| |||
Реферат: Президент Российской ФедерацииОглавление: Введение 3 Полномочия Президента в области обороны страны и обеспечения её безопасности. 27 Введение В последние десятилетие институт Президента РФ приобрел большое значение. Это связано не только с особым правовым положением, которое он занимает. Институт президента в современной России является одним из ключевых в системе органов государственной власти. Его рациональное устройство и функционирование – важное условие обеспечения конституционализма в государстве. Политическое развитие России последних лет выявило ошибки, связанные с конституционным распределением властных полномочий между Федеральными органами государственной власти. Учитывая роль Президента в жизни современной России очень важно политическими и правовыми средствами обеспечить избрание на эту должность достойных людей. Дабы не повторять прошлых ошибок следует упорядочить законодательство,
регламентирующее порядок избрания, деятельность и компетенцию Президента Президент РФ избранный всенародно, обладающий высоким положением в обществе и государстве, должен не только иметь большие права, но и иметь перед государством и обществом, перед народом не менее большие обязанности, за невыполнение которых должна быть предусмотрена конституционно-правовая ответственность Президента. Глава 1. Становление института Президента в России Термин «президент» в буквальном переводе с латинского означает «сидящий впереди». В эпоху античности президентами называли тех, кто председательствовал на различных собраниях. В современном понимании президент республики — это глава государства. Родиной института президентов являются США. Именно там в 1787 г. В СССР должность президента была учреждена в 1990 г., а в РСФСР — в Правда, идея учреждения поста Президента СССР возникла давно. Впервые — при подготовке проекта Конституции СССР 1936 г. Но И.В. Сталин отверг идею института избираемого населением Председателя Президиума Верховного Совета. Вновь эта идея возникла в 1964 г., когда на заседании Конституционной комиссии, работавшей над проектом Конституции СССР — конституции периода развернутого строительства коммунизма, Н.С. Хрущев предложил учредить пост президента. При подготовке XIX Всесоюзной партконференции (1988 г.) и в ходе ее
работы вновь после длительного перерыва также обсуждался вопрос о введении
поста президента, но положительно он не был решен. Сама же идея продолжала
жить, а затем была подхвачена в период конституционных реформ, начатых в Первым Президентом России был избран Б.Н. Ельцин. Законом «О Президенте Директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Из прежнего Закона о Президенте в новую Конституцию не включен ряд
нормативных положений, заслуживающих, по мнению Л. А. Окунькова, внимания. Вопрос о приостановлении членства в политических партиях не утратил своей актуальности, и сейчас это положение, по мнению Л.А. Окунькова, следовало бы восстановить, учитывая характер и последствия партийного членства для Президента. Хотя высказываются и другие суждения, о формальном значении этой нормы для лиц, имеющих на этот счет твердые политические убеждения и избранных от тех политических партий, лидерами которых они являются. Думается, что в условиях острой политической конфронтации на данном этапе Президент должен как глава государства делать выбор в пользу беспартийности[3]. Эти суждения Л. А. Окунькова были высказаны в период, когда Президентом Замена Советов народных депутатов другой системой представительных
учреждений при одновременном усилении исполнительной власти и прерогатив Представляя президентский проект конституции, один из ее авторов, С.С. С.С. Алексеев, уточнил концепцию о сущности президентско-парламентской
республики, где глава государства — Президент обеспечивает целостность
государства, функционирование исполнительной власти, преодолевает кризисные
ситуации, «где монополия законодательной власти принадлежит Федеральному Форма правления, т.е. порядок организации и взаимоотношений высших органов государства, зависит от многих факторов: соотношения социально- политических сил, уровня правовой и политической культуры и т. д. Сложная обстановка перехода к рыночной экономике и острая социальная напряженность обусловили тот факт, что в Российской Федерации в качестве формы правления, по мнению ряда ученых, установлена президентская республика. Эту позицию разделяют многие современные авторы, а некоторые даже считают Россию суперпрезидентским государством. Сторонники президентской республики в России исходят из того положения, которое занимает Президент в государственном механизме фактически. И это действительно так. Но все же по сравнению с традиционными президентскими республиками Российская Федерация обладает рядом особенностей. Наряду с признаками президентской республики (это, в частности,
контроль президента за деятельностью правительства) данная форма имеет В тех государствах, где присутствуют элементы парламентаризма в президентской республике или элементы президентской республики в парламентской, форму республиканского правления можно считать смешанной или полупрезидентской[7]. В полупрезидентской республике обычно президент избирается населением путем прямых выборов; является главой государства; исполнительную власть президент осуществляет совместно с главой правительства, которое должно пользоваться доверием парламента; правительство несет ответственность перед парламентом и частично перед президентом, который обладает правом роспуска парламента. Правда, по признанию Л.А. Окунькова, сравнение текстов российской и зарубежных конституций дает лишь поверхностное представление о сходстве тех или иных положений, а равно и достоинствах или недостатках различных формулировок. Сам по себе даже безупречный текст Конституции с полным набором гарантий прав и свобод и общепризнанных принципов конституционного строя еще ничего не говорит о состоянии государственности и общественного бытия. Во многих государствах Африки, Латинской Америки внешне демократические конституции «сосуществуют» десятилетиями с диктаторским режимом государственной власти со всеми его последствиями для общества. В этом смысле говорить о приближении или тяготении нашей Конституции к французскому аналогу настолько верно, насколько «близки и схожи» наши российские будни с французским гражданским обществом, традициями, парламентаризмом, уважением личности в этом государстве. «Думается, — пишет Л. А. Окуньков, — хотя и имели в виду французский
опыт, что разработчики не смогли избежать внешне незаметного включения в
текст Конституции апробированных методов руководства и легализации
некоторых «партийных» механизмов и прерогатив власти. В результате
