| |||
Реферат: Современная западная философиясмотреть на рефераты похожие на "Современная западная философия " Московский Государственный Технический Университет имени Н.Э. Баумана Радиотехнический отраслевой факультет [pic] Кафедра философии. Реферат по курсу «Философия» на тему: «Современная западная философия» Выполнил: студент группы КИУ4-61 ХХХХХХХХХХХХХХХ Проверил: Седов А.Б. Москва 2002 г.
| |Стр. | В советской историко-философской литературе до 90-х гг. говорилось, что
западная, или буржуазная, философия переживает глубокий кризис. Однако в
кризисе находилась и философия в СССР, развитие которой тормозилось
тоталитарной политической системой. О кризисе западной культуры и философии
убедительно говорили ее самые выдающиеся представители. Так, например, одна
из интереснейших книг классика философии XX в. Э. Гуссерля, вышедшая в 1938
г., называется «Кризис европейских наук и трансцендентальная
феноменология». В этой книге автор показывает существенные пороки как
позитивистски ориентированной философии, так и философского иррационализма. Философия XX в. является продолжением развития философии XIX в. и
прежде всего ее завершающего этапа — немецкой классической философии. 2. Особенности западной философии XX столетия. В XX в. революционные сдвиги в научном познании, технический прогресс и ряд других социокультурных изменений несколько ослабили жесткое противостояние классов, каким оно было в XIX в. В связи с развитием теоретического естествознания в конце прошлого и начале нынешнего века спекулятивные как материалистические (Спиноза, Фейербах), так и идеалистические системы (Шеллинг, Фихте, Гегель) обнаружили свою недостаточность и даже непригодность для объяснения изменений в области науки и в развитии общества. В философских школах XX в. противостояние идеализма и материализма не занимает того места, как в эпоху Нового времени, метафизический материализм и идеалистическая диалектика не имели большого влияния. На новой научно-исторической основе сохранились доктрины материализма В XX столетии философия представлена, в частности, такими
противоположными направлениями, как сциентизм и антисциентизм. Сциентизм Философию XX в. отличает также многопредметность. Это выразилось в многообразии ее школ и направлений и свидетельствует о многослойности современной науки и культуры. Все новые и новые сферы мира, ранее остававшиеся неизвестными, включаются в орбиту их научного и философского осмысления. Вопрос о классификации направлений и школ философии XX в. разработан пока не очень подробно и глубоко. Можно предложить следующее разграничение современной философии на три, иногда пересекающиеся группы школ: • аналитически-позитивистские школы; • экзистенциально-феноменологические; • религиозно-философские. 3. Современный позитивизм. Эта школа имеет и другие названия, такие, как неопозитивизм, логический
позитивизм, современный эмпиризм. Её представители считают себя
наследниками английского эмпиризма Локка, Юма, Беркли. Современный
позитивизм берет свое начало с образования в 1922 г. Венского кружка, в
который входили профессора философии, логики, физики и других наук: М. В 1929 г. был издан манифест «Научное понимание мира. Венский кружок»,
где были сформулированы задачи этой школы. С 1930 по 1939 гг. Венский
кружок выпускает специальный журнал «Познание», а с 1938 г. — 3.1 Логический позитивизм. Неопозитивисты считают, что есть только два вида научного знания, научных высказываний, обладающих значениями: 1) все то, что относится к частным дисциплинам, — все эмпирические науки; 2) логика и математика, являющиеся инструментом упорядочения и построения эмпирического знания. В этом разделении знания для философии не остается места. Именно эту задачу решает так называемый логический позитивизм — одна из школ современного позитивизма, или неопозитивизма. То, что в традиционной философии называлось теорией познания, неопозитивизм большей частью относит к психологии, якобы исследующей способы и пути получения истинного знания. Основная проблема философии науки, а логический позитивизм и является
ею, — это рассмотрение логической структуры научных теорий и анализ
значений научных высказываний. Для выяснения значений научных предложений
неопозитивисты выдвинули так называемый принцип верифицикации (от лат.
