| |||
Реферат: Узбекистан в годы перестройкиСодержание. Введение. 3 Глава 1. Начальный этап «перестройки». 1.1. Основные направления преобразований. 4 11 Глава 2. Перелом в общественно-политической жизни республики. 1. Перемены в политической и духовной сферах. 13 17 Глава 3. Межнациональные отношения в Узбекистане. 1. Узбекистан – многонациональная республика. 34 78 89 Глава 4. Обострение противоречий между союзным Центром и национальными интересами Узбекистана. 1. Позиция Узбекистана в отношении судьбы СССР. 45 12 Заключение. 67 Используемая литература. 34 Введение. Прежде всего для понимания сущности государства в СССР следует дать характеристику формам этого государства. По форме правления Советское государство провозглашалось республикой. На этой идеологической основе, по существу, была создана мощная исполнительная власть, Советы были организованы как единая «вертикаль», как единая система, сверху донизу находившаяся полностью под партийным контролем. Советское государство прошло длительную эволюцию, в том числе знала
эволюцию и форма правления, но на всех этапах это было партийное
государство. Назначение на все сколько-нибудь значительные посты Существовала и практика так называемого директивного метода управления,
когда особо важным партийным решениям придавалось значение директивы для Апофеозом сращивания партийной власти, базирующейся на действенном
механизме партийной ответственности и государственной власти, опирающейся
на «силовые» структуры, главным образом на карательные органы, являлась На некоторых этапах своей эволюции советская форма правления вырождалась в фактически монархические формы государственности - единоличную диктатуру вождя, Генерального секретаря КПСС. Глава1. Начальный этап «перестройки». 1.1. Основные направления преобразований. К середине 80-х годов в СССР сложилась кризисная ситуация. Трудности и проблемы, с которыми столкнулось современное общество, породили в нём стремление осмыслить социалистическую реальность, противоречие социализма обусловили мучительный поиск путей их решения. Необходимость серьёзных перемен в общественной жизни реально осознавалась всем обществом. Наступила весна 1985 года. Апрельский пленум ЦК КПСС провозгласил курс на перестройку советского общества, глубокое реформирование всех сфер его жизни. В отличии от неразрешённых реформ 1956 и 1965 годов, когда процессы демократизации и экономической перестройки оказались «разорванными» во времени, в 1985 году была признана необходимость перехода к комплексному обновлению общества. Главными составляющими перестройки были провозглашены демократизация общественной жизни и радикальная экономическая реформа. Однако руководство СССР не имело научно разработанной и политически обоснованной концепции перестройки, в которой были бы отражены исходные позиции, определены задачи и цели, механизм решения проблем внутренней жизни и внешней политики страны. В целом оно действовало субъективистски, интуитивно методом проб и ошибок, рассчитывая больше на внешний эффект, что и поставило под удар судьбы перестройки. 1.2. Первые реформы. Причины нынешнего кризиса в экономике, по мнению специалистов, не доверять которым нет оснований, надо искать в уродливой структуре народного хозяйства страны и отсутствии серьезных стимулов к труду. Все это следует умножить на серьезные ошибки в управлении, допущенные в начале перестройки. Кстати, первоначально, на XVII Съезде КПСС вопрос ставился правильно: повернуть производство лицом к потребителю и активизировать человеческий фактор. Но как добиться поставленной цели? Горбачев избрал вполне марксистский метод - метод проб и ошибок. Сначала было "ускорение" - наивная попытка с помощью идеологических заклинаний и призывов к "каждому на своем рабочем месте" заставить проржавевший хозяйственный механизм крутиться быстрее. Но одними уговорами было не обойтись: на выпуск товаров народного потребления была задействована только одна седьмая часть основных производственных фондов. И правительство затеяло малую индустриализацию - с тем, чтобы в конечном итоге модернизировать отсталую легкую промышленность. Все это, однако, закончилось провалом уже на первом этапе: миллиардные госкапвложения в базовые отрасли бесследно растворились во всеобщем