| |||
Реферат: Человексмотреть на рефераты похожие на "Человек" ПЛАН | |Стр. | 1. Проблема природы человека. Что такое человек? Вопрос, на который не так просто ответить, как это
кажется на первый взгляд. Известный русский философ А.А.Богданов писал: Философское осмысление человека связано с определенными трудностями. Сопряженность человека и философии - это выражение существа философской культуры. Философская культура является формой самопознания человека, его мировоззренчески ценностной ориентации в мире. Поэтому человек всегда находится в основании философской ориентации, он выступает и как ее естественно-гуманитарная предпосылка и столь же естественная цель, сверхзадача философии. Иначе говоря, как уже отмечалось выше, человек является и субъектом, и объектом философского познания. Какими бы конкретными вопросами ни занималась философия на том или ином этапе своего развития, ее всегда пронизывает реальная человеческая жизнь и устремленность к решению насущных человеческих проблем. Эта связь философии с человеком, его потребностями и интересами постоянна и непреходяща. Взаимосвязь философии и человека, как и социально-философская проблема в целом, исторически изменялась и развивалась. При этом в истории философии можно выделить два параметра эволюции философии: 1) Степень понимания проблемы человека в качестве методологически исходного принципа философствования. Иначе говоря, насколько философ осознает, что именно человек - центр, критерий и высшая цель всего философствования, насколько этот принцип важен. 2) Степень философского осмысления самого человека, его бытия, его смысла существования, его интересов и целей. Другими словами, насколько человек превратился в отдельный и специальный предмет философской рефлексии, с какой теоретической глубиной, с какой степенью привлечения всех средств философского анализа он рассматривается. Таким образом, проблема человека всегда стояла в центре философских исследований: какими бы проблемами философия ни занималась, человек всегда был для нее проблемой наиважнейшей. Современный немецкий ученый Э.Кассирер выделил в истории изучения человека четыре исторические периода: 1) изучение человека метафизикой (античность). 2) изучение человека теологией (средневековье), 3) изучение человека математикой и механикой (Новое время). 4) изучение человека биологией. Первые представления о человеке возникают задолго до появления философии Первыми философскими взглядами на проблему человека можно считать выводы, сложившиеся в древневосточной философии. Однако при этом не следует забывать, что в Древнем Египте философское мировоззрение еще не отделилось от обыденного знания, в Древней Индии философия срослась с религиозным мировоззрением, а в Древнем Китае она была нерасторжима с нравственной формой общественного сознания. Важнейшей особенностью древневосточной философии была характерная для
нее "стертость" личностного начала, его "безликость" и подчиненность
всеобщему. Здесь универсальное "Я" превалирует над индивидуальным "Я". Если
для древних латинян характрно выражение "я и ты" ("ego et tu"), то в Индии
и Китае предпочитали говорить "мы", ибо каждое "я" мыслилось как
продолжение иного "я". Древневосточное мировоззрение пыталось отождествить
и объединить человека и природные процессы. Каждый человек ценился не сам
по себе, а лишь в силу того, что он есть часть этого единства. Целью и
смыслом жизни выступало достижение высшей мудрости, соединенное с истиной Слияние с вечностью, в той или иной форме характерное для всей древневосточой философии, не предполагает активности в реализации личностного начала. Уподобление вечному и неизменному абсолюту предполагает статичность, безоговорочное следование традиции и ориентацию человека на почтительное и бережное отношение к внешнему миру, как природному, так и социальному. При этом особо подчеркивалась необходимость совершенствования внутреннего мира человека. В глубокой древности появляется одна из основ восточного образа жизни - требование приспособления человека к обществу, государству, старшему по чину или возрасту. Античная философия сформировала основные западно- европейские подходы к
выделению человека в качестве отдельной и специальной философской проблемы. Согласно взглядам Протагора (5 в. до н.э.), человек от природы наг,
разут, раздет и безоружен. Он может поддержать себя только благодаря
