| |||
Реферат: Основные формы организации научного знаниясмотреть на рефераты похожие на "Основные формы организации научного знания"
История украинской философской мысли XI-нач XIIIв.в. Философские идеи: 1.Недостаточное дифференцирование сфер сознание. Характерной чертой было то, что Византийская лит. становится своей: 1."Слово о законе и благодати" метрополита Иллариона. Носит
канонический хар-р: закон - "Ветхий завет", благодать - "Новый завет". УКРАИНА 2 2.Поучение В.Мономаха (для правителей)3 части. В этом произ. он даёт
наставления правителям. Даёт определённую картину мира как единого целого. 3.Клемент Смолятич: 1.Понимание мира как целого, который создан для радости человека. 2.Проблема познания. Познание сущности 2-х видов: благодатное и приточное - от притч: 1.Умение расшифровать мир2.В познании надо применять различные логические операции использовать разум, опираясь на чувства 3.Нельзя читать "Библию" дословно. 4.Кирил Туровский(из Тура). 1."Слово о расслабленном"(больном).Взят сюжет из Евангелие - исцеление больного человека богом. У него этот больной человек всё человечество. 2."Слово о душе и теле"(слепом и хромом). Сюжет: хозяйственный
человек имел виноградник, и хотел посадить на охрану хромого (безногого) и
слепого. Но они всё равно обокрали виноградник. Хозяин это Бог, виноградник XIV-XVв.в. Украине главными тенденциями были: Неоплатонизм, УКРАИНА 3 К концу XVв. в Украину проникают идеи Возрождения. Но они же в следующих веках сущ. в виде Реформации церкви, которую затем сменяет контрреформация. В конце XVв. - Юрий Дрогобыч - был гуманистом, курировал типографию в 1483г. "Прогностическая оценка" 1483г. Причина, следствие, критикует огностицизм, отход от схоластики. Станислав Ореховский(Раксалан). Трактат "О душе". "О государстве". Иосиф Верещинский - идея, связ. с гос-вом: Гос-во должно строиться на основе админ. единиц, которые состоят из казацких полков. Признаёт власть одного князя. Нет идеи договора. Нач 17в.- Иван Вишинский, Юрий Роготинец. Роготинец считает, что
человек совершенен, стремится к богу (возрожденческие позиции). Вишинский -
человек сущ-во немощное, чахлое, должен отказаться от благ. Сер.17в. - На УКРАИНА 4 XVIIIв. Сковорода - сделал философию образом жизни, род. 1722г.,
умер 1799г. В 12лет отпр. в Киев.-Могил. академ. в 1741г. прошёл несколько
факультетов. Владел 5-ю языками: латинский, греческий, церковно-славянский
и т.д. Попал в придворную капеллу при Елизавете. После был в Венгрии. Осн. идеи: 1.Антологии - 3 мира: макрокосм, микрокосм(человек),
символич. мир - Библия - обособленная реальность. Сущ. две натуры - видимая
и невидимая. Бог - невидимая натура, безначальное начало, связанное с
природой, неотрывное от него. Бог присутв. в каждой вещи, но не
отождествляется с ней. Видимый мир - тень от яблони. 2.В Библии есть и от Сущ.2 уровня: 1.То, что познаётся внешне(жуйка) 2.Сущность -
внутренне. От познания субъекта к познанию объекта. Сравнивает учёность и
мудрость. Учёный ест много без разбора, мудрый ест мало, но со вкусом. УКРАИНА 5 Любое социальное устройство: 1.Равное неравенство - каждый человек
должен иметь равные возможности для реализации своих возможностей, но так
как они не равны по возможностям, то они должны быть неравны по ним. XIXв. Лодий - философия, логика. Памфил Юркевич - "Идея", "Сердце и его значение в дух.жизни
человека", "Из наки о человеч. духе", "Материализм и его задачи в
философии". Идеи: 1.Критикует как объективный идеализм, так и материализм. Алекс. Потебня. Рассматривает общее между миром и наукой. 1.Язык носит общ. характер. 2.Язык не просто выражает мысль, он формирует и создаёт её. 3.Между миром и человеком стоит язык. УКРАИНА 6 XIX-XXв. Франко: 1."История антич. фил-ии", "Немец.философия" 2.-
этическая 3.-эволюция человечества, прогресс. 1.Отношение к совр. фил-ии. Xxвв. Вячеслав Липинский "Письма к братьям земледельцам", "Украина на переломе". 1.Ценности гос-ва создаются элитой, она же поддерживает функциональное существование. 2.В истории нельзя перепрыгивать через ступеньку (приверженец конституц. монархии). Так называемая демократия - расшатает гос-во. 3.Нация без гос-ва - не существует. 4.Единство народа не в каких-либо частных проблемах, а в общенациональных интересах. Лесевич - позитивист(эмпириокритицизм), Чижевский, Мирчук. ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ 1 Самые древние Веды и Упанишады - они носят религиозный характер, где есть древнейший пантеон, основные нормы поведения человека и т.д. Ответы на происхождение мира. Есть Ригведа и упанишады - фил. коментарии к ведам. Субстанция - некое первоначало (от лат. то,что лежит). Рефлексия
оборачиваемость сознания на само себя. 1.Имманентное (внутренне присущее
чему-либо); 2 трансцендентные (то, что не присуще, а познается в процессе); Иерархия. БРАХМАН-некое абс. духовное начало, кот. и задаёт мысли, вещи чувства
и т.д. АТМАН - брахман, кот. проявляется в каждом отд. человеке. Позиция,
кот. объясняет многообразие мира от одного, есть монум. Мир, нас окружающий ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ 2 ЧАРВАКА -хар-ся материализмом и принципиальным отриц. всякой дух.
