| |||
Реферат: Суды субъектов Российской ФедерацииТомский Государственный Университет Юридический институт Кафедра уголовного процесса Суды субъектов Российской Федерации Курсовая работа студента I курса Седунова А.С. Научный руководитель доцент Лонь С.Л. Томск - 2000 ОГЛАВЛЕНИЕ 1. КОНСТИТУЦИОННЫЕ (УСТАВНЫЕ) СУДЫ 4 1.1. Юридическая природа конституционных (уставных) судов 4 1.2. Организация конституционных (уставных) судов 6 1.3. Статус судей конституционных (уставных) судов 10 1.4. Компетенция конституционных (уставных) судов субъектов 2. КОНСТИТУЦИОННЫЙ (УСТАВНОЙ) СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН 17 2.1. Организация и деятельность конституционного (уставного) суда республики Башкортостан и статус судей 17 3. МИРОВЫЕ СУДЬИ 20 3.1. Место мирового суда в судебной системе и его роль 20 3.2. Опыт организации и деятельности мировых судей в Российской империи 22 3.3. Необходимые черты законодательного регулирования организации местной юстиции и деятельности мировых судей по уголовным делам 27 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31 ПРИЛОЖЕНИЕ 33 ЛИТЕРАТУРА 43 Указатель сокращений УПК РФ — Уголовно-Процессуальный Кодекс Российской Федерации ФЗ — Федеративный закон 1. КОНСТИТУЦИОННЫЕ (УСТАВНЫЕ) СУДЫ
Конституционные и уставные суды субъектов Российской Федерации — это судебные органы, деятельность которых осуществляется в процессуальных формах, сближающих их с судами общей юрисдикции[1]. Во многих конституциях республик прямо указывается на осуществление в
них судебной власти также в форме конституционного производства. В связи с
этим конституционный суд включается в судебную систему республики и
является ее составной частью (в республиках Адыгея. Башкортостан, Дагестан, Аналогична природа конституционных судов республики юридическая сущность уставных судов других субъектов Российской Федерации, обеспечивающих защиту уставов соответствующих регионов, являющихся их основными законами. К специализированным органам конституционного контроля также относится 1.2. Организация конституционных (уставных) судов Эти суды небольшие по своему численному составу, который варьируется в
пределах 5-10 судей (в республиках Дагестан, Марий Эл, Коми — пять; Большинство судов состоит из председателя, его заместителя, секретаря
и судей (республики Адыгея, Дагестан, Карелия, Татарстан, Тыва, Саха Неодинаково в субъектах Российской Федерации регламентируется порядок
избрания председателя, заместителя председателя и секретаря органа
конституционного правосудия. В некоторых из них этот вопрос решается в
конституциях либо уставах (в республиках Бурятия, Карелия, Тыва, Так, Председатель, заместитель Председателя и секретарь В отличие от парламента, президента (главы республики или
правительства), избираемых на установленный конституцией срок, полномочия
конституционного суда во многих законах республики не ограничены каким-либо
временем (республики Адыгея, Бурятия, Карелия, Коми, Саха (Якутия), Внутренней структуре конституционных (уставных) судов присуща простая
организация: помимо административного подразделения, именуемого в одних
судах аппаратом (республики Адыгея, Бурятия, Свердловская область), а в
других — секретариатом (республики Карелия, Коми, Тыва) они не имеют других
подразделений. Дела рассматриваются, как правило, всем составом суда на
общих заседаниях при наличии предусмотренного закона кворума. Лишь в 1.3. Статус судей конституционных (уставных) судов Судьи ряда конституционных судов субъектов Российской Федерации
назначаются или избираются на неограниченный срок (Республика Бурятия, В республиках, где определен срок полномочий судьи, он может быть
избран или назначен либо только на один срок (республики Башкортостан, В конституциях, уставах и главным образом в законах субъектов В отношении членов квазисудебных органов конституционного контроля
требования более упрошены: комитеты конституционного надзора избираются из
числа специалистов в области политики и права. Более четкие требования
предъявляются к кандидату на должность Уставной Палаты Иркутской области. В республиках, учредивших конституционные суды, законодательством
устанавливается, что должность судьи несовместима с депутатским мандатом, с
занятием или сохранением другой оплачиваемой должности, предпринимательской
деятельностью, принадлежностью к политической партии или движению. Такие же
