| |||
Реферат: Пророческое предвидение будущегосмотреть на рефераты похожие на "Пророческое предвидение будущего " Пророческое предвидение будущего. Человечество на протяжении всей истории своего развития постоянно сталкивалось с удивительными случаями предвидения будущего, которые никаким перебором ситуаций не объяснишь. Их стали называть пророчествами. Поражая впечатление древнего человека, такие случаи закреплялись в памяти, входили в легенды и предания. Они служили источником религиозного вдохновения, наводили на мысль об возможности общения с божественными силами. Исторические факты предвидения будущего собирались и обобщались в древних цивилизациях, но в силу их глубокой национальной привязанности они не становились обще человеческим достоянием, а функционировали внутри национальных религиозных систем. Пророчествами интересовались многие ученые. Интерес к судьбе, к пророчеству принимал различные формы. Это представления о духе, параклете, и дискуссия о свободе воли и детерминизме. Швейцарский психоаналитик Карл Юнг исследовал явление, названное им синхронизмом, то есть когда одновременно, подчас в разных местах, происходят похожие или даже одинаковые события. Например, когда смерть одного человека вызывает тревожный сон у его близкого родственника. Подобные совпадения, вследствие их многочисленности, требовали какого-то рационального объяснения помимо ссылки на случайность или телепатию. По мысли Юнга, явление синхронизма служит дополнением к причинности: и физика, и психология не могут быть абсолютно объективными, поскольку и тут, и там наблюдатель неизбежно влияет на наблюдаемый объект. Юнг очень внимательно рассмотрел переживания Сведенборгом видения пожара точно в то же время, когда пожар действительно бушевал в Стокгольме. По мнению Юнга, определенные изменения в состоянии психики Сведенборга дали ему доступ к “абсолютному знанию” — в область, где преодолеваются границы времени и пространства. Конечно, в концепции Юнга, коллективного бессознательного было много надуманного, но она позволила собирать факты. Как известно, в науке новые факты не признаются из-за отсутствия объясняющей их теории, а теории не возникает из-за отсутствия фактов. Пытаясь «обытизировать» идеи «коллективного бессознательного» и
архетипа, Юнг обращается к истории, связанной с лечением пациента, больного
шизофренией, который обладал «даром особого видения». Его, по словам Юнга,
одолевали эти «видения», он рассказывал о них врачу и хотел, чтобы врач
тоже попытался увидеть то, что он видит сам, и что так его беспокоит. Юнг
терпеливо слушал больного, но при этом считал просьбу шизофреника глупой: В глубоком убеждении собственной правоты он пребывал до тех пор, пока не
познакомился с книгой немецкого исследователя А. Дитериха «Eine Существовавшая в Советском Союзе идеология преграждала путь для метафизических исследований. Но и после перестройки, на мой взгляд, в философской литературе по данной проблематике не отмечается серьезных концептуальных новаций. (4; 23; 28) Способность живого предчувствовать, пытались объяснять по-разному. Но пророческого предвидения будущего данная теория конечно не объяснила. Что нас удивляет в пророчествах? Ощущение невозможности для человеческого разума проделать интеллектуальную работу (осмысление вариантов, обобщение, выбор и т. д.) необходимую для прогнозирования будущего высказанного в пророчестве. В открытых системах возможность точного научного прогнозирования должна оборачиваться огромными энергетическими затратами. Это предполагает существование чего-то запредельного человеческому разуму. Пророчество. Философский анализ. Философское осмысление явления пророческого предвидения будущего предполагает его рассмотрение в онтологическом, гносеологическом, аксиологическом и праксиологическом планах. При рассмотрении явления пророческого предвидения в гносеологическом плане мы сталкиваемся с проблемой — явление мало изучено. Поэтому Сначала мы сконструируем рабочую гипотезу. Что представляет собой пророческое предвидение будущего? Мы должны рассмотреть все возможные точки зрения и попытаться, если получится, остановиться на одной из них. Итак, первый (с исторической точки зрения) взгляд заключается в признании за этим явлением атрибутов чуда. Многие философы и религиозные деятели считали, что пророческое предвидение инициируется Божественной волей. На наш взгляд такая точка зрения не является продуктивной в познавательном плане. Чудо говорило бы о несовершенстве этого мира его незавершенности, необходимости со стороны творца постоянно достраивать его, вмешиваясь в ход событий. Это не увязывается с представлениями о гармонии мира. Являются ли наши представления о гармонии мира имеющими значение в философском рассуждении. По видимому да. Их место в научном исследовании еще предстоит выяснить. Отметим, что представления о гармонии имеют вид некоторых отправных аксиом