РФ 2.1. Выборы Президента РФ Согласно ч. 1 ст. 81 Конституции РФ Президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Результаты выборов Президента РФ определяются по мажоритарной системе Активное избирательное право обеспечивается отсутствием различного рода имущественных ограничений, ценза оседлости и обеспечивается включением всех граждан Российской Федерации в списки избирателей. Ограничение права избирать и быть избранным четко зафиксировано в ст. 32 Конституции, которая гласит: «Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда». Что же касается пассивного избирательного права — права быть избранным Условие постоянного проживания комментируется по-разному. Одни считают, что речь может идти только о проживании в России не менее десяти лет суммарно. Другие полагают, что требуется непрерывное постоянное проживание в течение указанного срока на день выборов. При отмене института прописки граждан и проживании значительного числа российских граждан за рубежом эта проблема из области теоретических дискуссий может стать практически актуальной. По мнению Л.А. Окунькова, требуется, по-видимому, официальное толкование этой нормы, исходящее из того, что Президентом не должно стать лицо, плохо знающее условия жизни и обстановку в нашем государстве[9]. Согласно прежнему Закону «О Президенте РСФСР», Президент избирался сроком на 5 лет. Теперь срок полномочий Президента составляет четыре года, по истечении которого должны быть проведены новые выборы. Согласно ч. 3 ст. 81 Конституции РФ одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Это положение направлено на обеспечение реальной преемственности в целях периодического замещения должности Президента и направлено на упорядоченную передачу власти от одного Президента другому. Ограничение числа переизбраний препятствует авторитаристским тенденциям
единоличной власти, долгосрочному властвованию в государственных структурах
сторонников одной политической партии (группировки), поддерживающей курс Вместе с тем Конституция, по мнению ряда исследователей, сохраняет за бывшим Президентом возможность переизбрания на третий, четвертый и следующий срок, «лишь бы этот новый срок был отделен от первых двух «чужим» президентством»[10]. Выборы Президента Российской Федерации проводятся по единому
федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию В соответствии с Федеральным законом «О выборах Президента Российской Расходы на подготовку и проведение выборов Президента РФ производятся за счет федерального бюджета. Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании. Подготовка к проведению выборов Президента РФ осуществляется открыто и гласно. Назначение Выборов Проведение выборов Президента РФ в сроки, установленные Конституцией Выборы Президента РФ назначает Совет Федерации. Решение о назначении
выборов должно быть принято не ранее чем за 150 дней и не позднее чем за В случае, если Совет Федерации Федерального Собрания Российской В случае прекращения Президентом РФ исполнения своих полномочий до
истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных В случае, если Совет Федерации не назначит своевременно досрочные
выборы Президента, выборы Президента РФ проводятся Центральной
избирательной комиссией РФ в первое или во второе воскресенье по истечении
трех месяцев о дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Одной из главных особенностей третьих выборов Президента Российской В связи с прекращением первым Президентом Российской Федерации Б.Н. Голосование и определение Решающая роль в выборе Президента принадлежит источнику власти —
народу. Именно избиратели своим голосованием определяют кто достоин быть Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования. Проблема активности избирателей на выборах является одной из наиболее значимых в избирательном процессе как с точки зрения уровня правовой культуры избирателей, так и в плане признания легитимности формируемой государственной власти. По данным социологических опросов ожидалось, что участие в выборах последнего Президента РФ примут от 60 до 76 процентов российских избирателей. Фактически в выборах Президента Российской Федерации 26 марта -2000 года приняли участие 75 181 073 избирателя, или 68,74 процента избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания (голосования. Всего Центральной избирательной комиссией РФ для наблюдения за
последними выборами Президента было аккредитовано 1002 иностранных По приглашению ЦИК России осуществляли наблюдение 826 представителей, в том числе от Государственной Думы — 126, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации — 44, Совета Федерации — 6. В день голосования 26 марта 2000 г. иностранные (международные)
наблюдатели посетили около 3 тысяч избирательных участков в 37 субъектах Состоявшиеся выборы Президента обозначили дальнейший прогресс в деле
консолидации демократической избирательной системы в Российской Федерации. Вместе с тем иностранные наблюдатели высказали и ряд критических замечаний. Они затрагивали политические аспекты проведения избирательной кампании — роль средств массовой информации и использование так называемого административного ресурса. По мнению наблюдателей, на выборах в России сохраняется возможность использования кандидатами преимуществ служебного положения, оказания влияния местными органами власти на избирательные комиссии Отмечены также некоторые «шероховатости» в работе самих избирательных комиссий. Например, из-за сложной процедуры подсчета голосов члены избирательных комиссий в ряде случаев не в полном объеме соблюдали установленный порядок. Вызвали у наблюдателей вопросы также защищенность избирательных бюллетеней и их хранение. Признание выборов несостоявшимися и недействительными В соответствии с Федеральным законом «О выборах Президента Российской Центральная избирательная комиссии признает выборы Президента РФ несостоявшимися в случае: а) если в выборах приняли участие менее половины избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования; б) если число голосов избирателей, поданных за зарегистрированного кандидата, набравшего наибольшее число голосов избирателей по отношению к другому зарегистрированному кандидату (другим зарегистрированным кандидатам), меньше чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. Центральная избирательная комиссия РФ признает выборы Президента РФ недействительными: а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей; б) в случае, если количество избирательных участков, где итоги голосования признаны недействительными, составляет не менее одной четвертой от общего количества избирательных участков; в) по решению суда. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации»
предусматривает, что в случае, если в избирательный бюллетень было включено
более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них по результатам
общих выборов не был избран на должность Президента Российской Федерации, Повторное голосование проводится через 21 день после дня голосования на общих выборах. Если до проведения повторного голосования один из зарегистрированных
кандидатов, по которому должно проводиться повторное голосование, снял свою
кандидатуру, по решению Центральной избирательной комиссии Российской По итогам повторного голосования избранным на должность Президента В случае, если выборы Президента Российской Федерации признаны