требования предъявляются к судье Уставного суда Свердловской области и В законодательстве субъектов Российской Федерации уделяется
значительное внимание гарантиям независимости судей конституционных судов. В большинстве республик полномочия судьи прекращаются по решению конституционного суда, которое направляется президенту (главе республики) и парламенту, а в Республике Адыгея также судейскому корпусу, и является официальным уведомлением об открытии вакансии. В случаях нарушения порядка избрания судьи и совершения проступка, порочащего его честь и достоинство, прекращение полномочий производит парламент по представлению конституционного суда. Несколько упрощен порядок прекращения полномочий судей конституционных
судов в Кабардино-Балкарской Республике и Республике Карелия, а также
членов квазисудебных органов конституционного контроля. В Кабардино- Важнейшей гарантией статуса судей конституционных судов является
обеспечение их неприкосновенности. Это достигается закреплением в законах
особого порядка привлечения судей к ответственности. Поэтому статус судей
весьма сходен со статусом депутатов регионального парламента: судьи, как
правило, не могут быть привлечены к ответственности и ограничены в личной
свободе без согласия конституционного суда (исключение составляет 1.4. Компетенция конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации Конституционные и уставные суды рассматривают дела, предметом которых
являются конституционно-правовые вопросы и споры. Анализ законодательства
субъектов Российской Федерации позволяет утверждать с некоторыми
оговорками, что к ним не относятся политические вопросы, а также вопросы
компетенции других органов и судов общей юрисдикции. Они не могут
рассматривать дела, относящиеся к компетенции Конституционного суда Если компетенция конституционных судов и комитетов конституционного
надзора республик определяется их конституциями и законами, то несколько по-
иному относятся к этой проблеме в некоторых краях и областях. В Алтайском и С учетом предложенных в литературе моделей классификации предметной
компетенции конституционного суда можно выделить следующие полномочия
специализированных органов конституционного контроля субъектов Российской л) иные полномочия, предусмотренные конституцией (уставом) и законами субъектов Российской Федерации (участие в процедуре принятия присяги высшим должностным лицом субъекта Федерации, право направлять послания законодательному собранию, право принимать регламент и др.). Почти всем субъектам Российской Федерации, имеющим судебные органы
конституционного контроля, свойственны первые четыре группы полномочий в
приведенном перечне, а также право законодательной инициативы. Отдельные
полномочия имеют факультативный характер и присущи лишь конституционном 2. КОНСТИТУЦИОННЫЙ (УСТАВНОЙ) СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Статья 1. Конституционный суд Республики Башкортостан —орган судебной власти. Конституционный Суд Республики Башкортостан — высший судебный орган защиты конституционного строя республики, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть в форме конституционного судопроизводства. Статья 2. Законодательство о конституционном Суде Республики Трудовое положение, порядок организации и деятельности Конституционный Суд Российской Федерации также, как Конституционный Статья 4. Состав, порядок образования и срок полномочий 1. В состав Конституционного Суда Республики Башкортостан входят: 2. Председатель Конституционного Суда Республики Башкортостан, заместитель Председателя Конституционного Суда Республики Башкортостан избираются на должность Государственным Собранием Республики Башкортостан по представлению президента Республики Башкортостан. 3. Конституционный Суд Республики Башкортостан вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее четырех судей. 4. Полномочия Конституционного Суда Республики Башкортостан не
ограничены определенным сроком. Государственное Собрание Республики Судья Конституционного Суда Республики Башкортостан избирается на
должность на срок десять лет. Предельный возраст для пребывания в должности
судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан — семьдесят лет. Статья 15. Несменяемость судьи Конституционного Суда Республики 1. В течение срока полномочий судья Конституционного Суда Республики 2. Полномочия Судьи Конституционного Суда Республики Башкортостан могут быть прекращены или приостановлены, не иначе как в порядке и по основаниям, установленным настоящим законом. Статья 24. Организационные формы Конституционного судопроизводства. 1. Конституционный Суд Республики Башкортостан рассматривает и разрешает дела на заседаниях Конституционного Суда Республики 2. На заседаниях Конституционного Суда Республики Башкортостан могут
быть приглашены Президент Республики Башкортостан, председатель 3. Лица, указанные в части второй настоящей статьи, вправе излагать
свою позицию по всем рассматриваемым вопросам с разрешения Конституционного 3. МИРОВЫЕ СУДЬИ
Вопрос о месте мирового суда и мировых судей в судебной системе может быть разрешен (и исторически в мировой практике) двумя различными способами. В соответствии с первым из них мировой суд рассматривается как составная часть, нижнее звено системы судов общей юрисдикции. Мировые судьи становятся при реализации такого подхода мелкими государственными чиновниками, судьями «второго сорта». Такой вариант был использован, к примеру, во Франции в XIX веке и привел к дискредитации самого института мирового суда[8]. Второй вариант состоит в признании мирового судьи представителем местного суда, который, хотя и входят, наряду с «коронными» судами, в единую судебную систему государства, представляет собой ее особенную часть, имеющую свои особые задачи, и построен на нескольких началах, нежели система общих судебных мест. Такое место мировые судьи занимают, к примеру, в судебных системах Великобритании и США[9]. Анализируя зафиксированное в Федеральном конституционном законе «О
судебной системе РФ»; Федеральном законе «О мировых судьях в РФ»; проекте При этом следует отметить, что в Федеральном законе «О мировых судьях
в РФ» имеются и некоторые положения, позволяющие субъектам РФ при создании
мировых судей несколько скорректировать общий курс на рассмотрение мировых
судей в качестве нижнего звена единой судебной системы. В частности, к
числу таких норм следует отнести положение 2.3 ст. 5 указанного Первое, что необходимо отметить, — это то, что содержание системы
мировых судей — удовольствие весьма дорогостоящее. Помимо выплаты
заработной платы непосредственно мировым судьям (производимой из Таким образом, можно сделать следующий вывод. Попытка организации мирового ссуда на закрепленных в действующем законодательстве началах, производимая с позиции понимания места мировых судей как нижнего звена единой системы судов общей юрисдикции, с точки зрения отношения к ним как к судам, не наделенным особыми задачами, а потому и не имеющим особых принципов организации и деятельности, обречена на неудачу таких условий появление мировых судей не преследует никакой ясной цели и не способно иметь значительного положительного эффекта в правоприменительной деятельности. Мало того, оно может оказать отрицательное воздействие на степень реализации принципа равноправия граждан в их праве на судебную защиту, а также навредить принципу единства судебной системы и единства статуса судей. 3.2. Опыт организации и деятельности мировых судей в Российской империи В первую очередь необходимо привести тот факт, что местная юстиция в До судебной реформы система местной юстиции находилась в руках
полиции. Как предварительное следствие, так и осуществление правосудия и
исполнение приговора по маловажным делам осуществлялись полицией в лице
карательных надзирателей.[10] Дело при этом разрешалось без устного и
гласного разбирательства, на основании собранных письменных материалов. Это было чревато весьма не благоприятными последствиями для
обвиняемого, так как общество мещан или крестьян могло не принять в свою
среду оставленного в подозрении, и тогда он подлежал к ссылке на житье в Производства по уголовным делам велись крайне медленно, с невероятной волокитой. Например, дело о краже могло длиться 21 год. Лица, осуществляющие судебные функции в большинстве своем не имели надлежащего образования. Даже в департаментах Сената, представлявших собой высшую судебную инстанцию, в 40-х годах оказалось всего 6 человек, получивших высшее образование. Составители судебных дел при реорганизации местного суда остановили свой выбор на институте мировых судей. В лице мировых судей авторы реформ желали создать такие органы суда, которые пользовались бы, возможно, более высоким авторитетом среди населения, были бы максимально свободны от формальностей и проволочек. При этом был учтен опыт как английской, так и французской юстиции. Нижним звеном мировой юстиции стал единоличный мировой судья. В его