субстанции. Отрицали сущ. души и бога как нечто самостоятельное.Дух продукт
некот. материальных веществ. Источник знания - чувственное познание -
восприятие. Знание -некая деятельность физиологических компонентов. ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ 3 ВЕДАНТА - развивала идеи упанишад. Осн. идея-монизм. Вселенная - суть
единое целое: субъект и объект, я и мир, брахман и атман сливаются в
единстве. МИМАНСА - реализм. Практически отсутствовала фил-фия. Есть теория
вечных звуков речи. Звуки речи - субстанции - вечные и вездесущие; но они
недоступны для восприятия отд. человека, лишь в от дельных случаях. Как
свет отражает предметы, так и мы не производим звуки. ВАЙШЕШИКА - реализм. Кроме физ. движения, сущ. усилие - возникновение и исчезновение есть
некоторое усилие. Поскольку нет единой субстанции, то эти частицы - дхармы ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ 4 Китай. Китайская фил. возникла в 6в. до н.э. Она очень персональна -
четко есть авторы философских идей. Даосизм и конфуцианство. Основные идеи: Лао Дзы - основатель даосизма. "Дао де Дзинь" - книга о Дао и Дзине. В области познания: знающие не говорят, говорящие не знают. Отрицали
демонстрацию знаний.Порядок сущ. в об-ве, если отсутствуют церемонии. Поскольку люди не мудры - появилось Жень, а также Ли - церемонии. Человек с высшим дзинь не стремится делать добро - добродетелен, т.к.
бездеятелен. Человек с низшим дзинь хочет делать добро - не добродетелен. Полное противоречие ей: Кун фу дзы - "Лунь юнь" В виде записи вопросов и ответов. Осн. проблемы: как приобрести благородство, избежать беспорядков в личной жизни. 1.Принцип Жень - гуманность человеколюбия: чего не желаешь себе, того не желай другим. 2.Жень достигается с помощью следования Ли-церемонии, ритуала. 3.Принцип исправления имен - джен мин. Это субординация об-ва - в ее основе знания. Конфуций выдвинул концепцию благородного мужа, кот. испытывает страх перед судьбой,великими людьми и словами мудреца. Идеал управления страной - на основе ритуала. Иерархия знаний: 1.Врожденные знания (присущи благородным мужам) 2.В процессе обучения 3.В процессе преодоления трудностей. Легизм - законники - резкий процесс против конфуцианства. В основе лежит не Жень, не Динь, а слово правителя. ЛЕЙБНИЦ 1, ПРОСВЕЩЕНИЕ Лейбниц Г.В. - Ф. путь начал с механистического материализма. Но, не удовлетворенный пассивным характером субстанции в рамках этого мировоззрения, перешел на позиции объективного идеализма, нашедшего выражение в учении о монадах. По Л., материя не может быть субстанцией, т.к. она протяженна и в силу этого делима, субстанция же должна быть абсолютно простой. Монады (единые) представляют собой неделимые, духовные субстанции, из которых складывается вся вселенная. Число монад бесконечно, каждая из них обладает восприятием и стремлением, что обеспечивает, по Л., подвижность, активность и деятельный характер субстанции. В этом проявилась диалектика его учения. Монады не взаимодействуют друг с другом, но вместе с тем образуют единый развивающийся и движущийся мир, который регулируется предустановленной гармонией. Теория познания Л. - идеал. раци-изм направлена против сенсуализма и эмпиризма Локка. По существу Л. видоизменил декартово учение о врожденных идеях. Просвещение (XVIII), развиваются идеи Бэкона, Декарта, Гоббса, идет
критика средневековой схоластики, аппеляция к разуму вместо авторитета и
традиции. Но есть новые акценты. Во-первых, XVIII веке значительно сильнее
подчеркивается связь науки с практикой, ее общественная полезность. Во-
вторых, критика, которую в эпоху Возрождения и в XVII веке направляли в
основном против схоластики, теперь обращена против метафизики. Они
предлагали уничтожить метафизику. На знамени просветителей (Ньютон, Локк, |
|