verus — истинный и facio — дела) — подтверждение. Он применим только ;к
высказываниям эмпирического характера, т. е. проверяемым наблюдением. Такого рода предложения входят в область научных, эмпирически
проверяемых. Все остальные предложения являются либо бессмысленными как Со временем логические позитивисты заменили формулировку верификации положением подтверждаемости или испытуемости. Так, если мы можем вывести из какого-то общего положения такие предложения, которые можно подтвердить в опыте, то это общее положение считается истинным. Многие трудности у логических позитивистов проистекали из-за двусмысленности и узости понятия «опыт», который они понимали в основном как наблюдаемость и субъективную переживаемостъ. Однако понятие «опыт» подразумевает и реальный эксперимент, и наблюдение, и сложившиеся у субъекта схемы, и прошлые знания, навыки в соответствующих областях. Другое затруднение возникло в связи с тем, что научное знание
интерсубъективно, т. е. общезначимо, принимается всеми и может быть
сообщено каждому, в то время как переживание субъекта личностно и
субъективно. Проблема интерсубъективности восприятий возникла еще у
субъективного идеалиста Д. Беркли, который решает ее, вводя в свою систему Подчеркивается, что логика и математика основаны на конвенции,
соглашении ученых друг с другом о принятии той или иной логико-
математической структуры для упорядочения опыта в зависимости от ее
удобства и простоты. Безусловно, момент конвенционализма играет роль в
выборе того или другого искусственного языка в математике и логике. Тем не
менее этот выбор решается не просто соглашением, а содержательно обусловлен
теми задачами, которые должна решать соответствующая логико-математическая
структура. Так, например, существует ряд языков для компьютеров и каждый
имеет свои преимущества для решения определенных конкретных задач. Следующая концепция новейшего позитивизма связана с проблемой унификации знаний, сведением всех наук к наиболее развитой в настоящее время научной дисциплине. Эта попытка сведения, редуцирования явилась своеобразным повторением стремления философов XVII-XVIII вв. объяснять все явления действительности классической механикой. В научном познании, безусловно, существует важная процедура объяснения неизвестного известным, сведения сложного к простому. Однако необходимо помнить о границах такого сведения, которые не должны искажать реальное положение вещей. 3.2 Постпозитивизм. На смену методологии неопозитивизма пришло новое направление в
философии — постпозитивизм. Постпозитивистский этап в развитии методологии
научного познания представлен трудами таких философов, как К. Поппер (1902 Начало постпозитивизма связывается с выходом в свет основной
методологической работы Поппера «Логика научного открытия» (1959) и книги Прежде всего следует обратиться к такому направлению внутри
постпозитивизма, как критический рационализм. Его представители пытаются в
первую очередь разграничить сферы рациональности (науки) и псевдонауки Основатель этого направления — английский философ и социолог Карл Но, что особенно важно отметить, рационализм в понимании представителей
этого направления — особая норма поведения ученого, который при обосновании
научных выводов не должен бояться никаких опровержений своих предположений
и гипотез. Рационализм, следовательно, предполагает открытость для критики,
опирающуюся, конечно, на факты и научную методологию. Рационализм включает
в себя принцип фальсификации (от лат. falsus — ложный и facio — делаю). Введение принципа фальсификации нацеливало ученых на постоянную
открытость научной теории для критики. В связи с этим следует отметить, что Однако следует отметить, что Поппер при этом абсолютизировал принцип
относительности развития научных теорий, независимость их развития друг от
друга, также как он абсолютизировал и сам принцип фальсификации. В
соответствии со своей концепцией Поппер рассматривает рост научного знания
не как движение от одного истинного знания к другому, а как постоянный
переход от одних проблем к другим. Философско-методологическая концепция Таким образом, начав с оптимистического утверждения О. Конта об интеллектуальном прогрессе и прогрессе науки, который признавал еще и логический позитивизм, «позитивная философия» на этапе постпозитивизма претерпевает значительную метаморфозу. Устами Поппера она утверждает явный философский пессимизм: «Мы не знаем — мы можем только предполагать». В области социальной философии Поппер выступил против такого подхода в развитии общества, который он назвал историцизмом. Его суть состоит в том, что «историцизм видит главную задачу социальных наук в историческом предсказании. Задача эта решается, когда в основе исторической эволюции усматривают «ритмы», «схемы», «законы» или «тенденции»». Для Поппера такой подход к рассмотрению социальных явлений явно не подходит и основное внимание в своих работах по социальной философии он уделяет опровержению данной методологии социального познания. Другими словами, он применяет принцип фальсификации к той методологии социального познания, которая была разработана в рамках марксистской концепции. В данном случае речь идет об опровержении принципа историзма, широко используемом в марксистской философии, и опровержении того взгляда на развитие истории, который рассматривает ее как закономерный процесс. Согласно точке зрения Поппера, в обществе нет никаких объективных