научного исследования. Ценность той или иной системы аксиом, по-видимому, определяется продуктивностью научных гипотез построенных на их основе. Большинство современных научных теорий как раз и строились на аксиомах постулирующих гармоничность мира. Поэтому мы отстраняемся от гипотезы Божественного вмешательства. Другая точка зрения заключается в том, что инициаторами пророческого предвидения являются потусторонние силы, духи, инопланетяне. Тут возникают следующие проблемы, требующие осмысления. Смысл жизни человека. Его место и роль в этом мире. Вопрос о смысле жизни, на наш взгляд, решается с точки зрения внутреннего достоинства. Достойно ли человеку быть марионеткой в мире или он занимает в нем главное место? По- видимому, вопрос достоинства тоже следует отнести к аксиомам научного исследования. (Данное рассуждение относится к аксиологическому плану рассмотрения явления. Оригинальность заключается в том, что обычно сначала создается научная теория, а потом она философски осмысливается. Мы же, на основании философского осмысления, выдвигаем гипотезу, объясняющую явление.) Отметим, что явление пророческой способности духов или инопланетян,
пусть и данное нам в опосредованном виде через пророков, также поставило бы
вопрос о природной сущности этого явления. Поэтому мы выбрасываем духов и
инопланетян из нашего рассуждения как лишнее звено. Теоретически объект,
наделенный пророческим предвидением, может быть совершенно абстрактным. Итак, мы рассмотрели две гипотезы и поставили в центре нашего внимания человека с его пророческой способностью. Тем самым мы постулировали полную принадлежность этой способности сфере психического человека. Мы рассматриваем человека, в некоторый момент обладающего истинными знаниями о будущем событии. Возникает вопрос, как они появились? Тут есть много предположений: 1. Событие не является многовариантным, и знания о нем не являются феноменом. 2. Существует гипотеза «опережающего отражения», говорящая об опережающей работе живых систем. Но дело в том, что такая работа требует энергетических затрат, порой очень значительных. 3. Статистическая случайность частых предсказаний. Рассмотренные нами предположения могут объяснить существование многих явлений предвидения, но есть исторические факты, которые не поддаются объяснению с данных позиций: Многие предсказатели, это и Нострадамус (17; 18; 19), и Вещий Авель (7; Даже если бы история дала нам всего лишь один случай пророческого предвидения будущего он нуждался бы в осмыслении, но мы имеем дело с большой последовательностью таких случаев. Мы видим, что природа здесь охватывается некоторой закономерностью. Выдвижение гипотезы. В истории бывали случаи, когда человек высказывал пророческие знания о будущем. Откуда они могли у него появиться? Мы знаем лишь одно место в пространстве-времени, где человек обладает этими знаниями. Это место во времени после совершения события. Тем самым возникает логическая необходимость говорить о существовании передачи знаний от человека находящегося на временной оси в точке после совершения события человеку находящемся в прошлом до совершения события. Рассуждения о сути связи между людьми, разделенными во времени может постичь судьба дискуссии о взаимодействии в физике. В конце концов, все может свестись к взаимодействию каких-нибудь частиц или на худой конец волн. Мозг человека может представлять собой что-то вроде матрицы, с которой Продолжая развивать нашу гипотезу, мы должны перейти к понятиям составляющих суть психических явлений. Одним из таких понятий мы считаем информацию. В качестве понятия, из которого непосредственно вытекают и ментальное, и физическое и благодаря которому их актуальная необходимая связь друг с другом становится прозрачной. В книге «Проблемы идеального. Субъективная реальность» Д.И. Дубровский выясняет проблему связи субъективной реальности с мозговыми и телесными процессами и предлагает для ее решения информационный подход. Вот его положения: 1. Информация есть результат отражения (данного объекта определенной материальной системой). 2. Информация не существует вне своего материального носителя (всегда выступает лишь в качестве его свойства — структурного, динамического и т.д.). 3. Данный носитель информации есть ее код (информация не существует вне определенной кодовой формы). 4. Информация инвариантна по отношению к субстратно-энергетическим и пространственно-временным свойствам своего носителя (т.е. одна и та же для данного класса систем информация может быть воплощена и передана разными по указанным выше свойствам носителями; это означает, что одна и та же информация может существовать в разных кодах). 5. Информация обладает не только формальными (синтаксическими), но также содержательными (семантическими) и ценностными (прагматическими) характеристиками. 6. Информация может служить фактором управления, т.е. инициировать определенные изменения в данной системе на основе сложившейся кодовой организации (здесь мы опираемся на понятие информационной причинности). Мы тоже принимаем эти положения с небольшим дополнением третьего пункта. Далее Д.И. Дубровский утверждает: «Всякое явление сознания есть