несостоявшимися, недействительными либо если на день проведения повторного
голосования оба зарегистрированных кандидата, по которым назначено
повторное голосование, сняли свои кандидатуры, либо если при повторном
голосовании ни один зарегистрированный кандидат не был избран на должность Голосование на повторных выборах Президента Российской Федерации проводится не позднее чем через четыре месяца со дня первоначальных выборов либо не позднее чем через три месяца со дня признания выборов несостоявшимися или недействительными. Выдвижение и регистрация кандидатов, другие избирательные действия,
связанные с проведением повторных выборов Президента Российской Федерации,
осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О выборах При проведении повторных выборов Президента Российской Федерации
кандидатами не могут быть вновь выдвинуты те кандидаты, действия 2.2. Вступление в должность Избранный Президент Российской Федерации вступает в должность по
истечении четырех лет со дня вступления в должность Президента Российской Процедура вступления Президента РФ в должность заключается в принесении Присяга приносится народу. Ее текст установлен в ст. 82 Конституции. Он
сформулирован следующим образом: «Клянусь при осуществлении полномочий Резиденцией Президента РФ является столица России — Москва, Кремль. Над
зданием официального пребывания Президента поднимается Государственный флаг Указом Президента от 5 августа 1996 г. установлены официальные символы президентской власти и их использование при вступлении в должность вновь избранного Президента Российской Федерации. Этими символами являются: штандарт (флаг) Президента Российской Знак Президента Российской Федерации возлагается на Президента как
главу государства на период его полномочий Председателем Совета Федерации. На специальном экземпляре текста Конституции Российской Федерации Официальные символы президентской власти передаются вновь избранному Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом (ч. 1 ст. 92 Конституции). Избранный и вступивший в должность Президент РФ обладает неприкосновенностью. Правда, в ст. 91 Конституции РФ, закрепившей неприкосновенность Президента РФ, не раскрывается ее содержание, что влечет за собой различные подходы к ее пониманию. В целях устранения ошибок при толковании «неприкосновенности» 2.3. Виды оснований прекращения полномочий Президента РФ Полномочия Президента государства могут быть прекращены по разным
основаниям. Как правило, эти основания предусматриваются законами. Примером нелегитимного прекращения полномочий президента может служить утрата власти в результате революции, когда власть президента или насильственно ликвидируется, или переходит в другие руки в результате ее захвата вопреки закону. Правовыми основаниями прекращения полномочий президента являются те основания, которые предусмотрены законодательством (выборы другого президента, уход в отставку, упразднение поста президента и др.). Прекращение полномочий президента может быть осуществлено по истечении предусмотренного конституцией срока пребывания в этой должности и досрочно. Конституция РФ (ст. 92) предусматривает несколько оснований прекращения полномочий Президента РФ. Рассмотрим каждое из них. Истечение Срока В ч. 1 ст. 92 Конституции РФ установлено, что Президент
прекращает исполнение своих полномочий с истечением срока его пребывания в
должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Отставка Президента Президент РФ прекращает исполнение своих полномочий досрочно в случае отставки — добровольного ухода с должности Президента. Так именно поступил Б.Н. Ельцин 31 декабря 1999 года. Процедура ухода в отставку, к сожалению, в законе не регламентирована, хотя потребность в этом имеется. В законе, по нашему мнению, должны быть указаны форма выражения Президентом своей воли (скорее всего, это должно быть письменное заявление), мотивы, побудившие Президента принять такое решение (такие мотивы могут носить личный характер — преклонный возраст, состояние здоровья; политические, г~ несогласие с политикой Федерального Собрания и других органов государственной власти в связи с образовавшимся экономическим, политическим кризисом и т. д.) Действующее законодательство (ст. 82 Конституции РФ) предусматривает
порядок вступления Президента в должность, принесение народу присяги в
торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Возникают вопросы: кому должно быть адресовано его заявление об
отставке, достаточно ли Президенту заявить о своей отставке или эту
отставку какой-то государственный орган (или органы) должен рассмотреть и
принять по нему решение о принятии отставки или о ее отклонении? Ведь при
всем уважении к личности, занимающей должность Президента, нельзя отрицать
возможности заявления об отставке под давлением каких-то сил, под влиянием
временного расстройства здоровья, в состоянии временной депрессии и т. п. Стойкая неспособность Президент РФ прекращает исполнение полномочий в случае стойкой
неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия (ч. 2 ст. К сожалению, и это основание для прекращения полномочий Президента
должным образом не регламентировано и 'вызывает много вопросов. В
частности, не совсем ясно: «стойкая неспособность по состоянию здоровья
осуществлять полномочия» является основанием для прекращения полномочий В связи с этим Конституционный Суд РФ 11 июля 2000 г. принял В своем Постановлении Конституционный Суд РФ указал, что, исходя из занимаемого Президентом РФ места в системе органов государственной власти, а также его конституционного статуса, Конституция РФ закрепляет неприкосновенность Президента РФ, а также другие правовые средства, которые обеспечивают свободное и ответственное осуществление Президентом РФ принадлежащих ему конституционных полномочий и непрерывность функционирования института главы государства. Содержание и назначение ст. 92 (ч. 2) Конституции РФ, предусматривающей
возможность прекращения исполнения полномочий Президента РФ досрочно в
случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять
принадлежащие ему полномочия, не затрагиваются установлением в ст. 91 Досрочное прекращение исполнения Президентом РФ своих полномочий в
случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять
принадлежащие ему полномочия требует особой процедуры с целью объективного
установления фактической невозможности для Президента РФ в связи с
расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер,
принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий либо иным
образом осуществлять свои полномочия в соответствии с требованиями Досрочное прекращение полномочий Президента РФ в случае стойкой
неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему
полномочия является элементом конституционного статуса Президента РФ и в
силу этого правовое регулирование порядка (процедуры) прекращения
полномочий Президента РФ по указанному основанию имеет конституционный
характер. Определение соответствующего порядка может быть осуществлено с
соблюдением вытекающих из положений Конституции РФ требований, с тем чтобы