прометеевскому огню, искусной мудрости, дарованной Афиной, и переданному И еще одна важная черта античной философии. Сформулировав принцип разумного миропонимания, она пришла к открытию человека как самостоятельной ценности и признала за ним право на активность и инициативу. Это дало возможность, говоря словами А.Ф.Лосева, "развернуть свое внутреннее самочувствие, углубиться в свою собственную личность и сделать для себя второстепенными все вопросы объективного миропорядка"[2], что наглядно демонстрируют софисты, эпикурейцы, но прежде всего - Сократ. Сократа по праву считают основоположником не только западноевропейской философии человека, но и основоположником этики. Его прежде всего интересовал внутренний мир человека, его душа и добродетели. Сократу принадлежит вывод о том, что "добродетель есть знание", поэтому человеку нужно познать сущность добра и справедливости и тогда он не будет совершать дурных поступков. Учение о человеческой душе и разуме занимает центральное место в сократовской философии, а самопознание человека выступает в ней главной целью философии. Великому ученику Сократа Платону принадлежит идея о том, что человек есть не просто единство души и тела, но что именно душа - та субстанция, которая делает человека человеком. От качества души зависит общая характеристика человека. По его мнению, существует "иерархия душ", на первом месте в которой стоит душа философа, на последнем - душа тирана. В чем причина такого странного расположения душ? Дело в том, что душа философа ближе всех приближена к мудрости и восприимчива к знаниям. А это как раз и есть главные, сущностные черты человека, отличающие его от животного. Что касается связанного с именем Платона определения человека, как двуногого животного без перьев, то оно, скорее всего, Платону не принадлежит, а только приписано ему последующей молвой. Следующий шаг в философском постижении человека сделал Аристотель. У
него этика и политика образуют единый комплекс "философии о человеческом",
занимающейся изучением практической деятельности и поведения человека. Западноевропейское средневековье отмечено сильнейшим воздействием
христианского мировидения на все стороны жизни людей, тем более - на жизнь
духовную, которая была неотделима от религиозного мировоззрения. Один из крупнейших представителей раннехристианской теологии Августин В обыденном сознании средневековый период развития европейского общества
нередко воспринимается как временя мракобесия, крепостной зависимости
крестьянства, костров инквизиции и т.п. В определенной мере это
действительно так. Но нельзя не учитывать и то обстоятельство, что
религиозно-философский взгляд на человека задает довольно высокий уровень
оценки его сущности, жизнедеятельности, назначения в мире. Это не
безбрежный, непонятный, а потому нередко устрашающий космос античности, а Одной из особенностей общественной мысли, а вместе с нею и философии, эпохи Возрождения является антропоцентризм. Центром любого исследования - будь то литература, живопись, скульптура или философские трактаты - становится человек. Натуралистическая и религиозная направленность философских исследований уступает место антропоцентрической. Философия Нового времени формируется под влиянием развития
капиталистических отношений и расцвета наук, прежде всего механики, физики,
математики, чем был открыт путь к рациональному истолкованию человеческой
сущности. Достижения точных наук отразились в своеобразном взгляде на
человеческий организм как на специфическую машину, которая заводится
аналогично часовому механизму (французская философия XVIII века - Но, пожалуй, самый интересный и значительный вклад в философское
осмысление человека был сделан немецким философом И.Кантом. С его именем
связано становление одной из первых в истории философии антропологических
программ. И.Кант исходил из понимания человека как существа, принадлежащего
двум мирам одновременно - миру природной необходимости и миру нравственной
свободы. Он разграничиваел антропологию в "физиологическом" и Перечисляя основные вопросы философии, И.Кант заключает их вопросом: что есть человек? По его мнению, именно этот вопрос объединяет в себе все остальные основные вопросы философии. В философии человека ХIХ века можно выделить несколько особенностей: 1) углубление изучения духовности человека, внимание к его внутренними миру, его чувствам и переживаниям (С.Кьеркегор, В.Дильтей, Ф.Ницше); 2) формирование целостного взгляда на общественную жизнь, на отношение общества и человека (О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс); 3) антиметафизическую направленность появляющихся с середины XIX века концепций человека. Эту особенность нужно пояснить. У многих философов этого времени появиляется мысль, что метафизика и религия - это вторичные явления культуры, выводимые из первичных оснований, поэтому традиционные философские проблемы становятся излишними. Возникшие в середине ХIХ века науки о человеке (психология, социология, биологическая теория эволюции) сделали прежний философский образ спекулятивным (рассудочным, умозрительным), лишенным опытных оснований и практической ценности. Одной из характерных особенностей русской философии второй половины XIX В ХХ веке разработка философских и философско-социологических проблем человека приобрела новую интенсивность и развертывалась по многим направлениям: экзистенциализм, фрейдизм, неофрейдизм, философская антропология. Большое влияние на развитие философских исследований человека оказали