компетенцию входило, в частности, разрешение дел об уголовных проступках. 1) выговор, замечание или внушение; 2) денежное взыскание на сумму не выше 300 рублей; 3) арест на срок не свыше 3 месяцев; 4) содержание в тюрьме не свыше 1 года. Кроме того, дела, которые по закону могли быть начаты лишь по жалобе
потерпевшего, даже если за них и возможно было наложение и более строгого
наказания, также подлежали ведомству мирового судьи. Задачей его в данном
случае было попытаться сманить случаи к примирению. Если же достичь
примирения мировому судье не удавалось, а возможно ее наказание за
совершенное преступление выходило за указанный выше предел, то такое дело
подлежало передаче в окружной суд. Кроме того, мировые судьи рассматривали
гражданские дела и осуществляли некоторые функции административного и
охранительного порядка, в частности, они: открывали избирательные сельские
съезды для избрания гласных, исполняли на своем участке нотариальные
обязанности, если на наем не было нотариуса; несли определенные обязанности
по устройству помещений для арестованных и по надзору за ними, а также
выполнили другие обязанности. Можно сказать, что мировой судья был тем
человеком, который вправе разбирать мелкие бытовые конфликты, принимать
меры к осуществлению примирения, вообще к поддержанию порядка и нормальной,
спокойной науки в пределах своего участка. Стоит также отметить, что при
отправлении правосудия в мировых судах не было предусмотрено даже участия
секретаря для ведения протокола судебного заседания. судопроизводство
мировым судьей осуществлялось единолично в буквальном смысле этого слова,
лишь для ведения переписки он вправе был нанять за собственный счет
письмоводителя. Приговоры мировых судей делились на окончательные и неокончательные. Немаловажным было и другое: мировой суд по своему предназначению должен решать дела не только и, может быть, не столько руководствуясь законом, но и с точки зрения наглядного знания судьей местных отношений и обстоятельств с точки зрения обеспечения «естественной правдивости». Однако независимость и самостоятельность мировых судов все не нарушалась постановлениями Сената по конкретным делам, которые загоняли в общие рамки и практику деятельности мировых судов, невзирая на особенности их положения и функций. Следующей серьезной особенностью мировых судов является выборность
судей. В отличие от судей общих судебных учреждений, назначавшихся на
должность правительством, мировые судьи, по мысли составителей судебных
уставов, должны были избираться местным населением. Обладали особенностями
и цензы, необходимые для занятия должности мирового судьи, по сравнению с
теми качествами, которые были признаны необходимыми для занятия должностей
других судей. В частности, образовательный ценз для мировых судей был ниже,
чем для коронных. Достаточно было окончить курс в среднем учебном заведении 1) истечением трехлетней службы; 2) утрата ценза, необходимого для избрания в судьи; 3) сокращением числа участков. Последнее основание прекращения полномочий означало в определенной мере нарушение начала несменяемости судей, поскольку вопрос о количестве судебных участков решался земствами, а, стало быть, земство могло удалить от должности неугодного судью путем сокращения числа мировых участков. В 1889 году в России появился еще один институт, допускающий возможность ускорения уголовного судопроизводства по делам, подсудным мировым судьям, а именно, возможность устранения судебного разбирательства в случае уплаты обвиняемым штрафа. Такой институт применялся в то время также в законодательстве Италии и Голландии. Заключался он в следующем: по делам, где возможно было лишь наложение денежного взыскания, закон предоставил право обвиняемому добровольно уплатить высший размер штрафа, устранив тем самым судебное разбирательство дела. Таким образом, следует сделать вывод о том, что созданный в России в
результате судебный реформы 1864 года местный суд, действовавший в лице
мировых судей, несмотря на некоторые недостатки в его организации и
деятельности, представлял собой значительное достижение для уголовно-