обеспечивались непрерывность и стабильность осуществления полномочий Порядок досрочного прекращения полномочий Президента РФ в случае
стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему
полномочия не может быть облегченным, упрощенным. При том должна быть
исключена возможность превращения данного порядка в способ необоснованного
отстранения Президента РФ от должности, а тем более в неконституционный
способ присвоения каким-либо органом или лицом властных полномочий В соответствии со ст. 92 (ч. 3) Конституции РФ в случае досрочного
прекращения исполнения Президентом РФ своих полномочий их исполнение до
вступления в должность вновь избранного Президента РФ возлагается на Анализируя содержание Постановления Конституционного Суда РФ от 11 июля Отрешение Президента от должности Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно и в случае отрешения его от должности (ч. 2 ст. 92 Конституции РФ). Такое решение принимается вопреки воле Президента. Основанием отрешения Отрешение Президента от должности проводится в три этапа. Первый этап сводится к выдвижению Государственной Думой обвинения в совершении Президентом тяжкого преступления. Инициатива в принятии такого решения может исходить от группы депутатов Государственной Думы численностью не менее 1/3 от общего числа. Для рассмотрения данного вопроса на заседании Государственной Думы требуется заключение специальной комиссии, образованной самой Государственной Думой. Решение принимается квалифицированным большинством, т.е. двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты. На втором этапе надлежит получить заключение Верховного Суда РФ и Третий этап процедуры отрешения Президента РФ от должности включает
принятие Советом Федерации решения по этому вопросу. Решение выносится на
основании рассмотрения всех материалов, подтверждающих правильность решений В 1999 г. Государственной Думой была предпринята попытка отрешить от должности Президента Б.Н. Ельцина. Но уже на первом этапе процедуры эта попытка потерпела неудачу: при рассмотрении в Государственной Думе за решение о выдвижении обвинения Б.Н. Ельцину проголосовало менее двух третей депутатов. Но независимо от этого в процессе обсуждения вопросов отрешения Кроме того, следует признать, что процедура отрешения Президента РФ от власти настолько сложна, что делает почти нереальным само отрешение от власти. Мы отдаем себе отчет в том, что отрешение от власти Президента — достаточно ответственное решение. И здесь недопустимы легкость и упрощенность процедуры. Это одна крайность. Другая — в чрезмерном ее усложнении. Нужна золотая, разумная середина.
Президент как глава Российского государства взаимодействует со всеми ветвями власти. Президент взаимодействуя с Федеральным Собранием: - Президент РФ обладает правом вето на законы принятые Федеральным Собранием. Совету Федерации и Государственной Думе; Федерации и Государственной Думе; Российской федерации в иностранных государствах и международных организациях. Президент взаимодействуя с Государственной Думой: РФ; Председателя Центрального банка; Думу на новое рассмотрение; Государственная Дума вправе выдвинуть обвинение против Президента для отрешения его от должности. Президент взаимодействуя с Советом Федерации: Суда; а также кандидатуру Генерального прокурора РФ; Генерального Прокурора. Президент взаимодействуя с Правительством РФ: Глядя на полномочия Президента РФ во взаимоотношениях с Правительством Президент стал главным действующим лицом на политической сцене, а Президент во взаимодействии с судебной властью: Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - самостоятельно назначает судей других федеральных судов; - вправе обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ. Конституционный Суд РФ по запросам Совета Федерации дает заключение о соблюдении обвинения Президента в государственной измене или совершения иного тяжкого преступления. Президент наделен правом принимать более эффективные меры, влекущие за собой роспуск представительных органов и отрешение от должности высших должностных лиц субъектов РФ и глав местного самоуправления. В свою очередь, специфика судебной власти позволяет судам оказывать заметное влияние на издание и действие актов Президента. Это выражается в том, что акты, издаваемые Президентом РФ, являются объектом судебного контроля. Компетенция Президента РФ Под функциями Президента РФ понимаются направления его деятельности. Основные функции Президента РФ как главы государства определены в ст. РФ: 1) Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; 2) Президент РФ в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности; 3) Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; 4) Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; 5) Президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри стран и в международных отношениях. Под полномочиями Президента РФ понимается совокупность предоставленных ему прав и обязанностей, необходимых для выполнен! возложенных на него функций. круг предоставленных Президенту полномочий очень широк. Их можно классифицировать по направлениям деятельности, а также по сферам взаимодействия Президента РФ с органами различных ветвей государственной власти. Но в Конституции некоторые функции и полномочия Президента
сформулированы в слишком общей форме, например, как «определение основных
направлений внутренней и внешней политики государства». В результате в Действующая Конституция закрепляет явно недостаточно полномочий за Недостаточная правовая регламентация функций и особенно полномочий Между тем, целый ряд полномочий, например, при чрезвычайном положении, в области внешней политики и т.д., Президент реализует не непосредственно, а через другие государственные органы, относящиеся к законодательной или исполнительной ветвям власти. Следовательно, чистота критерия для классификации полномочий не выдерживается, а отсюда и неизбежность дублирования. Если обратиться к монографии Л. А. Окунькова, в которой исследуется
правовой статус Президента России, то мы увидим, что автор в полномочия Такой подход Л. А. Окунькова с методологических позиций более правильный, ибо в основе его лежит единый критерий классификации — сфера деятельности Президента, а не государственные органы, через которые он реализует свои полномочия. Но при таком подходе и при отсутствии научных исследований всего комплекса полномочий Президента многие его полномочия, которые реализуются им посредством взаимодействия с государственными органами всех ветвей власти, могут остаться за пределами нашего внимания, что искусственно и неоправданно сузит объем полномочий Президента. Во избежание этого мы сознательно пойдем на то, чтобы при изложении полномочий Президента РФ исходить не из одного, а двух критериев их классификации: а) по направлениям деятельности и б) по сферам взаимодействия Президента РФ с государственными органами всех ветвей государственной власти. Это повлечет за собой некоторые повторения, но при таком подходе они неизбежны. Президент РФ - гарант конституции Президент России как глава государства наряду с традиционными