фрейдизм и неофрейдизм. Здесь, однако, следует подчеркнуть ошибочность
нередко встречающегося мнения, согласно которому неофрейдизм - это движение
современных последователей австрийского психиатра З.Фрейда. Неофрейдизм -
это философское и психологическое направление, отмежевавшееся от
ортодоксального фрейдизма. Оно сформировалось в США в 30-е годы, как
попытка смягчить потрясшие "добропорядочную публику" выводы Фрейда. В ХХ веке произошло становление специальной отрасли философского знания,
которая сложилась в Германии в 20-е годы и занимается изучением человека. Основой для выводов философской антропологии стали общие догадки Ф.Ницше о том, что человек не является биологическим совершенством, человек - это нечто несостоявшееся, биологически ущербное. Однако современная философская антропология - это сложное и противоречивое явление, в котором уживается множество школ, соперничающих друг с другом, и часто представляющих настолько противоположные мнения, что выделить в них что-либо общее, кроме внимания к человеку, весьма сложно. Особой страницей в истории философии является философия марксизма. Для современного изучения философских проблем человека определяющее
значение имел XVIII Всемирный философский конгресс, проходивший в 1988 г. в В современной литературе делается попытка дать комплексный анализ человека как социоприродного, космопланетарного существа, в котором в единое целое объединены космическая, биологическая, психическая, социальная и культурная стороны индивида. 2. Бессознательное в структуре человеческой психики. Изучение феномена бессознательного уходит в глубокую древность, его
признавали в своей практике врачеватели самых ранних цивилизаций. Для В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями («субсенсорные» или «субцептивные» реакции); движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и др. К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д. Было бы не верно на том основании, что бессознательное - это противоположное сознанию, приравнивать его к животной психике. Бессознательное - это столь же специфически человеческое психическое проявление, как и сознание, оно детерминировано общественными условиями существования человека, выступая как частичное, недостаточно адекватное отражение мира в мозгу человека. Бессознательное образует низший уровень психики. Бессознательное — это
совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных
воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Являясь
психическим (поскольку понятие психики шире, чем понятие «сознание», В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями («субсенсорные» или «субцептивные» реакции); движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому ставшие неосознаваемыми; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и др. К бессознательным явлениям относятся некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т.д. Неосознаваемые побуждения исследовались в ситуациях так называемых постгипнотических состояний. Загипнотизированному человеку в экспериментальных целях внушалось, что он после выхода из гипноза должен выполнить некоторые действия; например, подойти к одному из сотрудников и развязать его галстук. Испытуемый, испытывая явную неловкость, выполнил указание, хотя и не мог объяснить, почему ему пришло в голову совершить столь странный поступок. Попытки оправдать свое действие тем, что галстук был плохо завязан, не только для окружающих, но и для него самого выглядели явно неубедительными. Тем не менее, в связи с тем, что все происходившее во время гипнотического сеанса выпало из его памяти, побуждение функционировало на уровне бессознательного, и он был уверен в том, что действовал в какой-то мере целенаправленно и правильно. Разнообразие форм и проявлений бессознательного исключительно велико. В некоторых случаях можно говорить не только о бессознательном, но и надсознательном в поведении и деятельности человека. Усвоение социального опыта, культуры, духовных ценностей и создание этих ценностей художником или ученым, совершаясь реально, не всегда становятся предметом рефлексии и фактически оказываются соединением сознания и бессознательного. Вообще, сознание – это понятие, имеющее очень широкий спектр толкования,
начиная от автоматических действий человека (не получающих отражения в его