процессуальной науки и практики, а также имел большое влияние на развитие в 3.3. Необходимые черты законодательного регулирования организации местной юстиции и деятельности мировых судей по уголовным делам Итак, при определении основ организации и деятельности мировых судей необходимо исходить из их предполагаемого места в судебной системе и задач, для выполнения которых они вводятся. Причем, с учетом изложенного выше, следует сделать вывод, что мировой суд необходим только тогда, когда он представляет собой местный суд, специально предназначенный для решения несложных и некрупных дел, на тех именно местах, где они возникли, с учетом непосредственного знания судьей местных обстоятельств. Такие свойства мирового суда диктуют и определенные особенности его организации. Думается, что основными особенностями местной юстиции в современной России должны быть следующие: Требования к личности мирового судьи не могут быть ниже тех, что предъявляются к другим судьям. Так, должность мирового судьи предполагает более высокие требования к его юридической квалификации. В самом деле, если у судьи общего суда есть возможность тщательно подготовиться к рассмотрению сложного дела, разрешению закутанной проблемы, то мировой судья в силу специфики своей деятельности должен будет решать его незамедлительно. С учетом изложенного субъектам РФ следует, по мнению авторов,
непременно воспользоваться возможностью, предоставленной им ч. 3 ст. 5 С одной стороны, кажется недопустимым освобождение кого бы то ни было от необходимости получения рекомендации квалификационной коллегии судей. С другой стороны, думается что можно было бы освободить от обязанностей сдачи квалификационного экзамена на должность мирового судьи еще ряд лиц, в частности: лиц, сдавших квалификационный экзамен на должность судьи федерального суда не более трех лет назад; работников прокуратуры, вышедших в отставку; лиц, имеющих ученую степень по юридической специальности. Безусловно, отыскать достаточное количество кандидатов, отвечающих
всем вышеперечисленным требованиям, чрезвычайно сложно, поэтому, по нашему
мнению, мировые судьи должны получать свои полномочия только в результате
выборов. Представляется также, что на эту почетную должность могут быть
избраны судьи в отставке, а также пенсионеры, ранее работавшие судьями,
адвокатами, работниками прокуратуры в отставке и т.д. Это даст немалый
резерв лиц, отвечающих необходимым требования, обладающих огромным
жизненным опытом и, очень часто, немалым уважением со стороны населения. Иными должны быть и самые основы деятельности местной юстиции. В
частности, на нее должны быть возложены дополнительные обязанности Иным должен быть и основной принцип разрешения дел в местном суде. Из вышеуказанного вытекает и иной порядок пересмотра дел. Районный суд в качестве суда второй инстанции для мирового судьи не самый лучший выбор, ибо он действует на иной основе и обязан, в случае противоречия между законностью и справедливостью, решить дело в соответствии с законом. А, следовательно, практика мирового судьи будет в таком случае постоянно корректироваться федеральным судом, что приведет как к умалению авторитета мирового суда, так и искажению самих основ его деятельности. Кроме того, это поставит суды субъектов Российской Федерации в подчиненное второстепенное положение по отношению к районным судам, что неверно. 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Действующее российское законодательство о мировых судьях рассматривает
их в качестве самого низшего звена единой судебной системы. При этом ряд
его положений позволяет отнестись к ним как к «неполноценным» судьям. Требование к юридической квалификации мирового судьи не могут быть ниже аналогичных требований, предъявляемых к кандидатам в судьи федеральных судов. К личности мирового судьи должны предъявляться и дополнительные требования, такие как уважение, доверие к нему со стороны местного населения и его житейской опытности. Потому и возраст, необходимый для занятия должности мирового судьи, должен быть более высокий, чем для судей районных судов. Кроме того, мировой судья должен в том участке, в котором он осуществляет свою деятельность. Мировые судьи должны получать свои полномочия только в результате выборов, производимых в условиях непременного учета мнения населения соответствующего судебного участка о кандидатурах на должность судьи. Иными должны быть и самые основы деятельности местной юстиции. В частности, на нее могут быть возложены дополнительные задачи (достижение примирения, принятие мер к охранению общественного порядка и спокойствия на местах). В компетенцию мировых судей должно входить как рассмотрение некрупных
