| |||
Реферат: Международное гуманитарное правоСодержание: 1. Понятие и источники международного гуманитарного права. 2. Права человека: понятие, классификация и стандарты в международном праве. 3. Система межгосударственного сотрудничества в области прав человека. Список использованной литературы. 1. Понятие и источники международного гуманитарного права. Нормы международного права, регулирующие сотрудничество по
гуманитарным вопросам (наука, культура, образование, обмен информацией,
контакты между людьми) образуют отрасль международного гуманитарного права. В период до второй мировой войны международное сотрудничество в целях защиты прав человека не имело широкого размаха. В этих целях было разработано и принято лишь несколько международно-правовых актов. Среди них прежде всего необходимо отметить договоры и конвенции о борьбе с рабством и работорговлей, в защиту прав религиозных и национальных меньшинств. Качественно новая фаза деятельности международного сообщества в обеспечении уважения прав человека началась после победы над фашизмом во второй мировой войне. Итоги второй мировой войны наложили отпечаток на все послевоенное
развитие и, в частности, определили основные направления деятельности ООН. Всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех, как подчеркивается в ст. 55 Устава, является одной из основных предпосылок для “создания условия стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между народами, основанных на уважении принципа равноправия и самоопределения народов”. Устав ООН, не конкретизируя понятие прав человека, тем не менее
содержит несколько принципов, в определенной мере этому способствующих. Основными источниками международного гуманитарного права являются многочисленные многосторонние универсальные договоры - конвенции по правам человека, которые могут быть как обязательными, так и рекомендательными документами. Большинство из созданы в правовой среде, образующейся в рамках универсальной деятельности ООН. Закрепленные в них нормы носят довольно обобщенных характер, а сами конвенции стали частью международного общего права. Конкретная регламентация и осуществление прав человека относятся к области внутренней компетенции государств и реализуется посредством внутреннего законодательства. Именно поэтому допускаемые по конвенциям ограничения имеют в разных странах разный объем и содержание, в результате чего объем и содержание осуществляемых прав становится относительными. Рекомендательный характер имеют резолюции международных организаций и
прежде всего - непосредственно резолюции ООН. К ним относятся Всеобщая
декларация прав человека 1948 г., Декларация о ликвидации всех форм
нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений 1981 г., Резолюции могут служить основой для разработки международных договоров в области прав человека. Так, Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания 1975 г. была использована при разработке Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. Другая часть документов в области прав человека - международные
договоры, которые имеют обязывающий характер для их участников. В их числе 1. Международная хартия прав человека - универсальные документы в
области прав человека: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., 2. Акты о борьбе с массовыми нарушениями прав человека: Конвенция
относительно рабства 1926 г. (с изм. 1953 г.), Конвенция о принудительном
или обязательном труде 1930 г., Конвенция о предупреждении преступлений
геноцида и наказании за него 1948 г., Декларация о предоставлении
независимости колониальным странам и народам 1960 г., Международная
конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., 3. Акты о защите прав отдельных категорий индивидов: Устав Управления К региональным актам защиты прав человека относятся Европейская
конвенция прав и основных свобод человека, подписанная в Риме в ноябре 1950
г., Американская декларация прав и обязанностей человека, принятая в Боготе
в марте 1948 г., Американская конвенция прав человека, подписанная в ноябре Несколько своеобразный характер имеют документы в области прав
человека, принимаемые в рамках общеевропейского процесса под эгидой ОБСЕ. В В рамках Содружества Независимых Государств параллельно с другими документами, регламентирующими существование этой международной структуры, была принята также Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г., в которой нашли отражение международно- правовые стандарты в области прав человека. 2. Права человека: понятие, классификация и стандарты в международном праве. Термин “права человека” появился в международной политической лексике
после американской войны за независимость и Великой французской революции. В современных условиях международно-правовое значение прав человека возросло несоизмеримо, поскольку большинство демократических государств признают в качестве основополагающего принципа примат прав человека над всеми остальными сферами взаимных обязанностей государства и общества. Подавляющее количество прав человека носят универсальный международный характер, однако существуют права человека. которые связаны с национальным гражданством (например, политические). Устав ООН содержит положения о правах человека и основных свободах. В
общем понимании эти термины - однотипные явления. И право, и свобода -
гарантированная законом мера возможного поведения лица или группы лиц. В международно-правовых документах традиционно сохраняется классификация прав человека в соответствии с их содержанием. В этой связи выделяют: 1. Гражданские права: - право на жизнь; - право на неприкосновенность