сознании) и кончая особой сферой психической реальности, в основном
определяющей жизнь и поступки людей. Представление о многослойности психики
человека существовало ухе в древневосточной философии. Концепция
бессознания впервые была четко сформулирована Лейбницем («Монадология», 3. Смысложизненные устремления человеческого бытия. В отличие от животных инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно, и в отличие от человека вчерашнего дня, традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно. Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек утратил ясное представление о том, чего же он хочет. В итоге он либо хочет того же, чего и другие (конформизм), либо делает то, что другие хотят от него (тоталитаризм). Смысл должен быть найден, но не может быть создан. Создать можно лишь субъективный смысл, простое ощущение смысла, либо бессмыслицу. Смысл не только должен, но и может быть найден, и в поисках смысла человека направляет его совесть. Одним словом, совесть - это орган смысла. Ее можно определить как способность обнаружить тот единственный и уникальный смысл, который кроется в любой ситуации. Смысл - это всякий раз также и конкретный смысл конкретной ситуации. Это всегда »требование момента», которое всегда адресовано конкретному человеку. И как неповторима каждая отдельная ситуация, так же уникален и каждый отдельный человек. Каждый день и каждый час предлагают новый смысл, и каждого человека
ожидает другой смысл. Смысл есть для каждого, и для каждого существует свой
особый смысл. Из всего этого вытекает, что смысл должен меняться как от
ситуации к ситуации, так и от человека к человеку. Однако смысл вездесущ. Человек не только ищет смысл в силу своего стремления к смыслу, но и
находит его, а именно тремя путями. Во-первых, он может усмотреть смысл в
действии, в создании чего-либо. Во-вторых, он видит смысл в том, чтобы
переживать что-то, и, наконец, он видит смысл в том, чтобы кого-то любить. В жизни не существует ситуаций, которые были бы действительно лишены смысла. Это можно объяснить тем, что представляющиеся нам негативными стороны человеческого существования - в частности, трагическая триада, включающая в себя страдание, вину и смерть, - также могут быть преобразованы в нечто позитивное, в достижение, если подойти к ним с правильной позиции и с адекватной установкой. Осуществляя смысл, человек реализует сам себя. Осуществляя же смысл, заключенный в страдании, мы реализуем самое человеческое в человеке. Мы обретаем зрелость, мы растем, мы перерастаем самих себя. Именно там, где мы беспомощны и лишены надежды, будучи не в состоянии изменить ситуацию, - именно там мы призваны, ощущаем необходимость измениться самим. Существует определение, гласящее, что смыслы и ценности - не что иное,
как реактивные образования и механизмы защиты. Но являются ли смыслы и
ценности столь относительными и субъективными, как полагают? Смысл
относителен постольку, поскольку он относится к конкретному человеку,
вовлеченному в особую ситуацию. Можно сказать, что смысл меняется, во-
первых, от человека к человеку и, во-вторых, - от одного дня к другому,
даже от часа к часу. Конечно, предпочтительнее говорить об уникальности, а
не об относительности смыслов. Уникальность, однако, - это качество не
только ситуации, но и жизни как целого, поскольку жизнь - это вереница
уникальных ситуаций. Человек уникален как в сущности, так и в
существовании. В предельном анализе никто не может быть заменен - благодаря
уникальности каждой человеческой сущности. И жизнь каждого человека
уникальна в том, что никто не может повторить ее. Нет такой вещи, как
универсальный смысл жизни, есть лишь уникальные смыслы индивидуальных
ситуаций. Однако среди них есть и такие, которые имеют нечто общее, и,
следовательно, есть смыслы, которые присущи людям определенного общества, и
даже более того - смыслы, которые разделяются множеством людей на
протяжении истории. Эти смыслы и есть то, что понимается под ценностями. Обладание ценностями облегчает для человека поиск смысла, по крайней мере в типичных ситуациях, он избавляет от принятия решений. Но, к сожалению, ему приходится расплачиваться за это облегчение, потому что в отличие от уникальных смыслов, пронизывающих уникальные ситуации, может оказаться, что две ценности входят в противоречие друг с другом. А противоречия ценностей отражаются в душе человека в форме ценностных конфликтов. Впечатление, что две ценности противоречат друг другу, является следствием того, что упускается целое измерение. Что это за измерение? Это иерархический порядок ценностей. По Максу Шеллеру, оценивание имплицитно предполагает предпочтение одной ценности другой. Ранг ценности переживается вместе с самой ценностью. Иными