гражданских и уголовных дел, так и рассмотрение дел об административных
правонарушениях. При этом часть таких дел должна быть непосредственно
подведомственно мировым судьям, а рассмотрение других они должны
осуществлять в случае, если лица, к которому применена мера
административной ответственности решением несудебного органа, несогласно с
таким решением. Кроме того, мировые судьи могут иметь достаточно
значительный объем полномочий административно-распорядительного характера. Мировой суд — это не более низкое звено судебной системы, по сравнению с районным судом, это — суд, по самой своей сути отличающийся от общих судов, действующий на иных началах. ПРИЛОЖЕНИЕ ЗАКОН ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ «О мировых судьях в Томской области» Настоящий Закон принят в соответствии с Конституцией Российской Статья I. Мировые судьи в Томской области 1. Мировые судьи в Томской области (далее — мировые судьи) являются
судьями обшей юрисдикции Томской области и входят в единую судебную систему 2. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания
должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, 3. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. 4. Вступившие в законную силу постановления мировых судей, а также их
законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения
являются обязательными для всех без исключения федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Статья 2. Гарантии статуса мировых судей 1. На мировых судей и членов их семей распространяются гарантии
независимости судей, их неприкосновенности, а также материального
обеспечения и социальной защиты, установленные: законом Российской 2. Настоящим законом и другими законами Томской области мировым судьям могут быть установлены дополнительные гарантии материального обеспечения и социальной защиты. Статья 3. Компетенция мировых судей 1. Мировые судьи рассматривают в первой инстанции: 1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы; 2) дела о выдаче судебного приказа; 3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; 4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества; 5) иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка; 6) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления; 7) дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе; 8) дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом: 9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции
мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных
правонарушениях; Томской области. 2. Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им в первой инстанции и вступивших в силу. 3. Мировой судья единолично рассматривает все дела, отнесенные к его компетенции. Статья 4. Судебные участки 1. Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, которые создаются и упраздняются в порядке, определенном настоящим законом. 2. Общее число мировых судей и количество судебных участков в Томской
области определяются федеральным законом по законодательной инициативе 3. Судебные участки создаются из расчета: один судебный участок на 15 тысяч человек населения. При этом в административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок. 4. В каждом судебном участке действует один мировой судья. 5. Судебные участки и должности мировых судей в Томской области создаются и упраздняются законами Томской области. 6. Предложения о необходимости изменения общего числа судебных
участков, создании или упразднении судебных участков и/или должностей судей
могут подаваться в Государственную Думу Томской области главами
администраций районов и городов областного значения и/или управлением 7. Судебный участок или должность мирового судьи не могут быть упразднены, если отнесенные к компетенции этого мирового судьи дела не были одновременно переданы в юрисдикцию другого судьи или суда. 8. В случае упразднения судебного участка или должности мирового судьи мировому судье должен быть предложен перевод на другой судебный участок. При отсутствии такой возможности упразднение судебного участка и/или
должности судьи допускается только по истечении срока полномочий мирового