личности; - свобода личности; - свобода передвижения; - равенство перед
судом; - право на презумпцию невиновности, пока виновность не будет
доказана; - право на безопасность личности; - право на свободу от
произвольного ареста, задержания или изгнания; - право на гласное с
соблюдением всех требований справедливости рассмотрение дела независимым и
беспристрастным судом; - право на свободу о произвольного вмешательства в
личную и семейную жизнь, произвольного посягательства на неприкосновенность
жилища и тайну корреспонденции; - право на свободу от пыток и жестокого,
бесчеловечного и унижающего человеческое достоинство обращения и наказания; 2. Политические права: - право на участие в управлении своей страной; 3. Экономические права: - право на владение имуществом; - право на право народа свободно распоряжаться своими естественными ресурсами и другие. 4. Социальные права: - право на труд и свободный выбор профессии; - право на равную оплату за равный труд; - право свободно создавать профессиональные союзы; - право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование; - право на вступление в брак и создание семьи; - право на защиту материнства и детства; - право на отдых и досуг; - право на жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния (включая пищу, одежду, жилище и медицинский уход); - право на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от человека обстоятельствам и другие. 5. Культурные права: - право на защиту моральных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов автора; - право на образование; - право на участие в культурной жизни; - право на пользование результатами научного прогресса и их практического применения и другие. Весьма широкое распространение получила классификация прав человека в соответствии с хронологическими критериями, которая получила в международно- юридической литературе название “концепции трех поколений прав человека”. В соответствии с ней права человека делятся на три основные группы: 1. Первое поколение - гражданские и политические права, осознание и декларация которых начинается с периода Великой Французской революции. 2. Второе поколение - социально-экономические и культурные права, которые нашли отражение в международно-правовых актах сразу после второй мировой войны (Всеобщая декларация прав человека) после разворачивания процессов демократизации, выхода на историческую сцену еще в первой половине XX в. широких слоев народных масс и успехов социалистических движений, а также социальных преобразований в СССР. 3. Третье поколение - право на мир, право на здоровую жизненную среду,
право на развитие, право на разоружение - с 60-х гг. XX в. после массового
освобождения от колониальной зависимости народов Африки, Азии и Латинской Еще одной общепринятой классификацией прав человека является деление их на коллективные права (права народов) - право на самоопределение, право на профсоюзы, право на развитие и т.д.; индивидуальные права (права личности) . Исторически существовало большое количество концепций прав человека: религиозная, естественная, позитивная и т.д. В настоящее время постепенно на основе общего международного права формируется универсальная концепция межгосударственного сотрудничества в области прав человека. Ее костяк составляют важнейшие уже признанные принципы международного гуманитарного права: * Принцип неделимости прав человека, означающий невозможность противопоставления какой-либо группы прав человека другой, понимание прав человека как единого комплекса, системы взаимосвязанных элементов, в которой существует своя иерархия прав человека (например, важнейшим правом признается человеческое право на жизнь). * Дуалистическое понимание принципа уважения прав человека: с одной стороны как одного из основополагающих и главных в системе основных принципов международного права; с другой стороны - как один из элементов системы основных принципов международного права, теснейшим образом взаимосвязанных друг с другом, что не позволяет чрезмерно гипертрофировать роль одного из них. Так, например, никакие ссылки на необходимость защиты прав человека не могут оправдать попыток нарушить такие принципы, как уважение государственного суверенитета, невмешательство во внутренние дела другого государства и т.д. * Несмотря на то, что вопрос о взаимоотношениях государства и граждан * Область уважения прав человека в международном праве понимается как деидеологизированная и деполитизированная сфера, в которой недопустимо использовать полемику идеологий, руководствоваться политическими интересами, ради которых подчас допускается искажение действительной ситуации внутри отдельных государств с уважением прав человека. Как видно из вышесказанного одним из основополагающих принципов концепции межгосударственного сотрудничества вообще и по гуманитарным вопросам в частности составляет принцип уважения прав человека. Его нормативное содержание составляет обязательство государств уважать и соблюдать эти права без какой-либо дискриминации в отношении всех лиц, которые находятся в сфере их юрисдикции, то есть на которых распространяется их власть. Международно-правовые обязательства, развивающие и конкретизирующие
принцип уважения прав человека частно называют международными стандартами в
области прав человека. Это обязательства не только предоставлять лицам,
находящимся под их юрисдикцией, какие-либо определенные права и свободы, но
и не посягать на такие права и свободы (например, не допускать расовой.