информация о чем-то. Под явлением сознания имеется в виду любое актуально
переживаемое сознательное состояние, любой произвольно взятый интервал
сознательного состояния, несущий многообразные психические модальности Понятие информации — категориальное звено для связи ментального и физического. Говоря о пророческом знании о будущем, мы будем говорить о передаче информации от человека из будущего человеку в прошлом. Мы используем экстраполяцию фундаментальных физических принципов в
область исследования пророчеств. Суть метода экстраполяции, с нашей точки
зрения, в распространении знания об одной предметной области в другую,
более широкую (не обязательно качественно подобную первоначальной). Мы утверждаем, что человек принимает и излучает информацию. Излученная информация отходит в прошлое, а принимается информация из будущего. Это первое положение нашей гипотезы. Существующая в эзотерической прессе гипотеза о существовании информации в пространстве (в виде тахионных полей) и о возможности получения ее оттуда, не согласуется с представлениями о сути информационных процессов происходящих в мозгу человека в частности с тезисом о том, что информация существует только в кодовом виде. Мозг человека может раскодировать только свои собственные коды или близкие своим коды других людей, по своему истолковав их. Теперь можно перейти к рассмотрению чисто функциональных вопросов передачи и приема сигнала. Тут опыт говорит нам, что передаваемый сигнал должен быть достаточно мощным и желательно не иметь посторонних шумов. Приемник должен быть настроен на принимаемую частоту (хотя подобная настройка может и не иметь значения), и не должен создавать свои собственные шумы. Но связь только передает информацию, а не создает ее. Значит, после события человек должен пережить всплеск активности (интеллектуальной или эмоциональной). А до события ему желательно находиться в спокойном состоянии. Социокультурный анализ пророчеств. Почему в обыденной жизни мы не умеем предвидеть будущее? Почему предвидение будущего было более свойственно людям прошлого? Древние предания сохранили свидетельства, что в жизни человечества произошла какая-то духовная катастрофа. Разные народы переживали потерю способности предвидеть будущее по разному. Но отчетливо эта трагедия была зафиксирована в Библии и в мифе о Прометее. В первой книге Моисеевой, в “Бытие” говорится, что “обольщенные змеем,
муж и жена едят запретный плод”, после чего Бог умножил скорби женщины,
проклял землю за Адама и изгнал человека из рая. Правда, Господь Бог сделал Что же произошло? Из текста мы узнаем, что запретный плод дает знание. В трагедии Эсхилла “Прометей прикованный”, на вопрос предводительницы хора в чем он виноват, Прометей признается, что он у смертных отнял дар предвидения, наделив их “слепыми надеждами”. И это повлекло со стороны Бога аналогичное библейскому наказание. Человека чуть не уничтожили, а Прометея прокляли. В данной версии мифа не главный Бог, а Прометей сделал людям одежды. Впредь для общения с Богом требовалось обладать определенного рода
благодатью, о наличии которой говорится в сказании о Ное. Бог обращается к Человек, предчувствуя будущее, не мог не искать объяснения своим пророческим снам. Неизбежно он приходил к пониманию, что эти сведения идут от потусторонних сил, от Бога. Здесь источник религиозного мировосприятия древнего человека. В то время человек и помыслить не мог, что инициатором предвидения будущего является он сам. Слишком он был слаб. Сейчас мы можем сделать такое предположение. Абстрактное (логическое) мышление и, в частности, обращение с числами и
символами свойственно только человеку, т.е. приобретено на поздней стадии
эволюционного развития. Это не сопровождалось какими-либо существенными
изменениями в устройстве нервных клеток и организации нейронной сети. Для древних предвидение будущего было явлением обычным. Они даже догадывались о возможных проблемах, связанных с предвидением будущего, вроде прогностического эффекта Эдипа, когда предсказание события само моделирует будущую ситуацию. Трагедия Эдипа показала людям несправедливость богов. Индийская религиозная традиция тоже искала пути преодоления разлада с будущим. Это преодоление намечается в учении о карме. И хотя причины кармического влияния религиозная философия видит в прошлых прегрешениях, мы можем увидеть, что предлагаемые религиозными практиками советы помогают человеку лучше предчувствовать будущее, так как по их представлениям притекание кармы происходит в силу “омрачения” психики: гнева, хитрости и алчности, страсти, страха и отвращения. Всего того, что приводит к появлению “слепых