бедламе - нового оборудования, материалов, технологий легкая промышленность так и не дождалась. Тогда сократили закупку ширпотреба и бросили валютные средства на закупку техники за рубежом. Результат - минимальный. Часть оборудования так и осталась на складах и под открытым небом - нехватка производственных площадей. А то, что удалось в конце концов смонтировать, то и дело давало отказы. Целые поточные линии простаивали из-за неправильной эксплуатации, отсутствия запчастей, низкого качества сырья. Наконец поняли, что при отсутствии стимулов у производителей ничего в экономике не повернешь. Решили дать предприятиям хозрасчетную самостоятельность. Но ограниченная свобода обернулась лишь правом бесконтрольного расходования государственных средств и привела к вздуванию цен, сокращению объемов производства и резкому росту денежной массы в наличном обращении. Рост заработков при этом никак не повлиял на выход конечной потребительской продукции, поскольку деньги выплачивались не только производителям товаров, но и всем остальным без исключения. Желание власти выглядеть хорошо без всяких на то оснований сыграло с
ней плохую шутку. Не сокращая прежних расходов, в центре и на местах
разрабатывали бесчисленные социальные программы, закачивали в экономику
инфляционные деньги. В конце концов раздутый платежеспособный спрос начал
потихоньку раздавливать и торговлю, и потребительский сектор
промышленности. 1.3. Попытки реформирования экономики. Первая серьёзная неудача постигла советское руководство при попытке
осуществить, выдвинутую в июле 1985 года задачу ускорения социально-
экономического развития страны. Предпологалось по средствам перестройки
структуры экономики, реконструкции её материальной базы, внедрения новых
технологий, высоких уровней управленчиских систем обеспечить интенсивное
развитие экономики и социальной сферы. В этих целях была предпринята серия
экспериментов по совершенствованию управления народным хозяйством и
хозяйственного механизма. В Узбекистане ряд отраслей промышленности,
строительные и транспортные предприятия, многие колхозные бригады,
совхозные отделения были переведены на хозрасчёт или бригадный Однако бюрократические командно-административные методы деятельности почти не реформированных министерств и ведомств свели на нет как преимущества условий хозяйствования, тас и впервые принятые в СССР законы о трудовых коллективах и о социалистическом предприятии. По-прежнему оставался незывлимым принцып демократического централизма, означавший обязательность подчинения низовых структур ( предприятий, колхозов, совхозов и т. д. ) вышестоящим: районным, городским, областным, республиканским ( а союзно-республиканского подчинения ещё и союзным ) управлениям, главкам, министерствам и ведомствам. Этот принцип сдерживал инициативу и активность трудовых коллективов, тормозил осуществления научно- технического прогресса. В результате благая цель – создание новой системы управления
экономикой, внедрение новых условий хозяйствования, которые обеспечили бы
расширение сомостоятельности предприятий, строек, хозяйств – в первые годы В Узбекистане одновременно с такими прогресивными мерами, как внедрение
в сельское хозяйство новых форм организации труда – бригадного или
семейного подряда и аренды – были осуществлены реформы в системе
управления и в административно-териториальном устройстве, в результате
которых командно бюрократическая система управления ещё больше разрослась. 1.4. Подчинение экономики республики ЦК КПСС. Во второй половине 80-х годов наиболее крупные предприятия горно- добывающей, металургической, машиностроительной, электротехнической и химической помышленности республики продолжали оставаться в подчинении союзных министерств и ведомств. Для Узбекистана, как и для других республик, все основные показатели экономического и социального развития по- прежнему определялись центральными органами Союза – ЦК КПСС, Госпланом, правительством СССР. И хотя союзное руководство хорошо знало, что из производимого в Серьёзными пороками советской системы управления как всей страны, так и 1.5. Отношение народа Узбекистана к перестройке. Долгие годы господства культа личности, периодически повторявшиеся компании обвинения коренного населения, прежде всего интелегенции, склонности к клановности, нацианализму, в приверженности религиозным предрасудкам, особенно усиленно раздутые центральными средствами массовой информации в связи с «хлопковым делом»,[2] наложили неоднозначный отпечаток на общественное сознание, усугубили политическую апатию народа. Нараставший экономический кризис, политический разброд лишь усилили