национальной и другой дискриминации, применения пыток и т.д.). Стандарты
могут быть универсальными, то есть признанными во всем мире, и
региональными. Региональные стандарты, имея особенности, вытекающие из
традиций, уровня развития какой-либо группы стран, могут идти дальше
универсальных, быть более широкими, конкретными (см. выше - стандарты в
рамках общеевропейского процесса). В некоторых случаях допускаются те или
иные ограничения прав и свобод, о которых идет речь в отдельных стандартах. Международно-правовые стандарты обычно закрепляются в различного рода документах, как являющихся источниками международного права (см. выше), так и носящих морально-политический характер. 3. Система межгосударственного сотрудничества в области прав человека. Отдельные вопросы межгосударственного сотрудничества затрагивались в практике международных отношений еще в XVIII в. - например, веротерпимость в определенных границах. После первой мировой войны были заключены ряд договоров о меньшинствах. Только с созданием ООН началось широкомасштабное межгосударственное сотрудничество в области прав человека, которое в своем развитии проходит два основных этапа: На первом этапе (с 1945 г.- до начала 80-х гг.) происходило накопление
международно-правовых стандартов в области прав человека. Второй этап (с
начала 80-х гг. до настоящего времени) этот процесс не ликвидировал
полностью, однако интенсивность его существенно снизилась и сместилась на
региональный уровень. Сущностью и настоятельной необходимостью второго
этапа является поиск повышения эффективности уже накопленных стандартов. Международные механизмы и процедура в области прав человека можно разделить на две группы: * консенсусные - основанные на общем согласии участников, преимущественно договорные (могут быть также не договорными, если документы. их предусматривающие носят политический характер); * неконсенсусные - созданные на основе резолюций международных организаций, которые не предполагают единогласия. Контрольные механизмы в области прав человека представляют собой определенные организационные структуры (комитеты, рабочие группы, специальные докладчики и т.д.). Чаще всего лица, входящие в состав того или иного контрольного механизма, действуют в личном качестве, то есть не получают указаний от своих правительств и не отвечают перед ними за свою деятельность в составе этих механизмов. Международные контрольные механизмы в области прав человека могут быть
коллективными органами (комитеты, группы, и т.д.) и единоличными Международные контрольные механизмы в области прав человека бывают универсальными и региональными. Центральное место в этой области занимает ООН в совокупности своих органов и организаций. В компетенцию ООН, согласно ее Уставу, входит всестороннее рассмотрение проблем в области прав человека. Главная роль в этом деле принадлежит ГА ООН. Как устанавливает ст.13 Наряду с ГА ответственность за выполнение функций ООН в области прав человека несет ЭКОСОС. Он делает рекомендации в целях поощрения уважения и соблюдения прав человека и основных свобод, подготавливает проекты конвенций, созывает в соответствии с правилами Организации международные конференции (ст.62 Устава). Основная работа ЭКОСОС в этой области осуществляется с помощью его вспомогательных органов. В соответствии со ст.68 Устава ООН Совет в 1946 г. создал две функциональные комиссии: 1). Комиссия по правам человека состоит из представителей 53
государств, избираемых ЭКОСОС. Она собирается на ежегодные сессии,
принимает большинством голосов решения по вопросам прав человека. Комиссия
внесла большой вклад в разработку Международных пактов и других
международных договоров в области прав человека. Вспомогательным органом 2).Комиссия по правам женщин подготавливает рекомендации и доклады для В рамках Секретариата ООН создан еще один орган - Центр ООН по правам
человека (штаб-квартира - в Женеве). В его функции входит координирование
