| |||
Реферат: Экономические реформы в Китае и России и преимущества и недостаткисмотреть на рефераты похожие на "Экономические реформы в Китае и России и преимущества и недостатки" Международный Институт Управления Ярославский филиал Курсовая работа по экономической теории |Тема: |"Экономические реформы в Китае и России. | |Выполнил: |студентка гр.Э-33| Ярославль 1999 СОДЕРЖАНИЕ:
I. ВВЕДЕНИЕ Экономические и политические реформы, как видно из опыта многих стран, представляют собой длительный процесс. Однако, не сложилось еще развернутой концепции этого процесса, его критериев и измерителей. В отличие от европейских стран, осуществивших в 60-е годы
экономические реформы, Китай провел свою специфическую "реформу" - Реформа экономической системы - это коренное преобразование, связанное с переходом от старой модели к новой. Целью этого преобразования является осуществление перехода от старой модели, использующей главным образом административно-хозяйственные методы регулирования на основе административного членения районов, уровней, принципов организации, сложившихся под влиянием экономических теорий натурального хозяйства, к модели плановой товарной экономики. Для осуществления этого перехода нужно сделать следующее: взяться за управление крупных областей с ослаблением контроля в более мелких сферах или другими словами, решения на макроуровне принимаются государством, на микроуровне - предприятиями, исходя из ситуации на рынке, в результате чего регулируемый рынок становится интегрирующим узлом и составной частью управления экономикой на макроуровне и микроуровне. Глубокие изменения, происходящие с конца 70-х годов в социально- экономической и политической жизни КНР, вызывают повышенный интерес во всем мире. При всей сложности этих процессов бесспорным является то, что руководству Китая удалось в короткие сроки добиться крутого подъема производства, заметного повышения жизненного уровня более, чем миллиардного населения страны. Сегодня Китай вышел на первое место в мире по объемам производства
угля, цемента, хлопка и хлопчато-бумажных тканей, зерна, мяса, телевизоров. Экономическим достижением Китая способствует также умелая политика поддержки защиты отечественного производителя и использование внутреннего рынка для подъема промышленности и сельского хозяйства. 80-90% товаров в китайских магазинах - отечественного производства. Импортные товары и продукты стоят значительно дороже. Кроме того, с самого начала реформ Китай взял направление на развитие экспортных отраслей. Поэтому сегодня китайский рынок завоевывает новые и новые рынки. Конкретные цифры, приведенные ниже, позволяют сделать сравнительный анализ экономических реформ, проводимых одновременно в Китае и России, а также выявить преимущества китайских преобразований. II. ТАЙНА КИТАЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧУДА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО В КИТАЕ Одним из важнейших событий мировой экономической истории последней четверти XX века стали беспрецедентные успехи экономики Китая. С начала экономических реформ в 1978 г. по 1997 г. внутренний валовой продукт этой страны увеличился в 5,7 раз, или на 9,6% в среднем в год (график 1). Это означает, что он удваивался с рекордной скоростью - каждые 7,5 лет! [pic] График 1. Индексы ВВП (1978=100%) За прошедшие 19 лет производство ВВП на душу населения в Китае
возросло в 4,4 раза, производительность труда (ВВП на одного занятого) - в Если в 1978 г. китайский ВВП был меньше российского на 23%, то в 1997 г. он уже превышал российский в 6,2 раза. Если в 1978 г. душевое производство ВВП в Китае составляло 11% от российского уровня, то в 1990 г. оно поднялось до 23%, а к 1997 г. достигло уже 75%. Таблица 1. Экономический рост в Китае и России При сохранении в ближайшее время в экономике Китая тенденций развития,
сложившихся в последнее десятилетие, и даже при существенном ускорении
экономического роста в России (до 4-5% ежегодно), не позднее 2005 года [pic] График 2. ВВП на душу населения в Китае (Россия = 100%) Существует несколько гипотез, пытающихся объяснить китайское чудо. 2. ОБЪЯСНЕНИЯ КИТАЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЧУДА Гипотеза 1 - отсталость. Утверждается, что китайская экономика растет так быстро потому, что уровень развития в Китае был низким, а темпы роста слаборазвитых стран выше, чем более развитых стран. График 3 показывает, что такой закономерности не существует. При одних и тех же душевых показателях ВВП возможен и быстрый рост и глубокое падение. Ни одна другая слаборазвитая страна не имела темпов роста, сколько- нибудь близких к китайским. Более того, темпы роста Китая оказались уникальными для всей мировой экономики. [pic] График 3.Уровень экономического развития и темпы экономического роста в 1979-1996 гг. (209 стран) Гипотеза 2 - особенности структуры производства. Утверждается, что решающий вклад в ускорение экономического роста внесла структура китайской экономики - низкая доля промышленности и высокая доля сельского хозяйства. На самом деле вопреки широко распространенным заблуждениям удельный
вес промышленности в ВВП в Китае был не ниже, а выше, чем в России (табл. Таблица 2. Отраслевая структура экономики, % Гипотеза 3 - особенности структуры занятости. Утверждается, что более высокие темпы роста в Китае объясняются высоким удельным весом сельскохозяйственного населения в начале реформ (табл. 2). График 4 показывает, что темпы экономического роста не зависят от