словами, переживание определенной ценности включает переживание того, что она выше какой-то другой. Следовательно, приходим к выводу, что для ценностных конфликтов нет места. Однако переживание иерархического порядка ценностей не избавляет человека от принятия решений. Влечения толкают человека, ценности - притягивают. Человек всегда волен принять или отвергнуть ценность, которая предлагается ему ситуацией. Это справедливо также относительно иерархического порядка ценностей, которые передаются моральными и этическими традициями и нормами. Они должны пройти проверку совестью человека - если только он не отказывается подчиняться своей совести и не заглушает ее голоса. Смысл - это то, что имеется в виду человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая тоже подразумевает вопрос, требующий ответа. Конечно, человек свободен в ответе на вопросы, которые задает ему жизнь. Но эту свободу не следует смешивать с произвольностью. Ее нужно понимать с точки зрения ответственности. Человек отвечает за правильность ответа на вопрос, за нахождение истинного смысла ситуации. А смысл - это нечто, что нужно скорее найти, чем придать, скорее обнаружить, чем придумать. Смыслы не могут даваться произвольно, а должны находиться ответственно. 4. Соотношение природного и социального в человеке. Размышление о том, кто есть человек, всегда было основным для философов. Почему человек остается загадкой для самого себя? Почему, познав и даже Очевидно, что человека изучают с разных сторон такие науки, как
антропология, медицина, гигиена, психология и т.д. Вмести с педагогикой,
юриспруденцией и рядом других дисциплин они составляют цикл человекознания. Эти два основных понятия, т.е. «природа» и «сущность» человека, близки
между собой по содержанию, но различаются по смыслу. Говоря о природе
человека, мы стремимся постичь отличие человека от естественного бытия и,
прежде всего от животных. Это усматривается либо в каком – то одном,
главном качестве человека, отличающим его от животных (разум, речь,
воображение, религия, мораль), либо в комплексе качеств. Однако за тридцать
столетий развития философской мысли так и не удалось объяснить человека
исчерпывающем образом, исходя из какого – то одного качества или свойства. Суть его в двойственности человека, в принадлежности его к двум мирам
одновременно – природе и обществу, телу и духу. Человек так или иначе
решает эту проблему, которую можно назвать проблемой существования,
экзистенции. Впервые в отчетливой форме проблему достижения гармонии между
телом и духом, природой и обществом выразил около 1350 г. до н. э. 5. Человек и генетическая инженерия. Философские проблемы клонирования. XX век стал веком величайших открытий во всех областях естествознания,
веком научно-технической революции, которая изменила и облик Земли, и облик
ее обитателей. Возможно, одной из основных отраслей знания, которые будут
определять облик нашего мира в следующем веке, является генетика. С этой
сравнительно молодой наукой всегда было связано немало споров и
противоречий, но последние достижения генетики и генной инженерии, которая
вполне может считаться самостоятельной дисциплиной, в таких областях, как
исследование генома человека и клонирование, хотя и открыли широкие
перспективы развития биотехнологий и лечения различных заболеваний, сделали
возможным изменение самой сущности человека, породив тем самым множество
вопросов этического, даже, скорее, философского, характера. Имеет ли
человек право изменять то, что создано природой? Имеет ли право исправлять
ее ошибки и, если да, то где та грань, которую нельзя переступать? Не
обернутся ли научные знания катастрофой для всего человечества, как это
случилось, когда была открыта энергия атома, уничтожившая Хиросиму, Пожалуй, одним из наиболее ярких достижений генетики за последнее время
является эксперимент по клонированию овцы, успешно завершенный 23 февраля Итак, эксперимент проходил следующим образом. На первом этапе из вымени овцы была взята клетка молочной железы, причем активность ее генов была временно погашена. После этого клетка была помещена в ооцит - эмбриональное окружение, для того чтобы генетическая ее программа перестроилась на развитие эмбриона. Одновременно с этим из готовой к оплодотворению клетки другой овцы было удалено ядро, после чего клетка несколько часов охлаждалась до температуры 5-10 градусов. На следующем этапе яйцеклетка, точнее оставшаяся от нее цитоплазма была внесена в электрическое поле, где под действием электрического тока разрушились клеточные мембраны и цитоплазма яйцеклетки слилась с ядром, выделенным из клетки молочной железы. Оплодотворенная таким образом яйцеклетка была помещена в матку третьей овцы, которая и выносила знаменитую Долли, геном которой идентичен геному «матери», из клетки которой было взято ядро. Ян Вилмут и его сотрудники не сразу добились успеха - шесть ягнят-клонов стали жертвой научных изысканий, так как обладали генетическими дефектами почек.[6] Сходные эксперименты по клонированию животных проводились и раньше: еще