надежд”. Сформулируем второе положение: 2) Человек находится в разладе с вневременным информационным потоком, потому что мешает логическое мышление создающее “слепые надежды”. Основы нравственности с информационной точки зрения. Нравственность есть то, что способствует развитию человека Примером безответственности мы можем рассмотреть на поведении детей. При мышлении дети часто выбирают первый попавшийся вариант перебора комбинаций и торопятся его озвучить. Это может стать стилем мышления и со временем приведет к банкротству интеллекта безответственного человека. Хотя сам фактор ответственности не зависит от органической составляющей мозга и по видимому может быть отнесен к нравственным установкам. в) Заинтересованность. Любовь. Благожелательность. Открытость, готовность не только брать, но и отдавать. Это тоже можно считать правилами работы с информацией. Интеллектуальная деятельность не должна блокироваться посторонними факторами. И благожелательность может быть кодом доступа к разуму человека. г) Вера. Готовность включить в свою интеллектуальную жизнь новые категории и образы. Готовность предоставить свои физические возможности для выполнения информационных программ (при феномене исцеления). Сделав предположение о существовании переноса информации, мы можем сделать предположения о психологии пророков. С одной стороны это святые – отсутствие страстей. С другой юродивые – отсутствие логического контроля. Творчество. Информационный поток из будущего может проявляться не только в
предвидении, но и в творчестве. Об этом писал еще Платон в диалоге Федр Избавление от болезней, от крайних бедствий, от тяготевшего издревле
божьего гнева бывало найдено благодаря исступлению, появившемуся откуда-то
в некоторых родах и дававшему прорицание тем, кому это требовалось. Третий вид одержимости и исступления — от Муз, оно охватывает нежную и непорочную душу, пробуждает ее, заставляет излить вакхический восторг в песнопениях и в иных родах поэзии и, украшая несчетное множество деяний предков, воспитывает потомков. Кто же без ниспосланного Музами исступления подходит к порогу творчества, в уверенности, что благодаря одной сноровке станет изрядным поэтом, тот немощен, и все созданное человеком здравомыслящим затмится творениями исступленных”. Все зависит от того, какие «энергии» генерирует человек на протяжении своей жизни. От того, с какими колебаниями духа вступает в резонанс его душа. Ни йоги, ни святые, ни медиумы не сделали научных открытий. Несмотря на общение с «потусторонним» миром. Сформулируем третье положение: 3) Можно научиться формировать информационный поток, текущий в прошлое,
тем самым, создавать связь будущего с прошлым. Существуют разные способы
нагнетания потока информации: концентрация внимания, гипноз, медитация. Информация о событии может сопровождаться определенным эмоциональным настроем. Каждый человек должен сам определить и выделить для себя такое эмоциональное состояние. На современном этапе развития человек может попытаться вернуть себе
утраченную способность. Больших успехов ждать не приходится, так как никто
не собирается отказываться от логического мышления. Человек может улучшить ВЫВОДЫ: 1) Человек принимает и излучает информацию. Излученная информация отходит в прошлое, а принимается информация из будущего. Происходящие события зависят от информации приходящей из будущего. 2) Человек находится в разладе с вневременным информационным потоком, потому что мешает логическое мышление создающее “слепые надежды”. 3) Можно научиться формировать информационный поток, текущий в прошлое,
тем самым, создавать связь будущего с прошлым. Существуют разные способы
нагнетания потока информации: концентрация внимания, гипноз, медитация. Отражение обнаруженных закономерностей на жизни мира. Конечно, истинность гипотезы может подтвердить только опытная проверка. Какое значение может иметь явление пророческого предвидения будущего? Рассматривая пророчески предвидящего человека как абстрактную
информационную систему можно распространить явление переноса информации из
будущего в прошлое на все живые системы. Если же не на всю Вселенную. Для проверки принципа всеобщности не обязательно проводить новые опыты, на первом этапе достаточно рассмотреть факты накопленные наукой. Только ли человеку доступно преодоление границ времени? Известно, что биосфера земли реагирует на солнечные вспышки заранее, как
бы предвидя их. Есть сведения о том, что животные могут предвидеть будущее. Противники дарвинизма утверждают, что жизнь на Земле развивалась целенаправленно, потому что, если подсчитать, сколько времени необходимо для эволюции путем случайных мутаций, то получится несуразно большая величина, значительно превышающая возраст Вселенной. Случайность не объясняет и явной системности в многообразии возникающих