представительскими функциями призван выполнять ответственную задачу по
определению основных направлений внутренней и внешней политики нашей
страны, по обеспечению реализации этого курса. В литературе справедливо
подмечено, что в отличие от тех глав зарубежных государств, которые Особое место Президента как главы государства подчеркивается его функцией гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции). Каждый из органов (институтов) государственной власти в рамках своей
компетенции обязан выполнять функции, которые направлены на реализацию Для Президента обеспечение выполнения Конституции как направление деятельности имеет приоритетное значение. Главное назначение Президента как гаранта Конституции — принимать все необходимые меры по обеспечению защиты конституционных прав граждан, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Деятельность Президента нацелена на создание необходимых условий для упрочения конституционного строя, незамедлительного устранения нарушений Конституции. Активное использование Президентом своих полномочий и дозволенных законом средств политического, правового и общественного воздействия в этом направлении является главной гарантией действия Конституции. Л. А. Окуньков в своей монографии совершенно справедливо замечает, что в Конституции (ни буквально, ни по смыслу) не говорится о верховном контроле Президента. Более того, как показывает отечественная и зарубежная практика, на федеральном уровне факты вторжения в компетенцию государственных органов более типичны для Президента, чем для Правительства и парламента[18]. Будучи главой государства, Президент представляет Российскую Федерацию
внутри страны и в международных отношениях. Именно в этом качестве Президент не может оставаться безучастным, если хоть один орган государства нарушает или не соблюдает Конституцию РФ, а тем более, когда при этом ущемляются или нарушаются права и свободы каких-либо групп населения. Президент не только вправе, но просто обязан принять меры вплоть до применения самого широкого принуждения на законной основе, если на территории государства действуют организованные преступные банды или незаконные вооруженные формирования, от которых исходит прямая и реальная угроза территориальной целостности, безопасности государства и правам человека в мирное время. Функция гаранта требует от Президента постоянной заботы об эффективности судебной системы и осуществления очень многих других акций, прямо не сформулированных в его полномочиях, — естественно, не вторгаясь в прерогативы парламента»[20]. «Среди многочисленных указов и распоряжений Президента, принятых в
последние годы, — пишет Л.А. Окуньков, — крайне мало решений, которые
содержат предписания в адрес конкретных органов власти, нарушивших Заключение договоров о разграничении полномочий между Российской Лишь 5 октября 1995 г. был издан Указ по вопросу обеспечения
соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных
нормативных актов краев, областей и других субъектов Федерации Конституции Нельзя не обратить внимания на запоздалость предписаний этого Указа о неукоснительном соблюдении положений Конституции при подготовке и принятии основополагающих правовых актов субъектов Федерации. Как известно, большинство конституций и уставов в регионах уже приняты. Особенно актуален и безотлагателен пересмотр тех из них, где имеются положения, не согласующиеся с основами конституционного строя Российской Федерации, ее государственной целостностью, единством системы государственной власти, равноправием граждан и другими конституционными принципами»[21]. Еще одно замечание по этому поводу. И после 1996 г. вплоть до ухода в
отставку Б.Н. Ельцина положение в стране, к сожалению, в лучшую сторону не
изменялось. По-прежнему многие конституционные нормы нарушались, в том
числе и самим Президентом, по-прежнему не принимались меры к тем, кто
игнорировал Основной закон России — Конституцию РФ. И только после избрания Обеспечение Президентом РФ согласованного функционирования всех органов государственной власти. Сложной и ответственной является функция Президента РФ по обеспечению согласованной деятельности органов государственной власти. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов государственной власти Федерации и субъектов РФ и между различными субъектами РФ[22]. Законодатель не перечисляет все случаи, при которых Президент РФ может
использовать согласительные процедуры. Но в некоторых закона прямо
предусматривается использование Президентом России согласительных процедур. Но в случае возникновения разногласий Президент РФ использует согласительные процедуры для их разрешения. В случае недостижения согласованного решения Президент Российской Федерации может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Конституция не раскрывает понятие согласительных процедур. Согласительные процедуры призваны обеспечить решение проблемы без элементов принуждения. Естественно, что в процессе согласования Президент выступает не как одна из сторон, а как общенациональный авторитет. Наиболее распространенная форма решения спора, к которой часто прибегают стороны, — это непосредственные переговоры. Значение непосредственных переговоров особенно велико потому, что при их помощи имеется возможность не только найти выход из спорной ситуации, но и предотвратить сам конфликт. Следует приветствовать включение в договоры и соглашения как между Федерацией и ее субъектами, так и между субъектами, положений о проведении взаимных консультаций по интересующим участников вопросам. В качестве примера действенности согласительных процедур под
руководством Президента можно привести переговоры о достижении общих Целей
в деятельности федеральных государственных органов, государственных органов
субъектов Российской Федерации, партий, профсоюзов, общественных и
религиозных объединений, в результате чего 28 апреля 1994 г. был открыт для
подписания Договор об общественном согласии. Договор был подписан более чем Образование согласительных комиссий и организация переговоров сторон уже использовались Президентом для достижения согласия сторон. В последнем случае нередко переговоры проводятся либо им лично, либо с участием представителей Президента. Проводились переговоры об урегулировании спорных вопросов о правовом положении города Норильска и находящихся в нем предприятий между Красноярским краем и Таймырским (Долгано-Ненецким) автономным округом. После того как на завершающей стадии в переговорах принял участие помощник Президента Российской Федерации, между спорящими сторонами 2 ноября 1995 г. был заключен Договор «О бюджетных отношениях между органами государственной власти Красноярского края и органами государственной власти Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа». Если применение согласительных процедур не приведет к согласованному
решению, Президент, в соответствии с Конституцией, может передать
разрешение спора на рассмотрение суда. Выбор суда зависит от характера