законов развития, поэтому нет возможности и социального прогнозирования. Свою социально-философскую концепцию в наиболее полном виде Поппер изложил в работе «Открытое общество и его враги» (1945), которая включает рассмотрение двух противоположных, по его мнению, типов обществ: открытого общества и закрытого общества. Под открытым обществом автор имеет в виду общество демократического типа, характеризующееся плюрализмом в экономике, политике, культуре, развитыми социальными структурами, гражданским обществом и правовым государством. Для членов открытого общества характерны типичное рационально-критическое мышление и соответствующая установка поведения, возможность сознательно управлять социальным развитием и формировать государственные институты в соответствии с демократическими принципами. К закрытым обществам Поппер относит общества докапиталистические и социалистические. Для них, по его мнению, характерны такие черты, как неизменность социальных форм функционирования, тоталитаризм, примат коллектива над личностью, идейный догматизм и социальная демагогия. Западное общество, по словам Поппера, в основном завершило переход к открытому обществу. Вместе с тем в 1992 г., то есть спустя полвека после написания книги (а писалась она с 1938 — 1943 гг.), он признает, что современные открытые общества Запада «еще далеки от совершенства, будучи не во всем честными и справедливыми. Среди серьезных недостатков западных обществ он называет прежде всего преступность, проявляющуюся во многих формах и в первую очередь в «злоупотреблениях свободой рынка». В том же 1992 г. в «Письме моим русским читателям», опубликованном в
качестве предисловия к первому тому книги на русском языке, Поппер (почти
уже в девяностолетнем возрасте) пишет, что главная идея открытого общества Заметный вклад в разработку постпозитивистской теории внес американский философ Томас Сэмюэл Кун один из лидеров историко-эволюционистского направления в философии науки. Свою концепцию исторической динамики научного знания он изложил в работе «Структура научных революций» (1962). Особенность развития науки, по Куну, состоит в том, что она ставится в зависимость от господствующего в определенные исторические периоды способа деятельности научного сообщества. В связи с этим он вводит в научный оборот понятие «парадигма», которое является одним из важнейших в современном постпозитивизме. Та или иная парадигма — это совокупность убеждений, ценностей и технических средств, применяемых научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции. «Под парадигмами, — пишет Кун, — я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений». Как правило, парадигма находит свое воплощение в классических трудах ученых и в учебниках. Она на многие годы определяет круг проблем и методов их решения в определенной области науки. Формирование общепризнанной парадигмы — показатель зрелости той или иной системы научного знания. Смена одной научной парадигмы другой представляет собой научную революцию. Развитие науки в ключевых точках как раз и осуществляется посредством научных революций как скачкообразный процесс. Работы Куна внесли заметный вклад в философское осмысление науки. Они углубили наши представления о развитии науки и деятельности ученых, раскрыли некоторые диалектические характеристики развития науки. Однако Кун ошибочно противопоставил элементы относительности и абсолютности, дискретности и непрерывности в развитии научного знания. Сегодня постпозйтивизм во многом утратил свое былое значение. Это связано с тем, что создание общепризнанной теории развития науки зашло в тупик. Наличие дискуссий, содержащих в рамках самого постпозитивизма множество противоречивых точек зрения, еще раз показало плюралистический характер философского знания. 4. Экзистенциализм. 4.1 Философия существования. Экзистенциализм (от лат. exsistentia — существование), или философия существования, играла и продолжает играть значительную роль в развитии философии XX в. Она характеризуется антисциентистской направленностью и ориентирована на проблемы, связанные с человеком, смыслом его бытия в современном мире. Однако философия существования не представляет собой какого-то
монолитного, единого учения. Каждый из её главных представителей создает
как бы свое особое учение. Во многом это объясняется тем, что среди ее
представителей известнейшие писатели и мыслители XX в.: Ж.-П. Сартр, А. Предтечей экзистенциализма как философии существования человека по
праву называют великого русского писателя-мыслителя Ф.М. Достоевского. Но
систематическое упорядочение идей философии существования можно найти и у
немецких философов, прежде всего в книге «Бытие и время» М. Хайдеггера Большое влияние на экзистенциалистов оказал датский мыслитель С. Экзистенциалисты используют феноменологический метод Эдмунда Гуссерля Этот метод называется еще методом интенционального анализа. Интенция
означает направленность сознания на какой-либо предмет. Сознание есть
всегда сознание о чем-то. Если я переживаю радость или печаль, то эти
радость и печаль будут по поводу какого-то предмета или события. Для Гуссерля главная задача — раскрыть структуру чистого сознания, т.