неверие в возможность достижения политическими или какими-либо другими
методами социальной справедливости. Это ещё более подтверждалось
неизменностью существующей казарменной системы общественного устройства 1.6. Реформа избирательной системы. Первый и Второй Съезды. Первым конкретным шагом на пути политической реформы стали решения внеочередной двенадцатой сессии ВС СССР (одиннадцатого созыва), состоявшейся 29 ноября - 1 декабря 1988 г. Эти решения предусматривали изменение структуры высших органов власти и государственного управления страны, наделение вновь учрежденного Съезда народных депутатов и избираемого им ВС СССР реальными властными функциями, а также изменение избирательной системы, прежде всего введение выборов на альтернативной основе. 1989 год стал годом радикальных изменений, особенно в политической
структуре общества. Состоявшимся в 1989 году выборам народных депутатов Треть народных депутатов избиралась от общественных организаций, что
позволило коммунистам, как наиболее массовой "общественной организации" на В выборах, проходивших 26 марта 1989 г. по 1500 территориальным и национально-территориальным округам, участвовала 89.8% включенных в списки избирателей. Эти выборы стали заметным сдвигом общества в сторону демократии, по крайней мере, как тогда казалось. За работой Съезда следила вся страна - повсеместно зафиксировано снижение производительности труда. Первый Съезд народных депутатов СССР (25 мая - 9 июня 1989г.) стал
весьма крупным политическим событием. Никогда еще не было такого в истории
этой страны. Конечно, сейчас можно с иронией смотреть на те баталии, что
происходили на Съезде, но тогда это выглядело победой демократии. Дискуссии на втором Съезде народных депутатов СССР (12-24 декабря 1989
г.) носили более деловой характер по сравнению с первым Съездом. Второй Когда открылся Первый Съезд народных депутатов, многие возлагали на него свои надежды на лучшую жизнь. Но, как и многим надеждам нашего народа, им не суждено было оправдаться. Первый Съезд называют теперь "игрой в демократию". Ко Второму Съезду интерес людей уже заметно поутих. Народу уже стало ясно, что нельзя одним волшебным махом сделать жизнь лучше. Реформа избирательной системы являлась делом необходимым, но конкретного, насущного она народу дала немного. Глава 2. Перелом в ощественно-политической жизни республики. 2.1.Перемены в политической и духовной сферах. С самого начала перестройки руководством СССР и союзных республик осазновалась назревшая потребность коренного изменения структуры, форм и методов управления народным хозяйством. Однако, недвусмысленно заявляя о своей приверженности идее её реформирования, они не допускали самой мысли о возможности изменения господствующей роли единственной в сране коммунистической партии и её социалистической идеологии. ЦК КПСС всемерно стремился погасить наметившиеся центробежные устремления республик, ещё более укрепить господство тоталитарного Центра в формально союзном, но фактически унитарном государстве. Однако эти устремления политических верхов уже не соответствовали
реалиям общественного сознания. Под напором гласности социалистическая
идеология всё более теряла свою привлекательность. Под влиянием общих для 2.2.Ферганские события. Громадный резонанс в республике и во всей стране вызвали
межнациональные конфликты, происшедшие в 1989 году в Ферганской, В соответствии с официальной версией, социально экономической напряжённостью, сложившийся в республике, воспользовались экстремистские силы, попытавшиеся вызвать массовые беспорядки, межнациональную рознь и столкновения. Однако для узбекского народа и представителей других национальностей, насиляющих республику и не раз демонстрировавших всему миру свой природный, объективно сформировавшийся, а не идеологизированный интернационализм, с особой силой проявившийся в годы войны[7] и в последний период, никакие социальные лишения не могли послужить поводом для развязывания межнациональных конфликтов. Более 100 народностей Узбекистана жили в мире и согласии. И вдруг такая трагедия. Эта политическая провокация стояла на одном ряду с подобными
