| |||
Реферат: Правовое положение Президента Республики БеларусьПЛАН 1. Введение. 1. Введение В современных государствах основным юридическим актом, который вносит
порядок в систему правового регулирования, является Конституция. Слово «15 января 1994 года была принята новая, пятая по счету, Конституция. До
этого Конституция в Беларуси принималась в 1919, 1927, 1937, 1978гг. Предметом конституционного закрепления являются, по меньшей мере, два
вопроса: Конституция закрепляет наиболее принципиальные положения, относящиеся ко всем отраслям права и законодательства, является их юридической базой. Республика Беларусь: o унитарное демократическое социальное правовое государство; o обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику; o защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок. По своей сущности Республика Беларусь – правовое государство. Правовое государство – тип государства, в котором существует конституционный строй, т.е. принята и действует демократическая Конституция и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина, органы государства связаны правом (законом). В правовом государстве утверждается принцип разделения властей, независимости суда при отправлении правосудия, защита граждан от неправомерных посягательств. Современная конституционная наука исходит из того, что содержание В действующей Конституции более половины статей посвящены непосредственно правам, свободам и обязанностям человека и гражданина. В ней закреплен весь спектр классических прав и свобод. В правовом государстве обеспечивается равенство всех перед законом и судом. Недопустима какая-либо дискриминация по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, месту жительства, убеждений и других обстоятельств. Для правового государства характерна свобода личности: дозволено все, что не запрещено законом. Формирование правового государства длительный, но, безусловно, необходимый процесс. 2. Президент как глава государства и гарант Конституции. Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом 3. Порядок выборов и компетенция Президента. Прежде всего кандидат в Президенты должен быть гражданином Республики Статья 80 Конституции устанавливает возрастной критерий для кандидата на должность Президента: он должен быть не моложе 35 лет (такой возраст принят во многих зарубежных странах). Конституция не предусматривает предельного возраста (например, 65 или 70 лет) для кандидата на должность Президента. Кандидат на должность Президента должен обладать избирательным правом, т.е. правом избирать и быть избранным в органы государственной власти. Кандидат на должность Президента Республики Беларусь может быть только гражданин, проживающий в республике не менее десяти лет (в США этот срок составляет 14 лет). Представляется, что понятие «проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет» означает, что кандидат должен постоянно жить в Беларуси не менее указанного срока непосредственно перед его выдвижением для избрания на должность Президента. Указанное требование отнюдь не исключает зарубежных командировок, поездок для отдыха, лечения в другие страны. Конституция закрепляет прямые выборы Президента народом, т.е. гражданами республики, достигшими определенного возраста. Срок полномочий Президента предусмотрен конституциями многих стран мира. В первых вариантах проекта Конституции Республики Беларусь количество
депутатов Верховного Совета, имеющих право на выдвижение кандидата в Согласно статьи 98 Конституции «выборы признаются действительными, если в
них приняло участие 50% плюс один избиратель из числа зарегистрированных. Если в первом туре никто из кандидатов не наберет необходимого количества голосов, проводится второй тур, в котором принимают участи два кандидата, получившие наибольшее количество голосов избирателей. Выбранным считается кандидат в Президенты, получивший большее число голосов при условии, что количество голосов, поданных за кандидата в Президенты, больше числа голосов, поданных против него. Президент вступает в должность после принятия Присяги. Торжественное обещание служить своему народу и соблюдать Конституцию имеет большой нравственный смысл, т.к. при совершении противоправных деяний виновное лицо нарушает как нормы права, так и нормы морали. Впервые избранный Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко принес Президент призван принимать меры по охране суверенитета Республики Глава государства и исполнительной власти в рамках Конституции должен
принимать меры к сохранению политической и экономической стабильности. В
этом направлении им могут предприниматься в рамках Конституции различные
усилия, в том числе он может предлагать для рассмотрения Верховным Советом
соответствующие программы. Так, например, в связи с усугублением кризисных
процессов в экономике Президентом была предложена Верховному Совету Президент является главой не только государства, но и исполнительной власти. При Президенте для реализации полномочий исполнительной власти в области экономики, внешней политики, обороны, национальной безопасности, охраны общественного порядка и в других сферах государственного правления создается Кабинет Министров. Руководство системой органов исполнительной власти может проявляться в различных аспектах. Например, Президент может решать любые вопросы, находящиеся в ведении Кабинета Министров. Он также определяет порядок взаимодействия Кабинета Министров с центральными органами управления. Он может отменять акты подведомственных ему органов исполнительной власти. В отношении местных исполнительных и распорядительных органов Президент наделен правом отмены тех решений, которые противоречат законодательству. Пользуясь правом, предоставленным Конституцией, Президент 23 сентября Указом Президента от 22 июля 1994 года № 6 образована Администрация Президенту принадлежит исключительное право представления кандидатур на