структуры занятого населения. При доле занятых в сельском хозяйстве на
уровне, близком к 70,5% (Китай в 1978 г.), значения среднегодовых Темпов
экономического роста в разных странах колеблются от -6,0% до +8,2%. [pic] График 4. Удельный вес занятых в сельском хозяйстве Гипотеза 4 - национальная специфика. Утверждается, что феноменальные результаты экономического развития Китая обусловлены уникальными чертами китайского национального характера, в том числе такими, как трудолюбие, самоотверженность, неприхотливость. Если бы это было так, то Китай отличался бы высокими темпами экономического развития на протяжении всей своей истории. Однако в течение первых трех четвертей XX века китайская экономика имела очень низкие темпы роста, которые периодически становились отрицательными. До недавнего времени Китай относился к наиболее бедным странам мира, а реальная угроза голода была ликвидирована лишь несколько лет назад. В 1952-1978 гг. ВВП на душу населения в Китае снижался и по отношению к российскому и по отношению к среднемировому уровням (табл. 3, граф. 5). Таблица 3. ВВП на душу населения по ППС в иенах 1993 г. [pic] График 5. ВВП на душу населения в Китае в % к России в 1952-1978 гг. Лишь в конце 70-х годов произошел перелом в тенденциях развития, и Гипотеза 5 - характер экономической политики. Поэтому кажется вполне очевидным, что успехи китайской экономики обусловлены примененной моделью экономического реформирования. В отличие от России, где осуществлялись, как утверждается, либеральные реформы (т.н. шоковая терапия), в Китае реформы носили постепенный (градуалистский) характер. В отличие от России, где государство "ушло" из экономики, в Китае государство сохранило значительный контроль над экономикой, а его роль в экономическом развитии заметно возросла. Для проверки этой гипотезы рассмотрим, в какой степени результаты экономического развития зависят от масштабов участия государства в экономической жизни страны. 3. ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ По каждому из основных направлений экономической политики (политики
занятости, социальной, внешнеэкономической, денежно-кредитной, бюджетной)
определены важнейшие показатели участия государства в экономической жизни. | | Если значения показателей, характеризующих степень вмешательства государства в экономическую жизнь высоки, или увеличиваются, или снижаются, но медленно, то это свидетельствует о постепенном, градуалистском, варианте экономических реформ. Если значения показателей, характеризующих степень вмешательства государства в экономическую жизнь низки, или снижаются, или снижаются особенно быстро, то это свидетельствует о либеральном характере варианте осуществляемых экономических реформ. 4. ХАРАКТЕР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В КИТАЕ И РОССИИ Политика в сфере занятости. За первые два года экономических реформ в Таблица 5. Политика занятости, социальная политика Удельный вес занятых в аппарате государственного управления увеличился в обеих странах: в Китае за 17 лет - на 40%, в России за 6 лет - на 90%. В настоящее время российский показатель выше китайского в 2,6 раза, а после сокращения численности аппарата управления в Китае на 4 млн. чел., объявленного на последней сессии ВСНП, будет превышать его вчетверо Социальная политика. Доля лиц, получающих пособия, субсидии и дотации
из государственного бюджета, достаточно низкая в Китае и в начале реформ, в
дальнейшем была сокращена вдвое. В отличие от этого доля лиц, получающих
финансовую поддержку из бюджета в России, и в начале реформ превышавшая
китайский уровень более чем вчетверо, за последние 6 лет увеличилась еще на Благодаря как уменьшению числа лиц, получающих поддержку из бюджета,
так и сокращению величины пособий, приходящихся в среднем на одного
человека, общая сумма расходов на социальное обеспечение и потребительские
субсидии в Китае сократилась с 4,0 до 0,9% ВВП. В отличие от этого
социальные расходы в России не только не уменьшились, но и существенно
возросли - с 6,3 до 12,6% ВВП. Теперь разрыв по этим показателям между В результате сокращения расходов на пособия по безработице в Китае
заметно уменьшились стимулы для регистрации работоспособных граждан в
качестве безработных. Уровень безработицы сократился почти вдвое - с 5,3 до Внешнеэкономическая политика. Либерализации внешнеэкономической
деятельности в Китае привела к сокращению фактически взимаемых импортных
таможенных пошлин с 17,7% от объема импорта в 1978 г. до 2,5% в 1996 г. В
отличие от этого в России произошел переход от относительно либеральной
внешнеторговой политики к протекционизму - отношение импортных пошлин к
общему объему импорта возросло с 0,7% в 1992 г. до 5,3% в 1997 г. (табл. Таблица 6. Внешнеэкономическая политика и ее результаты
Китай практически не пользовался таким инструментом протекционистской политики как девальвация национальной валюты. Среднегодовые темпы снижения валютного курса в 1979-1997 гг. (8,3%) были весьма умеренными. В отличие от этого среднегодовые темпы снижения валютного курса в России оказались почти в 12 раз выше. Итогом проведения либеральной внешнеэкономической политики в Китае
стало повышение годовых темпов прироста внешней торговли с 2-3% в 1978 г.