спора и компетенции суда. Конституционный Суд Российской Федерации, вправе
разрешать споры о соответствии Конституции ряда нормативных актов субъектов Возможность обращения Президента в суд в случаях, предусмотренных ст. Но в любом случае исключается передача дела в международный суд, поскольку речь идет о внутренних вопросах жизни одного государства. Полномочия Президента РФ по формированию государственных органов Полномочия Президента по формированию органов государственной власти регулируются в двух основных формах: а) Президент в пределах своей компетенции создает новые или упраздняет уже имеющиеся органы государственной власти б) Президент в пределах своей компетенции назначает или участвует в назначении, а также освобождает или участвует в освобождении соответствующих должностных лиц. Полномочия Президента в области кадровой политики относятся к числу
важнейших полномочий главы государства, позволяют ему в широком смысле
этого слова разместить на ведущих постах государственных органов свою
команду. Но кроме того следует иметь в виду, что Конституция не отдает
право назначения должностных лиц безоговорочно в одни руки, т.е. Основные полномочия Президента РФ в области кадровой политики
закреплены в ст. 83 Конституции РФ. Президент с согласия Государственной Согласие Государственной Думы дается в форме постановления, которое
принимается большинством голосов от общего числа депутатов. Данное После вступления в должность или после отставки Правительства Президент
вносит предложение о кандидатуре Председателя Правительства не позднее
двухнедельного срока. Если предложенная Президентом кандидатура отклоняется В соответствии со ст. 83 Конституции Президент принимает решение об
отставке Правительства Российской Федерации. При этом, если при назначении Президент назначает на должность и освобождает от должности
заместителей Председателя Правительства и федеральных министров (ст. 83). Президент в соответствии с п. «е» ст. 83 Конституции РФ представляет Что же касается судей других федеральных судов, то они назначаются непосредственно Президентом РФ. В п. «г» ч. 1 ст. 83 Конституции РФ, сказано, что Президент Российской Такой порядок назначения и освобождения Председателя Государственного банка РФ обеспечивает независимость Центрального банка России от других органов государственной власти. Президент назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Президент России назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. В Конституции не сказано, с какими именно комитетами и комиссиями проводятся консультации. Это определяет сам Совет Федерации. Обычно консультации проводятся с теми комитетами и комиссиями, в компетенцию которых входят вопросы внешней политики. Согласно той же ст. 83 Конституции РФ Президент РФ формирует и
возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации; формирует Администрацию Президента Российской Федерации; назначает и освобождает полномочных представителей Президента Значительное число должностных лиц, указанных в ст. 83 Конституции (так же как и судьи «других федеральных судов»), назначаются и освобождаются от должности лично Президентом Российской Федерации. Что же касается работников аппарата Администрации Президента, Совета Полномочия Президента в области обороны страны и обеспечения её безопасности. Организация обороны страны, обеспечение ее безопасности — одна из главных функций главы государства. Здесь Президент не только принимает конкретные, оперативные меры и обеспечивает согласованное функционирование всех органов. Его прямая обязанность, и об этом, произнося присягу, Президент клянется народу — «защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства» (ч. 1 ст. 82 Конституции РФ). Присяга отнюдь не чисто символический акт вступления в должность. Во многих странах нарушение Президентом присяги народу может повлечь ответственность в виде отрешения от должности[24]. Конкретные полномочия Президента в организации обороны страны и обеспечении ее безопасности весьма обширны и разнообразны. Конституция определяет их, как правило, в общем виде, а дальнейшая конкретизация осуществляется федеральными законами и указами Президента. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Президент, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами, утверждает военную доктрину Российской Федерации. Военная доктрина определяет военно-политическую деятельность нашего государства. Этот документ содержит военно-политические, военные, военно- технические и экономические основы системы официально принятых в государстве взглядов на предотвращение войны, военных конфликтов, защиту жизненно важных интересов Российской Федерации. Основные положения военной доктрины гарантируют строгое соблюдение нашей страной Устава ООН, общепринятых международно-правовых норм и принципов, определяют сугубо оборонительную направленность деятельности по обеспечению военной безопасности Российской Федерации. Президент РФ в соответствии с пунктом «ж» ст. 83 Конституции РФ и Полномочия Президента РФ в области внешней политике. В соответствии с Конституцией РФ Президент России не только
определяет основные направления внешней политики государства ( 3 ст. 80),
но также осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации Таким образом, Президент РФ выступает ключевой фигурой в решении внешнеполитических вопросов Российской Федерации. Осуществляя внешнеполитический курс, Президент устанавливает прямые контакты с главами других государств (в частности, путем государственных визитов в зарубежные страны, приема глав зарубежных государств в своей стране, переговоров с ними, определения взаимных интересов, установления сотрудничества, посещения влиятельных международных организаций и выступления в их центрах), систематически ведет прямые телефонные переговоры с главами государств и премьер-министрами некоторых сопредельных стран и других государств, участвует лично в важнейших международных совещаниях и т.п. Президент полномочен вести переговоры и подписывать международные договоры как глава государства, представляющий Российскую Федерацию в международных отношениях. Это соответствует международному обычаю, в соответствии с которым за главой государства признается право осуществлять свои конституционные полномочия, в частности вести переговоры, заключать соглашения и договоры на территории как своей страны, так и иностранного государства при временном на ней пребывании. При этом глава государства не нуждается в специальных полномочиях, поскольку он ими обладает по занимаемой им должности. Президент подписывает также ратификационные грамоты, т.е. документы,
свидетельствующие об утверждении федеральным законом международного
договора Российской Федерации. Если договор двусторонний, то стороны
обмениваются ратификационными грамотами, если же договор1 многосторонний,
то его участники сдают все ратификационные грамоту одному из участников
договора — депозитарию. Президент принимает верительные и отзывные грамоты