форм живого, что проявляется в существовании закона гомологических рядов В модели целенаправленной эволюции развитием управляет будущее. Сторонники “витализма” постоянно утверждают особенность жизненных процессов их разительное отличие от кибернетических машин. Всю первую половину двадцатого столетия созревала мысль о важнейшем качестве живых систем — целесообразности (или целенаправленности, целеустремленности и т.п.). Используя нашу гипотезу модно дополнить существующую концепцию времени. Но это не значит, что нужно отказаться от реальности причинно-следственных связей, а только признать диалектическое единство причины и следствия, прошлого и будущего (в физике это проявляется в существовании так называемых квантовых корреляций и не локальности). Это можно интерпретировать и так: живые системы способны создавать во времени причинно-следственные петли. Метафизика постоянно говорит о том, что материю ведут к цели силы
высшего порядка. На это указывал еще Аристотель, выделяя четыре типа
причины. «Одной таковой причиной мы считаем сущность, или суть бытия вещи Наша гипотеза объявляет дух закономерным порождением материи. Это созвучно идеям о ноосфере разработанным Э. Ле Руа, Тейяром де Наблюдения житейского опыта Возможно предвидение будущего в большей степени свойственно детям, нежели взрослым людям. Наталья Глебовна Овчарова в автобиографической книге «Колкие травы»
описывает такой случай. Пожилая женщина, глядя на грудного ребенка, говорит Здесь пример не просто предвидения. Здесь отмечено состояние самого ребенка. По видимому ребенок в младенческом, а может и в эмбриональном возрасте, во время формирования мозга, уже впитывает в себя информацию о будущей жизни. А в данном случае ее не было. Возможно, даже будет можно проследить физиологические различия в формировании мозга у умирающих детей и продолжающих жить. При рождении мозг человека развивается не только подчиняясь законам
биологической наследственности, но и воспринимая информацию из будущего. Чем длиннее жизнь, тем больше информации ребенок получает из будущего. Вот что пишет АПУЛЕЙ в “Апология, или о магии”(42). “Я помню, что
прочитал у философа Варрона, мужа многоумного и многосведущего, среди
прочих рассказов такого же рода еще и вот какой. Якобы в Траллах, когда
волхвы там совершали гадания об исходе Митридатовой войны, некий отрок,
созерцая отраженный в воде кумир Меркурия, вдруг пропел песнь в сто
шестьдесят стихов о грядущих событиях. Тот же Варрон рассказывает, как Надо внимательнее относиться к тому, что говорят дети, порой еще в младенческом возрасте. Дети иногда настолько обременены неразрешимыми проблемами, которые встанут перед ними в будущем, что могут даже болеть от этого. Можно утверждать, что природа некоторых архетипов, о влиянии которых на развитие души говорил К.Юнг, находятся не в прошлом народов, а в их будущем. Их можно называть неотипами. Генетика пока не выявила механизмов передачи врожденных программ универсальных образов поведения, под влиянием которых, по мнению Юнга, находятся не только элементарные поведенческие реакции, вроде безусловных рефлексов, но также восприятие, мышление, воображение. А информация из будущего может влиять и на восприятие и на мышление. Чтобы выявить это влияние, нужны обширные и массовые исследования социальных явлений. Что нового вносит наша гипотеза в старые философские дискуссии? Коррекция взгляда на причинно следственные связи. Есть ли смысл влиять на прошедшие события? Ведь мы их не изменим. Но нужно знать, что произошедшие в прошлом события уже учитывают наши будущие мысли. И мы не знаем всего комплекса событий явившихся следствием нашего воздействия на прошлое. Возможен такой мир, в котором прошлое не является неизменным. Представим
все события расположенными на мировой оси времени. И из прошлого в будущее
идет импульс, прохождение этого импульса и является нашим жизненным
переживанием настоящего. Информация из будущего воздействует на предыдущий
импульс и реализует другой вариант прошлого. В таком варианте мироздания
события приобретают динамику в пятом измерении. Это созвучно античной идее Развитие современной науки, отвергая абсолютизацию ранее известных форм причинно-следственных связей, раскрывая их многообразный характер, подтверждает, углубляет и обобщает диалектико-материалистическое понимание причины. Диалектический материализм признает сложность причинно следственных связей, их изменчивость, многозначность, “оборачиваемость”. Нужно ли отказываться от традиционных представлений о причинно следственных связях? Установление полной причины явления оказывается возможным лишь в сравнительно простых случаях, и обычно научное исследование направлено на раскрытие лишь специфических причин. Все недоумения происходят из-за неправильного деления целостного явления на причину и следствие. Предположу, что отчасти это происходит от того, что наблюдатель движется во времени. Перетекание информации из будущего в прошлое дает нам любопытный взгляд на причинно следственные связи. Классическая философия, выстраивая цепочку причин, так как каждая причина имеет свою причину, ставила вопрос, что явилось причиной причин. Ведь материя не могла произойти из ничего. Это рассуждение приводилось философами как доказательство бытия Бога, являющегося причиной бытия. Шопенгауэр в философском исследовании «О четверояком корне закона
