основных теоретических положений книги состоит в том, что главным условием овладения рынка или, говоря словами гарвардского профессора, сутью монополий является контроль над предложением, а значит, и ценой, который достигается усилением
взаимозаменяемости соперничающих товаров, т.е. «дифференциацией продукта». Рынки, на взгляд Э. Чемберлина, взаимосвязаны между собой, поскольку на
каждом из них, не зависящие друг от друга продавцы, вынуждены
взаимодействовать для реализации близкой по своему назначению продукции. В результате каждый продавец рассматривается им в качестве монополиста,
формирующего собственный круг покупателей, т.е. свой субрынок, за счет
обладания своим «уникальным» товаром, и уровень «дифференциации продукта»
которого отражает, в какой мере продавец регулирует цену и выступает на
рынке монополистом. Это означает также, что реальный объем предложения
товаров и услуг окажется меньше, а цены на них будут выше, чем в условиях В частности, в четвертой главе, названной «Дифференциация продукта», Э. ется наличие у товара (или услуги) одного из продавцов какого-либо
существенного отличительного признака. Этот признак для покупателя может
быть как реальным, так и воображаемым, лишь бы он привел к тому, чтобы было
отдано предпочтение разновидности именно данного продукта. «Там, где
существует такого рода дифференциация, — уточняет он, — покупатели будут
группироваться попарно с продавцами не по воле случая и не беспорядочно Значит, продавец-монополист, по логике Э. Чемберлина, может и увеличивать объем продаваемой продукции, прибегая посредством дополнительных затрат к снижению ее цены и полагая, что остальные продавцы одноименной «группы» товаров не смогут сразу поступить также, т.е. повысить уровень издержек производства. В этом, на его взгляд, основная причина того, что фирма-конкурент данной марки товара, снижая на него цену или осваивая выпуск нового конкурирующего товара, по сути, не обеспокоена тем, что аналогичные меры будут предприняты другими конкурентами. Далее, в развитие своей идеи о процессе «дифференциации продукта» как о естественной реакции конкурентов на не менее естественное проявление самой конкуренции, Э. Чемберлин обосновывает растущее на этот процесс влияние неценовых факторов конкуренции, имея в виду обусловленное особыми свойствами и индивидуальными особенностями качество товаров и рекламу. При этом он пишет: «Дифференциация может базироваться на определенных особенностях самого продукта, вроде таких, как особые свойства — фабричные марки, фирменные названия, своеобразие упаковки или тары (если таковые имеются), или же таких, как индивидуальные особенности, относящиеся к качеству, форме, цвету или стилю». Увязывая сказанное с розничной торговлей, к обозначенным факторам неценовой конкуренции на базе дифференциации им прибавлены еще и такие, как «удобство местонахождения продавца, общая атмосфера или общий стиль, свойственные его заведению, его манера ведения дел, его репутация как честного дельца, любезность, деловая сноровка и все личные узы, которые связывают его клиентов либо с ним самим, либо с теми, кто у него работает». Совокупность названных факторов, по мнению Э. Чемберлина, должна учитываться в рамках истинной теории стоимости. Поэтому неверно, полагает он, чтобы монополия и конкуренция рассматривались как антитезы и взаимоисключающие начала, считая, что «учет обеих является в большинстве случаев непременным условием
рационального объяснения цен». И, несмотря на то, что по сложившемуся
стереотипу «даже само выражение «монополистическая конкуренция» кажется
многим парадоксом, жонглированием словами», необходимо, пишет он, понимать
следующее: «При чистой конкуренции рынок каждого продавца сливается с
рынками его соперников: при условиях же, с которыми мы имеем дело сейчас Если принять первое условие, соглашается Э. Чемберлин, тогда в
соответствии с теорией чистой конкуренции рынок отдельного продавца
сливается с общим рынком и любой продавец сможет сбыть столько товаров,
сколько ему заблагорассудится, но только по действующей цене. По второму
условию, когда в силу монополистической конкуренции рынок отдельного
продавца в известной степени обособлен от рынков его соперников, объем
сбыта товаров «лимитирован и определяется тремя новыми факторами: 1) ценой, Гарвардский профессор убежден, что в предложенной классификации факторов монополистической конкуренции на базе дифференциации продукта имеют место такие факторы, которые инициируются продавцами для влияния на потребительские решения покупателей. В числе такого рода факторов он особо выделяет факторы, препятствующие снижению цены, и как пример называет, в частности, присущую потребителю склонность рассматривать более низкую цену как показатель более низкого качества продукта. Однако и в таких случаях, утверждает автор «Теории монополистической конкуренции», конкурентная борьба продавцов-монополистов не исчерпывает себя, ссылаясь при этом на обычные жизненные наблюдения. Именно к специфической особенности монополистической конкуренции относит Резюмируя достигнутые теоретико-методологические построения, гарвардский профессор в конце пятой главы своей книги при- ходит еще к одному серьезному выводу: «Проблема цены дифференцированного