должности Председателя Конституционного Суда, Председателя 4. Нормативные акты, издаваемые Президентом. Президент имеет право не позднее чем в двухнедельный срок со дня
получения закона, принятого Палатой представителей и одобренного Советом Если возражения Президента будут преодолены большинством не менее двух
третей голосов от полного состава каждой из палат Национального собрания Президент имеет право в таком же порядке вернуть для повторного
голосования со своими возражениями отдельные положения закона. В этом
случае до вынесения соответствующего решения Палатой представителей и Подписанные Президентом тексты законов хранятся в Секретариате Палаты представителей. «Президент имеет право законодательной инициативы в Палате представителей. Президент может направлять в Палату представителей проекты законов и постановлений, вносить предложения о необходимости разработки и принятия законов, о дополнении или изменении законов, предлагать поправки к внесенным законопроектам»1. Президент на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь издает декреты, указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. Декреты Президента могут быть двух видов - декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Президенту законодательных полномочий, и временные декреты. Декреты и временные декреты имеют силу закона. Декреты и указы Президента, если иное не предусмотрено Конституцией Проект закона о делегировании Президенту законодательных полномочий
может вноситься в Палату представителей Президентом. Проект закона должен
определять круг отношений, регулируемых декретом, и срок полномочий Не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов,
предусматривающих изменение и дополнение Конституции, ее толкование;
изменение и дополнение программных законов; утверждение республиканского
бюджета и отчетов о его исполнении; изменение порядка выборов Президента и Временные декреты издаются Президентом Республики Беларусь в силу особой необходимости без делегирования на то законодательных полномочий. 5. Организация и обеспечение деятельности Президента. Нередко при президенте существует администрация. Администрация Первый документ (Положение) по Администрации Президента был утвержден На Администрацию Президента возлагается масса обязанностей: Беларусь в области контроля за актами Правительства; Республики Беларусь до государственных органов; Беларусь и подготовка соответствующих предложений; «Глава Администрации Президента Республики Беларусь имеет право без
специальных на то полномочий выступать в качестве представителя Президента Финансовое, материально-техническое и социально-бытовое обеспечение
деятельности Администрации Президента Республики Беларусь осуществляется 6. Порядок отставки Президента и освобождение его от должности. Полномочия Президента прекращаются с момента принесения Присяги вновь избранный Президент или в связи со смещением Президента с должности, отставкой Президента, досрочным освобождение Президента од должности, смертью Президента. Согласно статьи 11 Закона о внесении изменений в закон Республики Президент может быть смещен с должности в связи с совершением государственной измены или иного тяжкого преступления. Решение о выдвижении обвинения и его расследовании в этом случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей по предложению не менее одной трети ее депутатов. Расследование обвинения организуется Советом Республики на основании принятого постановления. Президент считается смещенным с должности, если за решение о его
смещении проголосовало не менее двух третей от полного состава Совета Непринятие Советом Республики и Палатой представителей решения о смещении Президента с должности в течение месяца со дня выдвижения обвинения означает отклонение обвинения. В случае смещения Президента в связи с совершением преступления дело по
существу обвинения рассматривается Верховным Судом Республики Беларусь. Должность Президента считается вакантной в случаях: В случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им
своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией, его
полномочия до принесения Присяги вновь избранным Президентом переходят к 7. Заключение. При характеристике правового государства господствует точка зрения, согласно которой закон, кок форма права, не может быть результатом волюнтаристской деятельности государства. Правовое государство начинается там, где законодатель осознает необходимость ограничения своей воли реальными объективными правовыми отношениями, в основе которых лежит свобода и равенство его участников. Верховенство закона предполагает не только наделение данного источника права более высокой юридической силой, но и связанность им органов государства, т.е. связанность своими решениями. Изданный акт не может быть нарушен, на допускается его изменение в соответствии с установленными процедурами. Этим отличается законность от произвола и вседозволенности. При этом необходимо учитывать, что авторитет власти государства, доверие к нему во многом зависит от стабильности и устойчивости законодательство. Право и закон нельзя отождествлять, так как эти понятия различаются. Конституция, закрепляя разделение властей, их равенство, в то же время определяет иерархию нормативных актов. Литература. 1. Василевич Г.А. «Органы государственной власти Республики Беларусь» Мн.: «Право и экономика», 1999. Мн.: «Право и экономика», 1999. Республики Беларусь» от 7.07.1997г. №52-з, г.Минск. Беларусь, 1994. 1996. «Могилевская областная типография», 2000. Республики Беларусь» от 23.01.1997г. №97, г.Минск. -----------------------
|
|