е. указать, какие акты сознания каким предметностям соответствуют. Немаловажное значение для них имела упомянутая выше работа Гуссерля Надо сказать, что экзистенциалисты разрабатывали свои учения в эпоху
крупных исторических потрясений после Первой мировой войны, а также во
время и после Второй мировой войны. Во многом бессмысленная гибель
миллионов людей на полях сражений остро поставила вопрос о смысле
человеческого бытия, разнообразных отношениях между личностью и обществом. Ученик и последователь Гуссерля, от которого он отходил все дальше, Философия существования пытается раскрыть социально-этические стороны человеческого бытия. При этом немецкий и французский экзистенциализм часто подчеркивают темные, пессимистические свойства бытия, его абсурдный характер. Тревога, страх, вина, страдание неизменно сопутствуют человеку в его жизни. Хайдеггер различает страх эмпирический, касающийся каждодневного существования человека (Furht), и страх онтологический, лежащий в сердцевине его бытия (Angst). Это страх перед ничто, смертью в ее подлинном смысле, а также страх из-за неумения найти свой личностный смысл бытия. Все это сложные и важные проблемы, которые так или иначе возникают перед каждым человеком. Представительница экзистенциализма французская писательница Симона де Бовуар в своем романе «Все люди смертны» рассказывает фантастическую историю о том, как в XIII в. один из мастеров- ремесленников занимался поисками эликсира бессмертия. Однажды ему показалось, что он его нашел. Чтобы это проверить, он поймал крысу, убил ее, а затем побрызгал эликсиром. Крыса ожила и убежала. Тогда он выпил эликсир и стал бессмертным, но смерть своей жены и близких он не может предотвратить. Проходят века, люди, с которыми он сталкивается, женщины, с которыми он встречается, чувствуют, что он не такой, как все, чужой. И сам он все глубже осознает это. В XVIII в. он остро осознает свое одиночество и отверженность. Он молит Бога о смерти и с ужасом думает о том, что переживет всех и останется один на земле с оживленной крысой. Проблемы жизни и смерти предстают как наиболее важные для человека. Пессимистические мотивы, характеризующие человеческое существование, звучат и у А. Камю, и у Ж.-П. Сартра, ученика Хайдеггера. Сартр, например, разделяет мнение о том, что «История любой жизни, какой бы она ни была, есть история поражения». Трагедия истории человечества в XX в., конечно же, отразилась на таком мировоззрении. Однако надо отметить, что в 60-х гг., в Англии появился и оптимистический вариант экзистенциализма. Один из главных его представителей — писатель и философ Колин Уилсон, написавший шеститомную работу «Аутсайдер». Он считает философию Хайдеггера и Сартра нигилистической и пессимистической и поэтому не имеющей будущего для своего развития. Уилсон говорит о новом понимании свободы, которая состоит в расширении и углублении сознания путем различных методов психоанализа, психотерапии и медитации. Аутсайдер — прототип нового человека с развитым интеллектом, контактирующий со сферой подсознательного как источником космической энергии. Герой Уилсона занят поиском и осуществлением смысла человеческого бытия. Сам К. Уилсон пишет, что он развивает оптимистический экзистенциализм. «Его методы могут быть описаны скорее как англо-саксонские и эмпирические», чем как «континентальные и метафизические». Кроме нового экзистенциализма возник еще ряд феноменологических и экзистенциальных философско-социологических школ. 4.2 Проблемы отчуждения и свободы. Для всех экзистенциалистов одной из главных является проблема отчуждения и связанные с ней проблемы свободы, произвола, насилия, ответственности и вины, случайности и необходимости. В прошлом веке проблему отчуждения разрабатывал Гегель. Понятие
отчуждения носило у него двойственный характер. Отчуждение часто понималось
им как опредмечивание. Абсолютная идея отчуждает себя, опредмечиваясь в
природе. В учении Гегеля можно обнаружить и другой смысл отчуждения. В истории человеческого общества в результате неустранимости элементов
стихийности исторического процесса результаты трудовой деятельности часто