провокациями в Сумгаите, Баку, Нагорном Карабахе, Новом Узене и других
регионах. Она понадобилась для подавления растущего национального
самосознания коренных народов, для дестабилизации обстановки, для
отвлечения вниманиянаселеня страны от очевидного провала планов 2.3. Начало перелома в общественно-политической жизни Узбекистана. Эти события, не всегда объективно освещавшиеся средствами массовой
информации, послужили детонатором подъёма национального самосознания
узбекского народа, перелома в общественно-политической жизниреспублики. Принципиальную позицию заняло и новое руководство Узбекистана во главе
с И. А. Каримовым, пришедшем к власти после Ферганских событий. Вскоре
после этих трагических событий на совместном заседании ЦК Компартии, В целом же, в плоть до весны 1990 года каких-либо понастоящему
существенных изменений в политической системе Узбекистана не происходило. Определённое влияние на политическую жизнь республики оказали
проведённые в феврале-апреле 1990 года выборы в Верховный Совет 2.4.Утверждение института президентства в Узбекистане. Первая сессия Верховного Совета 12-го созыва приняла очень важное для
будущего республики и первое в рамках СССР политическое решение – об
учреждении в Узбекистане института президентства. 24 марта 1990 года Утверждение института президентства в Узбекистане было обусловленно
целым рядом факторов и прежде всего тем, что в СССР к началу 1990 года
заметно усилился общегосударственный политический кризис, появившийся в
провале предпринимавшихся преобразований в экономике и социальной сфере и
направленных на обновление государственных связей Центра с союзными
республиками.провозглашение в марте 1990 года государственной независимости К этому времени стало очевидным, что 12-я пятилетка по своим итогам будет самой неудачной, поскольку ниодному направлению социально- экономического развития страны и союзных республик перемен к лучшему не поизошло. Народные массы Узбекистана в обстановке гласности и демократизации, критического переосмысления своего исторического прошлого и настоящего проявляли всё большую заинтересованность в востановлении своих национальных и духовных ценностей, в осуществлении своих прав, в частности, права на самоопределение и избавление от экономической и политической зависимости от союзных структур власти. Всё это диктовало необходимость создания такого института в политической системе, который возглавил бы исполнительную власть, способную оперативно и эффективно обеспечить осуществление экономических и политических реформ, мер по государственно-правовой и социальной защите граждан республики, по национально-государственному строительству, прежде всего на основе чёткого разделения и функционирования законодадельной, исполнительной и судебной власт,формирование курса на достижение политичаского суверенитета Узбекистана. О своевременности учреждения поста Президента Узбекистана
свидетельствовали уже первые акции, осуществлённые по инициативе И. А. В тогдашней политической обстановке в СССР, при функйионировании всё
ещё сильного Центра с его большими возможностями и при его готовности на
любые акции, в том числе и вооружённые, Декларация о суверенитете Наряду с этим до августа 1991 года в Узбекистане были осуществлены меры
по введению местного самоуправления – учреждены посты хокимов, органы
управления экономикой и социальной сферой, налоговые инспекции и т.д. Всё
это соответствовало положениям Декларации о государственном суверенитете Глава 3. Межнациональные отношения в Узбекистане. 3.1.Узбекистан – многонациональная страна. Решающим фактором общественной жизни Узбекистана всегда являлось
состояние межнациональных отношений. Исторически сложилось так, что
население територий, представлявших современню республику, было
многонационалоьным по своему составу. Он ещё более увеличился за годы
советской власти. Если в 1897году на територии Узбекистана проживали