в 70-е годы профессору Гердону из Оксфордского университета удалось
осуществить пересадку ядра и таким образом клонировать лягушек, в 1995 году
были клонированы крысы, проводились эксперименты с другими млекопитающими с
тем лишь отличием, что вместо клеток молочной железы использовались клетки
эмбриона. Колин Стюарт, известный генетик, работающий в Лаборатории
исследования раковых заболеваний в Мэриленде, США, считает, что успех После публикации работы Вилмута, выяснилось, что еще несколько крупных научных центров были близки к успеху шотландских генетиков. Были рассекречены исследования ученых Орегонского центра изучения приматов: американцам удалось создать точные генетические копии человекообразных обезьян, правда, с использованием клеток зародыша. Выяснилось, что с 1993 году китайские генетики проводят работы по клонированию быков, российским ученым удалось клонировать каспийского осетра, а австрийцы заявили о том, что также располагают технологией генетического тиражирования. Успех клонирования млекопитающих не оставляет сомнений в том, что преодоление технических трудностей, связанных с клонированием человека, - лишь дело времени. В связи с этим возникает множество вопросов этико- правового характера, которые следует рассмотреть подробнее. Так каковы же будут последствия новых достижений генетики? Вот некоторые точки зрения. Мнения ученых по вопросу разрешения клонирования человека разделились. Реакция церкви на новое открытие была однозначной. Так Мартин Робра,
секретарь Всемирного церковного Совета, заявил о необходимости введения
моратория на генетические исследования. С резким осуждением экспериментов
по клонированию выступил глава римско-католической церкви Иоанн Павел II. Какой бы точки зрения не придерживались власти, ясно одно - вопрос о
клонировании человека нуждается в правовом регулировании. Реакция политиков
не заставила долго ждать. Билл Клинтон, например, заявил: «Это
замечательное открытие (клонирование) поднимает множество важных вопросов. В Европе уже есть законодательная основа для запрещения клонирования
человека - недавно Совет Европы одобрил Конвенцию по правам человека и
биомедицине, в которую нужно будет внести лишь некоторые дополнения. Этот
документ, налагающий строгие ограничения на возможные злоупотребления
достижениями медицинской и биологической науки, в апреле 1997 года был
открыт к подписанию 40 странами - членами Совета Европы. В Великобритании
принятый в 1990 году закон «Об оплодотворении и эмбриологии» запрещает
клонирование человека с использованием клеток эмбриона, однако, по мнению Действительно ли стоит бояться последствий клонирования человека? Каковы
возможности применения новой технологии на практике? Газеты всего мира
трубят о тиражировании гениев, которые откроют человечеству новые
горизонты, или, наоборот, маньяков и террористов, которые, создав двойника,
станут неуловимыми. Эти предположения абсолютно беспочвенны, так как
влияние воспитания и социальной среды на формирование личности журналистами
не учитывается. Многих пугает возможность выращивания клонов ради получения
органов, идентичных органам донора. Такую перспективу исключать нельзя, но
уже сейчас проводятся куда более человечные эксперименты по выращиванию
млекопитающих, органы которых в дальнейшем можно будет пересаживать
человеку. Так технология трансплантации ядра увеличит шансы на успех при
пересадке человеку свиного сердца. Велико значение новых методов для
сельского хозяйства. Доктор Рон Джеймс, научный сотрудник фирмы "ППЛ Стоит рассмотреть и влияние новых открытий генетики на общественное
мнение в целом. На мой взгляд, весьма интересна точка зрения, которой
придерживается Аксель Кан, директор Лаборатории исследований в области
генетики и молекулярной патологии при Парижском институте молекулярной
генетики. В своей статье, посвященной возможности клонирования человека, он
в первую очередь рассматривает социальные последствия экспериментов в этой
области. Он считает, что если раньше было возможным лечение наследственных
болезней путем замены генов, то новые технологии, применяемые для
клонирования, открывают куда более широкие перспективы. Кан отмечает, что в
современном обществе все больше людей хочет иметь гарантию того, что все их
наследственные признаки в точности будут переданы следующему поколению. Литература. 1. Антология мировой философии: В 4-х т. Т.1. Ч.2. М.,1969. -----------------------
|
|