достаточного основания» писал: «…причина всегда предшествует во времени
действию и только это позволяет нам первоначально узнать, какое из двух
соединенных причинной связью состояний есть причина и какое — действие» Роль информации в мире не сводится к физикализму и может индетерминировать мир. Само понятие детерминизма выросло из Лапласовской теории физического действия, а роль информации в ней никак не отображалась. Детерминизм или индетерминизм мира нельзя вывести теоретически. Это можно лишь проверить опытным путем. Вывод может быть ясен исходя из выяснения характера взаимодействия информации и материи. Является ли это взаимодействие детерминированным? В науке получила распространение модель возможности виртуального будущего. Темпорологи рассматривают временные структуры с ветвящимся будущим. В них они видят возможность объяснить предвидение будущего. «…На временной оси, — отмечает Е. Файдыш, — объект описывается пакетом волновых функций. Отсюда непосредственно следует, что в каждой точке настоящего присутствуют «хвосты» волновых функций объектов из далекого будущего, а правильнее сказать, из различных виртуальных будущих» (39, с.16). И тут для исследователей видится возможность, с помощью гадательного процесса уловить слабые проявления будущего в настоящем. В данном представлении предвидение будущего опять же сводится к наличию
толпы гадателей создающих большой объем высказываний для статистической
выборки. Говорят, если обезьяну усадить за пишущую машинку, то она когда-
нибудь настучит роман «Евгений Онегин». Вот только времени ей для этого
понадобится больше чем возраст вселенной. Нет, виртуальное ветвящееся
будущее не объясняет явлений пророческого предвидения. Сама идея
виртуального будущего возникла на базе изысканий внутри логики. Истоки
проблемы восходят к античности. В девятой главе трактата «Об истолковании» Мировой Дух. Высказанная гипотеза дает нам заметную экономию мысли. В отличие от взглядов на Дух как на потустороннюю субстанцию. Взгляды мистиков на Дух предполагают существование некоторого божественного плана, согласно которому Дух, как прораб, создает наш мир. Но тогда, в силу того, что проявления Духа слабы, неизбежно отклонение развития мира от задуманного плана. И деятельность Духа в истории становится просто абсурдной, особенно если наделять Дух атрибутами Бога. А наша гипотеза объясняет и огромные возможности пророков, и их недостатки. Подчеркнем особо, что мы не отрицаем существование Бога. Но наше исследование философское, а не богословское. Мы лишь лишили предвидение будущего ареола чуда. Но при этом выявилась и внутренняя гармония мира. Человек, предвидя будущее, общается с самим собой, находящимся в
будущем. Древний человек думал, что он общается с Богом, и это общение, по
мере развития логического мышления, становилось все затруднительнее. Сознание человека является открытой системой. В этом смысле он не свободен от других людей. Свободным в этом отношении можно считать более крупные образования — народы, человечество. Философы, пишущие о духе, как правило, мало уделяют внимания рассмотрению предпосылок их рассуждений, не выявляя факты свидетельствующие о деятельности духа в мире. Обычно их доводы сводятся к целепологанию Аристотеля. Исключением является разве что работа Гумилева «Биосфера и антропогенез Земли». Я в своей работе рассмотрел различные факты, говорящие за существование Надо отметить, что понятие дух употребляется философами в разных значениях. 1). Идеальные основы, которые носят универсальный характер, это и есть
духовная основа мира (таков, например, идеал-реализм Н. Лосского и С. 2). Данность, раскрывающаяся в личном существовании. 3). Действующее начало. В моей работе дух рассматривается с третьей точки зрения, как психологическая способность человека. Мистика. Интересно взглянуть на явления мистики с информационной точки зрения. Один человек их видит, а окружающие нет. Замечено, что для человека,
который видит видение, время может течь по другому, нежели для окружающих. Мы утверждаем, что все психические явления есть работа с информацией. Бывают и коллективные галлюцинации, но это говорит лишь о том, что информационные послания получает несколько человек сразу. Что происходит с временем? Мы полагаем, что информационное послание не
может воздействовать ни на время, ни на пространство. Речь может идти
только об изменении в восприятии субъективного времени человека Выдвигая гипотезу, рассуждая над ее выводами, мы постоянно касались