представители 70 национальностей, то в 1926 – 91 годах уже 127. По переписи Возрождение национального самосознания узбекского народа обусловило в принципе закономерное и позитивное стремление отстоять и защитить свою национальную спецыфику, национальные особенности и культуру, повысить свой экономический и культурный уровень, проявить заботу о своём языке. Но преодоление стереотипов советского периода, когда под интернациональным понималась унификация и односторонее удовлетворение потребностей одних народов за счёт других, обострило проблему соотношения национальных интересов узбекского народа с запросами и потребностями всех народов, населяющихУзбекистан. Выработка реалистически выверенной позиции в соотношении национального и интернационального осложняласьвесьма неоднозначной демографической и социальной ситуацией в республике. 2. Упрочнение межнацыональных отношений в республике. В этих условиях черызвычайно важно было посредством оживления и подъёма
экономики коренным образом изменить социальную политику, подчинив её
интересам и потребностям всех народов республики, так как социальное
положение населения Узбекистана продолжало ухудшаься. К концу 12-й
пятилетки в СССР уже не действовали ни экономическая политика, ни
номинально сущетвовавшие союзные органы управления, прежде обеспечивавшие
регулирование хозяйственных связей между республиками Союза и зарубежными
странами. В этих условиях особенно страдали такие республики, как Продолжали сохранятся неэквивалентные экономические взаимоотношения
республики с центром, что тяжелейшим образом сказывалось на социальном
положении населения. За 5 лет (1985-90гг.) основные производственные фонды Снижение национального дохода на потребление и стихийный рост цен на товары народного потребления, в первую очередь на продовольствие, свидетельствовали о серьёзном ухудшении материального положения населения, особенно сельского. Доля населения со средне душевым, совокупным до 75 рублей в месяц достигла почти 50% от общей численности населения. Уровень жизни населения был вообще низким, к тому же он осложнялся громадными различиями в материальном положении и уровнях потребления основных видов питания отдельными группами населения. Всё это в сочетании с серьёзным ухудшением экологической обстановки во всей Средней Азии, увеличением применения минеральных удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве, низким уровнем мдицынского обслуживания привело к тому, что заболеваемость брюшным тифом, например стала в 3-4 раза, а онкологическими болезнями в 10 раз выше, чем в среднем по СССР. 3.3. Стабилизация общественно-политической обстановки в республике. Предпринятые в конце 1989 и 1990гг. руководством республики меры социальной помощи малообеспеченным категориям населения, в часности увеличение пособий и выплат многодетным матерям и матерям одиночкам, создание новых рабочих мест расширение площадей приусадебных участков сельских жителей и наделение их дополнительными земельными участками для строительства жилья, введение бесплатных завтраков для младших школьников, повышение расценок на сельско-хозяйственные работы, особенно платы за машинный и ручной сбор хлопка-сырца, увеличение пенсий всем категориям пенсионеров и зароботной платы трдящимся и т. д., существенно замедлили снижение уровня жизни населения. Наряду с этим оздоровлению морально-психологической атмосферы и
упрочнению стабильности общественно-политической обстановки в республике,
особенно в свете последствий трагических событий в Ферганской долине и в Это и многое другое ссвидетельствовало о том,что возглавляемая Всё это сказывалось на сохранности и незыблимости национального мира,
согласия и спокойствия в республике. Стабильность общественно-политической