деятельности специальных органов по защите прав человека в рамках всей
системы ООН. Центр возглавляется заместителем Генерального секретаря ООН,
который с 1993 г. получил официальный специальный статус Верховного Существует также ряд органов, юридически независимых от ООН и других международных организаций, которые созданы многосторонними конвенциями по правам человека с целью контроля за осуществлением участниками их положений. * Комитет по правам человека (состоит из 18 экспертов в личном качестве) создан на основании ст.28 Международного пакта о гражданских и политических правах. Он рассматривает предоставляемые государствами- участниками Пакта доклады о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в нем. * Большую работу проводит Комитет по ликвидации расовой дискриминации * Комитет против пыток (состоит из 10 экспертов) предусмотрен * Комитет по правам ребенка (состоит из 10 экспертов) предусмотрен Иногда один и тот же орган является одновременно и плодом соответствующего международного договора в области прав человека, и инициативой международной организации. Так, например, в 1985 г. ЭКОСОС учредил Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, состоящий из 18 экспертов, избираемых им из числа кандидатов, представленных участниками Пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. Сходная ситуация возникла при учреждении Группы трех - контрольного
механизма за осуществлением Международной конвенции о пресечении
преступлений апартеида и наказании за него 1973 г. Согласно Конвенции Из региональных контрольных механизмов в области прав человека прежде
всего необходимо отметить Европейскую комиссию по правам человека и В рамках ОАГ действует Межамериканская комиссия по правам человека, однако ее деятельность практически незаметна. Международные контрольные процедуры в области прав человека - порядок и методы изучения соответствующей информации и реагирования на результаты такого изучения. В рамках одного и того же контрольного механизма могут использоваться разные процедуры. Основными принципами контрольных процедур являются: - гласность; - объективное установление фактов; - участие общественности в защите прав человека; - основанием деятельности является международный договор; - осуществление только международными органами. Международные процедуры в области прав человека по методам и источникам сбора информации можно разделить на следующие категории: * рассмотрение докладов государств о выполнении ими своих обязательств
в этой области, по результатам которых ежегодно составляются доклады * рассмотрение претензий государств друг к другу по поводу нарушения обязательств в данной области; * рассмотрение в политическом, административном, квазисудебном или судебном порядке жалоб и сообщений отдельных лиц, групп или неправительственных организаций на нарушения их прав государствами; * изучение (расследование, исследование) ситуаций, связанных с предполагаемыми или установленными нарушениями прав человека; * политическая процедура дачи рекомендаций органам государства, исключение из международной организации, применение других политических санкций в случае массового нарушения прав человека каким-либо государством. В настоящее время международные контрольные механизмы и процедуры в области прав человека не всегда справляются со стоящими перед ними задачами. Они иногда дублируют друг друга, приводят к принятию необъективных решений и т.д. Поэтому на первый план в настоящее время выдвигается задача их рационализировать и усовершенствовать. Список использованной литературы: 1. Броунли Я. Международное право. М., 1996 2. Лукашук И.И. Международное право. В 2 т. - М., 2000 3. Международное право. Под ред. Игнатенко Г.В. М., Высшая школа, 1995 4. Международное право. Под ред. Тучкина Г.И. М., Юридическая литература, 1994 5. Ушаков Н.А. Международное право. Учебник. – М.: Юрист, 2000 6. Энциклопедический юридический словарь. - М., 1997
|
|