судьи или в случае прекращения полномочий судьи подругам основаниям,
предусмотренным Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Статья 5. Требования, предъявляемые к Мировому судье 1. Мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 35 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендации квалификационной коллегии судей Томской области. 2. Мировой судья должен проживать в пределах того участка, на территории которого он осуществляет свою деятельность Квалификационная коллегия судей Томской области вправе в необходимых случаях дать рекомендацию для избрания на должность мирового судьи судебного участка, расположенного на территории города, лицу, проживающему в пределах этого города. 3. Мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. 4. Мировой судья обязан соблюдать кодекс чести судьи. Статья 6. Отбор кандидатов на должность мирового судьи 1. Отбор кандидатов на должность мирового судьи осуществляется на конкурсной основе. 2. Заявление об избрании на должность мирового судьи подается лицом,
желающим стать мировым судьей, в управление Судебного департамента при 3. Лицо, изъявившее желание стать мировым судьей допускается к сдаче
квалификационного экзамена и сдает его на условиях и в порядке,
предусмотренных Законом Российской Федерации «О статусе судей и Российской От сдачи квалификационного экзамена освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет. 4. Квалификационная коллегия судей Томской области рассматривает заявление лица, претендующего на должность мирового судьи, и с учетом результатов квалификационного экзамена дает заключение о рекомендации данного лица либо об отказе в ней. Повторное обращение в квалификационную коллегию судей допускается не ранее чем через год со дня дачи заключения. Квалификационная коллегия судей вправе дать нескольким лицам
рекомендацию на одну вакантную должность мирового судьи. 6. Управление Судебного департамента при Верховном Суде Российской Вариант: Управление Судебного департамента при Верховном Суде Не позднее чем в семидневный срок после получения указанных материалов Указанные органы не позднее десяти дней до назначенной даты выборов мировых судей представляют свое мнение по предложенным кандидатурам. 7. Список зарегистрированных кандидатов в мировые судьи (далее — список) не позднее чем за 30 дней до назначенной даты выборов публикуется в печати для сведения населения. При этом в публикации должно содержаться указание на то, на должность мирового судьи какого судебного участка претендуют зарегистрированные кандидаты. 8. Граждане, представители предприятий, учреждений и организаций имеют право подавать в Государственную Думу Томской области заявления и жалобы по поводу включения или невключения в список отдельных кандидатур. Прием таких жалоб и заявлений оканчивается за три дня до назначенной даты выборов мировых судей. 9. Депутаты Государственной Думы Томской области должны быть
ознакомлены с материалами в отношении кандидатов в мировые судьи,
представленными Управлением Судебного департамента при Верховном Суде Статья 7. Избрание мировых судей 1. Мировые судьи избираются Государственной Думой Томской области тайным голосованием. 2. Избранным в мировые судьи считается кандидат, получивший более половины голосов депутатов, присутствовавших на собрании Думы. Вариант: Избранным в мировые судьи считается кандидат, за которого проголосовало более половины от установленного для Думы числа депутатов. 3. В случае, если несколько кандидатов на одну должность мирового судьи получили более половины голосов депутатов, присутствовавших на собрании Думы, избранным считается кандидат, набравший большее количество голосов. 4. Служебные удостоверения мировым судьям выдаются Государственной Статья 8. Срок полномочий мирового судьи 1. Мировой судья впервые избирается сроком на три года. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для избрания на данную должность. 2. При повторном и последующих избраниях на должность мирового судьи мировой судья избирается сроком на семь лет. Статья 9. Прекращение и приостановление полномочий мирового судьи 1. Полномочия мирового судьи прекращаются по истечении срока, на
который он был избран, либо в случаях и порядке, которые установлены 2. Полномочия мирового судьи могут быть приостановлены решением
квалификационной коллегии судей Томской области в случаях и порядке,