противостоят человеку, отчуждаются от него. Это стало очевидным в
поразившим человечество экологическом кризисе. Такую историческую ситуацию
и пытаются осмыслить экзистенциалисты, говоря о непреодолимой случайности
человека, — его заброшенности в мире и об абсурдности самого мира. Формула
свободы как познанной необходимости и действий в соответствии с полученным
знанием трудно реализуема, ибо познание необходимости в общественном бытии Хайдеггер разделяет бытие личности на собственное, свободное бытие и
несобственное, отчужденное бытие в некой усредненности, в Ман (Ман —
местоимение в немецком языке указывающее на то, что кто-то что-то делает,
например, manraucht — курят, mansingt — поют). Собственное существование
переживается перед лицом опасности, в страхе перед ничто или в таких
пограничных ситуациях, по Ясперсу, как смерть, любовь, страдание, вина. В
самом деле, именно в опасные для жизни, критические ситуации раскрывается
человек — каким он есть на самом деле и не только для других, но и для
самого себя. В романе «Война и мир» Л.Толстой рассказывает, как его герой В экзистенциализме справедливо подчеркивается полностью не
рационализируемое понятие свободы, однако, что особенно заметно в философии Но если человек абсолютно свободен, то он также абсолютно за все ответствен. «Если я мобилизируюсь на войну, эта война является моей войной... Я заслуживаю ее с самого начала, потому что я мог бы всегда уклониться от нее посредством дезертирства или самоубийства... Если я не уклоняюсь от мобилизации на войну, значит я это выбрал». Сартр писал свой философский труд в оккупированном фашистами Париже. И призыв к сопротивлению нацистам звучит в этом его труде. Сам философ был участником движения Сопротивления. 4.3 Тема человеческой коммуникации. Еще одной важной темой в философии существования является тема
человеческой коммуникации, взаимообщения или интерсубъективности. Человек в
экзистенциализме изначально выступает как социальное существо. В
отчужденном бытии, например в толпе, в массе, каждый поступает так, как
поступают остальные, следуя моде, установившимся схемам общения, обычаям,
привычкам. Экзистенциалисты не просто описывают факты, но явно выражают
протест против массовой, бульварной культуры, ханжеской буржуазной морали. Характерно, что выступая против массовой культуры 60-х гг., сам экзистенциализм стал впоследствии модой и элементом той же самой массовой культуры. Социальность личности, глубоко выраженная Марксом, когда он говорил, что человек становится человеком, только смотря на другого как в свое зеркало, подробно и убедительно анализируется во многих работах экзистенциалистов. Экзистенциальная коммуникация предполагает связь людей во внутренней любви. Для этого, по Ясперсу, необходимы три условия: • одиночество. «Неудовлетворенность в коммуникации является поэтому началом прорыва к подлинному существованию»; • риск. Тот, кто свое интимное переживание доверяет другому, рискует быть отвергнутым и осмеянным. Но коммуникация противоречива: «Я не могу стать собой, не вступая в коммуникацию, и не могу вступить в коммуникацию, не будучи в одиночестве»; • борьба. Но это «любящая борьба». В ней другого хотят не уничтожить, а завоевать. В ней нет обмана и хитрости, нет превосходства над другим, но есть искренность и беспощадное раскрытие своих слабостей. Совсем по-другому рассуждает Сартр. Исходя из концепций абсолютной
свободы каждого он полагает, что конфликт лежит в основании отношений
людей. Нельзя быть одновременно субъектом и объектом, хотя это и является
недостижимой целью бытия-для-себя. Либо ты субъект, тогда ты отчуждаешь
другого и он становится объектом, либо ты объект и другой подавляет тебя. Каждый из философов-экзистенциалистов концентрирует внимание на какой- то реальной стороне человеческих отношений и дает их убедительный социально- психологический анализ. Однако, обращая внимание на какую-то одну из характеристик этих отношений, он оставляет в стороне другие, считая их производными от нее и создает при этом довольно сложные философские конструкции. 5. Современная религиозная философия. В годы догматизации марксизма всякая религиозная философия в связи с воинствующим атеизмом рассматривалась как реакционная. Конечно же, критики марксизма со стороны представителей этой философии не оставались в долгу и наряду с обоснованными претензиями к диалектическому и историческому материализму допускали искажения и вульгаризацию, хотя уже в те времена наметился и диалог марксизма с религиозными философами. Сейчас, пожалуй, настало время по возможности непредвзятого изложения и оценки религиозно- философских школ. 5.1 Неотомизм. Это наиболее разработанная философская доктрина католической церкви,