вопросов обсуждаемых религиями. И часто наши выводы совпадали со знаниями
приобретенными религиозными мистиками. В этом есть рациональное зерно. Фатализм. Гипотеза предполагает, что в мире действует Дух, некоторая сила передающая информацию. Но в то же время утверждается, что эта информация рождается не в пустоте. Материя принимает самое деятельное участие в рождении этой информации (и надо полагать, что и в передаче тоже). Значит, Дух не приносит абсолютно истинных решений. Скорее всего, он приносит лишь актуальные, доминантные решения. Значит жизни присуще не абсолютное целеполагание, а лишь относительное. Фатализм, но фатализм со свободой выбора. Дух лишь приближает к цели. Передача информации присущей внутреннему миру человека, за которую говорят такие явления как пророческое предвидение будущего и телепатия придает психическим явлениям (разуму и воле, любви и творчеству, свободе и самопологанию) характер интерсубъективной реальности. В философии элементы психики всегда рассматривались лишь в форме субъективной реальности. В связи с этим мы должны уточнить понятие интерсубъективность. Субъектом мышления мы рассматриваем существо более высшего порядка нежели человек. Здесь происходит расширение рассматриваемого субъекта от человека, до человечества. Сознание в философии рассматривается как процесс объект — субъектных
отношений. Наше познающее сознание распадается на внутреннюю и внешнюю
чувствительность. Внутренняя понимается как субъект, — внешняя как объект Антропоцентризм и дезантропоцентризм. В философии борются две мировоззренческих установки —
антропоцентрическая рассматривающая человека как меру всех вещей и
дезантропоцентрическая — рассматривающая человека как машину (27, с.236). Но есть еще антропоцентрический принцип, сформулированный в космологии — почему законы вселенной так хорошо приспособлены для возникновения и развития человека. Объяснение антропоцентрического принципа было сформулировано так — мы наблюдаем такие законы, потому что другие протекают без свидетелей. Но так ли все просто? А вот наша гипотеза предполагает возможность, овладев Ветром времени отправить организующую информацию хоть ко времени Большого Взрыва, тем самым участвовать в организации законов вселенной и антропозировать ее. Это довод, говорящий о принципиальной познаваемости нашим разумом мира. Рассмотрение явления предвидения в праксиологическом плане. Мы не знаем, сколько людей могут иметь скрытые способности к пророческому предвидению. Можно ли обнаруживать таких людей, поощрять их и тренировать? Сейчас существует много парапсихологических центров, школ магии и астрологии и целых академий, но дело это должно быть государственным. В современном мире бушует криминальный и экологический кризисы, и без способности предвидеть будущее, нашему обществу не выжить. А угроза из космоса, в виде возможности столкновения с малыми небесными телами! В результате беспечности людей из книги бытия может быть вычеркнуто все человечество. Люди не желают знать, что будет, они желают знать, что все будет хорошо. Знание закономерностей вневременного информационного обмена поможет избежать грубого обмана. Как известно наука это сумма ограничений. Пора ей навести порядок в этой области человеческих знаний. Мне кажется, что после всего изложенного ясно, что феномен предвидения будущего заложен в самом человеке и поэтому не стоит искать будущее в движении планет, в картах, бобах, кофейной гуще, компьютерах и прочем. Надо изучать собственное сознание. Будущее зависит только от нас, от всех тех, кто остро чувствует свою сопричастность и свою ответственность за все происходящее вокруг. Лев Гумилев в своей работе «Этногенез и биосфера Земли» — высказал
гипотезу о действии в историческом процессе некоторой особой силы,
названной им пассионарностью. Под пассионарностью (passio — от лат. Природа гениальности не исчерпывается генетической предопределенностью. Интерес представляет феномен стремления к власти. Власть дает возможность среднему человеку оказаться в центре внимания, получить заряд информационной энергии (пассионарности.). Наша гипотеза может внести свои коррективы в идею клонирования гениев. Метод пророческого предвидения. Предвидения будущего возможны, если впечатления оставляют яркий, глубокий след в мозгу в настоящем. Предотвращенный несчастный случай чаще всего не вызывает яркого эмоционального возбуждения, которое благоприятно для фиксации зрительного образа – причин несчастного случая. Произошедшая трагедия может предвидеться нами лучше, чем предотвращенная. К тому же очевидец трагедии, зачастую предвидевший ее, все же остается в неведении относительно ее причин и тем самым не может ее предотвратить. Но, тем не менее, последствия трагедий все же можно минимизировать. Спонтанно это явление происходит регулярно и оставляет документальные
факты о себе. Что требуется для воспроизводимости этого явления в Так как пророческое предвидение будущего отнесено нами к сфере