которые установлены Законом Российской Федерации «О статусе судей в Статья 10. Присяга судей Мировой судья, впервые избранный на должность, приносит в
торжественной обстановке присягу в соответствии со ст. 8 Закона Российской Статья 11. Исполнение обязанностей мирового судьи В случае отсутствия мирового судьи или приостановления его полномочий исполнение его обязанностей возлагается на мирового судью другого участка приказом председателя районного суда. Исполнение обязанностей мирового судьи на мирового судью другого ранена возлагается приказом председателя областного суда. Статья 12. Аппарат мирового судьи 1. Аппарат мирового судьи обеспечивает деятельность мирового судьи и подчиняется мировому судье. 2. Аппарат мирового судьи состоит из секретаря судебного заседания и делопроизводителя. 3. Секретарь судебного заседания и делопроизводитель являются государственными служащими органов государственной власти Томской области. 4. Мероприятия кадрового характера в отношении работников аппарата мирового судьи осуществляются соответствующим мировым судьей. Статья 13. Организационное обеспечение деятельности мировых судей 1. Организационное обеспечение деятельности мировых судей осуществляют
управление Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Вариант: Организационное обеспечение деятельности мировых судей
осуществляет управление Судебного департамента при Верховном Суде 2. Под организационным обеспечением деятельности мировых судей в
настоящем законе понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-
технического и иного характера, направленные на создание условий для
полного и независимого осуществления правосудия. 1. Финансирование расходов на заработную плату мировых судей и социальные выплаты, предусмотренные для судей федеральными законами, осуществляется из федерального бюджета через управление Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Томской области. 2. Финансирование расходов на заработную плату работников аппарата
мирового судьи осуществляется из бюджета Томской области через управление Статья 15. Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей 1. Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей,
создание им надлежащих условий для осуществления правосудия осуществляется
за счет средств областного бюджета управлением Судебного департамента при 2. Размер бюджетных средств, выделяемых для целей, предусмотренных п.1
настоящей статьи, указывается отдельной строкой в областном бюджете и может
быть уменьшен только с согласия Совета судей Томской области. 1. В зале судебных заседаний мировых судей помещается Государственный
флаг Российской Федерации и изображение Государственного герба Российской 2. При осуществлении правосудия мировой судья заседает в мантии. Статья 17. Заключительные положения 1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. 2. До избрания на должность мировых судей дела, относящиеся к
компетенции мировых судей, рассматриваются районными судами. ЛИТЕРАТУРА 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года). - Проспект. М., 1997. С. 46. РФ» М.а. Митюков. - М.: Юридическая литература, 1997. - 463 с. (Сравнительно-правовое исследование законодательства и судебной практики). - Томск: Изд-во Томского университета, 1999. - 405 с. 1997. - 416 с. М.: Былина, 1999. - 219 с. ----------------------- [1] См.: Сравнительное конституционное право. М., 1996. С. 173. [2] Обоснование такой правовой природы конституционного суда дана Б.С. [3] См.: Устав (основной закон) Ставропольского края // Ставропольская правда, 1994. 14 окт. [4] Вместо предусмотренной Уставом Судебной палаты в Тюменской области
в соответствии с Федеральным законом «О судебной системе Российской [5] Действующим регламентом этот вопрос не урегулирован (см.: [6] В настоящее время государственные думы Ханты-Мансийского и Ямало- [7] См. Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в россии. М., 1995. - [8] См. Об этом, например: Сергиевский И.Д. Элементарный курс русского уголовного судопроизводства: Пособие к лекцияям. С 11б., 1881-1883. С. 51. [9] См., например: Викторский С.И. Русский уголовный процесс: Учебное
пособие. М.: Юридическое бюро «Городец», 1997. С. 147-148; Стойко Н.Г., [10] См. Чельцов-Бебутов М.А. Курс уголовно-процессуального права. [11] См. Чельцов-Бебутов М.А. Курс уголовно-процессуального права.
|
|