аккредитуем" мых при нем дипломатических представителей. Эта процедура
нередко сопровождается обменом мнениями по вопросам, имеющим существенное
политическое значение, и потому не может считаться, как об этом иногда
говорят, чисто протокольной. Ратификационная грамота направляется главой
иностранного государства Президенту России и удостоверяет, что указанное в
ней лицо, т.е. дипломатический представитель, представляет интересы
направившего его государства и его словам и действиям надлежит верить. Руководство Президента внешней политикой в значительной степени
проводится через Министерство иностранных дел, которое подведомственно Иные полномочия Президента РФ Кроме упомянутых выше, Президент РФ наделен также некоторыми иными полномочиями. По Конституции РФ (п. «в» ст. 84) Президенту РФ предоставлено право назначения всероссийского референдума. При этом следует обратить внимание читателя, что Президент, обладая правом назначения всероссийского референдума, сам не отнесен законом к числу субъектов, могущих инициировать назначение референдума. Инициатива проведения референдума в РФ принадлежит: а) не менее чем двум миллионам граждан, имеющих право на участие в референдуме и б) Конституционному Собранию в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 135 Конституции РФ. Таким образом, Президент имеет право назначить референдум, но не инициировать его. . К полномочиям Президента РФ Конституцией отнесено решение вопросов
гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища. В Что же касается порядка предоставления Президентом России политического убежища, то они урегулированы Конституцией более подробно. В ст. 63 сказано, что Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Право убежища не распространяется на лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также осужденных за совершение преступления. Их выдача осуществляется на основе федерального закона или международного договора (ч. 2 ст. 63 Конституции). В нашей стране до сих пор не приняты законы, регулирующие вопросы учреждения наград и награждения ими, а поэтому эти вопросы регламентируются актами Президента РФ. Государственными наградами Российской Федерации являются: звание Героя В целях совершенствования системы государственных наград Российской Таким образом, Президент издает указы об учреждении государственных
наград; о награждении ими; вручает награды; имеет в составе Администрации В системе государственных наград, как мы уже говорили, возрождены, в
частности, военный орден Святого Георгия и знак отличия — Георгиевский Указом Президента от 30 декабря 1995 г. установлены почетные звания и утверждены Положения о почетных званиях, а распоряжением Президента от 3 апреля 1997 г. утверждена Инструкция о порядке вручения орденов, медалей, знаков отличия, нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации. Между тем государственные награды и почетные звания находятся в ведении Президент наделен правом помилования. Помилование — это акт верховной власти, полностью или частично освобождающий осужденного от наказания либо заменяющий назначенное ему судом наказание более мягким. Актом помилования может также сниматься судимость с лиц, отбывших наказание. Акты помилования носят всегда персональный характер, т. е. они принимаются в отношении конкретного лица или нескольких определенных лиц. Виды Правовых актов Президента РФ Свои полномочия Президент реализует прежде всего в принятии правовых
актов. Перечень правовых актов президента РФ закреплен в ст. 90 Конституции 1. Указы (ч.1 ст.90) 2. Распоряжения (ч.1 ст.90) 3. законопроекты президента РФ, направляемые в Государственную Думу ( п. «г» ст.84); 4. Запросы Президента РФ, направляемы в Конституционный Суд РФ (ч.2 и ч.5 ст.125 Конституции РФ); 5. Ежегодные послания Федеральному Собранию о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (п. «е» ст.84) 6. Представления президента РФ, в которых содержатся предложения Президента РФ Совету Федерации по кандидатурам для назначения на должности судей Конституционного суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также предложения о назначении и освобождении Генерального Прокурора РФ; предложения Государственной Думе РФ о кандидатуре Председателя Правительства РФ (п. «а» ст.83, ч.1 и ч.2 ст.111) и Председателя Центрального банка России (п. «г» ст.83) Но не только Конституция РФ определяет виды правовых актов, издаваемых Глава 4. Структура Администрации Президента В соответствии с Указом от 6 июня 2000 г. Администрация Президента сформирована в следующей структуре. Администрацию Президента России возглавляет Руководитель Администрации Президента РФ, который имеет 10 заместителей, в том числе первых. Образованы следующие самостоятельные подразделения: Главное территориальное управление Президента Российской Феде, рации Главное управление внутренней политики Президента РФ (на базе
ликвидированных Управления Президента РФ по вопросам внутренней политики, Главное контрольное управление Президента РФ; Главное государственно-правовое управление Президента РФ; Секретариат Руководителя Администрации Президента РФ; Управление Президента РФ по внешней политике; Управление кадров Президента; Экономическое управление Президента РФ; Экспертное управление Президента РФ; Управление Президента РФ по государственным наградам; Управление Президента РФ по вопросам гражданства; Управление Президента РФ по вопросам помилования; Управление протокола Президента РФ; Управление пресс-службы Президента РФ; Организационное управление Президента РФ; Канцелярия Президента РФ; Управление информационного и документационного обеспечении Президента Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан; Референтура Президента РФ (на правах управления), в состав которой входят референты Президента РФ Управление Президента РФ по вопросам казачества; аппараты полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. В состав Администрации Президента РФ входят также следующие должностные
лица: полномочные представители Президента РФ в Совете Федерации РФ, в Функции Администрации президента функции Администрации входит: подготовка законопроектов для внесения в Глава 5. Совет Безопасности РФ Конституции РФ закреплено право Президента формировать и возглавлять Совет Безопасности является органом, обеспечивающим условия для реализации Президентом РФ его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. В настоящее время правовой статус Совета Безопасности определяется Основные функции Совета Безопасности Основными функциями Совета Безопасности являются: рассмотрение вопросов внутренней, внешней и, военной политики Состав Совета безопасности Совет Безопасности формируется Президентом Российской Федерации в
соответствии с Конституцией Российской Федерации и законом «О