ядро неосхоластики. Ее виднейшие представители: Э. Жильсон, Ж. Маритен, И. Ф. Аквинский выдвигает пять доказательств существования Бога. В разных вариациях они и сейчас проводятся в неотомистской литературе. Большую роль в неотомизме играет понятие аналогии бытия, идущее еще от Для неотомизма характерна своеобразная диалектика, проявляющаяся прежде всего в соотношении различных областей бытия: формы и материи, субстанции и атрибута, божественного и сотворенного, бесконечного и конечного. Любое знание о Боге толкуется как несовершенное. Бог всегда остается таинством и постигается человеком не в адекватном, а только в аналогическом познании. В противоположностях на первый план выдвигается не их борьба, а гармония и взаимопроникновение. Немецкий философ Б. Лакебринк на этой основе создал свой метод, который он назвал аналектикой, противопоставляя его диалектике. В аналектике фактически отрицается борьба противоположностей, их взаимоотрицание и с этих позиций критикуется диалектика. По мнению этого философа, «диалектическое мышление является разрушительным элементом, который ограничивает всемогущество Бога». Аналектика подчеркивает тождественность, сходство противоположных сторон, их гармонию, образующую некую целостность. «Сходство как целое существует всегда раньше различий, сходство является материнской первоосновой своих частей». В аналектике правильно отражены характеристики так называемых статистических противоречий, обеспечивающих целостность и стабильность развивающихся систем. Так, язык как система может функционировать благодаря наличию в нем элементарных противоположностей гласных и согласных звуков, живой организм существует, пока в нем действуют взаимообусловленные противоположности: ассимиляция и диссимиляция, арифметика, к которой сводимы ряд разделов математики в целом, основывается на противоположности, в частности, двух операций: сложения и вычитания. Таких примеров можно привести сколько угодно. Но есть и другие противоположности, которые определяют переход одного качественного состояния веши в другое, одной системы — в другую. Это могут быть те же самые противоположности, достигшие степени полного взаимоотрицания, когда, например, живое переходит в неживое и т д. Поэтому аналектику можно считать частью диалектики, а не ее антиподом. Неотомизм использует учение Ф. Аквинского о материи и форме,
заимствованное им у Аристотеля. В отличие от Аристотеля, он не считал
материю вечной. В соответствии с Библией он считает материю сотворенной Во второй половине XX в. наметилась антропоцентрическая направленность
неотомизма, т. е. усиление роли человека в современном мире. При этом
используются методологические средства философии Канта и современного
экзистенциализма. Основание социокультурной активности личности неотомисты
видят в ее устремленности к Богу. Общество рассматривается как объединение
личностей и как сверхличность. Отвергается и буржуазный индивидуализм с его
эгоизмом и социалистический коллективизм, унифицирующий людей. 5.2 Неопротестантство. В отличие от католицизма в протестантстве нет официальной философской
доктрины. В начале XX в. после Первой мировой войны возникло течение
неоортодоксального протестантства как реакция на «либеральное христианство» Для философии протестантства характерна социально-этическая
проблематика. Обсуждаются проблемы смысла бытия человека в его отношениях с
миром и Богом. Главные представители неоортодоксализма: К. Барт (обычно