до 17-20% в 1996 г. и увеличение удельных весов экспорта и импорта в ВВП с Усиление протекционизма во внешнеэкономической политике в России
привело к сокращению годовых темпов прироста экспорта и импорта с 7-9% в Денежно-кредитная политика. Китайские власти в течение всего периода
реформ проводили весьма сдержанную денежную политику. Среднегодовые темпы
прироста кредитов Национального банка Китая в 1992-1997 гг. не превышали Таблица 7. Характер экономической политики в Китае и России В отличие от этого российские денежные власти в 1991-1995 гг. проводили на редкость экспансионистскую политику. Среднегодовые темпы прироста кредитов Центрального банка России за период 1992-1997 гг. составили 200%, среднегодовые темпы прироста денежной массы за вычетом темпов прироста реального ВВП - 255%. В результате среднегодовые темпы инфляции достигли 435%, что способствовало резкому сокращению реального производства. Бюджетная политика. Относительно низкие темпы инфляции в Китае удалось
обеспечить благодаря умеренным темпам прироста денежной массы, которые, в
свою очередь, были обусловлены сдержанным кредитованием Национального
банка. Умеренные масштабы кредитования выдерживались благодаря
незначительным размерам бюджетного дефицита. Его величина была сокращена с Китайские власти совершили беспрецедентное в мировой экономической
практике сокращение налогов - с 30,4 % ВВП в 1979 г. до 10,3% ВВП в 1996 г. Колоссальное сокращение государственных доходов не вызвало
дестабилизирующих макроэкономических последствий только потому, что
одновременно с этим и даже с опережающей скоростью происходило радикальное
сокращение всех государственных расходов - с 36,4% ВВП в 1979 г. до 13,1% Сокращению подверглись практически все составные части расходов, но в особенности расходы на инвестиции, субсидии, дотации, оборону, народное хозяйство, социальное обеспечение (график 6, таблица 8). [pic] График 6. Государственные расходы по статьям в % к ВВП в Китае Таблица 8. Показатели государственных финансов в % к ВВП Государственное потребление было уменьшено с 15,2 до 10,6% ВВП. В
структуре общих государственных расходов наиболее резко были сокращены
расходы центрального правительства (tm) с 20,7% ВВП в 1979 г. до 3,8% ВВП в III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, главной причиной, обусловившей ускоренное развитие По сравнению с китайскими российские реформы оказались гораздо более непоследовательными, постепенными (градуалистскими). Степень государственного вмешательства в экономику оказалась несопоставимо более высокой, чем в Китае. Либеральных реформ в России не было. В конце 80-х - первой половине 90-х годов произошло не сокращение, а резкое увеличение государственной нагрузки, приведшее российскую экономику к острейшему кризису. Либеральная экономическая политика в Китае обеспечила не только
феноменальные экономические результаты - она способствовала существенному
улучшению всех показателей человеческого развития. Возрастание
государственной нагрузки на экономику в России сопровождалось относительным
и абсолютным ухудшением этих показателей (табл. 9).
В 1997 г. в России удалось добиться некоторого сокращения масштабов вмешательства государства в экономику, что способствовало прекращению спада, началу экономического роста и некоторому улучшению показателей человеческого развития. Тем не менее, размеры государственной нагрузки на российскую экономику в начале 1998 г. по-прежнему превышают возможности отечественной экономики, а также аналогичные показатели Китая не только последних лет, но и времени накануне экономических реформ (табл. 8). Сохранение такого уровня государственной нагрузки не позволяет ожидать высоких и устойчивых темпов экономического роста, замедляет социальное и человеческое развитие страны. Опыт китайских реформ показывает, что лишь предельно либеральная экономическая политика способна остановить все возрастающее отставание России от своих соседей и других стран мира. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
|
|