безопасности». Постоянные члены Совета Безопасности назначаются Президентом Директор Службы внешней разведки; Генеральный директор федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ; ° Генеральный прокурор РФ; Министр внутренних дел РФ; Директор федеральной пограничной службы России; Министр юстиции РФ; Министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Порядок работы Совета Безопасности Работой Совета Безопасности руководит Председатель Совета Заседания Совета Безопасности проводятся на регулярной основе в соответствии с плана- I, утверждаемыми Председателем Совета Безопасности. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания Совета Безосности. Повестку дня и порядок рассмотрения вопросов на заседаниях Совета
опасности определяет Председатель Совета Безопасности по представлению Заседания Совета Безопасности ведет Председатель Совета Безопасности. Секретарь Совета Безопасности проводит рабочие совещания с члена Совета Присутствие на заседаниях Совета Безопасности постоянных членов и членов Совета Безопасности обязательно. Делегирование постоянным членом и членом Совета Безопасности своих полномочий в Совете Безопасности иным должностным лицам не допускается. Решения Совета Безопасности принимаются на его заседании постоянными членами Совета Безопасности простым большинством голосов от их общего числа и вступают в силу после утверждения Председателем Совета Безопасности. Решения Совета Безопасности по важнейшим вопросам оформляются указами Проекты указов Президента РФ, выносимые на заседания Совета Глава 6. Конституционно - правовая ответственности Президента РФ Действующая Конституция РФ предусматривает лишь один вид конституционно- правовой ответственности Президента РФ — его отрешение от должности в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией, о чем мы уже говорили выше. Особенность правового положения Президента в том, что он одновременно — и субъект конституционной ответственности (ответственный за нарушение конституционных норм) и лицо, полномочное применять санкции конституционной ответственности к иным структурам и должностным лицам. Это свойство характерно не только для Президента РФ, но и для многих
других субъектов конституционно-правовых отношений (высших должностных лиц
субъектов РФ, глав муниципальных образований и др.). Из занимаемого Максимальная общественная опасность последствий нарушения Президентом Именно поэтому Президент России, избранный всенародно, обладающий высоким положением в обществе и государстве, должен не только иметь большие права, но и иметь перед государством и обществом, перед народом не менее большие обязанности, за невыполнение которых должна быть предусмотрена конституционно-правовая ответственность Президента. Между тем, как отмечено выше - Конституция РФ не говорит ни об одной обязанности Президента РФ прямо. Единственное, при условии замены в ч. 1 ст. 82 Конституции РФ слов «клянясь» на «обязуюсь» получаются следующие обязанности Президента, при нарушении которых должна наступать его ответственность: обязанность уважать и охранять права и свободы человека и гражданина; обязанность соблюдать и защищать Конституцию РФ; обязанность защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства; обязанность верно служить народу»[26]. Что касается обязанностей уважать права и свободы человека и гражданина
и соблюдать Конституцию РФ, то, по мнению Н.М. Колосовой, конституционным
деликтом здесь может быть лишь очевидное нарушение Конституции РФ. Президент должен нести ответственность и за нарушение других своих обязанностей. Но, к сожалению, эти обязанности сформулированы слишком широко, расплывчато, неопределенно, что, безусловно, не может не вызвать сложностей при реализации конституционно-правовой ответственности. В своей монографии Л.А. Окуньков совершенно справедливо обращает
внимание и на то обстоятельство, что Президент не только должен выполнять
конституционные обязанности, но и не злоупотреблять конституционными
правами. При этом он выделяет следующие правомочия (права) Президента РФ,
злоупотребление которыми является основанием для привлечения его к
конституционной ответственности: право определять основные направления внутренней и внешней политики
государства (ч. 3 ст. 80); право принять решение об отставке Правительства РФ (п. «в» ст. 83);
право распустить Государственную Думу (п. «б» ст. 84, ст. 109); право
законодательной инициативы (п. «г» ст. 84); право «вето» (ст. 107); ^ право
вводить военное положение (ст. 87); право вводить чрезвычайное положение Президент может злоупотреблять не только этими, но и другими правами,
например, правом предлагать кандидатуры на должность Председателя Как за нарушение суверенитета, независимости государства, так и за
невыполнение своих конституционных обязанностей Президент может и должен
нести конституционно-правовую ответственность только при наличии вины. К сожалению, в настоящее время российское законодательство практически
не использует институт «злоупотребления правами» в целом и институт Одним из важнейших вопросов этих исследований должны стать проблема санкций за нарушение Президентом конституционно-правовых норм и механизм их применения. По мнению Л.А. Окунькова, в случае невыполнения Президентом РФ своих
конституционных обязанностей «характерные санкции — это выражение недоверия Заключение С учетом сказанного, я полностью поддерживаю предложение Л.А. Окунькова о необходимости принятия федерального закона, где, в частности, были бы конкретно сформулированы обязанности Президента, его полномочия, санкции за конкретные конституционные деликты, механизм привлечения Президента к ответственности, детализирована процедура «импичмента». Но надо не забывать, что по прежнему многое зависит от главы государства, и то как он поведет дальнейшую политику во многом предопределит состояние страны в целом. Да, много говорится о наделении президента чересчур огромными полномочиями. Но я хочу заметить, что история Россия показывает, что сильный лидер с огромной властью может вывести нашу страну из любого кризиса. Поэтому я считаю, что это если и надо говорить об уменьшении власти Президента то это должно быть личное мнение других, хотя и оно имеет право на жизнь. А если говорить о возможности злоупотребления властью Президентом РФ, то это зависит от конкретной личности, от чистоты помыслов. Сегодняшний Президент В.В. Путин, я считаю является примером для истории России и может, вскоре занять место наравне с Петром I. После 70-летнего застоя вызванного правлением верхушки лидеров коммунистической партии сегодняшнему человеку, я думаю приятно видеть сравнительного молодого, полного сил главу государства. Чего стоит пример общения В.В. Путина с гражданами РФ в Прямом эфире. Наблюдаются огромные тенденции сближения Президента РФ с гражданами России. Наконец лидер нашего государства действительно может называться избранным с согласия всего народа и представителем всего государства. Список использованной литературы 1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. — М., 1999. Российской Федерации, 2000 №1 ----------------------- [9] См.: Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Констнтущи и
политическая
практика. — М., 1996. С. 25
[25] См.: Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и
политическая j практика. — М., 1996.
|
|