возникновение этого течения связывают с появлением в 1918 г. комментариев Либеральное протестантство критикуется неоортодоксами за ничем не обоснованный оптимизм. Они не считают возможным общественный прогресс уже в силу отсутствия какого-либо его критерия. К. Барт отвергает понимание человека как автономного индивида, способного преобразовать мир и создать в конечном итоге идеальный мировой порядок. Такое убеждение рассматривается им как заблуждение и тяжкий грех, как отрицание одной из главных религиозных истин: ««Никакой мост», никакая преемственность не связывает гончара и глину, творца и его творение. Они несоизмеримы. Различие между ними качественное и абсолютное». Об этом же говорит и Рейнольд Нибур. Он утверждает, что «... идеал самодовлеющего индивида, так превозносимый в нашей либеральной литературе, признается в христианской мысли как одна из форм первородного греха». Многие проблемы, рассматриваемые неоортодоксами по-своему, являются
заимствованиями из концепций экзистенциализма, особенно из философии М. У религиозного человека всегда присутствует неустранимое чувство вины за свою ограниченность и греховность. И это чувство, по мнению неоортодоксов, побуждает к критике любых человеческих достижений. За религией закрепляется функция духовного критицизма, поскольку она является самым беспощадным критиком общества, признавая лишь один высший потусторонний идеал, стоящий над историей. Религиозный человек постоянно в тревоге, так как, осознавая свою греховность, он в то же время не знает никаких объективных критериев правильности или неправильности своих поступков. Воля Бога абсолютно свободна и всякий раз иная в момент ее проявления. У человека нет и критерия для ее познания. В XX в. в протестантстве оформилась и так называемая радикальная, или
новая теология. У ее истоков стоит лютеранский пастор Л. Банхоффер. Он
отвергает основной тезис традиционного христианства о противоположности и
несовместимости земного греховного и святого сверхъестественного. Такое
противопоставление искажает-де подлинный смысл христианства, так как Книга англиканского епископа Дж. Робинсона «Честность перед Богом» явилась манифестом радикальной теологии. Он полагает, что «... в теологии необходима коперниковская революция», которая должна устранить христианскую идею Бога как высшего существа, пребывающего вне нас. По Робинсону, Бог не может быть определен, он «нечто», которое не имманентно миру, не трансцендентно. Он не в нем и не вне его. Бога нужно понимать как тайну, а теологию — как «положения о человеческом существовании», «о глубинах человеческого опыта в свете любви». Большое влияние приобрела радикальная теология среди протестантских
философов в США, где возникло даже учение о мертвом Боге. «Мы должны
признать, — пишет один из них, — что смерть Бога есть исторический факт: 5.3 Исламская философия. В отличие от католической христианской философии, которая развивалась,
не выходя за рамки теологии, являясь ее служанкой, исламская философия была
в относительной независимости от религиозной догматики. Именно там
зародилась теория двойственной истины, перешедшая затем от Аверроэса В современном исламе существуют два направления: традиционное и модернистское. Там, где наиболее сильны остатки феодализма, преобладает традиционализм, выступающий против всяких новшеств и использования современной философии. Утверждается, что только Коран и Шариат могут обеспечить социальный прогресс. Модернизм появился еще в XIX в. Наиболее известные его представители 5.4 Буддизм. Так же, как христианство и ислам, буддизм является мировой религией. В современном буддизме происходит некоторая его рационализация по
протестантскому типу. Обращается внимание на связь и единство науки и
религиозного учения. Ряд физиков указывают на то, что современное учение о
физическом вакууме свое начало имеет в буддизме. Главное внимание буддисты
обращают на этическую проблематику. 1.Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. – М.: Теис, 2.Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М.: Мысль, 1986. 3. Кун Т.С. Структура научных революций. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 4. Поппер К.Р. Логика и рост научного знания: Пер. с англ. – М.: 5. Философия: Учебник для вузов / Под. Ред. Лавриненко В.Н., Ратникова |
|