обстановки прошла суровое испытание в дни конфликта в Ошской области Глава 4. Обострение противоречий между союзным центром и национальными интересами Узбекистана. 4.1. позиция Узбекистана в отношении судьбы СССР. В конце 80-х – начале 90-х годов большинство республик, не заявляя о выходе из состава СССР, стали выдвигать вполне справедливые требования, соответствующие общепринятым правовым нормам требования о необходимости реализации право на самоопределение, на национально-государственный суверенитет и о небходимости пересмотра политических экономических,военных и внешнеполитических аспектов роли Центра в союзном государстве. Ещё в марте 1990 года Президент Узбекистана И.А. Каримовзаявил о нобходимости выработать новый федеративный договор, предусматривающий чёткое разграничение полномочий между республиками и СССР. Однако центральное руководство, в том числе ЦК КПСС, не намеренно было считаться со стремлением народов и политического руководства союзных республик к подлинному суверенитету. Об этом свидетельствовала, болезнено резкая реакция Центра на события в республиках Балтии. Учреждение в Узбекистане, а затем и в других странах института президентства и принятие ими Декларайий и Заявлений о суверенитете. Тем не мнее под давлением углубляющегося социально-экономического и
политического кризиса в СССР партийно-государственное руководства страны,
всерьёз озабоченное начавшимся распадом государства, было вынуждено осенью Руководство Центра, по-прежнему оторванное от жизни народа, от национальных поблем, на этот раз просчиталось. К этому времени почти во всех республиках уже складывалась многопартийность. Новые национально- демократические движения подвергли резкой критике правящие компертии, выдвигали требования о более активной, принципиальной защите интересов народов, прежде всего местных национальностей , а в некоторых республиках лозунги об отделении от СССР и т.д. 2. начало распада СССР. К концу 90-го года государственная целостность СССР оказалась уже
значительно подорваной. Вслед за Литвой, Латвией и Эстонией из его состава
вышла Грузия. Азербайджан, переживший в январе 1990 года трагические
события в Баку, в 1991 году вступил в войну с Арменией в следствии
длительного конфликта вокруг Нагорно-Карабахской автономной области. В Серьёзным просчётом руководства СССР оказалась попытка решить труднейшие социально-экономические проблемы страны не за счёт оживления собственной экономики и совершенствовании хозяйственных связей между самими республиками, а посредствам кабальных займов. В результате такой практики и бессмысленных экспериментов в общественном производстве и в системе управления плановые задания 12-й пятилетки не были выполнены, а приступать к разроботке 13-й пятилетки было уже не возможно и бессмысленно. Социально-экономическое положение в стране продолжало неумолимо ухудшаться. 3. обретение национально-государственной независимости. Узбекская республика не могла больше оставаться в зависимости от исхода политических событий в Российской Федерации, усиливающегося противоборства руководителей Союза и России, в которое в 1990 году включилось и руководства Украины. Поэтому исходя из приоритета национальных интересов народов Узбекистана и следуя Декларации о суверенитете Узбекской ССР, руководство республике во второй половине 1990 года заметно активизировало свою позицию на переговоров о будущем Союзе суверенных государств. Социально-политические и экономические меры по обеспечению
национального возрождения народа Узбекистана, по расширению возможностей
для национально-культурного развития всех населяющих Узбекистан наций и
народностей стали самостоятельно, порой вопреки позиции союзного
руководства, разрабатываться и осуществляться. В ряду этих мер следует
прежде всего отметить Закон о государственном языке[11], Закон о
совершенствовании структуры исполнительной и распорядительной власти в Серьёзное социально-экономическое и политическое значение имели так же
решения Президента о многократном повышении закупочных цен на хлопок-сырец,
на другие виды продукции земледелия и животноводства, а так же об
увеличении оплаты труда в сельском хозяйстве. Это позволило предотвратить
дальнейше ухудшение социального положения сельских жителей, и, в часности
избавиться от ежегодного привлечения десятков тысяч школьников, студентов и
городских трудящихся на сбор хлопка-сырца. Список используемой литературы: 1. Международный ежегодник: политика и экономика, 1991 2. "Московский комсомолец", выборочно 1990-1991 3. "Аргументы и факты", выборочно 1990-1991 4. "Перспективы", апрель 1991 5. "Деловые люди", октябрь 1990, январь 1991 6. Материалы XVII Съезда КПСС 7. "Страницы истории советского общества", 1989 8. Н. Верт "История Советского Государства" *** ----------------------- [3]Первым избранным представителем Узбекистана была Я. С. Насриддинова.
|
|