продукта не может быть втиснута в рамки конкурентных кривых спроса и
издержек, ибо это приводит к заведомым ошибкам в выводах; цена получается
слишком низкой, масштабы производства—слишком крупными, а число предприятий
слишком малым. Помимо этого, два дополнительных аспекта конкуренции По мысли ученого, эволюция конкурентной борьбы повышает качество товаров Более основательно мысль о кажущемся противоречии своей теории стоимости и классической и неоклассической версий теории стоимости Э. Чемберлин пытается развеять в шестой главе книги, где дается аргументация положения о не тождественности, во-первых, издержек производства и отпускной цены производителя и, во-вторых, издержек по сбыту с разницей между конечной розничной ценой и ценой производителя. По мнению Э. Чемберлина, вместо нереальной, являющейся искусственной абстракцией, категории «чистая конкуренция» правомерно вести речь о конкуренции монополистической, когда продавцы при этом всегда сохраняют возможность конкурировать между собой, манипулируя с ценой и контролируя ее уровень, и быть хозяином «на своем рынке». Поэтому введенное им понятие «монополистическая конкуренция» стало альтернативой понятию «чистая конкуренция». Ведь при монополистической конкуренции рыночная структура представлена достаточно большим числом продавцов и на деятельность одной фирмы не влияет эффективность деятельности другой сопер- ничающей с ней фирмы; покупатели предпочитают ту продукцию, разнородность которой обусловлена торговой маркой и прочими качественными характеристиками конкретного продавца; «дифференцированный продукт», т.е. ту или иную марку продукта, являющегося близким субститутом, имеет возможность производить любой «новый» продавец или, как говорят, «вход» в отрасль или в рынок группы товаров не ограничен. Следовательно, если прежде «классики» и «неоклассики» решающим условием
экономического роста считали чистую конкуренцию, и конкурентная борьба
допускалась только на слитом воедино рынке, то по теории Э. Чемберлина
конкуренция имеет место и в условиях монополии на базе «дифференциации
продукта», когда у товаров одного и того же вида возникают особые свойства
и покупатель получает возможность выразить свое предпочтение одному из
товаров этого вида. Кроме того, если «классики» и «неоклассики» вытеснение
чистой конкуренции монополией видели в затухании ценовой борьбы, то, на
взгляд Суждения Э. Чемберлина впервые навели исследователей идей экономического либерализма на мысль о том, что не существует ни чистой конкуренции, ни чистой монополии, что монополистическая по своей сути конкуренция может иметь место и при достаточно большом количестве продавцов, обостряясь по мере увеличения взаимозаменяемости соперничающих товаров. Отсюда уместными становятся выводы о возможности в условиях монополистической конкуренции покупателя предпочесть один конкурирующий товар другому и одного продавца абсолютно неэквивалентного одноименного товара другому продавцу. Это, по логике Э. Чемберлина, также означает, что выдержать состязание с крупным хозяйствующим субъектом и быть, как он, монополистом может и мелкий либо средний продавец (торговец) и производитель, т.е. монополия, вопреки марксистским критикам, необязательно является следствием финансового контроля, концентрации производства и централизации капитала, ибо рыночной системе свойственны и усиливающие конкуренцию тенденции. Наконец, нельзя не обратить внимание на девятую главу «Теории монополистической конкуренции», включенную Э. Чемберлином в книгу в 1937 г. на базе собственной исправленной и дополненной статьи. Она содержит ряд существенных комментариев. К примеру, ученым подчеркивается, что дифференциацию продукта не следует
рассматривать «в самом широком смысле», поскольку ее (дифференциации) не
может быть хотя бы без самой незначительной важности «по крайней мере для
некоторого числа покупателей». Еще один комментарий связан с понятием Впоследствии Э. Чемберлин и сторонники его теории монополистической
конкуренции выдвинули положение о сохранении конкуренции и при «групповой
монополии», в соответствии, с которым речь идет о разделе сфер влияния на
рынке между партнерами-конкурентами с целью реализации неоднородной Первоначальная привлекательность книги Чемберлина заключалась в том, что
ее выводы были прямо противоположны выводам из модели совершенной
конкуренции. Например, можно строго доказать, что фирмы, максимизирующие
прибыль на рынках совершенной конкуренции, не имеют стимулов для рекламы. Список используемой литературы: 1.М.Блауг Экономическая мысль в ретроспективе,М.,Дело ЛТЛ,1994. 2.В.Ядгаров История экономических учений,М.,1995. 3.История экономических учений под ред. А.Г. Худокормова,М.,1994.
|
|