психического, то можно разработать систему тренинга этой способности. В общих чертах постановка опытов не будет сильно отличаться от экспериментов по телепатии. Надо отметить, что перед человеком постоянно встает необходимость
предвидения несчастий и неприятностей. В тоже время постоянное ожидание
неприятностей может оказать угнетающее действие на психику. (Впрочем,
ясновидящие всегда от этого страдали). Как от этого избавиться? – Лучше
всего, если предвидящий события человек будет хорошим другом самому себе. Пророческое предвидение и религиозность. Если мы взглянем на религиозные откровения разных времен и народов, то, прежде всего, удивимся обилию в них пророков, предсказывающих будущее. Вот истинный исток религиозности. В пророчестве преодолеваются время и пространство, но из факта
преодоления времени и пространства следует признать расширение психики
человека, выход психических свойств за пределы человеческого тела, за
пределы его потребностей. Но психика расширяется не в пустоту. Она
расширяется в коллективное сознание. Происходит духовное общение людей. Многие писатели оказывались в своих произведениях предсказателями
будущего, и это не случайно. Ведь их слово было обращено к потомкам, а
мысли читателей обращены к писателям. Между ними возникает духовное
общение. Люди обмениваются мыслями. Писатель пишет свои мысли на бумаге. О телепатии Раньше такие явления как телепатия ясновидение и пророчество рассматривались отдельно. Информационный подход объединяет телепатию и пророчества. Телепатия — это мысленное общение людей разделенных в пространстве, а пророчество — мысленное общение людей разделенных во времени. Высказанная гипотеза может объяснить и часть феноменов экстрасенсорики. Телепатия, несмотря на проводимые учеными эксперименты с трудом находит признание в науке. Но факты есть. В книге «Дрессировка животных» В. Дуров рассказал о воздействии мысленных команд на поведение животных. Через стенку, не видя и не слыша человека, собака выполняла его мысленные приказы. Причем иногда целую программу. Этот феномен используется при дрессировке животных. Может быть, явление предвидения будущего имеет больше шансов на признание наукой, так как основывается на обильных исторических и современных фактах. Идея объединенного соборного человечества. Идея объединенного мистического человечества нашла свое отражение в философских взглядах и творчестве Вл. Соловьева. На заре века интеллигенция была увлечена идеями богостроительства, идеями созидания нового человечества. Вот что говорил В. Соловьев о человечестве в работе “Идея Человечества у В отличие от Конта В. Соловьев говорит не просто о человечестве, а о богочеловечестве. Чтобы иметь возможность говорить о человечестве, как о едином организме необходимо обнаружить между людьми духовную связь. И вот высказанная нами гипотеза говорит о наличии такой связи, позволяющей преодолевать пространство и время. Это открывает новые мировоззренческие горизонты и может существенно изменить жизнь. Я не думаю, что предвидение может избавить человечество от всех бед. Оно по-прежнему будет сходить с ума, мучаться от скуки и одиночества, тщетно стремиться понять мир и свое место в нем. Но при нормализации мыслеобращения между будущим и настоящим, многие процессы могут прийти в гармоничное состояние. Услышав благую весть об универсальной гармонии, каждый почувствует себя связанным, примиренным и слитым со своим ближним. Именно будущее дает нам надежду. Не похоже, чтоб человечество погибло в скором времени. Можно полагать, что у человечества есть в запасе два-три тысячелетия. Слишком много еще не сделано, не освоено. О многом имеются пока только смутные представления. Народ может наполнять мыслями вневременной информационный поток, чтобы историческим деятелям было откуда черпать информацию. Это не процесс изменения истории, нет, это процесс соучастия в ней. Тоталитарные системы борются за прошлое и будущее, а пророческое предвидение, являясь независимым источником информации, разрушает их. Сила народа заключена в историческом чувстве граждан, в осознании и переживании ими истории человечества как собственной жизни. И тут становится важным вопрос сохранности языка. Иначе мысли, которыми мы наполняем Ветер времени не прочитываются нашими предками, а в результате в проигрыше оказываемся мы. Меньше открытий и исторических свершений сделали наши предки — ниже наш уровень жизни. Учение йогов говорит, что человек может развить способность предвидеть
будущее. Но для нашей цивилизации путь выработанный индийской философией не
совсем подходит. Для йогов стремящихся к нирване информация является лишним
шумом, помехой. Путь нашей цивилизации — создание информации, путь
творчества, прогресса, развития, духовного самосовершенствования. Литература. 45. Jung C.G. Analytical Psychology: its Theory and Practice.London, 1978. |
|